click fraud detection

20 лет вместе
Издательский дом «БиНО»
литература для руководителей и главных бухгалтеров
бюджетных, казенных, автономных учреждений
Вишлист
Вход
Регистрация
Корзина
Моя библиотека
О нас
Доставка
Контакты
Акции
Журналы
Cтатьи
Формы документов
В данный момент в корзине может быть только одна позиция товара!
Подписка
Молодому специалисту
О Главном редакторе

Профессиональные стандарты в теории и на практике

М.Э. Карева, бухгалтер-эксперт
 
Еще в прошлом году стало известно, что законодатели готовят масштабные изменения в части применения профессиональных стандартов. Помимо того что в настоящее время активно разрабатывают и утверждают новые профессиональные стандарты, также был принят закон[A1] , согласно которому с 1 июля 2016 г. работодатели обязаны будут учитывать требования этих профстандартов.

Введение новых правил чаще всего сопряжено с массой вопросов. И введение обязанности по применению профстандартов – не исключение: что такое профессиональный стандарт, для чего он нужен и как его применять на практике? Что ж, давайте разберем эти вопросы.

Теоретический взгляд на профстандарты

Сначала рассмотрим проблему с теоретической точки зрения.

Идея разработки новых профессиональных стандартов возникла не случайно. Идет развитие экономики, прогресс не стоит на месте. Какие-то профессии уходят в прошлое, а какие-то возникают в соответствии с новыми потребностями экономического процесса. Единые тарифно-квалификационные справочники, составленные много лет назад и используемые в настоящее время, содержат много устаревших и неиспользуемых специальностей и профессий. Поэтому законодатели пришли к выводу, что пора новым профессиональным стандартам прийти на смену действующей системе квалификаций.

Понятие профессионального стандарта

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности[A2] . В свою очередь квалификация работника предполагает, что работник обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков и опытом работы.

По сути профессиональный стандарт представляет собой нормативно-правовой акт, который содержит квалификационные требования, предъявляемые к соискателю определенной должности. Начиная от требований, предъявляемых к наименованию должности или профессии, составу трудовых функций, уровню образования, практическому опыту, и заканчивая требованиями обладания определенными умениями, знаниями и личными качествами специалиста.

Цель разработки новых профессиональных стандартов – определение реальных требований рынка труда, предъявляемых к потенциальным работникам. Законодательно закрепив эти требования, их можно будет переложить на образовательные стандарты, что, в свою очередь, поможет образовательным учреждениям готовить востребованных специалистов. В планах законодателей до 2018 г. утвердить около 800 профстандартов для различных должностей, специальностей и профессий.
Все утвержденные и обязательные к применению профстандарты собраны в специальном реестре. Следит за ведением этого реестра Минтруд России. Перечень уже принятых и только разрабатываемых профстандартов можно увидеть на его официальном сайте: http://profstandart.rosmintrud.ru/nacionalnyj-reestr-professionalnyh-standartov.

Для чего нужен профессиональный стандарт?

В первую очередь его следует применять в кадровой работе учреждения. Также профстандарты призваны облегчить задачу подбора персонала – работодатель теперь будет четко знать, каким требованиям должен соответствовать соискатель. Кроме этого, применение профстандартов позволит вовремя проводить аттестацию и планировать процесс обучения сотрудников.

В частности, профессиональные стандарты необходимо применять[A3]  при:
–            формировании кадровой политики учреждения;
–            управлении персоналом (в том числе для определения трудовой функции работника);
–            организации обучения и аттестации работников;
–            тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам;
–            установлении системы оплаты труда.

Образовательные организации также будут применять профессиональные стандарты при разработке профессиональных образовательных программ.

В свою очередь потенциальный работник также может изучить профессиональный стандарт и понять, насколько его кандидатура соответствует установленным требованиям, может ли он рассчитывать на профессиональный рост или прибавку к заработной плате или ему еще нужно подучиться.

Обязательно ли учреждениям применять профстандарты?

Требования, изложенные в профессиональных стандартах, с 1 июля этого года станут обязательны для применения работодателями в случаях, если законодательством установлены требования[A4]  к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.

Для того чтобы профстандарт считали обязательным для применения, он должен быть утвержден и вступить в силу. Таким образом, говорить о рекомендательном характере профстандартов для государственных и муниципальных учреждений нельзя. Учреждение обязано оценивать квалификацию работников, если к их профессии законодательство предъявляет особые требования. В остальных случаях учреждение должно применять профстандарты в качестве основы для разработки должностных инструкций и определения требований к квалификации принимаемых работников с учетом особенностей труда в учреждении.

Структура и содержание профстандартов

В стандарте определен вид профессиональной деятельности и описаны трудовые функции в общем виде. Каждую обобщенную трудовую функцию раскрывают посредством выделения более детальных трудовых функций, которые, в свою очередь, определяют конкретным набором действий, умений и знаний. В итоге профстандарт содержит описательный образ специалиста, обладающего необходимой компетенцией для выполнения работы.

Также профессиональный стандарт содержит наименования должностей, требования к уровню образования, опыту работы и особые условия к допуску к работе (например, прохождение медосмотров, отсутствие судимости и пр.).

Для каждой обобщенной и отдельной трудовой функции установлен уровень квалификации[A5] . Всего предусмотрено 9 уровней квалификации:
– уровни с 1-го по 4-й предполагают выполнение наиболее простых видов деятельности (в том числе и физической) под руководством, с проявлением самостоятельности при решении практиче­ских задач;
– уровни с 4-го по 6-й предполагают наличие специальных знаний и умения проводить самостоятельный анализ и влиять на ситуацию. Эти уровни обычно присваивают специалистам;
– уровни с 7-го по 9-й предполагают, что сотрудник может самостоятельно определять стратегии, организовывать управление процессами и деятельностью, а также принимать решения на уровне крупных организа­ций или подразде­лений. Это уровни руководителей.

Таким образом, изучая профессиональный стандарт, важно обратить внимание на то, какие трудовые функции должен выполнять работник, какой квалификационный уровень нужен для выполнения этих трудовых функций, какими знаниями и умениями он должен обладать, а также какие образование и опыт работы он должен иметь.

Кроме этого, очень важно определить точное название должности. Неточность в этом вопросе может навлечь неприятности на учреждение. Подробнее об этом мы поговорим в практической части нашей статьи.

Применяем профессиональные стандарты на практике

Безусловно, процесс перехода на новую систему профстандартов потребует от руководителя и кадрового персонала определенных усилий, но без этого не проходит ни одно нововведение. Для того чтобы пройти этот путь в максимально короткий срок, попробуем разработать порядок действий.

Общий порядок применения профстандартов

Для начала нужно изучить уже утвержденные профстандарты и выбрать те из них, которые будет применять именно ваше учреждение, то есть из общей массы отобрать профстандарты на те виды деятельности, которые осуществляют в вашем учреждении.

Изучив эти стандарты, можно действовать по следующему алгоритму.
Шаг 1. Проверить локальные акты учреждения на соответствие профстандартам.
Шаг 2. Внести необходимые изменения в кадровую документацию и другие локальные акты.
Шаг 3. Оценить соответствие работающего персонала требованиям профстандартов.
Шаг 4. Привести уровень квалификации и образования работников в соответствие с требованиями профстандартов.

Шаг 1. Проверяем кадровую документацию

Во-первых, необходимо выяснить, насколько требования, установленные в профстандартах, соответствуют требованиям, предъявляемым к сотрудникам учреждения и закрепленным в кадровой документации.

В частности, нужно проверить:
–            соответствие наименований должностей в профстандарте, классификаторе и штатном расписании;
–            сверить содержание трудовых функций, закрепленных в трудовых договорах и должностных инструкциях.

Также следует обратить внимание на соответствие установленных в учреждении квалификационных уровней требованиям профстандартов.
Законодателем запланировано, что после того, как профстандарты внедрят в работу, будет пересмотрен уровень минимальной заработной платы для всех уровней квалификации на законодательном уровне. В настоящее время квалификация, предусмотренная Единым квалификационным справочником, едина для всех отраслей. А профстандарты имеют привязку к отраслям экономики, поэтому и квалификационные требования по отраслям экономики могут иметь отличия.

Таким образом, пересмотру должны быть подвергнуты как минимум следующие документы:
– штатное расписание;
– должностные инструкции;
– правила внутреннего трудового распорядка;
– трудовые (коллективные) договоры;
– положение об оплате труда;
– положение о стимулирующих выплатах;
– положение об аттестации и профессиональной подготовке персонала.

 
То есть анализ кадровых документов на предмет внесения изменений, связанных с внедрением профессиональных стандартов, следует проводить комплексно. Это позволит планомерно произвести изменения и избежать составления лишних бумаг. В целях эффективности можно одним приказом утверждать изменения сразу по нескольким профстандартам или по нескольким работникам, трудящимся по профессиям в рамках одного профстандарта. Также нужно проследить, чтобы данные во всех кадровых документах совпадали.



Продолжение статьи читайте в БУ №3/2016


 [A1] Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”»
 [A2] ст. 195.1 ТК РФ
 [A3] п. 25 правил, утв. постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (далее – Правила № 23)
 [A4] ст. 195.3 ТК РФ
 [A5] определяют в соответствии с приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»