click fraud detection

В новый финансовый год
с новой инструкцией


(из архива статей БиНО за февлаль 2009 года)
 
С.В. Романов,
заместитель директора
Департамента бюджетной политики
и методологии Минфина России

 
Внесение комплексных поправок в Бюджетный кодекс РФ обеспечило создание законодательной основы для эффективного функционирования и развития бюджетной системы Российской Федерации и повышения результативности бюджетных расходов, на законодательном уровне дано определение бюджетного учета, установлены единая методология и порядок составления, проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Формируемая консолидированная бюджетная отчетность муниципального образования, субъекта РФ, государственного внебюджетного фонда РФ, Российской Федерации в целом включает всю необходимую информацию о деятельности соответствующего публично-правового образования. При этом консолидированная отчетность публично-правового образования формируется соответствующим финансовым органом на основании консолидированной бюджетной отчетности, составленной главными администраторами бюджетных средств, администраторами, выполняющими отдельные полномочия главного администратора на основании представленной бюджетной отчетности подведомственных им участников бюджетного процесса. Порядок формирования бюджетной отчетности предполагает ответственность каждого главного администратора бюджетных средств за качество формируемой отчетности по соответствующему публично-правовому образованию, которая должна быть достоверной и полной, так как она используется различными заинтересованными пользователями как для управления, так и для оценки эффективности управления бюджетным процессом. Формирование качественной, достоверной и полной бюджетной отчетности предполагает надлежащий уровень качества ведения бюджетного учета.
С момента начала внедрения в рамках осуществления в Российской Федерации бюджетной реформы новых нормативных документов по бюджетному учету и отчетности в бюджетное законодательство внесены значительные изменения. Наряду с этим накоплен определенный объем требующих нормативного регулирования вопросов в части отражения отдельных операций в бюджетном учете, разъяснения по которым давали Минфин России и Федеральное казначейство. Таким образом, назрела объективная необходимость внесения соответствующих изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н (далее – Инструкция № 25н).
О предстоящих изменениях в Инструкцию по бюджетному учету и их необходимости специалисты Минфина России говорили в течение 2008 г., и работники бухгалтерских служб бюджетных учреждений ожидали нового нормативного правового акта, устанавливающего измененный план счетов и единую методологию бюджетного учета.
Таким документом стал приказ Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (далее – Инструкция № 148н).
Рассмотрим основные изменения, внесенные в Инструкцию № 148н.
 
Соответствие Бюджетному кодексу РФ

Прежде всего, изменения коснулись понятий и терминов, применяемых в Инструкции № 148н, которые приведены в соответствие с Бюджетным кодексом РФ.
Согласно статье 154 БК РФ исполнение бюджета организуют соответствующие финансовые органы, а бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ осуществляет Федеральное казначейство. Поэтому в Инструкции № 148н наряду с терминами «орган, организующий исполнение бюджета» и «орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета» применяются соответствующие понятия «финансовый орган» и «орган казначейства». В связи с этим внесены соответствующие изменения в наименования отдельных счетов Плана счетов бюджетного учета.
Согласно статье 158 БК РФ внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями бюджетных средств являются внутриведомственными расчетами. Соответствующие изменения внесены в наименования счетов Плана счетов бюджетного учета.
Пример таких изменений приведен в таблице на с. 26.
 
Номер счета Наименование счета
согласно Инструкции № 25н согласно Инструкции № 148н
0 203 00 000 Средства на счетах органов, осу­ществляющих кассовое обслужи­вание исполнения бюджетов Средства на счетах органа казна­чейства
0 210 02 000 Расчеты по поступлениям в бюджет
с органами, организующими испол­нение бюджетов
Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами
0 304 04 000 Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств Внутриведомственные расчеты
0 304 05 000 Расчеты по платежам из бюджета
с органами, организующими испол­нение бюджетов
Расчеты по платежам из бюджета
с финансовыми органами
 
Кроме того, применяемые в Инструкции № 25н наименования отдельных кодов КОСГУ не соответствовали наименованиям операций сектора государственного управления, установленным Бюджетным кодексом РФ, а также утвержденным приказом Минфина России Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (далее – Указания).
Инструкцией № 148н установлено необходимое соответствие нормам Бюджетного кодекса РФ. Ниже в таблице приведено сравнение наименований показателей операций сектора государственного управления, применяемых в Инструкции № 25н и в Инструкции № 148н.

Код Наименование показателя
согласно Инструкции № 25н согласно Инструкции № 148н
100 Доходы
130 Доходы от рыночных продаж готовой продукции, услуг, работ Доходы от оказания платных услуг
150 Безвозмездные и безвозвратные пос­тупления от бюджетов Безвозмездные поступления от бюд­жетов
152 Перечисления от наднациональных организаций и правительств иностран­ных государств Поступления от наднациональных организаций и правительств ино­странных государств
153 Перечисления от международных финансовых организаций Поступления от международных финансовых организаций
160 Взносы, отчисления на социальные нужды Взносы на социальные нужды
200 Расходы
210 Оплата труда и начисления на оплату труда Оплата труда и начисления на вып­латы по оплате труда
213 Начисления на оплату труда Начисления на выплаты по оплате труда
220 Приобретение услуг Оплата работ, услуг
225 Услуги по содержанию имущества Работы, услуги по содержанию иму­щества
226 Прочие услуги Прочие работы, услуги
230 Обслуживание долговых обязательств Обслуживание государственного (муниципального) долга
231 Обслуживание внутренних долговых обязательств Обслуживание внутреннего долга
232 Обслуживание внешних долговых обя­зательств Обслуживание внешнего долга
240 Безвозмездные и безвозвратные пере­числения организациям Безвозмездные перечисления орга­низациям
241 Безвозмездные и безвозвратные пе­речисления государственным и муни­ципальным организациям Безвозмездные перечисления госу­дарственным и муниципальным орга­низациям
242 Безвозмездные и безвозвратные пере­числения организациям, за исключе­нием государственных и муниципаль­ных организаций Безвозмездные перечисления орга­низациям, за исключением государ­ственных и муниципальных орга­низаций
250 Безвозмездные и безвозвратные пере­числения бюджетам Безвозмездные перечисления бюд­жетам
600 Выбытие финансовых активов
640 Уменьшение задолженности по бюд­жетным кредитам Уменьшение задолженности по бюд­жетным ссудам и кредитам
700 Увеличение обязательств
710 Увеличение задолженности по внут­ренним долговым обязательствам Увеличение задолженности по внут­реннему государственному (муници­пальному) долгу
720 Увеличение задолженности по внеш­ним долговым обязательствам Увеличение задолженности по внеш­нему государственному долгу
800 Уменьшение обязательств
810 Уменьшение задолженности по внут­ренним долговым обязательствам Уменьшение задолженности по вну­треннему государственному (муници­пальному) долгу
820 Уменьшение задолженности по внешним долговым обязательствам Уменьшение задолженности по внеш­нему государственному долгу
 
Соответственно, указанные изменения нашли отражение в наименованиях счетов Плана счетов бюджетного учета.
Например, счет бюджетного учета 0 205 03 000, который согласно Инструкции № 25н именовался «Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг», в соответствии с Инструкцией № 148н называется «Расчеты по доходам от оказания платных услуг».
Счет бюджетного учета 0 302 03 000, именуемый в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, установленным Инструкцией № 25н, «Расчеты по начислениям на оплату труда», в соответствии с Инструкцией № 148н называется «Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда».
Кроме того, необходимо обратить внимание, что в соответствии с нормами Инструкции № 148н код счета бюджетного учета образуют 9 разрядов (с 18-го по 26-й разряды) в структуре номера счета, включая код КОСГУ, а не 6 разрядов (с 18-го по 23-й разряды), как было установлено пунктом 9 Инструкции № 25н.

Новые объекты бюджетного учета

Инструкцией № 148н вводятся новые объекты бюджетного учета:
1) нефинансовые активы имущества казны (код счета бюджетного учета 0 108 00 000), в том числе:
– недвижимое имущество в составе имущества казны (0 108 01 000);
– движимое имущество в составе имущества казны (0 108 02 000);
– нематериальные активы в составе имущества казны (0 108 03 000);
– непроизведенные активы в составе имущества казны (0 108 04 000);
– материальные запасы в составе имущества казны (0 108 05 000);
2) амортизация библиотечного фонда (код счета бюджетного учета 0 104 07 000);
3) амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны (0 104 10 000);
4) амортизация движимого имущества в составе имущества казны (0 104 11 000);
5) амортизация нематериальных активов в составе имущества казны (0 104 12 000);
6) расчеты по поступлениям с органами казначейства (0 210 04 000);
7) вложения в финансовые активы (0 215 00 000);
8) внутриведомственные расчеты по изменению (увеличению) остатков денежных средств (0 304 04 510);
9) внутриведомственные расчеты по изменению (уменьшению) остатков денежных средств (0 304 04 610).
В связи с введением новых объектов бюджетного учета изменены номера счетов бюджетного учета, на которых ранее осуществлялся учет отдельных объектов. Пример таких изменений приведен ниже в таблице.
 
Наименование счета Код счета бюджетного учета
согласно Инструкции № 25н согласно
Инструкции № 148н
Амортизация прочих основных средств 0 104 07 000 0 104 08 000
Амортизация нематериальных активов 0 104 08 000 0 104 09 000
 
Наряду с введением новых объектов бюджетного учета из Плана счетов бюджетного учета исключены счета аналитического учета счета 0 401 02 000 «Финансовый результат по резервному фонду» в полном объеме.
Значительные изменения претерпел План счетов бюджетного учета в части счетов раздела 5 «Санкционирование расходов бюджета», на которых будут учитываться такие новые объекты бюджетного учета, как:
1) утвержденные лимиты бюджетных обязательств (0 501 09 000);
2) принятые обязательства по приносящей доход деятельности (0 502 02 000);
3) бюджетные ассигнования к распределению (0 503 02 000);
4) бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам (0 503 03 000);
5) переданные бюджетные ассигнования (0 503 04 000);
6) полученные бюджетные ассигнования (0 503 05 000);
7) бюджетные ассигнования в пути (0 503 06 000);
8) утвержденные бюджетные ассигнования (0 503 09 000);
9) сметные назначения по приносящей доход деятельности (0 504 00 000), в том числе:
– утвержденные сметные назначения по приносящей доход деятельности (0 504 01 000);
– сметные назначения по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств (0 504 02 000).
Расширен и уточнен перечень объектов, которые учитываются и на забалансовых счетах:
– основные средства в пользовании (01);
– списанная задолженность, невостребованная кредиторами (20);
– материальные ценности, полученные по централизованному снабжению (22);
– периодические издания для пользования (23).
Рассмотрим подробнее особенности бюджетного учета как новых объектов, так и объектов бюджетного учета, в состав которых внесены уточнения и изменения.

Особенности бюджетного учета отдельных объектов

Уточнение отдельных вопросов бюджетного учета

Вложения в объекты нефинансовых активов

Прежде всего, необходимо отметить, что в Инструкции № 148н в отличие от Инструкции № 25н перегруппирована информация об объектах нефинансовых активов путем вынесения в общий раздел положений, касающихся всех видов нефинансовых активов. Это касается вопросов формирования первоначальной, балансовой и рыночной стоимостей и их изменения, вопросов переоценки нефинансовых активов и определения сроков их полезного использования в целях бюджетного учета и начисления амортизации. В общем разделе приведен перечень вложений на их приобретение, сооружение и изготовление, в котором уточнены затраты учреждения, которые формируют первоначальную стоимость нефинансовых активов.
Например, в результате таких уточнений в состав затрат на приобретение, сооружение и изготовление объектов нефинансовых активов включены следующие затраты:
– суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу);
– патентные пошлины и иные аналогичные платежи, связанные с уступкой (приобретением) исключительных (имущественных) прав правообладателя;
– расходы по изготовлению (израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на оплату труда, услуги сторонних организаций и т.д.).

Порядок определения срока полезного использования нефинансовых активов

Инструкцией № 148н уточнен порядок определения срока полезного использования объектов нефинансовых активов в целях принятия их к бюджетному учету и начисления амортизации. Для определения срока полезного использования учреждение должно руководствоваться прежде всего информацией, которая содержится в законодательстве Российской Федерации, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации. Например, в настоящее время таким нормативным правовым актом является Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
Если такая информация в указанных нормативных правовых документах отсутствует, то при установлении срока полезного использования объектов нефинансовых активов надо исходить из рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества.
При отсутствии информации в первом и втором источниках срок полезного использования объекта определяется на основании решения комиссии учреждения по выбытию нефинансовых активов. При принятии такого решения должны быть учтены следующие факторы:
– ожидаемый срок использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
– ожидаемый физический износ, который зависит от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
– нормативно-правовые и другие ограничения использования этого объекта;
– гарантийный срок использования объекта. Установленный комиссией срок полезного использования объекта не должен быть меньше гарантийного срока его использования;
– сроки фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации – для объектов, безвозмездно полученных от бюджетных учреждений, участников бюджетного процесса бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от государственных и муниципальных организаций.

Материальные запасы

Нередко возникали разногласия между учреждениями и органами казначейства и органами государственного и финансового надзора по вопросам отнесения тех или иных объектов к материальным запасам или основным средствам. Критерии отнесения объекта к основным средствам были установлены пунктами 10 и 18 Инструкции № 25н, и основной из них – это срок его полезного использования, а фраза пункта 48 Инструкции № 25н об отнесении к материальным запасам предметов, используемых в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящихся к основным средствам в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (далее – ОКОФ), вводила в заблуждение некоторых специалистов. Они ошибочно полагали, что объект, перечисленный в ОКОФ, относится к основным средствам, в противном случае это материальные запасы. Однако приведенную выше фразу из Инструкции № 25н следовало читать с учетом того, что во Введении к ОКОФ дан закрытый исчерпывающий перечень объектов, которые не относятся к основным средствам независимо от сроков полезного использования. Во избежание дальнейших разногласий в понимании определения материальных запасов вместо ссылки на ОКОФ в Инструкции № 148н с учетом особенностей деятельности бюджетных учреждений приведен перечень объектов, которые следует относить к материальным запасам независимо от срока их полезного использования.

Отражение в бюджетном учете отдельных операций

Согласно статье 248 Трудового кодекса РФ, которой определен порядок взыскания ущерба, причиненного работником работодателю, с согласия последнего работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество. Нередко у специалистов бухгалтерских служб бюджетных учреждений возникали вопросы о порядке отражения в бюджетном учете возмещения ущерба виновным лицом в натуральной форме.
В Инструкции № 148н приведен порядок оформления бухгалтерскими записями операций по принятию к бюджетному учету объектов основных средств, материальных запасов, поступивших в натуральной форме при возмещении ущерба, причиненного виновным лицом. Такие операции в бюджетном учете следует оформлять следующими записями:

– приняты к бюджетному учету основные средства, поступившие в натуральной форме при возмещении ущерба, причиненного виновным лицом

Дебет     0 101 04 310    «Увеличение стоимости машин
и оборудования»
или          0 101 05 310    «Увеличение стоимости транспортных средств»
или          0 101 06 310    «Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря»
или          0 101 07 310    «Увеличение стоимости библиотечного фонда»
или          0 101 08 310    «Увеличение стоимости драгоценностей и ювелирных изделий»
или          0 101 09 310    «Увеличение стоимости прочих основных средств»
Кредит   0 401 01 172    «Доходы от реализации активов»;


– приняты к бюджетному учету материальные запасы, поступившие в натуральной форме при возмещении ущерба, причиненного виновным лицом

Дебет     0 105 01 340    «Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств»
или          0 105 02 340    «Увеличение стоимости продуктов питания»
или          0 105 03 340    «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов»
или          0 105 04 340    «Увеличение стоимости строительных материалов»
или          0 105 05 340    «Увеличение стоимости мягкого инвентаря»
или          0 105 06 340    «Увеличение стоимости прочих материальных запасов»
Кредит   0 401 01 172    «Доходы от реализации активов».


Изменения в учете нефинансовых активов

Увеличение стоимостных критериев

Изменения коснулись размера балансовой стоимости нефинансовых активов, по которому определяют порядок дальнейшего бюджетного учета таких объектов при выдаче их в эксплуатацию, а также порядок начисления амортизации на объекты нефинансовых активов.
Согласно Инструкции № 148н с 1 января 2009 г. стоимость объектов основных средств и нематериальных активов, на которые амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче их в эксплуатацию, увеличена до 20 000 руб. против 10 000 руб., установленных Инструкцией № 25н.
Соответственно на объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью свыше 20 000 руб. амортизация начисляется ежемесячно в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами.
Обратите внимание, что на объекты библиотечного фонда должна начисляться амортизация, причем в случае стоимости таких объектов до 20 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию, а при стоимости, превышающей 20 000 руб. – ежемесячно в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами.
Стоимость объектов основных средств (кроме объектов библиотечного фонда, драгоценностей и ювелирных изделий) и нематериальных активов, на которые амортизация не начисляется и которые списываются с баланса при выдаче их в эксплуатацию, составит 3 000 руб. При этом, как и ранее, никаких забалансовых счетов для учета объектов нефинансовых активов стоимостью, не превышающей 3 000 руб., в Инструкции № 148н не предусмотрено. Ответственность за обеспечение сохранности имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, несет руководитель учреждения, который и должен принять решение о выборе порядка учета такого имущества, обеспечивающего его сохранность.

Отражение операций безвозмездного получения имущества

В Инструкции № 148н уточнены вопросы применения счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» при безвозмездном получении имущества. При отражении в бюджетном учете операции по передаче объекта с баланса на баланс, при которой не может изменяться его первоначальная стоимость, счет 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» использоваться не должен: такое поступление основных средств будет отражаться на счете 0 101 00 000 «Основные средства». Счет 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» будет использоваться только в случаях безвозмездного получения, в ходе которых осуществляются операции, приводящие к изменению и (или) формированию первоначальной стоимости (например, когда учреждение получает объект и формирует его рыночную стоимость).

Учет имущества казны

В соответствии с требованиями бюджетного законодательства имущество казны подлежит отражению соответственно на балансе Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования. Однако на практике реализация такого учета – достаточно трудоемкий процесс, что обусловлено большим количеством объектов в составе имущества казны, сложностью их пообъектного инвентарного учета в порядке, установленном для учета основных средств. Не последнюю роль играет и «человеческий фактор», поскольку штатная численность бухгалтеров в органах управления имуществом невелика для качественного обеспечения учета указанного имущества в режиме, аналогичном учету объектов основных средств.
Для решения этой проблемы в План счетов бюджетного учета введен счет 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны», на котором подлежат учету следующие объекты:
– недвижимое имущество в составе имущества казны (0 108 01 000);
– движимое имущество в составе имущества казны (0 108 02 000);
– нематериальные активы в составе имущества казны (0 108 03 000);
– непроизведенные активы в составе имущества казны (0 108 04 000);
– материальные запасы в составе имущества казны (0 108 05 000).
Объекты имущества в составе казны должны отражаться в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества.
Порядок ведения аналитического учета объектов в составе имущества казны устанавливается согласно порядку ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования.
Финансовый орган устанавливает порядок и периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования, но не реже чем на отчетную месячную дату.
Бухгалтерские операции с объектами в составе имущества казны отражают в бюджетном учете в порядке, аналогичном для отражения бухгалтерских операций с объектами нефинансовых активов, с учетом особенностей, предусмотренных Инструкцией № 148н для объектов имущества казны.

Особенности начисления амортизации
на объекты материальных и нематериальных
основных фондов в составе имущества казны


В целях бюджетного учета амортизация на объекты материальных и нематериальных основных фондов в составе имущества казны начисляется в особом порядке.
С момента включения объектов материальных основных фондов и нематериальных основных фондов в состав имущества казны начисление амортизации прекращается.
На счетах 0 104 10 000 «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны», 0 104 11 000 «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны», 0 104 12 000 «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны» отражается сумма амортизации объекта, начисленная на дату его включения в состав имущества казны. Начисленная амортизация учитывается на основании расчета по данным о первоначальной (балансовой) и остаточной стоимости объекта или на основании данных о сумме ранее начисленной амортизации на дату включения в состав имущества казны объекта, полученного в рамках движения нефинансовых активов между учреждениями:
– подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджетов;
– подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) средств бюджетов одного уровня;
– подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) средств бюджетов разных уровней.
В дальнейшем при закреплении на праве оперативного управления объекта имущества казны за учреждением оно должно рассчитать и начислить сумму амортизации за период нахождения объекта в составе имущества казны на основании данных о его первоначальной (балансовой) стоимости, остаточной стоимости и срока нахождения в составе имущества казны.
При этом финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы РФ наделен полномочиями по установлению порядка начисления амортизации на амортизируемые объекты имущества казны соответствующего публично-правового образования в соответствии с порядком начисления амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов.

Изменения в учете администраторов поступлений в бюджет

В План счетов бюджетного учета введен счет 0 210 04 000 «Расчеты по поступлениям с органами казначейства», на котором учреждения учитывают расчеты с органами казначейства по средствам, поступающим для распределения к поступлению в бюджеты бюджетной системы РФ.
В соответствии с нормами бюджетного законодательства средства поступлений зачисляются на балансовый счет 40101 органа казначейства для последующего их распределения в соответствии с установленными нормативами, получателями и целями. В соответствии с Инструкцией № 25н администратор поступлений отражал операции по поступлениям в бюджет на счете 1 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов» на дату зачисления их на указанный счет. Однако на отчетную дату не все поступившие средства перечисляются органом казначейства на счета по учету доходов соответствующих бюджетов. В результате до конца года на эти неперечисленные суммы существовало расхождение между отчетом об исполнении бюджета, формируемым финансовым органом на основании отчета о кассовых поступлениях и выбытиях на счет бюджета, и отчетом об исполнении бюджета, формируемым главным администратором доходов.
В целях устранения указанного расхождения, согласно Инструкции № 148н, администратор поступлений в бюджет будет делать следующие записи:

– на суммы зачисленных в отчетном периоде поступлений, подлежащих перечислению в доход соответствующего бюджета, но не поступивших на отчетную дату (на основании данных по графе 25 Справки о перечислении поступлений в бюджеты (ф. 0531468))
Дебет     1 210 04 000    «Расчеты по поступлениям
с органами казначейства»
Кредит   1 210 02 000    «Расчеты по поступлениям
в бюджет с финансовыми органами»;

– перечислены на следующий день после отчетной даты органом казначейства в соответствующий бюджет суммы доходов
Дебет     1 210 02 000    «Расчеты по поступлениям
в бюджет с финансовыми органами»
Кредит   1 210 04 000    «Расчеты по поступлениям
с органами казначейства».


Показатели по счету 1 210 04 000 «Расчеты по поступлениям с органами казначейства» на отчетную дату будут отражаться в отдельной форме бюджетной отчетности, которой будет дополнен приказ Минфина России от 13 ноября 2008 г. № 128н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». В результате на отчетную дату отчет финансового органа и отчет главного администратора будут сопоставимыми.

Формирование стоимости финансовых активов

Все расходы по инвестиционным проектам на объекты капитального строительства государственных (муниципальных) унитарных предприятий (казенных предприятий) и акционерных обществ предусматриваются по коду 530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале». Для учета указанных вложений (инвестиций) в объеме фактических затрат учреждения в указанные инвестиционные вложения, сумма которых впоследствии будет формировать первоначальную стоимость акций и иных форм участия в капитале (доля в уставном капитале), принимаемых к бюджетному учету в качестве объектов финансовых активов, находящихся в собственности соответствующих публично-правовых образований, в План счетов бюджетного учета введен счет 0 215 00 000 «Вложения в финансовые активы».

Централизация внебюджетных средств и их перераспределение

В письме Федерального казначейства от 2 сентября 2008 г. № 42-7.1-15/2.2-404, согласованном с Департаментом бюджетной политики и методологии Минфина России, были даны разъяснения по вопросам централизации внебюджетных средств и их перераспределению между главными распорядителями и подведомственными учреждениями, между головной организацией и обособленными подразделениями, а также по отражению с 1 января 2009 г. указанных операций в бюджетном учете. Данные разъяснения нашли отражение в Инструкции № 148н.
Уточнились и бухгалтерские записи по передаче средств между головной организацией и обособленными подразделениями в части передачи средств по счету 2 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты» по дополнительно введенным кодам классификации операций сектора государственного управления 510 и 610.
Расчеты между головным учреждением (обособленным подразделением) и обособленным подразделением (головным учреждением) в бюджетном учете отражают следующими записями:

– перечислены средства обособленным подразделением (головным учреждением) головному учреждению (обособленному подразделению)
Дебет     ППП 00 00 0000000 000 2 304 04 610
«Внутриведомственные расчеты по изменению (уменьшению) остатков денежных средств»
Кредит   ППП 01 05 02 01 01 000 2 201 01 610         
«Выбытия денежных средств учреждения
со счетов»;

– получены средства головным учреждением (обособленным подразделением) от обособленного подразделения (головного учреждения)
Дебет     ППП 01 05 02 01 01 0000 2 201 01 510        «Поступления денежных средств учреждения
на счета»
Кредит   ППП 00 00 0000000 000 2 304 04 510          «Внутриведомственные расчеты по изменению (увеличению) остатков денежных средств».

Санкционирование расходов бюджетов

В целях обеспечения преемственности и предсказуемости бюджетных проектировок, создания правовой основы для заключения многолетних государственных контрактов, формирования среднесрочных ориентиров для бизнеса все бюджеты бюджетной системы Российской Федерации переходят к среднесрочному финансовому планированию; федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации формируются и утверждаются на трехлетний период.
Учет бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и принятых бюджетных обязательств в рамках среднесрочного бюджетного планирования велся учреждениями уже в 2008 г. Разъяснения по вопросам отражения в бюджетном учете операций по санкционированию расходов бюджета на трехлетний период давались в письме Минфина России от 12 февраля 2008 г. № 02-14-10а/282. Отдельные положения данного письма были уточнены в преддверии принятия Инструкции № 148н в письме Минфина России от 4 декабря 2008 г. № 02-06-10/3695. Положения указанных писем нашли отражение в Инструкции № 148н.
Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и принятые бюджетные обязательства учитывают по соответствующим счетам аналитического учета санкционирования расходов бюджета с указанием в коде аналитического счета Плана счетов бюджетного учета (в 22-м разряде номера счета) кода соответствующего финансового года:
– 1 – текущий финансовый год;
– 2 – первый год, следующий за текущим (очередной финансовый год);
– 3 – второй год, следующий за текущим (первый год, следующий за очередным);
– 4 – второй год, следующий за очередным.
Необходимо учитывать, что по завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года на следующий год не переносятся.
Если по принятым в текущем финансовом году бюджетным обязательствам имеются остатки, не исполненные на конец текущего финансового года, то они должны быть перенесены на соответствующие аналитические счета учета принятых учреждением бюджетных обязательств в новом наступившем финансовом году.
Показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом (далее – показатели по санкционированию), должны быть перенесены на аналитические счета санкционирования расходов бюджета в следующем порядке:
– показатели по санкционированию первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), переносят на счета санкционирования расходов бюджета текущего финансового года;
– показатели по санкционированию второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за отчетным), переносят на счета санкционирования расходов бюджета первого года, следующего за текущим (очередного финансового года);
– показатели по санкционированию второго года, следующего за очередным, переносят на счета санкционирования расходов бюджета второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным).
На схеме представлен описанный перенос показателей.
 
  2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Код года в 2008 г. 1 2 3 4    
Код года в 2009 г. 1 2 3 4  
Код года в 2010 г. 1 2 3 4
 
Операции по переносу показателей по санкционированию осуществляются в первый рабочий день текущего года. Основанием для записей по переносу показателей является Справка (ф. 0504833).
Обратите внимание, что в результате произведенных операций по переносу соответствующих показателей по санкционированию данные на аналитических счетах санкционирования расходов, содержащих в 22-м разряде номера счета код аналитического учета «4» (второй год, следующий за очередным), обнуляются. До принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период и до утверждения в соответствии с ним главным администраторам бюджетных средств бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, операции на соответствующих аналитических счетах санкционирования расходов бюджета второго года, следующего за очередным, не отражаются.
В Инструкции № 148н предусмотрена возможность отражения в бюджетном учете операций по учету и дальнейшей детализации бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств в случае утверждения финансовым органом бюджетных данных по главным распорядителям бюджетных средств, главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета без применения кодов КОСГУ или в разрезе кодов групп, статей КОСГУ.
Детализация главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, администратором (уполномоченным администратором) источников финансирования дефицита бюджета показателей доведенных ему лимитов бюджетных обязательств без применения кодов КОСГУ или по соответствующим кодам статей, подстатей КОСГУ, а также суммы изменений, внесенных в течение финансового года (увеличение со знаком «плюс», уменьшение со знаком «минус»), отражают в учете следующей записью:

Дебет     КРБ 1 501 02 000 «Лимиты бюджетных обязательств к распределению»
(в 24–26-м разрядах номера счета указываются «000» или код группы, статьи КОСГУ)
Кредит   КРБ 1 501 02 000 «Лимиты бюджетных обязательств к распределению»
(в 24–26-м разрядах номера счета указывают детализированный код КОСГУ).


Детализация главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, администратором (уполномоченным администратором) источников финансирования дефицита бюджета показателей доведенных им бюджетных ассигнований без применения кодов КОСГУ или по соответствующим кодам статей, подстатей КОСГУ, а также суммы изменений, внесенных в течение финансового года (увеличение со знаком «плюс», уменьшение со знаком «минус»), осуществляется в порядке, аналогичном вышеописанному.
Детализация получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета показателей доведенных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований без применения кодов КОСГУ или по соответствующим кодам статей, подстатей КОСГУ, а также суммы изменений, внесенных в течение финансового года (увеличение со знаком «плюс», уменьшение со знаком «минус»), отражают в учете следующими записями:

Дебет     КРБ 1 501 03 000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»
(в 24–26-м разрядах номера счета указывают код группы, статьи КОСГУ)
Кредит   КРБ 1 501 03 000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»
(в 24–26-м разрядах номера счета указывают детализированный код КОСГУ);
Дебет     КРБ 1 503 03 000 «Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств»
(в 24–26-м разрядах номера счета указывают код группы, статьи КОСГУ)
Кредит   КРБ 1 503 03 000 «Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств»
(в 24–26-м разрядах номера счета указывают детализированный код КОСГУ).


С 1 января 2009 г. будут отражаться в бюджетном учете и сметные назначения по приносящей доход деятельности. С этой целью в План счетов бюджетного учета введены счета 0 504 01 000 «Утвержденные сметные назначения по приносящей доход деятельности» и 0 504 02 000 «Сметные назначения по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств».
На счете 0 504 01 000 «Утвержденные сметные назначения по приносящей доход деятельности» получатели бюджетных средств и финансовые органы учитывают суммы утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности показателей сметных назначений по расходам на текущий (очередной) финансовый год, а также суммы внесенных изменений в показатели сметных назначений, утверждаемые в установленном порядке в течение текущего финансового года.
В бюджетном учете делают следующие записи:

– утверждены (внесены изменения) сметой доходов и расходов сметные назначения по расходам учреждения по приносящей доход деятельности
Дебет     2 504 01 000    «Утвержденные сметные назначения по приносящей доход деятельности»
Кредит   2 504 02 000    «Сметные назначения
по приносящей доход деятельности
получателя бюджетных средств».


На счете 0 504 02 000 «Сметные назначения по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств» получатели бюджетных средств и финансовые органы учитывают объем прав в денежном выражении на принятие получателем бюджетных средств обязательств, исполнение которых предусмотрено утвержденной сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий (очередной) финансовый год, а также суммы внесенных изменений в показатели сметных назначений, утверждаемые в установленном порядке в течение текущего финансового года.
С 1 января 2009 г. подлежат бюджетному учету не только принятые бюджетные обязательства, но и принятые обязательства по приносящей доход деятельности. С этой целью План счетов бюджетного учета дополнен счетом 0 502 02 000 «Принятые обязательства по приносящей доход деятельности».
Суммы обязательств учреждения, принятые им в пределах сметных назначений, утвержденных на соответствующий период (внесенных изменений в объем принятых обязательств) по приносящей доход деятельности, отражают в учете записью:

Дебет     2 504 02 000    «Сметные назначения
по приносящей доход деятельности
получателя бюджетных средств»
Кредит   2 502 02 000    «Принятые обязательства
по приносящей доход деятельности».


Кроме того, появились новые субсчета 0 501 09 000 «Утвержденные лимиты бюджетных обязательств» и 0 503 09 000 «Утвержденные бюджетные ассигнования», которые предназначены для отражения операций только в финансовых органах.
 
Изменения в учете объектов на забалансовых счетах

Нередко в пользовании бюджетных учреждений находятся не только арендованные средства, но и полученные ими в безвозмездное пользование. В связи с этим уточнен состав объектов, учитываемых, согласно Инструкции № 25н, на забалансовом счете 01 «Арендованные основные средства». В Плане счетов бюджетного учета, утвержденном Инструкцией № 148н, внесены изменения в наименование счета 01 «Основные средства в пользовании». На данном счете учреждение должно учитывать те объекты основных средств, в отношении которых оно наделено правом пользования без их закрепления в оперативное управление. Такие основные средства могут быть получены учреждением не только по договору аренды (найма), но и (или) в безвозмездное пользование.
Внесены уточнения в порядок учета списанной задолженности неплатежеспособных дебиторов на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов». Ключевыми в порядке учета такой задолженности являются слова «списание с балансового учета учреждения в порядке, установленном законодательством».
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты прав по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 ГК РФ). Течение данного срока начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Согласно статье 203 ГК РФ срок исковой давности может прерываться, а после перерыва он отсчитывается заново. Случаи, которые прерывают течение срока исковой давности, следующие:
– организация-кредитор предъявит в суд иск о взыскании долга с должника;
– должник совершит какие-либо действия, свидетельствующие о признании долга. Причем свидетельствовать о признании долга могут и частичное погашение долга, и уплата процентов за просрочку платежа, а также письменное обращение к кредитору с просьбой об отсрочке, рассрочке, реструктуризации платежа; признание претензии, в том числе подписание акта сверки задолженности.
Прерывание срока исковой давности означает, что время, истекшее до перерыва, утрачивает свое значение. Срок исковой давности начинается заново со дня перерыва. Время, истекшее до перерыва, в новый срок не засчитывается.
Перед составлением годового отчета каждое учреждение обязано проводить в установленном порядке инвентаризацию активов и обязательств. Инвентаризации расчетов должно уделяться особое внимание, так как в результате ее проведения в том числе должны быть подписаны акты выверки расчетов, которые прерывают течение срока исковой давности.
Согласно нормам Гражданского кодекса РФ и Налогового кодекса РФ под безнадежной дебиторской задолженностью понимают часть дебиторской задолженности, получение которой признано невозможным (безнадежным) вследствие отказа суда либо арбитража во взыскании либо вследствие неплатежеспособности должника.
Согласно пункту 2 статьи 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются долги налогоплательщика, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа при ликвидации организации.
Гражданский кодекс РФ устанавливает следующие основания признания дебиторской задолженности безнадежной:
– долги, по которым истек срок исковой давности (статья 196 ГК РФ);
– долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения (статья 416 ГК РФ);
– долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено на основании акта государственного органа (статья 417 ГК РФ). При этом имеются в виду законодательные и нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления;
– долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено ликвидацией юридического лица (статья 419 ГК РФ) или смертью гражданина (статья 418 ГК РФ).
Основанием для списания с баланса дебиторской задолженности являются документы, подтверждающие невозможность погашения задолженности в силу указанных обстоятельств.
При наличии соответствующих оправдательных документов учреждение вправе списать безнадежную дебиторскую задолженность с балансового учета на забалансовый счет 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов». На данном счете указанная задолженность подлежит учету в течение пяти лет с момента ее списания с баланса для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников. По истечении пяти лет задолженность может быть списана по решению руководителя учреждения.
Суммы, полученные в погашение этой задолженности, списываются с данного счета и подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета.
Аналитический учет по счету должен быть организован в разрезе кодов бюджетной классификации Российской Федерации, по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов: по кодам классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета.
Нередко у бюджетных учреждений возникали вопросы о порядке учета числящейся на балансе учреждения невостребованной кредиторской задолженности. Для учета таких сумм предназначен забалансовый счет 20 «Списанная задолженность, не востребованная кредиторами».
При списании такой задолженности с баланса учреждения следует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации. Проводя в установленном порядке ежегодную инвентаризацию перед составлением годового отчета, учреждение организует выверку расчетов с подписанием соответствующих актов.
В случае, когда кредитором не предъявляются к учреждению те или иные вытекающие из условий договора, контракта требования, такие суммы учитывают на этом счете. В том числе на счете 20 учитывают в течение срока исковой давности с момента списания с балансового учета суммы задолженности, не подтвержденные кредитором по результатам инвентаризации.
Если кредитор предъявил к учреждению в порядке, установленном законодательством РФ, требование по задолженности, ранее списанной учреждением с баланса и учитываемой на забалансовом счете 20, то при регистрации соответствующего денежного обязательства указанная сумма подлежит списанию с забалансового учета и отражению на соответствующих аналитических счетах учета обязательств.
Аналитический учет по счету должен быть организован в разрезе кодов бюджетной классификации РФ, по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность кредиторам: по кодам классификации расходов и источников финансирования дефицита бюджета.
Проблема учета материальных ценностей, поступивших учреждению в рамках централизованного снабжения до момента получения Извещения (ф. 0504805) и копий документов поставщика, решена в Инструкции № 148н введением забалансового счета 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению».
Пользоваться таким имуществом до момента получения указанных документов можно только при наличии разрешения уполномоченного органа, осуществлявшего централизованное снабжение и (или) осуществляющего контрольные функции в рамках операций по централизованному снабжению.
Все бюджетные учреждения выписывают издания периодической печати (газеты, журналы и т.п.) для их использования в рамках его деятельности. Для учета периодических изданий, приобретаемых учреждением, Инструкцией № 148н введен забалансовый счет 23 «Периодические издания для пользования», на котором указанные объекты учитываются в условной оценке 1 руб. за один объект учета. 
 
На главную >

О журналах

Электронные
журналы

Подписаться

Архив
статей

Размышления
у картины

Галерея

Программы
 
Поделиться: