click fraud detection

20 лет вместе
Издательский дом «БиНО»
литература для руководителей и главных бухгалтеров
бюджетных, казенных, автономных учреждений
Вишлист
Вход
Регистрация
Корзина
Моя библиотека
О нас
Доставка
Контакты
Акции
Журналы
Cтатьи
Формы документов
В данный момент в корзине может быть только одна позиция товара!
Подписка
Молодому специалисту
О Главном редакторе
БиНО: Бюджетные учреждения №1/2017

ГРАНИ РАЗВИТИЯ: РАЗМЫШЛЕНИЯ У КАРТИНЫ

 

М.Н. Соколов
«
Святые ворота Ризоположенского монастыря в г. Суздаль»
1966 г.
оргалит, масло
 

Здравствуйте, дорогие читатели!

Новогодние каникулы все проводят по-разному. Некоторые отправляются в путешествие в далекие страны, а кто-то предпочитает путешествовать по России. Возможно, самый знаменитый туристический маршрут России – это поездка по Золотому кольцу – ряду старейших русских городов, сохранивших свои древнейшие достопримечательности, относимые еще ко временам начала русского государства. Один из таких городов – Суздаль, уникальный город-музей, мир истории и религии, красоты и хорошего настроения! 

 

Святые ворота Ризположенского монастыря в г.Суздале

 
Несмотря на обилие храмов и экспозиций, Суздаль – это не только город музеев и монастырей, но и прекрасных видов. Расположенный на равнинном месте – Суздальском ополье, он имеет несколько высоких мест, откуда можно полюбоваться ландшафтной архитектурой нетронутого современными высотными постройками города. Лучшие панорамные площадки – это кремлевские валы, обрыв за Спасо-Евфимиевым монастырем (открывается вид на Покровский монастырь) и самое высокое здание – колокольня Ризоположенского монастыря: весь Суздаль отсюда виден, как на ладони.

Суздальский Ризополо́женский монастырь – один из древнейших монастырей Руси. Он основан в 1207 г Суздальским епископом Иоанном. Он расположен в северной части города недалеко от древнего кремля и реки Каменки. Монастырь известен духовными подвигами монахини Евфросинии, дочери князя Михаила Черниговского, замученного в Орде.

Самое древнее сохранившееся сооружение монастыря – Ризоположенский собор, возведенный в начале XVI века, более ранние сооружения до наших дней не дошли. В начале XIX века на территории монастыря в честь победы над Наполеоном была воздвигнута 72-метровая Преподобенская колокольня. Последней на территории монастыря была выстроена Сретенская трапезная церковь, выполненная из красного кирпича в псевдорусском стиле (1882 г.).

В 1923 г. Ризоположенский монастырь закрыли, и только в 1999 г. монастырь был передан русской православной церкви и возобновлен в качестве женского монастыря Владимиро-Суздальской епархии.

После Рождества, как и во всех русских православных храмах, в Ризоположенском монастыре проходят праздничные службы в честь Крещения Господня. Это один из великих праздников, который празднуют не менее торжественно, чем Рождество. Можно сказать, что Рождество и Крещение, связанные между собой святками, составляют единое торжество – праздник Богоявления.

Крещенские службы начинают в церквях вечером 18 января. И до следующего вечера в храмах царит радостное оживление.
Непосвященный человек может подумать, что Христа крестили во младенчестве – ведь от Рождества до Крещения проходит всего 12 дней. Но это не так. Крестился Иисус в 30 лет. В этот день Спаситель пришел к Иоанну Предтече и попросил его крестить. И во время проведения этого обряда в реке Иордан открылось небо, и на Христа снизошел Святой Дух в виде голубя, и люди услышали голос Бога, который назвал Иисуса своим сыном. Именно поэтому Крещение также называют Богоявлением.

Обычай праздновать Крещение Господне возник предположительно во II веке, и он старше Рождества Христова. Согласно христианскому вероучению, именно после Крещения Иисус начал просвещать людей, озаряя их светом истины. Кроме того, в Крещении Христовом человечество приобщилось божественной благодати, получив в этом таинстве очищение живой водой, приводящее в жизнь вечную. Поэтому принятие таинства Крещения – это обязательное условие принадлежности верующих к церкви и началом пути к спасению.

Главное событие Крещения – великое водосвятие. В Крещенский Сочельник воду освящали в купели, устроенной в центре храма и окруженной свечками, перевитыми лентами, которые приносили прихожане. А в день празднования верующие отправлялись к водоемам со специально вырубленными прорубями в форме креста или круга – иорданям (по названию реки Иордан, где крестился Святитель).

«В Суздале в день Богоявления на реку Каменку совершали крестный ход для освящения воды в Иордани. Впереди процессии в сопровождении псаломщика шел священник и окроплял путь. За ним следовали хоругвеносцы, несшие хоругви и большой пятиглавый фонарь перед выносным крестом с частицей мощей. Следом несли большие выносные иконы, перед каждой из которых четыре массивных одноглавых фонаря. Далее следовали женщины с малыми иконами из собора и монастырей. За ними шли попарно священники со всего города, соблюдая порядок чинопочитания. Процессию завершали богомольцы города и ближайших селений. Напрестольный крест для освящения воды на Иордань нес священник (протоиерей или архиерей) на голове от самого собора до проруби, которую вырубали во льду в виде креста. Иордань на реке устанавливали недалеко от моста. Ниже по течению, где была бельевая прорубь, происходило купание людей, но только в тот момент, когда священнослужитель погружал напрестольный крест в иорданскую прорубь» (В.М. Снегирёв. Очерки по истории Суздаля).

Заметим, что купание в Иордани на Богоявление – это не исконная, как принято думать, а относительно новая традиция, о ней нет данных в литературе о Древней Руси. Прежде совершали крестные ходы на Иордани с освящением воды, но массовое купание этому не сопутствовало. То есть с точки зрения православных канонов купание не обязательно. Важнее в праздник Крещения побывать на службе в церкви.

Русское Православие всегда воспринимают вместе с народными традициями, окружающими основной культ. Культ создает культуру в форме народных обычаев. Хорошо это или плохо для современного человека – трудно сказать. Но люди должны знать свою историю и культуру – это укрепляет их духовно.
 
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это можно отнести и к истории, и к традициям. Почувствуйте себя наследником великих нравов и обычаев, осознайте свою причастность к происходящему и ответственность за это перед своими потомками! Только постигнув свою природу, свою сущность с совершенной ясностью и полнотой, человек способен оставаться самобытным, ни минуты не вступая в противоречие с самим собой, не обманывая ни себя, ни других. 

И в эти праздничные крещенские дни желаю вам чаще прислушиваться к своему сердцу и помнить о том, что добро всегда возвращается!
 

От Издательского дома «БиНО»
Оксана Николаевна Серебрякова

Журнал доступен в форматах:
  • электронный 
1100 рублей*
Подписка на период доступна в форматах:
Содержание номера
* скидка 50% при покупке как физическое лицо