click fraud detection

Важные вопросы исполнения
федерального бюджета в 2009 году


 (из архива статей БиНО за февраль 2009 года)
 
Е.А. Князева,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации III класса,
к.э.н.

 
Федеральный закон о федеральном бюджете – это главный финансово-бюджетный документ страны, в котором определены основные направления, процедуры и правила поведения всех участников бюджетного процесса на очередной финансовый год и уже во второй раз – на плановый период, то есть на два следующих года.
24 ноября 2008 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (далее – Закон о бюджете).
Основные характеристики федерального бюджета на 2009 г., исходя из уровня инфляции, не превышающего 8,5%, таковы:
– общий объем доходов федерального бюджета прогнозируется в сумме 10 927 137 733,0 тыс. руб., в том числе объем нефтегазовых доходов федерального бюджета – в сумме 4 692 509 635,0 тыс. руб.;
– общий объем расходов федерального бюджета – в сумме 9 024 654 998,3 тыс. руб. Вместе с тем следует иметь в виду, что приведенные цифры в настоящее время уже не отвечают существующей экономической ситуации в стране. Поэтому в ближайшее время следует ожидать изменений в Законе о бюджете.
Основные положения Закона о бюджете конкретизируются и уточняются в Постановлении Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 987 «О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов”» (далее – Постановление).
Рассмотрим основные положения Закона о бюджете и Постановления.

Взаимодействие органов Федерального казначейства
с администраторами доходов

Законом о бюджете (статья 4) утверждены перечень главных администраторов доходов федерального бюджета (приложение 4 к Закону о бюджете) и перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (приложение 5 к Закону о бюджете).
Минфину России предоставлено право вносить в 2009 г. изменения и в эти перечни, и в состав закрепленных за администраторами кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации или классификации источников финансирования дефицитов бюджетов. Изменения Минфин России внесет в том случае, если изменятся состав и (или) функции главных администраторов доходов федерального бюджета или главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Главные администраторы доходов федерального бюджета по согласованию с Минфином России вправе наделить свои территориальные органы (подразделения) отдельными полномочиями главных администраторов доходов федерального бюджета. Для этого соответствующий орган государственной власти РФ должен издать нормативный правовой акт.
Напомним, что с 1 января 2009 г. действует Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный приказом Минфина России от 5 сентября 2008 г. № 92н (далее – Приказ № 92н). Порядком определены и документы, которые предоставляют администраторам доходов бюджета органы Федерального казначейства. Они представлены в табл. 1 (с. 15).
Обращаем внимание, что с 1 января 2009 г. администраторам поступлений в бюджет должны быть открыты лицевые счета в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденным приказом Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. № 7н (далее – Порядок № 7н).
 
Таблица 1
Перечень документов,
предоставляемых администраторам доходов бюджета
органами Федерального казначейства
в соответствии с Приказом № 92н
 
№ п/п Наименование документа Основание
предоставления
Срок предоставления
1 Запрос на выяснение принадлежности платежа (код по КФД 0531808) с приложением первичных документов Наличие в расчетных документах информации о предполагаемом администраторе доходов бюджета (администратор) Не позднее рабочего дня, следующего за днем формирования Запроса
2 Справка о перечислении поступлений в бюджеты (разделы I и III) (код по КФД 0531468) (Справка) Наличие совершенных операций по администрируемым доходам Один раз в месяц по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным; по обращению администратора – ежедневно на следующий рабочий день после формирования Справки
3 Выписка из Сводного реестра поступлений и выбытий (код по КФД 0531472) Обращение администратора и наличие электронного документооборота На следующий рабочий день после получения из учреждения банка выписки и приложенных к ней документов
4 Сводные сведения по данным лицевых счетов подведомственных администраторов доходов бюджета главного администратора (администратора с полномочиями главного администратора) доходов бюджета (код по КФД 0531474) (Сводные сведения) Обращение администратора с полномочиями главного администратора и наличие электронного документооборота Один раз в месяц, не позднее рабочего дня, следующего за днем формирования Сводных сведений
 
Для открытия лицевого счета администратора доходов бюджета в орган Федерального казначейства должен быть представлен правовой акт главного администратора доходов федерального бюджета, в ведении которого находится администратор доходов. Данным правовым актом участник бюджетного процесса должен быть наделен полномочиями администратора доходов федерального бюджета, а также указаны администрируемые им коды бюджетной классификации Российской Федерации.
Копия указанного правового акта должна быть заверена в установленном порядке участником бюджетного процесса, представившим правовой акт, либо главным администратором доходов федерального бюджета.
Например, Банк России, являющийся главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы РФ, закрепил полномочия администраторов доходов за своими территориальными учреждениями в Положении о порядке администрирования Центральным банком Российской Федерации поступлений в бюджетную систему Российской Федерации отдельных видов доходов от 27 августа 2008 г. № 320-П.
Обращаем внимание, что главные администраторы доходов должны также внести соответствующие изменения в нормативные правовые акты, закрепляющие полномочия администраторов доходов за своими территориальными органами и учреждениями, в случае внесения изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.
Документы, которые органы Федерального казначейства должны предоставлять администраторам доходов бюджета в соответствии с Порядком № 7н, приведены в табл. 2.
 
Таблица 2
Перечень документов, предоставляемых органами
Федерального казначейства администраторам доходов бюджета
в соответствии с Порядком № 7н

 
№ п/п Наименование документа Основание
предоставления
Срок предоставления
1 Выписка из лицевого счета администратора доходов бюджета (код по КФД 0531761) с приложением первичных документов Отражение на лицевом счете совершенных операций Не позднее рабочего дня, следующего за днем формирования Выписки из лицевого счета
2 Приложение к Выписке из лицевого счета администратора доходов бюджета (код по КФД 0531779) В соответствии с обращением администратора Не позднее рабочего дня, следующего за днем формирования приложения к Выписке из лицевого счета
3 Отчет о состоянии лицевого счета администратора доходов бюджета (код по КФД 0531787) (Отчет) Один раз в месяц или за период по письменному запросу администратора Не позднее рабочего дня, следующего за днем формирования Отчета
 
Поскольку с 1 января 2009 г. администраторы доходов бюджета будут обслуживаться в органе Федерального казначейства по месту своего нахождения, то взаимодействие органов Федерального казначейства и администраторов доходов бюджета должно осуществляться следующим образом.
В случае, если администратор доходов бюджета обслуживается в отделении Федерального казначейства (далее – Отделение) и не имеет с ним электронного документооборота, то документы, установленные для проведения операций по учету поступлений в бюджет, он должен представлять в Отделение.
Уполномоченные сотрудники Отделения:
– контролируют оформление документов администраторами доходов бюджета в соответствии с установленным порядком, а также соответствие подписей, указанных в документах, подписям, указанным в Карточке образцов подписей;
– вводят документы в систему электронного документооборота Федерального казначейства (далее – СЭД) и в электронном виде направляют их в Управление Федерального казначейства (далее – Управление) для проведения соответствующих операций.
Соответственно, установленная информация, подлежащая направлению администратору доходов бюджета, формируется Управлением и по СЭД направляется в Отделение для дальнейшего ее вручения администратору доходов бюджета.
В соответствии с Приказом № 92н органы Федерального казначейства исполняют или возвращают документы администраторов доходов бюджета в срок не более трех рабочих дней со дня их представления.
Учитывая изложенное, руководителям органов Федерального казначейства следует усилить контроль за приемом документов администраторов доходов бюджетов, а также за обоснованностью и достоверностью проводимых операций, включая операции по возврату платежей плательщикам.
В случае, если администратор доходов бюджета имеет с органами Федерального казначейства электронный документооборот, то обмен информацией между ними производится на основании Договора об обмене электронными документами. Причем администратор доходов бюджета может выбрать, с кем ему заключить такой договор – с Управлением или Отделением.

Средства от приносящей доход деятельности

Статья 6 Закона о бюджете устанавливает, что средства в валюте Российской Федерации, полученные федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства. Эти средства федеральные бюджетные учреждения расходуют в пределах остатков средств на их лицевых счетах в соответствии:
– с генеральными разрешениями (разрешениями), оформленными главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, в порядке, установленном Минфином России;
– сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утвержденными в порядке, определяемом главными распорядителями средств федерального бюджета. Как и прежде, федеральным бюджетным учреждениям запрещено направлять средства, полученные от приносящей доход деятельности, на создание других организаций, на покупку ценных бумаг, а также размещать их на депозиты в кредитных организациях.
Напомним, что Порядок осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержден приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н (далее – Порядок № 88н).
Согласно указанному Порядку только до 1 марта 2009 г. действуют выданные в соответствии с приказом Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н:
– генеральные разрешения на открытие в органах Федерального казначейства лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, главным распорядителям средств федерального бюджета и подведомственным им учреждениям;
– соответствующие разрешения на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Если будут приняты нормативные правовые акты, упраздняющие или, наоборот, устанавливающие источники образования и (или) направления использования средств от приносящей доход деятельности, то главные распорядители в 20-дневный срок со дня их введения должны оформить Дополнение к Генеральному разрешению на осуществление приносящей доход деятельности и представить его на рассмотрение в Минфин России. Форма Дополнения приведена в приложении 4 к Порядку № 88н (код формы по КФД 0531734). Такая норма установлена пунктом 2.11 Порядка № 88н.
Изменения необходимо внести потому, что в 2008 г. в Разрешении указывался нормативный акт, который в 2009 г. перестал быть актуальным, – Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».
Обращаем внимание, что в 2009 г. кассовые расходы за счет средств от приносящей доход деятельности будут производиться в пределах годовых сметных назначений, указанных в Сведениях о смете в разрезе кодов бюджетной классификации. Это предусмотрено пунктом 4.5 Порядка № 88н.

Средства, полученные от сдачи в аренду имущества

Остатки средств федерального бюджета, которые образовались на счетах Федерального казначейства в связи с неиспользованием по состоянию на 1 января 2009 г. доходов федерального бюджета от сдачи в аренду находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным государственным учреждениям имущества, будут направлены на содержание и развитие материально-технической базы учреждений. Эти средства будут направлены сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета.
Данная норма действует в отношении федеральных бюджетных учреждений культуры и искусства, здравоохранения, науки, научного обслуживания государственных академий наук, образовательных и архивных учреждений.

Средства, поступающие
во временное распоряжение ФБУ

Сохранена норма о том, что средства в валюте РФ, которые поступают во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждений, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства. Порядок учета этих средств устанавливается Федеральным казначейством (статья 6 Закона о бюджете).
Вместе с тем Закон о бюджете конкретизировал данную норму, установив, что данное положение распространяется на районные, межрайонные и специализированные подразделения территориальных органов Федеральной службы судебных приставов в связи с осуществлением судебными приставами – исполнителями исполнительных действий в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

Авансирование расходов

Предельные размеры авансовых платежей, которые могут предусматривать получатели бюджетных средств при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, в том числе и договоров, подлежащих оплате за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, установлены пунктом 6 Постановления.
Как и прежде, в размере до 100% суммы договора (контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, могут авансироваться следующие договоры (контракты):
– на оказание услуг связи;
– подписку на печатные издания и их приобретение;
– обучение на курсах повышения квалификации;
– приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом;
– приобретение путевок на санаторно-курортное лечение;
– обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Кроме того, с 2009 г. получатели средств федерального бюджета могут финансировать в размере 100% участие в научных, методических, научно-практических и иных конференциях, проведение государственной экспертизы проектной документации и результаты инженерных изысканий, проведение Всероссийской олимпиады школьников.
В размере до 60% суммы договора (контракта), но не более 60% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, получатели средств могут предусматривать аванс в государственных контрактах на оказание услуг по авиационным перевозкам:
– высших должностных лиц органов государственной власти РФ;
– иных должностных лиц и представителей официальных делегаций, выполняемым по отдельным решениям Президента РФ.
В размере до 30% суммы договора (контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, получатели средств могут авансировать остальные договоры (контракты), если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Обращаем внимание, что отдельным Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 975 «Об авансировании договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в отношении объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности Российской Федерации, включенных в подпрограмму “Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе” федеральной целевой программы “Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года”» регулируется авансирование договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в отношении объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности РФ, включенных в указанную подпрограмму.
Получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в отношении объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности РФ и включенных в указанную подпрограмму, вправе предусматривать авансовые платежи в размере до 30% суммы контракта в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на реализацию контрактов, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году. При этом необходимо, чтобы победитель конкурса (аукциона) или участник конкурса (аукциона), с которым заключается контракт в случае уклонения победителя конкурса (аукциона) от заключения контракта, предоставил обеспечение выполнения контракта.
Обращаем ваше внимание, что нормы об авансовых платежах устанавливают право, а не обязанность получателей средств федерального бюджета предусматривать авансовые платежи в заключаемых ими договорах (контрактах).
Вместе с тем ограничения по авансовым платежам распространяются на договоры (контракты), заключенные на любые суммы и подлежащие оплате как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Санкционирование авансовых платежей
по договорам аренды

Как уже было отмечено, вопросы уплаты авансовых платежей за счет средств федерального бюджета регулируются пунктом 6 Постановления. Данная норма устанавливает право получателей средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, включая договоры, подлежащие оплате за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, предусматривать авансовые платежи в размерах, определенных данным пунктом.
Вместе с тем согласно Гражданскому кодексу РФ договор аренды является самостоятельным видом гражданско-правового договора, отличного от договоров поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг.
Учитывая изложенное, положения пункта 6 Постановления не распространяются на правоотношения, связанные с заключением договоров аренды и их исполнением.
В соответствии с положениями статьи 614 ГК РФ порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. При этом арендная плата может устанавливаться в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно.
Таким образом, в случае, если договором аренды, заключенным между получателем средств федерального бюджета (арендатором) и арендодателем, предусмотрены условия внесения авансовых платежей, органы Федерального казначейства не вправе отказывать получателю средств федерального бюджета в приеме платежных поручений на оплату возникших в соответствии с данным договором денежных обязательств.

Заключение контрактов
на срок свыше финансового года

Как известно, начиная с 2008 г. Закон о бюджете утверждается сроком на три года. В целях реализации Закона о бюджете бюджетные данные (в том числе лимиты бюджетных обязательств) доводятся в установленном порядке до главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период.
Для принятия новых обязательств, то есть для заключения новых государственных контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами или для исполнения (оплаты) ранее принятых обязательств по ранее заключенным контрактам (договорам) получателю средств доводятся лимиты бюджетных обязательств.
Таким образом, получатель средств федерального бюджета начиная с 2008 г. вправе заключать в установленном порядке контракт (договор) на срок, выходящий за пределы финансового года, в соответствии с доведенными до него лимитами бюджетных обязательств.
Положениями пункта 3 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ установлены исключения из указанной нормы, а именно государственные контракты (договоры) могут заключаться получателем средств федерального бюджета с превышением доведенных лимитов бюджетных обязательств в случае, если:
– предметом государственного контракта является поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом РФ;
– выполняются работы, оказываются услуги, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более трех лет.
Такие государственные контракты могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели федеральными целевыми программами (включая долгосрочные целевые программы на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ), государственной программой вооружения либо в соответствии с решениями Правительства РФ.
Разъяснения по заключению контрактов на срок более финансового года дано в письме Минфина России от 26 октября 2008 г. № 02-03-0/3290. Согласно нему государственные заказчики вправе принимать бюджетные обязательства путем заключения государственных контрактов (договоров) на срок до трех лет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. А бюджетные обязательства по контрактам, превышающим три года, должны заключаться:
– в пределах объема соответствующего расходного обязательства в рамках федеральной целевой программы;
– по государственным контрактам (договорам) на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом в случае принятия отдельного решения Правительства РФ.
 
На главную >

О журналах

Электронные
журналы

Подписаться

Архив
статей

Размышления
у картины

Галерея

Программы
 
Поделиться: