click fraud detection

Вернуться к списку статей

Первичный учетный документ для операций санкционирования расходов

 Н.М. Михайлов, 
эксперт по бухгалтерскому учету в учреждениях 
государственного сектора экономики
 
С 1 января 2016 г. произошли важные изменения в порядке применения бюджетной классификации РФ, практически полностью исключившие из финансово-хозяйственной деятельности учреждения коды КОСГУ. План ФХД по расходам и план-график закупок составляют теперь по кодам видов расходов (КВР). При этом требование о необходимости учета по КОСГУ, в том числе на счетах учета санкционирования расходов, оставлено в инструкциях как по бухгалтерскому учету, так и по отчетности. Для детализации КВР до КОСГУ учреждениям нужно будет применять самостоятельно разработанные документы.

Санкционирование и факты хозяйственной жизни

Бухгалтерский учет бюджетные учреждения осуществляют [A1]  в соответствии с Законом № 402-ФЗ [A2]  и Инструкцией № 157н.

К бухгалтерскому учету принимают первичные учетные документы [A3]  для регистрации отраженных в них данных в регистрах бухгалтерского учета по совершенным фактам хозяйственной жизни. Под фактом хозяйственной жизни [A4] понимают сделку, событие, операцию, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении [A5]  факта хозяйственной жизни, а если это невозможно – непосредственно после его окончания.

«Обычные» факты хозяйственной жизни и первичные учетные документы, их фиксирующие, хорошо знакомы любому бухгалтеру. Это, например, поступление материалов по товарной накладной, оказание услуг и соответствующий акт от подрядчика и пр.

Если буквально понимать термин «факт хозяйственной жизни», то не все операции, отражаемые в учете, будут такими фактами. Фактами не будут события, сделки, операции, которые не оказывают и не способны оказывать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств. В частности, операции по санкционированию расходов бюджетного учреждения не оказывают такого влияния.

Из этого следует, что на 500-х счетах единого плана счетов отражают не факты хозяйственной жизни, а совсем иную информацию.

Счета раздела [A6]  5 «Санкционирование расходов экономического субъекта»  единого плана счетов предназначены для учета сумм утвержденных планом ФХД показателей доходов и расходов, а также принятых учреждением обязательств.

На 500-х счетах бюджетное учреждение отражает:
1) принимаемые обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности учреждения предоставить (с использованием конкурентных способов определения поставщиков – конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) в соответствующем финансовом году средства из соответствующего бюджета. Суммы принимаемых обязательств определяют на основании извещений об осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), размещаемых в единой информационной системе, в размере начальной (максимальной) цены контракта;
2) обязательства учреждения – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности учреждения предоставить в соответствующем году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права денежные средства учреждения;
3) денежные обязательства – обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому или юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в соответствии с законодательством РФ, иным правовым актом, условиями договора или соглашения.

Другими словами, на 500-х счетах обобщают информацию о событиях, которые еще не наступили, и об операциях, которые только предполагают осуществить. Очевидно, что такие планируемые события и  операции нельзя считать фактами хозяйственной жизни.

В Методических указаниях [A7]  по применению первичных учетных документов для учета обязательств (денежных обязательств) текущего финансового года предлагают применять Журнал регистрации обязательств (ф. 0504064). В Журнале (ф. 0504064) указывают основание для принятия обязательства (денежных обязательств) (наименование, номер и дату документа), номер счета бухгалтерского учета и сумму (в рублях, в иностранной валюте), дату постановки обязательства (денежного обязательства) на учет и дату снятия с бухгалтерского учета.
Однако какой-либо унифицированной формы, предназначенной для учета информации на 500-х счетах, Методические указания не содержат.

Первичные учетные документы принимают к учету [A8] , если они составлены по утвержденным унифицированным формам документов. А документы, формы которых не унифицированы, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
– наименование документа;
– дату составления документа;
– наименование учреждения, составившего документ;
– содержание хозяйственной операции;
– величину натурального и (или) денежного измерения хозяйственной операции с указанием единиц измерения;
– наименование должности лица, совершившего сделку и ответственного за правильность ее оформления, либо наименование должности лица, ответственного за оформление совершенного события;
– подписи данного лица (лиц), с указанием фамилии и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для его идентификации.

Неунифицированные формы документов учреждение может разработать самостоятельно и должно утвердить [A9] в своей учетной политике. При этом утвержденные формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа.

Исключение КОСГУ

До 2016 г. необходимость первичных учетных документов для формирования учетной информации на 500-х счетах не была такой актуальной. Как правило, в качестве первичного документа использовали Бухгалтерскую справку (ф. 0504833), составленную на основании плана ФХД, извещения о закупке, заключенного контракта, выписки по лицевому счету и др.

Однако изменения в порядке применения бюджетной классификации и другие изменения в законодательстве, вступившие в силу с 1 января 2016 г., обуславливают необходимость пересмотра документооборота по операциям на 500-х счетах.

Обращаем ваше внимание, что обобщение информации:
– о принятых (принимаемых) бюджетным учреждением обязательствах (денежных обязательствах) отражают [A10]  на соответствующих счетах аналитического учета счета 050200000 «Обязательства»;
– об исполнении учреждением плановых назначений отражают [A11]  на соответствующих счетах аналитического учета счета 050400000 «Сметные (плановые) назначения»;
– об объеме права учреждения на принятие в пределах утвержденных планом ФХД обязательств отражают [A12]  на соответствующих счетах аналитического учета счета 050600000 «Право на принятие обязательств».

Причем в 24–26 разрядах указанные счета должны содержать соответствующий код КОСГУ. При этом 500-е счета в Инструкции № 174н даны без аналитических счетов. То есть аналитические счета должны быть утверждены в учетной политике учреждения. Пример детализации Рабочего плана счетов, в частности по счетам 050207000 «Принимаемые обязательства», 050209000 «Отложенные обязательства», приведен в письме Минфина России [A13] .
Таким образом, КОСГУ на 500-х счетах продолжают применять, в то время как с 2016 г. упоминание о КОСГУ теперь полностью исключено из плана ФХД, составляемого учреждениями.

В настоящий момент Требования к плану ФХД [A14] , начиная с плана на 2017 г., изменены [A15] . Теперь в плане ФХД коды КОСГУ указывают только в таблице 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)» в графе 3, которую именуют «Код по бюджетной классификации Российской Федерации». В этой графе по строкам 210–250 указывают коды видов расходов бюджетов (КВР). Кроме того, в таблице 2 отдельной строкой указывают расходы на закупку товаров, работ и услуг. Напомним, что план ФХД составляют по кассовому методу, следовательно, данные, отражаемые в графе 3 таблицы 2 плана ФХД, соответствуют лишь планируемым учреждением объемам кассовых поступлений и выбытий.

Кроме того, теперь при размещении планов-графиков на 2016 г. в столбце 1 плана-графика более не указывают КОСГУ [A16] , детализированный до статьи и подстатьи. Теперь здесь указывают код вида расходов (КВР), детализированный до уровня подгруппы и элемента КВР [1].

Таким образом, поскольку КОСГУ исключено из плана ФХД и плана-графика закупок, возникает вопрос: на основании какого документа бухгалтеру следует осуществлять учет и контролировать исполнение расходов учреждения в разрезе КОСГУ? Ведь, несмотря на указанные выше изменения в части ведения плана ФХД и плана-графика закупок, роль КОСГУ в учете и отчетности оставлена прежней. Таким образом, возникает необходимость детализировать КВР до КОСГУ в целях бухгалтерского учета операций на 500-х счетах. 

Как мы уже говорили, ни Инструкция № 174н, ни Методические указания не содержат указаний о том, на основании какого документа учреждениям следует осуществлять учетные записи по детализации показателей о планируемых расходах, отражаемых на 500-х счетах. При этом очевидно, что бухгалтеру нужен документ, на основании которого он сделает соответствующие операции.

Основание для детализации 

Документ, который станет основанием для отражения в учете операций по детализации показателей по КОСГУ, должен быть разработан бюджетным учреждением самостоятельно. Его применение необходимо утвердить в учетной политике учреждения.
Такой учетный документ может выглядеть, например, так:


 
_______________________
                                                                                                                                   (наименование учреждения)   
 
Детализация кодов видов расходов № __ от «__» ___________ 20__ г.
признак ___
(0 – первичный, 1, 2, 3 и т.д. – корректирующие)
 
Вид финансового обеспечения «____»_______________________________
    ( код)                  (наименование)
1.                    КВР ____/_______________________________________________________
               (код)                                                           (наименование)                                    
 

КОСГУ Сумма, руб.
Код Наименование
     
     
     
Итого:  
 
2. КВР ____/_______________________________________________________
           (код)                                                               (наименование)                                    

КОСГУ Сумма, руб.
Код Наименование  
     
     
     
Итого:  
 
Начальник службы закупок ______________  ______________________ «__» _______ 20__ г.
                                             (подпись)                               (Ф.И.О.)                
Начальник планово- экономического отдела _____________ _______________ «__» _______ 20__ г.
                                                                            (подпись)                 (Ф.И.О.)                      
Руководитель учреждения                _______________ ___________________ «__» _______ 20__ г.
                                                                    (подпись)            (Ф.И.О.)                 
 
Отметка о принятии к учету
Главный бухгалтер _______________  ___________________ «__» _______ 20__ г.
                                (подпись)                               (Ф.И.О.)                



 

Очевидно, что такой первичный учетный документ должен быть составлен, согласован и утвержден руководителем учреждения в начале года после подписания соглашения с учредителем о выделении учреждению субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания и утверждения плана ФХД.

В течение года в план ФХД могут вносить коррективы, следовательно, соответствующий первичный документ о детализации КВР до КОСГУ также должен быть передан в бухгалтерию. На основе него в бухгалтерии будут сделаны проводки по корректировке сметных (плановых) назначений по соответствующим КОСГУ.

Создание такого первичного учетного документа, его движение должно быть предусмотрено графиком документооборота, формируемого главным бухгалтером в рамках учетной политики учреждения.



[1] Более подробно о роли КОСГУ в санкционировании расходов читайте в статье «Особенности санкционирования разных видов деятельности бюджетного учреждения» в БиНО: БУ № 4/2016.

 [A1]п. 2 инструкции, утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н)
 [A2]Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ)
 [A3]п. 3 Инструкции № 157н
 [A4]п. 8 ст. 3 Закона № 402-ФЗ
 [A5]ч. 3 ст. 9 Закона № 402-ФЗ
 [A6]п. 308 Инструкции № 157н
 [A7]утв. приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н (далее – Методические указания)
 [A8]п. 7 Инструкции № 157н
 [A9]п. 6 Инструкции № 157н
 [A10]п. 164 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее – Инструкция № 174н)
 [A11]п. 168 Инструкции № 174н
 [A12]п. 172 Инструкции № 174н
 [A13]письмо Минфина России от 7 апреля 2015 г. № 02-07-07/19450
 [A14]утв. приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н
 [A15]приказ Минфина России от 24 сентября 2015 г. № 140н
 [A16]совместный приказ от 3 ноября 2015 г. Минэкономразвития России № 806 и  Казначейства России № 21н
20 лет вместе
Издательский дом «БиНО»
литература для руководителей и главных бухгалтеров
бюджетных, казенных, автономных учреждений
Вишлист
Вход
Регистрация
Корзина
Моя библиотека
О нас
Доставка
Контакты
Акции
Журналы
Cтатьи
Формы документов
В данный момент в корзине может быть только одна позиция товара!
Подписка
Молодому специалисту
О Главном редакторе