click fraud detection

Издательский дом «БиНО»
литература для руководителей и главных бухгалтеров
бюджетных, казенных, автономных учреждений
20 лет вместе
Моя библиотека
Вишлист
В данный момент в корзине может быть только одна позиция товара!

Реорганизация учреждений
Начало. Принятие решения

БиНО
Статья взята из №8/2016 для Бюджетных учреждений

Материалы БиНО печатаются только в журналах БиНО и на сайте bino.ru

 
 
С целью оптимизации сети учреждений, формирования оптимального имущественного комплекса, рационального использования кадров, повышения эффективности бюджетных расходов учредители последнее время довольно часто прибегают к реорганизации подведомственных учреждений.
При этом самим учреждениям важно знать порядок проведения реорганизационных мероприятий, их последовательность, грамотное отражение передачи имущества и обязательств в учете.

Реорганизация. Правовой аспект

Реорганиза́ция – это процесс прекращения одного (нескольких) юридического лица (юридических лиц) с одновременным созданием одного (нескольких) нового юридического лица (новых юридических лиц), сопровождаемый общим правопреемством. Осуществляют реорганизацию в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.
В настоящей статье мы не будем рассматривать преобразование, то есть изменение организационно-правовой формы (например, преобразование унитарного предприятия в бюджетное учреждение), в том числе и одновременно с другими видами реорганизации (например, присоединение унитарного предприятия к бюджетному учреждению).

Реорганизация или ликвидация? 

В вопросах, задаваемых бухгалтерами реорганизуемых учреждений, нередко можно встретить такую фразу: «Учреждение ликвидируют путем…» (далее варианты следуют самые разные). В подавляющем большинстве таких случаев термин «ликвидация» применяют не в его юридическом значении в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а имеют в виду прекращение существования учреждения.
Потому что ликвидация [A1]  – это прекращение учреждения без перехода его прав и обязанностей к другим лицам. При ликвидации не может быть никакого передаточного акта, потому что ничего никому не передают. В практике государственных (муниципальных) учреждений такое практически не встретишь. Поэтому далее мы будем говорить именно о реорганизации во всех ее возможных формах (за исключением преобразования), а не о ликвидации.

Виды реорганизации

Различных вариантов реорганизации в практике немало, но все их можно представить так:
 
Учреждение-источник Учреждение-преемник
Существует Создают
Прекращает деятельность Присоединение Слияние / Разделение
Продолжает деятельность Выделение
 
В реорганизации могут участвовать государственные (муниципальные) учреждения как одинаковых, так и разных типов (например, присоединение казенного учреждения к бюджетному).
Различие видов реорганизации определено тем, сколько учреждений-источников участвует в реорганизации, сколько учреждений-преемников создадут в результате, как передают права, обязательства и имущество, меняют тип учреждений или не меняют.

Уменьшение количества учреждений

Присоединение – вид реорганизации, при котором одно или несколько учреждений-источников прекращают свое существование и по передаточному акту их права, обязанности и имущество передают существующему учреждению-преемнику, к которому переходят права и обязанности присоединенных юридических лиц [A2] .
Принципиальное отличие присоединения от слияния – при этой форме новое юридическое лицо не образуют. Что позволяет избежать некоторых дополнительных процедур: открытие лицевых счетов в органах казначейства, изготовление печатей, бланков и тому подобное,  назначение руководителя реорганизованного учреждения и т. п.
Слияние – вид реорганизации, при котором два и более учреждения-источника прекращают свое существование и по передаточному акту их права, обязанности и имущество передают новому учреждению. То есть при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь созданному юридическому лицу [A3].

Увеличение количества учреждений

Выделение – вид реорганизации, при котором часть прав, обязанностей и имущества учреждения-источника по передаточному акту переходит новому учреждению. Обычно объектом выделения выступает филиал учреждения. То есть при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности [A4] реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Разделение – вид реорганизации, при котором учреждение-источник прекращает свое существование, а все его права, обязанности и имущество по передаточному акту переходят к нескольким новым учреждениям. То есть при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь созданным [A5] юридическим лицам в соответствии с передаточным актом.

Нормативно-правовая база

Основные принципы реорганизации юридических лиц регламентированы Гражданским кодексом РФ, а именно:
1) правоспособность юридических лиц [A6]. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении;
2) общие положения о реорганизации юридических лиц [A7] . Юридическое лицо считают реорганизованным (за исключением реорганизации в форме присоединения) с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считают реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица;
3) правопреемство при реорганизации [A8] ;
4) положение о передаточном акте [A9] . Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами. А также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт;
5) гарантии кредиторов реорганизуемого юридического лица [A10] .
Кроме этого, следует учитывать:
требования к порядку реорганизации юридических лиц [A11] ;
– особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица [A12] .

Срок проведения реорганизации

Последний этап реорганизации при слиянии, разделении, выделении – подача документов на создание нового учреждения (учреждений) в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц – первого по времени государственной регистрации), допустима не ранее истечения срока [A13]  для обжалования решения о реорганизации, то есть по истечении трех месяцев после внесения записи в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации.
Помимо этого, существует и другая, близкая по срокам, норма [A14], что документы, необходимые для государственной регистрации некоммерческой организации, представляют в регистрирующий орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о реорганизации.
Этот срок не действует при присоединении, поскольку новое юрлицо в этом случае не создают.

Универсальное правопреемство

Реорганизация основана на универсальном правопреемстве, то есть особом порядке перехода имущества, имущественных прав и обязанностей прекращенного юридического лица к его преемнику на основании передаточного акта.
То есть когда учреждение прекращает свою деятельность в результате реорганизации, его права, обязательство и имущество не могут «повиснуть в воздухе». Эти права, обязательства и имущество прекращаемого учреждения переходят к правопреемнику на основании одного только передаточного акта и государственной регистрации самого факта реорганизации учреждений – никаких иных юридически значимых документов нет необходимости оформлять. Например, если у прекращаемого учреждения были дебиторы, то нет необходимости заключать с ними какой-то специальный договор о переводе долга.
К универсальному можно отнести правопреемство при реорганизации в форме слияния, присоединения и разделения.
Однако при реорганизации в форме выделения вопрос о правопреемстве не столь однозначен, поскольку к создаваемому в результате выделения юридическому лицу переходит лишь часть прав и обязанностей реорганизованного юридического лица. При этом реорганизованное юрлицо внешне остается тем же, что и до выделения: сохранены прежние наименование, организационно-правовая форма, органы управления и исполнительные органы, хотя его имущественное положение и изменено. Поэтому можно считать, что принцип универсального правопреемства к реорганизации путем выделения неприменим.

Передача прав на недвижимое имущество и земельные участки

У учреждения, прекращаемого в результате реорганизации (при присоединении, слиянии, разделении), вполне может быть недвижимое имущество в оперативном управлении. Кроме того, при наличии недвижимого имущества также должен быть и соответствующий земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, который следует судьбе [A15] расположенного на нем объекта недвижимости.
Возникновение и прекращение вещных прав на недвижимое имущество (оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования) подлежит обязательной государственной регистрации [A16] . При этом право на имущество возникает с момента регистрации [A17]  этого права, если иное не установлено законом. То есть пока право не зарегистрировано – его нет.
Но как зарегистрировать права, если само учреждение-правопреемник еще не создано?
Тут работает оговорка «если иное не установлено законом». «Иное» как раз установлено [A18] : вещные права можно свободно отчуждать или передавать от одного лица к другому в порядке правопреемства при реорганизации. То есть если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало на каком-либо праве недвижимое имущество, это право переходит [A19]  к правопреемнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Отчуждение имущества на основе универсального правопреемства – это не реализация имущества, не его безвозмездная передача. Это самостоятельная форма выбытия-поступления имущества. При этом вновь созданное юридическое лицо может обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права в Росреестр после завершения реорганизации.
Как уже сказано выше, это правило вполне логично для случаев, когда реорганизуемое учреждение прекращает свою деятельность. Но при реорганизации путем выделения это совершенно не очевидно и прямо законодательством не установлено. На это обстоятельство указывает и ВАС РФ [A20] , разъясняя, что при универсальном правопреемстве (реорганизации юридических лиц, за исключением выделения) вещные права на земельные участки переходят непосредственно в силу закона.
Таким образом, при реорганизации право оперативного управления недвижимым имуществом и право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками переходит к правопреемнику в силу закона до того, как право будет зарегистрировано в установленном порядке. А при выделении недвижимое имущество необходимо передавать и регистрировать на новое учреждение только после завершения реорганизации.
Следовательно, при реорганизации путем выделения в передаточном акте недвижимого имущества быть не должно.

Передача недвижимого имущества через казну

При любой форме реорганизации помимо прямой передачи недвижимого имущества возможна передача его через казну.
То есть до реорганизации регистрируют прекращение права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования на недвижимое имущество, и оно автоматически переходит в имущество казны [A21] публично-правового образования. После завершения реорганизации недвижимое имущество регистрируют в оперативное управление (постоянное (бессрочное) пользование) за соответствующим учреждением, в результате чего имущество автоматически выбывает из казны публично-правового образования.
Если недвижимое имущество при реорганизации передают через казну, его недопустимо указывать в передаточном акте, так как на момент реорганизации этого имущества у реорганизуемого учреждения уже не будет.

Переход прав на результаты интеллектуальной деятельности

Переход исключительного права [A22] на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации при реорганизации происходит без заключения договора с правообладателем в порядке универсального правопреемства, за исключением реорганизации в форме выделения.
Поэтому при выделении исключительное право следует передавать на основании договора, что возможно только после государственной регистрации вновь созданного учреждения. Поэтому при выделении недопустимо отражение в передаточном акте исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности.
В отношении неисключительных (пользовательских) прав специальные указания отсутствуют. Очевидно, следует руководствоваться тем же самым принципом, что и в отношении универсального правопреемства.

Госзакупки

Достаточно редко, но бывают ситуации, когда в госзакупках бюджетное учреждение выступает в качестве подрядчика или поставщика.
Законодательство о госзакупках не допускает перемену поставщика (подрядчика, исполнителя) в госконтракте, за исключением реорганизации в форме слияния и присоединения. Из этого следует, что если бюджетным учреждением не завершено исполнение госконтракта в качестве подрядчика (исполнителя, поставщика), то недопустимо передавать эти обязательства при реорганизации в форме выделения и разделения. То есть нельзя начинать реорганизацию путем разделения или выделения, пока не будут закрыты обязательства по заключенным контрактам.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ. Организационный аспект

В практике бывают различные и весьма замысловатые варианты реорганизации с участием не только бюджетных, но также казенных и автономных учреждений.
Но мы рассмотрим реорганизацию только бюджетного учреждения, которое:
– прекращает свою деятельность (при присоединении, слиянии, разделении);
– создают в результате реорганизации (при слиянии, разделении);
– передает часть прав, обязательств, имущества (при выделении);
– принимает часть прав, обязательств, имущества (при присоединении).
Нормативного документа, в котором четко был бы изложен порядок проведения реорганизации учреждений, нет
После подготовки и утверждения решения о реорганизации учредитель и руководитель реорганизуемого учреждения организуют работы по его выполнению.
В общем случае последовательность проведения мероприятий предполагает следующие действия:
– создание рабочей группы и разработка плана мероприятий;
– проведение инвентаризации имущества и обязательств;
– уведомление органа, осуществляющего регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации;
– уведомление кредиторов учреждения о реорганизации путем публикаций в СМИ;
– досрочное удовлетворение требований кредиторов либо возмещение убытков, возникающих вследствие прекращения обязательств;
– государственная регистрация учреждения-правопреемника;
– закрепление за новым учреждением имущества на праве оперативного управления;
– утверждение нового штатного расписания; внесение изменений в трудовые договоры с работниками;
– утверждение плана ФХД, открытие лицевых счетов и утверждение учредителем задания новому учреждению;
– составление вступительного баланса учреждения.
 
Таблица. Ориентировочный план мероприятий по реорганизации в днях

Мероприятие Количество дней, не позднее Ответственность
1 Подготовка предложения о реорганизации подведомственного учреждения (учреждений), согласование существенных условий реорганизации. Работа экспертных комиссий по оценке последствий реорганизации От 30 до 90 дней Учредитель
 
2 Составление и утверждение графика мероприятий по подготовке и проведению реорганизации
3 Извещение учреждения (учреждений) о подготовке к реорганизации
4 Разработка плана мероприятий по реорганизации
5 Принятие решения о реорганизации, утверждение плана мероприятий и состава комиссии по реорганизации 0 Учредитель
6 Уведомление ИФНС 3 Учреждение
7 Публикация информации в СМИ 6, 36 Учреждение
8 Уведомление кредиторов 8 Учреждение
9 Начало расширенной инвентаризации на дату предварительной отчетности 10 Учредитель,
учреждение
10 Пересмотр штатного расписания, существенных условий труда работников 28 Учредитель,
учреждение
11 Уведомление сотрудников 29 Учреждение
12 Подготовка уставных документов создаваемого учреждения. Внесение изменений в устав реорганизуемого учреждения при выделении   Учредитель
 
13 Окончание срока принятия требований кредиторов о досрочном исполнении или прекращении обязательств 66 Учреждение
14 Оформление результатов инвентаризации 70 Учредитель,
учреждение
15 Подготовка передаточного акта 88 Учреждение
16 Списание непригодных для эксплуатации объектов 85 Учреждение
17 Оформление недостающих правоустанавливающих документов на земельные участки и недвижимость 85 Учреждение
18 Снятие с учета транспортных средств 88 Учреждение
19 Передача документов на государственную регистрацию учреждения-правопреемника 89*) Учреждение
20 Составление заключительной бюджетной отчетности 89 Учреждение
21 Регистрация правопреемника. Прекращение предшественника 94 Регистрирующий орган
22 Назначение руководителя, главного бухгалтера учреждения-правопреемника 95 Учредитель, правопреемник
23 Передача имущества, обязательств, кадров правопреемнику 96 Учредитель, правопреемник
24 Начало процедуры увольнения сотрудников по сокращению численности (штата) 96 Правопреемник
25 Открытие лицевых счетов, утверждение плана ФХД с учетом кормпенсационных выплат увольняемым сотрудникам 100 Правопреемник
26 Формирование государственного (муниципального) задания и заключение Соглашения на субсидию на госзадание 100 Учредитель, правопреемник
*) При присоединении данный срок не установлен
 
Как видно, список мероприятий солидный. Рассмотрим их подробнее.

Шаг 1. Подготовка к реорганизации 

Некоторые ключевые моменты следует продумать учредителю еще до принятия решения о реорганизации. Прежде всего, обосновать целесообразность реорганизации учреждения (учреждений). Кроме того, следует определить:









































 

 [A1]ст. 61 ГК РФ
 [A2]п. 2 ст. 58 ГК РФ
 [A3]п. 1 ст. 58 ГК РФ
 [A4]п. 4 ст. 58 ГК РФ
 [A5]п. 3 ст. 58 ГК РФ
 [A6] ст. 49 ГК РФ
 [A7]ст. 57 ГК РФ
 [A8]ст. 58 ГК РФ
 [A9]ст. 59 ГК РФ
 [A10]ст. 60 ГК РФ
 [A11]Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ)
 [A12]ст. 16 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
 [A13]п. 1 ст. 60.1 ГК РФ
 [A14]ч. 4 ст. 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ)
 [A15]пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ
 [A16]ст. 131 ГК РФ
 [A17]п. 2 ст. 8 ГК РФ
 [A18]п. 1 ст. 129 ГК РФ
 [A19]п. 11 постановления пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22
 [A20]п. 5 постановления ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54
 [A21]ст. 214, 215 ГК РФ
 [A22]ст. 1241 ГК РФ
Купить реорганизацию за 1080 р*
*при оформлении покупки как физическое лицо скидка 50%
Вы можете уже сейчас взять один из процессов Вашего отдела и привести его в порядок, выстроив его на базе материала «Реорганизация учреждений», и высвободив время и силы ценных сотрудников от рутины на развитие, построение и улучшение приносящей доход деятельности.









Вы можете дождаться первого шага из «Видео-шагов к порядку в ФХД», и мы пойдём вместе, поддерживая Вас ответами на вопросы и всеми необходимыми материалами для обосновательной базы, для практического внедрения и подготовки предложения в вышестоящие инстанции.
Смотреть все журналы