Подписка на рассылку

Новости блога ИД "БиНО" на email

02 июня 2020
Новости

Новые требования к возрасту руководителей вузов и научных учреждений. Новые должности: научные руководители

Что случилось

В мае текущего года были приняты крайне важные изменения в федеральном законодательстве. Эти изменения в самое ближайшее время позволят существенно скорректировать порядок управления государственными и муниципальными учреждениями в сфере высшего образования и науки.
Рассмотрим наиболее актуальные поправки в законодательстве.

Предельный возраст руководителя

Федеральным законом от 25 мая 2020 г. № 157-ФЗ 1 в Трудовой кодекс РФ введена статья 332.1, а также внесены изменения в статью 336.2. Эти поправки призваны регулировать в государственных, муниципальных организациях высшего образования и науки особенности заключения и прекращения трудового договора с руководителями организаций и их заместителями.
С 1 июля 2020 г. должности руководителей, заместителей руководителей могут быть замещены лицами в возрасте не старше 70 лет, независимо от срока действия трудовых договоров. Лиц, замещающих такие должности и достигших возраста 70 лет, с их письменного согласия переводят на иные должности, соответствующие их квалификации. Также установлено, что одно и то же лицо не может замещать должность руководителя организации более трех сроков, если иное не установлено законодательством.

Новые руководящие должности

Федеральным законом от 25 мая 2020 г. № 159-ФЗ внесены изменения 2 в некоторые федеральные законы.

Так, в частности, статья 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» 3 дополнена пунктом 7.1, согласно которому в научной организации может быть учреждена должность руководителя научного направления и (или) научного руководителя научной организации. Определено, что руководитель научного направления обеспечивает формирование приоритетных направлений и (или) тематики научных исследований в научной организации.

Обратите внимание! Научный руководитель направления (научный руководитель научной организации) не вправе осуществлять административные полномочия руководителя научной организации и его заместителей4 .

Аналогичные изменения внесены и в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 5 . В частности, согласно новой редакции статьи 51 в образовательной организации теперь разделены должности руководителя и президента образовательной организации высшего образования. Полномочия президента определены частями 15 и 16.

Что изменилось

В части установления предельного возраста до 70 лет для руководителей учреждений высшего образования и науки рассматриваемые изменения лишь зафиксировали сложившуюся практику. На должностях руководителя учреждения и его заместителей и прежде могли находиться лица в возрасте до 70 лет, но «отсчет» был несколько иной: предельный возраст составлял 65 лет, а затем допускалось продление трудового договора еще на 5 лет. Такие положения содержались в статьях 332 и 336.2 ТК РФ прежней редакции.

В законодательстве ранее не содержалось указаний на должности научных руководителей научных учреждений или руководителей научного направления. Однако руководители научных направлений фактически уже давно существуют в крупных научных коллективах, но при этом до сих пор они не обладали какими-то конкретными полномочиями. Очевидно, научные руководители смогут больше времени и сил уделять организации научных исследований, предоставив административные полномочия руководителю организации.

В свою очередь, законодательно президент вуза не был наделен отдельными полномочиями. Хотя в некоторых вузах президентом могли называть ректора или председателя попечительского совета образовательного учреждения. Теперь такая должность получила более определенный законный статус, а полномочия по управлению деятельностью учреждения теперь распределены между ректором и президентом вуза.

К чему готовиться

Изменения, внесенные в законодательство в части управления научными и образовательными учреждениями, назревали давно.

Еще с советских времен сохранилась традиция назначения на должности руководителей учреждений наиболее заслуженных, достигших в своей профессиональной деятельности высоких результатов деятелей образования и науки. Однако в течение последних 30 лет для руководителей учреждений все чаще принципиально важными становятся иные знания и умения. Они должны хорошо ориентироваться в постоянно меняющемся законодательстве, обладать определенными экономическими и юридическими знаниями, уметь отстаивать интересы учреждения в судебных органах и т.п. Приобретение таких навыков и знаний требует много времени. Поэтому руководители учреждений вынуждены разрываться между «двумя стульями»: или заниматься администрированием, или продолжать вести педагогическую и научную деятельность. К сожалению, совместить эти два направления деятельности практически невозможно. Поэтому, учтя опыт последних лет, законодателем принято решение о разделении управленческих функций на административную и профессиональную.

Теперь административной работой продолжит заниматься руководитель учреждения. Он же как должностное лицо будет руководить трудовым коллективом, формировать кадровый состав и определять трудовые функции работников, применение мер поощрения или наложения дисциплинарных взысканий, управлять и распоряжаться имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, нести ответственность за финансовое положение учреждения и т.д. Такой руководитель будет нести, в частности, административную ответственность в случае совершения административных правонарушений в финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

В полномочия научного руководителя или президента вуза будут входить решение вопросов совершенствования научной или образовательной деятельности, «организационной или управленческой деятельности», представительство в органах власти, участие в коллегиальных органах управления учреждения и т.п. 6 Все полномочия таких руководителей еще предстоит определить ученым советам учреждений и указать их в уставах учреждений.

Согласно Закону № 157-ФЗ трудовые договоры с руководителями организаций должны быть приведены в соответствие с требованиями статей 332.1 и 336.2 в течение 30 дней со дня вступления в силу данного закона (то есть до 31 июля 2020 г.). При этом уставы научных и образовательных организаций высшего образования должны быть приведены в соответствие с требованиями ТК РФ до 31 декабря 2021 г.

Обратите внимание! Согласно статье 3 Закона № 159-ФЗ уставы государственных и муниципальных научных организаций, государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования применяют в части, не противоречащей статьям 5 и 7 Закона № 127-ФЗ и статье 51 Закона № 273-ФЗ.

Другими словами, независимо от того, что указано в уставах научных и образовательных учреждений в настоящий момент, такие учреждения обязаны руководствоваться последними изменениями в законодательстве. При этом учреждения должны привести свои уставы в соответствие с указанными нормами в срок до 31 декабря 2021 г.

К сожалению, пока не ясно, как будут выстраивать отношения административный руководитель учреждения и научный руководитель; ректор вуза и его президент. Возможно, что будет применен принцип «двух ключей», который нужно будет предусмотреть в уставе учреждения. Такой принцип означает принятие управленческих решений только при наличии согласия обоих руководителей. Насколько эффективной будет такая модель управления учреждениями образования и науки – покажет время.


1Федеральный закон от 25 мая 2020 г. № 157-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления предельного возраста для замещения должностей руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций и руководителей их филиалов»
(далее – Закон № 157-ФЗ)

2 Федеральный закон от 25 мая 2020 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 51 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»
(далее – Закон № 159-ФЗ)

3 далее – Закон № 127-ФЗ

4 п. 8 ст. 5 Закона № 157-ФЗ

5далее – Закон № 273-ФЗ

6п. 8 ст. 5 Закона № 127-ФЗ и п. 15 ст. 51 Закона № 273-ФЗ

Пожалуйста, оцените качество статьи

_________


Поделиться
в социальных сетях:
Если у Вас остались вопросы - Вы можете задать их здесь: задать вопрос редакции
Читайте в свежем номере:
  • Освещение на территории муниципального образования
  • Наружное освещение – разбор ошибок
  • Наружное освещение: из актов проверок
  • Вопросы и ответы по освещению на территории муниципального образования
  • Изменения стандартов в 2020 году
  • Изменения форм первичных учетных документов и учетных регистров, а также порядка их заполнения и применения
Деловой журнал
для руководителей и бухгалтеров бюджетных, казенных, автономных учреждений

Другие материалы

Ответы на вопросы

Объединение здания и прилегающих объектов в один объект основных средств

Опыт

К нам едет ревизор: Границы ответственности бухгалтера. Понятие и сфера применения бухгалтерского учета

Новости

Комментарий к постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 442

Практика учета

Ошибка: учреждение оплатило работы по демонтажу и установке газового счетчика по 225 КОСГУ

Ответы на вопросы

Нужно ли вносить изменения в План ФХД?

Опыт

К нам едет ревизор: Проверяющие запросили дополнительно документы и регистры

Печатная подписка

Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Итого - 10000 RUB
Неверный ввод

Онлайн подписка

Журнал:
Год:
Срок подписки:
Итого:
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Итого - 10000 RUB
Неверный ввод