click fraud detection

Главная 
Наши журналы
Отзывы
Контакты
 

Новое в Инструкцию № 157н
(из архива статей БиНО за 2015 год)

 
Д.В. Жуковский, эксперт
 
В августе Минфин России выпустил Приказ № 124н[A1] , который внес изменения в Инструкцию № 157н. Рассмотрим, какие именно новшества мы будем применять в работе.

Когда начинать применять?

Переход в 2015 г. на применение учетной политики с учетом положений настоящего приказа в части рабочего плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета государственные (муниципальные) учреждения осуществляют по мере организационно-технической готовности субъектов учета, но не позднее 1 октября 2015 г.[A2]  При этом требование о включении в полный номер счета кода раздела/подраздела классификации расходов бюджета вступает в действие с 01 января 2017 г.[A3]

Новый порядок формирования номера счета рабочего плана счетов

Это самое серьезное из новшеств. Ради него в Инструкцию № 157н даже добавляют дополнительный пункт 21.1, который содержит следующую новую норму: «номер счета плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений в разрядах с 1 по 4 включает в себя код раздела, код подраздела расходов бюджета».
То есть, например, у бюджетного учреждения – детского сада счет рабочего плана счетов для отражения начисленной заработной платы за счет средств субсидии на муниципальное задание должен будет включать код раздела/подраздела классификации расходов бюджета 0701 «Дошкольное образование» и будет выглядеть следующим образом: 07010000000000000.4.30211.730.
 
Однако чтобы это новшество корректно внедрить в практику, необходимы изменения в целом ряде нормативно-правовых актов, о чем пока еще ничего не слышно.
Также это новшество вызывает ряд вопросов.
Какой «код раздела, код подраздела расходов бюджета» включать в рабочие счета, отражающие расчеты по доходам (например, со счетами 20500, 20900, 40110, 40140)?
Какой «код раздела, код подраздела расходов бюджета» включать в рабочие счета, отражающие денежные средства (например, со счетами 20111, 20134, 20135, 21003)?
Логически понятно, что это новое требование следовало бы относить только к счетам, по которым учитывают расходы. Но формально такого ограничения в новой норме нет. А следовало бы по примеру Инструкции № 162н[A4]  для казенных учреждений включить в Инструкцию № 174н[A5]  приложение, где бы указывали, с какими счетами учета надо использовать в номере рабочего счета код раздела/подраздела, с каким не надо.
Вывод: для реализации этого нового требования следует внести дополнения в Инструкцию № 174н.
 
Поскольку сами учреждения в течение четырех лет с момента разделения на казенные/бюджетные/автономные прекрасно обходились без использования кодов разделов/подразделов, делаем вывод, что эти коды нужны потребителям отчетности, то есть учредителям и финансовым органам. Как потребители отчетности будут из нее получать данные в разрезе кодов разделов/подразделов? Ни в одной из форм отчетности, установленных Инструкцией № 33н[A6] , не предусмотрено никаких кодов бюджетной классификации, кроме КОСГУ. Без внесения изменения в формы отчетности обсуждаемые изменения в рабочий план счетов не имеют смысла, они только усложнят работу бухгалтеров.
Чтобы потребители отчетности получили данные о расходовании денежных средств в разрезе кодов раздела/подраздела, необходимо внести изменения как минимум в Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738). Точнее, сама форма отчета при этом изменений не потребует, надо будет только изменить указания по ее заполнению. Также изменения потребуют программы, применяемые для составления и передачи отчетности бюджетных учреждений. Но сразу же после внесения таких изменений в Отчет (ф. 0503738) потребители отчетности, несомненно, пожелают сверить данные отчета, предоставленного учреждением, с органом казначейства. Такова природа потребителей отчетности: они обязательно хотят проверять ее данные. Но действующее законодательство[A7]  о порядке ведения органами казначейства счетов бюджетных учреждений обязывает казначеев учитывать только коды КОСГУ. Значит, нужно менять этот нормативно-правовой акт. Указанная норма Приказа № 11н реализует требования, установленные в Законе № 83-ФЗ[A8] . Значит, необходимо будет изменять и этот федеральный закон. Также нужна будет определенная настройка используемого органами казначейства программного обеспечения.
Возможно, потребители отчетности захотят видеть данные о задолженности по обязательствам, по авансам поставщикам, по расчетам с подотчетными лицами в разрезе кодов разделов/подразделов. Тогда надо менять указания по заполнению Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) и дорабатывать программные средства для составления и передачи отчетности соответствующим образом.
Вывод: для реализации этого нового требования надо будет внести изменения в Инструкцию № 33н, а также, возможно, в Закон № 83-ФЗ и Приказ № 11н.
 
В действующей редакции Указаний № 65н[A9]  для использования бюджетными и автономными учреждениями предписана только классификация КОСГУ. Необходимо будет внести изменения для расширения сферы применения бюджетной классификации бюджетными учреждениями и в части разделов, подразделов классификации расходов бюджета.
Вывод: для реализации этого нового требования нужно будет внести изменения в Указания № 65н.
 
Для учреждений, у которых всю деятельность можно уложить в рамки одного кода раздела/подраздела, особых проблем не мы не видим. Просто код из 17 нулей будет заменен на код, в котором первые четыре цифры будут осмысленными.
Гораздо сложнее будет тем учреждениям, у которых деятельность смешанная. Например, в рамках одного бюджетного учреждения совмещен детский сад и школа. Такому учреждению придется мучительно дробить в середине года весь свой учет, начиная с Плана финансово-хозяйственной деятельности, на 0701 «Дошкольное образование» и  0702 «Общее образование». Такие же проблемы могут ожидать бюджетные учреждения здравоохранения.

Уточнения в отношении систем пожарной сигнализации, охранной сигнализации, видеонаблюдения и тому подобного

Уже не первый год идут битвы между учреждениями и разными контролирующими органами по поводу учета пожарной и охранной сигнализации, систем видеонаблюдения и иных аналогичных систем.
В Указаниях № 65н уже не первый год прямо указано, что монтаж, дооборудование, расширение таких систем относят к подстатье 226 КОСГУ, что совершенно однозначно говорит о том, что такие системы нельзя считать инвентарными объектами основных средств, для которых расходы на изготовление и дооборудование следует оплачивать со статьи 310 КОСГУ. Тем не менее ревизоры продолжают указывать на нарушения и писать предписания, чтобы указанные системы учреждение ставило на баланс как инвентарные объекты: «Заплатили по КОСГУ 226 – все равно ставьте на баланс».
Теперь в пункт 45 Инструкции № 157н внесено дополнение о том, что как отдельные инвентарные объекты не учитывают коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, а именно:
–  котельную установку для отопления (если она установлена в самом здании);
–  внутреннюю сеть водопровода и канализации со всеми устройствами;
–  внутреннюю сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой;
–  внутренние телефонные и сигнализационные сети;
–  вентиляционные устройства общесанитарного назначения;
–  подъемники и лифты.
Все они входят в состав здания. К самостоятельным инвентарным объектам относят оборудование указанных систем (оконечные аппараты, приборы, устройства и т.д.), например: средства измерения, управления; средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации; средства вычислительной техники и оргтехники; средства визуального и акустического отображения информации, театрально-сценическое оборудование.
У этого дополнения есть серьезный недостаток. Дело в том, что здесь использован неразъясненный термин «внутренние сигнализационные сети». Те же самые ревизоры, которые сейчас с маниакальным упорством требуют поставить на баланс «пожарную сигнализацию», будут требовать поставить на учет в качестве основного средства каждый датчик пожарной сигнализации и каждую кнопку охранной сигнализации, ведь написано: «к самостоятельным инвентарным объектам относят оборудование указанных систем (оконечные аппараты, приборы, устройства)». Учитывая, что пожарная сигнализация, система видеонаблюдения и другие системы чаще всего монтируют в рамках одного договора из материала подрядчика, бухгалтеру предстоит увлекательная работа по разбору формы КС-3, что же там есть из «аппаратов и приборов», а что просто провода, соединители и крепления.
Но для бухгалтера, который готов отстаивать свое мнение, это новшество все-таки дает облегчение. Уверенный в себе бухгалтер может сослаться на то, что в отсутствие определения в инструкции, что такое «аппараты и приборы», решение принимает комиссия учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов. Или бухгалтер действует на основании учетной политики учреждения.

Определение понятия «принимаемые обязательства»

Счет для учета принимаемых обязательств в Инструкцию № 157н был добавлен почти год назад Приказом № 89н[A10] . Определение дать забыли. Теперь упущение устранено вносимым в пункт 308 дополнением.
Итак, принимаемые обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности органа государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений предоставить с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствующем финансовом году средства из соответствующего бюджета (выделено БиНО). Суммы принимаемых обязательств определяют на основании извещений об осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), размещаемых в единой информационной системе, в размере начальной (максимальной) цены контракта.
Но и здесь разработчики приказа не продумали вопрос до конца. Определение сформулировано так, что к бюджетным учреждениям применено быть не может! Бюджетные учреждения – не получатели средств бюджета (кроме особых случаев), никаких средств из бюджета они выплатить не могут. Поэтому, согласно приведенному определению, никаких «принятых обязательств» у бюджетного учреждения в учете быть не может. Кстати, и в Инструкции № 174н до сих пор ничего не написано про «принимаемые обязательства». На каком же тогда основании в свежей редакции Отчета (ф. 0503738) присутствует графа для «принимаемых обязательств»? Нет ответа на этот вопрос.

Расширение использования забалансовых счетов 17 и 18

Запланировано расширение применения забалансовых счетов 17 и 18, предназначенных для отслеживания движения денежных средств по кодам бюджетной классификации, в том числе и на счет 21003 (первоначально забалансовые счета 17 и 18 открывали только к счетам безналичных денежных средств, потом их добавили к счету денежных средств в пути, потом к счету кассы).
Это новшество связано со все большим введением в практику использования расчетных (дебетовых) карт, остатки на которых в учете следует отражать на счете 21003. При использовании в деятельности учреждения расчетных (дебетовых) карт оплата может быть произведена или доходные поступления зачислены непосредственно на эти карты, минуя кассу, что требует соответствующих правил при заполнении Отчета об исполнении Плана ФХД (ф. 0503737). В связи с этим Минфин России привел примеры заполнения [A11] Отчета (ф. 0503737), показав записи по забалансовым счетам 17 и 18, открытым к счету 21003, что на дату написания письма не было предусмотрено Инструкцией № 157н.

Уточнение назначения забалансового счета 27

Когда Приказом №  89н в Инструкцию № 157н был добавлен забалансовый счет 27, было совершенно непонятно, для какого вида имущества он предназначен. Минфин России внес некоторое понимание[A12] . Но письма – это не нормативно-правовые акты. Поэтому формально указание отражать на забалансовом счете 27 выданную сотрудникам спецодежду нельзя было считать законодательно установленным порядком использования этого забалансового счета.
Теперь порядок применения забалансового счета 27 уточнен: «Счет предназначен для учета форменного обмундирования, специальной одежды и иного имущества» (выделено БиНО). Вроде бы все и понятно, но эта пара слов: «и иного» {имущества} сводит на нет все усилия по уточнению вопроса. В результате ревизоры получают возможность требовать от учреждения отражения на забалансовом счете 27 всего имущества, выданного на руки сотрудникам, в пределах фантазии ревизора. Выдали сотрудникам канцтовары по Ведомости (ф. 0504210) и списали их при выдаче – почему не отразили на забалансовом счете 27 каждый карандаш и каждую пачку скрепок «в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением»?
 
Подводя итоги нововведений, можно сказать, что, хотя они и внесли некоторую ясность, многое еще нужно дорабатывать и «дотягивать». Ждем!

 [A1]приказ Минфина России от 6 августа 2015 г. № 124н  «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года № 157н “Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению”»
 [A2]п.3 Приказа № 124н
 [A3]п.2 Приказа № 124н
 [A4]утв. приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н
 [A5]утв. приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н
 [A6]утв.  приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н
 [A7]приказ Казначейства России от 19 июля 2013 г. № 11н «О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений» (далее – Приказ № 11н)
 [A8]Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
 [A9]приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н
 [A10]приказ Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н
 [A11]письмо Минфина России от 16 апреля 2015 г. № 02-07-07/21402
 [A12]письмо Минфина России от 19 декабря 2014 г. № 02-07-07/66918