click fraud detection


Архив
статей

Электронные
журналы

Подписаться

О журналах
На главную >
Земельный налог по Налоговому кодексу

(из архива статей БиНО за январь 2008 года)

М.И. Гоголева,
 советник государственной
гражданской службы РФ II класса

 
Земельный налог – единственный местный налог, предусмотренный для организаций Налоговым кодексом РФ. Он взимается по правилам, установленным в главе 31 НК РФ.
На той или иной территории земельный налог вводится и отменяется соответствующим местным нормативным актом (статья 387 НК РФ). В муниципальном образовании это нормативный акт представительного органа муниципального образования, в Москве и Санкт-Петербурге – законы этих городов.
Земельным налогом облагаются как свободные участки, не занятые какой-либо недвижимостью, так и земля под зданиями (сооружениями). Организации уплачивают этот налог, если владеют землей на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Именно в этом случае, согласно статье 388 НК РФ, их можно отнести к плательщикам земельного налога. Среди обладателей таких прав на землю много и бюджетных организаций.
На основании каких документов организации признаются налогоплательщиками в соответствии с главой 31 НК РФ? Какие льготы по земельному налогу они могут получить? По каким ставкам его надо рассчитывать? На этих и других моментах, связанных с введением земельного налога, мы и остановимся в данной статье.

Какие документы подтверждают права на землю
 
Обладание земельным участком на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования – необходимое условие обложения его земельным налогом. Наличие у организации любого из этих прав должно подтверждаться соответствующими документами. Лишь это дает возможность применить к земельному участку нормы главы 31 НК РФ.
С 31 января 1998 г. права бюджетных организаций на землю (право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования) должны быть зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ). С этого дня данный закон вступил в силу. В 1998 г. организациям начали выдаваться свидетельства о государственной регистрации прав согласно этому закону.
Те права на землю, которые возникли до 31 января 1998 г., признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации по Закону № 122-ФЗ. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их правообладателей (пункт 1 статьи 6 Закона № 122-ФЗ).
До 31 января 1998 г. уполномоченные государственные органы (организации) субъектов РФ (муниципальных образований) также регистрировали права на землю. Права, зарегистрированные в тот период, удостоверялись государственными актами, свидетельствами и другими документами, которые выдавали соответствующие органы (организации). Сегодня государственная регистрация данных прав, которая проводилась до вступления в силу Закона № 122-ФЗ, тоже считается действительной.
Кроме того, до 31 января 1998 г. органы государственной власти и органы местного самоуправления издавали акты о предоставлении земли в собственность или постоянное (бессрочное) пользование. Эти акты также рассматриваются в качестве правоудостоверяющих документов организации, владеющей участком.
Таким образом, сейчас документами, подтверждающими права организации на землю, являются:
– свидетельство о государственной регистрации права по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219;
– свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767;
– государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493;
– свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г. № 177;
– акты о предоставлении земельных участков в собственность или постоянное (бессрочное) пользование, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Если у организации есть один из этих документов, она считается плательщиком земельного налога. Даже если нормативный акт, которым утверждена форма документа, уже не действует.
Так, в настоящее время утратили силу упомянутые выше Указ № 1767 и постановления № 493 и 177. Однако утвержденные ими формы государственного акта и свидетельств о праве собственности признаются действительными. Это следует из статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Федеральные налоговые льготы
 
Некоторые земли, которыми владеют организации, глава 31 НК РФ не разрешает облагать земельным налогом. Это означает, что по таким земельным участкам организации полностью освобождены от уплаты налога на федеральном уровне.
Кроме льготы в виде налогового освобождения на федеральном уровне установлена и льгота в виде не облагаемой налогом суммы в 10 000 руб., уменьшающей налоговую базу. Но она распространяется только на налогоплательщиков – физических лиц (пункт 5 статьи 391 НК РФ).
Органы власти муниципального образования (Москвы и Санкт-Петербурга) не могут своими нормативными актами отменить льготы по земельному налогу, прямо предусмотренные Налоговым кодексом РФ. Одновременно в муниципальных нормативных актах (законах Москвы и Санкт-Петербурга), касающихся земельного налога, должны закрепляться все федеральные льготы по нему.
Так, право не рассчитывать земельный налог на основании НК РФ есть у арендаторов и организаций, получивших землю бесплатно на определенный срок, – они не признаются налогоплательщиками по участкам, которыми владеют по договору аренды или безвозмездного срочного пользования (пункт 2 статьи 388 НК РФ).
Также не уплачивается налог с земельных участков, указанных в подпунктах 1–5 пункта 2 статьи 389 НК РФ. Согласно данной статье они не являются объектом налогообложения.
Прежде всего это земли, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ. Перечень таких земель установлен статьей 27 Земельного кодекса РФ. К ним относятся участки, на которых расположены находящиеся в федеральной собственности:
– государственные природные заповедники и национальные парки. В отдельных случаях на их территории могут быть земельные участки, которые не находятся в постоянном (бессрочном) пользовании государственных заповедников и национальных парков (в отличие от всей остальной площади заповедника (парка)). Такие земли не признаются изъятыми из оборота;
– здания, строения и сооружения, в которых на постоянной основе размещены органы Вооруженных Сил РФ, другие войска, воинские формирования и органы, а также военные суды;
– объекты организаций ФСБ России и ФСО России;
– объекты учреждений и органов ФСИН России;
– объекты использования атомной энергии, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
– объекты, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
– воинские и гражданские захоронения;
– инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны государственной границы РФ.
Помимо них земельным налогом не облагаются земли, которые по российскому законодательству ограничены в обороте. В их числе статья 389 НК РФ называет участки:
– занятые под особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
– занятые водными объектами, находящимися в государственной собственности;
– предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Налоговый кодекс РФ делает исключение и для учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России. Они освобождены от уплаты земельного налога по участкам, которые предоставлены им для выполнения возложенных на них функций (пункт 1 статьи 395 НК РФ).
Если земельный участок организации занят государственной автодорогой общего пользования, земельный налог по нему также не исчисляется. Об этом говорит пункт 2 статьи 395 НК РФ.
По земельному участку, отнесенному к определенной категории земель, может предоставляться несколько льгот. Конечно, речь идет только о местных льготах, поскольку применение такой федеральной льготы, как полное налоговое освобождение организации по одному или нескольким участкам, делает ненужным применение каких-то местных льгот. Ведь налог по этим землям и так не платится.

Местные налоговые льготы
 
Довольно большое число льгот по земельному налогу может предоставляться и на местном уровне. Такую возможность предусматривает пункт 2 статьи 387 НК РФ. Местные льготы устанавливаются в нормативных актах представительных органов муниципальных образований (законах Москвы и Санкт-Петербурга) и могут быть различными:
– в виде не облагаемой налогом суммы;
– в виде уменьшения исчисленной суммы налога;
– в виде снижения налоговой ставки. В этом случае льготой считается снижение ставки по сравнению с максимальной ставкой по какому-либо виду участков, которая установлена в муниципальном образовании (Москве и Санкт-Петербурге). Если введенная там максимальная ставка меньше максимальной ставки, предусмотренной Налоговым кодексом РФ, это не является льготой в виде снижения ставки;
– в виде необлагаемой площади земельного участка;
– в виде освобождения от налогообложения.
Например, в Москве от уплаты земельного налога освобождены образовательные, медицинские учреждения, учреждения культуры, соцобеспечения, физкультуры и спорта, которые финансируются из федерального и московского бюджета, а также за счет средств профсоюзов (Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. № 74 «О земельном налоге»). Они не платят налог за земли, предоставленные для оказания их профильных услуг, то есть в области образования, здравоохранения, культуры, соцобеспечения, физкультуры и спорта. Кроме того, в столице льготы по земельному налогу имеют госучреждения, созданные по решениям московского правительства, государственные научные центры, научные организации, судебные органы и ряд других структур.
По Закону г. Санкт-Петербурга от 28 ноября 2005 г. № 611-86 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга “О налоговых льготах”» земельный налог не платят органы государственной власти Санкт-Петербурга и госучреждения, которые ими созданы и финансируются из бюджета города.

Налоговая база
 
Размер налоговой базы по земельному налогу, согласно статье 390 НК РФ, равен кадастровой стоимости земельного участка, признанного объектом налогообложения.
Кадастровая стоимость земли определяется на 1 января календарного года (пункт 14 статьи 396 НК РФ).
Установить кадастровую стоимость позволяет государственная кадастровая оценка земель, которую проводит Роснедвижимость. Особенности проведения кадастровой оценки регламентируют Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316. Кадастровая оценка основывается на классификации земель по целевому назначению и виду их функционального использования.
Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают результаты кадастровой оценки, полученные от территориальных органов Роснедвижимости. На их основе органы исполнительной власти субъектов определяют на конкретный год кадастровую стоимость участков различного целевого назначения.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков отражаются в государственном земельном кадастре – его ведет Роснедвижимость. Он открыт для внешних пользователей, и налогоплательщики могут обращаться в территориальные органы Роснедвижимости за такими данными. Но, несмотря на это, Налоговый кодекс РФ требует, чтобы не позже 1 марта налогоплательщиков информировали о кадастровой стоимости их участков в текущем году (пункт 14 статьи 396 НК РФ). Как доводить такую информацию, раньше решали органы местного самоуправления (органы исполнительной власти Москвы и Санкт-Петербурга). Согласно изменению в пункт 14 статьи 396 НК РФ с 1 января 2008 г. порядок ее доведения устанавливает Правительство РФ.
В течение года кадастровая стоимость, а следовательно, и налоговая база не может изменяться (в том числе при переводе земель из одной категории в другую, изменении вида разрешенного использования земельного участка). Исключением являются случаи пересмотра результатов кадастровой оценки земли. Например, когда в них замечена техническая ошибка, когда вынесено судебное решение, влияющее на кадастровую оценку. Результаты кадастровой оценки исправляются обратным числом на дату обнаружения ошибки (вступления судебного решения в законную силу). Также обратным числом в этом случае меняется и кадастровая стоимость.
Если в текущем году произошли такие изменения, как перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка, они учитываются при определении налоговой базы только в следующем году.

Налоговые ставки
 
Ставки земельного налога устанавливают местные власти (в муниципальных образованиях – нормативными актами представительных органов муниципальных образований, а в Москве и Санкт-Петербурге – законами этих городов). При этом они не должны быть выше максимальных ставок, предусмотренных статьей 394 НК РФ.
Самая высокая ставка – 1,5% – может вводиться для всех видов земельных участков, кроме перечисленных в подпункте 1 статьи 394 Кодекса. По видам участков, которые названы в этом подпункте, предельная ставка должна быть намного ниже – 0,3%.
Так, согласно новой редакции подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, которая действует с 1 января этого года, местные органы власти вправе ввести ставку максимум 0,3% по тем участкам, которые:
 – отнесены к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используются для сельскохозяйственного производства;
 – заняты жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры ЖКК);
– приобретены (предоставлены) для жилищного строительства;
– приобретены (предоставлены) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
 По остальным видам земельных участков, согласно Налоговому кодексу РФ (подпункт 2 пункта 1 статьи 394), применяется ставка не более 1,5%.
Таким образом, вид участка, или, иначе, категория земли, определяет, по какой ставке надо исчислять с него земельный налог. В какую земельную категорию включен участок организации, указывается в различных документах, подтверждающих ее права на эту землю:
– актах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
– договорах, предметом которых являются земельные участки;
– документах государственного земельного кадастра;
– документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Пункт 2 статьи 394 НК РФ позволяет местным органам власти дифференцировать налоговые ставки: они могут отличаться в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования участка. Например, участок, на котором находится банк, может соседствовать с участком, предоставленным образовательному центру. Учитывая характер деятельности этих организаций, цели использования таких участков заведомо отличаются. Соответственно, могут отличаться и ставки земельного налога по ним.

За какой период рассчитывать налог. Налоговая отчетность
 
Налоговым периодом по земельному налогу, согласно статье 393 НК РФ, считается календарный год, а отчетными периодами (с 2008 г.) – I, II и III кварталы. Годовая сумма налога исчисляется по окончании года. До этого на протяжении налогового периода вносятся авансовые платежи. Сумму налога и авансов налогоплательщик перечисляют в бюджет по месту нахождения земельных участков.
При введении земельного налога на какой-либо территории отчетные периоды по нему могут вообще не устанавливаться (пункт 3 статьи 397 НК РФ). Следовательно, налогоплательщики, владеющие участками на этой территории, не рассчитывают авансовые платежи. Они должны будут уплатить лишь сумму налога, рассчитанную по итогам года.
Если отчетные периоды все-таки определены (в соответствии со статьей 393 НК РФ), то и здесь некоторые налогоплательщики могут освобождаться от авансовых платежей (пункт 9 статьи 396 НК РФ). Какие категории налогоплательщиков получают такое освобождение, должен установить представительный орган власти муниципального образования (законодательный (представительный) орган власти Москвы и Санкт-Петербурга), когда вводит на своей территории земельный налог.
Поскольку земельный налог относится к местным налогам, сроки налоговых платежей в данном случае определяют нормативные акты представительных органов власти муниципальных образований (законы Москвы и Санкт-Петербурга). Такое правило введено пунктом 1 статьи 397 НК РФ. В то же время этот пункт содержит общее для всех местных властей требование: сроки уплаты земельного налога и авансов по нему нельзя устанавливать раньше последнего дня представления налоговой отчетности, который оговорен в статье 398 НК РФ.
В течение года все бюджетные организации, которые признаются плательщиками земельного налога, должны представлять расчеты авансовых платежей по нему (если, конечно, на соответствующей территории установлены отчетные периоды и налогоплательщик не освобожден от уплаты авансов). По итогам года налогоплательщик должен подготовить налоговую декларацию. Все формы отчетности по земельному налогу, которые обязаны использовать организации, может утверждать только Минфин России (статья 398 НК РФ).
Согласно статье 398 НК РФ и расчеты по авансовым платежам, и декларацию надо подавать в налоговый орган, обслуживающий территорию, где расположен земельный участок налогоплательщика. Сроки их представления четко ограничены в этой же статье: сдать авансовый расчет за отчетный период необходимо до 30 апреля, 31 июля и 31 октября, декларацию за год – до 1 февраля.
 
 

Программы

Галерея

Размышления
у картины
Поделиться: