click fraud detection

Посмотреть журналы
Заполнение бюджетными учреждениями
платежных поручений на перечисление средств в бюджет

(из архива статей БиНО за сентябрь 2008 года)
 
Е.А. Король,
советник государственной
гражданской службы РФ III класса
Управления Федерального казначейства
по Хабаровскому краю, к.э.н.

 
Все бюджетные учреждения сталкиваются с необходимостью перечисления средств в бюджет того или иного уровня. Это могут быть налоги, государственные пошлины, ссуды, дебиторская задолженность прошлых лет и прочее. Казалось бы, все просто – оформи платежное поручение, и дело сделано. Но на практике при оформлении платежных поручений допускается очень много ошибок.
Как известно, в 2004 г. была проведена административная реформа, затронувшая все уровни государственной и муниципальной власти. При этом контроль за поступлением доходов в бюджеты разных уровней кроме налоговых органов стали осуществлять и иные органы государственной власти.
В 2005 г. доходы бюджетов Российской Федерации закрепили за определенными администраторами поступлений в бюджет. Это означает, что доходы бюджета стали перечисляться не только налоговым органам, но и другим ведомствам (например, Федеральной регистрационной службе, МВД, МЧС и др.). И вновь образованные администраторы ведут учет поступлений, принимают решения о возврате платежей и т.п. Это нашло отражение и в новой бюджетной классификации: первые три знака 20-значного кода бюджетной классификации доходов соответствуют коду администратора поступлений.
Появление администраторов поступлений в бюджет имело целью усилить контроль за поступлениями неналоговых доходов в бюджет. Однако это увеличило число ошибок, допускаемых плательщиками при заполнении платежных документов. До сих пор некоторые налогоплательщики не понимают, что в полях, относящихся к получателю расчетных документов («ИНН», «КПП» и «Наименование получателя») не всегда нужно указывать реквизиты налоговых органов.
Распространенными ошибками являются также отсутствие кода администратора платежей, незаполненные поля расчетного документа, неверный код ОКАТО, неверный код доходов и т.д.
О том, как правильно оформить платежное поручение на перечисление средств в бюджет, мы расскажем в данной статье.

Кто может быть администратором
поступлений в бюджет

Кроме налоговых органов ими могут быть иные органы исполнительной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, а также уполномоченные этими органами юридические лица, государственные (муниципальные) учреждения. Эти органы и учреждения осуществляют в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления налогов, полнотой и своевременностью их уплаты, а также начисляют и взыскивают пени и штрафы по налогам.

Какие нормативные документы нужно знать
для правильного заполнения платежных поручений

Бюджетные учреждения при заполнении платежных поручений должны учитывать положения нормативных актов как Банка России, так и Минфина России, а именно:
– Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. № 74н;
– Правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 24 ноября 2004 г. № 106н. Этот приказ согласован с ФНС России, ФТС России и Банком России;
– Положение об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства, утвержденное Банком России и Минфином России 13 декабря 2006 г. № 298-П/173н;
– Инструкция о порядке открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденная приказом Минфина России от 30 декабря 2002 г. № 142н (далее – Инструкция № 142н);
– Положение Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 3 октября 2002 г. № 2-П (в редакции Указаний Банка России от 3 марта 2003 г. № 1256-У, от 2 мая 2007 г. № 1823-У, от 22 января 2008 г. № 1964-У), в том числе: приложение 1 к нему (форма платежного поручения), приложение 3 (номера полей для реквизитов в расчетных документах) и приложение 4 (описание полей платежного поручения);
– Положение о порядке осуществления операций за счет средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, имеющим право на дополнительное бюджетное финансирование, утвержденное приказом Минфина России от 30 июня 2004 г. № 57н (далее – Приказ № 57н). Это положение касается платежных поручений на перечисление арендной платы;
– Порядок открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности, утвержденный приказом Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н (далее – Приказ № 46н).

Заполнение платежного поручения
 
Образец заполнения платежного поручения бюджетной организации представлен на с. 83.
Рассмотрим те поля, при заполнении которых возникает больше всего ошибок.

Поле 3 «Номер платежного поручения»

Здесь указывается номер платежного поручения цифрами. Если номер состоит более чем из трех цифр, платежные поручения идентифицируются по трем последним цифрам, которые должны быть отличны от нулей. Таким образом, платежные поручения с номерами 1 000, 2 000 и так далее банк не сможет обработать, и они будут возвращены плательщику. Чтобы избежать этой ситуации, нужно пропускать указанные номера при присвоении номеров платежным поручениям. Если номера платежным поручениям присваиваются автоматически (программой), то надо обратиться к разработчику программы с просьбой установить пропуск таких номеров.

Поле 8 «Плательщик»

В этом поле указывается полное или сокращенное наименование органа Федерального казначейства, в котором бюджетному учреждению открыт лицевой казначейский счет, а в скобках добавляется:
– полное или сокращенное наименование бюджетополучателя (если лицевой счет в органе Федерального казначейства открыт бюджетополучателю);
– полные или сокращенные наименования финансового органа и бюджетополучателя (если лицевой счет в органе Федерального казначейства открыт финансовому органу, а бюджетополучатель, в свою очередь, имеет счет в этом финансовом органе).
Обратите внимание, что информация в поле «Плательщик» не может превышать 160 знаков. Так установлено Банком России.
При заполнении карточек образцов подписей бюджетным учреждениям разрешено в поле «Наименование клиента» наряду с полным и кратким наименованием в соответствии с учредительными документами дополнительно указывать не предусмотренное в учредительных документах сокращенное наименование (совместное письмо Минфина России и Федерального казначейства от 21 января 2008 г. № 02-АЛ/124, 42-7.1-15/5.1-11).

Поле 16 «Получатель»

Если бюджетное учреждение перечисляет средства в бюджет (налоги, пошлины и др.), оно указывает здесь сокращенное наименование того органа Федерального казначейства, в который перечисляются деньги (где находится получатель этих средств), органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта РФ или муниципального образования, а в скобках – сокращенное наименование налогового, таможенного или иного органа государственной власти, органа местного самоуправления, а также находящегося в его ведении государственного (муниципального) учреждения, осуществляющего администрирование платежа.
Если арендатор – бюджетное учреждение перечисляет арендную плату (арендодатель также бюджетное учреждение), то в поле «Получатель» оно указывает полное или сокращенное наименование Управления Федерального казначейства по субъекту РФ, которому открыт счет на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы РФ», а в скобках – полное или сокращенное наименование арендодателя и номер его лицевого счета по коду 11. Так сказано в Приказе № 57н.

Поле 24 «Назначение платежа»

Здесь кроме собственно назначения платежа указывается также наименование товаров, выполненных работ, оказанных услуг, номера и даты товарных документов, договоров, а также другая необходимая информация, в том числе срок уплаты налога или сбора, срок оплаты по договору. Обратите внимание, что НДС выделяется отдельной строкой (например, НДС 18% 230 руб.), если же он не взимается, то пишется «без НДС».
Для этого поля Банк России также установил максимальное количество знаков – 210.
В пункте 52 Инструкции № 142н установлено, что в поле «Назначение платежа» перед текстом в скобках проставляется код бюджетной классификации РФ, соответствующий проводимым кассовым расходам федерального бюджета, и номер лицевого счета получателя средств, открытый ему в органе Федерального казначейства. Если указанная информация приводит к раскрытию сведений, составляющих государственную тайну, получатель средств заполняет данное поле только в экземплярах платежного поручения, не предназначенных для передачи в банк.
При перечислении арендной платы в поле «Назначение платежа» арендатор указывает номер и дату договора на передачу в аренду федерального имущества (Приказ № 57н).
При возврате дебиторской задолженности в поле «Назначение платежа» должна содержаться ссылка на номер и дату платежного поручения учреждения, на основании которого орган Федерального казначейства ранее осуществил данный платеж, либо указаны иные причины возврата средств. Здесь также могут быть указаны коды бюджетной классификации РФ, по которым ранее был произведен кассовый расход (пункт 48 Инструкции № 142н).
Некоторые бюджетные учреждения имеют право вести деятельность, приносящую доход. Например, вузы получают средства за обучение, подразделения вневедомственной охраны – за охрану имущества и т.д. Если бюджетное учреждение перечисляет средства бюджетным учреждениям за такого рода услуги на их счета по деятельности, приносящей доход, в данном поле плательщик должен дополнительно указать наименование источника образования дохода или пункт разрешения, выданного бюджетному учреждению. Бюджетное учреждение – получатель должно проинформировать плательщика о порядке заполнения такого платежного поручения. Это установлено пунктом 13 Приказа № 46н.

Поле 101 «Статус плательщика»

В этом поле бюджетное учреждение должно указать одно из следующих значений:
– 01 – налогоплательщик (плательщик сборов) – юридическое лицо;
– 02 – налоговый агент;
– 08 – плательщик иных платежей в бюджетную систему РФ (кроме платежей, администрируемых налоговыми органами).

Поле 104 «Код бюджетной классификации»

Указывается код бюджетной классификации (КБК) дохода в соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ.

Поле 105 «Код ОКАТО»

Бюджетное учреждение – плательщик указывает в этом поле код ОКАТО того муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога (сбора) в бюджетную систему РФ. Этот код берется из Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления.
Платежи с ошибочно указанным ОКАТО в некоторых случаях можно уточнить. Такая ошибка не приведет к бюджетной потере, если налогоплательщик (в том числе бюджетное учреждение) перечислял, например, федеральный налог. Согласно письму Минфина России от 14 августа 2007 г. № 03-02-07/1-371 излишне уплаченный налог можно зачесть в счет предстоящих платежей по тому бюджету, в который зачислена данная сумма. Таким образом, если налог был зачислен в надлежащий бюджет при отсутствии потерь государственной казны, его можно учесть без начисления пени. Если же в результате подобной ошибки бюджет недополучил часть средств, то налог следует уплатить повторно.
Если налогоплательщик, перечисляя региональный платеж, вместо своего кода ОКАТО укажет код другого муниципалитета, но в пределах своего региона, то в этой ситуации региональный бюджет также не понесет никаких потерь (если, конечно, все остальные реквизиты были указаны правильно).

Поле 106 «Основание платежа»

В этом поле может быть указано следующее:
– «ТП» – платежи текущего года;
– «ЗД» – добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требования об уплате налогов (сборов) от налогового органа;
– «ТР» – погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов);
– «РС» – погашение рассроченной задолженности;
– «ОТ» – погашение отсроченной задолженности;
– «РТ» – погашение реструктурируемой задолженности;
– «ВУ» – погашение отсроченной задолженности в связи с введением внешнего управления;
– «ПР» – погашение задолженности, приостановленной к взысканию;
– «АП» – погашение задолженности по акту проверки;
– «АР» – погашение задолженности по исполнительному документу.
Если в поле 106 будет проставлен «0», налоговые органы самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
 
Исправление ошибок

Ошибки в полях 101, 104, 106, 107, 110

Допустив ошибку, которая не привела к бюджетным потерям, налогоплательщик должен уточнить платеж. Это можно сделать, если ошибка была допущена в следующих полях платежного поручения (пункт 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ):
– поле 101 «Статус налогоплательщика»;
– поле 104 «Принадлежность платежа» (КБК);
– поле 106 «Основание платежа»;
– поле 107 «Налоговый период»;
– поле 110 «Тип платежа».
В этом случае бюджетное учреждение должно подать в налоговую инспекцию заявление об уточнении платежа в произвольной форме, приложив к нему копии платежных документов. При необходимости нужно провести сверку платежей.
На основании названных документов налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему РФ. При этом налоговый орган пересчитывает пени, начисленные на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты до дня принятия данного решения (письмо Минфина России от 14 августа 2007 г. № 03-02-07/1-377).
В какой срок налоговый орган должен вынести решение об уточнении платежа? Ответ на этот вопрос дан в письме Минфина России от 31 июля 2008 г. № 03-02-07/1-324. Поскольку Налоговым кодексом РФ не установлен для этого специальный срок, применяется срок для рассмотрения заявлений налогоплательщиков о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы налога. Он указан в пункте 4 статьи 78 НК РФ и составляет пять дней с момента получения заявления.

Указание неправильного ИНН налогового органа (поле 61)

В пункте 7 статьи 45 НК РФ в перечне ошибок, допускаемых при заполнении платежных поручений, ошибочный ИНН налогового органа не назван. Правомерно ли начисление пеней в данной ситуации?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к приказу ФНС России от 16 марта 2007 г. № ММ-3-10/138, которым утверждены Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом».
Согласно данным Рекомендациям при получении информации в электронном виде из УФК по субъекту РФ сотрудники отдела ввода и обработки данных УФНС направляют платежи в соответствующие налоговые инспекции на основании сведений, отраженных в полях 61 «ИНН получателя», 103 «КПП получателя», 16 «Получатель». Таким образом, платеж по налогу будет направлен в ту налоговую инспекцию, ИНН которой указан в поле 61. В карточке расчетов с бюджетом по налогу возникнет недоимка, на которую будет начислена пеня, хотя платеж был перечислен.
Тем не менее согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с того момента, когда налогоплательщик предъявляет в банк поручение на перечисление денежных средств на соответствующий счет Федерального казначейства. Кроме того, следует обратить внимание на определение Конституционного суда РФ от 4 июля 2002 г. № 202-О, в котором сказано, что пеня является дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм.
Сложившаяся арбитражная практика также свидетельствует о том, что неправильно указанные ИНН и КПП налогового органа в платежных поручениях на перечисление налогов не должны быть поводом для начисления пеней, так как денежные средства поступили в бюджет в полном объеме (постановления ФАС Северо-Западного округа от 6 марта 2006 г. № А56-23188/2005, ФАС Московского округа от 21 июня 2006 г. № КА-А40/5240-06, Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 января 2007 г., от 19 января 2007 г. № 09АП-18106/2006-АК).
Чтобы исправить ошибку, налогоплательщик должен направить письмо в ту инспекцию, в которой он состоит на учете, с просьбой зачислить платеж. К письму нужно приложить копию платежки. В этом случае данная инспекция сделает запрос в инспекцию, получившую неверный платеж, о зачислении денег по назначению.
Однако налогоплательщик и сам может направить такое письмо в ту налоговую инспекцию, в которую он ошибочно перечислил налог.

Неверный счет органа Федерального казначейства

Данную ошибку исправить нельзя.
Ведь если налогоплательщик в поручении на перечисление налога укажет неправильный номер счета Федерального казначейства (или неправильное наименование банка получателя), эта сумма не будет перечислена в бюджетную систему РФ.
В этом случае обязанность налогоплательщика по уплате налога не признается исполненной. А ее неисполнение, в том числе по причине ошибочного перечисления денежных средств на другой счет Федерального казначейства, влечет начисление пеней в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Налоговый орган направит налогоплательщику требование об уплате налога и применит к нему меры принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.
 
Образец заполнения платежного поручения
бюджетной организацией
 
 
   
  0401060
Поступ. в банк плат.   Списано со сч. плат.    
 
ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ №       10
08.01.2008

 
электронно

  01
  Дата   Вид платежа    
Сумма
прописью
Две тысячи рублей 00 копеек  
ИНН 2705111516 КПП 277650001 Сумма 2000=  
ОФК по Хабаровскому району (УВД Энского района)  
Сч. № 40105000000000000000  
Плательщик  
ГРКЦ ГУ Банка России по Энскому краю г. Энск БИК 044525225  
Сч. № 30101810900000000225  
Банк плательщика  
ГРКЦ ГУ Банка России по Энскому краю г. Энск БИК 049401001  
Сч. №    
Банк получателя  
ИНН 7707323305 КПП 774301001 Сч. № 40101810800000010041  
УФК по г. Энску
(Межрегиональная ИФНС № 19)
 
Вид оп.   Срок плат.    
Наз. пл.   Очер. плат.    
Получатель Код   Рез. поле    
18210807010011000110 94401000000 ТП 15.01.2008 0 0 ГП  
( код бюджетной классификации, номер лицевого счета организации)
 
 
Уплата государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица
 
Назначение платежа
Подпись                                                                         Атметки банка
 

 

   
 
М.П.  
20 лет вместе
Издательский дом «БиНО»
литература для руководителей и главных бухгалтеров
бюджетных, казенных, автономных учреждений
Вишлист
Вход
Регистрация
Корзина
Моя библиотека
О нас
Доставка
Контакты
Акции
Журналы
Cтатьи
Формы документов
В данный момент в корзине может быть только одна позиция товара!
Подписка
Молодому специалисту
О Главном редакторе
 
Поделиться: