22 сентября 2019
Опыт

Как провести сверку с налоговой инспекцией

Каждый бухгалтер знает, что ошибки в расчетах с контрагентами (в том числе и с налоговым органом) всегда могут возникнуть. И если бухгалтер уверен, что у него по бухгалтерии все верно, то за контрагента отвечать на все 100% он не может.

Сверка с налоговым органом позволяет руководителю не только выявить переплату в бюджет и по возможности управлять ею, но и своевременно обнаружить ошибки, которые могут служить основанием для начисления пени. Также это позволит избежать неожиданных ситуаций в работе учреждения, таких как приостановление операций по расчетному счету, безакцептное списание денежных средств по недоплатам и пеням, и оценить работу главного бухгалтера.

Кроме того, своевременная сверка позволит безболезненно получать справки об отсутствии задолженности перед бюджетом, которые нужны для получения банковского кредита, участия в тендере, прохождения процедуры лицензирования.

Сверка – необходимость или право налогоплательщика?

Напомним, основной документ, регулирующий порядок сверки 1. Совместную сверку налогоплательщика и налогового органа регулирует раздел 3 Регламента.

Обращаем ваше внимание на то, что проведение сверки с налоговым органом – это право налогоплательщика. Однако согласно вышеуказанному Регламенту налоговый орган проводит сверку с налогоплательщиком в обязательном порядке в следующих случаях:

– с крупнейшими налогоплательщиками – ежеквартально;

– по инициативе налогоплательщика.

Иногда сверку расчетов может инициировать и налоговый орган 2. Как правило, налоговая инспекция предлагает сверить расчеты в случаях обнаружения переплаты налогов (пеней, штрафов) в бюджет 3.

Порядок проведения сверки

Рассмотрим порядок проведения сверки с налоговым органом. Порядок, применяемый при бумажном документообороте, аналогичен порядку с использованием электронных каналов связи, разница только в способе отправки и получения документов и наличии электронной цифровой подписи[1].

Шаг 1. Подаем заявление  о сверке расчетов в налоговую инспекцию

Если учреждению необходимо провести сверку по расчетам с бюджетом, то бухгалтер должен составить и подать в налоговый орган заявление с просьбой предоставить акт сверки расчетов. Заявление готовят в двух экземплярах.

Заявление подают в налоговый орган по месту регистрации учреждения в качестве налогоплательщика 4. Форма заявления законодательством не установлена, поэтому его составляют в произвольном виде, указав обязательные реквизиты: наименование учреждения, ИНН и КПП, ОГРН, почтовый адрес учреждения, контактный телефон исполнителя. Обратите внимание на правильность указанных реквизитов – в случае отсутствия или ошибки в обязательном реквизите налоговый орган имеет право отказать в предоставлении акта сверки. Также в заявлении укажите: КБК налогов (по которым нужно провести сверку), ОКТМО, период сверки, способ получения акта (лично или по почте). В противном случае, инспекторы сверят данные по всем вашим платежам на день, когда они получили заявление, а акт отправят вам по почте.

Пример. Главному бухгалтеру перед проведением годовой инвентаризации необходимо подтвердить остатки дебиторской и кредиторской задолженностей, в частности и по расчетам в бюджет. Для этого бухгалтер подготовил заявление и отдал его на подпись руководителю.


Руководителю ИФНС России № 49 по г. Москве Петрову А. Г.

от Бюджетного учреждения

 Адрес места нахождения: 124412, г. Москва,

ул. Каштановая, д. 7

 ИНН 774911111, КПП 774901001, ОГРН 1047712345678

 

Исх. № 123 от 12.01.2018 г.

 

Заявление

Просим предоставить акт сверки за период с 1 января по 31 декабря 2018 г. по  налогам, пеням, штрафам и процентам:

– НДС –  КБК 182 1 03 01000 01 1000 110 ОКТМО 45111111;

– налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, –  КБК 182 1 01 01 011 01 1000 110  ОКТМО 45111111;

– налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъектов РФ, – КБК 182 1 01 01012 02 1000 110 ОКТМО 45111111;

– налог на имущество – КБК 182 1 06 02010 02 1000 110 ОКТМО 45111111.

Способ получения – лично на руки.

 

Руководитель    ____________    В. П. Калиниченко

     М.П. 

 

Исп. – гл. бухгалтер Скобелева М. И.

Тел. (499) 222-22-22


 

-----конец примера-----

Заявление при бумажном документообороте можно подать двумя способами:

– через представителя учреждения, который лично отнесет заявление в налоговую инспекцию. Доверенность на сдачу в данном случае не нужна. Попросите 5 инспектора поставить отметку о принятии и на вашем экземпляре;

– заказным письмом по почте. В конверт вкладывают один экземпляр заявления. Рекомендуем пересылку оформлять ценным письмом, с описью вложения и уведомлением о вручении. После отправки конверта эти документы служат подтверждением факта и даты отправки, их необходимо подколоть к экземпляру заявления учреждения.

При электронном документообороте заявление, подписанное электронной подписью, отправляют по электронным каналам связи.

Вместо заявления можно направить запрос на сверку по ТКС. В этом случае вам пришлют акт сверки для информирования. Если вы не согласны с ним, то подайте в инспекцию заявление на бумаге 6.

Шаг 2. ИФНС России готовит и передает акт сверки учреждению

Отправленное учреждением заявление поступает инспектору отдела по работе с налогоплательщиками. В течение пяти дней он должен подготовить акт сверки на основе данных лицевого счета учреждения и передать его налогоплательщику 7.

Акт сверки 8 состоит из титульного листа и двух разделов. Титульный лист содержит информацию об учреждении, налоговом органе, налогах, представленных в акте. Разделы заполняют на каждый налог на отдельном листе. Раздел 1 содержит итоговые суммы по каждому налогу, пени, штрафам, процентам на дату сверки, раздел 2 – расшифровку расчетов за период.

Инспектор по заявлению учреждения предоставляет акт, состоящий из Титульного листа и раздела 1. Формой раздела 1 предусмотрено место для указания учреждением причин разногласий, если такие есть, и предложения по их устранению.

В соответствии с оговоренным в заявлении способом получения акта сверки инспекция вручает его учреждению в двух экземплярах, подписанных со стороны налогового органа. Напомним, что при личном получении в налоговом органе представитель учреждения должен иметь доверенность.

Шаг 3. Учреждение изучает акт сверки

Главный бухгалтер учреждения, получив от налогового органа акт сверки, сверяет данные своего учета с данными акта, сформированного налоговым органом.

Продолжение примера. Приведем фрагмент акта сверки.


    Приложение

к приказу ФНС России

от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@

 Форма по КНД 1160070

       ┌─┬─┬─┬─┐

  Стр.    1 │  │  │ │

 └─┴─┴─┴─┘

ИФНС России № 49 по г. Москве__________________________________________________

(наименование налогового органа)

Бюджетное учреждение ИНН 7749111111, КПП 774901001, ОГРН 1047712345678_______

(наименование налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков,

плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, ИНН, КПП;

Ф.И.О.1 индивидуального предпринимателя, ИНН)

124412, г. Москва, ул. Каштановая, д. 7_____________________________________________

(место нахождения; место жительства)

АКТ

совместной сверки расчетов по налогам, сборам,

страховым взносам, пеням, штрафам, процентам № 17

Должностное лицо налогового органа, осуществляющее сверку расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам

Митрофанова Л.П. (495) 111-11-11_______________________________________________

(Ф.И.О., телефон)

 

Налогоплательщик, ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков, плательщик сбора, плательщик страховых взносов, налоговый агент (законный, уполномоченный представитель)

Скобелева М.И. (499) 222-22-22___________________________________________________

(Ф.И.О., телефон)

 

произвели совместную сверку расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам за период

с "01" января 2018 г. по "31" декабря 2018 г.

по состоянию на: "15" января 2019 г.

                                                                                      ┌─┬─┬─┬─┐             

Данный акт составлен на │5 │  │  │  │ листах

                               └─┴─┴─┴─┘             

Налог (сбор, страховые взносы):

КБК:

ОКАТО/ОКТМО:

Налог на добавленную стоимость

182 1 03 01000 01 1000 110

45111111

Налог на прибыль, уплачиваемый в федеральный бюджет

182 1 01 01 011 01 1000 110

45111111

Налог на прибыль, уплачиваемый в бюджет субъектов РФ

182 1 01 01012 02 1000 110

45111111

Налог на имущество

182 1 06 02010 02 1000 110

45111111

 

Остатки по налогам, пени, штрафам по данным налогового органа на 15.01.2019 г.:

– НДС – переплата 19 000,00 руб.;

– пени по налогу НДС – переплата 780,00 руб.;

– налог на прибыль, уплачиваемый в федеральный бюджет, – задолженность 346,00 руб.;

– пени по налогу на прибыль, уплачиваемому в федеральный бюджет, – задолженность 23,00 руб.;

– налог на прибыль, уплачиваемый в бюджет субъектов РФ, – задолженность 39 000,00 руб.;

– налог на имущество – задолженность 25 000,00 руб.;

– пени по налогу на имущество – задолженность 1 000,00 руб.


-----конец примера-----

 

Далее бухгалтер действует в зависимости от результата сверки. Вариантов может быть два – либо расхождения обнаружены, либо нет.

Расхождения не обнаружены

В случае если расхождения не обнаружены и учреждение подтверждает все суммы задолженностей, бухгалтер передает руководителю на подпись два экземпляра акта сверки.

Продолжение примера. В акте сверки главным бухгалтером обнаружена переплата по налогу на добавленную стоимость в размере 19 000,00 руб., которая образована из двух сумм – 1 100,00 руб. и 17 900, 00 руб. Расшифруем суммы переплаты.

В декларации по НДС за III квартал 2018 г. налог, исчисленный к уплате, составляет 15 900,00 руб., однако заявкой на кассовый расход было перечислено в бюджет 17 000,00 руб. Как итог – из-за ошибки бухгалтера при заполнении заявки на кассовый расход возникла переплата 1 100,00 руб.

Переплата 17 900,00 руб. возникла по результатам камеральной проверки декларации за II квартал 2018 г. Налоговая инспекция подтвердила обоснованность заявленных вычетов.

Главбух Скобелева М.И. подтвердила переплату по налогу в сумме 19 000 руб.

-----конец примера-----

Использовать переплату по налогам учреждение имеет право 9 тремя способами, но не все эти возможности допустимы для всех типов учреждений:

1) Зачесть в счет предстоящих платежей по этому налогу.

Для казенных учреждений допустимо производить зачет только в том случае, если переплата имела место в текущем году. Если переплата была в прошлые годы, то зачет переплаты будет нарушением положений 10 Бюджетного кодекса РФ. Казенное учреждение исполняет свои обязательства за счет средств соответствующего бюджета и в рамках бюджетной сметы. Таким образом, казенное учреждение не имеет права исполнять обязательства текущего года иным способом, кроме бюджетных ассигнований текущего года.

Для бюджетных и автономных учреждений подобные ограничения не установлены, хотя и для этих типов учреждений погашение задолженности по уплате налогов в текущем году за счет переплаты в прошлые годы выйдет за рамки расходов, предусмотренных Планом ФХД на текущий год.

2) Зачесть в счет уплаты другого налога.

В отношении этого способа имеют место те же самые ограничения, что и для случая зачета в счет предстоящих платежей того же самого налога.

3) Вернуть на расчетный счет.

Казенные учреждения должны учитывать возврат в текущем году излишне уплаченных налогов прошлых лет как доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет. Возврат налогов, излишне уплаченных в текущем году, следует рассматривать как восстановление кассовых расходов текущего года.

Для бюджетных и автономных учреждений законодательством не установлены строгие требования в отношении возвратов в текущем году излишне уплаченных расходов прошлых лет. Более того, бюджетные и автономные учреждения ряд налогов (НДС, налог на прибыль) уплачивают не как расходы, а как уменьшение доходов. Возврат переплаты таких налогов для бюджетного и автономного учреждения будет восстановлением доходов.

 

Сразу отметим, что все категории налогоплательщиков имеют право на зачет или возврат переплаты по налогам, пеням и штрафам в случаях, если они самостоятельно их переплатили или налоговой инспекцией они были излишне взысканы.

Обращение в инспекцию за зачетом или возвратом имеет смысл при существенных суммах переплаты или когда вы уже перестали быть плательщиком конкретного налога.

Зачет в счет предстоящих платежей

Если размер переплаты несущественен, и вы понимаете, что ее можно использовать в течение трех лет, то разумно зачесть ее в счет предстоящих платежей по этому налогу.  Уведомлять налоговую инспекцию в данном случае не нужно. Зачет будет произведен автоматически, как только будут начисления по данному налогу. Бухгалтеру необходимо только отследить остаток переплаты и, когда он подойдет к концу, своевременно доплатить налог в бюджет.

Напомним, что все налоги поделены на федеральные, региональные и местные. И существует правило, что зачет переплаты можно производить только в пределах своей группы: переплата по федеральным налогам – в счет федеральных налогов, по региональным – в счет региональных, а по местным – в счет местных 11.

Если обнаружена недоимка по налогу, с которой учреждение согласно, то ее нужно либо доплатить в бюджет с начисленными пенями, процентами и штрафами на основании Требования на уплату (доплату) налога, либо погасить за счет имеющейся переплаты.

Для произведения налоговой инспекцией зачета учреждению следует подать заявление 12. Зачет налоговым инспектором  будет произведен, если:

– переплата стала следствием ошибки в сумме платежа или в результате подачи уточненной декларации за прошлые периоды;

– уплаченные авансовые платежи превысили сумму налога за год;

– по декларации заявлен к возмещению НДС.

Обращение за зачетом возможно в течение трех лет со дня уплаты налога, подачи декларации 13.

Заявление о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) 14 состоит из одной страницы и приложения к нему. Первая страница содержит информацию об учреждении, налоговом органе, в который предоставлено заявление, и налоговом органе, в котором учтена излишне уплаченная (подлежащая возмещению) сумма, а также сведения о налоге, по которому есть переплата. В приложении указываете данные налога, его размер и код налогового органа, принимающего на учет поступления.

Рекомендуем к заявлению приложить копии платежных документов и иных документов, подтверждающих наличие переплаты.

Заявление должно быть подписано руководителем либо его представителем 15. Напомним, подпись представителя нужно подтвердить. Целесообразно приложить к заявлению заверенную подписью руководителя и печатью учреждения копию доверенности 16.

Заявления на зачет или возврат переплаты учреждение может представить в инспекцию:

– лично. На вашем экземпляре заявления инспектор, принимающий корреспонденцию, поставит отметку о дате поступления заявления;

– по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении;

– по телекоммуникационным каналам связи – при электронном документообороте.

Продолжение примера. Задолженность по налогу на прибыль, уплачиваемому в федеральный бюджет, составила 346,00 руб., и пени по этому налогу – 23,00 руб. Данные учета подтверждают задолженность. Главбух Скобелева М.И. на совещании с руководителем согласовала проведение взаимозачета между налогами: за счет переплаты по НДС погасить задолженность по налогу на прибыль, уплачиваемому в федеральный бюджет, и пени. Сумма пени на погашение будет больше, чем по акту сверки, так как они будут погашены лишь в течение месяца, и их будут начислять вплоть до дня погашения.  Бухгалтерия подготовила заявление на зачет.

Рис1. «Форма по КНД 1150057 Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога.»Рис 2. «Форма: Сведения о налоговом органе, принимающем на учет поступления»

-----конец примера-----

Возврат суммы переплаты на расчетный счет

Возврат сумм переплаты на расчетный счет налоговый орган также производит на основании заявления.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) 17 состоит из одной страницы и приложения к ней. Первая страница содержит информацию об учреждении, налоговом органе, вид и размер налога, подлежащий возврату. Приложение содержит сведения о банковском счете, на который необходимо перечислить указанную сумму переплаты по налогу (сбору, страховому взносу, пени, штрафу).

Отметим, инспекция обязана вернуть переплату на любой расчетный счет, указанный вами в заявлении, вне зависимости от того, есть ли сведения о нем у инспекции. Отказ на основании того, что счет не занесен в базу данных налоговых органов, неправомерен 17.

Продолжение примера. Бухгалтерия подготовила заявление о возврате переплаты по НДС.

Рис 3. «Форма по КНД 1150058 Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога»Рис.4 «Форма: Сведения о счете»

 -----конец примера-----

Инспектор  обязан принять решение о зачете или возврате  в течение 10 рабочих дней 19 со дня получения заявления от учреждения. И оповестить учреждение о принятом решении в течение 5 рабочих дней 20. А сам возврат средств ИФНС России должна произвести в течение одного месяца 21.

Но на деле не редки случаи, когда налоговики задерживают возврат. Знайте, если сроки нарушены, вам положена компенсация в виде процентов 22. Рассчитывают ее за каждый календарный день просрочки 23. Начало – день, следующий за последним днем месячного срока, отведенного на возврат, по день, предшествующий дню поступления денег на расчетный счет.

Проценты рассчитывают по формуле: 24 

сумма           = сумма       х ставка рефинансирования, %  х количество календарных

процентов        переплаты                     360 дн.                                дней просрочки

Так же проценты начисляют на излишне взысканные налоговой инспекцией платежи.

Продолжение примера. 20 января 2019 г. учреждение обратилось в инспекцию с заявлением о возврате переплаты по налогу на добавленную стоимость в размере 17 900,00 руб. Налоговая инспекция произвела возврат 27 февраля 2019 г. с нарушением срока. Период просрочки – 6 календарных дней: с 21 по 26 февраля 2019 г. включительно. Ставка рефинансирования составляет 7,75% годовых.

Рассчитаем сумму процентов, которую инспекция должна выплатить учреждению за несвоевременный возврат переплаты.

 (17 900 руб. х 0,0775/ 360 х 6 дн.) = 23,12 руб.

-----конец примера-----

Если при возврате ИФНС России переплаты проценты не были перечислены или были перечислены в меньшем размере, то она должна самостоятельно их доначислить и перечислить дополнительным платежом 25.

Напомним, что сверку с ИФНС можно проводить также и по процентам 26.

Оформляем акт сверки без разногласий

По сверенным налогам, с суммами которых учреждение согласно, заполняют соответствующие листы акта сверки. Внизу каждого листа делают надпись в строке «согласовано» – «без разногласий», и лист подписывает руководитель.

Срок проведения такой сверки не должен превышать 10 рабочих дней 27. Один подписанный экземпляр учреждение передает налоговой инспекции. На этом сверку считают завершенной.

Продолжение примера. Так как с переплатой учреждение согласно, соответственно, графу 4 акта сверки бухгалтер не заполняет.

Ниже приведем фрагмент заполненного акта сверки расчетов по НДС.

№ строки

Сальдо расчетов

Сумма

(руб.)

Отметка заинтересованного лица или его представителя

о расхождениях (рублей)

1

2

3

4

 

По налогу (сбору):

1.2

Переплата

19 000,00

 

Должностное лицо налогового органа,

осуществляющее сверку,  __Митрофанова___  Митрофанова Л.П.        15.01.2019 г.

Согласовано: без разногласий

Способ получения документов: лично

Заинтересованное лицо __Калиниченко___ Калиниченко В.П.               15.01.2019г.

-----конец примера-----

Расхождения обнаружены

Отсутствие расхождений – это, конечно, очень хорошо, но так бывает далеко не всегда. И, как правило, при проведении сверки с налоговой инспекцией расхождения хоть на копейку, но всегда будут обнаружены. Напомним, при наличии расхождений сверку проводят максимум 15 рабочих дней 28.

Причины расхождений

Расхождения могут возникнуть по вине учреждения,  или ИФНС России, или обеих сторон:

– ошибки, допущенные учреждением при перечислении налога. Наиболее распространенной считают указание неверного КБК. Денежные средства по таким платежам «висят» в Федеральном казначействе как «невыясненные». И как результат – обязанность по уплате налога считают невыполненной, на сумму недоимки начинают капать пени. Напомним, ошибки в платежном поручении 29 – неверно указан КБК, ОКТМО, тип платежа, статус плательщика – можно исправить уточнением. Для этого в инспекцию учреждение направляет заявление, на основании которого инспекция зачисляет платежи на лицевой счет учреждения30;

– ошибки в неверном отражении в учете начислений или уплаты;

– неотражение как в учете учреждения, так и в лицевом счете в налоговой инспекции, начислений по камеральным и выездным проверкам;

– ошибки из-за неправильной разноски начислений и платежей налоговым инспектором;

– из-за разницы в периоде отражения начислений. К примеру, учреждение в учете отражает начисления по налогу на прибыль за год 31 декабря, инспекция – 28 марта следующего года;

– несвоевременные начисления платежей инспектором в случае отправки отчетности по почте.

Как поступить с выявленными расхождениями, зависит от того, в чью пользу расхождение, а также от того, чья вина.

Если расхождение в пользу учреждения, то какой смысл это расхождение оспаривать и искать причины расхождения? Логичнее привести свои учетные данные в соответствие с данными инспекции.

Если же расхождение в пользу ИФНС России, то надо выяснять причины расхождения. Если вина учреждения – надо согласиться с данными инспекции и внести исправления в свой учет. Если вина инспекции – надо зафиксировать расхождения в акте и добиваться, чтобы ИФНС России привела свои данные в порядок.

Оформляем акт сверки с разногласиями

Расхождения с расшифровкой причин бухгалтер указывает в графе 4 раздела 1 акта по каждому налогу в отдельности. При этом обязательно следует указать, что акт подписан с разногласиями.

Продолжение примера. Бухгалтером обнаружено, что в информационной базе налогового органа не отражены сведения об уменьшении суммы задолженности перед бюджетом по налогу на имущество на основании уточненной декларации, согласно которой задолженность по налогу должна быть уменьшена на 15 000,00 руб.

Расхождения бухгалтер фиксирует в графе 4 раздела 1 акта сверки.


Раздел 1

Акта совместной сверки расчетов

по налогам, сборам, пеням,

штрафам, процентам №17

Форма по КНД 1160070

┌────┬─┬──┐

│  Стр.│ 5 │ │ │

└────┴─┴─┴─

 

Вид налога (сбора): налог на имущество организаций

КБК:182 1 06 02010 02 1000 110

ОКАТО / ОКТМО:45111111

КПП:774901001

№ строки

Сальдо расчетов

Сумма (рублей)

Отметка заинтересован-ного лица или

его представителя

о расхождениях (рублей)

1

2

3

4

 

По налогу (сбору):

1.1.

Задолженность, всего

25 000,00

10 000,00

 

в том числе:

 

 

1.1.1.

Недоимка

25 000,00

10 000,00

 

По пеням:

2.1.

Задолженность, всего

1 000,00

0,00

 

в том числе:

 

 

2.1.1.

задолженность (кроме отсроченных, приостановленных к взысканию, реструктуризированных платежей)

1 000,00

0,00

Должностное лицо налогового органа,

осуществляющее сверку, __Митрофанова___  Митрофанова Л.П.        15.01.2019 г.

Согласовано: с разногласиями 

Способ получения документов: лично

Заинтересованное лицо __Калиниченко___ Калиниченко В.П.              15.01.2019 г.

-----конец примера-----

Шаг 4. Передаем в инспекцию акт сверки и документы

Когда работа с актом сверки закончена и в случае разногласий выявлены все ошибки и неточности, бухгалтер подписывает акт сверки у руководителя. При необходимости готовит подтверждающие документы. Документы представляют в виде копий, заверенных подписью руководителя и печатью учреждения.

Акт сверки и копии документов можно направить в налоговую инспекцию лично или по почте. При использовании электронного документооборота отправляют все документы с электронной подписью по электронным каналам связи.

Полученный от налогоплательщика акт сверки, подписанный без разногласий, инспектор подкалывает в дело учреждения. На этом сверку считают завершенной.

Продолжение примера. Для устранения расхождений по налогу на имущество бухгалтер представил в налоговую инспекцию помимо акта еще и заверенную копию уточненной налоговой декларации.

-----конец примера-----

Шаг 5. Получаем уточненный акт сверки, подписываем и возвращаем ИФНС России

Если представлен акт с разногласиями, инспектор сверяет расчеты по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика. Выявленные расхождения устраняет. Срок для исправления ошибок у инспектора не более пяти рабочих дней.

Затем инспектор должен подготовить и направить налогоплательщику акт сверки с приложением раздела 2. Повторим, что в нем информация представлена в развернутом виде. Суммы разнесены с учетом остатка на начало периода, начислений и платежей за сверяемый период и остатка на конец сверяемого периода.

После внесения исправлений в базу данных инспектор формирует новый акт сверки расчетов на текущую дату. Два экземпляра подписанного со стороны налогового органа акта сверки инспектор в течение трех рабочих дней должен передать учреждению. Подписанный руководителем уточненный акт сверки направляют в налоговую инспекцию.

Если все же и после получения раздела 2 разногласия не сняты, то рекомендуем записаться на прием к инспектору на проведение личной сверки. Для этого бухгалтеру необходимо помимо доверенности при себе иметь все первичные документы (декларации, платежные поручения, акты проверок, судебные заключения).

Шаг 6. Учитываем результаты сверки

В бухгалтерском учете учреждения фиксируют все факты хозяйственной деятельности, в том числе и операции по зачетам, возвратам платежей в бюджет.

Порядок отражения в учете результатов сверки с ИФНС, а также возвратов, зачетов, пней и т.д. имеет много различных вариантов в зависимости от типов учреждений, видов налогов и т.д. Этот вопрос рассмотрен в отдельном материале 31.

Возврат или зачет переплаты в судебном порядке

Если налоговая инспекция отказала в удовлетворении ваших требований по возврату или зачету переплаты или оставила их без ответа, то учреждение имеет право вернуть переплату через суд. Подать исковое заявление в арбитражный суд о зачете или возврате сумм излишне уплаченных налогов можно в пределах срока давности, который составляет три года. Этот срок подлежит отсчету с того дня, когда учреждение узнало или должно было узнать об излишней уплате налогов, пеней, штрафов 32.

Акцентируем ваше внимание, что трехгодичный срок исковой давности применяют только в том случае, если вы обращаетесь в суд с материальным требованием о зачете или возврате излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов. Если вы не согласны и оспариваете решения или действия налоговых органов или их должностных лиц в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, то срок для обращения в суд составляет три месяца с даты, когда вам стало известно о нарушении ваших прав и интересов 33.

А что же делать с переплатой, по которой истек срок исковой давности? Зачесть или вернуть ее через инспекцию учреждение не сможет 34. И вполне разумно возникает вопрос: можно ли вернуть через суд? Нет. Обращение в суд возможно, только если инспекция откажет вам в зачете, возврате или не ответит на заявление в установленный срок. 35 Из чего следует, что налогоплательщик не может обратиться в суд за зачетом или возвратом переплаты, если он пропустил срок обращения в инспекцию.

Неоднозначная ситуация с датой подписания акта сверки расчетов по налогам (пеням, штрафам, процентам). Можно ее считать днем, когда налогоплательщик узнал о переплате?

Действительно, часто переплату выявляют в ходе сверки расчетов с бюджетом. Некоторые суды считают 36, что дата подписания акта с переплатой и подтверждает момент, с которого налогоплательщику стало известно о переплате. При этом важно, чтобы акт сверки был подписан без разногласий 37. В противном случае суд может отказать, аргументируя тем, что вы узнали о переплате из данного акта.

Однако суды выносят и противоположные решения 38, о переплате налогоплательщик должен знать и без проведения сверки с налоговым органом.

Поскольку судебная практика по данному вопросу неоднозначна, то не стоит затягивать с подачей заявления о зачете или возврате переплаты.

Выводы и рекомендации

Итак, мы убедились, что сверка с налоговым органом – не пустая трата времени. Эта процедура позволяет сэкономить средства учреждения и обеспечить бесперебойный финансовый процесс без рисков блокировки счета или потерь при безакцептном снятии сумм налогов.

Поэтому рекомендуем проводить сверку налогов ежегодно. Часто бухгалтер не понимает значимости последствий, которые могут повлечь ошибки в расчетах с бюджетом, поэтому сам руководитель должен настоять на проведении сверки.

 


1) приказ ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента учреждения работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами» [a1] (далее Регламент)

2) п.14, абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ

3) абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ

4) п. 2 ст. 78 НК РФ

5) п. 3.4.1 Приложения к Приказу ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@

6) п. п. 2.22, 2.6, 2.7 Приложения N 1 к Приказу ФНС России от 13.06.2013 N ММВ-7-6/196@

7) п. 3.4.3 Регламента, пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ

8) утвержден приказом ФНС России от 20 августа 2007 г. № ММ-3-25/494@ (здесь и далее – акт сверки)

9) ст.78 НК РФ

10) п.2 ст.162 БК РФ

11) п. 1 ст. 78 НК РФ

12) Приказ ФНС России от 30.11.2018 № ММВ-7-8/670@

13) ст. 79 НК РФ

14) Приложение 2 к приказу ФНС России от 30.11.2018 № ММВ-7-8/670@

15) п. 1 ст. 26 НК РФ

16) п. 3 ст. 26, п. 3 ст. 29 НК РФ, п. 4 ст. 185.1 ГК РФ

17) Приложение № 1 к приказу ФНС России от 30 ноября 2018 г. № ММВ-7-8/670@

18) постановление ФАС Уральского округа от 25 мая 2009 г. № Ф09-3320/09-С3

20) п. 9 ст. 78 НК РФ

21) п. 6 ст. 78 НК РФ

22)п. 10 ст. 78 НК РФ

23) п. 12 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 14 января 2013 г. № 03-02-07/1-7

24) п. 3.2.7 Методических рекомендаций (в ред. приказа ФНС России от 3 июля 2013 г. № ММВ-7-8/231@)

25) п. 12 ст. 78 НК РФ

26) пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ

27) п. 3.1.2 Регламента

28) п. 3.1.2 Регламента

29) напомним, при оплате налогов с лицевого счета, открытого в органе Федерального казначейства, учреждение направляет заявку на кассовый расход, на основании которой казначейство оформляет платежное поручение. ФНС видит именно платежное поручение

30) п. 7 ст. 45 НК РФ

32) постановление Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2009 г. № 12882/08

33) ч. 4 ст. 198 АПК РФ

34) п. 7 ст. 78 НК РФ

35) Пленум ВАС РФ в п. 33 постановления от 30 июля 2013 г. № 57

36) постановление Президиума ВАС РФ от 13 апреля 2010 г. № 17372/09

37) постановление ФАС Московского округа от 16 марта 2010 г. № КА-А40/1118-10

38) постановления ФАС Московского округа от 4 июня 2013 г. № А40-33035/12-107-159, ФАС Уральского округа от 14 марта 2013 г. № Ф09-14430/12

Печатная подписка

Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Итого - 10000 RUB
Неверный ввод

Онлайн подписка

Журнал:
Год:
Срок подписки:
Итого:
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Итого - 10000 RUB
Неверный ввод