click fraud detection

20 лет вместе
Издательский дом «БиНО»
литература для руководителей и главных бухгалтеров
бюджетных, казенных, автономных учреждений
Вишлист
Вход
Регистрация
Корзина
Моя библиотека
О нас
Доставка
Контакты
Акции
Журналы
Cтатьи
Формы документов
В данный момент в корзине может быть только одна позиция товара!
Подписка
Молодому специалисту
О Главном редакторе
* скидка 50% при покупке как физическое лицо
БиНО: Казенные учреждения №1/2017

ГРАНИ РАЗВИТИЯ: РАЗМЫШЛЕНИЯ У КАРТИНЫ


Папикян Альберт Степанович
 «Вода»

1961 г.
оргалит, масло

Альберт Степанович Папикян (1926–1997) родился в селе Налбанд Спитакского района Армении. Обучался в Тбилисской Академии художеств и в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств в Ленинграде, которую окончил с отличием по мастерской профессора Б. В. Иогансона в 1949 г. С 1949 г. постоянно принимал участие в городских, республиканских и всесоюзных художественных выставках, а также активно участвовал в выставках произведений советских художников за рубежом. Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Московском музее современного искусства, Государственном художественном музее Армении, в собраниях музеев и художественных галерей России и ближнего зарубежья, во многих частных коллекциях в России
и за ее пределами.


Здравствуйте, дорогие читатели!

 
Вот мы и дождались весны! Да, пусть пройдет много дней до настоящей оттепели, но уже само наступление марта отзывается в сердце серебряным перезвоном капели. Исторически сложилось, что март согрет добрым праздником весны, ставшим для нас торжеством любви, нежности и благодарности. Этот день давно утратил свое политическое значение, и мы с удовольствием поздравляем и принимаем поздравления от близких и не очень людей с днем прославления Женщины – мамы, жены, бабушки, сестры, дочери, подруги, соседки и коллеги. Праздник весны замечательным образом дает повод крепкому семейному общению, застольям, песням и занимательным историям.
 
 

Вода

Воде была дана волшебная власть
стать соком жизни на Земле.
                                    Леонардо да Винчи

 ...Он давно задумал эту картину. Картину о Жизни. А что есть жизнь? Жизнь – это дети. Жизнь – это весна. Жизнь – это вода. И каждодневный труд – это жизнь. Но как собрать все воедино? Уже было сделано много рисунков и набросков – образ был найден. И сейчас он стоял перед мольбертом. Сначала решил написать в небольшом формате, этюд. И как часто бывало во время работы, мысли его унеслись в далекое прошлое...
 
...Если ехать поездом из Еревана в Тбилиси, то где-то в середине пути среди величественных гор над крутым берегом беспокойной речки расположено небольшое село Налбанд. Это красивый, но суровый край. Опаленные летним зноем горы почти лишены растительности. Люди с большим трудом отвоевывают у природы куски земли, чтобы засеять их и взрастить нелегкий урожай. Каждая весна начинается со сбора камней на полях. Эти камни неведомой силой выталкивает земля там, где еще осенью были плодородные поля.
 
В далеком 1926 году жарким августовским днем здесь родился мальчик Алик. Рос он в шумной армянской семье. Вместе с братьями таскал из бабушкиных запасов сухой лаваш, убегал за дальний дом, где, торопливо ломая, дружно съедали все до последних крошек, собранных в рубаху.
 
Маленький Алик очень любил частые встречи родни и соседей. Мама непременно подавала к столу что-то из любимых блюд: сыр с зеленью, суджук, ламаджо, печеные овощи.
 
Папа мальчика служил учителем математики в сельской школе. Алик любил папу и маму. Папа рассказывал мальчику необыкновенно интересные истории, а мама пела красивые песни. Иногда они пели вместе с папой. От этих песен в груди у Алика делалось горячо, а на глаза набегали слезы. Но мама целовала мокрые глазки, улыбалась и нежно качала на руках своего малыша.
 
Алик совсем не помнил, когда первый раз попробовал рисовать. Но, начав однажды, уже больше не мог остановиться. Расписные кувшины, нежно-зеленый лук, синие баклажаны, золотые подсолнухи... Отец много учил сына вырезать из дерева игрушки и орнаменты, а также страстно поддерживал сына в увлечении рисованием.

Когда мальчику исполнилось десять лет, папа отвез его обучаться в художественную школу в Ленинакан. А еще через три года в газете «Пионерская правда» они прочитали объявление о проведении конкурса рисунков для поступления в открывающуюся в Москве среднюю художественную школу. Всей семьей они подбирали рисунки для этого конкурса. И свершилось удивительное чудо – мальчик из далекого армянского села был принят на обучение в московскую художественную школу! Провожая сына в столицу, мама с папой пели любимую песню сына, и теперь уже их глаза были мокрыми от слез.
 
А для юноши на короткое время жизнь развернулась в невиданном разнообразии. Но пришла война. Алик ненадолго возвращается домой, а в 1942 году переезжает для продолжения образования в Тбилисскую академию художеств. Но свое образование он заканчивает уже в Ленинграде, в Академии художеств, по классу известного живописца и педагога Б. В. Иогансона. Этот замечательный мастер помог ему освоить традиции и наследие русского и западноевропейского искусства. Дипломная картина Алика «Стахановцы Севанстроя» по лучила высокую оценку и была показана на выставке лучших дипломных работ в 1950 году.
 
И он решает покорить столицу! С 1952 года художник постоянно живет в Москве и становится активным участником художественной жизни столицы. Но, тоскуя в холодной и серой столице по Армении, по ее ярким краскам, он снова приезжает на родину. И его душа, как и кисть, раскрывается по-новому: наверное, нет уголка на этой древней земле, где бы он не побывал и не писал ее горы, долины, старинные храмы, города и села. Он любит повторять восточную мудрость: «Кто не любит свои горы, тот не способен любить чужие долины». Армянский сын русского народа – так называет себя он сам.
 
Так маленький мальчик Алик стал художником Альбертом Степановичем Папикяном. Заботы мамы, наставничество отца, добрые семейные традиции, глубокие армянские песни, знойная суровость родного края заложили в него широту восприятия жизни. Он пишет пейзажи, натюрморты и портреты. И что бы он ни изобразил – величественные армянские горы и ущелья, российские просторы или незамысловатую домашнюю утварь, – его кисть наполняет солнечным светом любой предмет, на котором с любовью он остановил взгляд: избушку, плошку, шляпку гриба. Его картины – гимн жизни, выраженный в красках...
...А он опять не заметил, как наступил вечер, хотя благодаря огромным окнам в мастерской было еще светло. И опять не пообедал: с ним всегда так – когда работает, забывает обо всем.
 
Отошел, посмотрел на картину чуть сбоку – сложилась или нет? Ему хотелось, чтобы зритель воспринял ее не как обычную жанровую сцену. А чтобы видел то, о чем думал и что он хотел сказать: про связь человека с природой, землей, про саму жизнь и что нет человека без любви. Он знал, что именно любовь, которую он сам испытывал к земле, труду своему и чужому, к людям, превращало картину в произведение искусства.
 
Выдохнул: «Получилась!» Теперь он уже жалел, что не взял кусок оргалита побольше.
А потом он будет готовить ей «одежку»: работы, которые получились, он оформлял сам. Не прошли даром ремесленные уроки отца! «Одевал» он такие работы не в убогие худфондовские багетные рамки (или даже в крашеный плинтус), как делали многие художники, а в великолепные собственноручно вырезанные рамы. Он сам придумывал профиль и рисунок орнамента на нем. Вырезал из дерева раму. Затем покрывал ее левкасом (как иконы) – на него лучше всего ложится позолота. И для этой он сделает светлую резную раму со сложной позолотой «под старину»...
 
Как же ему повезло, что он занят любимым делом...
 
Считают, что человек чуть ли не на 80% состоит из воды. И кто-то остроумный заметил: «Если у человека нет цели или своего дела в жизни, то он всего лишь вертикальная лужа».
Альберт Папикян был великолепным мастером и прожил счастливую жизнь – у него было свое дело, которое он любил.
Но как понять, что ты нашел дело своей жизни? На самом деле не сложно: ты забываешь обо всем, когда им занят. И делаешь свое дело с любовью. Понимая, что делаешь для людей, а не ради денег.
 
Ищите свое дело и будьте счастливы!
 
 

От Издательского дома «БиНО»
Оксана Николаевна Серебрякова

Журнал доступен в форматах:
  • электронный 
1170 рублей*
Подписка на период доступна в форматах:
Содержание номера