click fraud detection

Закон о коммерциализации
научной деятельности требует доработки


(из архива статей БиНО за январь 2010 года)
 
Е.Л. Веденина,
эксперт по бухгалтерскому учету
и налогообложению

 
В одном из прошлых номеров нашего журнала мы рассказали о новом законе, который формирует правовую базу для создания бюджетными научными и образовательными учреждениями (НИИ и вузами) внедренческих коммерческих хозяйственных обществ. Речь шла о Федеральном законе от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ (далее – Закон № 217-ФЗ). Мы говорили о его достоинствах и недостатках, отмечая при этом, что расширить узкие места скороспелого законотворчества с помощью одних лишь разъяснений и рекомендаций заинтересованных ведомств вряд ли удастся.
За время, прошедшее с той публикации, к первым рекомендациям по применению Закона № 217-ФЗ от Минобрнауки России добавились рекомендации Рособразования, которые мы рассмотрим в настоящей статье. Заодно мы расскажем о некоторых других новшествах, имеющих непосредственное отношение к внедрению на практике положений закона о коммерциализации научной деятельности.
 
Законодательная инициатива о льготах внедренческим обществам

Смогут ли внедренческие фирмы
пользоваться упрощенной системой


В прошлый раз мы отмечали, что Закон № 217-ФЗ внес поправки в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Эти поправки позволяют внедренческим фирмам, созданным бюджетниками по Закону № 217-ФЗ, пользоваться отдельными привилегиями субъектов малого предпринимательства (в частности, льготами в отношении приватизации госимущества и т.п.).
Однако использовать упрощенную систему налогообложения они сегодня не могут. Согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25% (а именно такая доля в уставном капитале внедренческого общества должна быть у бюджетника-учредителя по Закону № 217-ФЗ), не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
В декабре 2009 г. на рассмотрение Госдумы РФ внесен законопроект о поправках в статью 346.12 НК РФ. К «упрощенцам», на которых ограничение, установленное подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, не распространяется, предложено добавить хозяйственные общества, учрежденные бюджетными научными и образовательными учреждениями с целью практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным учреждениям.
Таким образом, внедренческим фирмам, созданным по Закону № 217-ФЗ, новый законопроект разрешает применять упрощенную систему. Поправки предложено ввести в действие с даты опубликования закона. Судя по тому, что инициаторами законопроекта являются члены Совета Федерации, а также в связи с особым вниманием главы государства к Закону № 217-ФЗ у этих поправок есть неплохой шанс быть принятыми.

Выкуп арендованной недвижимости

Субъекты малого и среднего бизнеса, которые непрерывно в течение двух и более лет арендовали государственную или муниципальную недвижимость, имеют преимущественное право ее выкупа (приватизации) по рыночным ценам. Это право дано им Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ (далее – Закон № 159-ФЗ), причем два года должны пройти до дня вступления в силу этого закона. В Законе № 159-ФЗ предусмотрен еще ряд условий для реализации данного права. Но главное – это правило действует до 1 июля 2010 г.
Казалось бы, малые внедренческие фирмы, учрежденные бюджетниками по Закону № 217-ФЗ, не успеют воспользоваться преимущественной приватизацией арендованного госимущества. Однако осенью 2009 г. премьер-министр РФ Владимир Путин предложил обсудить возможность продления льготного порядка приватизации для малого бизнеса. Поэтому можно предположить, что эта тема для будущих научных «дочек» бюджетных НИИ и вузов пока еще полностью не закрыта.
 
Разъяснения Рособразования

В прошлый раз мы рассказывали о первых разъяснениях к Закону № 217-ФЗ, которые содержатся в письмах Минобрнауки России от 7 августа 2009 г. № ВМ-788/04 и № ВМ-790/04.
Теперь на основе указанных разъяснений Рособразование выпустило свои Методические рекомендации, дополнив их собственным видением проблемы (далее – Рекомендации).
Они содержатся в письме Рособразования от 3 декабря 2009 г. № 20-1834 «О применении (внедрении) бюджетными научными и образовательными учреждениями высшего профессионального образования результатов интеллектуальной деятельности».
Авторы письма напоминают об основном правиле Закона № 217-ФЗ: учреждения имеют право без согласия собственника их имущества (Росимущества) с уведомлением Минобрнауки России учреждать (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственные общества. Предметом деятельности этих обществ является практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Причем право использования РИД вносится в уставный капитал хозяйственного общества по лицензионному договору. А исключительные права на РИД принадлежат учреждению.
Отметим, что в письме Рособразования приведены ссылки на большое количество нормативно-правовых актов, которые могут быть задействованы при создании внедренческих фирм.
Поскольку Рекомендации содержат много цитат из рассмотренных нами ранее норм Закона № 217-ФЗ и разъяснений Минобрнауки России, укажем только некоторые из тезисов Рособразования, на которые бюджетникам следует обратить внимание.

Инвентаризация прав на РИД

Руководящие документы, которыми Рособразование предлагает пользоваться НИИ и вузам при инициативной инвентаризации прав на результаты своей научно-технической деятельности (НТД), проводимой перед созданием хозяйственных обществ, следующие:
– Постановление Правительства РФ от 14 января 2002 г. № 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности»;
– Методические рекомендации, утвержденные распоряжением Минимущества России № 1272-р, Минпромнауки России № Р-8, Минюста России № 149 от 22 мая 2002 г.
Кроме того, агентство напоминает, что приказом Минобрнауки России от 22 марта 2006 г. № 63 утверждена форма 1 по учету сведений о результатах научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета.
К этим нормативным актам мы предлагаем добавить приказ Росстата от 25 августа 2009 г. № 183 (вообще-то, учреждениям следует обратить на него внимание независимо от того, собираются они использовать Закон № 217-ФЗ или нет). Данным приказом Росстат утвердил годовую форму федерального статистического наблюдения № 4-НТ (перечень) «Сведения об использовании интеллектуальной собственности» с указаниями по ее заполнению.
Эту форму должны представлять юридические лица всех форм собственности (кроме субъектов малого предпринимательства), использующие интеллектуальную собственность.
Ее представляют также обособленные подразделения организации, по месту или с места нахождения которых осуществляется хозяйственная деятельность на оборудованных стационарных рабочих местах. Для этого руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию от имени этого юридического лица.
Отчет по форме 4-НТ заполняется на основании данных первичного учета по интеллектуальной собственности (журнала регистрации заявок на изобретения, полезные модели и промышленные образцы; журнала регистрации использованных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов; графика подготовки, разработки и проверки изобретений, полезных моделей; актов об использовании промышленных образцов и пр.). В отчет включаются данные об использовании в отчетном году интеллектуальной собственности в течение всего срока действия охранных документов (патента, свидетельства о регистрации). В нем учитывается также полученное решение о выдаче охранного документа, которому еще не присвоен номер.
Отчет по форме 4-НТ представляется в Роспатент до 25 января следующего отчетного периода; первым отчетным периодом является 2009 г. Отчет сдается по адресу: 123995, Бережковская набережная, д. 30, корп. 1, Москва, Г-59, ГСП-5. Допускается представление отчета в электронном виде, справки по тел. (8-499) 240-34-45.
Что касается оценки охраноспособности РИД, которую Рособразование тоже рекомендует проводить наряду с их инвентаризацией, то для этого признано целесообразным создавать в учреждениях специальные структурные подразделения – отделы (управления) интеллектуальной собственности или центры передачи (трансфера) технологий.

Изменения, вносимые в уставы учреждений

В данном вопросе Рособразование рекомендует руководствоваться ведомственными письмами – Минобрнауки России от 18 сентября 2009 г. № АХ-692/04, Рособразования от 21 сентября 2009 г. № 20-1398 и 20-1399.

Оформление исключительных прав учреждений на РИД,
которые планируется вносить в уставные капиталы
внедренческих обществ


В письме Рособразования даны ссылки на нормативные правовые акты, которыми нужно руководствоваться в данном случае. Что касается прав на ноу-хау, то в Рекомендациях предложено ввести в отношении этих объектов режим коммерческой тайны в соответствии со статьями 10 и 11 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
Названные нами ранее постановления Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. № 685 (действовало до 12 мая 2009 г.) и от 22 апреля 2009 г. № 342 (действует после 12 мая 2009 г.) в перечне Рособразования отсутствуют. Тем не менее мы считаем, что их тоже необходимо учитывать при рассмотрении вопроса о закреплении исключительных прав на результаты НТД, полученные за счет средств федерального бюджета.
Свою лепту в неразбериху с оформлением исключительных прав на РИД у учреждений, подведомственных Российской академии наук, может внести статья 75 устава РАН (утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. № 785). Согласно своему уставу академия может распоряжаться правами на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты НТД, полученные за счет средств федерального бюджета в подведомственных организациях. РАН вправе вносить в уставный капитал создаваемых ею, согласно уставу, коммерческих организаций результаты НТД в соответствии с законодательством РФ.

Бюджетный учет

К сожалению, в письме Рособразования отсутствуют конкретные рекомендации, как осуществлять бюджетный учет прав на РИД, вносимых в уставный капитал внедренческих обществ по лицензионному договору. Приведены только цитаты из Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н о постановке на учет самих РИД, относящихся к нематериальным активам (НМА).
Про последствия (в том числе налоговые) выявления излишков РИД при их инвентаризации бюджетными учреждениями в Рекомендациях тоже ничего не сказано.

Регистрация внедренческого общества и интеллектуальных прав

В Рекомендациях подчеркнута роль ученого или научно-технического совета учреждения при создании внедренческих обществ. К компетенции данных органов предложено отнести принятие решений относительно организационно-правовой формы коммерческих обществ, а также рассмотрение документов для их учреждения. На основании решения совета руководитель учреждения принимает решение (единолично или совместно с соучредителями внедренческого общества при наличии таковых) о создании общества и об утверждении его устава.
Рособразование более категорично по сравнению с Минобрнауки России в отношении уведомления вышестоящих инстанций о создании общества. Согласно Закону № 217-ФЗ учреждение обязано уведомить о создании хозяйственного общества только Минобрнауки России в течение семи дней с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации хозяйственного общества. А в Рекомендациях безапелляционно заявляется, что уведомить об этом нужно также Рособразование. Кстати, РАН планирует обязать подведомственные учреждения уведомлять об этом и академию.
Заключать лицензионный договор с хозяйственным обществом учреждение обязано, согласно Рекомендациям, сразу после внесения записи о государственной регистрации общества в ЕГРЮЛ. В отношении требований к лицензионному договору Рособразование ссылается на статьи 1235–1237 Гражданского кодекса РФ. При этом допускается вариантность: учреждение само решает, какую лицензию предоставлять учрежденному им обществу – простую (неисключительную) или исключительную (статья 1236 ГК РФ).
Отметим, что у организации, создающей РИД по государственному или муниципальному контракту, возникают особые взаимоотношения с иными лицами (статья 1298 ГК РФ). В зависимости от того, за кем закрепляются исключительные права на такой РИД, госзаказчик может либо сам предоставить, либо потребовать от исполнителя госзаказа предоставить третьему лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование произведения для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, с предоставлением учрежденному хозяйственному обществу исключительной лицензии в качестве вклада в уставный капитал у учреждения могут быть проблемы. А наличие у третьих лиц неисключительной лицензии на пользование РИД, аналогичной той, которую учреждение вносит в уставный капитал внедренческой фирмы, существенно снижает конкурентоспособность (и как следствие – рыночную стоимость) такого вклада.

Имущественный вклад в уставный капитал

Согласно Закону № 217-ФЗ денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении НИИ и вузов, могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы создаваемых хозяйственных обществ в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ.
В предыдущем нашем материале мы представили два варианта толкования разными специалистами этой нормы – оптимистичный и пессимистичный. Согласно первой трактовке Гражданский кодекс РФ не препятствует внесению в уставный капитал материальных ценностей, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления. Альтернативное мнение – статья 120 и пункт 1 статьи 298 ГК РФ не позволяют учреждению отчуждать имущество, закрепленное за ним собственником или приобретенное за счет средств, выделенных собственником, а также иным способом им распоряжаться.
Увы, Рособразование выбрало и прописало в своих Рекомендациях второй (пессимистичный) вариант трактовки рассматриваемой нормы.
При этом чиновники сослались на статью 6 Федерального закона от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». В ней говорится, что средства, полученные от деятельности, приносящей доход, не могут направляться федеральными бюджетными учреждениями на создание других организаций, покупку ценных бумаг и размещаться на депозитах в кредитных организациях. Получается, что согласно действующему сегодня законодательству бюджетное учреждение не сможет без согласия собственника обеспечить свою дочернюю фирму материальными ресурсами, необходимыми для внедрения РИД.
Кроме того, законодательство пока не предусматривает возможности предоставить такой коммерческой фирме какие-либо преимущества по аренде госимущества, находящегося в оперативном управлении у бюджетника-учредителя. Договор по аренде такого имущества заключается, как правило, на конкурсной основе с лицом, предложившим более выгодную цену (статья 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Как видим, обществам, созданным бюджетниками, достаточно сложно конкурировать с иными коммерческими организациями. Поэтому НИИ и вузы очень рассчитывают на помощь законодателя в этом вопросе.
 
На главную >

О журналах

Электронные
журналы

Подписаться

Архив
статей

Размышления
у картины

Галерея

Программы
 
Поделиться: