В части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе прописана «налоговая оговорка», о том, что если контракт заключают с физическим лицом (за исключением индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой) оплату по такому контракту уменьшают на суммы налоговых платежей. Что подразумевает такое исключение для индивидуальных предпринимателей (ИП)? |
Участником закупки может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве предпринимателя.
Если учреждение заключило контракт с организацией, то оплату по контракту производят сполна, поскольку рассчитаться по всем налогам – это обязанность организации.
Если сторона контракта – индивидуальный предприниматель, то действуют аналогично. И в этом случае оплату по контракту не уменьшают на обязательные платежи, поскольку учреждение функцию налогового агента по НДФЛ и страхователя по отношению к индивидуальному предпринимателю не выполняет – тот налоги и взносы платит сам.
В статье 34 Закона № 44-ФЗ под иными занимающимися частной практикой лицами понимают не только нотариусов, адвокатов, арбитражных управляющих и оценщиков, но и таких граждан, которые получают доходы, но не зарегистрированы как предприниматели. Самый популярный пример – это гражданин, иногда (не систематически!) сдающий принадлежащее ему имущество (движимое или недвижимое) в аренду. Эти физические лица также самостоятельно уплачивают налог по ставке 13% и сдают декларацию в налоговый орган.[А1] И в этом случае оплату по контракту не уменьшают.
А вот по контрактам (договорам) с физическими лицами, которые не индивидуальные предприниматели и не занимаются частной практикой, учреждение-заказчик исполняет миссию налогового агента, то есть удерживает налог и перечисляет его в бюджет, а также составляет справку по форме 2-НДФЛ и отправляет ее в инспекцию. И еще перечисляет из суммы по контракту взносы в Пенсионный фонд РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Поэтому обязанностью учреждения-заказчика будет рассчитать суммы НДФЛ и взносов в фонды и на эту величину уменьшить выплаты по контракту.
Особый случай – приобретение по контракту с физическим лицом принадлежащего ему имущества. Налоговый кодекс РФ предписывает[А2] самому физическому лицу исполнить обязанность налогоплательщика при продаже имущества, принадлежащего ему на праве собственности. То есть если, например, в торгах на приобретение квартиры победило физическое лицо (не ИП), то в этом случае сумму по контракту на налоговые платежи не уменьшают.
Что изменилось в отношении закупок у единственного поставщика? Осталась ли возможность закупать товары, работы услуги до 100 000 руб. в квартал у единственного источника? |
Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) прописаны в статье 93 Закона № 44-ФЗ. Это 34 позиции, по которым заказчик, выбирая поставщика, может не проводить конкурентных процедур. Перечень указанных случаев в основном прежний.
Обратите внимание на части 3 и 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, которыми установлена обязанность заказчика оформлять отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика, а также цену контракта и иные существенные условия контракта. При этом контракт должен содержать расчет и обоснование цены закупки.
Закупка до 100 000 руб. у единственного источника[А3] разрешена, но правила таких закупок изменены. Отменены требования по группам одноименных товаров (работ, услуг) и лимитирования по каждому кварталу. Установлено, что заказчик может осуществлять любое необходимое количество малых закупок при условии одновременного соблюдения двух ограничений: объем таких закупок не должен превышать по сумме 50 000 000 руб. в год и 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком. Оба эти порога не распространяют на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые для нужд сельских поселений.
При этом в 2014 и 2015 гг. для расчета совокупного объема закупок принимают фактический показатель по году; условие «в соответствии с планом-графиком» не применяют[А4] .
Много споров вызывало в свое время ограничение в отношении муниципальных образовательных учреждений относительно закупок до 400 000 руб. учреждениями культуры и образования. Устранена ли эта несправедливость?
Круг учреждений сферы образования и культуры, которым предоставлено право закупать товары, работы и услуги без конкурентных процедур на сумму, не превышающую 400 000 руб., существенно расширен. Теперь это право могут использовать наравне с государственными и муниципальные образовательные учреждения[А5] . Эта норма теперь распространена на государственные и муниципальные учреждения культуры, уставная деятельность которых направлена на сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия. А кроме того, и на иные государственные или муниципальные учреждения – зоопарки, планетарии, парки культуры и отдыха, заповедники, ботанические сады, национальные, природные и ландшафтные парки, клубы, дома и дворцы культуры, театры, цирки, телерадиовещательные учреждения, библиотеки и архивы.
Принцип осуществления таких закупок – как у «100-тысячников», но количественные ограничения иные: совокупный годовой объем закупок не должен превышать 50% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок учреждения-заказчика в соответствии с планом-графиком, и составлять не более чем 20 000 000 руб. в год.
Продолжение статьи читайте в журнале БиНО БУ №2/2014. Закажите доставку журнала через редакцию.