click fraud detection

20 лет вместе
Издательский дом «БиНО»
литература для руководителей и главных бухгалтеров
бюджетных, казенных, автономных учреждений
Вишлист
Вход
Регистрация
Корзина
Моя библиотека
О нас
Доставка
Контакты
Акции
Журналы
Cтатьи
Формы документов
В данный момент в корзине может быть только одна позиция товара!
Подписка
Молодому специалисту
О Главном редакторе
Посмотреть журналы

Изменения в порядок формирования плана финансово-хозяйственной деятельности

 
Приказом № 140н[A1]  были внесены значительные по объему изменения в Требования[A2]  к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.
Рассмотрим эти указания подробнее.

Вступление в силу

Приказ вступает в силу[A3] по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, а изменения, утвержденные им, применяют при планировании финансово-хозяйственной деятельности начиная с планов на 2017 г. (на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг.).
Выходит, что еще год не о чем переживать?
Нет, есть еще одно указание: орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, может потребовать составлять план ФХД в соответствии с учетом внесенных изменений уже с 2016 г.[A4]

Порядок утверждения плана ФХД

Ранее было установлено, что план ФХД для бюджетного учреждения[A5] утверждает учредитель, который может передать эти полномочия руководителю бюджетного учреждения. В новой редакции все изменили. Теперь основная норма такая: план ФХД утверждает руководитель учреждения, если иное не установлено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Таким образом, если учредитель предпишет подведомственному учреждению составлять план ФХД с учетом Приказа № 140н, не прочтя этот приказ внимательно, то он утратит право утверждать план ФХД для созданного им бюджетного учреждения.
Также добавлено указание, что решение об изменениях[A6]  в план ФХД принимает руководитель учреждения (ранее этот вопрос не был регламентирован, что давало учредителю право выступать инициатором изменения плана ФХД).

Изменение таблицы данных о фактических показателях финансового состояния учреждения

Табличную часть плана[A7]  теперь предваряет таблица 1 (ранее у этой таблицы не было номера), содержащая данные о фактических показателях по финансовому состоянию перед составлением плана ФХД. При этом так и не устранена проблема с выбором, на какую дату следует брать показатели для этой таблицы. Предписано, что на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления плана. Например, план ФХД на 2016 г. составляют в октябре 2015 г. На какую дату брать остатки для этой таблицы? С точки зрения логики следовало бы взять данные об остатках как можно ближе к октябрю. Например, на конец III квартала. Но для отчетов, содержащих необходимые показатели для таблицы 1, установлены следующие сроки:
– Баланс (ф. 0503730) – по состоянию на 1 января[A8] ;
– Сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768) – периодичность представления годовая[A9] ;
– Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) – периодичность представления ежеквартальная[A10] .
Поскольку в шапке таблицы 1 предусмотрено указание только одной даты, все данные в таблице должны быть на одну дату, то есть на 1 января. Наверное, есть в этом какой-то глубокий смысл – планируя доходы и расходы на 2016 г., учитывать остатки по состоянию на 1 января 2015 г. Но при этом в текстовой части плана ФХД необходимо указать данные об остатках имущества[A11]  на дату составления плана.
По сравнению с прежней редакцией Приказа № 81н в перечень данных «на последнюю отчетную дату перед составлением плана ФХД» добавлены данные об остатках денежных средств на счетах, на депозитах и данные о других финансовых инструментах.

Измененная структура таблицы с данными о плановых поступлениях и выбытиях

Это новшество заслуживает наибольшего внимания, потому что таблица 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)» – это, собственно, и есть сам план ФХД. В прежней редакции эта таблица не имела номера, имела другую детализацию показателей как по графам, так и по строкам. Но при этом большая часть изменений связана только с оформлением, а не с составом показателей.

Изменение состава граф таблицы 2

В предыдущей редакции графы таблицы обеспечивали детализацию по видам счетов:
– по лицевым счетам, открытым в органах, осуществляющих ведение лицевых счетов учреждений (то есть по движениям, подконтрольным органам казначейства);
– по счетам, открытым в кредитных организациях (то есть по движениям, не подконтрольным органам казначейства).
Детализацию доходов по видам финансового обеспечения предписано было отражать в таблице по строкам в показателе Поступления от доходов. Как следствие такой структуры, не было предусмотрено в плане ФХД разбивать расходы по кодам вида финансового обеспечения (хотя такое право у учредителя было). И такой план был совершенно бессмысленным при наличии более чем одного вида финансового обеспечения. Так, расходы на закупку основных средств за счет приносящей доход деятельности и за счет субсидий на иные цели суммировали в одну строку плана, хотя это принципиально разные расходы. Кроме этого, не было предусмотрено никакой детализации начальных и конечных остатков средств по видам источников.

В новой редакции детализация по видам счетов отсутствует, зато графы таблицы соответствуют возможным видам финансового обеспечения:
– графа 5 – субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;
– графа 6 – субсидии, предоставляемые на иные цели;
– графа 7 – субсидии на осуществление капитальных вложений;
– графа 8 – средства обязательного медицинского страхования;
– графа 9 – поступления от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности, всего;
– графа 10 – в том числе гранты (которые предоставляют из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ по кодам 613 «Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям» или 623 «Гранты в форме субсидии автономным учреждениям» видов расходов бюджетов).
При этом, как и ранее, детализация расходов по видам источников необязательна, и производят ее только в случае принятия учредителем решения о планировании выплат по соответствующим расходам раздельно по источникам их финансового обеспечения. Но для остатков, а также поступлений и выбытий финансовых активов разбивка по видам источников обязательна.

Изменение состава строк показателя Поступления от доходов

В первую очередь из этого показателя исключены данные о поступлениях, не относимых к доходам, – поступления финансовых активов (в том числе заемных средств). Например, поступление на лицевой счет денежных средств в пути. Эти данные теперь следует отражать в соответствующем показателе Поступление финансовых активов.
В остальном показатели этого раздела такие же, как и в предыдущей редакции. Только иначе расположены.
Большая часть ячеек этого раздела перечеркнута. Доступны только те ячейки, которые отражают допустимое сочетание вида доходов и источника. Так, вид дохода «доходы от собственности» (строка 110) доступен только для источника «доходы от приносящей доход деятельности» (графа 9).
Строка 110 «доходы от собственности» – КОСГУ 120 (только графа 9).
Строка 120 «доходы от оказания услуг, работ» – КОСГУ 130 (по графе 9), 180 (по графам 5 и 8).
Строка 130 «доходы от штрафов, пеней, иных сумм принудительного изъятия» – КОСГУ 140 (только графа 9).
Строка 140 «безвозмездные поступления от наднациональных организаций, правительств иностранных государств, международных финансовых организаций» – КОСГУ 152 (только графа 9).
Строка 150 «иные субсидии, предоставленные из бюджета» – КОСГУ 180 (по графам 6 и 7).
Строка 160 «прочие доходы» – КОСГУ 180 (по графам 9 и 10).
Строка 180 «доходы от операций с активами» – КОСГУ 410–440, 620–640 (по графе 9).

Изменение состава строк показателя Выплаты

В первую очередь из этого показателя исключены данные о выплатах, не относимых к расходам, то есть выбытие финансовых активов (в том числе возврат заемных средств). Эти данные теперь следует отражать в соответствующем показателе Выбытие финансовых активов.
Принципиальное новшество – детализация расходов не по КОСГУ, как в предыдущей редакции, а по  кодам видов расходов бюджета (КВР). Это изменение связано с общим движением Минфина России в сторону избавления от КОСГУ. Но классификация КОСГУ настолько прочно встроена в систему учета, отчетности и кассового исполнения в бюджетных учреждениях, что процесс этот будет долгим. На сегодня бухгалтеры бюджетных учреждений вообще про классификацию КВР ничего не знают и знать не должны. Потому что классификация КВР пока еще предназначена только для исполнения бюджетов.
Указаниями предписано[A12] , что виды расходов детализируют направление финансового обеспечения расходов бюджетов по целевым статьям классификации расходов, и приведен перечень видов расходов (групп, подгрупп, элементов видов расходов). Поэтому и назначено введение в действие Приказа № 140н по составлению плана ФХД на 2017 г. Очевидно, к середине 2016 г. Минфин России планирует ввести КВР в практику бюджетных учреждений.
Но как быть тем учреждениям, которые учредитель обяжет перейти на новую редакцию Приказа № 81н уже сейчас? У учредителя не будет проблем с пониманием плана ФХД, составленного в разрезе КВР, потому что участники бюджетного процесса работают с этой классификацией уже не первый год. А у бюджетного учреждения?

Для выплат персоналу бюджетных учреждений подобрать полностью соответствующий КВР затруднительно, потому что в действующей классификации КВР предусмотрены выплаты персоналу казенных учреждений, персоналу органов власти и персоналу в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны. Кроме того, в таблице 2 не предусмотрена строка для отражения иных выплат персоналу, кроме оплаты труда.

Если исходить из общей логики классификатора КВР, то получим следующее:
– строка 210 «выплаты персоналу, всего» – КВР 110;
– строка 211 «оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» – КВР 111 – зарплата, КВР 119 – платежи в фонды;
– строка 212 (ее нет, но должна была быть) «прочие выплаты персоналу, кроме оплаты труда» – КВР 112;
– строка 220 «социальные и иные выплаты населению» – КВР 300;
– строка 230 «уплата налогов, сборов и иных платежей» – КВР 850;
– строка 240 «безвозмездные перечисления организациям» – КВР 860;
– строка 250 «прочие расходы (кроме расходов на закупку товаров, работ, услуг)» – КВР 830, 880;
– строка 260 «расходы на закупку товаров, работ, услуг» – КВР 241–245.

Новые показатели Поступление финансовых активов и Выбытие финансовых активов

Плановые показатели поступления финансовых активов (кроме доходов) и выбытия финансовых активов (кроме расходов) вынесены отдельно. В строках этих показателей следует отражать в первую очередь поступление и выбытие заемных средств, а также увеличение и уменьшение безналичных денежных средств за счет перевода в (из) другие (других) виды (видов) финансовых активов, поступление и выбытие денежных средств в пути.

Новая таблица 2.1  «Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)»

Ее номер указывает на то, что эта таблица – разъяснение к показателям таблицы 2. Еще в 2013 г. было предписано[A13] , что общая сумма расходов учреждения на закупки, отраженная в плане ФХД, подлежит детализации в плане закупок. Но не было предусмотрено какой-либо таблицы для отражения этого.
Теперь такая таблица есть. При этом плановые показатели по расходам по строке 260 графы 4 на соответствующий финансовый год должны быть равны показателям граф 4–6 по строке 0001 таблицы 2.1. То есть вся таблица 2.1 предназначена для того, чтобы расшифровать единственную строку таблицы 2 – сколько запланировано произвести закупок товаров, работ, услуг. При этом не предусмотрена какая-либо разбивка таблицы 2.1 по видам финансового обеспечения. То есть и закупки за счет выручки от ПДД, и закупки за счет субсидий на иные цели, и за счет любых других источников – все будет свалено в общую кучу (даже если в таблице 2 расходы будут развернуты по источникам). Также в таблице 2.1 не предусмотрено никакой разбивки по каким-либо кодам расходов.

По графам таблицы 2.1 предполагают отражение показателей по способу закупки («всего закупок», «в том числе закупок по Закону № 44-ФЗ» и «в том числе закупок по Закону № 223-ФЗ»), а также по годам – закупок в плановый год, закупок через год, закупок еще через год. Понятно, что графу «через год» и «еще через год» заполняют только в случае составления плана ФХД на трехлетний плановый период, что, в свою очередь, допустимо только в случае, когда бюджет публично-правового образования принимают более чем на год.

Таким образом, строк в таблице 2.1 получаем всего три:
– в строке 1001 следует отражать те закупки, которые будут произведены на основании договоров, которые уже заключены или будут заключены до начала очередного финансового года;
– в строке 2001 следует отражать те закупки, которые еще только планируют совершить. Причем не понятно, надо ли отражать в этой графе закупки, производимые у единственного поставщика на сумму до 100 000 руб. в пределах 5%? Очень похоже, что эти закупки указывать не надо, но в таком случае не будет выполнено соотношение показателей 5 «а[A14] »;
– в строке 0001 – сумма соответствующих показателей строк 1001 и 2001.
Для таблицы 2.1 установлено несколько «контрольных соотношений»:
– графа «всего закупок» должна быть равна сумме граф «по Закону № 44-ФЗ» и «по Закону № 223-ФЗ» (соотношения 1–4);
– графа «всего закупок» для бюджетных учреждений не может быть меньше всех закупок за счет источников «4», «5», «6» и «7» по строке 260 таблицы 2 (соотношение 5 «а»); это «контрольное соотношение» бессмысленно, если таблицу 2 составляют без разбивки расходов по источникам.

Новая таблица с данными по средствам во временном распоряжении

Таблицу 3 «Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения)» заполняют в случае принятия учредителем решения об отражении операций со средствами, поступающими во временное распоряжение учреждения, в разрезе плановых показателей.

Данные о планируемых суммах средств во временном распоряжении могут быть рассчитаны на основании данных таблицы 2.1, так как основной вид средств во временном распоряжении – средства обеспечения исполнения контрактов. Важность планирования средств во временном распоряжении объясняют тем, что эти средства поступают на тот же лицевой счет, что и выручка от ПДД и средства субсидии на госзадание.
Если учредителем принято решение заполнять таблицу 3, то не нужно указывать данные о средствах во временном распоряжении в таблице 4.

Дополнение в таблицу справочных данных

Таблица справочных данных теперь получила номер 4, и в нее добавили строку с данными о суммах бюджетных инвестиций (в части переданных полномочий государственного (муниципального) заказчика в соответствии с Бюджетным кодексом РФ).

Уточнения и дополнения

План ФХД составляют «по кассовому методу», [A15] то есть планировать следует кассовые расходы, а не начисление. Формально это было понятно и раньше. Но прямого указания не было.
Также добавлено требование[A16] , что в заголовочной части плана ФХД следует указывать код по реестру[A17]  участников бюджетного процесса и юридических лиц, не относимых к участникам бюджетного процесса.

 [A1] приказ Минфина России от 24 сентября 2015 г. № 140н  [A1]
 [A2] утв. приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н (далее – Приказ № 81н)
 [A3] п. 2 Приказа № 140н
 [A4] п. 2 Приказа № 140н
 [A5] п. 22 Приказа № 81н
 [A6] п. 19 Приказа № 81н
 [A7] п. 8 Приказа № 81н
 [A8] п. 13 инструкции, утв. приказом  Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н  (далее – Инструкция № 33н) 
 [A9] п. 68 Инструкции № 33н
 [A10] п. 69 Инструкции № 33н
 [A11] п. 7 Приказа № 81н
 [A12] подр. 5.1 р. III указаний, утв. приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее – Указания № 65н)
 [A13] п. 11.1 Приказа № 81н
 [A14] см. п. 8.1 Приказа № 81н
 [A15] п. 4 Приказа № 81н
 [A16] п. 5 Приказа № 81н
 [A17] приказ Минфина России от 23 декабря 2014 г. № 163н