click fraud detection

20 лет вместе
Издательский дом «БиНО»
литература для руководителей и главных бухгалтеров
бюджетных, казенных, автономных учреждений
Вишлист
Вход
Регистрация
Корзина
Моя библиотека
О нас
Доставка
Контакты
Акции
Журналы
Cтатьи
Формы документов
В данный момент в корзине может быть только одна позиция товара!
Подписка
Молодому специалисту
О Главном редакторе
Вернуться к списку статей

Вводим санкции: способы обезопасить себя при помощи штрафов при заключении контрактов

Д.В. Жуковский, эксперт
 
Все чаще и чаще бюджетные учреждения, заключая контракты в соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ[A1] , попадают в ситуацию, когда подрядчик (поставщик) нарушает условия контракта. Законодательство о госзакупках предусматривает меры защиты экономических интересов государственных учреждений, только следует правильно их использовать.
 
Заказчик в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должен установить требование обеспечения исполнения контракта[A2] , за исключением нескольких случаев[A3] .

Для бюджетного учреждения средства, поступившие на лицевой счет в качестве обеспечения исполнения контракта, – это средства во временном распоряжении. Открытие отдельных лицевых счетов для средств во временном распоряжении[A4]  бюджетным учреждениям не предусмотрено. Следовательно, эти средства поступают бюджетному учреждению на «лицевой счет бюджетного учреждения» (в терминах Приказа № 24н), то есть туда же, куда и средства субсидии на госзадание и средства от приносящей доход деятельности. Поступление и выбытие средств обеспечения (средств во временном распоряжении) следует отражать по лицевому счету по КОСГУ 510 и 610[A5] .
 
№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись
Дебет Кредит
1 Поступление средств обеспечения 3 201 11 510 3 304 01 730
2 Одновременно по КОСГУ 510 17  
 
Бывают различные виды нарушения подрядчиками условий контракта. Рассмотрим случаи нарушения по срокам (по срокам сдачи работ или отдельных этапов, по срокам проведения обязательной экспертизы или надзора и т.д.). Обычно условия контракта в таком случае предусматривают начисление подрядчику (поставщику) штрафных санкций. Доходы от применения экономических санкций относят к статье 140 КОСГУ[A6] . Расчеты по суммам принудительного изъятия отражают в учете на счете 0 209 40 000[A7] .

Независимо от того, в рамках какого источника финансового обеспечения производят оплату контракта, расчеты по начислению и уплате экономических санкций следует отражать в учете по коду вида финансового обеспечения «2» – средства от приносящей доход деятельности. То есть когда у бюджетного учреждения возникает право на предъявление к исполнителю контракта санкций (неустойки, пеней, возмещения ущерба), то полученные в результате применения мер средства признают собственными доходами учреждения[A8]  (по приносящей доход деятельности), при том что сам контракт может быть оплачен за счет средств субсидий.

 
№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись
Дебет Кредит
1 Начисление экономических санкций 2 209 40 560 2 401 10 140
 
После того как экономические санкции начислены и предъявлены подрядчику (поставщику), их нужно получить. Лучше если подрядчик сам перечислит учреждению сумму штрафных санкций.

 
№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись
Дебет Кредит
1 Выплата штрафных санкций перечислением 2 201 11 510 2 209 40 560
2 Одновременно по КОСГУ 140 17  

При любом другом способе получения доходов от экономических санкций должен быть доход по КОСГУ 140 по коду вида финансового обеспечения «2».

Но чаще всего такой добровольной уплаты экономических санкций со стороны подрядчика (поставщика) не происходит. Для этих случаев как раз и предусмотрено «обеспечение исполнения контрактов».

Бухгалтеру и юристу бюджетного учреждения важно понимать, для чего нужно обеспечение. В Законе № 44-ФЗ не фигурирует термин «залог». Но обеспечение исполнения контракта, предоставляемое подрядчиком (поставщиком), полностью отвечает определению[A9]  залога: в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества[A10]  (предмета залога) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя).

Поэтому нет необходимости специально оговаривать в контракте, что «заказчик имеет право удержать неустойку (штраф, пеню) из средств обеспечения», это и так уже прописано в Гражданском кодексе РФ.

Если штрафные санкции удерживают из средств обеспечения исполнения контракта

Поскольку средства обеспечения исполнения контрактов поступают на тот же самый лицевой счет, что и средства от приносящей доход деятельности, удержание неустойки из средств обеспечения исполнения контракта будет отражено в учете без движения средств по лицевому счету. Первичным документом будет Бухгалтерская справка (ф. 0504833):
 
№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись
Дебет Кредит
1 Удержание экономических санкций из средств обеспечения исполнения контракта на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) без движения по лицевому счету 3 304 01 830 3 201 11 610
2 Одновременно по КОСГУ 610   17
3 Отражение доходов от экономических санкций, удержанных из обеспечения исполнения контракта на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) без движения по лицевому счету 2 201 11 510 2 209 40 660
4 Одновременно по КОСГУ 140 17  

Таким образом, этот способ получения экономических санкций для учреждения наиболее удобен. Только придется при сверке Отчета (ф. 0503737) с органами казначейства объяснять, откуда пришел кассовый доход по КОСГУ 140, которого орган казначейства по своим данным не видел.

Если учреждение удерживает экономические санкции из средств оплаты по контракту

Однако бывает так, что, несмотря на права, которые учреждению дает Гражданский кодекс РФ в отношении средств обеспечения контракта, учреждение удерживает экономические санкции из сумм, причитающихся поставщику (подрядчику) по контракту. Иногда это объясняют тем, что именно такое условие учреждение включает в контракт. При анализе возможной корреспонденции будем исходить из того, что:
–          следует отразить расход в полной сумме контракта;
–          следует отразить доход от экономических санкций.
Предположим, что контракт заключен на приобретение услуг по КОСГУ 226.

Если контракт оплачивают за счет средств субсидии на иные цели или за счет средств ОМС

Особенности этого случая в том, что доходы от экономических санкций должны быть отражены не на том лицевом счете, с которого производят оплату контракта, и по другому коду вида финансового обеспечения. Поэтому учреждению необходимо самостоятельно перечислить денежные средства с «отдельного лицевого счета» («счета для средств ОМС») на «лицевой счет учреждения»:
 
№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись
Дебет Кредит
1 Перечисление оплаты поставщику – в сумме стоимости контракта за минусом штрафных санкций 5 302 26 830 5 201 11 610
2 Одновременно по КОСГУ 226   18
3 Перечисление штрафных санкций на счет средств от приносящей доход деятельности 5 304 06 830 5 201 11 610
4 Одновременно по КОСГУ 226   18
5 Поступление средств экономических санкций, перечисленных самим учреждением 2 201 11 510 2 304 06 730
6 Одновременно по КОСГУ 140 17  
7 Зачет встречных требований – списание дебиторской задолженности 2 304 06 830 2 209 40 660
8 Зачет встречных требований – закрытие кредиторской задолженности 5 302 26 830 5 304 06 730

В результате проведения всех этих операций и их отражения в учете:
–          кассовый расход по КОСГУ 226 пройдет в сумме контракта;
–          пройдет кассовый доход по КОСГУ 140 по коду вида финансового обеспечения «2»;
–          будут оприходованы услуги в сумме контракта;
–          будут полностью закрыты расчеты по экономическим санкциям;
–          будут полностью закрыты обороты по счету 304 06;
–          на счет средств от приносящей доход деятельности поступят «живые» деньги.

 
Для контракта, заключенного за счет средств ОМС, корреспонденции будут аналогичными.

Если контракт оплачивают за счет средств выручки от приносящей доход деятельности

Особенности этого случая в том, что доходы от экономических санкций должны быть отражены по тому же самому коду вида финансового обеспечения. Поэтому может быть отражен зачет встречных требований прямой корреспонденцией:
 
№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись
Дебет Кредит
1 Зачет встречных требований 2 302 26 830 2 209 40 660
 
В результате проведения всех этих операций и их отражения в учете:
–     кассовый расход по КОСГУ 226 пройдет в сумме контракта за минусом экономических санкций;
–   в Отчете (ф. 05037373) необходимо будет отразить некассовое исполнение по расходам по КОСГУ 226 в сумме экономических санкций;
– учреждение сэкономит денежные средства от приносящей доход деятельности в сумме экономических санкций;
–   в Отчете (ф. 05037373) необходимо будет отразить некассовое исполнение по доходам по КОСГУ 140 в сумме экономических санкций;
–   будут оприходованы услуги в сумме контракта;
–   будут полностью закрыты расчеты по экономическим санкциям.

Если контракт оплачивают за счет средств субсидии на государственное (муниципальное) задание

Особенности этого случая в том, что доходы от экономических санкций относят к тому же самому лицевому счету, что и оплата контракта, но по другому коду вида финансового обеспечения. Поэтому зачет встречных требований следует отразить в корреспонденции со счетом 304 06:
 
№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись
Дебет Кредит
1 Зачет встречных требований – списание дебиторской задолженности 2 304 06 830 2 209 40 660
2 Зачет встречных требований – закрытие кредиторской задолженности 4 302 26 830 4 304 06 730
 
В результате проведения всех этих операций и их отражения в учете:
–      кассовый расход по КОСГУ 226 пройдет в сумме контракта за минусом экономических санкций;
–      в Отчете (ф. 05037373) необходимо будет отразить по средствам субсидий на госзадание некассовое исполнение по расходам по КОСГУ 226 в сумме экономических санкций;
–      учреждение сэкономит денежные средства субсидии на госзадание в сумме экономических санкций;
–      в Отчете (ф. 05037373) необходимо будет отразить по средствам от приносящей доход деятельности некассовое исполнение по доходам по КОСГУ 140 в сумме экономических санкций;
–      будут оприходованы услуги в сумме контракта;
–      будут полностью закрыты расчеты по экономическим санкциям;
–      останется сальдо на счетах 2 304 06 и 4 304 06, которое будет закрыто при завершающих операциях в конце года

Дополнительные расходы учреждения, связанные с нарушением поставщиком (подрядчиком) условий контракта

В связи с нарушением контракта со стороны поставщика (подрядчика) у учреждения могут возникнуть дополнительные расходы. Например, на проведение экспертизы.
 
№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись
Дебет Кредит
1 Начисление задолженности по оплате услуг экспертизы 2 401 20 226 2 302 26 730
2 Оплата услуг экспертизы 2 302 26 830 2 201 11 610
3 Одновременно по КОСГУ 226   18
 
Если поставщик согласен добровольно возместить такие расходы, то для учреждения это будут доходы от компенсации затрат. По КОСГУ 130 отражают доходы от компенсации затрат государственных и муниципальных учреждений. Расчеты по компенсации затрат отражают в учете на счете 209 30[A11] .
 
№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись
Дебет Кредит
1 Начисление задолженности по компенсации затрат 2 209 30 560 2 401 10 130
2 Поступление средств компенсации затрат 2 201 11 510 2 209 30 660
3 Одновременно по КОСГУ 130 17  

Иные доходы в соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ, не связанные с нарушением условий контракта

Существуют еще случаи, когда бюджетное учреждение как государственный (муниципальный) заказчик может получить доход, а именно на основании пунктов 13 и 27 статьи 44 Закона № 44-ФЗ.
Поскольку в этих случаях никакого ущерба учреждению не было причинено, не может быть использована статья 140 КОСГУ.
Также учреждение не оказывало никаких платных услуг, поэтому нет и компенсации затрат. Поэтому не будет здесь и статьи 130 КОСГУ.
Указанные доходы следует отразить по статье 180 КОСГУ – «прочие доходы».

 
№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись
Дебет Кредит
1 Начисление доходов от санкций 2 205 81 560 2 401 10 180
2 Поступление доходов от санкций 2 201 11 510 2 205 81 660
3 Одновременно по КФО 2 КОСГУ 180 17  

Как распорядиться средствами, полученными в качестве экономических санкций за нарушение условий контракта?

Этот вопрос возникает весьма часто. Нередко этот вопрос звучит в другой формулировке: «Как перечислить в доход бюджета средства экономических санкций?» Поразительно, но почему-то у бухгалтера учреждения даже не возникает сомнения, а должно ли учреждение это делать? И на основании какого нормативно-правового акта?

Конечно, в некоторых письмах Минфина России можно прочесть о порядке отражения в учете перечисления экономических санкций в доход бюджета. Но, во-первых, письма Минфина России – это не нормативно-правовые акты. Во-вторых, в письме есть такая фраза: «в случае принятия решения учреждением о перечислении средств от предъявленных санкций в доход федерального бюджета[A12] », то есть и Минфин России указывает, что перечисление средств экономических санкций в доход бюджета не обязательно.

Как уже было разъяснено ранее, средства, получаемые учреждением в виде экономических санкций, – это доход учреждения от приносящей доход деятельности. Бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться выручкой[A13]  от приносящей доход деятельности. Бюджетное учреждение имеет право осуществлять иные виды деятельности[A14] , не выступающие основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям.

Из этого следует, что бюджетное учреждение имеет право расходовать выручку от приносящей доход деятельности только на достижение уставных целей.
Ни одно бюджетное учреждение не создают с целью пополнения бюджета. Поэтому направление выручки от приносящей доход деятельности на пополнение доходов бюджета для бюджетного учреждения недопустимо.

Кроме того, если учреждение направит средства от экономических санкций в доход бюджета, это приведет к излишней уплате налога на прибыль:
    в состав внереализационных доходов включают [A15] в том числе доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
–    в случае направления этих средств в доход бюджета недопустимо указанные расходы принять в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

 
Если же учреждение в соответствии с требованиями Закона № 7-ФЗ израсходует средства от экономических санкций на свои уставные цели, полученный доход будет покрыт произведенными расходами, и налоговая база не будет увеличена.
 

[A1] Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ)
[A2] п. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ
[A3] п. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ
[A4] приказ Минфина России от 29 декабря 2012 г. № 24н «О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства» (далее – Приказ № 24н)
[A5] письмо Минфина России от 8 октября 2014 г. № 02-07-07/50609
[A6] Указания № 65н, утв. приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н
[A7] п. 221 инструкции, утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н)
[A8] письмо Минфина России от 25 марта 2013 г. № 02-06-07/9374
[A9] ст. 96 Закона № 44-ФЗ
[A10] п. 1 ст. 334 ГК РФ
[A11] п. 221 Инструкции № 157н
[A12] письмо Минфина России от 25 марта 2013 г. № 02-06-07/9374
[A13] п. 3 ст. 298 ГК РФ
[A14] п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ)
[A15] п. 3 ст. 250 НК РФ