click fraud detection

Главная 
Наши журналы
Отзывы
Контакты

Летние особенности энергосервиса
(из архива статей БиНО за 2015 год)

 
Н.А. Запруднов,
эксперт по бухгалтерскому учету
 
В одном из прошлых номеров  мы рассказывали о закупке и учете сплит-систем[1]. Не менее важна и тепловая защита зданий. Она сохраняет прохладу и, соответственно, экономит энергоресурсы на кондиционировании. Реализуемый в настоящее время так называемый план Дворковича позволяет повысить энергоэффективность зданий  государственных и муниципальных учреждений за счет инвестиций энергосервисных компаний (далее – ЭСКО).

Немного истории

Как вообще задумались об экономии энергоресурсов?
Это произошло в конце 80-х годов XX века в СССР, когда были получены результаты космического мониторинга с помощью спутников разведки, на которых была установлена аппаратура, способная фотографировать в инфракрасном спектре (это помогало засечь укрытую военную технику).
Широкоформатная аппаратура захватила в зону своей видимости и гражданские объекты, жилые дома и производственные здания. Это позволило специалистам, работающим в области космической техники, определить, что здания СССР крайне расточительно расходуют тепловые ресурсы по сравнению с западными. При  инфракрасном изображении, в отличие от городов стран Запада, тепловой фон от зданий которого был незначителен, от городов Советского Союза шел значительный тепловой поток – в атмосферу выделялось до 70% тепловой энергии зданий и от 25 до 45% тепловой энергии трубопроводов.
Эти данные позволили обратить внимание государства на существующую проблему и начать искать пути ее решения. И те меры, которые учреждения применяют сейчас, – это следствие начатых тогда мероприятий.
Хотя снова мы «не дотягиваем» до зарубежных коллег – меры по энергосбережению, которые у нас только начинают использовать, за границей уже давно не в новинку. Их включают в энергетические перформанс-контракты. Такие меры предполагают ряд льгот и финансовых стимулов для организаций и поощряют их к добровольному ограничению потребления энергии.

Теплозащита зданий 

Кондиционирование помещений ведет к большим расходам электроэнергии, если теплозащита зданий не соответствует требованиям энергоэффективности, – эта характеристика отражает соотношение между полезным эффектом от использования энергетических ресурсов и затратами этих ресурсов на получение такого эффекта  применительно, в частности, к  конкретному учреждению.
В настоящее время энергетическая эффективность государственных (муниципальных) учреждений гораздо ниже, чем аналогичный показатель в промышленности. Ежегодно эти учреждения (и другие объекты государственного сектора) потребляют около 4% от суммарного потребления энергии всех видов в России. Причем не только в отопительный сезон, но и в летний период по причине необходимости кондиционирования в районах со среднемесячной температурой июля +21°С и выше (это Саратовская, Самарская, Волгоградская, Ростовская, Астраханская и Амурская области, Краснодарский и Ставропольский края,  республики Адыгея и Дагестан).
Здания можно ранжировать[A1]  по удельному энергопотреблению и очередности проведения мероприятий по энергосбережению. Классы зданий, установленные СНиП, указаны в  табл. 1 (хотя тепловая защита рассмотрена  с позиций отопления, однако ее учитывают и при энергосбережении).
 
Таблица 1. Классы энергетической эффективности зданий.
 
Обозначение класса Наименование класса энергетической эффективности Величина отклонения расчетного (фактического) значения удельного расхода тепловой энергии на отопление здания от нормативного, % Мероприятия, рекомендуемые органами администрации субъектов РФ
Для новых и реконструированных зданий
А Очень высокий Менее -51 Экономическое стимулирование
В Высокий От -10 до -50 То же
С Нормальный От 5 до -9 -
Для существующих зданий
D Низкий От 6 до 75 Желательна реконструкция здания
Е Очень низкий Более 76 Необходимо утепление здания в ближайшей перспективе
 
Кроме того, при приемке новых и реконструированных зданий в эксплуатацию осуществляют[A2]  тепловизионный контроль качества тепловой защиты здания с целью обнаружения скрытых дефектов и их устранения.
Требования к теплозащите зданий, установленные СНиП начиная с 2003 г., приближены к европейским нормам энергосбережения. Действующие до указанного года нормы были утверждены в 1979 г.  и допускали показатели теплозащиты зданий примерно в два раза ниже, чем сейчас. Соответственно здания, построенные до 2003 г. и не утепленные (при реконструкции или капитальном ремонте), с наибольшей вероятностью отнесут к низкому классу энергоэффективности (класс D).
В таком здании можно достичь оптимальной температуры на рабочих местах только при большом расходе электроэнергии на кондиционирование летом и обогрев зимой. И поэтому учреждению, осуществляющему оперативное управление таким зданием, сложно выполнить требования по ежегодному сокращению энергопотребления на 3% без изменения степени теплозащиты здания. Таким образом, в зданиях, имеющих низкий и очень низкий уровень теплозащиты, утепление ограждающих конструкций (стен, перекрытий, кровли) – насущная необходимость.
Другие мероприятия по обеспечению теплоустойчивости в летний период  можно найти в разделе 7 СНиП.

Правила и исключения

Требования по энергоэффективности распространяют[A3]  на здания учреждений различных сфер, в частности:
– здравоохранения (больницы, клиники, стационары и госпитали, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, родильные дома);
– социальные (дома ребенка, детские дома, дома-интернаты для престарелых и инвалидов);
– образования (детские сады, ясли, ясли-сады и комбинаты).
Требования энергетической эффективности зданий не применяют[A4]  к зданиям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований (а именно с 23 ноября 2009 г.), вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта.
Таким образом, если по результатам проведенного энергетического обследования обнаружено, что принадлежащее учреждению здание не отвечает установленному уровню энергоэффективности, то исправить положение необходимо при проведении ближайшего капитального ремонта или реконструкции. Здания, прошедшие капитальный ремонт (реконструкцию)  или вновь построенные, не могут [A5] быть введены в эксплуатацию, если они не соответствуют требованиям энергетической эффективности.

Особенности финансирования энергосбережения 

Теплозащита и другие меры требуют серьезных вложений, так как современные требования энергетической эффективности устанавливают[A6]  жесткие рамки по снижению расхода энергоресурсов в сравнении с базовым уровнем, за который принят 2009 г.:
– к концу 2015 г., который завершает начатую в 2011 г. пятилетку, снижение должно составить не менее чем 15% (по 3%  каждый год);
– в 2016–2020 гг. – 30%, то есть уже по 6% в год;
– следующая пятилетка – 40% (по 8% в год) и так далее, не реже одного раза в 5 лет.
В крупных учреждениях, в которых расходы на покупку энергоресурсов составляют более 10 000 000 руб. в год, из числа работников назначают[A7]  лицо, ответственное за проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
Запланированное снижение отражено на реальном финансировании учреждений. С 2010 г. при расчете объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания учитывают уменьшение нормативных затрат на коммунальные услуги на 3% ежегодно.  При этом если учреждения достигли большей экономии ресурсов, то на сумму этой экономии финансирование не уменьшают[A8] , и бюджетные учреждения могут использовать сэкономленную сумму по своему усмотрению на основании утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности. Несмотря на то что так гласит Закон № 261-ФЗ, это практически невозможно, поскольку спрогнозировать реальную экономию очень трудно. Если ее и выявляют, то по итогам года, когда всякие нормы и ограничения  по  закупкам уже, как правило, выбраны. К тому же чтобы потратить эти сэкономленные средства, надо вносить изменения в план-график и прочие документы, что создает много проблем. Самым простым вариантом будет пустить всю сумму экономии на зарплату.
Для достижения указанных показателей экономии на федеральном уровне был принят ряд государственных программ, из которых в настоящее время действует государственная программа [A9] РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики». Оценка эффективности работы региональных и местных органов самоуправления в области энергосбережения установлена непосредственно Президентом России[A10] .
Утвержден[A11]  и примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки соответствующих региональных (муниципальных) программ. В такие программы должны быть [A12] заложены значения целевых показателей энергосбережения и энергоэффективности, отражающие сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами, в частности государственных (муниципальных) учреждений.[A13] 
Соответственно, в ряде случаев учреждение может получить финансирование из регионального (местного) бюджета на осуществление мероприятий по снижению энергопотребления. Данные средства могут быть использованы, например, для закупки более энергоэффективных кондиционеров.

Энергоаудит 

Характеристика энергетической эффективности зданий включает в себя[A14]  как показатели удельной величины расхода энергетических ресурсов в здании, так и требования к:
– архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям, влияющим на энергетическую эффективность зданий;
– отдельным элементам, конструкциям зданий и к их свойствам, применяемым при строительстве и ремонте технологиям и материалам, позволяющим исключить нерациональный расход энергетических ресурсов.
Оценка энергоэффективности проведена в настоящее время практически во всех учреждениях[A15]  благодаря государственному регулированию: первое обязательное энергетическое обследование (далее – энергоаудит) учреждений необходимо было провести  до 31 декабря 2012 г., а периодическое – не реже чем один раз каждые пять лет.[A16] 
Плату за проведение энергетического обследования относят на подстатью[A17]  225 КОСГУ «Работы, услуги по содержанию имущества».
Такое обследование включает в себя сбор и обработку информации об использовании энергетических ресурсов для получения достоверной информации о показателях энергетической эффективности и выявления возможностей ее повышения и энергосбережения.
Достоверность энергоаудита гарантируют, в частности, тем, что такую деятельность вправе осуществлять [A18] только лица – члены саморегулируемых организаций в указанной сфере. По результатам энергетического обследования исполнитель обязан[A19] , в частности: разработать перечень типовых общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и провести стоимостную оценку предложенных мероприятий.
По соглашению сторон по результатам обследования может быть предусмотрена разработка отчета[A20] , содержащего перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых общедоступных мероприятий. Способы контроля показателей тепловой защиты и оценку энергоэффективности зданий и их отдельных элементов устанавливает СНиП. В большинстве случаев контроль следует[A21]  выполнять путем натурных испытаний, а полученные результаты должны быть зафиксированы в энергетическом паспорте. [A22] 
Пример. Для оценки эффективного использования энергетического ресурса и снижения затрат на потребление электроэнергии Учреждение по итогам закупочных процедур заключило со специализированной организацией контракт на услуги по проведению энергетического обследования. Стоимость таких услуг составила 180 000 руб., в том числе аванс 30%.
В бухгалтерском учете Учреждения были сделаны следующие проводки*):

п/п
Содержание операции Бухгалтерская запись Сумма, руб.
Дебет Кредит
1 Выплачен аванс за проведение энергетического обследования 0 206 25 000 0 201 11 000 60 000,00
2 Одновременно   18 60 000,00
3 Отражены расходы согласно акту выполненных работ за проведение энергетического обследования 0 401 20 225 0 302 25 000 180 000,00
4 Зачтен ранее выплаченный аванс за проведение энергетического обследования 0 302 25 000 0 206 25 000 60 000,00
5 Оплачена задолженность за оказанные услуги по энергетическому обследованию 0 302 25 000 0 201 11 000 120 000,00
6 Одновременно   18 120 000,00
*)Как правило, такие расходы делают за счет целевых субсидий, но для упрощения код финансового обеспечения в бухгалтерских записях не указан.
 
Специализированная организация на основании данных обследования  предложила следующие мероприятия для повышения энергетической эффективности:
повышение тепловой защиты здания при капитальном ремонте путем утепления здания;
оснащение здания приборами учета используемых энергетических ресурсов;
 – замену неэффективных отопительных котлов в системе отопления здания;
закупку энергопотребляющего оборудования высоких классов энергетической эффективности.
Проведение этих мероприятий позволит перевести здание Учреждения в класс В по энергоэффективности.
Руководитель принял предложение специализированной организации и дал указание специалистам Учреждения совместно со специализированной организацией произвести расчет затрат на указанные мероприятия по средним рыночным ценам. Сумму согласно расчету заложили в проект Плана ФХД на будущий год, на который был запланирован и капитальный ремонт здания, и мероприятия по снижению энергопотребления логично провести одновременно с ним.
----конец примера-----

Энергетический паспорт 

Энергопаспорт состоит из приложений, в которых отражают информацию:
– по расходуемым в отчетном периоде (пять лет) топливно-энергетическим ресурсам, в том числе электроэнергии;
– по расчетным показателям экономии на последующий пятилетний период;
– о плане мероприятий по снижению потребления ТЭР, а также повышению эффективности их использования.
 В энергопаспорте приводят расчеты удельных характеристик расходования энергоресурсов и воды, удельных тепловых характеристик зданий и помещений. Таким образом, каждое учреждение, которое провело энергетическое обследование и получило энергопаспорт, имеет сведения о классе энергетической эффективности своих зданий и  рекомендации по повышению энергетической эффективности.
С 10 января 2015 г. требования к оформлению энергопаспорта изменили.  Так как срок действия энергопаспорта – пять лет, то  учреждениям, которые провели энергоаудит, например, в 2010 г., вскоре предстоят новые обследования и, соответственно, замена энергопаспорта и расчет энергосберегающих мероприятий на следующий пятилетний период.
Энергетические паспорта на здания, строения, сооружения могут быть составлены не только по результатам энергоаудита, но и на основании [A23] проектной документации, если речь идет об объектах, вводимых в эксплуатацию после осуществления строительства (реконструкции, капитального ремонта).

Переход от энергоаудита к энергосервису 

Новая форма энергопаспорта – не единственные изменения за более чем пятилетку государственного регулирования энергосбережения и энергоэффективности. Изменения в законодательстве позволили объявить 2014 г. началом перехода от энергоаудита к энергосервису. Энергосервис – это рынок по предоставлению разнообразных услуг по части сбережения энергии, имеющий своей целью снижение потребности использования ресурсов. Такой переход дал импульс к формированию  не только энергосервисных компаний (далее – ЭСКО), но и центров по оказанию энергосервисных услуг (далее – ЦЭСУ), с которыми допустимо заключать[A24]  энергосервисный контракт  как с поставщиками энергетических ресурсов.
Теперь и отечественные энергосервисные компании предлагают государственным и муниципальным учреждениям целый комплекс «энергосберегающего» сервиса, который позволит снизить затраты на энергию, сохранив эффективность ее использования, – проектный, технический, инженерный, управленческий и финансовый.
При разработке мероприятий для заказчика ЭСКО (ЦЭСУ) применяет правила установления требований энергетической эффективности[A25]  товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляют для государственных или муниципальных нужд, и определения импортерами класса энергетической эффективности [A26] товара и иной информации о его энергетической эффективности. Кроме  того, учитывает требования энергетической эффективности товаров[A27] , используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений.

Регулирование заключения энергосервисного контракта 

Для снижения расходов бюджетных средств органы власти различных уровней должны добиваться снижения издержек на производство и доставку энергетических услуг, которые сейчас составляют около 85% от всех платежей по обслуживаю зданий и производств. Налицо необходимость в ресурсосбережении и модернизации, но тут возникает иной вопрос – стоимость этих мероприятий очень высока, поэтому при оплате энергии бюджетные учреждения используют средства субсидий.
И энергосервисные контракты – хороший вариант для повышения энергоэффективности без привлечения собственных средств учреждения, когда оплата по контракту будет частью стоимости сэкономленных ресурсов.

Энергосервисный контракт 

В настоящее время самым актуальным инструментом реализации энергоэффективных мероприятий считают энергосервисные контракты (ЭСК). Основная их особенность – возврат средств ЭСКО и ЦЭСУ, затраченных ими на мероприятия за счет экономии потребляемых энергоресурсов, в частности:
– товаров (работ, услуг), входящих в сферу деятельности субъектов естественных монополий;
– услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключения (присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам);
– электрической энергии, мазута, угля;
– топлива, используемого в целях выработки энергии.
При этом государственный (муниципальный) заказчик не вкладывает свои средства в реализацию мероприятий по энергосбережению. В его обязательства входит перечисление на счет ЭСКО (ЦЭСУ) средств, сэкономленных после реализации энергоэффективных мероприятий, если оговоренная экономия будет достигнута. Такой порядок ценообразования предусмотрен как контрактной системой[A28] , так и бюджетным законодательством[A29] , в котором особо подчеркнуто, что заказчики вправе заключать государственные (муниципальные) ЭСК с ценой,  определенной как процент стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Расходы на оплату ЭСК планируют и осуществляют в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов  (услуг на их доставку) по подстатье  223 КОСГУ «Коммунальные услуги, оплата услуг отопления, горячего и холодного водоснабжения, предоставления газа и электроэнергии». Расходы на оплату энергосервисных договоров (контрактов) упомянуты в расшифровке к указанной подстатье. Как правило, энергосервисные договоры не предусматривают выплату аванса, так как плату начисляют только в случае достижения экономии ресурсов, то есть при выполнении определенных условий.
Однако хотя такой механизм регламентирован законодательством и даже очерчен подзаконными актами, на практике его применяют редко, так как учреждения  на сегодняшний день не имеют, в частности, понятных регламентов действий, форм договоров и разъяснений по учету.
Требования к условиям контракта на энергосервис, в том числе тех, которые могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа), а также особенности определения начальной цены контракта на энергосервис регламентированы подзаконными[A30]  и ведомственными [A31] актами. Однако юристы ЭСКО и ЦЭСУ нередко избегают формы ЭСК, хотя  и составляют контракты, позволяющие реализовать на объекте заказчика энергоэффективные мероприятия и привязать оплату к объему достигнутой экономии. При этом взаимоотношения «исполнитель – заказчик» нередко оставляют в рамках обремененных дополнительными условиями таких привычных контрактов, как аренда с правом выкупа и подряда с отсрочкой платежа.
Поэтому «чистый» ЭСК сегодня редкость, хотя возможность формирования его условий  вполне доступна.

Предмет ЭСК 

Предмет ЭСК – экономия энергетических ресурсов, достигнутая в результате выполненной в установленный срок подрядной работы (возмездного оказания услуг). Для полного соответствия законодательству[A32]  предмет контракта может быть сформулирован так: «осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком».
 При этом стороны договора могут выбрать в качестве предмета любые мероприятия по энергосбережению, например из включенных в утвержденный органом исполнительной власти субъекта РФ перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. В большинстве случаев перечень мероприятий, которые необходимо выполнить, определяют на основании энергопаспорта.

Ценовая характеристика 

Как мы уже сказали, государственное (муниципальное) учреждение не вкладывает свои средства в реализацию мероприятий по энергосбережению. В его обязательства входит перечисление на счет ЭСКО или ЦЭСУ средств, сэкономленных после реализации энергоэффективных мероприятий, если оговоренная экономия будет достигнута.
По общему правилу цену ЭСК определяют исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации мероприятий, в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов. В условиях ЭСК ценовую характеристику можно сформулировать по-разному, например:
–  «стоимость сэкономленных ресурсов»;
–  «величина (доля величины) плановой или фактической экономии в стоимостном выражении, рассчитанная на основе тарифов на коммунальный ресурс».
Причем в последнем случае дата определения величины тарифов тоже может быть  различной, например на дату подписания ЭСК или дату осуществления платежей.
Если срок исполнения энергосервисного контракта составляет один год и меньше, то начальную (максимальную) цену контракта определяют как произведение фактического объема потребления учреждением энергоресурса за прошлый год и стоимости единицы энергоресурса, актуальной на дату объявления о проведении конкурсного отбора. Если учреждение оплачивает энергоресурсы по нескольким различным ценам, то стоимость единицы энергоресурса определяют как средневзвешенную цену.
Если срок исполнения контракта превышает один год, то цену контракта определяют как произведение фактического объема потребления энергоресурса за прошлый год, стоимости единицы энергоресурса на дату объявления о проведении отбора и минимального целого количества лет, составляющих срок исполнения контракта.
Поскольку стороны свободны в установлении цены договора, то они могут выбрать любой вариант или разработать собственный. В любом случае платежи по ЭСК не могут превышать фактическую величину экономии коммунальных ресурсов в стоимостном выражении. Такое условие не обязательно, и в то же время оно представляет интерес для заказчика, так как позволяет не оплачивать единовременно расходы на энергосберегающие мероприятия, а сохранять прежний уровень суммарных платежей за энергоресурсы, рассчитываясь с исполнителем за счет полученной экономии.
Также цена договора может зависеть от установленных тарифов на коммунальные услуги. По этим же причинам расчеты по ЭСК рекомендуют осуществлять исключительно после фактически достигнутой и подтвержденной экономии коммунальных ресурсов в соответствующем периоде.
Стороны свободны в установлении обязанности заказчика вносить платежи сразу после достижения экономии в первом же месяце отчетного периода. При этом допустимо не ждать окончания такого периода в целом или итоговой оценки результативности мероприятий по энергосбережению.
Продолжение примера. После проведения энергосберегающих мероприятий Учреждение заключило энергосервисный контракт с ЭСКО. По окончании  отчетного периода ЭСКО составила акт снятия показаний прибора учета энергоресурса и установления фактической величины экономии. После подписания акта Учреждением-заказчиком ЭСКО выставила счет в размере достигнутой экономии.
Бухгалтер отразила в учете начисление оплаты по энергосервисному контракту.

п/п
Содержание операции Бухгалтерская запись Сумма, руб.
Дебет Кредит
1 Начислена оплата по энергосервисному контракту 0 401 20 225 0 302 25 000 52 860,00
2 Оплачены услуги по энергосервисному контракту 0 302 25 000 0 201 11 000 52 860,00
3 Одновременно   18 52 860,00
----конец примера-----

Другие условия  ЭСК

Регламентированы [A33] подзаконными нормативными актами и ведомственными приказами также и требования к другим условиям ЭСК, в том числе те, которые:
– могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа);
– устанавливают особенности определения начальной цены контракта на энергосервис.
При всем этом любой контракт выступает всего лишь одной из разновидностей гражданско-правовых отношений, поэтому к ЭСК вполне применимы положения о смешанном договоре[A34]  В таком договоре могут быть элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами. Особенно такая ситуация характерна, когда размещение заказов в рамках энергосервиса сведено к закупке товара по КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», например осветительных приборов. Предмет таких закупок звучит неоднозначно. Например, в аукционной документации может быть указано, что стоимость закупки сформирована с учетом расходов по следующим позициям:
 – доставка, погрузка, разгрузка, демонтаж, утилизация потолочных светильников, установленных в помещениях учреждения;
– вывоз образовавшегося мусора;
– монтаж, установка осветительных приборов;
– необходимые расходные материалы и инвентарь;
– страхование, уплата таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
При этом заказчик ссылается на то, что решение о закупке товара по КОСГУ 340 принято исходя из экономического содержания закупки, так как доминирующей составляющей НМЦК стала стоимость осветительных приборов.
В результате подрядчик-победитель нередко присылает протокол разногласий и предлагает изменить существенные условия контракта. Где, например, вместо поставки с демонтажем, утилизацией старых потолочных светильников, установленных в помещениях учреждения, вывозом образовавшегося мусора, монтажом, установкой осветительных приборов он предлагает осуществить только поставку светильников.
Контрольный орган в таких ситуациях, как правило, принимает сторону учреждения-заказчика. Его обоснования при этом основаны на применении статьи 340 КОСГУ, которое допускает, в частности, отсутствие сметного расчета. В случае замены светильников дополнительным аргументом будет и то, что они должны быть подключены по уже существующим точкам. Поскольку прокладка новых (дополнительных) точек подключения не предусмотрена, то и смета не нужна, так как исходя из количества закупаемых светильников очевиден объем работ по их замене.
Также контролирующий орган обычно напоминает, что формирование «смешанного» контракта невозможно, поскольку в соответствии с бюджетной классификацией это потребовало бы осуществления отдельной закупки по двум разным КОСГУ:
– 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в части закупки осветительных приборов;
– 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» в части проведения работ по монтажу закупленного товара, по которому учреждение может не иметь достаточных денежных средств.
Несмотря на решения в пользу учреждения, разбирательства не лучшим образом влияют на его текущую деятельность. Кроме того, подобные закупки «услуг энергосервиса» вносят путаницу, так как имеют весьма отдаленное отношение к ЭСК.
Рассмотренная ситуация довольно типична, поскольку, несмотря на то, что механизм ЭСК очерчен, его трудно применить на практике, так как учреждения не имеют ни инструкций по регламентации своих действий, ни типовых форм договоров, ни  методологических указаний по учету.
И юристы ЭСКО нередко предлагают, не используя формы ЭСК, заключить договоры аренды с правом выкупа или подряда с отсрочкой платежа, обремененные дополнительными условиями.
Подобных ситуаций лучше избегать и в случае, когда ЭСК предусматривает, например, установку различных счетчиков как одно из мероприятий, упомянутых в разделе «Предмет договора». Поскольку специалисты казначейства имеют различную квалификацию, то  не все из них могут понять, почему использовано несколько статей КОСГУ – 225 и 340 (а не только 225). По этой причине ссылку на выполнение работ своими силами и материалами ЭСКО и ЦЭСУ нередко указывают непосредственно в предмете договора.
Однако нельзя утверждать, что в этом случае предмет договора будет сформулирован идеально с точки зрения гражданско-правового законодательства. В частности, считают существенными те условия договора, которые признаны существенными по закону или необходимы для договора определенного вида (например, предмет и цена в договоре купли-продажи). То есть к существенным относят условия, без которых невозможно заключение договора и относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (например, условие о поставке товара в определенной таре или упаковке).
Договор считают заключенным, когда между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным его пунктам. При этом в нормах гражданско-правового законодательства нет обязанности указывать в предмете договора, что подрядчик выполняет работы своими силами и материалами. В предмете должны быть указаны виды и объем подлежащих выполнению работ (например, на основании сметного расчета).
 Чтобы не возникало подобных проблем на стадии заключения договорных отношений, бухгалтерам нужно тесно работать с юридическим отделом, разъясняя требования казначейства и финансовых органов. При таком подходе договоры будут изначально заключать в рамках одного КОСГУ, что облегчит прием заявок и проверку документов-оснований.

Энергосервис и проверки 

Так как для расчета экономии необходимы показания приборов учета, то  на первом этапе ЭСКО устанавливает счетчик, если до этого он не был установлен в учреждении. Сложности в учете счетчиков связаны с различиями во мнениях Федерального казначейства и Счетной палаты. Аудиторы палаты неизменно указывают, что счетчики нужно учитывать в составе основных средств (статья КОСГУ 310), а не списывать на подстатьи КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» или 226 «Прочие работы, услуги».
Пережить проверку с наименьшими потерями помогут рекомендации[A35] , согласно которым практика применения бюджетной классификации должна быть основана на пакете документов,  в который могут быть включены: 
– государственное задание;
– методические рекомендации учредителя по реализации государственной учетной политики;
– иные документы, на основании которых финансовые средства поступают к учреждению.
Проверяющим трудно будет квалифицировать как нецелевое использование бюджетных средств расходы, которые учтены в соответствии с пакетом документов. Спорные ситуации могут быть урегулированы учредителем за счет уточнения (дополнения)  его содержания по согласованию с соответствующим финансовым органом.
Однако далеко не все учредители имеют возможность подстраховать подведомственные учреждения методическими рекомендациями. В этом случае для минимизации разногласий с органами финансового контроля нужно сделать акцент на договорной работе и на составлении планов финансово-хозяйственной деятельности.
Базис стратегических решений – указания о порядке применения бюджетной классификации РФ (далее – Указания). Несмотря на то что новые Указания утверждают ежегодно, структура их  пока неизменна:
– коды применяемых статей (подстатей) КОСГУ предусмотрены приложением 4 к Указаниям;
– порядок отнесения различных видов расходов на конкретные статьи (подстатьи) определен разделом V Указаний (далее – Раздел V).
До сих пор расходы, связанные со счетчиками, не были напрямую поименованы в Указаниях. Вместе с тем раздел V определяет[A36]  КОСГУ как группировку операций, осуществляемых в секторе государственного управления в зависимости от их экономического содержания. Сопоставить КОСГУ и виды договоров (см. табл. 2) можно на основании следующих разделов (подразделов):
– 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
– 340.1 «Приобретение (изготовление) материальных запасов»;
– 310.2 «Реконструкция, модернизация, дооборудование»;
– 225.2 «Ремонт (текущий и капитальный) и реставрация нефинансовых активов»;
– 225.5 «Другие расходы по содержанию имущества»;
– 226.2 «Монтажные работы».
 
Таблица 2. Зависимость КОСГУ от предмета договора
Содержание предмета договора Прочие условия Статья (подстатья)
КОСГУ
 
Монтажные работы по установке (замене) счетчиков
Здание (сооружение) с энергосетью учтено на балансе учреждения 225
Здание (сооружение) с энергосетью не учтено на балансе учреждения.
Счетчики:
– как неотделимые улучшения;
– демонтируют без ущерба для энергосетей
 
 
 
226
310
 
Приобретение счетчиков с монтажом
Здание (сооружение) с энергосетью учтено на балансе ПБС 310
Здание (сооружение) с энергосетью учтено не на балансе учреждения. Счетчики:
– как неотделимые улучшения;
– демонтируют без ущерба для энергосетей
 
 
 
226
310
 
Монтаж энергосистем со встроенными счетчиками
Здание (сооружение) с энергосетью учтено на балансе учреждения 310
Здание (сооружение) с энергосетью учтено не на балансе учреждения 226
Приобретение счетчиков в рамках  строительной сметы  
 
340
 
Указания – не единственный документ, который отличен постоянством методологии. Это качество в неменьшей степени присуще и Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94[A37]  (далее – ОКОФ). Однако применять коды ОКОФ можно только в отношении тех нефинансовых активов, которые отнесены к основным средствам по правилам бухгалтерского учета. Так, приборы учета (средства измерения) как отдельные объекты отнесены к информационному оборудованию в составе подраздела «Машины и оборудование» ОКОФ, в частности:
– у счетчиков воды и газа код 143313120 «Приборы для измерения и регулирования расхода и количества жидкостей и газов»;
– у электросчетчиков код 143312480 «Счетчики электрические и электронные»;
– у измерительных трансформаторов код 143312470 «Преобразователи, усилители, стабилизаторы и трансформаторы электроизмерительные».
При этом если трансформатор тока и электросчетчики соединены между собой по определенной схеме, то учитывать их следует вместе как один объект, например «Средства учета электрической энергии».
В настоящее время приборы учета, как правило, встраивают в системы водо-, газо-, энергоснабжения при строительстве зданий и сооружений. Расходы на их приобретение учитывают в строительной смете. Эксплуатация счетчиков вне энергосистем в этом случае невозможна, следовательно, их стоимость увеличивает капитальные вложения в новое здание (сооружение). До установки счетчики можно учитывать в составе материальных запасов (статья 340 КОСГУ).
Замену приборов учета в здании (сооружении) нельзя рассматривать в качестве достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации. Дело в том, что в результате такой замены не улучшают (не повышают) первоначально принятые нормативные показатели функционирования объекта нефинансовых активов (здания). В этом случае стоимость новых счетчиков, учитываемых в составе материальных запасов, должна быть отнесена на фактические расходы бюджетного учреждения (подстатьи КОСГУ 225 или 226).
В случаях, которые органы финансового контроля считают спорными, применение подстатей КОСГУ 225 (226) можно защитить дополнительными аргументами. Так, аналитический учет основных средств ведут в инвентарных карточках[A38] . В разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» инвентарной карточки, как правило, перечисляют:
– основные конструктивные элементы здания;
– качественные и количественные показатели конструктивных элементов (на основании актов и прилагаемой технической документации).
И отражение в инвентарной карточке счетчиков в качестве конструктивных элементов здания служит документальным подтверждением их наличия в составе здания.

Совершенствование методологии 

По сравнению с 2014 г. текущий 2015 г. стал не лучшим временем для развития энергосервиса в связи с падением цен на нефть и неблагоприятной внешнеполитической конъюнктурой.
Из-за необходимости оптимизации бюджетных расходов в настоящее время было фактически приостановлено софинансирование за счет средств федерального бюджета региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Соответственно снизилась активность субъектов Федерации в их реализации, что вызвало снижение объемов средств региональных и местных бюджетов, направляемых на соответствующие мероприятия. Особенно ухудшены показатели проектов, реализация которых была основана на использовании импортного оборудования.
Тем не менее сложившаяся ситуация не означает, что учреждения смогут добиться запланированных показателей энергосбережения без помощи ЭСКО и ЦЭСУ. К тому же ключевые инициативы 2013–2014 гг. в области развития энергосервиса в настоящее время дают свои результаты,  так как  существуют уже сформированные методология и нормативная правовая база.
Отправной точкой решения указанных проблем послужил документ, который многие называют планом Дворковича[A39]  (далее – План). Документ содержит несколько разделов по методической поддержке и развитию технического регулирования, а также меры, направленные на развитие рынка энергосервисных услуг, которые включают в себя экономическое стимулирование и информационную поддержку. При этом в разделах определены сектора, в которых информация разделена для государственных и для муниципальных учреждений.
План предполагает рассмотрение ряда важных вопросов, которые возникают у потенциальных заказчиков на стадии заключения ЭСК. Таких, как передача оборудования бюджетному заказчику и расширение кредитных возможностей. Большое внимание уделено вопросам дополнительной экономии либо, наоборот, недостижения минимального контрактного уровня.
К июлю–августу 2015 г. уже должны быть разработаны:
– пакет типовых документов, закрывающий все этапы энергосервисного проекта;
– разъяснения, как планировать бюджетные ассигнования и определять нормативные затраты на оплату ЭСК.
До июня 2016 г. должны быть решены такие вопросы, как:
– передача установленного по договору оборудования на баланс заказчику (этот момент требует увязки с законодательством о закупках);
 – определение достигнутой экономии, в том числе при привлечении кредитного финансирования;
– уступка прав требований оплаты;
– фиксация части оплаты в случае, если исполнитель показал себя добросовестным и на протяжении определенного времени выполнял взятые обязательства;
–  внедрение механизма, позволяющего в случае возникновения дополнительной экономии (например, снижения расходов не только на энергоресурсы, но и на эксплуатацию оборудования) направлять ее также для оплаты ЭСК;
– переход в результате энергосберегающих мероприятий на иной вид топлива.
Будут изучены возможности расширения правового поля энергосервиса за счет использования других видов договоров, оплата по которым увязана с достижением экономии и функционированием ЭСКО как управляющей компании, когда экономию достигают именно при эксплуатации инженерных систем. Кроме того, должен быть разработан механизм стимулирования бюджетных учреждений к заключению ЭСК, предполагающий оставлять дополнительно сэкономленные средства в распоряжении учреждений.
 

[1] См. статью «Погода в офисе: Учет системы вентиляции и кондиционирования помещений» в БиНО: БУ № 6/2015.

 [A1]СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» ( [A1]далее – СНиП)
 [A2]п. 11.4 СНиП
 [A3]п. 7.1 СНиП
 
 [A4]ст. 48 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ)
 [A5]п. 6 ст. 11 Закона № 261-ФЗ
 [A6] п. 15 Постановления Правительства РФ от 25 января 2011 г. № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»
 [A7]п. 5 ст. 24 Закона № 261-ФЗ
 [A8]п. 2 ст. 24 Закона № 261-ФЗ
 [A9]утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 № 321
 [A10]Указ Президента РФ от 13 мая 2010 г. № 579
 [A11]приказ Минэкономразвития России от 17 февраля 2010 г. № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»
 [A12] [A12]п. 3 ст. 14 Закона № 261-ФЗ
 [A13]пп. 7 п. 4 ст. 14 Закона № 261-ФЗ
 [A14]п. 2 ст. 11 Закона № 261-ФЗ
 [A15]пп. 2 п. 1 ст. 16 Закона № 261-ФЗ
 [A16]п. 2 ст. 16 Закона № 261-ФЗ
 [A17]указания, утв. приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н
 [A18]п. 4 ст. 15 Закона № 261-ФЗ
 [A19]пп. 4 п. 2 ст. 15 Закона № 261-ФЗ
 [A20]п. 3 ст. 15 Закона № 261-ФЗ
 [A21]п. 11.2 СНиП
 [A22]п. 12.5 СНиП
 [A23]п. 9 ст. 15 Закона № 261-ФЗ
 [A24]п. 1 ст. 20 Закона № 261-ФЗ
 [A25]утв. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1221
 [A26]утв. приказом Минпромторга России от 29 апреля 2010 г. № 357
 [A27]утв. приказом Минэкономразвития России от 4 июня 2010 г. № 229
 [A28]ч. 2 ст. 108  Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ
 [A29]ч. 5 п. 3 ст. 72 БК РФ
 [A30]Постановление Правительства РФ от 18 августа 2010 г. № 636 «О требованиях к условиям энергосервисного контракта и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота)» (далее – Требования № 636)
 [A31]приказ Минэкономразвития России от 11 мая 2010 г. № 174 «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора (контракта), которые могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа)» (далее – Приказ № 174)
 [A32]п. 8 ст. 2 и п. 1 ст. 19 Закона № 261-ФЗ
 [A33] Требования № 636; Приказ № 174
 [A34]п. 3 ст. 421 ГК РФ
 [A35]письмо Минфина России от 18 декабря 2009 г. № 02-07-10/5856
 [A36]письмо Минфина России от 5 февраля 2010 г. № 02-05-10/383
 [A37]утв. постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359 «О принятии Общероссийского классификатора основных фондов»
 [A38]п. 27 инструкции, утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н
 [A39]план мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области оказания энергосервисных услуг, утв. зам. председателя Правительства  РФ А. Дворковичем от 20 ноября 2014 г. № 7803п-П9