click fraud detection

В Инструкцию по бюджетному учету внесены изменения

(из архива статей БиНО за апрель 2010 года)

 
И.В. Алексеева,
главный эксперт ООО «Институт
финансово-экономического мониторинга» (ИФЭМ)

 
Приказом Минфина России от 30 декабря 2009 г. № 152н (далее – Приказ № 152н) внесены изменения в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н (далее – Инструкция по бюджетному учету). Изменения коснулись всех разделов Инструкции по бюджетному учету. Все организации, ведущие бюджетный учет, должны учесть эти изменения, причем по операциям, отраженным начиная с 1 января 2010 г.

Организация бюджетного учета
 
Субъекты бюджетного учета

Прежде всего, изменения коснулись вопросов организации бюджетного учета. Приказом № 152н уточнен перечень субъектов бюджетного учета, в состав которых включены государственные и муниципальные органы, бюджетные учреждения, находящиеся за пределами Российской Федерации, а также созданные публично-правовыми образованиями иные некоммерческие организации, которые не являются участниками бюджетного процесса, но ведут бюджетный учет (новая редакция пункта 1 Инструкции по бюджетному учету).
Такие уточнения вызваны тем, что понятия «органы государственной власти» и «государственные органы», «органы местного самоуправления» и «муниципальные органы» не являются тождественными. Среди государственных (муниципальных) органов есть такие, которые не входят в состав органов государственной власти (органов местного самоуправления).
Государственные органы – это органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Такая формулировка приведена в Федеральном законе от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Например, Центральная избирательная комиссия РФ, как установлено постановлением Центризбиркома России от 28 июня 1995 г. № 7/46-II «О Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации», является федеральным государственным органом. А избирательные комиссии муниципальных образований, согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», хотя и являются муниципальными органами, но в структуру органов местного самоуправления не входят (статья 39).
Указание бюджетных учреждений, находящихся за пределами Российской Федерации, в пункте 1 Инструкции по бюджетному учету обусловлено тем, что эти получатели бюджетных средств как участники бюджетного процесса обособленно упоминаются в нормативных правовых актах Минфина России и Федерального казначейства по вопросам исполнения бюджета и кассового обслуживания исполнения бюджета. Например, приказ Минфина России от 6 июня 2008 г. № 56н «Об утверждении Порядка завершения операций по исполнению федерального бюджета в текущем финансовом году», приказ Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н «О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета», приказ Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов».
Примером некоммерческой организации, которая не является участником бюджетного процесса, но ведет бюджетный учет, является Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»). Согласно Федеральному закону от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ «О Государственной компании “Российские автомобильные дороги” и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ГК «Автодор» ведет учет получения и использования средств субсидий, полученных из федерального бюджета, в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету.
 

Требования к первичным учетным документам

Инструкцией по бюджетному учету было установлено (пункт 3) требование оформления всех хозяйственных операций, проводимых учреждениями, финансовыми органами, органами казначейства, первичными документами, перечень которых приведен в приложении 2 к Инструкции по бюджетному учету.
Отсутствие в данном перечне отдельных форм первичных документов, необходимых для оформления тех или иных хозяйственных операций, вызывало вопросы у бюджетных учреждений о возможности принятия их к учету в качестве оправдательных документов на осуществленные хозяйственные операции.
Приказом № 152н в пункт 3 Инструкции по бюджетному учету внесены дополнения, в соответствии с которыми учреждения вправе принимать к учету для оформления осуществленных ими хозяйственных операций и те первичные документы, которые не перечислены в приложении 2 к Инструкции по бюджетному учету. Для этого такие первичные учетные документы должны соответствовать следующим требованиям:
– быть составленными по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству Российской Федерации правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти;
– в случае отсутствия унифицированных форм первичные документы должны содержать обязательные реквизиты в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Например, в перечне отсутствует такой первичный учетный документ, как товарно-транспортная накладная. Унифицированная форма данного документа утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».

Виды деятельности

Как было отмечено выше, в состав субъектов бюджетного учета включены государственные (муниципальные) некоммерческие организации, которые не являются участниками бюджетного процесса. С целью обособленного учета операций, осуществляемых в рамках их деятельности, Приказом № 152н в Инструкцию по бюджетному учету вводится вид деятельности «Деятельность некоммерческих организаций сектора государственного управления, не являющихся участниками бюджетного процесса» (код 4).

Изменения в Плане счетов бюджетного учета
 
Изменения, отражающие замену ЕСН страховыми взносами

В связи с принятыми решениями о проведении пенсионной реформы с 1 января 2010 г. единый социальный налог заменен страховыми взносами:
– на обязательное пенсионное страхование;
– обязательное медицинское страхование;
– обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Этим обусловлены изменения, внесенные в наименования счетов бюджетного учета, на которых отражались операции по учету расчетов, доходов и поступлений по страховым взносам на социальные нужды. Обновленные наименования счетов бюджетного учета приведены в табл. 1.

Таблица 1
 
Код счета бюджетного учета Наименование счета
До внесения изменений С учетом изменений
0 205 08 000 Расчеты с плательщиками взносов на социальные нужды Расчеты с плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование
0 210 02 160 Расчеты с финансовыми органами по поступившим в бюджет взносам на социальные нужды Расчеты с финансовыми органамио пос птупившим в бюджет страховым взносам на обязательное социальное страхование
0 210 04 160 Расчеты с органами казначейства по поступившим взносам на социальные нужды Расчеты с органами казначейства по поступившим страховым взносам на обязательное социальное страхование
0 303 02 000 Расчеты по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
0 304 04 160 Внутриведомственные расчеты по взносам на социальные нужды Внутриведомственные расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование
0 307 00 160 Расчеты по операциям единого счета бюджета в органах казначейства по взносам на социальные нужды Расчеты по операциям единого счета бюджета в органах казначейства по страховым взносам на обязательное социальное страхование
0 401 01 160 Доходы от взносов на социальные нужды Доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование
0 402 01 160 Поступления в бюджет взносов на социальные нужды Поступления в бюджет страховых взносов на обязательное социальное страхование

 
С целью обеспечения обособленного учета начисления страховых взносов в разрезе видов социального страхования План счетов бюджетного учета дополнен счетами бюджетного учета, указанными в табл. 2.

Таблица 2
 
Код счета бюджетного учета Наименование счета
0 303 07 000 Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС
0 303 08 000 Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный ФОМС
0 303 09 000 Расчеты по дополнительным страховым взносам на пенсионное страхо­вание
0 303 10 000 Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии
0 303 11 000 Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии

 
Изменение Плана счетов бюджетного учета, обусловленное заменой ЕСН страховыми взносами, повлекло изменения в бухгалтерских записях, отражающих операции, связанные с расчетами по страховым взносам на обязательное социальное страхование.
 
Прочие изменения
 
Исключены отдельные счета бюджетного учета

Средства безвозмездных поступлений от бюджетов в соответствии с положениями статьи 41 Бюджетного кодекса РФ относятся к доходам бюджетов. Данные средства поступают на счета органов Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами. Органы Федерального казначейства осуществляют учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, их распределение между бюджетами и перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.
Поэтому соответствующие счета счёта 0 304 04 150 «Внутриведомственные расчеты по безвозмездным поступлениям от бюджетов» (0 304 04 151 «Внутриведомственные расчеты по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», 0 304 04 152 «Внутриведомственные расчеты по поступлениям от наднациональных организаций и правительств иностранных государств», 0 304 04 153 «Внутриведомственные расчеты по поступлениям от международных финансовых организаций») исключены из Плана счетов бюджетного учета.
Кроме того, из Плана счетов бюджетного учета исключены счета по учету бюджетных ассигнований получателей бюджетных средств, которым в соответствии с бюджетным законодательством не доводят бюджетные ассигнования.
 
Изменены наименования отдельных счетов по учету санкционирования расходов

В наименования отдельных счетов по учету санкционирования расходов внесены изменения. Изменения связаны как с реформами, проводимыми в бюджетной сфере, так и с необходимостью установления грамматической и синтаксической корректности.
 
Введен забалансовый счет по учету списанных с баланса основных средств

С момента внедрения бюджетного учета у бюджетных учреждений возникали вопросы по организации учета основных средств, которые находились в эксплуатации учреждения, но согласно Инструкции по бюджетному учету при выдаче их в эксплуатацию подлежали списанию с баланса учреждения.
В целях обеспечения контроля за движением таких объектов основных средств в раздел Плана счетов бюджетного учета «Забалансовые счета» введен счет 21 «Основные средства стоимостью до 3 000 рублей включительно в эксплуатации».

Изменения порядка применения Плана счетов бюджетного учета
 
Включение кода бюджетной классификации в номер счета бюджетного учета

Порядок включения кода бюджетной классификации при формировании отдельных номеров счетов бюджетного учета изложен в новой редакции. Изменения обусловлены следующими причинами:
– введение вида деятельности 4 «Деятельность некоммерческих организаций сектора государственного управления, не являющихся участниками бюджетного процесса»;
– изменение счетов Плана счетов бюджетного учета, обусловленное заменой ЕСН на страховые взносы.
Наименование показателя кода КОСГУ 160 «Взносы на социальные нужды» переименовано в «Страховые взносы на обязательное социальное страхование».
 
Учет нефинансовых активов

В порядок учета нефинансовых активов внесены изменения и дополнения, которые позволили устранить неоднозначное толкование положений Инструкции по бюджетному учету.
Так, установлено, что уникальный инвентарный порядковый номер присваивается каждому инвентарному объекту недвижимого и движимого имущества. Исключение составляют объекты стоимостью до 3 000 руб. включительно, библиотечный фонд, драгоценности и ювелирные изделия независимо от стоимости и от того, находится ли объект в эксплуатации, в запасе или на консервации.
Внесены уточнения в порядок применения первичных документов, которыми оформляются операции по поступлению и внутреннему перемещению, а также выбытию объектов основных средств.
С целью уточнения порядка отражения в бюджетном учете операций по выбытию основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно положения Инструкции по бюджетному учету изложены в новой редакции. В частности, в связи с введением в План счетов бюджетного учета забалансового счета 21 «Основные средства стоимостью до 3 000 рублей включительно в эксплуатации» в Инструкцию по бюджетному учету включены следующие нормы. С момента выдачи в эксплуатацию таких объектов основных средств, за исключением объектов недвижимого имущества и библиотечного фонда, и до момента их списания или выбытия по иным основаниям они учитываются на этом счете.
Уточнено толкование слов «и иных чрезвычайных ситуаций», под которыми понимают иные бедствия, опасные природные явления и катастрофы.
Инструкция дополнена бухгалтерскими записями, которыми отражают списание произведенных вложений в объекты, не завершенные строительством, уничтоженные в результате стихийных и иных бедствий, опасных природных явлений и катастроф.
С учетом реалий нашего времени в Инструкцию по бюджетному учету включены бухгалтерские записи, которыми отражают списание основных средств, материальных запасов, произведенных вложений в объекты, не завершенные строительством, уничтоженные в результате террористических актов, иных действий, произведенных вне зависимости от воли учреждения как правообладателя.
Уточнен порядок начисления амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов. В частности, новой редакцией пункта 43 Инструкции по бюджетному учету установлен порядок начисления амортизации на объекты недвижимого имущества в зависимости от их стоимости. А именно: на объекты недвижимого имущества амортизация начисляется при принятии их к учету по факту предусмотренной законодательством Российской Федерации государственной регистрации прав на эти объекты. При этом на объекты недвижимого имущества стоимостью до 20 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости объекта, а на объекты недвижимого имущества стоимостью свыше 20 000 руб. – в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами.
Установленный порядок начисления амортизации на объекты движимого имущества и объекты нематериальных активов представлен в табл. 3.
 
Таблица 3
 
Порядок начисления амортизации Не начисляется В размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию В соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами
Вид объекта основных средств в составе движимого имущества и объектов нематериальных активов Драгоценности, ювелирные изделия независимо от стоимости Объекты библиотечного фонда стоимостью до 20 000 руб. включительно Объекты основных средств стоимостью свыше 20 000 руб.
Объекты основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда и НМА НМА стоимостью до 20 000 руб. включительно Объекты НМА стоимостью свыше 20 000 руб.
 
Также в Инструкцию по бюджетному учету внесены дополнения, которыми установлен порядок отражения в бюджетном учете отдельных операций, которые вызывали вопросы у бюджетных учреждений. Например, установлен порядок отражения в бюджетном учете произведенных вложений в создание опытных образцов, полученных в ходе проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ. Суммы указанных вложений отражают по дебету счета 0 106 01 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства», счета 0 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)» и кредиту счета 0 106 02 420 «Уменьшение капитальных вложений в нематериальные активы».
 
Учет финансовых активов

Для получателей бюджетных средств, а также главных распорядителей (распорядителей) как получателей установлен порядок отражения в бюджетном учете средств бюджета, предоставленных на счета, открытые им в кредитных учреждениях для учета средств в иностранной валюте.
Согласно установленному порядку данные средства отражают в учете по дебету счета 0 201 03 510 «Поступления денежных средств учреждения в пути» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты».
Конкретизировано назначение счета 0 202 02 000 «Средства бюджета в пути». Данный счет предназначен для учета:
– сумм в рамках расчетов по межбюджетным трансфертам и предоставленным бюджетным кредитам, которые перечислены бюджету от другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации в конце отчетного периода, а зачислены на единый счет бюджета в следующем отчетном периоде;
– средств, перечисляемых между финансовым органом и его территориальными подразделениями.
В соответствии с данным уточнением назначения счета внесены дополнения в бухгалтерские записи, которыми оформляют операции по счету.
В описание счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» внесены уточнения, которые распространяют положения об отражении в учете операций по зачету субсидий и субвенций, предоставленных автономным учреждениям, бюджетам соответствующих публично-правовых образований, на иные трансферты, имеющие целевое назначение, которые предоставлены организациям или бюджетам соответствующих публично-правовых образований.
Также внесенными в Инструкцию по бюджетному учету дополнениями установлен порядок отражения в бюджетном учете поступления средств на восстановление авансовых платежей, которые произведены в текущем финансовом году, а также в прошлые финансовые годы.
Описание счета 0 209 00 000 «Расчеты по недостачам» дополнено бухгалтерскими записями, которыми отражают в учете следующие суммы:
– суммы восстановленной задолженности неплатежеспособных дебиторов по выявленным недостачам, хищениям, потерям, которые ранее были списаны на забалансовый счет;
– суммы, которые списаны с балансового учета в связи с приостановлением, согласно законодательству Российской Федерации, предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным.
 
Учет обязательств

Описание счета 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» дополнено бухгалтерскими записями, которыми учреждению как налоговому агенту следует отражать в бюджетном учете сумму налога на добавленную стоимость, начисленную с суммы арендных платежей, причитающихся к уплате в соответствии с договором аренды.
В описании счета 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» конкретизирован перечень платежей, по которым осуществляются расчеты с бюджетом.
Уточнен порядок применения регистров бюджетного учета, предназначенных для аналитического учета по счету 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты».
 
Учет ценностей на забалансовых счетах
 
Приказом № 152н внесены уточнения в перечень ценностей, учитывать которые следует на забалансовых счетах. Кроме того, конкретизирован порядок применения каждого из забалансовых счетов.
В частности, в целях контроля за использованием таких материальных ценностей, как запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных, конкретизирован порядок их учета.
Как было отмечено выше, в состав забалансовых счетов включен счет 21 «Основные средства стоимостью до 3 000 рублей включительно в эксплуатации», описанием которого дополнено описание забалансовых счетов.
Все изменения, внесенные в порядок применения Плана счетов бюджетного учета, нашли отражение в приложении 1 к Инструкции по бюджетному учету «Корреспонденция счетов бюджетного учета».

Унифицированные формы банковской документации

Приложение 2 к Инструкции по бюджетному учету дополнено разделом, в котором приведен перечень применяемых форм банковской документации.
Описание формы «Уведомление по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам (код формы 0504817)» изложено в новой редакции, в которой учтены требования законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы предоставления межбюджетных трансфертов и возврата неиспользованных остатков, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.
В разделе 4 «Формы первичных учетных документов класса 05 ОКУД “Унифицированная система бюджетной финансовой, учетной и отчетной документации”» приложения 2 к Инструкции по бюджетному учету следующие формы первичных учетных документов представлены в новой редакции:
– Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (код формы 0504421);
– Уведомление по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам (код формы 0504817).
Перечень регистров бюджетного учета дополнен регистром «Журнал учета бюджетных обязательств» и требованиями к обязательным реквизитам и показателям этого регистра.
Изменена редакция наименования регистра бюджетного учета «Журнал операций расчетов по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям», который будет называться «Журнал операций расчетов по оплате труда».
 
 
На главную >

Программы

Галерея

Подписаться

Архив
статей

Электронные
журналы

О журналах

Размышления
у картины
 
Поделиться: