Вопрос
Наше учреждение создано недавно. Наш учредитель – администрация муниципального района – за счет своих средств отремонтировала и передала нам здание. Администрация муниципального района потратила средства на ремонт и приобретение офисной техники и списала их на увеличение стоимости здания.
В 2015 г. мы начали свою деятельность, нам на баланс (в оперативное управление) по акту приема-передачи передали только здание. В помещениях установлена офисная техника (принтеры, компьютеры и пр.), а в акте приема-передачи указали только одно наименование – «Здание» и обозначили его первоначальную стоимость, данных об установленной технике нет. Однако данные о стоимости установленной техники и стоимости работ по ее монтажу есть в актах о приемке выполненных работ формы 2-КС между администрацией муниципального района и подрядчиком.
Подскажите, как нам оприходовать компьютеры и другую офисную технику?
Ответ
В вашем случае вполне можно говорить о «находке». Если в переданном вам помещении вы «неожиданно» обнаружили технику, а также, очевидно, мебель (если техника не стояла на полу или в заводских коробках), на которую нет совершенно никаких документов о приеме-передаче, вам надо действовать согласно нормам Гражданского кодекса РФ. А именно1: «нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи, или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу».
Исходя из этой нормы, в первую очередь вам необходимо известить предполагаемого владельца вещей. В вашем случае – администрацию муниципального района. Конечно же, сделать это необходимо в документальной форме, официальным письмом.
Использовать находку для собственных нужд ваше учреждение не имеет права. Законодательство ограничивает2 ваши права на находку следующим образом: вы имеете право или хранить находку у себя, или сдать на хранение в полицию, или передать в орган местного самоуправления, или передать лицу, указанному полицией либо органом местного самоуправления. Конечно же, если вы решите хранить находку у себя, вы несете ответственность3 за ее сохранность.
Если вы решили хранить находку у себя, ее следует отразить в учете. Но находка не может быть отражена в составе ваших активов, потому что никаких прав на получение полезного потенциала от этих вещей у вас нет. Значит, единственная возможность отразить находку в учете – на забалансовом счете 02.
По истечении срока 6 месяцев после того, как вы уведомите полицию или орган местного самоуправления, вы можете получить4 вещные права на находку, если ее владелец не будет обнаружен. Указанный срок следует исчислять не с даты находки, а с даты уведомления. Если вы никого о находке не уведомили, то никаких оснований получить на нее права у вас и не будет.
По истечении полугодового срока (если собственник не предъявит своих прав на вещи) комиссия учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов должна будет определить5 справедливую стоимость имущества, установить нормативный срок полезного использования для целей отнесения имущества к основным средствам или материальным запасам, а также для целей начисления амортизации (для имущества, основных средств, оценочная стоимость которых составит более 100 000 руб. за единицу) – с учетом фактического срока эксплуатации. Далее вам нужно будет принять имущество к учету на счета основных средств или материальных запасов.
№ п/п |
Содержание операции |
Бухгалтерская запись |
|
Дебет |
Кредит |
||
1 |
Поступление бесхозяйных вещей в состав основных средств |
101XХ 310 |
40110 199 |
2 |
Поступление бесхозяйных вещей в состав материальных запасов |
1053Х 340 |
40110 199 |