click fraud detection

20 лет вместе
Издательский дом «БиНО»
литература для руководителей и главных бухгалтеров
бюджетных, казенных, автономных учреждений
Вишлист
Вход
Регистрация
Корзина
Моя библиотека
О нас
Доставка
Контакты
Акции
Журналы
Cтатьи
Формы документов
В данный момент в корзине может быть только одна позиция товара!
Подписка
Молодому специалисту
О Главном редакторе

Трудовые отношения в вопросах и ответах (фрагмент)

Учет рабчего времени



 
У водителя, работающего в нашем учреждении, установлен стандартный график работы – с понедельника по пятницу, с 9:00 до 18:00 (с часовым перерывом на обед – в любое время по желанию работника), в табеле фиксируем восьмичасовой рабочий день. Зарплату водителю начисляют на основании восьмичасового рабочего дня, зафиксированного в табеле учета рабочего времени. Но на деле из-за пробок и загруженности водитель часто работает по 10 и более часов в день, и это отражено в путевых листах. Что делать с расхождениями по времени в путевом листе и в табеле? Допустимо ли это?  
 


Согласно описанному вами трудовому договору (с 9:00 до 18:00 (включая час обеда) с понедельника по пятницу) нормальная продолжительность рабочего дня водителя не должна превышать восьми часов. И если водитель по факту работает больше, то это будет уже сверхурочная работа, и к ней можно привлекать только с соблюдением статьи 99 ТК РФ. Расхождений по времени в табеле и в путевом листе быть не должно, и там и там указывают фактически отработанное время.

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.[А1]  Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями (как в вашем случае), нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать восьми часов. Применение сверхурочных работ[А2]  допускают в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 ТК РФ, то есть сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и ста двадцати часов в год.

В путевом листе должны быть проставлены[А3]  дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места его постоянной стоянки и его заезда на указанную стоянку. Это позволяет точно определить продолжительность фактически отработанного водителем времени.

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.[А4]  Сведения об использовании рабочего времени отражают в табеле учета использования рабочего времени по форме Т-12[А5] . Об этом говорит Роструд в письме от 2 декабря 2009 г. № 3567-6-1.

Сверхурочной признают работу, выполняемую работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Сверхурочную работу компенсируют[А6]  повышенной оплатой либо по желанию работника предоставлением дополнительного времени отдыха.

Суды также встают на сторону работника, признавая, что поскольку отсутствуют документация по учету рабочего времени и времени отдыха водителей, графики работы водительского состава, в путевых листах отсутствует время возврата к месту стоянки по окончании работы, то и надлежащий учет рабочего времени и времени отдыха водителей отсутствует[А7] . А ФАС Уральского округа отмечает, что если надлежащим образом не ведут контроль за соблюдением и учетом рабочего времени водителей и данные табеля учета рабочего времени и путевых листов не совпадают, то установление фактически отработанного водителями времени невозможно[А8] .

Итак, резюмируем: нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) водителя, работающего по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, не может превышать восьми часов. Привлекать водителя к сверхурочной работе можно только с соблюдением положений статьи 99 ТК РФ. Допуская расхождения по времени в табеле и путевом листе, вы грубейшим образом нарушаете права своего работника. И за это можете подвергнуться взысканиям.

А если данные о фактически отработанном времени, указанные в табеле учета рабочего времени и путевом листе, имеют расхождения[А9] , то это будет основанием для привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение законодательства о труде по статье 5.27 КоАП РФ. К тому же стоит помнить, что и сам водитель может быть привлечен к ответственности[А10]  за нарушение им как лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха.



Продолжение  читайте в БУ №2/2015
 

 

 [А1] п. 7 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 (далее – Положение)
 [А2] п. 23 Положения
 [А3] пп. 4 п. 6 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152
 [А4] ст. 91 ТК РФ
 [А5] утвержден постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1
 [А6] ст. 152 ТК РФ
 [А7] решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 марта 2009 г. по делу № А60-8739/2009-С6
 [А8] постановление ФАС Уральского округа от 25 января 2010 г. № Ф09-11338/09-С1 по делу № А60-40784/2009
 [А9] постановление Верховного суда РФ от 31 июля 2009 г. № 18-АД09-8
 [А10] абз. 2 ст. 11.23 КоАП РФ