click fraud detection


Фомюк Василий Дмитриевич
«Чаепитие»

Здравствуйте, дорогие читатели!

Есть такая расхожая поговорка «Хороши дети, когда спят». А чем они плохи, когда бодрствуют? Наверное, прежде всего тем, что не дают нам, взрослым, спокойно заниматься своими делами. А проще говоря, пристают и по делу, и не по делу: попить, поесть, поиграть, купить... Но это для нас святое – накормить, обуть, одеть. А вот поговорить, и не просто поговорить, а объяснить, ответить на нескончаемые вопросы – с этим сложнее. А все потому, что эти действия требуют от нас большой умственной и эмоциональной отдачи и могут продолжаться бесконечно, если, конечно, их правильно не организовать.

Чаепитие

Неугомонного рыжего мальчишку наконец удалось загнать домой попить чаю. Жаркое летнее солнце опалило ему нос и щеки, в беспорядке разбросало по ним веснушки и зазолотило рыжие кудряшки. Целый день он с ребятами носился по окрестностям, не зная устали, и даже сейчас, несмотря на вкусный сладкий рулет, поджидающий его на тарелке, он готов сорваться в любую минуту, стоит только раздаться призывному крику с улицы: «Рыжий, выходи!..»

Но сейчас, пока остывает чай и рот не занят рулетом, можно вывалить свои вопросы: «Что? где? когда? почему? зачем?» – беспорядочные, наивные, порой даже дурацкие: «А что ты делаешь?» – «Мою посуду». – «Зачем моешь посуду?» – «Чтобы чистой была». – «Зачем чтобы чистой была?» – «Чтобы есть из нее было приятно». – «Зачем чтобы есть было приятно?»

Кажется, что даже кудряшки на его голове изогнулись знаками вопросов. Ну как на них не ответить, если пара широко открытых голубых глаз смотрит на тебя с таким искренним ожиданием! Да, все эти «зачем» и «почему» – не что иное, как способ познания мира, но как помочь вырасти этому Почемучке любознательным, а не просто любопытным? Ведь мы честно стараемся не оставить ни одного вопроса без ответа, но наши ответы в одно ухо влетают, а в другое вылетают, совершенно не задерживаясь в голове для осмысления. А навстречу несется уже следующий вопрос. А мы уже устали от этого потока вопросов, уже тянет отмахнуться («Я занята, подожди, потом, не сейчас, в другой раз, не знаю…»), а то и на вопрос «Почему?» ответить «Потому что!».

Так как же помочь ребенку перевернуть его пока искреннее любопытство в любознательность? Создается такое впечатление, что вопросы и ответы находятся в параллельных плоскостях, которые, как известно, не пересекаются. А ведь надо, чтобы пересеклись, иначе все наши усилия бесполезны. Мы так и будем терпеливо сносить «вопросные» пытки наших детей, но самое обидное, что дети ничего полезного не извлекут из наших «ответных» страданий и никогда из ЛЮБО-ПЫТ-НЫХ (любящих пытать нас вопросами) не вырастут в ЛЮБО-ЗНАТЕЛЬ-НЫХ (которые любят знать, добывать и применять знания).

Любопытство и любознательность – понятия вроде бы похожие, но ведь любознательный человек пользуется всеобщим уважением, а любопытный ассоциируется у нас с подглядывающим в замочную скважину и заслуживает лишь презрение окружающих. Как нам научить детей задавать действительно любознательные вопросы, которые помогут им развиваться и вырасти умными людьми, неравнодушными к миру и его многочисленным тайнам, а не превратят их в назойливых и бестактных любопытствующих взрослых?

Начнем с себя. Уберем из своих ответов весь формализм и попытаемся не просто так, между прочим, слушать своего ребенка, а именно УСЛЫШАТЬ. Услышать те вопросы, на которые нужно ответить. И на которые… не нужно отвечать. Существует множество вопросов, на которые ребенок и сам вполне может ответить, если немного подумает. Спросим его: «А ты сам как думаешь?» А дальше будем следить за его рассуждениями и слегка подталкивать в нужном направлении наводящими вопросами. И ответ обязательно будет найден. И тогда ему – заслуженная похвала: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, а подумал – и сам нашел ответ!» Ведь только так ребенок поймет, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться самому. Только научив наших Почемучек думать, мы поможем им сделать важный вывод: невозможно знать всё, но есть множество вещей и явлений, которые можно понять и осознать самостоятельно. Чего-то не знать – это не стыдно. Стыдно не искать ответа, если есть возможность его найти.

Все мы хотим, чтобы наши дети выросли здоровыми, красивыми, умными и успешными, и делаем для этого всё: выкладываемся на работе, чтобы заработать на безбедную жизнь, недосыпаем ночами, чтобы все перестирать и перегладить, и, конечно, воспитываем, но как-то от случая к случаю. А ведь достаточно вечером при встрече вместо традиционного: «Что ты сегодня ел?» спросить: «Что интересного ты узнал сегодня?» И вместе обсудить это Открытие, как самое вкусное лакомство.

Любознательность всегда в цене. Поэтому, когда малыш в сотый раз задает свой любимый вопрос «Почему?», подумайте, как ему ответить.

От Издательского дома «БиНО»
Елена Николаевна Ахулкова

На главную >