click fraud detection

Выплаты, связанные с разъездным характером работы

(из архива статей БиНО за август 2008 года)

 
И.В. Алексеева,
специалист Департамента консультационных услуг
государственному сектору компании ФБК,

Е.В. Виговский,
советник налоговой службы III ранга
 
Во многих организациях есть категории работников, условия труда которых отклоняются от нормальных. Например, таковой признается работа, имеющая подвижной и разъездной характер. Эта особенность, согласно статье 57 Трудового кодекса РФ, должна быть указана в трудовом договоре с работником как обязательное условие.
В данной статье мы рассмотрим, какие выплаты полагаются работникам, трудовая деятельность которых имеет разъездной или подвижной характер, или исполняющим свои трудовые обязанности в пути.
 
Виды служебных поездок
 
В Трудовом кодексе РФ не определяется, что такое разъездной и подвижной характер работы и работа в пути. Однако анализ действующих нормативных актов, в которых упоминаются данные виды работ, позволяет дать следующие определения.
Под работой, которая носит разъездной характер, обычно понимают работу, при выполнении которой приходится перемещаться в течение дня по одному или нескольким населенным пунктам или от одного населенного пункта к другому, например работа участкового, семейного врача, курьера. Очевидно, что у этих категорий работников есть затраты на проезд.
Работа, выполняемая в пути, отличается от работы, имеющей разъездной характер, тем, что работник не имеет возможности ежедневно возвращаться к месту своего жительства. Такая работа выполняется при движении какого-либо транспортного средства. В пути работают, например, водители и экспедиторы, перевозящие и сопровождающие грузы на дальние расстояния. Их работа предполагает выплату суточных и оплату проживания.
При работе, носящей подвижной характер, приходится часто менять рабочее место (место выполнения трудовой функции), находящееся на какой-либо территории. К подвижной относится, например, работа строителей, лесозаготовителей, охранников ведомственной и вневедомственной охраны и т.п. Для выполнения такого рода работ могут требоваться расходы на проезд, оплату проживания, суточные и др.
Все расходы, производимые при работе в пути, разъездном и подвижном характере работы, в статье 168.1 ТК РФ называют расходами, связанными со служебными поездками. Так и мы будем называть их далее в статье.
 
Надбавки и доплаты за служебные разъезды
 
Экономический смысл надбавок за разъезды

Введение надбавок за служебные разъезды было обусловлено когда-то тем, что работникам с разъездным или подвижным характером работы, а также работающим в пути не выплачивались суточные.
Выплата надбавок регламентировалась постановлением Минтруда России от 29 июня 1994 г., которым были утверждены «Нормы и порядок возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации».
В дальнейшем постановлением Минтруда России от 26 апреля 2004 г. № 60 данное постановление было признано утратившим силу. В Трудовом кодексе РФ (статья 168.1) установлена обязанность работодателя возместить работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, все расходы, связанные со служебными поездками, в том числе суточные.
Таким образом, потребность компенсировать расходы по служебным поездкам именно надбавками к зарплате в принципе отпала, и данные надбавки не являются сейчас обязательными. Однако отдельным категориям работников надбавки устанавливаются в соответствии с некоторыми нормативно-правовыми актами СССР, продолжающими действовать, поскольку они не противоречат нормам ТК РФ.
Данные надбавки носят компенсационный характер и входят в систему оплаты труда. Согласно статье 129 ТК РФ в положении по оплате труда, в коллективном или трудовом договоре работнику за особый характер работы может быть установлена надбавка к заработной плате в виде фиксированной суммы или процента к должностному окладу.
Таким образом, надбавка или доплата компенсационного характера, согласно статье 129 ТК РФ, является элементом оплаты труда и не призвана возместить физическому лицу его конкретные затраты, связанные с разъездами при выполнении трудовых обязанностей.
Такова позиция Президиума ВАС РФ (информационное письмо от 14 марта 2006 г. № 106 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога»).

Установление надбавок в бюджетных учреждениях

Для работников бюджетных учреждений (всех уровней) система оплаты труда устанавливается в соответствии с ежегодно утверждаемыми Едиными рекомендациями, разработанными Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. В 2008 г. такие Рекомендации были утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21 декабря 2007 г., протокол № 9.
Данные Рекомендации разрабатываются в соответствии со статьей 135 ТК РФ, чтобы обеспечить единый подход к регулированию заработной платы работников бюджетной сферы на всех уровнях бюджетов.
Рекомендации учитываются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений бюджетной сферы и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников данной сферы.
Данные Рекомендации учитываются также при подготовке трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах РФ и муниципальных образованиях, соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников бюджетных учреждений.
Согласно Рекомендациям условия оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в соответствии с ТК РФ, а также:
– в федеральных государственных учреждениях – с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
– в государственных учреждениях субъектов РФ – с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
– в муниципальных учреждениях – с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, для бюджетных учреждений конкретные размеры надбавок за разъездной и подвижной характер работы могут быть определены в коллективном договоре, соглашении, в локальном нормативном акте или в трудовом договоре, которые разрабатываются в соответствии с указанными выше нормативными актами.
На федеральном уровне этому вопросу посвящены следующие документы:
– для работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей – Положение об установлении систем оплаты труда, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2007 г. № 605;
– приказ Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 822, которым утверждены Перечень видов выплат компенсационного характера и Разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях.
Доплаты и надбавки в связи со служебными поездками, их размер и порядок выплаты утверждает руководитель учреждения. Размер надбавок не ограничен, здесь определяющую роль играют фонд оплаты труда конкретного учреждения и размер бюджетных ассигнований.

Первичные документы – основания
для начисления надбавок и доплат


Возможность служебных поездок должна быть отражена в следующих документах, регламентирующих трудовые отношения в учреждении:
– в коллективном договоре, в котором работодатель обязуется возмещать расходы, связанные со служебными поездками;
– в трудовых договорах, подписанных работодателем и работником, в которых обязательно указывается характер работы;
– в локальных нормативных актах учреждения (приказах руководителя, положении о служебных поездках или ином документе), где определяется перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной, подвижной характер, размер и сроки возмещения расходов по каждой должности, порядок представления отчетности и другие необходимые сведения.
Однако следует иметь в виду, что коллективный и трудовой договоры, а также локальный акт учреждения об установлении надбавок и доплат в связи со служебными поездками за счет бюджетных средств могут быть приняты только в соответствии с нормативными актами органов государственной власти и муниципальными правовыми актами, устанавливающими данные выплаты.
Если такие нормативные акты имеются, то в утвержденном штатном расписании должны быть указаны должности работников, трудовая деятельность которых связана со служебными поездками и которым полагаются надбавки и доплаты.
Кроме того, в должностной инструкции работника, трудовая деятельность которого связана со служебными разъездами, должен быть оговорен характер его работы.
Перечень должностей, размер и порядок возмещения расходов могут периодически меняться в зависимости от нужд учреждения. Поэтому их целесообразно указывать именно в локальном нормативном акте, а не в коллективном договоре, который в большинстве случаев заключается на длительный период и пересматривается редко.
Согласно статье 168 ТК РФ служебные поездки не являются командировками, поэтому приказ о командировке издавать не надо.
Если надбавки выплачиваются работникам, занятым в деятельности, приносящей доход, этих документов также достаточно.

Источники выплаты надбавок

Выплата надбавок за разъездной и подвижной характер работы за счет бюджетных средств осуществляется в рамках утвержденных бюджетному учреждению бюджетных ассигнований, расчет которых производится в установленном порядке.
Надбавка выплачивается помимо суточных. При этом должны быть соблюдены все условия, указанные выше (установление надбавки определенным категориям работников в нормативных правовых актах, в коллективном и (или) трудовых договорах).
Если работник, совершающий служебные разъезды, занят в деятельности, приносящей доход, то расходы на выплату ему надбавки относятся к расходам на оплату труда.

Налогообложение

Налоги с заработной платы

Как уже было отмечено выше, в соответствии со статьей 129 ТК РФ доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, включаются в состав заработной платы.
Никаких налоговых споров данный вопрос вызывать не должен.
Расходы на выплату рассматриваемых надбавок и доплат отражаются в бюджетном учете и облагаются налогами в том же порядке, что и основная заработная плата. Таким образом, начисленные суммы надбавок облагают в общеустановленном порядке следующими налогами:
– единым социальным налогом;
– налогом на доходы физических лиц;
– взносами на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;
– взносами на обязательное пенсионное страхование.
Для данного вопроса представляют интерес разъяснения, данные в письме Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 17 октября 2007 г. № 21-11/099218@.
В этом письме УФНС указало, что ни Трудовой кодекс РФ, ни иные нормативные правовые акты РФ не рассматривают превышение тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты. В соответствии со статьей 129 ТК РФ доплаты и надбавки, по мнению налоговой службы, должны считаться частью заработной платы работника.
Таким образом, надбавки к заработной плате работников за работу, связанную со служебными поездками, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в целях налогообложения НДФЛ и ЕСН. Они повышают размер оплаты труда данной категории работников. Соответственно, действие подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ (освобождение от обложения ЕСН компенсационных выплат) на такие доплаты не распространяется.
Такова же позиция Минфина России (письмо от 3 октября 2007 г. № 03-04-06-02/196).

Налог на прибыль

Если бюджетные учреждения выплачивают доплаты и надбавки за работу, связанную со служебными поездками, в рамках деятельности, приносящей доход, то они учитывают данные выплаты в составе расходов на оплату труда при исчислении базы по налогу на прибыль (пункт 3 статьи 255 НК РФ).
Выплаты же, осуществляемые за счет бюджетных средств, при определении базы по налогу на прибыль не учитываются.
При решении вопроса об учете сумм надбавок при налогообложении прибыли следует учитывать также письмо Минфина России от 16 ноября 2004 г. № 03-03-01-04/1/110. В нем изложена следующая позиция: для того чтобы уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму надбавок за особые условия труда, необходимо зафиксировать условия их начисления в трудовом или коллективном договоре. Только в этом случае данные выплаты могут быть включены в расходы по оплате труда при исчислении налога на прибыль.

Компенсация расходов при служебных разъездах

Экономический смысл компенсации расходов

Трудовым законодательством предусмотрены не только надбавки и доплаты в связи с особыми условиями труда, которые входят в систему оплаты труда, но и компенсации фактических затрат работника, чья деятельность связана со служебными поездками.
В этом случае работнику возмещаются уже потраченные собственные средства в служебных поездках или его будущие расходы, если денежные средства выдают под отчет (предварительная компенсация). Таким образом, работник никаких личных доходов или выгод при этом не получает.
Предварительная компенсация затрат (с последующим представлением отчета о целевом расходовании полученных средств) более целесообразна, учитывая высокую стоимость проезда даже в общественном транспорте. Ведь у работника может не быть собственных денежных средств на оплату расходов, связанных со служебными поездками.

Установление компенсаций в бюджетном учреждении

Как конкретно компенсировать работникам их затраты на служебные поездки, трудовое законодательство не устанавливает. В статье 168.1 ТК РФ сказано только, что работодатель возмещает связанные со служебными поездками:
– расходы по проезду;
– расходы по найму жилого помещения;
– дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
– иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Как и в случае с надбавками, в учреждении должен быть принят локальный акт, регламентирующий порядок компенсации затрат, связанных со служебными поездками. Если главный распорядитель средств бюджета установил для подведомственных бюджетных учреждений единый порядок компенсации работникам указанных затрат, то локальный акт учреждения должен быть согласован с этим документом.
Кроме того, перечень работ, профессий, должностей работников, совершающих служебные поездки, приводится в коллективном договоре и соглашениях. Размер и порядок возмещения расходов в связи со служебными поездками могут также устанавливаться в трудовых договорах.

За счет каких источников производятся компенсационные выплаты

Источником возмещения затрат работника на служебные поездки могут быть как средства бюджета, так и средства от деятельности, приносящей доход. Это зависит от того, в рамках какой деятельности совершаются служебные поездки.
Если затраты возмещаются за счет бюджета, то порядок и размер возмещения могут регламентироваться нормативными актами органов государственной власти и муниципальными правовыми актами. Если же такие документы отсутствуют, то учреждение самостоятельно устанавливает, как будут компенсироваться затраты работника.

На основании каких первичных документов начисляется компенсация

Согласно статье 166 ТК РФ служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Поэтому издавать приказ на командировку и выписывать командировочное удостоверение в случае служебных поездок не нужно. Тем не менее, чтобы обосновать произведенные расходы, можно разработать специальную форму отчета. В этом отчете работники будут указывать, сколько дней они находились в служебных поездках, сколько и на что потратили в связи с поездками.
Как часто нужно составлять такой отчет, устанавливает само учреждение. Это зависит от различных условий, в частности, от интенсивности разъездов. Необходимо установить также, какими документами будут подтверждаться произведенные расходы.
Обратите внимание на то, что в Трудовом кодексе РФ речь идет именно о возмещении затрат (фактических или планирующихся), обусловленных служебными поездками. При этом суточные выплачиваются только тогда, когда сотрудник не имеет возможности возвращаться домой из поездки и арендует жилье для ночлега (то есть суточные выплачиваются вместе с компенсацией оплаты жилья).
Или, например, еще одна часто встречающаяся ситуация: учреждение приобретает за свой счет и выдает своим работникам, совершающим служебные поездки, проездные билеты или обеспечивает их служебным транспортом. Разумеется, возмещать работнику затраты на проезд в этом случае не придется.
Следует иметь в виду, что если сотруднику разрешено использовать для служебных поездок личный автотранспорт, то такие затраты компенсируются согласно Трудовому кодексу РФ отдельно.
Несмотря на то что размеры суточных и компенсаций за проживание при служебных разъездах не нормируются на законодательном уровне и устанавливаются учреждением самостоятельно, по нашему мнению, лучше, если такие выплаты не будут превышать установленных законодательством норм при служебных командировках.
Дело в том, что в некоторых случаях трудно отграничить работу разъездного характера от служебных командировок. Допустим, работник несколько раз в неделю совершает поездки по производственной необходимости в город, расположенный на большом расстоянии от места, где он работает и проживает, и там ночует. Если учреждение решит, что такие поездки должны оформляться не как командировки, а как разъезды, то работнику в любом случае могут компенсироваться суточные расходы и расходы на оплату жилья. Причем разумнее это делать в соответствии с нормами для служебных командировок. Тогда данные расходы будут экономически обоснованны и будет соблюден принцип экономии бюджетных средств.
Не лишним будет соблюдение таких ограничений и в случае осуществления данных выплат за счет средств от деятельности, приносящей доход. Ведь на экономическую обоснованность данных расходов налоговые органы также обратят внимание.
Поэтому помимо указанных выше документов для оформления служебных разъездов (локальный нормативный акт с перечнем должностей, трудовой или коллективный договоры с перечнем расходов и сумм компенсаций, должностные инструкции сотрудника с указанием необходимости служебных поездок) лучше составлять также документы, подтверждающие расходы.
В частности, обоснованность размера компенсации работнику могут подтвердить следующие внутренние документы, разработанные в организации:
– журнал учета служебных заданий, в котором указано, куда и с какой целью ездил сотрудник;
– маршрутный или путевой лист;
– журнал учета поездок.
Расходы по проезду и найму жилых помещений следует возмещать на основании проездных билетов, квитанций, чеков и т.п.

Налогообложение

НДФЛ

По мнению Минфина России, выраженному в письме от 29 августа 2006 г. № 03-05-01-04/252, стоимость проезда, проживания, оплата суточных и иных подобных затрат приравнена статьей 168.1 ТК РФ к компенсациям. Следовательно, такие выплаты в соответствии со статьей 217 НК РФ освобождены от обложения НДФЛ (в пределах норм, установленных законодательством).

ЕСН

По вопросу налогообложения ЕСН сумм возмещения затрат работника в связи со служебными поездками Минфин России дал разъяснения в письме от 14 февраля 2008 г. № 03-04-06-02/10. В данном письме Минфин России, ссылаясь на подпункт 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ, напоминает, что не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством компенсационных выплат (в пределах норм), связанных в том числе с выполнением трудовых обязанностей.
Поэтому если в коллективном договоре, соглашении, локальных нормативных актах или трудовом договоре установлено, что работа физических лиц по занимаемой должности носит разъездной характер, то возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками этих лиц, не облагается ЕСН. В остальных случаях компенсации подлежат обложению в установленном порядке.

Налог на прибыль

Если учреждение занимается деятельностью, приносящей доход, ему надо учесть, что согласно статье 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся любые выплаты в пользу работников, предусмотренные трудовым законодательством, коллективным или трудовым договорами.
Законодательство не ограничивает размер возмещения за разъездной и подвижной характер работы, в связи с этим данные компенсационные выплаты могут быть включены в расходы в полном размере.
Однако в соответствии со статьей 252 НК РФ компенсации, как и любые расходы, должны быть экономически обоснованны и подтверждены документами.
Если размеры возмещения расходов установлены в твердых суммах, то их подтверждением будет соглашение, коллективный и трудовой договор, локальные нормативные акты, в которых приведены эти суммы, а также кассовые документы на выплату денежных средств работнику.
Расходы с нефиксированными суммами – по проезду и найму жилых помещений – следует возмещать, как мы уже сказали, на основании соответствующих документов (проездных билетов, квитанций, чеков и т.п.).
 
Судебно-арбитражная практика

Все споры между налоговыми органами и налогоплательщиками, которые не удается разрешить, ведут в арбитражные суды, и без знания судебно-арбитражной практики при отстаивании своей точки зрения, конечно, не обойтись. Практика эта обширна, причем суды различных инстанций выносят порой прямо противоположные решения.
Ниже мы рассмотрим несколько конкретных дел, заслуживающих особого внимания. Налогоплательщикам данные примеры помогут разрешить спорные вопросы, а сотрудникам налоговой службы – избежать «прохождения» жалоб по различным инстанциям.

Пример 1. Государственное учреждение «Централизованная бухгалтерия № 6 Юго-Западного окружного управления образования» в 2002–2004 гг. выделяло каждому образовательному учреждению по 500 руб. ежемесячно на компенсацию транспортных расходов. Деньги выделялись за счет экономии предусмотренных в смете расходов. Данные суммы выдавались под отчет материально ответственным работникам, которые ежемесячно составляли и сдавали в централизованную бухгалтерию авансовые отчеты об их расходовании.
При этом образовательные учреждения не приобретали проездные билеты. Ведь 500 руб. хватило бы только на один билет, воспользоваться которым мог бы только один человек, тогда как необходимость в поездках могла возникнуть одновременно у нескольких сотрудников.
Расходование данных средств образовательные учреждения отражали в книгах учета служебных разъездов (первичные учетные документы), которые были пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. В данных книгах в течение месяца указывались следующие сведения: дата, маршрут поездки, фамилия и инициалы сотрудника, осуществившего поездку, и вид транспорта. Также велись ведомости расходов на разъезды по служебным делам, где записывались дата и маршрут поездки (откуда, куда выезжал), стоимость проезда и сумма израсходованных за месяц средств. Ведомости подписывал заместитель директора по административно-хозяйственной части образовательного учреждения.
ИФНС России № 27 по г. Москве провела выездную налоговую проверку централизованной бухгалтерии № 6, по результатам которой был составлен акт от 29 июня 2006 г. и вынесено решение от 1 сентября 2006 г. № 13/68.
В соответствии с резолютивной частью решения начислено к уплате 350 518 498,6 руб., в том числе:
– недоимка по НДФЛ за 2002–2004 гг., пени и штраф;
– недоимка по ЕСН за 2002–2004 гг.
Государственное учреждение обратилось в арбитражный суд о признании незаконным данного решения. Суд первой инстанции удовлетворил заявленные государственным учреждением требования и вынес постановление, резолютивная часть которого была объявлена 1 марта 2007 г. При этом суд исходил из следующего.
Недоимка по НДФЛ и ЕСН начислена инспекцией, так как был сделан вывод о неправомерном неисчислении и неудержании указанных налогов с сумм, выданных работникам образовательных учреждений под отчет на оплату служебных поездок. По мнению налогового органа, эти суммы являются доходом работников и подлежат обложению НДФЛ.
Суд первой инстанции установил, что централизованная бухгалтерия, согласно ее уставу, создана:
– для обеспечения оперативного финансирования текущего содержания образовательных учреждений Юго-Западного административного округа г. Москвы;
– обеспечения материально-технической базы учреждений;
– контроля за правильностью постановки бухгалтерского учета и ведения финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений;
– создания необходимых условий для организации учебно-воспитательного процесса.
Суд отклонил доводы инспекции о том, что указанные расходы документально не подтверждены, так как исследованные судом документы соответствуют требованиям статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Законами и иными нормативными актами о налогах и сборах, о правилах ведения бухгалтерского учета не установлено, что расходы на проезд общественным транспортом могут подтверждаться только билетами, а также что в разъездных ведомостях должны стоять штампы организаций, в которые осуществлялась поездка.
Работники государственных образовательных учреждений в соответствии с действующим законодательством и другими нормативными актами обязаны совершать служебные поездки. Поэтому является экономически обоснованным решение руководства этих учреждений не приобретать проездной билет для одного сотрудника, а выдавать деньги разным сотрудникам, чтобы они могли совершать поездки одновременно.
Считать денежные средства, выданные для осуществления этих поездок, личным доходом данных лиц неправомерно, так как оплата проезда произведена образовательным учреждением не в интересах его работников, а для выполнения ими своих обязанностей. Следовательно, данные выплаты не соответствуют объекту налогообложения, указанному в статьях 209 и 211 НК РФ.
Суд указал, что согласно статьям 217 и 238 НК РФ денежные средства, выдаваемые на приобретение проездных билетов для служебных разъездов, не относятся к доходам физического лица и не включаются в налогооблагаемую базу налога на доходы физических лиц.
Компенсация расходов по проезду работника, в том числе денежные средства, выданные под отчет для приобретения проездных билетов при выполнении работы, носящей разъездной характер, не подлежит обложению единым социальным налогом.
Кроме того, инспекция не представила доказательств расходования указанных средств не по назначению.
В результате суд пришел к выводу о том, что решение инспекции о привлечении заявителя к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ за неправомерное неполное перечисление сумм НДФЛ, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом, и по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату ЕСН является незаконным. Требования инспекции об уплате недоимки по налогам и штрафов также являются незаконными.
Девятый Арбитражный апелляционный суд рассмотрел дело № 09АП-2028/2007-АК от 9 марта 2007 г. о порядке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу. Апелляционный суд признал выводы суда первой инстанции обоснованными.

Ниже будут рассмотрены судебные решения, принятые в отношении организаций, не являющихся бюджетными учреждениями. Несмотря на это, данные решения являются актуальными и для «бюджетников».

Пример 2. Сотрудники ЗАО «Страховая компания “АЛЬМА”» Шапиро Л.Я. и Яковлева А.Ю., являясь подотчетными лицами, приобретали карточки для проезда в метро всем сотрудникам, имеющим на это право в соответствии с приказом по организации. При этом стоимость карточек возмещалась Шапиро Л.Я. и Яковлевой А.Ю. на основании справок Санкт-Петербургского ГУП «Петербургский метрополитен».
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Санкт-Петербургу (далее – инспекция), проверив организацию, вынесла решение от 18 июля 2006 г. № 16-31/223 с требованием уплатить ЕСН с компенсаций проезда на метро. В решении было указано, что в должностных инструкциях данных лиц не предусмотрен разъездной характер работы, а к авансовым отчетам не приложены первичные документы, подтверждающие расходы.
Страховая компания обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с просьбой признать частично недействительным решение инспекции. Иск был удовлетворен.
Инспекция подала апелляционную жалобу с просьбой отменить данное решение арбитражного суда и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Тринадцатый Арбитражный апелляционный суд проверил законность и обоснованность решения суда первой инстанции и вынес постановление от 19 сентября 2007 г. по делу № А56-31762/2006.
При этом суд руководствовался следующим.
Согласно статье 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Она определяется для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.
Если транспортные расходы осуществляются работником для выполнения трудовых обязанностей, то суммы возмещения организацией этих расходов не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) работника и, соответственно, не могут являться объектом обложения НДФЛ.
Налоговый орган не представил доказательств того, что подотчетные лица использовали проездные документы в личных целях, не связанных с исполнением трудовых обязанностей. Следовательно, компенсация расходов на проезд не является их доходом.
Нормами НК РФ не предусматривается представление в качестве первичных документов проездных билетов на магнитной основе.
Все виды установленных компенсационных выплат, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, не подлежат обложению ЕСН в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ.
Кроме того, налоговым органом не оспаривается, что Шапиро Л.Я. и Яковлева А.Ю. приобретали билеты не себе, а всем сотрудникам, имеющим на это право. Таким образом, даже если согласиться с точкой зрения налогового органа, неправомерно вменять получение дохода данным лицам, тогда как на самом деле его получали другие лица.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд пришел к выводу, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, и не удовлетворил апелляционную жалобу инспекции.

Пример 3. Похожее дело было рассмотрено в Федеральном арбитражном суде Центрального округа.
ЗАО «Инвестиционно-жилищная компания “Маратон”» в правилах внутреннего трудового распорядка установило, что отдельным категориям работников для выполнения трудовых обязанностей на время поездки в госучреждения, организации, общества может предоставляться служебный транспорт или – при его отсутствии – проездной билет.
Инспекция МНС России по Железнодорожному району г. Орла провела выездную налоговую проверку и установила, что организация не учитывала в составе налогооблагаемого дохода физических лиц доходы, полученные в виде стоимости проездных билетов, оплаченных работникам из средств организации.
По результатам проверки налоговый орган вынес решение от 16 марта 2004 г. № 3 о привлечении ЗАО «ИЖК “Маратон”» к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, за невыполнение обязанности по удержанию и перечислению подоходного налога (налога на доходы физических лиц).
Компания «Маратон» обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным данного решения. Арбитражный суд Орловской области решением от 7 июня 2004 г. удовлетворил заявленное требование, апелляционная инстанция постановлением от 5 августа 2004 г. оставила его без изменения.
Налоговая инспекция подала кассационную жалобу с просьбой отменить судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Дело было рассмотрено в Федеральном арбитражном суде Центрального округа. Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав мнение представителя ЗАО «ИЖК “Маратон”», кассационная инстанция не усмотрела оснований для ее удовлетворения (постановление от 26 ноября 2004 г. по делу № А48-1748/04-2).
При этом суд установил следующее.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования ЗАО «Маратон», исходил из того, что в силу пункта 3 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды компенсационных выплат, установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ).
Согласно статье 164 ТК РФ под компенсацией понимаются денежные выплаты для возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Следовательно, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оплата ЗАО «Маратон» билетов на проезд в городском общественном транспорте носила компенсационный характер и была связана с выполнением физическими лицами трудовых обязанностей. Работа физических лиц, указанных в акте проверки и решении налогового органа, имела разъездной характер.

Пример 4. К аналогичным выводам пришел Федеральный арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 11 апреля 2005 г. по делу № А48-6649/04-15.
Согласно правилам внутреннего трудового распорядка ЗАО «Энергоснаб» отдельным категориям работников для выполнения трудовых обязанностей предоставлялся проездной билет.
Инспекция МНС России провела проверку ЗАО «Энергоснаб». В ходе проверки установлено, что ЗАО не учитывало в составе налогооблагаемого дохода физического лица доходы, полученные им в виде стоимости проездных билетов, оплаченных из средств организации.
По результатам проверки налоговый орган принял решение от 17 июня 2004 г. № 8/07 о привлечении ЗАО «Энергоснаб» к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ за невыполнение обязанности по удержанию и перечислению подоходного налога (налога на доходы физических лиц), в виде штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей взысканию и перечислению.
ФАС Центрального округа удовлетворил требование ЗАО «Энергоснаб» признать недействительным данное решение.
При этом суд исходил из того, что оплата билетов на проезд в городском общественном транспорте носит компенсационный характер и связана с выполнением работником трудовых обязанностей.
 
Главная 
Наши журналы
Отзывы
Контакты
 
Поделиться: