click fraud detection

20 лет вместе
Издательский дом «БиНО»
литература для руководителей и главных бухгалтеров
бюджетных, казенных, автономных учреждений
Вишлист
Вход
Регистрация
Корзина
Моя библиотека
О нас
Доставка
Контакты
Акции
Журналы
Cтатьи
Формы документов
В данный момент в корзине может быть только одна позиция товара!
Подписка
Молодому специалисту
О Главном редакторе
Журнал доступен в форматах:
  • электронный 
​​     700   1100 рублей*
Подписка на период доступна в форматах:
* скидка 50% при покупке как физическое лицо
БиНО: Бюджетные учреждения №11/2017

ГРАНИ РАЗВИТИЯ: РАЗМЫШЛЕНИЯ У КАРТИНЫ

 
 
Николай Иосифович Исаенок

«Улица в Гурзуфе»
1976, картон, масло

Николай Иосифович Исаенок родился в 1947 году в деревне Черневичи Минской области. Воспитывался в детском доме. В 1973 году окончил Минское художественное училище. Участник всесоюзных выставок с 1975 года. С 1981 года – член Союза художников.

Вдохновленный природой, он виртуозно воспевает красоту, которая его окружает. В простых по композиции, экспрессивных работах мастера, наполненных энергией цвета и самого художника, отражаются его мысли и чувства.

Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Национальном художественном музее Беларуси, музеях Германии и США.
 



Здравствуйте, дорогие читатели!
 
Гурзуф
 
 
Мне любо, Аюдаг, следить с твоих камней,
Как черный вал идет, клубясь и нарастая,
Обрушится, вскипит и, серебром блистая,
Рассыплет крупный дождь из радужных огней...
Адам Мицкевич
 
Современный Гурзуф не так уж сильно изменился не только со времен моей юности, но и за последние 200 лет. Особенно это заметно в приморской части. Здесь еще есть дома дореволюционной постройки, узкие, кривые, но уютные улочки и переулки.
 
По старой части проходит главная улица Гурзуфа – Ленинградская. Ниже Ленинградской раскинулась «Чеховка» – так на местном сленге называется район рядом с Чеховской бухтой и домиком Чехова.
 
В 1899 году из-за состояния здоровья Антон Павлович построил дачу в Крыму для постоянного проживания. Он был уже достаточно знаменит, поэтому вынужден был непрерывно принимать гостей. О чем пишет своему брату Александру: «Я вместо дачи, за собственные деньги в Крыму умудрился возвести тюрьму!» Чехов принял решение купить небольшой домик – теперь уже в качестве убежища. Помог случай. Продавалась татарская сакля в Гурзуфе. Он поехал посмотреть на возможное приобретение, а когда зашел во двор и подошел к краю бухты, то даже не стал торговаться. Хозяин все эти необыкновенные виды продавал вместе с домом – бухта была его частной собственностью.
 
Набережная Пушкина – центр курорта. В ее начале расположены старые корпуса Дома творчества художников им. К. А. Коровина. Один из этих корпусов (ул. Чехова, 1) – бывшая дача-мастерская выдающегося живописца Константина Алексеевича Коровина (1861–1939).
 
В 1910 году Большой театр ставил балет «Саламбо» по роману Г. Флобера о средневековом Карфагене с декорациями художника. Эта работа так увлекла Коровина, что свою гурзуфскую дачу он также назвал «Саламбо».
 
 С 1947 года она стала Домом творчества Художественного фонда. Здесь работают и отдыхают художники, поэтому часто на старых улочках Гурзуфа можно увидеть людей с мольбертами.
 
По гурзуфской набережной приятно бродить даже под зонтиком в ноябрьский мокрый день. Длинная и живописная дорога выведет мимо старинного парка (бывшего парка Губонинского курорта – памятника садово-парковой архитектуры XIX века) к музею Пушкина. Это старинное здание, построенное генерал-губернатором Новороссии и Бессарабии герцогом Арманом-Эммануэлем дю Плесси де Ришельё в 1811 году, происходящим из рода знаменитого кардинала.
 
Этот дом семья генерала Раевского – героя войны 1812 года, снимала под дачу. В 1820 году молодой Александр Пушкин впал в немилость Александра I за излишнюю свободу выражения мысли и был сослан на юг России. Три недели он с Раевскими жил в Гурзуфе. По словам поэта, это были одни из самых счастливых дней в его жизни. «В Гурзуфе, – отмечал он, – жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом... Я любил, проснувшись ночью, слушать шум моря, – и заслушивался целые часы. В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество». Здесь Александр Сергеевич работал над поэмой «Кавказский пленник», написал несколько лирических стихотворений; и именно здесь возникли замыслы поэмы «Бахчисарайский фонтан» и романа «Евгений Онегин»: «Там колыбель моего Онегина!»
 
Пушкинский кипарис до сих пор жив, его можно увидеть рядом с музеем Пушкина.
 
Если же по главной Ленинградской улице забраться в противоположную часть города, можно полюбоваться живописным видом на две небольшие скалы – Адалары. Это островки, которые в прошлом соединялись с побережьем, но море разрушило эту перемычку. Напротив скал-близнецов расположился мыс Суук-Су (в переводе с крымско-татарского — «Холодная Вода»). Здесь в основании скалы находится знаменитый Пушкинский грот, а рядом – лазурная бухта, потрясающая по форме и чистоте воды. Бухта огорожена скалами, известными сейчас как «Пушкинская скала» и «скала Шаляпина».
 
Лето 1916 года Горький, Шаляпин, Серов и Рахманинов решили провести в Гурзуфе. Здесь Федор Иванович Шаляпин достаточно часто навещал своего друга и соратника художника К. Коровина. В своей автобиографии он писал: «Есть в Крыму, в Суук-Су, скала у моря, носящая имя Пушкина. На ней я решил
построить замок искусств. Именно замок. Я говорил себе: были замки у королей, у рыцарей, отчего бы не быть замка у артистов?» Понравившаяся скала принадлежала Ольге Михайловне Соловьевой, которая долго не хотела с ней расставаться. Но однажды, расчувствовавшись от глубокой русской песни в исполнении Шаляпина, продала ему эту скалу за 1 рубль! Земля была оформлена. Друг Шаляпина, известный архитектор Иван Александрович Фомин, даже выполнил проект замка на скале. Но начавшаяся в 1917 году революция и Гражданская война остановили певца. Сложившиеся обстоятельства так и не дали осуществить Шаляпину мечту. Уже будучи в эмиграции, вот как он писал в своей книге «Маска и душа»: «Мечту я оставил в России разбитой, иногда люди говорят мне: еще найдется какой-нибудь благородный любитель искусства, который создаст вам ваш театр. Я их в шутку спрашиваю:
“А где он возьмет Пушкинскую скалу?”».
 
С тех пор одну из скал и стали называть Шаляпинской – как напоминание о тех событиях и намерениях певца.
 
Маленький Гурзуф наполнен легендами и историями. Как и весь Крым, он живописен в любое время года. Приезжайте сюда просто так – бродить по улицам и любоваться пейзажами, которыми любовались Пушкин, Чехов, Коровин, Мицкевич, Шаляпин...
 
 
От Издательского дома «БиНО»
Оксана Николаевна Серебрякова
Содержание номера