click fraud detection

20 лет вместе
Издательский дом «БиНО»
литература для руководителей и главных бухгалтеров
бюджетных, казенных, автономных учреждений
Вишлист
Вход
Регистрация
Корзина
Моя библиотека
О нас
Доставка
Контакты
Акции
Журналы
Cтатьи
Формы документов
В данный момент в корзине может быть только одна позиция товара!
Подписка
Молодому специалисту
О Главном редакторе
БиНО: Бюджетные учреждения №2/2017

ГРАНИ РАЗВИТИЯ: РАЗМЫШЛЕНИЯ У КАРТИНЫ


Махонин Фёдор Емельянович
 «Самовар»

1977 г.
оргалит, масло



Здравствуйте, дорогие читатели!

Эта зима уже успела нас и снегом порадовать, и оттепелями удивить, и морозами пощипать. А что может быть уютнее и душевнее в зимние деньки, чем семейное чаепитие? Как жаль, что уходит в прошлое такой изумительный и добрый член наших семей – самовар. В моем детстве самовар, пусть и электрический, был почти в каждом доме. Ставили его редко, но милее тех детских вечеров у самовара я не припомню. Через много-много лет, когда мы с мужем стали частенько бывать в его деревне под Угличем, я впервые увидела самовар на углях. Это был большущий и уважаемый член семьи, занимавший свое личное место в доме. Процесс растопки самовара непростой, поэтому выносили его лишь при большом скоплении гостей. Когда все дети, внуки и правнуки веселящейся толпой усаживались за огромный садовый стол, дед с отцом торжественно водружали на него самовар, и начиналось бесконечное чаепитие до первых звезд.

 

Самовар
Давно на белом свете живет, годами стар,
Поэтами воспетый пузатый самовар.
Сиянье излучая, морозным зимним днем
Он сердце согревает особенным теплом.
Л. Кастальский
 
Неизменный атрибут городского быта XIX и начала XX веков, самовар упоминают едва ли не в каждом значительном произведении писателей той поры. При этом самовар все же не был просто бытовым прибором. Наличие самовара в семье свидетельствовало о зажиточности. Самоваром гордились. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почетном месте. А при продаже имущества за недоимки в первую очередь продавали самовар как предмет роскоши.

Вот такую удивительную значимость приобрело в России это «устройство для кипячения воды к чаю». Именно так определяет в своем словаре его В.И. Даль: «Самовар – это водогрейный, для чаю, сосуд, большей частью медный, с трубою и жаровней внутри».

Но еще в середине XVIII века не принято было пить чай с утра до вечера. Пили сбитень – настой на меду и травах. Пить его следовало горячим, поэтому сбитенщики разносили его в сбитенниках – чайниках с поддувалом и трубой для закладки угля для подогрева. Это и были предшественники русского самовара.

Согласно историческим документам первые самовары стали производить в 1730–1740 гг. в поселке Суксун (Пермский край). Из-за залежей медной руды уральским заводам еще в 1728 г. специальным сенатским указом было предписано освоить производство медной утвари. По тем временам выделывание медной посуды уступало по прибыльности разве что монетной чеканке. Самовар стал фирменным знаком и символом Суксуна, а в 2005 г. там установлен памятник самовару.

Однако родиной самоваров все же считают Тулу – ведь именно в Туле произошел бум самоварного производства! Хотя первое упоминание о тульском самоваре историки датируют лишь 1746 г., все же бытует мнение об одновременном начале производства самоваров и в Суксуне и в Туле. Хозяин-то у заводов был один – Демидов.

Первый «промышленный» самовар изготовили в 1778 г. братья Лисицыны на первом в Туле самоварном заведении (до того их изготавливали практически поштучно). Основателем этого заведения был их отец Фёдор Лисицын, который в свободное от работы на оружейном заводе время построил собственную мастерскую и упражнялся там в работах по меди. Самоварное производство оказалось достаточно прибыльным делом, и уже в 1803 г. это настоящая фабрика. К 1850 г. в Туле было 28 самоварных фабрик, которые выпускали около 120 000 штук самоваров в год.

Помните чудесный фильм Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова»? Добрая и скучающая купчиха Домна Евстигнеевна Белотелова в бесподобном исполнении Нонны Мордюковой вкусно пьет чай из большущего медного самовара. А ведь пьеса была написана в 1861 г. В это время каких только самоваров уже не выпускали! И с накладным серебром, и в стиле «второе рококо», для которого характерна богатая пышная орнаментация. Основание, ручки, верх тулова и края оформляли бордюрами из стилизованных затейливых растительных завитков и цветов. Да, формы и оформление самоваров меняли, однако суть его оставляли неизменной.

Самовар во все времена хоть и был домашней утварью, а стоил недешево. Поэтому и служил «многие лета». Несмотря на весьма высокую его стоимость, он проникает не только в господские дома, но и в рабочие и крестьянские семьи, став характерной чертой русского быта. И величают его уважительно, с отчеством – Иван Иваныч. А за начищенные медные бока – Золотой Иван Иваныч!

«Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно» (поэт Б.А. Садовской, предисловие к сборнику «Самовар», 1914 г.). Престиж самовара был настолько высок и незыблем, что даже в 1920–1930-е годы самовар вручали как награду, как поощрение лучшим работникам – ударникам первых пятилеток. «Стол без самоварного возглавия – это не стол, а так, кормушка, как у птиц и зверей, ни приятности, ни чинности. Из веку почитали в доме трех хозяев – самого, кто главный в семье, русскую печь и самовар. К ним и подлаживались...» (Валентин Распутин, «Прощание с Матёрой», 1976 г.).

Удивительно, как обычный бытовой предмет стал на 250 лет одним из символов русского народа. И скорее всего потому, что соответствовал не только климатическим условиям, но и нашему менталитету – ведь «...беседы “за кухонным столом” – это своеобразная особенность русской психотерапии» (В.Ю. Завьялов, д.м.н.).

Меняется наша жизнь, и сейчас самовары практически ушли из нашей жизни. Но никто не мешает нам сохранить семейную традицию неспешных вечерних чаепитий по выходным с пирогами, долгими беседами, чтением вслух...

Давайте создавать неповторимый уют и особую атмосферу в своих семьях! Будем объединять родных и близких общими делами и семейными традициями!
 

От Издательского дома «БиНО»
Оксана Николаевна Серебрякова

Журнал доступен в форматах:
  • электронный 
1100 рублей*
Подписка на период доступна в форматах:
Содержание номера
* скидка 50% при покупке как физическое лицо