Подписка на рассылку

Новости блога ИД "БиНО" на email

27 марта 2018
Статьи

Профессиональные стандарты в теории и на практике

Профессиональные стандарты в теории и на практике
М.Э. Карева, бухгалтер-эксперт
 
Еще в прошлом году стало известно, что законодатели готовят масштабные изменения в части применения профессиональных стандартов. Помимо того что в настоящее время активно разрабатывают и утверждают новые профессиональные стандарты, также был принят закон[A1] , согласно которому с 1 июля 2016 г. работодатели обязаны будут учитывать требования этих профстандартов.

Введение новых правил чаще всего сопряжено с массой вопросов. И введение обязанности по применению профстандартов – не исключение: что такое профессиональный стандарт, для чего он нужен и как его применять на практике? Что ж, давайте разберем эти вопросы.

Теоретический взгляд на профстандарты

Сначала рассмотрим проблему с теоретической точки зрения.

Идея разработки новых профессиональных стандартов возникла не случайно. Идет развитие экономики, прогресс не стоит на месте. Какие-то профессии уходят в прошлое, а какие-то возникают в соответствии с новыми потребностями экономического процесса. Единые тарифно-квалификационные справочники, составленные много лет назад и используемые в настоящее время, содержат много устаревших и неиспользуемых специальностей и профессий. Поэтому законодатели пришли к выводу, что пора новым профессиональным стандартам прийти на смену действующей системе квалификаций.

Понятие профессионального стандарта

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности[A2] . В свою очередь квалификация работника предполагает, что работник обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков и опытом работы.

По сути профессиональный стандарт представляет собой нормативно-правовой акт, который содержит квалификационные требования, предъявляемые к соискателю определенной должности. Начиная от требований, предъявляемых к наименованию должности или профессии, составу трудовых функций, уровню образования, практическому опыту, и заканчивая требованиями обладания определенными умениями, знаниями и личными качествами специалиста.

Цель разработки новых профессиональных стандартов – определение реальных требований рынка труда, предъявляемых к потенциальным работникам. Законодательно закрепив эти требования, их можно будет переложить на образовательные стандарты, что, в свою очередь, поможет образовательным учреждениям готовить востребованных специалистов. В планах законодателей до 2018 г. утвердить около 800 профстандартов для различных должностей, специальностей и профессий.
Все утвержденные и обязательные к применению профстандарты собраны в специальном реестре. Следит за ведением этого реестра Минтруд России. Перечень уже принятых и только разрабатываемых профстандартов можно увидеть на его официальном сайте: http://profstandart.rosmintrud.ru/nacionalnyj-reestr-professionalnyh-standartov.

Для чего нужен профессиональный стандарт?

В первую очередь его следует применять в кадровой работе учреждения. Также профстандарты призваны облегчить задачу подбора персонала – работодатель теперь будет четко знать, каким требованиям должен соответствовать соискатель. Кроме этого, применение профстандартов позволит вовремя проводить аттестацию и планировать процесс обучения сотрудников.

В частности, профессиональные стандарты необходимо применять[A3]  при:
–            формировании кадровой политики учреждения;
–            управлении персоналом (в том числе для определения трудовой функции работника);
–            организации обучения и аттестации работников;
–            тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам;
–            установлении системы оплаты труда.

Образовательные организации также будут применять профессиональные стандарты при разработке профессиональных образовательных программ.

В свою очередь потенциальный работник также может изучить профессиональный стандарт и понять, насколько его кандидатура соответствует установленным требованиям, может ли он рассчитывать на профессиональный рост или прибавку к заработной плате или ему еще нужно подучиться.

Обязательно ли учреждениям применять профстандарты?

Требования, изложенные в профессиональных стандартах, с 1 июля этого года станут обязательны для применения работодателями в случаях, если законодательством установлены требования[A4]  к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.

Для того чтобы профстандарт считали обязательным для применения, он должен быть утвержден и вступить в силу. Таким образом, говорить о рекомендательном характере профстандартов для государственных и муниципальных учреждений нельзя. Учреждение обязано оценивать квалификацию работников, если к их профессии законодательство предъявляет особые требования. В остальных случаях учреждение должно применять профстандарты в качестве основы для разработки должностных инструкций и определения требований к квалификации принимаемых работников с учетом особенностей труда в учреждении.

Структура и содержание профстандартов

В стандарте определен вид профессиональной деятельности и описаны трудовые функции в общем виде. Каждую обобщенную трудовую функцию раскрывают посредством выделения более детальных трудовых функций, которые, в свою очередь, определяют конкретным набором действий, умений и знаний. В итоге профстандарт содержит описательный образ специалиста, обладающего необходимой компетенцией для выполнения работы.

Также профессиональный стандарт содержит наименования должностей, требования к уровню образования, опыту работы и особые условия к допуску к работе (например, прохождение медосмотров, отсутствие судимости и пр.).

Для каждой обобщенной и отдельной трудовой функции установлен уровень квалификации[A5] . Всего предусмотрено 9 уровней квалификации:
– уровни с 1-го по 4-й предполагают выполнение наиболее простых видов деятельности (в том числе и физической) под руководством, с проявлением самостоятельности при решении практиче­ских задач;
– уровни с 4-го по 6-й предполагают наличие специальных знаний и умения проводить самостоятельный анализ и влиять на ситуацию. Эти уровни обычно присваивают специалистам;
– уровни с 7-го по 9-й предполагают, что сотрудник может самостоятельно определять стратегии, организовывать управление процессами и деятельностью, а также принимать решения на уровне крупных организа­ций или подразде­лений. Это уровни руководителей.

Таким образом, изучая профессиональный стандарт, важно обратить внимание на то, какие трудовые функции должен выполнять работник, какой квалификационный уровень нужен для выполнения этих трудовых функций, какими знаниями и умениями он должен обладать, а также какие образование и опыт работы он должен иметь.

Кроме этого, очень важно определить точное название должности. Неточность в этом вопросе может навлечь неприятности на учреждение. Подробнее об этом мы поговорим в практической части нашей статьи.

Применяем профессиональные стандарты на практике

Безусловно, процесс перехода на новую систему профстандартов потребует от руководителя и кадрового персонала определенных усилий, но без этого не проходит ни одно нововведение. Для того чтобы пройти этот путь в максимально короткий срок, попробуем разработать порядок действий.

Общий порядок применения профстандартов

Для начала нужно изучить уже утвержденные профстандарты и выбрать те из них, которые будет применять именно ваше учреждение, то есть из общей массы отобрать профстандарты на те виды деятельности, которые осуществляют в вашем учреждении.

Изучив эти стандарты, можно действовать по следующему алгоритму.
Шаг 1. Проверить локальные акты учреждения на соответствие профстандартам.
Шаг 2. Внести необходимые изменения в кадровую документацию и другие локальные акты.
Шаг 3. Оценить соответствие работающего персонала требованиям профстандартов.
Шаг 4. Привести уровень квалификации и образования работников в соответствие с требованиями профстандартов.

Шаг 1. Проверяем кадровую документацию

Во-первых, необходимо выяснить, насколько требования, установленные в профстандартах, соответствуют требованиям, предъявляемым к сотрудникам учреждения и закрепленным в кадровой документации.

В частности, нужно проверить:
–            соответствие наименований должностей в профстандарте, классификаторе и штатном расписании;
–            сверить содержание трудовых функций, закрепленных в трудовых договорах и должностных инструкциях.

Также следует обратить внимание на соответствие установленных в учреждении квалификационных уровней требованиям профстандартов.
Законодателем запланировано, что после того, как профстандарты внедрят в работу, будет пересмотрен уровень минимальной заработной платы для всех уровней квалификации на законодательном уровне. В настоящее время квалификация, предусмотренная Единым квалификационным справочником, едина для всех отраслей. А профстандарты имеют привязку к отраслям экономики, поэтому и квалификационные требования по отраслям экономики могут иметь отличия.

Таким образом, пересмотру должны быть подвергнуты как минимум следующие документы:
– штатное расписание;
– должностные инструкции;
– правила внутреннего трудового распорядка;
– трудовые (коллективные) договоры;
– положение об оплате труда;
– положение о стимулирующих выплатах;
– положение об аттестации и профессиональной подготовке персонала.
 
То есть анализ кадровых документов на предмет внесения изменений, связанных с внедрением профессиональных стандартов, следует проводить комплексно. Это позволит планомерно произвести изменения и избежать составления лишних бумаг. В целях эффективности можно одним приказом утверждать изменения сразу по нескольким профстандартам или по нескольким работникам, трудящимся по профессиям в рамках одного профстандарта. Также нужно проследить, чтобы данные во всех кадровых документах совпадали.



Продолжение статьи читайте в БУ №3/2016


 [A1] Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”»
 [A2] ст. 195.1 ТК РФ
 [A3] п. 25 правил, утв. постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (далее – Правила № 23)
 [A4] ст. 195.3 ТК РФ
 [A5] определяют в соответствии с приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
 

Пожалуйста, оцените качество статьи

_________


Поделиться
в социальных сетях:
Если у Вас остались вопросы - Вы можете задать их здесь: задать вопрос редакции

Другие материалы

Списание ГСМ
Статьи

Списание ГСМ

Государственная пошлина
Статьи

Государственная пошлина

Как сделать работу организации эффективной, а исполнительность сотрудников – нормой
Статьи

Как сделать работу организации эффективной, а исполнительность сотрудников – нормой

Счет учета
Статьи

Счет учета

Проверки ФМС России
Статьи

Проверки ФМС России

Отражение невостребованной задолженности
Статьи

Отражение невостребованной задолженности

Печатная подписка

Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Итого - 10000 RUB
Неверный ввод

Онлайн подписка

Журнал:
Год:
Срок подписки:
Итого:
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Итого - 10000 RUB
Неверный ввод