Подписка на рассылку

Новости блога ИД "БиНО" на email

30 января 2020
Практика учета

Комиссия по активам: для чего она нужна, как ее создавать, как она должна действовать

В законодательстве об учете многократно упоминают вопросы, по которым в учреждении решение должна принимать постоянно действующая комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов (далее – Комиссия по активам).

Нормативно-правовой акт Что обязана делать Комиссия по активам Что должна знать и уметь Комиссия по активам
СГС «Основные средства»1, п. 35 пп. «б» Определяет срок полезного использования основных средств, для которых отсутствуют указания в постановлении Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» Опыт эксплуатации соответствующих основных средств, навыки поиска и анализа информации
СГС «Основные средства», п. 40 Определяет стоимость структурных частей основного средства, по которым учреждение будет начислять амортизацию обособленно ввиду отличающегося срока полезного использования этих частей Навыки учета, экономическая квалификация
Методические указания по СГС «Основные средства»2 Принимает решения о реклассификации основных средств в иную группу основных средств или в иную категорию объектов бухгалтерского учета (например, в материальные запасы) в случае изменения целевой функции Знание норм учета, понимание порядка эксплуатации соответствующих активов в учреждении
Принимает решения о том, что актив не соответствует установленным критериям актива
СГС «Доходы»3, п. 11 Принимает решения о прекращении признания (выбытия) с балансового (забалансового) учета сомнительной задолженности по доходам – при наличии документов, подтверждающих неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала Знание Гражданского кодекса РФ и правоприменительной практики. Навыки учета
СГС «Запасы»4, п. 10 Определяет сроки полезного использования материальных запасов, используемых в деятельности субъекта учета в течение периода, превышающего 12 месяцев  
Инструкция № 1575 н, п. 25 Определяет справедливую стоимость объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по необменным операциям (безвозмездно, в том числе по договору дарения) Навыки учета, навыки поиска и анализа информации, экономическая квалификация
Инструкция № 157н, п. 34 Принимает к учету объекты основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации Опыт эксплуатации соответствующих нефинансовых активов
Инструкция № 157н, п. 34 Принимает решения о выбытии основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации Опыт эксплуатации соответствующих нефинансовых активов
Инструкция № 157н, п. 46 Уполномоченный член комиссии присутствует при нанесении инвентарных номеров на основные средства  
Инструкция № 157н, п. 51 Принимает решение о выбытии инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 10 000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом учете Опыт эксплуатации соответствующих нефинансовых активов, экономическая квалификация
Инструкция № 157н, п. 60 Определяет срок полезного использования нематериальных активов Навыки поиска и анализа информации, экономическая квалификация
Инструкция № 157н, п. 61 Ежегодно определяет продолжительность периода, в течение которого предполагается использовать нематериальный актив, и в случаях его существенного изменения уточняет срок его полезного использования
Инструкция № 157н, п. 63 Принимает решение о поступлении, внутреннем перемещении, выбытии (в том числе по основанию принятия решения о списании) объектов нематериальных активов Опыт эксплуатации соответствующих нефинансовых активов
Инструкция № 157н, п. 339 Принимает решение о списании с баланса дебиторской задолженности неплатежеспособных дебиторов Знание Гражданского кодекса РФ и правоприменительной практики. Навыки учета
Инструкция № 157н, п. 339 Принимает решение о признании безнадежной дебиторской задолженности, отраженной на забалансовом учете
Инструкция № 157н, п. 371 Принимает решение о списании с забалансового счета задолженности учреждения, не востребованной кредиторами
Инструкция № 157н, п. 377 Принимает решение о списании периодических изданий, приобретенных для комплектования библиотечного фонда Опыт использования библиотечных фондов
Методические указания № 52н6 Пишет заключение в Акте о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) Опыт эксплуатации соответствующих нефинансовых активов
Производит осмотр отремонтированных, реконструированных, модернизированных

объектов основных средств и пишет заключение в Акте приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и

 модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103)

Пишет заключение в Акте о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104)
Пишет заключение в Акте о списании транспортного средства (ф. 0504105)
Производит проверку  состояния  пришедшего  в  негодность  мягкого  и хозяйственного инвентаря и заполняет заключение в Акте о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143)
Производит проверку  состояния  документов и заполняет заключение в Акте о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144)
Производит осмотр прибывшего груза и заполняет заключение в Акте приемки материалов (ф. 0504220)
Производит проверку выданных со склада в

подразделения материальных запасов и заполняет заключение в Акте о списании материальных запасов (ф. 0504230)

Пишет заключение в Акте о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816)
Осуществляет контроль правильного ведения Книги регистрации боя посуды (ф. 0504044)

В графе «Что должна знать и уметь комиссия по активам» описано, какие опыт, навыки, профессиональная квалификация, которые позволят более качественно решать соответствующие вопросы, могут быть нужны членам комиссии.

Приведенный перечень вопросов, отнесенных законодательством к компетенции Комиссии по активам, соответствует ее основному назначению – решение вопросов, связанных с поступлением и выбытием активов:

  • чтобы принять актив к учету, часто необходимо его оценить;
  • чтобы принять актив к учету, законодательство об учете часто требует определить его срок полезного использования;
  • чтобы списать актив с учета, надо обосновать принятое решение.

Есть еще ряд вопросов, касающихся активов учреждения, ответственность за решение которых хорошо было бы разделить на всех членов Комиссии по активам, а не возлагать на одного бухгалтера.

1. Определение восстановительной стоимости7 нефинансовых активов для определения величины возмещения причиненного ущерба.

2. Решение вопроса8 о том, приводят ли работы, выполненные в отношении объекта нефинансовых активов, к улучшению первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта или не приводят. Как следствие, надо ли изменять балансовую стоимость по результатам работ или нет.

3. Разделение стоимости объектов нефинансовых активов в результате разукомплектации, изменение стоимости в результате частичной ликвидации. 4. Определение справедливой цены аренды методом рыночных цен9 – для принятия к учету объектов учета аренды.

5. Выявление признаков обесценения активов10 . В случае если признаки обесценения будут выявлены, принятие решения о проверке активов на обесценение.

Но скорее всего, если бухгалтер попытается организовать, чтобы эти вопросы в учреждении были возложены на Комиссию по активам, он вполне может получить возражение: «Где в законодательстве написано, что за эти вопросы должна отвечать Комиссия по активам?» Такое возражение вполне ожидаемо, потому что никто не хочет брать на себя лишнюю ответственность.

Состав Комиссии по активам

Законодательство не устанавливает никаких требований к составу Комиссии по активам.

ü Комиссии надо будет решать вопросы, связанные со сроками полезного использования материальных предметов, с их списанием по причине непригодности к использованию. Для того чтобы такое решение выглядело обоснованным, в составе комиссии желательно иметь хотя бы одного сотрудника с опытом эксплуатации и обслуживания таких объектов. Еще лучше, чтобы в комиссию входил сотрудник, у которого есть техническое образование.

  • Комиссии надо будет решать вопросы списания дебиторской и кредиторской задолженности. Такие решения должны соответствовать нормам гражданского законодательства. Значит, в составе комиссии хорошо было бы иметь грамотного юриста.
  • Надо ли включать в состав Комиссии по активам бухгалтера – вопрос неоднозначный. Информацию для обсуждения комиссии все равно будет готовить бухгалтер, и исполнять решения комиссии будет бухгалтер. То есть бухгалтер и так будет участвовать в процессе решения вопросов, даже если он не будет в составе комиссии. И подпись бухгалтера будет стоять на документе о списании.
  • Очевидно, что не следует включать руководителя учреждения в состав Комиссии по активам. Потому что руководитель и так будет своей подписью утверждать соответствующий первичный документ или иное документально оформленное решение в отношении активов учреждения.

Отдельно обратим внимание, что будет некорректно включать в состав Комиссии по активам тех сотрудников, которые в учреждении отвечают за материальные ценности. Иначе получится, что сотрудник, ответственный за сохранность и эксплуатацию предметов, сам же будет решать вопросы их списания.

Особенно сложно будет создать Комиссию по активам в учреждении с маленьким штатным составом. В этом случае учреждение вынуждено будет формировать комиссию не из тех, кто нужен, а из тех, кто есть.

Создание Комиссии по активам

В приказ о создании постоянно действующей комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов рекомендуем включить следующие положения:

1) полный перечень вопросов, входящих в компетенцию комиссии. Лучше всего полностью переписать все вопросы, отнесенные к компетенции Комиссии по активам, со ссылками на пункты законодательства, чтобы любой из членов комиссии мог быть ознакомлен с ними.

Встречаются случаи, когда отдельные сотрудники комиссии отказываются принимать участие в решении каких-либо вопросов. Если перечень компетенций комиссии учреждение закрепит внутренним распоряжением, то такие отказы уже не будут проходить.

Также можно добавить и иные вопросы, не регламентированные в законодательстве;

2) перечень должностей сотрудников, входящих в комиссию;

3) порядок функционирования комиссии в случае временного отсутствия одного или нескольких ее членов: возможность принятия решений неполным составом, возможность отложить принятие решения на ХХХ срок, возможность привлечения к решению вопросов иных сотрудников.

Персональный состав комиссии считаем более правильным утверждать отдельными приказами (распоряжениями). Это позволит отделить постоянную часть – перечень компетенций комиссии от переменной части – персонального состава.

Документальное оформление решений Комиссии по активам

Если Комиссия по активам решает вопросы списания нефинансовых активов, считаем, что документальное оформление решения комиссии можно ограничить заполнением соответствующего раздела в документе о списании.

Если Комиссия по активам решает иные вопросы, например определяет срок полезного использования предметов, для которых отсутствуют указания в Постановлении № 1, решение комиссии может быть документально оформлено протоколом.

Протокол заседания Комиссии по активам может иметь следующую структуру:

1) описание сути решаемого вопроса;

2) перечисление обстоятельств (документов), на которые комиссия опиралась при принятии решения. В зависимости от сложности рассматриваемой ситуации этот раздел может быть ограничен только перечнем документов, которые пойдут приложением к протоколу, или содержать дополнительно какие-то обобщающие или поясняющие комментарии;

3) решение комиссии;

4) перечень дальнейших действий, которые следует предпринять соответствующим сотрудникам учреждения, во исполнение этого решения комиссии.

В зависимости от рассматриваемого вопроса:

1) дальнейшие действия могут не требовать санкции руководителя. Считаем, что установка срока полезного использования может быть сделана без участия руководителя;

2) принятое комиссией решение может потребовать информирования руководителя. Очевидно, что руководителя следует уведомить о том, какую справедливую стоимость установила комиссия для принимаемых к учету активов;

3) принятое комиссией решение может потребовать согласования руководителя. Например, даже если комиссия приняла решение о возможности списать дебиторскую задолженность неплатежеспособного должника, окончательное решение и ответственность должны быть за руководителем.

ВНИМАНИЕ! Следует обращать внимание на дату документа, которым оформлено решение Комиссии по активам. Согласно данным табельного учета все члены комиссии в этот день должны быть на работе. Иначе решение комиссии может быть признано не имеющим силы. Со всеми вытекающими последствиями.


1федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 257н)

2письмо Минфина России от 15 декабря 2017 г. № 02-07-07/84237, не является НПА

3федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» (утв. приказом Минфина России от 27 февраля 2018 г. № 32н)

4федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» (утв. приказом Минфина России от 7 декабря 2018 г. № 256н)

5Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н)

6Методические указания по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями (утв. приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н)

7п. 220 Инструкции № 157н

8п. 27 Инструкции № 157н

9п. 26 СГС «Аренда», п. 59 СГС «Концептуальные основы»

10раздел III СГС «Обесценение активов»

Пожалуйста, оцените качество статьи

_________


Поделиться
в социальных сетях:
Если у Вас остались вопросы - Вы можете задать их здесь: задать вопрос редакции
Читайте в свежем номере:
  • Освещение на территории муниципального образования
  • Наружное освещение – разбор ошибок
  • Наружное освещение: из актов проверок
  • Вопросы и ответы по освещению на территории муниципального образования
  • Изменения стандартов в 2020 году
  • Изменения форм первичных учетных документов и учетных регистров, а также порядка их заполнения и применения
Деловой журнал
для руководителей и бухгалтеров бюджетных, казенных, автономных учреждений

Другие материалы

Ответы на вопросы

Объединение здания и прилегающих объектов в один объект основных средств

Практика учета

Начисление расходов по уборке мусора

Ответы на вопросы

Коды КБК и КОСГУ для доходов от реализации готовой продукции

Практика учета

Отражение в учете возмещения ущерба, причиненного учреждению

Новости

Комментарий к постановлению Правительства РФ от 16 июля 2020 года № 1052, внесшего изменения в Порядок формирования госзадания

Практика учета

На каких счетах учитывать смазочные материалы, иные технологические жидкости для автотранспорта?

Печатная подписка

Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Итого - 10000 RUB
Неверный ввод

Онлайн подписка

Журнал:
Год:
Срок подписки:
Итого:
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Итого - 10000 RUB
Неверный ввод