click fraud detection

20 лет вместе
Издательский дом «БиНО»
литература для руководителей и главных бухгалтеров
бюджетных, казенных, автономных учреждений
Вишлист
Вход
Регистрация
Корзина
Моя библиотека
О нас
Доставка
Контакты
Акции
Журналы
Cтатьи
Формы документов
В данный момент в корзине может быть только одна позиция товара!
Подписка
Молодому специалисту
О Главном редакторе
Вернуться к списку статей

Как провести сверку с налоговой инспекцией

(из архива статей БиНО за январь 2015 года)
 
Каждый бухгалтер знает, что ошибки в расчетах с контрагентами (в том числе и с налоговым органом) всегда могут возникнуть. И если бухгалтер уверен, что у него по бухгалтерии все верно, то за контрагента отвечать на все 100% он не может.

Сверка с налоговым органом позволяет руководителю не только выявить переплату в бюджет и по возможности управлять ею, но и своевременно обнаружить ошибки, которые могут служить основанием для начисления пени. Также это позволит избежать неожиданных  ситуаций  в работе организации, таких как приостановление операций по расчетному счету, безакцептное списание денежных средств по недоплатам и пеням, и оценить работу главного бухгалтера.

Кроме того, своевременная сверка позволит безболезненно получать справки об отсутствии задолженности перед бюджетом, которые нужны для получения банковского кредита, участия в тендере, прохождения процедуры лицензирования.

Сверка – необходимость или право налогоплательщика?

Напомним, что основной документ, регулирующий порядок сверки, – приказ ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами»[A1] . Совместную сверку налогоплательщика и налогового органа регулирует раздел 3 Регламента.

Обращаем ваше внимание на то, что проведение сверки с налоговым органом – это право налогоплательщика. Однако согласно вышеуказанному Регламенту ее в обязательных случаях проводят:
– с крупнейшими налогоплательщиками – ежеквартально;
– при снятии организации с налогового учета;
– при реорганизации, ликвидации организации;
– по инициативе налогоплательщика;
– при переходе из одной налоговой в другую.

Иногда сверку расчетов может инициировать и налоговый орган[A2] . Как правило, налоговая инспекция предлагает сверить расчеты в случаях обнаружения переплаты налогов (пеней, штрафов) в бюджет[A3] .

Порядок проведения сверки

Рассмотрим порядок проведения сверки с налоговым органом. Порядок, применяемый при бумажном документообороте, аналогичен порядку с использованием электронных каналов связи, разница только в способе отправки и получения документов и наличии электронной цифровой подписи[1].

Шаг 1. Подаем заявление  о сверке расчетов в налоговую инспекцию

Если организации необходимо провести сверку по расчетам с бюджетом, то бухгалтер должен составить и подать в налоговый орган заявление с просьбой предоставить акт сверки расчетов. Заявление готовят в двух экземплярах.

Заявление подают в налоговый орган по месту регистрации организации в качестве налогоплательщика[A4] . Форма заявления законодательством не установлена, поэтому его составляют в произвольном виде, указав обязательные реквизиты: ИНН, КПП, ОГРН, адрес  организации, контактный телефон исполнителя, КБК налогов, ОКТМО, период сверки, способ получения акта. Обратите внимание на правильность указанных реквизитов – в случае отсутствия или ошибки в обязательном реквизите налоговый орган имеет право отказать в предоставлении акта сверки.


Пример. Главному бухгалтеру перед проведением годовой инвентаризации необходимо подтвердить остатки дебиторской и кредиторской задолженностей, в частности и по расчетам в бюджет. Для этого бухгалтер подготовил заявление и отдал его на подпись руководителю.

 
 
Руководителю ИФНС России № 49 по г. Москве  Петрову А. Г.   
  от Бюджетного учреждения   
 Адрес места нахождения: 124412, г. Москва,   
ул. Каштановая, д. 7   
 ИНН 774911111, КПП 774901001, ОГРН 1047712345678   
 
Исх. № 123 от 12.01.2015 г.
 
Заявление
 
 
Просим предоставить акт сверки за период с 1 января по 31 декабря 2014 г. по всем  налогам, пеням,
штрафам и процентам:

– НДС –  КБК 182 1 03 01000 01 1000 110  ОКТМО 45111111;
– налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, –
   КБК 
182 1 01 01 011 01 1000 110  ОКТМО 45111111;
– налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъектов РФ, –
   КБК 
182 1 01 01012 02 1000 110 ОКТМО 45111111;
– налог на имущество – КБК 182 1 06 02010 02 1000 110 ОКТМО 45111111.
Способ получения – лично на руки.
 
 Руководитель     ____________     В. П. Калиниченко
       М.П. 
 
 
Исп. – гл. бухгалтер Скобелева М. И.
Тел. (499) 222-22-22

 
 

Заявление при бумажном документообороте можно подать двумя способами:
– через представителя организации, который лично отнесет заявление в налоговую инспекцию. Доверенность на сдачу в данном случае не нужна. На экземпляре организации инспектор должен поставить дату и штамп о получении документа;
– заказным письмом по почте. В конверт вкладывают один экземпляр заявления. Рекомендуем пересылку оформлять ценным письмом, с описью вложения и уведомлением о вручении. После отправки конверта эти документы служат подтверждением факта и даты отправки, их необходимо подколоть к экземпляру заявления организации.

При электронном документообороте заявление, подписанное электронной подписью, отправляют по электронным каналам связи.

Шаг 2. ИФНС России готовит и передает акт сверки учреждению

Отправленное организацией заявление поступает инспектору отдела по работе с налогоплательщиками. В течение пяти дней он должен  подготовить  акт сверки на основе данных лицевого счета организации и передать его налогоплательщику[A5] .

Акт сверки[A6]  состоит из титульного листа и двух разделов. Титульный лист содержит информацию об организации, налоговом органе, налогах, представленных в акте. Разделы заполняют на каждый налог на отдельном листе. Раздел 1 содержит итоговые суммы по каждому налогу, пени, штрафам, процентам  на дату сверки, раздел 2 – расшифровку расчетов за период.

Инспектор по заявлению организации предоставляет акт, состоящий из Титульного листа и раздела 1. Формой раздела 1 предусмотрено место для указания организацией причин разногласий, если такие имеются, и предложения по их устранению.

В соответствии с оговоренным в заявлении способом получения акта сверки инспекция вручает его организации в двух экземплярах, подписанных со стороны налогового органа. Напомним, что при личном получении в налоговом органе представитель организации должен иметь доверенность.

Шаг 3. Учреждение изучает акт сверки

Главный бухгалтер организации, получив от налогового органа акт сверки, сверяет данные своего учета с данными акта, сформированного налоговым органом.


Продолжение примера. Приведем фрагмент акта сверки.

Утверждена
     приказом ФНС России
 от 20.08.2007 № ММ-3-25/494@
  (в ред. приказа ФНС России
             от 23.01.2014 № ММВ-7-6/19@
 
 Форма по КНД 1160070

1      
Стр 
ИФНС России № 49 по г. Москве                                                                                                                                              
(наименование налогового органа)
Бюджетное учреждение ИНН 7749111111, КПП 774901001, ОГРН 1047712345678                                                            
(наименование налогоплательщика, плательщика сборов, налогового  агента, ИНН, КПП;
Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, ИНН)
124412, г. Москва, ул. Каштановая, д. 7                                                                                                                                  
(место нахождения; место жительства)


АКТ
совместной сверки расчетов по налогам, сборам,
пеням и штрафам №    17  


Должностное лицо налогового органа, осуществляющего сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам 
Митрофанова Л.П.  (495) 111-11-11                                                                                                                                          
(Ф.И.О., телефон)

 
Налогоплательщик (законный уполномоченный представитель)
 Скобелева М.И. (499) 222-22-22                                                                                                                                                
(Ф.И.О., телефон)
 
произвели совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам
за период с
 " 01 "    января    20  14 г. по " 31 "   декабря    20  14 г.
по состоянию на: "  15  "   января    20 15 г.


 
    Данный акт составлен на 
5      
  
  листах
 

                                                                                 
*Вид налога (сбора): КБК: ОКАТО/ОКТМО:
Налог на добавленную стоимость 182 1 03 01000 01 1000 110 45111111
Налог на прибыль, уплачиваемый в  федеральный бюджет 182 1 01 01 011 01 1000 110 45111111
Налог на прибыль, уплачиваемый в  бюджет субъектов РФ 182 1 01 01012 02 1000 110 45111111
Налог на имущество 182 1 06 02010 02 1000 110 45111111
 
Остатки по налогам, пени, штрафам по данным налогового органа  на 15.01.2015 г.:

– НДС –  переплата 19 000,00 руб.;
– пени по налогу НДС – переплата 780,00 руб.;
– налог на прибыль, уплачиваемый в федеральный бюджет, – задолженность 346,00 руб.;
– пени по налогу на прибыль, уплачиваемому в федеральный бюджет, – задолженность 23,00 руб.;
– налог на прибыль, уплачиваемый в бюджет субъектов РФ, – задолженность 39 000,00 руб.;
– налог на имущество – задолженность 25 000,00 руб.;
– пени по налогу на имущество – задолженность 1 000,00 руб.

 
Далее бухгалтер действует в зависимости от результата сверки. Вариантов может быть два – либо расхождения обнаружены, либо нет.

Расхождения не обнаружены

В случае если расхождения не обнаружены и организация подтверждает все суммы задолженностей, бухгалтер передает руководителю на подпись два экземпляра акта сверки.

Продолжение примера. В акте сверки главным бухгалтером обнаружена переплата по налогу на добавленную стоимость в размере 19 000,00  руб., которая складывается из двух сумм – 1 100,00 руб. и 17 900, 00 руб. Расшифруем суммы переплаты.

В декларации по НДС за III квартал 2014 г. налог, исчисленный к уплате, составляет 15 900,00 руб., однако платежным поручением было перечислено в бюджет  17 000,00 руб. Как итог – из-за ошибки бухгалтера при заполнении платежного поручения возникла переплата 1 100,00 руб.

Переплата 17 900,00 руб. возникла по результатам камеральной проверки декларации за II квартал 2014 г. Налоговая инспекция подтвердила обоснованность заявленных вычетов.

Главбух Скобелева М.И. подтвердила переплату по налогу в сумме 19 000 руб.


Распорядиться переплатой по налогам организация может тремя способами:
– зачесть в счет предстоящих платежей по этому налогу;
– зачесть в счет уплаты другого налога;
– вернуть на расчетный счет.

Сразу отметим, что все категории налогоплательщиков имеют право на зачет или возврат переплаты по налогам, пеням и штрафам в случаях, если они самостоятельно их переплатили или налоговой инспекцией они были излишне взысканы.

Обращаться в инспекцию за зачетом или возвратом имеет смысл при существенных суммах переплаты или когда вы уже перестали быть плательщиком конкретного налога.
Зачет в счет предстоящих платежей
Если размер переплаты несущественен, и вы понимаете, что ее можно использовать в течение трех лет, то разумно зачесть ее в счет предстоящих платежей по этому налогу.  Уведомлять налоговую инспекцию в данном случае не нужно. Зачет будет произведен автоматически, как только будут начисления по данному налогу. Бухгалтеру необходимо только отследить остаток переплаты и, когда он подойдет к концу, своевременно доплатить налог в бюджет.

Напомним, что все налоги поделены на федеральные, региональные и местные. И существует правило, что зачет переплаты можно производить только в пределах своей группы: переплата по федеральным налогам – в счет федеральных налогов, по региональным – в счет региональных, а по местным – в счет местных[A7] .

Если обнаружена недоимка по налогу, с которой учреждение согласно, то ее нужно либо доплатить в бюджет с начисленными пенями, процентами и штрафами на основании Требования на уплату (доплату) налога, либо погасить за счет имеющейся переплаты.

Для произведения налоговой инспекцией зачета организация должна подать заявление.[A8]  Зачет налоговым инспектором  будет произведен, если:
– переплата стала следствием ошибки в сумме платежа или в результате подачи уточненной декларации за прошлые периоды;
– уплаченные авансовые платежи превысили сумму налога за год;
– по декларации заявлен к возмещению НДС.
Обратиться за зачетом вы можете в течение трех лет со дня уплаты налога, подачи декларации[A9] .
Форма заявления законодательством не установлена, но есть реквизиты, которые должны быть обязательно указаны, это:
– наименование налоговой инспекции;
– наименование организации;
– адрес места нахождения организации;
ИНН, КПП, ОГРН[A10] ;
– номер заявления и дата составления;
– детальные сведения о переплате (сумма, причина возникновения, период  образования,  номер и дата  платежного поручения или уточненной декларации);
ваши требования о зачете переплаты в счет погашения задолженности по налогам, пеням, штрафам[A11] ;
– номер телефона и Ф.И.О. контактного лица.

Рекомендуем к заявлению приложить копии платежных поручений и иных документов, подтверждающих наличие переплаты.

Заявление должно быть подписано руководителем либо его представителем[A12] . Напомним, подпись представителя нужно подтвердить. Целесообразно приложить к заявлению заверенную подписью руководителя и печатью организации копию доверенности[A13] .

Заявления на зачет или возврат переплаты организация может представить в инспекцию:
– лично. На вашем экземпляре заявления инспектор, принимающий корреспонденцию, поставит отметку о дате поступления заявления;
– по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении;
– по телекоммуникационным каналам связи – при электронном документообороте.

Продолжение примера. Задолженность по налогу на прибыль, уплачиваемому в федеральный бюджет, составила 346,00 руб., и пени по этому налогу – 23,00 руб. Данные учета подтверждают задолженность. Главбух Скобелева М.И. на совещании с руководителем согласовала проведение взаимозачета между налогами: за счет переплаты по НДС погасить задолженность по налогу на прибыль, уплачиваемому в федеральный бюджет, и пени. Сумма пени на погашение будет больше, чем по акту сверки, так как они будут погашены лишь в течение месяца, и их будут начислять вплоть до дня погашения.   Бухгалтерия подготовила заявление на зачет.

 
Руководителю ИФНС России № 49 по г. Москве Петрову А.Г.   

 от Бюджетного учреждения   
 Адрес места нахождения: 124412, г. Москва,  
ул. Каштановая, д. 7   
 ИНН 775549111111, КПП 774901001,  
ОГРН 1047712345678  
 
 
 
Исх. № 137 от 20.01.2015 г.
 
Заявление
 
 Бюджетное учреждение просит погасить за  счет переплаты по налогу на добавленную стоимость
(КБК  182 1 01 01 011 01 2000 110, ОКТМО 45111111) задолженность:
–  в размере 346,00 (Трехсот сорока шести) руб. 00 коп. по налогу на прибыль, уплачиваемому в федеральный бюджет (КБК 182 1 01 01 011 01 1000 110, ОКТМО 45111111);
– в размере 30,00 (Тридцати) руб. 00 коп. пени по налогу на прибыль, уплачиваемому в федеральный бюджет (КБК182 1 01 01 011 01 2000 110,  ОКТМО 45111111).

 
      Дополнительно сообщаем, что переплата по НДС в размере 1 100 (Одной тысячи ста) руб. 00 коп. образована из-за перечисления большей суммы, чем начислено по декларации  за III квартал 2014 г.
 
Приложение: копия платежного поручения № 115 от 20.10.2014 г. на 1 листе.
 
 
Руководитель                                                            В.П. Калиниченко
                           М.П.
 
 
Контактное лицо – гл. бухгалтер Скобелева Мария Ивановна 
Тел. (499) 222-22-22

 

 
Возврат суммы переплаты на расчетный счет
 
Возврат сумм переплаты на расчетный счет налоговый орган также производит на основании заявления.

Заполняют заявление аналогично заявлению на зачет, дополнительно указав банковские реквизиты. Отсутствие банковских реквизитов в заявлении не должно быть причиной отказа.  Налоговый орган должен вернуть денежные средства на любой известный ему расчетный счет, сведения о которых поступают к ним от банков[A14] .

Отметим, инспекция обязана вернуть переплату на любой расчетный счет, указанный вами в заявлении, вне зависимости от того, есть ли сведения о нем у инспекции. Отказ на основании того, что счет не занесен в базу данных налоговых органов, неправомерен[A15] .

Продолжение примера. Бухгалтерия подготовила заявление о возврате переплаты по НДС.
 


Руководителю ИФНС России № 49 по г. Москве Петрову А.Г.   
                                  от Бюджетного учреждения   
                                  Адрес места нахождения: 124412, г. Москва,  
ул. Каштановая, д. 7   
                                 ИНН 775549111111, КПП 774901001,  
ОГРН 1047712345678   
 
Исх. № 138 от 20.01.2015 г.
Заявление
о возврате налога
 
20 апреля 2014 г. Бюджетное учреждение представило в ИФНС России № 49 по г. Москве налоговую
декларацию по налогу на добавленную стоимость за II квартал 2014 г., в которой заявлен налог к   возмещению из бюджета в размере 17 900 (Семнадцати тысяч девятисот) руб.
 
По результатам камеральной проверки налоговым органом вынесено Решение № 569 от 05.11.2014 г. о   правомерности заявленных вычетов.

В настоящий момент общество не имеет недоимок по уплате налогов или задолженностей по пеням,   начисленным в бюджет.

Таким образом, сумма налога, подлежащего возмещению из бюджета по результатам камеральной   налоговой проверки налоговой декларации за II квартал 2014 г., составляет 17 900 (Семнадцать тысяч   девятьсот) руб. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 176 Налогового кодекса РФ если по итогам налогового периода сумма   налоговых вычетов превысит сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, то она возмещается   налогоплательщику в форме зачета или возврата.
 На основании вышеизложенного и в соответствии со статьей 21 Налогового кодекса РФ 
 

 
ПРОШУ:
Вернуть переплату в размере 17 900 (Семнадцати тысяч девятисот) руб. на расчетный счет организации. 
 
Приложение: копия Решения от 05.11.2014  № 569 – 1 лист.
 
Руководитель                                        В.П. Калиниченко
                    М.П.
 
Контактное лицо – гл. бухгалтер Скобелева Мария Ивановна
Тел. (499) 222-22-22

 
 

Инспектор  обязан принять решение о зачете или возврате  в течение 10 рабочих дней [A16] со дня получения вашего заявления. И оповестить организацию о принятом решении в течение 5 рабочих дней[A17] . А сам возврат средств ИФНС России должна произвести в течение одного месяца[A18] .

Но на деле не редки случаи, когда налоговики задерживают возврат. Знайте, если сроки нарушены, вам положена компенсация в виде процентов[A19] . Рассчитывают ее за каждый календарный день просрочки[A20] . Начало – день, следующий за последним днем месячного срока, отведенного на возврат, по день, предшествующий дню поступления денег на расчетный счет.

Проценты рассчитывают по формуле:[A21]

сумма
процентов
= сумма
переплаты
*   ставка рефинансирования  
360 дн.
* количество
календарных дней


Так же проценты начисляют на излишне взысканные налоговой инспекцией платежи.


Продолжение примера. 20 января 2015 г. организация обратилась в инспекцию с заявлением о возврате переплаты по налогу на добавленную стоимость в размере 17 900,00 руб. Налоговая инспекция произвела возврат 27 февраля  2015 г. с нарушением срока. Период просрочки – 6 календарных дней: с 21 по 26 февраля 2015 г. включительно. Ставка рефинансирования составляет 17,00% годовых.
Рассчитаем сумму процентов, которую инспекция должна выплатить организации за несвоевременный возврат переплаты.
 (17 900 руб. х 0,17/ 360 х 6 дн.) = 50,72 руб.


 
Если при возврате ИФНС России переплаты проценты не были перечислены или были перечислены в меньшем размере, то она должна самостоятельно их доначислить и перечислить дополнительным платежом[A22] .

Напомним, что с 24 августа 2013 г. сверку можно проводить также и по процентам[A23] .
Оформляем акт сверки без разногласий
По сверенным налогам, с суммами которых организация согласна, заполняют соответствующие листы акта сверки. Внизу каждого листа делают надпись в строке «согласовано» – «без разногласий», и лист подписывает руководитель.

Срок проведения такой сверки не должен превышать 10 рабочих дней[A24] . Один подписанный экземпляр организация передает налоговой инспекции. На этом сверку считают завершенной.

 

Продолжение примера. Так как с  переплатой общество согласно, соответственно, графу 4 акта сверки бухгалтер не  заполняет.
Ниже приведем фрагмент заполненного акта сверки расчетов по НДС.

 
№ строки Сальдо расчетов Сумма
(руб.)
Отметка налогоплательщика о расхождениях (руб.)
1 2 3 4
  По налогу (сбору):
1.2 Переплата 18 000,00  

Должностное лицо
налогового органа,
осуществляющее сверку,                                       Митрофанова Л.П.
15.01.2015 г.
 
Согласовано: без разногласий
Способ получения документов:  лично
Налогоплательщик                                                  Калиниченко В.П.
15.01.2015 г.

 

Расхождения обнаружены

Отсутствие расхождений – это, конечно, очень хорошо, но так бывает далеко не всегда. И, как правило, при проведении сверки с налоговой инспекцией расхождения хоть на копейку, но всегда найдутся. Напомним, при наличии расхождений сверку проводят максимум 15 рабочих дней[A25] .
Причины расхождений
Расхождения могут  возникнуть  по вине  организации,  или ИФНС России, или обеих сторон:
– ошибки, допущенные организацией при перечислении налога. Наиболее распространенной считают указание в платежном поручении неверного КБК.  Денежные средства по таким  платежам «висят» в Федеральном  казначействе как «невыясненные». И как результат – обязанность по уплате налога  считается  невыполненной, на сумму  недоимки начинают капать пени. Напомним, ошибки в платежном поручении – неверно указан КБК, ОКТМО, тип платежа, статус плательщика – можно исправить уточнением. Для этого в инспекцию организация направляет заявление, на основании которого инспекция зачисляет платежи на лицевой счет организации[A26] ;

– ошибки в неверном отражении в учете начислений или уплаты;

– неотражение как в учете организации, так и в лицевом счете в налоговой инспекции, начислений по камеральным и выездным проверкам;

– ошибки из-за неправильной разноски начислений и платежей налоговым инспектором;

– из-за разницы в периоде отражения начислений. К примеру, организация в учете отражает начисления по налогу на прибыль за год 31 декабря, инспекция – 28 марта следующего года;

– несвоевременные начисления платежей инспектором в случае отправки отчетности по почте.

Как поступить с выявленными расхождениями, зависит от того, в чью пользу расхождение, а также от того, чья вина.

Если расхождение в пользу учреждения, то какой смысл это расхождение оспаривать и искать причины расхождения? Логичнее привести свои учетные данные в соответствие с данными инспекции.

Если же расхождение в пользу ИФНС России, то надо разбираться с причинами расхождения. Если вина учреждения – надо согласиться с данными инспекции и внести исправления в свой учет. Если вина инспекции – надо зафиксировать расхождения в акте и добиваться, чтобы ИФНС России привела свои данные в порядок.
Оформляем акт сверки с разногласиями
Расхождения с расшифровкой причин бухгалтер указывает в графе 4 раздела 1 акта по каждому налогу в отдельности. При этом обязательно следует указать, что акт подписан с разногласиями.

Продолжение примера. Бухгалтером обнаружено, что в информационной базе налогового органа не отражены сведения об уменьшении суммы задолженности перед бюджетом по налогу на имущество на основании уточненной декларации, согласно которой задолженность по налогу должна быть уменьшена на 15 000,00 руб.

Расхождения бухгалтер фиксирует в графе 4 раздела 1 акта сверки.


Раздел 1   
Акта совместной сверки расчетов   
по налогам, сборам, пеням,  
штрафам, процентам №17  
 
Форма по 
КНД 1160070
         

Вид налога (сбора): налог на имущество организаций
КБК:182 1 06 02010 02 1000 110 ОКАТО / ОКТМО:45111111 КПП:774901001
№ строки Сальдо расчетов Сумма (рублей) Отметка
налогоплательщика
о расхождениях
(рублей)
1 2 3 4
 
По налогу (сбору):
1.1. Задолженность, всего 25 000,00 10 000,00
  в том числе:    
1.1.1. недоимка 25 000,00 10 000,00
 
По пеням:
2.1. Задолженность, всего 1 000,00 0,00
  в том числе:    
2.1.1. задолженность (кроме отсроченных, приостановленных к взысканию, реструктуризированных платежей) 1 000,00 0,00
 
* Должностное лицо налогового органа, осуществляющее сверку,  Митрофанова       Митрофанова Л.П      15.01.2015 г.
   (подпись)                                  (Ф.И.О.)                                      (дата)
Согласовано:         с разногласиями                          Способ получения документов:                        лично                             
            ("с разногласиями" или "без разногласий")                                                                                ("лично" или "почтовым отправлением")
 
Налогоплательщик           Калиниченко                      Калиниченко В.П.                                                               15.01.2015 г.
                                               (подпись)                                                    (Ф.И.О.)                                                                                                                (дата)

Представитель налогоплательщика,                                                                                                                        15.01.2015 г.
                                                                       (подпись)                                  (Ф.И.О.)                                                                                               (дата)

                    
         *Заполняется на последней странице раздела 1 Акта.

Шаг 4. Передаем в инспекцию акт сверки и документы

Когда работа с актом сверки закончена и в случае разногласий выявлены все ошибки и неточности, бухгалтер подписывает акт сверки у руководителя. При необходимости готовит подтверждающие документы. Документы представляют в виде копий, заверенных подписью руководителя и печатью организации.

Акт сверки и копии документов можно направить в налоговую инспекцию лично или по почте. При использовании электронного документооборота отправляют все документы с электронной подписью по электронным каналам связи.
Полученный от налогоплательщика акт сверки, подписанный без разногласий, инспектор подкалывает  в дело организации. На этом сверку считают завершенной.

Продолжение примера. Для устранения расхождений по налогу на имущество бухгалтер представил в налоговую инспекцию помимо акта еще и заверенную копию  уточненной налоговой декларации.
 

Шаг 5. Получаем уточненный акт сверки, подписываем и возвращаем ИФНС России 

Если представлен акт с разногласиями, инспектор сверяет расчеты по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика. Выявленные расхождения устраняет. Срок для исправления ошибок у инспектора не более пяти рабочих дней.

Затем инспектор должен подготовить и направить налогоплательщику акт сверки с приложением раздела 2. Повторим, что в нем информация представлена в развернутом виде. Суммы разнесены с учетом остатка на начало периода, начислений и платежей за сверяемый период и остатка на конец сверяемого периода.

После внесения исправлений в базу данных инспектор формирует новый акт сверки расчетов на текущую дату. Два экземпляра подписанного со стороны налогового органа акта сверки инспектор в течение трех рабочих дней должен передать организации[A27] . Подписанный руководителем уточненный акт сверки направляют в налоговую инспекцию.

Если все же и после получения раздела 2 разногласия не сняты, то рекомендуем записаться на прием к инспектору на проведение личной сверки. Для этого бухгалтеру необходимо помимо доверенности при себе иметь все первичные документы (декларации, платежные поручения, акты проверок, судебные заключения).

 

Шаг 6. Учитываем результаты сверки

В бухгалтерском учете организации фиксируют все факты хозяйственной деятельности, в том числе и операции по зачетам,  возвратам платежей в бюджет.

Отражаем в учете исправления ошибок


Как было указано ранее, возможны различные виды и различные причины расхождений между данными инспекции и учреждения. В случае если расхождение в пользу инспекции, учреждению выгодно просто привести свои данные в соответствие с данными ИФНС России. Это следует отразить в учете как чрезвычайные доходы по КОСГУ 173. В учете будет сделана следующая запись:
 
№ п/п
Содержание операции
Бухгалтерская запись
Дебет
Кредит
1
Исправление сальдо расчетов по платежам в бюджет по данным сверки с инспекцией
0 303ХХ 830
0 40110 173

Если в учете учреждения числят кредиторскую задолженность по уплате налогов, а по данным налоговой сумма задолженности учреждения меньше, то кроме уменьшения суммы кредиторской задолженности следует уменьшить суммы принятых обязательств:
 
№ п/п
Содержание операции
Бухгалтерская запись
Дебет
Кредит
1
«Красное сторно» – уменьшение объема денежных обязательств по платежам в бюджет на основании сверки расчетов с инспекцией
0 50211 ХХХ
0 50212 ХХХ
2
«Красное сторно» – уменьшение объема принятых обязательств по платежам в бюджет на основании сверки расчетов с инспекцией
0 50421 ХХХ
0 50211 ХХХ

Если расхождение, выявленное по итогам сверки с налоговой, – в пользу ИФНС России и причиной его стали ошибки учреждения, ошибки следует устранить. Способ исправления [A28] ошибки один: в зависимости от характера ошибки отражают дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной по способу «красное сторно», и дополнительной бухгалтерской записью.

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «красное сторно» оформляют первичным учетным документом – Справкой, содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (Журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен.
Понятно, что исправление ошибки должно быть привязано к конкретному учетному регистру за конкретный период. То есть исправляют не сальдо расчетов, а именно ошибочную запись в учетном регистре. Значит, сначала бухгалтеру учреждения следует найти ошибочные записи в бухгалтерских регистрах либо найти, где и когда не хватает необходимых бухгалтерских записей. Дальнейшие действия бухгалтера зависят от даты ошибки[A29] :
если ошибку относят к периоду, за который бухгалтерскую (финансовую) отчетность еще не представляли, исправления отражают в учете последней датой отчетного периода;
– если ошибку относят к периоду, за который бухгалтерская (финансовая) отчетность уже представлена, исправления отражают в учете датой обнаружения ошибки.

 
На самом деле здесь фигурируют не две даты, а четыре:
– дата совершения ошибки;
– дата окончания отчетного периода;
– предельная дата представления отчетности;
– дата обнаружения ошибки.

 
Разобраться бухгалтеру с датами поможет такое правило: нельзя отражать в учете ничего теми датами, за которые какая-нибудь отчетность была сдана. Но если ошибка в прошлом отчетном периоде выявлена до того, как подошел срок сдачи отчетности, исправление следует отражать именно в том отчетном периоде, когда сделана ошибка. Например, ошибку, совершенную в ноябре 2014 г., выявленную до срока сдачи отчетности за 2014 г., еще можно отразить в учете в 2014 г.
 
Дата ошибки
Дата отражения в учете исправления ошибки
В отчетном периоде, за который отчетность уже должна быть сдана
Датой обнаружения ошибки
В прошлом отчетном периоде, если срок сдачи отчетности еще не наступил
Последней датой отчетного периода
В текущем отчетном периоде
Датой обнаружения ошибки

Сроки представления отчетности установлены в Инструкции № 33н[A30] . Согласно этому документу наиболее короткий отчетный период составляет квартал. Он установлен, в частности, для представления Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737).

Начисление процентов к получению от ИФНС России

В бухгалтерском учете проценты при возврате излишне уплаченного или излишне взысканного налога, пеней, штрафов признают прочими доходами[A31] .

В соответствии с указаниями о порядке применения бюджетной классификации такие доходы относят к коду 140 КОСГУ. Независимо от того, в рамках какого вида деятельности производили расчеты по налогу, доходы от штрафов, пеней следует отражать по коду вида финансового обеспечения «2». В соответствии с новой редакцией Инструкции № 157н предусмотрено отражение доходов по КОСГУ 140 не только на счете 020541000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия», но и на новом счете 020941000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия». Какой из этих счетов следует использовать в случае начисления процентов ИФНС России – еще не однозначно. Здесь следует руководствоваться учетной политикой учреждения, а также разъяснениями Минфина России и новыми нормативно-правовыми актами – когда они будут.

В проекте изменений в Инструкцию № 174н[A32]  предусмотрено, что суммы ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате отражают по дебету счета 020941560 «Увеличение дебиторской задолженности по ущербу по суммам принудительного изъятия» и кредиту счета 040110140 «Доходы от сумм принудительного изъятия». Поэтому правильной считаем такую запись:

 
№ п/п
Содержание операции
Бухгалтерская запись
Дебет
Кредит
1
Начисление процентов инспекцией за несвоевременный возврат излишне уплаченных налогов
2 20941 560
2 40110 140

Возврат или зачет переплаты в судебном порядке

Если инспекция отказала в удовлетворении ваших требований по возврату или зачету переплаты или оставила их без ответа, то учреждение имеет право вернуть переплату через суд. Подать исковое заявление в арбитражный суд о зачете или  возврате сумм излишне уплаченных налогов можно в пределах срока давности, который составляет три года. Этот срок подлежит отсчету с того дня, когда учреждение узнало или должно было узнать об излишней уплате налогов, пеней, штрафов[A33] .

Акцентируем ваше внимание, что трехгодичный срок исковой давности применяют только в том случае, если вы обращаетесь в суд с материальным требованием о зачете или возврате излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов. Если вы не согласны и оспариваете решения или действия налоговых органов или их должностных лиц в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, то срок для обращения в суд составляет три месяца с даты, когда вам стало известно о нарушении ваших прав и интересов[A34] .

А что же делать с переплатой, по которой истек срок исковой давности? Зачесть или вернуть ее через инспекцию организация не сможет[A35] . И вполне разумно возникает вопрос: можно ли вернуть через суд? Нет. Обратиться в суд вы можете, только если инспекция откажет вам в зачете, возврате или не ответит на заявление в установленный срок.[A36]  Из чего следует, что налогоплательщик не может обратиться в суд за зачетом или возвратом переплаты, если он пропустил срок обращения в инспекцию.

Неоднозначная ситуация с датой подписания акта сверки расчетов по налогам (пеням, штрафам, процентам). Можно ее считать днем, когда налогоплательщик узнал о переплате?

Действительно, часто переплату выявляют в ходе сверки расчетов с бюджетом. Некоторые суды считают[A37] , что дата подписания акта с переплатой и подтверждает момент, с которого налогоплательщику стало известно о переплате. При этом важно, чтобы акт сверки был подписан без разногласий[A38] . В противном случае суд может отказать, аргументируя тем, что вы узнали о переплате из данного акта.

Однако суды выносят и противоположные решения[A39] , о переплате налогоплательщик должен знать и без проведения сверки с налоговым органом.

Поскольку судебная практика по данному вопросу неоднозначна, то не стоит затягивать с подачей заявления о зачете или возврате переплаты.

Выводы и рекомендации

Итак, мы убедились, что сверка с налоговым органом – не пустая трата времени. Эта процедура позволяет сэкономить средства организации и обеспечить бесперебойный финансовый процесс без рисков блокировки счета или потерь при безакцептном снятии сумм налогов.

Поэтому рекомендуем проводить сверку налогов ежегодно. Часто бухгалтер не понимает значимости последствий, которые могут повлечь ошибки в расчетах с бюджетом, поэтому сам руководитель должен настоять на проведении сверки.








 

[1] Об электронной цифровой подписи см. БиНО: БУ № 1/2014.

 [A1] далее  – Регламент
 [A2] пп. 5.1 п. 1 ст. 21, абз. 3 п. 7 ст. 45, абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ
 [A3] абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ
 [А4] п. 2 ст. 78 НК РФ
 [А5] п. 3.4.3 Регламента, пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ
 [A6] утвержден приказом ФНС России от 20 августа 2007 г. № ММ-3-25/494@ (здесь и далее – акт сверки)
 [А7] п. 1 ст. 78 НК РФ
 [A8] п. 4 ст. 78 НК РФ
 [A9] ст. 79 НК РФ
 [А10] абз. 3 п. 7 ст. 84 НК РФ
 [А11] п. 4, абз. 3 п. 5, п. 14 ст. 78 НК РФ
 [А12] п.  1 ст. 26 НК РФ
 [A13] п. 3 ст. 26, п. 3 ст. 29 НК РФ, п. 4 ст. 185.1 ГК РФ
 [А14] п. 1 ст. 86 НК РФ
 [А15] постановление ФАС Уральского округа от 25 мая 2009 г. № Ф09-3320/09-С3
 [A17] п. 9 ст. 78 НК РФ
 [A18] п. 6 ст. 78 НК РФ
 [A19] п. 10 ст. 78 НК РФ
 [A20] п. 12 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 14 января 2013 г. № 03-02-07/1-7
 [А21] п. 3.2.7 Методических рекомендаций (в ред. приказа ФНС России от 3 июля 2013 г. № ММВ-7-8/231@)
 [A22] п. 12 ст. 78 НК РФ
 [A23] пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ
 [A24] п. 3.1.2 Регламента
 [А25] п. 3.1.2 Регламента
 [А26] п. 7 ст. 45 НК РФ
 [A27] п. 3.1.6 Регламента
 [A28] п. 18 инструкции Минфина России от  1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н)
 [A29] п. 18 Инструкции № 157н
 [A30] утверждена приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н
 [A31] п. 7, 10.6 ПБУ 9/99
 [A32] утверждена приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н
 [A33] постановление Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2009 г. № 12882/08
 [A34] ч. 4 ст. 198 АПК РФ
 [А35] п. 7 ст. 78 НК РФ
 [A36] Пленум ВАС РФ в п. 33 постановления от 30 июля 2013 г. № 57
 [A37] постановление Президиума ВАС РФ от 13 апреля 2010 г. № 17372/09
 [A38] постановление ФАС Московского округа от 16 марта 2010 г. № КА-А40/1118-10
 [A39] постановления ФАС Московского округа от 4 июня 2013 г. № А40-33035/12-107-159, ФАС Уральского округа от 14 марта 2013 г. № Ф09-14430/12