click fraud detection

20 лет вместе
Издательский дом «БиНО»
литература для руководителей и главных бухгалтеров
бюджетных, казенных, автономных учреждений
Вишлист
Вход
Регистрация
Корзина
Моя библиотека
О нас
Доставка
Контакты
Акции
Журналы
Cтатьи
Формы документов
В данный момент в корзине может быть только одна позиция товара!
Подписка
Молодому специалисту
О Главном редакторе


Субсидии
 
В текущем году на отдельный лицевой счет учреждения в органе казначейства поступила сумма возврата стипендии, перечисленной студенту за счет средств целевой субсидии. Сумма стипендии возвращена по причине неверного указания в платежном документе реквизитов получателя. Как отразить это в учете?

Движение средств целевых субсидий, предоставленных учреждению, подлежит отражению в учете по коду вида финансового обеспечения (КФО) «5»[A1] . Увеличение денежных средств на отдельном лицевом счете бюджетного учреждения подлежит отражению по дебету счета 5 201 11 510.

Когда на отдельный лицевой счет бюджетного учреждения возвратили денежные средства ранее перечисленной студентам стипендии по причине неверно указанных платежных реквизитов, у учреждения возникла кредиторская задолженность перед студентами. Кредиторскую задолженность по выплате стипендий за счет средств целевой субсидии отражают на счете 5 302 91 000.

Таким образом, поступление на отдельный лицевой счет бюджетного учреждения средств возврата стипендии по причине неверно указанных банковских реквизитов следует отразить в учете:
 
№ № п/п Содержание операции Бухгалтерская запись
Дебет Кредит
1 Поступление на отдельный лицевой счет бюджетного учреждения средств возврата стипендии по причине неверно указанных банковских реквизитов 5 201 11 510 5 302 91 730
2 Одновременно по КОСГУ 290 18  
 


Наше учреждение оказывает услуги по пошиву постельного белья. Эти виды услуг проводим по КФО «2», но часть материалов (нитки), используемых при пошиве, учитываем по КФО «4». Можем ли мы включать эти расходы в состав затрат услуг по производству?

В бюджетах бюджетной системы РФ предусматривают субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания[A2] , рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Таким образом, описанная вами субсидия носит целевой характер, предназначена исключительно для финансового обеспечения выполнения государственного задания и не может быть использована на финансовое обеспечение приносящей доход деятельности. Если же средства субсидии на госзадание будут направлены на обеспечение приносящей доход деятельности, стоит учесть следующее:

 
 в состав внереализационных доходов для целей обложения налогом на прибыль включают доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг[A3] , которые получены в рамках целевых поступлений, целевого финансирования;

–  нецелевое использование бюджетных средств (направление их на цели, не соответствующие целям, определенным соглашением с учредителем, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния), влечет наложение административного штрафа [A4] на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц – от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета и использованных не по целевому назначению.
 

Наше учреждение заключило контракт за счет средств целевой субсидии на госзадание на выполнение работ по разработке и изготовлению плана эвакуации при наступлении чрезвычайной ситуации. Результатом этих работ будут стенды с необходимой информацией. Каким образом поставить их на учет? По какой статье расходов мы можем провести эти операции?

Комиссия учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов должна принять решение, будет ли «план эвакуации при наступлении чрезвычайной ситуации» предметом, выполняющим самостоятельную функцию, или нет.

С одной стороны, данный план свое назначение может выполнять только в том помещении, которое он описывает, и в этом смысле не имеет самостоятельной функции. Если комиссия учреждения признает его таковым, то его следует считать принадлежностью к основному средству – зданию, не подлежащей отражению в учете как самостоятельный объект учета. В этом случае на сумму его изготовления можно не увеличивать стоимость здания[A5] . «План эвакуации…» в этом случае может быть изготовлен как материальные запасы и списан при размещении по месту:

 
№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись
Дебет Кредит
1 Изготовление подрядчиком принадлежностей основного объекта 4 105 36 340 4 302 34 730
2 Списание принадлежностей при включении их в состав основного объекта 4 401 20 272 4 105 36 440
 

Однако комиссия учреждения может принять решение считать «план эвакуации…» предметом, способным функционировать и приносить пользу самостоятельно. В этом случае порядок учета будет иным. Материальные предметы имущества, срок полезного использования которых составляет более 12 месяцев, принимают к учету в качестве основных средств[A6] . А материальные предметы имущества, срок полезного использования которых составляет 12 месяцев и менее, принимают к учету в качестве материальных запасов[A7] .

Если срок полезного использования, определенный учреждением, составит 12 месяцев и менее, в соответствии с Указаниями № 65н[A8]  расходы на изготовление объектов материальных запасов следует оплачивать за счет статьи 340 КОСГУ:
 
№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись
Дебет Кредит
1 Изготовление предметов материальных запасов подрядчиком 4 105 36 340 4 302 34 730
 
Далее объект нужно учитывать на счете 4 105 36 000 в течение всего фактического срока его использования.
Если срок полезного использования, определенный учреждением, составит более 12 месяцев, в соответствии с Указаниями № 65н расходы на изготовление объектов основных средств следует оплачивать за счет статьи 310 КОСГУ:

 
№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись
Дебет Кредит
1 Изготовление основных средств подрядчиком 4 106 31 310 4 302 31 730
2 Принятие к учету основных средств 4 101 36 310 4 106 31 310
 


Принятие документов к учету

В 2015 г. мы заключили договор на поставку ГСМ. Поставщик предоставил нам мартовские документы (товарную накладную и счет-фактуру) только в апреле, что вызвало трудности – ведь мы уже сдали учредителю квартальную отчетность, в частности форму 0503769 по дебиторской задолженности (мы перечисляем поставщику предоплату по ГСМ). И у нас возник вопрос: какой датой нам нужно принять документы к учету? Если принимаем фактической датой поступления, то не можем списать ГСМ с водителя последним числом месяца. В учреждении ведем карточку учета работы автотранспорта в течение месяца, и если принять «запоздавшие» документы к учету «задним числом», то выходит, что сдана недостоверная информация по дебиторской задолженности. А за апрель поставщик вообще предоставил не счет-фактуру с накладной, а универсальный передаточный документ со статусом 1. Можем ли мы принять его к учету?

Бухгалтерский учет ведут методом начисления[A9] , согласно которому результаты операций признают по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций. А записи в регистры бухгалтерского учета (журналы операций, иные регистры бухгалтерского учета) осуществляют по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа[A10] , но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Значит, учреждение обязано отразить в учете поступление ГСМ той датой, когда ГСМ были приобретены согласно дате первичного документа.

Если учредитель требует от бюджетного учреждения предоставления Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) в сроки, когда еще не все поставщики товаров, работ и услуг предоставили учреждению соответствующие документы, то он, очевидно, понимает, что предоставленные учреждением Сведения (ф. 0503769) не содержат достоверной информации. Чтобы избежать претензий со стороны учредителя, предлагаем такую схему. Вам следует:

1) вместе со Сведениями (ф. 0503769) предоставить учредителю текстовую пояснительную записку, где указать, что ряд поставщиков и подрядчиков (перечислить всех, перечислить соответствующие договоры, КФО и КОСГУ) на дату формирования Сведений (ф. 0503769) не предоставили документы;

2) получить на втором экземпляре этой пояснительной записки подтверждение о получении от учредителя;

3) все поступающие от поставщиков и подрядчиков первичные документы регистрировать входящими номерами и датами в системе делопроизводства, чтобы впоследствии можно было документально подтвердить, что первичные документы фактически поступили в учреждение позднее даты составления Сведений (ф. 0503769).

Теперь относительно универсального передаточного документа. Допустимо использование юридическими лицами, кроме организаций государственного сектора, использование первичных документов любой произвольной (не унифицированной) формы, которые содержат все обязательные реквизиты[A11] . Этим требованиям удовлетворяет форма УПД. Инструкция № 174н не устанавливает обязательной унифицированной формы для первичных документов, на основании которых отражают в учете приобретение материальных запасов. Поэтому у бюджетного учреждения нет оснований не принимать к учету первичный документ по форме УПД.
 


Нам оказывает услуги по охране территории организация, которая с марта этого года работает без НДС, то есть счета-фактуры и счета на оплату они нам не предоставляют, а дают лишь акт об оказании услуги. Можем ли мы вести учет на основании этого акта и договора с организацией?

Инструкции № 157н и № 174н не содержат никаких требований к форме первичного документа, на основании которого учреждение может отражать в учете приобретение услуг. Понятно, что в таком первичном документе должно быть письменное подтверждение учреждения-заказчика о том, что учреждение-заказчик приняло выполненные подрядчиком работы (оказанные услуги) по объему и качеству.

Счет на оплату – это только требование об оплате, он, как правило, не подтверждает факта оказания услуг (выполнения работ) и поэтому сам по себе не может служить основанием для отражения в учете приобретения услуг учреждением. Значит, для бухгалтерского учета он вообще не нужен.

Счет-фактура – это документ, служащий основанием для принятия учреждением предъявленных подрядчиком сумм НДС к вычету[A12] . Значит для бухгалтерского учета счет-фактура нужен исключительно для расчетов по «входному» НДС.

Выходит, что для документального подтверждения приобретения услуг (работ) учреждением ни счет на оплату, ни счет-фактура не нужны.

Расчеты с подотчетными лицами

Как нам правильно произвести записи в авансовом отчете формы 0504049 в таком случае:
1)  подотчетному лицу перечислена на дебетовую банковскую карту подотчетная сумма 3 000,00 руб. – Дебет 2 210 03 Кредит 2 201 11;
2)  подотчетное лицо произвело оплату приобретенного товара дебетовой банковской картой в сумме 2 500,00 руб. – Дебет 2 210 03 Кредит 2 208 34;
3)  на карте осталась неиспользованная сумма 500,00 руб.;
4)  возврат с дебетовой банковской карты на лицевой счет неиспользованной суммы 500,00 руб. – Дебет 2 201 11 Кредит 2 210 03.

Дебиторскую задолженность подотчетных лиц отражают в сумме денежных средств, выданных ему по распоряжению руководителя учреждения на основании письменного заявления подотчетного лица, содержащего назначение аванса, расчет (обоснование) размера аванса и срок[A13] , на который его выдают. Значит, при описанном вами способе выдачи денежных средств подотчетному лицу все равно должно было быть оформлено заявление сотрудника, а также распоряжение руководителя (как разрешительная запись на заявлении или как отдельный документ). Также сотрудник должен был быть в письменном виде под роспись уведомлен, на какие цели и на какой срок ему выдают под отчет денежные средства.

Тот факт, что сотрудник не использовал полностью всю сумму, наглядно свидетельствует, что не были выполнены требования об обязательном обосновании (расчете) суммы аванса в заявлении[A14] .

В действующей редакции Инструкции № 174н порядок отражения в учете операций с дебетовой банковской картой не описан. При отсутствии в Инструкции корреспонденций счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой бюджетным учреждением в соответствии с законодательством РФ, бюджетные учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов [A15] в части, не противоречащей Инструкции № 174н. То есть учреждению следует самостоятельно разработать соответствующую корреспонденцию счетов, продумать, как ее следует отражать в отчетности, особенно в Отчете об исполнении учреждением Плана ФХД (ф. 0503737), и утвердить эту корреспонденцию в финансовом органе (у учредителя).
В приведенной вами схеме отражения в учете есть следующие проблемы:

1) фактически сотрудник получает денежные средства под отчет тогда, когда денежные средства перечисляют на дебетовую карту или когда сотруднику выдают на руки дебетовую карту с уже зачисленными денежными средствами. Но по проводкам выходит, что денежные средства сотрудник получает только тогда, когда начинает их тратить;

2) в приведенной схеме учреждение исполняет План ФХД по расходам фактически наличными, но в Отчете (ф. 0503737) это не отразят, потому что согласно правилам заполнения оборот между счетами 20111 и 21003 из оборотов по расходам исключен, а оборот между счетами 20 834 и 21 003 включать в Отчет не предусмотрено.
Отражение в Авансовом отчете (ф. 0504049) описанных операций разберем в последовательности, указанной в вопросе.

Операция 1) не может быть отражена в Авансовом отчете (ф. 0504049), так как не затрагивает счет 0 208 00 000.
Операция 2). Здесь у вас указана неверная корреспонденция. Нужно так:

 
№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись  
Сумма, руб.
Дебет Кредит
1 Подотчетным лицом осуществлена оплата с расчетной (дебетовой) карты 2 208 34 560 2 210 03 660 2 500,00
2 Приобретены материальные запасы через подотчетное лицо 2 105 00 340 2 208 34 660 2 500,00

Первую операцию в Авансовом отчете (ф. 0504049) отражают на лицевой стороне в графах 1–3, а вторую – на оборотной стороне в графах 1–10.

Операция 3). Неиспользованная сумма на карте не может быть отражена в Авансовом отчете (ф. 0504049), так как не затрагивает счет 0 208 00 000.

Операция 4). По той же причине не может быть отражен в авансовом отчете и возврат с дебетовой банковской карты на лицевой счет учреждения неиспользованной суммы.
 

Наш сотрудник приобрел путевые листы (бланки строгой отчетности) за счет собственных средств, и теперь нам надо принять к учету эти бланки и рассчитаться с сотрудником. Какими проводками оформить эти действия?

К подстатье 226 КОСГУ относят расходы на «приобретение (изготовление) бланков строгой отчетности». «Приобретение бланочной продукции (за исключением бланков строгой отчетности)» отнесено к статье 340 КОСГУ, при этом определения «бланк строгой отчетности» в Указаниях № 65н нет.

Бланки строгой отчетности должны обладать следующими признаками[A16]  и быть:
   изготовлены типографским способом;
–    по форме, утвержденной правовым актом органа власти или учреждения;
–    должны содержать номер, серию;
–    иметь степень защиты.

Кроме того, в учреждении должны быть установлены специальные требования по их хранению, выдаче и уничтожению.

Перечень бланков, относимых к бланкам строгой отчетности, учреждение устанавливает в рамках формирования учетной политики[A17] .

Таким образом, бланки путевых листов будут признаны бланками строгой отчетности при соблюдении следующих условий:
 бланки путевых листов имеют серии и индивидуальные номера;
–  установлены специальные требования по хранению, выдаче и уничтожению бланков путевых листов;
–  в учетной политике учреждения указано, что путевые листы отнесены к бланкам строгой отчетности;
–  бланки путевых листов приобретают по подстатье 226 КОСГУ;
–  ведут их индивидуальный учет по сериям и номерам в Книге по учету бланков строгой отчетности (ф. 0504045);
–  списание бланков путевых листов оформляют Актом о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816).

Проводки будут такими:
 
№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись
Дебет Кредит
1 Приобретение БСО через подотчетное лицо 0 401 20 226 или
0 109 00 226
0 208 26 660
2 Одновременно 03  
 
Иначе следует учитывать бланки путевых листов по общим правилам учета материальных запасов:

 
№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись
Дебет Кредит
1 Приобретение бланков (кроме БСО) через подотчетное лицо 0 105 36 560 0 208 26 660


Возмещение затрат учреждения

Мы принимаем деньги в возмещение стоимости коммунальных услуг от арендаторов имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления. И не знаем, обязаны ли мы эти деньги в полном объеме перечислять в бюджет, или же перечислять их в полном объеме предприятиям – поставщикам коммунальных услуг, или же мы можем их использовать по своему усмотрению?

Для начала поймем, к какому коду источника отнести данные денежные средства:
– по коду источника «4» отражают денежные средства субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания[A18] , то есть выделенные учредителем на основании абзаца 1 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, а также все, что приобретено за счет этих средств. Кроме того, по этому коду отражают имущество, полученное от учредителя безвозмездно;
–  по коду источника «5» отражают денежные средства субсидий на иные цели, то есть выделенные учредителем на основании абзаца 2 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, а также все расходы, произведенные за счет этих средств.

Значит, полученные учреждением в качестве компенсации затрат на коммунальные платежи средства не могут быть отнесены ни к какому иному источнику финансового обеспечения, кроме как «2» – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения).

А по выручке от приносящей доход деятельности учреждение вправе принимать решения самостоятельно, направлять ее на достижение уставных целей[A19] . И значит, вы не должны направлять выручку от приносящей доход деятельности в доход бюджета.

Доходы от компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений относят к коду 130 КОСГУ.

При сдаче в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества финансовое обеспечение содержания такого имущества учредитель не осуществляет[A20] . А значит, и коммунальные расходы по недвижимому имуществу, сданному в аренду, бюджетное учреждение может оплачивать только за счет выручки от приносящей доход деятельности. Если учреждение выставляет арендаторам счета на компенсацию коммунальных расходов, значит, учреждение имеет возможность рассчитать, какую именно долю коммунальных расходов составят расходы по сданным в аренду площадям.

Так как вся выручка от приносящей доход деятельности – и в виде арендной платы, и в виде компенсации коммунальных расходов – поступает на один и тот же лицевой счет и представляет собой обезличенные денежные средства, то невозможно разделить, за счет каких именно средств учреждение будет производить оплату коммунальных расходов по сданному в аренду имуществу: или за счет самой арендной платы, или за счет поступившей от арендаторов компенсации.



Продолжение  читайте в БУ №5/2015
 

 [A1] абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ
 [A2] п. 1 ст. 78.1 БК РФ
 [A3] п. 14 ст. 250 НК РФ
 [A4] ст. 15.14 КоАП РФ
 [A5] п. 27 Инструкции № 157н
 [A6] п. 38 Инструкции № 157н
 [A7] п. 99 Инструкции № 157н
 [A8] утв. приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н
 [A9] п. 3 Инструкции № 157н
 [A10] п. 11 Инструкции № 157н
 [A11] ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
[A12] ст. 169 НК РФ
 [A13] п. 213 Инструкции № 157н
 [A14] п. 213 Инструкции № 157н
 [A15] п. 4 Инструкции № 174н
 [A16] п. 118 Инструкции № 157н
 [A17] п. 337 Инструкции № 157н
 [A18] п. 23 Инструкции № 157н
 [A19] п. 3 ст. 298 ГК РФ
 [A20] п. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ