click fraud detection

20 лет вместе
Издательский дом «БиНО»
литература для руководителей и главных бухгалтеров
бюджетных, казенных, автономных учреждений
Вишлист
Вход
Регистрация
Корзина
Моя библиотека
О нас
Доставка
Контакты
Акции
Журналы
Cтатьи
Формы документов
В данный момент в корзине может быть только одна позиция товара!
Подписка
Молодому специалисту
О Главном редакторе
Посмотреть журналы

Закупки в экспедициях

К.Г. Еременко,
контрактный управляющий

 
Романтика дальних стран, непокоренных вершин и бескрайних морей воспеты многими поэтами. И про приключения путешественников написано немало увлекательных книг. Но все это лишь малая толика всех трудностей, с которыми приходится сталкиваться участникам экспедиций. Для того, чтобы экспедиция прошла успешно и оставила только положительные эмоции, ее организаторам необходимо приложить труд и старание, в том числе на этапе подготовки к далеким путешествиям.


 

Финансирование экспедиций

В настоящий момент источники финансирования экспедиций можно определить как:
– финансирование, поступившее из средств бюджетов бюджетной системы РФ;
– денежные средства от доходной деятельности (здесь могут быть и гранты, и финансовая помощь частных юридических и физических лиц – как резидентов РФ, так и иностранцев);
– смешанные источники (это может быть и софинансирование из разных уровней бюджетов бюджетной системы РФ, и частичное бюджетное субсидирование плюс денежные средства от доходной деятельности).

Следует отметить, что вид источника финансирования экспедиции непосредственно влияет на порядок организации работ по ее подготовке, поскольку может быть регламентирован различными законодательными актами.

Важную роль при подготовке экспедиций играет момент получения финансирования или как минимум момент подтверждения того, что соответствующие экспедиционные работы будут профинансированы. Особенность момента получения финансирования  состоит в том, что многие научные, образовательные учреждения участвуют в получении финансирования на конкурсной основе. Соответствующие заявки, как правило, подают в конце отчетного года, а о победителях конкурсов сообщают в начале следующего. Другими словами, заранее запланировать свою победу в таком конкурсе учреждение не может, следовательно, у него нет основания и для планирования соответствующих расходов.

Кроме того, в начале года некоторые государственные заказчики объявляют торги на проведение тех или иных научно-исследовательских изысканий в рамках государственных программ. Учреждения также участвуют в таких торгах, а станет учреждение победителем или нет, в основном будет известно в течение первого полугодия. То есть если в рамках таких изысканий необходимо проведение экспедиций, то заблаговременно запланировать необходимые мероприятия по их подготовке невозможно.

При этом научные и образовательные учреждения, согласно своей тематике, проводят плановые экспедиционные работы. Такие работы заранее планируют, заблаговременно подбирают состав участников экспедиций, приобретают необходимое оборудование, материалы и т.п.

Таким образом, условно мы будем различать экспедиции:
– плановые, которые проводят согласно утвержденному графику экспедиционных работ;
– внеплановые, которые учреждение не могло запланировать заблаговременно и проводит за счет финансирования, полученного на конкурсной основе (гранты, торги и т.п.).

Не затрагивая в настоящий момент фундаментальные вопросы о научных задачах, поставленных перед экспедицией, достигаемых результатах, их научной и практической ценности, рассмотрим далее последовательность совершаемых действий, необходимых для организации научного исследования, в части финансовых затрат.

Закупки для экспедиции

Законодательных актов, которыми должен (или может) быть подчинен порядок закупки всего необходимого для проведения экспедиции, всего два: Закон № 44-ФЗ [A1] и Закон № 223-ФЗ[A2] .

В плановом порядке учреждения могут планировать закупки для экспедиций как по Закону № 44-ФЗ, так и по Закону № 223-ФЗ. При этом бюджетные учреждения могут применять Закон № 223-ФЗ при наличии утвержденного и размещенного на официальном сайте Положения о закупке. Даже в случае получения «внепланового» финансирования в рамках доходной деятельности у бюджетного учреждения может возникнуть проблема: если у него отсутствует Положение о закупках, осуществляемых в рамках Закона № 223-ФЗ, то все закупки бюджетному учреждению необходимо проводить в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ. Но бюджетное учреждение может пойти и другим путем – внести необходимые дополнения и уточнения в Положение о закупках, если таковое было принято в начале года, но на это уйдет некоторое время, а для участников экспедиции, как правило, дорог каждый день.

Каких-либо сложностей не должно возникнуть, если все закупки уже в ходе проведения экспедиции будут осуществлены по договорам на сумму до 100 000 руб. В этом [A3] случае заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров (работ, услуг). Таким образом, данные закупки можно не отражать в:
– планах-графиках закупок;
– извещениях на официальном сайте;
– реестре договоров.

Вместе с тем не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, каждый заказчик должен[A4]  разместить в единой информационной системе, в частности, сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки:
– товаров, работ, услуг;
– у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
В связи с исполнением указанных требований варианты взаимодействия работников в экспедиции и сотрудников, размещающих информацию на сайте, будут такими же, как и при закупках в рамках контрактной системы.

При грамотной организации документооборота и своевременном оповещении работниками соответствующих служб учреждение – организатор экспедиции может либо не проводить закупочные процедуры, либо свести
их к минимуму.

Закупка в рамках контрактной системы

В закупочном процессе по Закону № 44-ФЗ можно выделить три этапа:
– планирование;
– определение поставщика;
– исполнение контракта с формированием отчетных документов.

Планирование закупок

В настоящий момент планирование закупок [A5] осуществляют по правилам, действовавшим еще до вступления в силу Закона № 44-ФЗ[A6] , но с учетом особенностей[A7] , установленных для применения именно этого Закона совместным приказом [A8] двух ведомств. План-график составляют, утверждают и размещают на официальном сайте в течение 30 календарных дней с момента принятия закона (решения) о бюджете. В плане-графике, в частности, отражают:
– наименование товара, работы, услуги, служащих предметом контракта;
– минимально необходимые требования, предъявляемые к предмету контракта;
– количество товаров, работ, услуг, ставших предметом контракта;
– начальную (максимальную) цену контракта;
– способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, если решение о проведении в очередном году экспедиции принимали заблаговременно, то на момент составления плана-графика перечень потребностей для проведения экспедиции частично известен и может быть описан.

Даже если сразу не все можно учесть или первоначальные характеристики закупки были неточны, то заказчикам будет предоставлена возможность вносить в план-график изменения. Случаи внесения изменений:
– изменение более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг;
– изменение планируемых сроков приобретения товаров, работ, услуг, способа определения поставщика, срока исполнения контракта;
– отмена заказчиком предусмотренной планом-графиком закупки;
– возникшая экономия от использования в текущем финансовом году бюджетных ассигнований;
– возникновение обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана-графика было невозможно;
– выдача заказчику предписания уполномоченного контрольного органа.

Измененный план-график в течение трех рабочих дней (после принятия решения об изменении) должен быть размещен на официальном сайте. И не позднее чем за 10 дней до размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурентной закупки или до заключения контракта – если закупку осуществляют у единственного поставщика.

Определение поставщика

Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса[A9] , за исключением случаев, предусмотренных отдельными статьями Закона № 44-ФЗ.

Для каждого исключительного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрены критерии выбора конкретной закупочной процедуры:
конкурс с ограниченным участием заказчик вправе организовать [A10] только по тем объектам закупки, которые включены в утвержденный Правительством РФ перечень товаров, работ, услуг;
двухэтапный конкурс возможен тоже по ограниченному перечню объектов закупки [A11] – научные исследования, проектные работы, эксперименты, изыскания, инновационная и высокотехнологичная продукция, энергосервис, произведения литературы или искусства, исполнения;
аукцион в электронной форме обязателен[A12]  по утвержденному Правительством РФ перечню товаров, работ, услуг, а для заказчиков регионального и муниципального уровня [A13] – еще и по дополнительному перечню, утвержденному на уровне субъекта РФ. Право провести электронный аукцион заказчик имеет вне зависимости от вида продукции.

Ограничение по проведению запроса котировок носит не предметный перечень по объекту закупки, а количественную квоту в денежном выражении цен заключенных контрактов: совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, и не должен составлять более чем 100 000 000 руб. в год.

Запрос предложений допустим по закрытому перечню оснований, связанных либо с объектом закупки [A14] , либо со статусом заказчика [A15] , либо с событиями, предшествующими принятию решения [A16] заказчиком о выборе данного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Право провести закрытые конкурсы и аукционы заказчик [A17] имеет тоже только в тех случаях, которые прямо предусмотрены Законом № 44-ФЗ.

Исчерпывающий перечень возможностей по осуществлению закупки у единственного поставщика[A18]  (подрядчика, исполнителя) – это ограничения и по объекту закупки, и по предшествующим событиям (например, неотправленный запрос котировок, конкурс, аукцион), и по ценовым характеристикам (например, заключение договора на сумму, не превышающую 100 000 руб., с максимальным совокупным объемом такой закупки – 5% годового объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, и не более чем 50 000 000 руб. в год или не более 2 000 000 руб. в год).

Приобретение некоторых объектов, которые необходимы для проведения научных исследований в ходе экспедиции, можно спланировать и закупить эту продукцию заранее. Например, покупка оборудования и оказание услуг по его доставке к первоначальному пункту экспедиционных работ. В этом случае можно и организовать электронный аукцион [A19] с предметом соглашения купля-продажа товара (оборудования), подробно описав объект, установив сроки доставки до места нахождения заказчика; и заключить контракт с единственным исполнителем, например ПАО «РЖД» – на оказание услуг, которые относят к сфере деятельности субъектов естественных монополий.[A20] 

Однако если вопрос о закупке будут решать непосредственно в процессе проведения экспедиции, то можно использовать статью 93 Закона № 44-ФЗ:
осуществление закупки товара[A21] , работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 000 000 руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 000 000 руб.;
– в случае если организатор экспедиции – образовательная организация[A22]  – осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 400 000 руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 000 000 руб.;
закупки определенных товаров[A23] , работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме;
– заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку[A24] , при этом к таким услугам относят обеспечение проезда к месту служебной командировки и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания;
заключение контракта на оказание услуг экскурсовода [A25] (гида) физическими лицами.

В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов [A26] определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Для указанных закупок не нужно предварительного размещения на сайте извещения.

При использовании вышеуказанных оснований закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) необходимо учитывать следующие аспекты:
– соглашения до 100 000 руб. и до 400 000 руб., конечно, очень удобны и не имеют ограничений по объекту закупки, вместе с тем в связи с высокой востребованностью у учреждения данных пунктов заказчик не всегда будет иметь возможность предоставить право использования этих оснований закупок работниками экспедиции. Поэтому рассчитывать на такой самый льготный вариант закупочной деятельности невозможно;
– есть ограничение по видам обстоятельств[A27] , в результате которых возникла необходимость в приобретении товаров, работ, услуг, – это аварии или обстоятельства непреодолимой силы. К непреодолимой силе[A28]  относят в том числе чрезвычайные события, такие, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель. Их характеризуют непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления и неоднозначностью последствий, они могут вызывать человеческие жертвы и наносить материальный ущерб.

Помимо названных событий к непреодолимой силе[A29]  также относят такие чрезвычайные события, как военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, ликвидация аварий и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития отношений невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях;
– применение обусловлено целями закупки [A30] – транспортное обслуживание, питание, проживание. Формулировки достаточно обширные, поэтому внутри данного основания могут быть и расходы на бензин при использовании служебного транспорта, и расходы по договорам перевозки грузов и пассажиров, договорам транспортной экспедиции, расходы на приобретение продуктов питания, услуг по предоставлению горячего питания и т.д.;
единственный вариант предмета сделки[A31]  – услуги гида, если их потребуют работники экспедиции в условиях полевых работ.
Не стоит также забывать, что все основания закупок подлежат включению в план-график[A32] .

Закупочная отчетность

Во всех случаях кроме заключения контрактов необходимо внесение сведений в реестр контрактов [A33] о заключении соглашения (в течение трех рабочих дней с момента заключения), об исполнении контракта (в течение трех рабочих дней с момента исполнения), формирование отчета об исполнении контракта (в течение семи рабочих дней с момента исполнения).

С целью правильной реализации данного законодательного требования необходимо предусмотреть один из вариантов взаимодействия с сотрудниками, формирующими сведения о контрактных обязательствах на официальном сайте:
– либо поддерживать связь, например, не реже чем один раз в пять рабочих дней с целью передачи информации о фактически заключенных, исполненных соглашениях со всеми необходимыми реквизитами;
– либо оформлять такие контракты по возвращении экспедиции с обязательным указанием на то, что условия контракта распространены на отношения, возникшие до его подписания.

При использовании последнего варианта работников экспедиции необходимо «снабдить» шаблонами договоров на бумажном носителе на покупку товаров, выполнение работ, оказание услуг. В таких шаблонах должны быть предусмотрены все необходимые существенные условия – в зависимости от предмета сделки (графы для указания существенных условий). По объему договоры не должны превышать одного-двух листов. В ходе проведения экспедиции при возникновении потребности в товарах (работах, услугах) работники экспедиции будут заполнять графы о контрагенте, видах приобретаемой продукции, условиях исполнения обязательств. По возвращении эти соглашения будет подписывать руководитель учреждения, а сведения о них будут размещены на официальном сайте – в реестре контрактов и в отчетности об исполнении договоров.

Корпоративная закупка

Если организатор экспедиции – бюджетное учреждение, то возможно развитие нескольких сценариев закупочных событий.
При финансировании экспедиции за счет средств субсидии одного из уровней бюджета учреждение обязано закупочные процедуры осуществлять исключительно на основании правил, установленных нормами Закона № 44-ФЗ.
В случае если бюджетное учреждение разработало, утвердило у учредителя[A34]  и разместило до начала года в единой информационной системе (на официальном сайте) [A35] Положение о закупке, то можно использовать менее строгие закупочные нормы – при следующих источниках поступления финансовых ресурсов:
– за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ;
– за счет субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
– в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
– за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц в рамках основных видов деятельности, предусмотренных его учредительным документом (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Конечно, нужно быть ориентированным на Положение о закупке, выбирая способ закупки, определяя требования к участникам закупки, соблюдать положения по планированию закупочной деятельности и отчетности. Но каких-либо сложностей не должно возникнуть, поскольку все закупки на месте проведения экспедиции можно свести к соглашениям с ценой договора до 100 000 руб. Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения[A36]  о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 000 руб. Таким образом, данные закупки могут быть не отражены в планах закупок, в извещениях на официальном сайте, в реестре договоров.

Вместе с тем каждый заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, должен разместить в единой информационной системе[A37] , в частности:
– сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;
– сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Варианты взаимодействия работников в экспедиции и сотрудников, размещающих информацию на сайте, несложны: либо связь не реже одного раза в месяц для сообщения отчетной информации; либо оформление соглашений по возвращении, с указанием их распространения на предшествующий период; либо указание в отчетности ориентировочных показателей с последующей корректировкой по приезде.











 

 [A1] Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (здесь и далее – Закон № 44-ФЗ)
 [A2] Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ (здесь и далее – Закон № 223-ФЗ)
 [A3] п. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ
 [A4] п. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ
 [A5] п. 2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ
 [A6] совместный приказ Минэкономразвития России и Казначейства России  от 27 декабря 2011 г. № 761/20н
 [A7] совместный приказ Минэкономразвития России и Казначейства России от 31 марта 2015 г. № 182/7н
 [A8] совместный приказ Минэкономразвития России и Казначейства России от 31 марта 2015 г. № 182/7н
 [A9] п. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ
 [A10]  п. 1 постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99
 [A11] п. 2 ст. 57 Закона № 44-ФЗ
 [A12] п. 1 распоряжения Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 2019-р
 [A13] п. 3 ст. 59 Закона № 44-ФЗ
 [A14] пп. 2, 7, 9, 10 п. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ
 [A15] пп. 3 п. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ
 [A16] пп. 6, 8 п. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ
 [A17] п. 2 ст. 84 Закона № 44-ФЗ
 [A18] п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ
 [A19] пп. 1 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ
 [A20] Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»
 [A21] пп. 4 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ
 [A22] пп. 5 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ
 [A23] пп. 9 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ
 [A24] пп. 26 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ
 [A25] пп. 33 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ
 [A26] п. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ
 [A27] пп. 9 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ
 [A28] письмо Минэкономразвития России от 8 сентября 2009 г. № Д05-4387
 [A29] письмо Минэкономразвития России от 12 августа 2009 г. № Д05-4029
 [A30] пп. 26 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ
 [A31] пп. 33 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ
 [A32] кроме пп. 4, 5 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ
 [A33] п. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ
 [А34] п. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ
 [A35] п. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ
 [A36] п. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ
 [A37] п. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ