click fraud detection

20 лет вместе
Издательский дом «БиНО»
литература для руководителей и главных бухгалтеров
бюджетных, казенных, автономных учреждений
Вишлист
Вход
Регистрация
Корзина
Моя библиотека
О нас
Доставка
Контакты
Журналы
Cтатьи
Формы документов
В данный момент в корзине может быть только одна позиция товара!
Подписка
Молодому специалисту
Об основателе ИД "БиНО"
Вебинары
Журнал доступен в форматах:
  • электронный 
​​         1240 рублей*
Подписка на период доступна в форматах:
* скидка 50% при покупке как физическое лицо
БиНО: Автономные учреждения №1/2018

ГРАНИ РАЗВИТИЯ: РАЗМЫШЛЕНИЯ У КАРТИНЫ

 
 
Евгений Алексеевич Зайцев
«Луанда»
1978, холст, масло

 
Евгений Алексеевич Зайцев (1908–1992) родился в семье почтовых работников в Невеле Витебской губернии (Беларусь). Учился в мастерских Марка Шагала, потом – в Витебском художественном техникуме, окончил с отличием Институт живописи в Ленинграде.
 
Во время Великой Отечественной войны (1943–1944) участвовал в штабе партизанского движения.
 
Работал в области станковой живописи в жанре сюжетно-тематической картины. Автор картин, посвященных истории борьбы за Советскую власть и Великой Отечественной войне, портретов, пейзажей. Е. А. Зайцев выполнял росписи в Театре оперы и балета БССР и совместно с И. Т. Тихоновым выполнил монументальную композицию в кинотеатре «Пионер» (Минск).
 
Член Союза художников БССР с 1940 г. В 1948–1950 гг. – председатель правления Союза художников БССР.
 
 
 
Здравствуйте, дорогие читатели!
 
Не правда ли, чем старше мы становимся, тем искреннее удив ляемся неожиданным находкам в своих шкафах? Я обожаю замысловатые сувениры, и долгие годы друзья везли мне их из разных уголков мира. Я помнила историю каждой игрушки и каждого магнитика. Прошло много лет. И вот, затеяв недавно генеральную уборку, решила перебрать «богатство» юности. Чего там только не было! Изумительный бык из Испании, верблюд, украшенный цветными стеклышками, из Египта, кружка «с носиком» из Пятигорска, слон с золотыми бивнями из Таиланда... Но некоторые сувениры были мне словно незнакомы. Вот попугай с зеленым хвостом или фигурка Будды. Откуда они в моем шкафу?

Так и картину «Луанда. Полдень» мы с удивлением обнаружили рядом с деревенскими пейзажами и среднерусскими сюжетами. Да, в коллекции много Кавказских гор и восточных улочек, но Луанда?!
 


Луанда

 
Ангола. В архивах моей памяти почти не нашлось знаний об этой африканской стране. Какие-то отрывочные сведения о конфликте интересов СССР и США, золоте и алмазах, португальцах и работорговле; реках Конго и Замбези, еще о пустыне Калахари. Пожалуй, всё.
 
Луанда. Самый жаркий месяц – март. И всего +30 градусов. В июле воздух остывает до +16. Совсем не похоже на Африку. Это дает о себе знать холодное Бенгельское течение. Удобное географическое положение, значительные природные ресурсы и хорошая доступность вглубь континента еще в XVI веке сделали Анголу стратегически важной территорией для колонизаторов, за которую велись войны вплоть до 2002 г.

Местные племена очень разнообразны. Некоторые из них ведут образ жизни, более характерный для первобытного общества, чем для современности. Да и те народности, которые смогли развиваться в непростой исторической реальности Анголы, до сих пор не очень образованы. Малограмотность сохранила замечательную традицию – слагать, рассказывать и передавать из поколения в поколение сказки.

Сказки – самое сокровенное выражение души народа – редко рассказываются в присутствии европейцев. Лишь среди братьев-африканцев рассказчик чувствует себя раскованным и свободно ведет повествование. Вот что пишет по этому поводу выдающийся писатель Анголы Каштру Сороменью: «В долгие бессонные ночи у костров души африканцев раскрываются в поэтических образах сказок. Но когда наступает день, африканец умолкает...»*
 


Охотник*
(сказка народа балунда)
 
Отец с сыном пошли на охоту.
– Отец, смотри, вон бежит антилопа-бамби! – сказал сын.
– Нет, это не тот зверь, на которого я хочу охотиться.
И они отправились дальше.
– Отец, вон антилопа-сеша!
– Нет, это не тот зверь, который мне нужен.
Опять пошли дальше.
– Отец, смотри, вон там жавали!
– Нет, это не то, на что я хочу охотиться.
Еще несколько раз появлялись разные дикие животные, а охотник все отказывался в них стрелять. Наконец сын спросил:
– На кого же, в конце концов, ты хочешь охотиться?
– Я сам знаю! – сердито ответил отец.
Пошли еще дальше. Вдруг им встретилась огромная черепаха. Отец выстрелил и промахнулся. А черепаха проглотила его вместе с ружьем.



О чем эта сказка? Я бы предположила, она о том, что не всегда то, чего мы хотим, это то, что действительно нам нужно. Однако в привычных европейскому читателю сказках взрослый человек, как правило, совершает мудрые поступки, обучая своим примером молодое поколение. Здесь же истина глаголет «устами младенца». Это характерная черта Ангольских сказок, где малый и слабый зачастую оказывается более ловким, дальновидным и смекалистым. И тому есть объяснение.

До 1836 года Луанда была крупнейшим центром работорговли на юге Африки. Немудрено, что подавляемое и притесняемое население Анголы при помощи сказок старалось воспитать в своих детях веру в справедливую модель мира: где самые безобидные и не внушающие страх звери – кролик и черепаха – всегда побеждают более сильных, где чтобы пережить голодное время, объединяются непохожие друг на друга обезьяна и кролик, где шакал противится произволу господина льва, помогают друг другу оса и колибри. В сказках о животных представлена вся африканская фауна – то снисходительный, то властный и свирепый лев, тяжелодум слон, удав, антилопы – пакаса, сеша, бамби, жавали.
 


Кролик, Слон и Гиппопотам *
(сказка народа нгангела)
 
На берегу реки, в широкой степи, жил маленький Кролик. Однажды решил он показать большим животным, на что способен. Хоть мал, да удал! Отправился он на берег реки, встретил там Гиппопотама и вступил с ним в беседу. Так, мол, и так, до того я силен, что могу даже тебя, Гиппопотама, сдвинуть с места. Засмеялся Гиппопотам, не поверил. И раздосадованный Кролик, уходя, пообещал доказать, что все, что он говорит, – чистая правда.

Пошел Кролик в степь разыскивать Слона. Еще издали увидел он серую громаду. Почтительно подойдя к Слону, он сказал ему то же, что только что говорил Гиппопотаму. Правда-правда, он сможет доказать свою великую силу. Засмеялся Слон, покачал головой и отвернулся от Кролика. А Кролик пошел разыскивать длинную, толстую и крепкую веревку.

Через несколько дней Кролик явился с длинной-предлинной веревкой к Гиппопотаму, привязал один конец этой веревки к его ноге и отправился разыскивать Слона, чтобы привязать другой конец к его ноге.

И вот оба, Гиппопотам и Слон, не видя друг друга, одновременно начали тянуть веревку, думая, что другой конец ее тянет Кролик. И хотя Гиппопотам и Слон тянули изо всех сил, ни один из них так и не сдвинулся с места.
Кролик тем временем все бегал и бегал от Гиппопотама к Слону, от Слона к Гиппопотаму, подзадоривая то того, то другого: вот, мол, какой я сильный! А ты такой большой и не можешь сдвинуть меня с места. Слон и Гиппопотам просто из себя выходили, стараясь перетянуть Кролика. Но в конце концов они свалились на землю от усталости и признали великую силу Кролика.




Картина «Луанда. Полдень» была написана в 1978 г., через три года после обретения независимости Анголы – самое начало междоусобицы. Солнце, пляж, море. И люди, слагающие удивительные сказки, по краткости и осмысленности сравнимые с японскими хоку. Наверное, эти сказки до сих пор рассказывают детям Анголы, чтобы воспитать уверенность в том, что в их силах сделать свою жизнь мирной, обеспеченной и свободной.
 
 
От Издательского дома «БиНО»
Оксана Николаевна Серебрякова


* Истории черной земли. Сказки и легенды народов Анголы. М.: Издательство «Наука», 1975.
 
Содержание номера