click fraud detection

20 лет вместе
Издательский дом «БиНО»
литература для руководителей и главных бухгалтеров
бюджетных, казенных, автономных учреждений
Вишлист
Вход
Регистрация
Корзина
Моя библиотека
О нас
Доставка
Контакты
Журналы
Cтатьи
Формы документов
В данный момент в корзине может быть только одна позиция товара!
Подписка
Молодому специалисту
Об основателе ИД "БиНО"
Вебинары
Предоставление займа сотруднику
 
Не учите меня жить,
лучше помогите материально...


 
Руководитель знает, что кадры – это все, а хороший руководитель еще и понимает, что у сотрудников могут возникнуть сложные ситуации и их надо будет поддержать не только словом, но при необходимости и финансами. Выдача займа сотруднику – это грамотный шаг, который стимулирует работника на долгие трудовые отношения с учреждением, таким образом становясь своеобразным инструментом мотивации. И в этой ситуации выигрывают обе стороны – и работник, и работодатель, хотя, конечно, выдача работникам займов для учреждения сопряжена с рисками их невозврата.

Предоставляемая сотрудникам финансовая помощь в соответствии с гражданским законодательством называется займом. Отметим, что организация любой формы собственности может предоставлять займы своим сотрудникам (кроме казенных учреждений). Для этих целей не требуется получение лицензий или иных разрешительных документов.

Учреждение может выдавать займы сотрудникам за счет средств от приносящей доход деятельности.

Если автономное учреждение примет решение выдать заем сотруднику, на этом пути можно встретить две преграды:
– если планируется выдать процентный заем, то такой вид приносящей доход деятельности должен быть предусмотрен учредительными документами[А1] ;
– если размер выдаваемого займа попадает под ограничение «крупной сделки»[А2]  , заем может быть выдан только с одобрения наблюдательного совета[А3]  автономного учреждения.
 
В отношении выдачи займов физическим лицам без гарантий и обеспечения в законодательстве ничего не сказано.

Расходы на указанные цели должны быть утверждены в Плане финансово-хозяйственной деятельности и отражены на счете 0 207 14 000 «Расчеты по предоставленным займам, ссудам». Выдачу займа следует относить к статье 540 КОСГУ[А4] , хотя в Указаниях № 65н[А5]   в описании порядка применения статьи 540 КОСГУ не предусмотрено использование этой статьи для операций выдачи займов физическим лицам.

Принимая решение о выдаче сотруднику займа за счет средств от приносящей доход деятельности на срок, переходящий через финансовый год, следует иметь в виду налог на прибыль (если учреждение на ОСН). Чтобы выдать заем в 100 руб., их надо заработать. То есть иметь 100 руб. дохода. А расходов не будет до следующего года. То есть в текущем году этот заем обернется 100 х 20% = 20 руб. лишнего налога на прибыль. А где взять эти лишние 20 руб.? Заработать. То есть чтобы выдать 100 руб. займа, надо в текущем году заработать 125 руб. Конечно, когда сотрудник вернет заем в следующем году, будет экономия. То же самое, только в других суммах, получится у учреждения на УСН доходы минус расходы.

Предоставление займов регламентирует параграф 1 главы 42 Гражданского кодекса РФ. Однако определения займа Кодекс не дает. По сути своей заем – это тот же кредит, от которого его отличает:

 
– возможность предоставления не только денежных средств, но и других вещей, определенных родовыми признаками (строительные материалы, оборудование, мебель);
–  возможность предоставления денег (вещей) без процентов;
–  возвратность такой же суммы денег или равного количества вещей того же рода и качества;
–  предоставление не кредитным учреждением.

Законодательство не установило ограничений по целям предоставления займов, ситуации могут быть абсолютно разные: лечение, помощь в решении жилищных вопросов, приобретение дорогостоящего оборудования, обучение, отпуск и пр.
Мы расскажем вам, как учреждение может помочь своему работнику материально, выдав ему заем, в четыре простых шага. Мы рассмотрим весь процесс предоставления займа работникам – документальное оформление, особенности учета, налоговые последствия как для работодателя, так и для работника.

Шаг 1: Подготовительные мероприятия

Планирование

Автономное учреждение осуществляет свои расходы в рамках Плана финансово-хозяйственной деятельно­сти. Требования к Плану ФХД установлены Приказом № 81н[А6]  . Как было указано ранее, выдачу займа отражают по КОСГУ 540. Поэтому в Плане ФХД должны быть прописаны расходы по 540 КОСГУ за счет средств от приносящей доход деятельности. Понятно, что заранее предусмотреть выдачу займа вряд ли возможно. Значит, необходимо будет в середине года вносить изменения в План ФХД, перенося расходы с каких-то статей на статью 540. Изменения в План ФХД должен утверждать руководитель[А7]  на основании заключения наблюдательного совета автономного учреждения. Если будет выдан процентный заем, следует добавить в План ФХД планируемые доходы от процентов – по КОСГУ 120.

Оценка возможности выдачи займа

Руководителю важно понимать, как операция предоставления займа повлияет на финансово-хозяйственную деятельность учреждения. Понятно, что возникнет дополнительная работа у служб учреждения: юридической – в виде подготовки договора займа, бухгалтерской – выдачи займа и получения его обратно. Однако и это не главное. Необходимо понимать, как заем повлияет на налоги. Учитывая, что займы бывают двух видов – процентные и беспроцентные, – логично предположить, что на учет они будут влиять по-разному.

Беспроцентный заем налоги учреждения не увеличивает. Другая сторона сделки – работник в данном случае экономит на процентах и, соответственно, получает выгоду, с которой надо будет заплатить НДФЛ.

С процентным займом не так все просто. Сумма самого займа также не влияет на налоги учреждения. А вот получаемые по договору займа проценты будут объектом налогообложения по налогу на прибыль. Кроме того, как было указано выше, учреждение имеет право[А8]  осуществлять только те виды приносящей доход деятельности, которые предусмотрены уставом, а также способствуют достижению цели, для которой создано учреждение. В этом случае также у сотрудника может возникнуть материальная выгода, облагаемая НДФЛ, если процентная ставка, установленная учреждением, будет ниже банковской.

Кроме того, любой выданный заем приведет к отвлечению оборотных средств, что приведет к уплате за этот финансовый год излишнего налога на прибыль (если учреждение на ОСН или УСН доходы минус расходы).

Рассмотрим все по порядку.

Итак, сотрудник, желающий получить заем, обращается к своему непосредственному руководителю или иному лицу, уполномоченному в учреждении принимать подобные обращения. В зависимости от внут­ренних правил учреждения обращение может быть направлено в устной или письменной форме, но обязательно с указанием суммы займа, условий его предоставления и погашения. Решение о предоставлении займа принимает руководитель с обязательным привлечением главного бухгалтера для анализа финансовых поступлений и расходов. Следует рассмот­реть, какие статьи Плана ФХД могут быть уменьшены с учетом заключенных договоров, чтобы высвободить средства для расходов на выдачу займа. Следует получить одобрение наблюдательного совета на изменение Плана ФХД в части расходов за счет средств от приносящей доход деятельности. Если руководитель решит выдавать заем сотруднику под проценты, также следует согласовать с юридической службой, имеет ли учреждение право осуществлять такой вид приносящей доход деятельности.

Результатом согласования с руководителем возможности предоставления займа, суммы и условий служит оформленное заявление сотрудника.

Пример 1. Петров П. П. обратился к руководителю с просьбой предоставить ему заем в сумме 500 000 руб. на проведение дорогостоящей операции. Руководитель согласился предоставить денежные средства на следующих условиях:
–   срок – 25 месяцев;
–   5% годовых.
Юрист объяснил руководителю, что устав учреждения не предусмат­ривает осуществление приносящей доход деятельности по выдаче денежных займов под проценты. Также юрист объяснил руководителю, что законодательство не предусматривает санкций за осуществление приносящей доход деятельности, не предусмотренной уставом.

Главный бухгалтер объяснил руководителю, что выдача 500 000 руб. займа в текущем году обернется для учреждения лишней уплатой налога на прибыль в размере 100 000 руб. То есть чтобы выдать такой заем, нужно уменьшить плановые доходы на 100 000 руб., которые пойдут на уплату налога на прибыль, соответственно уменьшить расходы по какой-то статье на 100 000 руб., а затем еще перебросить 500 000 руб. с какой-то статьи на статью 540.

Руководитель посчитал это приемлемым.

Главный бухгалтер объяснил руководителю, что следует получить одобрение наблюдательного совета. Наблюдательный совет автономного учреждения на внеочередном заседании, рассмотрев исполнение Плана ФХД на момент обращения сотрудника, принял решение, что можно уменьшить расходы по статье 226 КОСГУ и за счет этого внести в План ФХД расходы по статье 540 КОСГУ.
Главный бухгалтер разъяснил Петрову П. П., что из-за того, что заем будет предоставлен под более низкий, чем предлагают кредитные организации, процент, то у него возникает доход в виде экономии на процентах, с которого будет ежемесячно рассчитан и удержан НДФЛ из его заработной платы.

После согласования всех условий Петров П. П. написал заявление.



 
Руководителю Автономного учреждения
Иванову Д.
 В.
от инженера Петрова П.
 П.
Заявление

 
Прошу предоставить заем в размере 500 000 руб. на лечение сроком на 25 месяцев под 5% годовых.


28 августа 2014 г.                                              Петров                            П. П. Петров





Решение о предоставлении займа

Дополнительные условия, которые могут потребовать согласования в наблюдательном совете.

Кроме согласования изменения Плана ФХД, есть еще два обстоятельства, когда может потребоваться одобрение наблюдательного совета:
–   сделка, в которой есть заинтересованность;
–   крупная сделка.
Рассмотрим подробнее каждый из случаев.
.......


Продолжение  читайте в АУ №1/2015
 

[А1] п. 7 ст. 4 Федерального закона от 3 июня 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ)
[А2] ст. 14 Закона № 174-ФЗ
[А3] п. 3 ст. 15 Закона № 174-ФЗ
[А4] п. 102 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н (далее – Инструкция № 183н)
[А5] Утверждены приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»
[А6] Приказ Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения»
[А7] п. 21 Приказа № 81н
[А8] п. 7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ
Участником закупки может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве предпринимателя.