click fraud detection

Учредитель для федеральных учреждений

(из архива стетей БиНО за январь 2011 года)

 
С 1 января 2011 г. в России вступил в силу Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ).
Данный закон существенно изменил правовое положение бюджетных и автономных учреждений, а также ввел новый тип учреждений – казенные. При этом все три типа учреждений (казенные, бюджетные и автономные) являются государственными (муниципальными) учреждениями.
Отметим, что правовое положение бюджетных учреждений отныне регулирует Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон об НКО). Правовое положение казенных учреждений – Гражданский кодекс РФ, Закон об НКО, а также Бюджетный кодекс РФ, в частности статья 161 БК РФ.
Правовое положение автономных учреждений регулируется, как и прежде, Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон об автономных учреждениях), поскольку Закон об НКО на автономные учреждения не распространяется.
Разумеется, при этом учитываются изменения, внесенные во все перечисленные законы Законом № 83-ФЗ.
Основополагающий вопрос при создании учреждения, как и при создании любого юридического лица, – вопрос о том, кто будет являться его учредителем.
Согласно статье 15 Закона об НКО и статье 6 Закона об автономных учреждениях учредителями государственных (муниципальных) учреждений являются:
– Российская Федерация – в отношении федерального государственного учреждения;
– субъект Российской Федерации – в отношении государственного учреждения субъекта РФ;
– муниципальное образование – в отношении муниципального учреждения.
Конечно, это абстрактное учредительство должно обрести реальные очертания. Иными словами, необходимо, чтобы функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения «воплощал в жизнь» соответствующий уполномоченный орган государственной власти (местного самоуправления). Об этом, в частности, говорит статья 9.1 Закона об НКО (в отношении казенных и бюджетных учреждений) и статья 6 Закона об автономных учреждениях (в отношении автономных учреждений).
Поясним, почему речь идет и о функциях, и о полномочиях. Полномочие, согласно Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, означает официально предоставленное право осуществления какой-либо деятельности, а функция – это непосредственно деятельность. Таким образом, речь идет о том, что соответствующим органам предоставлено право вести определенную деятельность, а именно деятельность учредителя, и они ее ведут.
Какие органы будут осуществлять функции и полномочия учредителя на федеральном уровне, а также в чем конкретно будут заключаться данные функции и полномочия, установило Правительство РФ своим Постановлением от 26 июля 2010 г. № 537 (далее – Постановление № 537).
В настоящей статье мы и рассмотрим эти вопросы.
 
Учредительство в отношении федеральных казенных
и бюджетных учреждений
 
Согласно Постановлению № 537 функции и полномочия учредителя в отношении федерального казенного учреждения и в отношении федерального бюджетного учреждения будет осуществлять уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого будет находиться это учреждение (далее для удобства будем называть орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, просто учредителем).
Отметим, что и Постановлением № 537, и нормой статьи 9.1 Закона об НКО оговорено, что федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ может быть установлено иное.
В чем же будут состоять функции и полномочия учредителя?
Вначале рассмотрим функции и полномочия учредителя, которые будут одинаковыми как в отношении казенного, так и в отношении бюджетного учреждения.

Сходство функций и полномочий учредителя
казенного и бюджетного учреждений


Прежде всего, учредитель будет выполнять определенные функции и полномочия при создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации федерального казенного (ФКУ) или бюджетного учреждения (ФБУ).
В связи с этим обращаем внимание, что с 1 января 2011 г. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2004 г. № 71 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений» утратит силу. Будет действовать новый Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений. Этот порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539 (далее – Постановление № 539).
Согласно Постановлению № 539 решение о создании ФГУ, а также о его разделении, выделении, слиянии ФГУ (если при этом возникнет казенное учреждение) будет принимать Правительство РФ в форме распоряжения. Подготовка проекта распоряжения – прерогатива федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Таким образом, согласно Постановлению № 539 учредитель в данном случае вроде бы не осуществляет никаких функций и полномочий.
Однако, во-первых, можно предположить, что на практике федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, поручит непосредственную подготовку проекта распоряжения тем своим подведомственным службам и агентствам, которые, в свою очередь, являются учредителями подведомственных им учреждений.
Например, Минздравсоцразвития России может поручить находящимся в его ведении службам и агентствам подготовку проекта распоряжения в отношении учреждений, для которых соответствующая служба или агентство является учредителем. Напомним, что в ведении Минздравсоцразвития России находятся Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное медико-биологическое агентство.
Что же касается реорганизации учреждений в форме слияния или присоединения, в результате которых казенное учреждение не будет образовано, а также ликвидации учреждений, то такие решения будет принимать не Правительство РФ, а федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
И в этом случае порядок, утвержденный Постановлением № 539, прямо предусматривает, что проект соответствующего распоряжения должны будут готовить учредители, то есть те службы и агентства, которые подведомственны данному федеральному органу исполнительной власти и которые являются учредителями для подведомственных им учреждений (пункты 12 и 27 Порядка).
В случае ликвидации учреждения, одновременно с проектом распоряжения о ликвидации федерального учреждения, учредитель должен будет представить пояснительную записку, в которой необходимо обосновать целесообразность ликвидации учреждения и изложить информацию о кредиторской задолженности учреждения (в том числе просроченной).
Если ликвидируемое ФКУ или ФБУ осуществляет государственные функции, то в пояснительной записке учредитель должен указать, кому указанные государственные функции будут переданы после завершения процесса ликвидации.
Если ликвидируемое федеральное учреждение осуществляет полномочия федерального органа государственной власти по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, в этом случае необходимо указать, кому эти полномочия будут переданы после завершения процесса ликвидации.
Следующее полномочие учредителя – утверждение устава учреждения, а также вносимых в него изменений. Утверждаются устав или изменения в него правовым актом учредителя.
Постановление № 539 обязало учредителей до 1 июня 2011 г. привести уставы подведомственных федеральных государственных учреждений в соответствие с данным постановлением.
Учредитель также назначает руководителя федерального бюджетного или казенного учреждения и прекращает его полномочия. Для этого учредитель издает соответствующий приказ или распоряжение.
Трудовой договор с руководителем бюджетного или казенного учреждения тоже заключает учредитель. Поэтому он и готовит проект трудового договора. Учредитель также прекращает трудовой договор с руководителем учреждения.
Одно из основных полномочий учредителя бюджетного или казенного учреждения – формирование и утверждение государственного задания для учреждения в соответствии с предусмотренными уставом учреждения основными видами деятельности. Учредитель также финансирует выполнение учреждением государственного задания.
Напомним, что при выполнении данных функций и полномочий учредитель должен руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее – Постановление № 671).
Учредитель федерального казенного или бюджетного учреждения должен также определить порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России. Общие требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества утверждены приказом Минфина России от 30 сентября 2010 г. № 114н. Приказ зарегистрирован в Минюсте России 22 ноября 2010 г., № 19015.
Согласно Постановлению № 537 учредители федеральных бюджетных учреждений должны были разработать и утвердить такой порядок в срок не позднее 1 декабря 2010 г. В порядке может быть указано, например, как часто учреждение будет составлять такой отчет и как учредитель будет его утверждать.
К полномочиям учредителя отнесен также контроль за деятельностью казенных и бюджетных учреждений в соответствии с законодательством РФ.
Разумеется, учредитель должен осуществлять и иные функции и полномочия, если они будут установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Особенности учредительства в отношении
федеральных казенных учреждений


Кроме общих функций и полномочий учредителя в отношении бюджетных и казенных учреждений, безусловно, есть некоторые особенности при осуществлении функций и полномочий как казенного, так и бюджетного учреждения.

Полномочия в области финансирования

Во-первых, учредитель федерального казенного учреждения финансирует не только выполнение государственного задания, как в отношении федерального бюджетного учреждения, но и финансирует всю деятельность казенного учреждения на основании бюджетной сметы.
В связи с этим учредитель федерального казенного учреждения должен установить порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет ФКУ в соответствии с Общими требованиями, установленными Минфином России. Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений утверждены приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н в редакции приказа Минфина России от 30 июля 2010 г. № 84н. Приказ № 84н зарегистрирован в Минюсте России 17 сентября 2010 г. за № 18471.
Приказ № 84н установил, что Общие требования к составлению, утверждению и ведению бюджетной сметы с 1 января 2011 г. применяются только к казенным учреждениям, а также до 1 июля 2012 г. к бюджетным учреждениям, в отношении которых не принято решение о предоставлении субсидий.
Отметим, что теперь разработан рекомендуемый образец сметы, а также образец формы проекта сметы, который составляется на этапе формирования проекта федерального бюджета. Также приведен приблизительный образец изменений показателей сметы.
Учредитель при установлении порядка составления, утверждения и ведения сметы может дополнить форму сметы дополнительными реквизитами, разделами, а также определить правила ее заполнения.
Сметой устанавливаются объем и распределение направлений расходования средств федерального бюджета на основании доведенных до учреждения главным распорядителем (распорядителем) средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств. На основании сметы учреждение принимает и (или) исполняет бюджетные обязательства по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года.
Большинство федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителя, уже разработали и утвердили порядок составления бюджетных смет для своих подведомственных казенных учреждений.
 Например, МЧС России утвердило такой порядок приказом от 22 сентября 2010 г. № 470 (по заключению Минюста России, не нуждается в государственной регистрации). Отметим, что в нем также предусмотрено, что с 1 января 2011 г. до 1 июля 2012 г. (переходный период) порядок применяется к государственным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении МЧС России, в отношении которых не принято решение о предоставлении им субсидий.
Напомним, о чем идет речь. Закон № 83-ФЗ установил для бюджетных учреждений переходный период с 1 января 2011 г. по 30 июня 2012 г., в течение которого они остаются получателями бюджетных средств, а значит, финансируются на основании бюджетной сметы. Но федеральные органы исполнительной власти могут также принять решение о предоставлении из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг.

Определение перечня казенных учреждений,
которым устанавливается государственное задание


Кроме того, учредитель федерального казенного учреждения должен определить перечень федеральных казенных учреждений, которым будет устанавливать государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) юридическим и физическим лицам. Это необходимо потому, что не все подведомственные учредителю федеральные казенные учреждения будут оказывать государственные услуги физическим и юридическим лицам. Поэтому такие учреждения учредитель должен определить своим правовым актом (приказом или распоряжением).

Согласование распоряжения имуществом
казенного учреждения


Следующее полномочие учредителя связано с распоряжением имуществом казенного учреждения. Согласно статье 296 ГК РФ за казенным учреждением имущество закрепляется на праве оперативного управления. Этим имуществом учреждение пользуется в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества.
Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (пункт 4 статьи 298 ГК РФ).
В связи с этим федеральное казенное учреждение должно согласовывать с учредителем распоряжение закрепленным за ним имуществом (и движимым, и недвижимым), поскольку такое полномочие делегировано учредителю собственником (Российской Федерацией).
Причем принимать решение о распоряжении недвижимым имуществом, в том числе о передаче его в аренду, учредитель должен по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом. Поэтому процедура согласования распоряжения недвижимым имуществом казенного учреждения прописана в Постановлении № 537 и состоит в следующем.
Вначале учреждение обращается к учредителю с просьбой о распоряжении недвижимым имуществом, например о сдаче его в аренду. Учредитель готовит проект решения по этому вопросу и направляет его в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое должно рассмотреть проект решения учредителя в течение 15 рабочих дней со дня его получения и по итогам рассмотрения принять одно из следующих решений:
– согласовать проект решения учредителя;
– направить мотивированный отказ в согласовании.
Конечно, такая работа достаточно объемная и требует определенных трудовых затрат. Поэтому предусмотрена норма, несколько упрощающая указанную процедуру, во всяком случае в отношении полномочий Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Определено, что в случае положительного решения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом может ничего не отвечать учредителю. А учредитель может считать решение согласованным, если в течение 30 рабочих дней со дня направления проекта решения в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом он не получит от него соответствующей информации. Таким образом, согласование может происходить «по умолчанию».
Представляется, что именно такая процедура и будет практиковаться.
Но в любом случае учредитель обязан уведомить Федеральное агентство по управлению государственным имуществом о принятом решении (и приложить копию решения) в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его принятия.
Таким образом, федеральное казенное учреждение, в случае возникновения необходимости распорядиться недвижимым имуществом, например сдать его в аренду, должно иметь в виду, что на согласование этого вопроса уйдет не менее месяца.
Лишь трем учредителям предоставлено право принимать решение в отношении подведомственных им федеральных казенных учреждений самостоятельно, не согласовывая решение о распоряжении недвижимым имуществом с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом. Это:
– Минобороны России;
– Управление делами Президента РФ;
– Федеральное агентство морского и речного транспорта (в отношении подведомственных ему федеральных казенных учреждений, за которыми закреплено в оперативном управлении имущество, расположенное в границах морских портов).
Таковы особенности исполнения функций и полномочий учредителя в отношении федеральных казенных учреждений.

Особенности учредительства в отношении
федеральных бюджетных учреждений


Особенности осуществления функций и полномочий учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений связаны с изменением с 1 января 2011 г. правового статуса бюджетных учреждений.
Разумеется, все новые функции и полномочия будут применяться к бюджетным учреждениям «нового типа», то есть к тем федеральным бюджетным учреждениям, которые будут финансироваться не на основании бюджетной сметы, а путем получения субсидий из федерального бюджета как возмещение затрат на оказание государственных услуг в соответствии с государственным заданием.
Напомним, что в переходный период (с 1 января 2011 г. до 1 июля 2012 г.) бюджетные учреждения могут оставаться получателями бюджетных средств, то есть финансироваться по смете, и тогда в этот период учредителям не нужно будет осуществлять функции и полномочия, о которых и пойдет дальше речь.

Определение перечня особо ценного
движимого имущества и порядок согласования
распоряжения данным имуществом


Так, совершенно новым для бюджетного учреждения «нового типа» будет понятие особо ценного движимого имущества.
Согласно пункту 11 статьи 9.2 «Бюджетное учреждение» Закона об НКО под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.
Порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества установлен Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538.
Согласно статье 298 ГК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ бюджетное учреждение сможет распоряжаться особо ценным движимым имуществом только с согласия собственника (учредителя).
Поэтому, во-первых, учредитель должен определить перечень особо ценного движимого имущества, которое он закрепит за федеральным бюджетным учреждением или которое бюджетное учреж­дение впоследствии приобретет за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (далее – особо ценное движимое имущество).
А во-вторых, учредителю необходимо будет разработать порядок согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом. Этот документ учредителям было предписано разработать до 1 декабря 2010 г., поскольку с 1 января 2011 г. он уже должен «работать».
Например, Минфин России своим приказом от 31 августа 2010 г. № 436 (не нуждается в государственной регистрации) разработал и утвердил Порядок согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом в отношении подведомственных ему учреждений.
Установлено, в частности, что до 1 января 2012 г. порядок распространяется только на те бюджетные учреждения, в отношении которых принято решение о предоставлении им субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат на оказание государственных услуг в соответствии с государственным заданием.
Согласно порядку решение о согласовании распоряжения особо ценным движимым имуществом будет принимать Комиссия по вопросам реализации Министерством финансов Российской Федерации функций и полномочий учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству финансов Российской Федерации. Учреждение должно представить в Комиссию перечисленные документы, в том числе:
– обращение руководителя учреждения;
– копии форм бюджетной отчетности за последний финансовый год и на последнюю отчетную дату, заверенные руководителем и главным бухгалтером бюджетного учреждения;
– проект соответствующего договора;
– отчет об оценке рыночной стоимости имущества, которым бюджетное учреждение предполагает распорядиться, подготовленный в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности не ранее чем за три месяца до его представления.
Решение оформляется приказом Минфина России.

Согласование осуществления учреждением крупных сделок

Абсолютно новым полномочием для учредителя является необходимость согласования осуществления учреждением некоторых сделок, поскольку такие действия со стороны учредителей были характерны для коммерческих организаций, а не для бюджетной сферы.
 Так, совершение федеральным бюджетным учреждением крупной сделки необходимо предварительно согласовывать с учредителем. Здесь особенное внимание нужно уделить тому факту, что согласование должно быть предварительным, а не последующим. То есть если сделка (это, как правило, заключение договора) подпадает под определение крупной сделки, то учреждение не имеет права вначале совершить ее, а потом пытаться получать согласие учредителя.
Критерии крупной сделки установлены в пункте 13 статьи 9.2 «Бюджетное учреждение» Закона об НКО.
Крупной признается сделка (или несколько взаимосвязанных сделок), связанная:
– с распоряжением денежными средствами;
– отчуждением иного имущества, которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно;
– передачей такого имущества в пользование или в залог.
При этом цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов ФБУ, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Уставом ФБУ может быть предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Как и для решения многих других вопросов, необходимо установить определенную процедуру для согласования совершения учреждением крупных сделок, чтобы избежать многих недоразумений. Тогда учреждение будет четко знать, как ему действовать в таких случаях. Поэтому Постановлением № 537 учредителям также было предписано в срок до 1 декабря 2010 г. установить порядок предварительного согласования совершения ФБУ крупных сделок.
Напомним, что в переходный период (с 1 января 2011 г. до 1 июля 2012 г.) такой порядок устанавливается для тех бюджетных учреждений, в отношении которых принято решение о предоставлении им субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат на оказание государственных услуг в соответствии с государственным заданием.
Например, Минфин России своим приказом от 29 сентября 2010 г. № 111н (не нуждается в государственной регистрации) утвердил Порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству финансов Российской Федерации, крупных сделок.
Данным приказом, в частности, установлено, что решение о согласовании совершения ФБУ крупной сделки принимает Комиссия по вопросам реализации Минфином России функций и полномочий учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минфину России. Решение оформляется приказом Минфина России. Срок для принятия решения установлен в 30 календарных дней. Представляется, что установленный срок довольно длителен и может «тормозить» деятельность учреждения.
Например, в приказе Минкультуры России от 10 сентября 2010 г. № 586 «Об утверждении Порядка предварительного согласования совершения подведомственным Министерству культуры Российской Федерации федеральным бюджетным учреждением крупных сделок» (не нуждается в государственной регистрации) срок согласования сокращен наполовину. Установлено, в частности, что общий срок рассмотрения в Минкультуры России документов по предварительному согласованию крупной сделки не может превышать 10 рабочих дней со дня поступления обращения от учреждения (пункт 8 вышеуказанного приказа).
Для согласования учреждение должно представить обращение руководителя учреждения, содержащее обширную информацию о планируемой сделке, бюджетную отчетность, проект соответствующего договора, отчет об оценке рыночной стоимости имущества, сведения о состоянии кредиторской и дебиторской задолженности. К обращению прилагаются определенные документы, в том числе проект сделки.

Согласование осуществления учреждением
сделки с заинтересованностью


Также новым полномочием для учредителя будет принятие решения об одобрении сделок с участием федерального бюджетного учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность. Критерии такой сделки установлены статьей 27 «Конфликт интересов» Закона об НКО.
Согласно пункту 2 Постановления № 537 учредители должны были в срок до 1 декабря 2010 г. разработать и утвердить порядок принятия решения об одобрении указанных сделок.
Так, Минфин России приказом от 5 октября 2010 г. № 121н (не нуждается в государственной регистрации) утвердил Порядок принятия решения об одобрении сделок с участием федерального бюджетного учреждения, подведомственного Министерству финансов Российской Федерации, в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными статьей 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Установлено, что указанное решение также принимает Комиссия по вопросам реализации Минфином России функций и полномочий учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минфину России.
Лицами, заинтересованными в совершении бюджетным учреждением тех или иных действий, в том числе сделок с другими организациями или гражданами, признаются:
– руководитель бюджетного учреждения;
– заместитель руководителя бюджетного учреждения;
– лицо, входящее в состав органов управления бюджетным учреждением или органов надзора за его деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций, либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях, или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для бюджетного учреждения, крупными потребителями товаров (услуг), производимых бюджетным учреждением, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано бюджетным учреждением, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом бюджетного учреждения.
Минфин России предусмотрел срок для принятия решения об одобрении указанной сделки также в течение 30 календарных дней со дня поступления в Комиссию обращения руководителя и перечисленных необходимых документов. Решение оформляется приказом Минфина России.
Как все эти вопросы будут реализовываться на практике, пока сказать затруднительно. Но, безусловно, это требует дополнительных трудовых затрат как со стороны учреждения, так и со стороны учредителя.
Вместе с тем учреждениям необходимо иметь в виду, что в случае, если они совершат сделку, в которой имеется заинтересованность, с нарушением установленных требований, то она может быть признана судом недействительной (пункт 4 статьи 27 Закона об НКО).
Согласно статье 9.2 «Бюджетное учреждение» Закона об НКО крупная сделка может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.
Кроме того, руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований, причем независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

Установление порядка определения платы за услуги бюджетных учреждений

Еще одно полномочие учредителя федерального бюджетного учреждения – установление порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), оказываемые ФБУ и относящиеся к основным видам их деятельности. Эти услуги федеральные бюджетные учреждения могут оказывать сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания (пункт 4 статьи 9.2 Закона об НКО). Иными словами, речь идет об оказании бюджетными учреждениями платных услуг.
Такой порядок учредителям предписано было установить также в срок до 1 декабря 2010 г. И большинство учредителей его разработали.
Например, Минфин России – приказом от 30 августа 2010 г. № 423, Федеральное агентство связи – приказом от 1 октября 2010 г. № 263 (зарегистрирован в Минюсте России 3 ноября 2010 г., № 18885), Минспорта России – приказом от 13 сентября 2010 г. № 974, Федеральное агентство морского и речного транспорта – приказом от 9 сентября 2010 г. № 91, и т.д.
Рассмотрим принципиальные моменты в определении платы при оказании бюджетным учреждением платных услуг, основываясь на указанных нормативных актах учредителей. При этом следует иметь в виду, что бюджетные учреждения уже не финансируются на основании бюджетной сметы, а получают из федерального бюджета субсидии на возмещение затрат на оказание государственных услуг в соответствии с государственным заданием.
Как правило, учредители предоставляют учреждениям право самостоятельно определять возможность оказания платных услуг. Это зависит, в частности, от материальной базы, численного состава и квалификации персонала бюджетного учреждения, существующего и прогнозного объема спроса.
Перечень платных услуг и цены на них в большинстве случаев утверждает учреждение, но по согласованию с учредителем.
Чтобы определить плату, может быть использован расчетно-аналитический метод или метод прямого счета.
Расчетно-аналитический метод применяется в случае, если в оказании услуги задействованы в равной степени весь основной персонал учреждения и все материальные ресурсы. Плата определяется на основе анализа фактических затрат учреждения в предшествующие периоды. В основе лежит расчет средней стоимости единицы времени и оценка его необходимого количества.
Метод прямого счета используется, когда оказание платной услуги требует использования отдельных специалистов учреждения и специфических материальных ресурсов, включая материальные запасы и оборудование. В основе расчета лежит прямой учет всех элементов затрат.
Многие учредители приводят форму, по которой учреждение доводит до граждан и организаций необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах.
Бюджетному учреждению также может быть разрешено уменьшить плату для стимулирования деятельности и привлечения потребителей. При этом должны обеспечиваться положительные результаты финансово-хозяйственной деятельности.
Если услуга оказывается один раз или нерегулярно, то ее стоимость может определяться по согласованию с контрагентом на основе сметы. Такая возможность должна быть предусмотрена в приказе учреждения.

Согласование распоряжения недвижимым имуществом

Согласно статье 9.2 «Бюджетное учреждение» Закона об НКО имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ (пункт 9 Закона об НКО).
Как уже было отмечено, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
Кроме того, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом.
В связи с этим учредитель должен согласовывать распоряжение недвижимым имуществом федерального бюджетного учреждения, в том числе передачу его в аренду.
Порядок согласования распоряжения недвижимым имуществом федерального бюджетного учреждения прописан в Постановлении № 537 и ничем не отличается от порядка согласования распоряжения недвижимым имуществом федерального казенного учреждения. То есть учредитель, в свою очередь, должен согласовать проект своего решения с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.

Согласование передачи денежных средств и иного имущества некоммерческим организациям,
выступающим в качестве их учредителя или участника


Согласно пункту 4 статьи 24 «Виды деятельности некоммерческой организации» Закона об НКО бюджетному учреждению предоставлено право с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество. Исключением, разумеется, является особо ценное движимое имущество и недвижимое имущество.
Еще раз напомним, что такое право предоставлено бюджетным учреждениям, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат на оказание государственных услуг в соответствии с государственным заданием.
В связи с этой нормой учредитель осуществляет еще одно полномочие – согласовывает передачу федеральным бюджетным учреждением денежных средств и другого разрешенного имущества некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника.
Порядок согласования передачи указанного имущества учредителям также было предписано разработать и утвердить до 1 декабря 2010 г.
Так, Минфин России утвердил данный порядок своим приказом от 29 сентября 2010 г. № 112н, а Минкультуры России – приказом от 10 сентября 2010 г. № 587. По заключению Минюста России, данные приказы не нуждаются в государственной регистрации.
Согласование передачи имущества обязательно должно быть предварительным.
Например, учреждения, подведомственные Минфину России, должны представить в Комиссию по вопросам реализации Минфином России функций и полномочий учредителя следующие документы:
– обращение руководителя бюджетного учреждения о согласовании передачи имущества с указанием цели учреждения НКО или участия в НКО, о прогнозируемом влиянии участия в НКО на повышение эффективности деятельности бюджетного учреждения и показателей его финансово-хозяйственной деятельности;
– копии форм бюджетной отчетности за последний финансовый год и на последнюю отчетную дату, заверенные руководителем и главным бухгалтером бюджетного учреждения;
– подготовленный в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, которое предполагается передать НКО в качестве ее учредителя или участника, произведенной не ранее чем за три месяца до представления отчета;
– проект договора (соглашения) о передаче имущества;
– документы НКО, в которой предполагает участвовать бюджетное учреждение. Это копии устава, учредительного договора, документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ, копии годовой бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (для участия в существующих НКО);
– проект устава, учредительного договора НКО (для участия во вновь создаваемой НКО);
– копии учредительных документов, документов, подтверждающих факт внесения в ЕГРЮЛ юридических лиц, выступающих в качестве соучредителей НКО (для участия во вновь создаваемой НКО).
Комиссия принимает решение о согласовании передачи имущества либо о мотивированном отказе в таком согласовании в течение 30 календарных дней с даты поступления документов. Решение оформляется приказом учредителя.
Отметим, что срок принятия решения Минкультуры России составляет не более 10 рабочих дней с момента регистрации предложения (при условии подачи всех необходимых документов и сведений).
Решение о согласовании (отказе в этом) принимает министр или его заместитель. Решение оформляется письмом и в пятидневный срок направляется учреждению. Решение действительно в течение шести месяцев со дня его принятия.

Согласование внесения денежных средств и иного имущества в уставный
капитал хозяйственных обществ в качестве их учредителя или участника


Статья 24 «Виды деятельности некоммерческой организации» Закона об НКО разрешает также бюджетному учреждению в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя или участника. Исключение – особо ценное движимое имущество и недвижимое имущество.
Передачу указанного имущества учреждение должно также согласовать со своим учредителем. Порядок такого согласования учредители не устанавливают, так как он прописан в Постановлении № 537 и абсолютно идентичен порядку согласования распоряжением недвижимым имуществом федерального бюджетного учреждения.
Иными словами, учредители федеральных бюджетных учреждений принимают решение только по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом. Не касается это лишь Минобороны России, Управления делами Президента РФ и Федерального агентства морского и речного транспорта (в отношении подведомственных ему ФБУ, за которыми закреплено в оперативном управлении имущество, расположенное в границах морских портов).
Такая более строгая процедура согласования связана с тем, что передача имущества в уставный капитал хозяйственного общества носит больший риск, чем передача имущества некоммерческой организации.

Определение порядка составления и утверждения
плана финансово-хозяйственной деятельности


План финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) является новым финансовым документом для бюджетного учреждения. Он в числе других документов обеспечивает открытость и доступность деятельности бюджетного учреждения.
План ФХД составляется и утверждается в порядке, определенном учредителем. При разработке этого порядка учредитель должен руководствоваться требованиями, установленными приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения». Приказ зарегистрирован в Минюсте России 23 сентября 2010 г., № 18530.
Постановлением № 537 также предписало учредителям разработать и утвердить порядок составления и утверждения плана ФХД федеральных бюджетных учреждений до 1 декабря 2010 г., что и сделали многие учредители. Например, Минфин России утвердил порядок составления и утверждения плана ФХД приказом от 30 августа 2010 г. № 422, Минздравсоцразвития России – приказом от 27 августа 2010 г. № 765н, МИД России – приказом от 8 сентября 2010 г. № 15809, и т.д. По заключению Минюста России, данные приказы в государственной регистрации не нуждаются.
Поскольку Приказ № 81н вступит в силу с 1 января 2012 г., то и приказы учредителей также вступят в силу с этой даты.
План ФХД составляется на тот же срок, что и федеральный бюджет. Он составляется учреждением на этапе подготовки проекта бюджета. Форму плана утверждает учредитель.
План состоит из трех частей: заголовочная, содержательная (текстовая (описательная) и табличная), оформляющая. Приведены перечни информации, которая должна раскрываться в каждом из разделов.
Так, в плане указываются цели и основные виды деятельности учреждения, перечень оказываемых (выполняемых) им платных услуг (работ), общая балансовая стоимость имущества. Отражаются показатели финансового состояния (данные об активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления плана).
План обязательно подписывает руководитель учреждения, а также руководитель финансово-экономической службы, главный бухгалтер и исполнитель документа.

Учредительство в отношении
федеральных автономных учреждений
 
В связи с тем что Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения уже было утверждено Постановлением Правительства РФ от 10 октября 2007 г. № 662, то Постановление № 537 внесло в данное Положение некоторые изменения с целью приведения его норм в соответствие с Законом № 83-ФЗ.
Так, уточнено, что решение о создании федерального автономного учреждения путем изменения типа существующего федерального бюджетного или казенного учреждения принимает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в отношении учреждения, находящегося в ведении этого органа либо федеральной службы или федерального агентства, подведомственного этому органу.
Данная норма соответствует Порядку создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539 во исполнение Закона № 83-ФЗ.
Установлено, что функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения, созданного путем изменения типа федерального бюджетного учреждения, исполняет федеральный орган исполнительной власти, который осуществлял функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения, тип которого был изменен. Таким образом, если бюджетное учреждение станет автономным, учредитель у него останется прежний.
Уточнены полномочия учредителя федерального автономного учреждения в части утверждения задания учреждению. Уточнено, что учредитель не устанавливает, а формирует и утверждает государственное задание федеральному автономному учреждению в соответствии с видами деятельности, отнесенными к его основной деятельности.
На учредителя возложено еще одно полномочие. Он должен будет определять перечень мероприятий, направленных на развитие федерального автономного учреждения.
Учредителю федерального автономного учреждения предоставлены также полномочия по определению перечня особо ценного движимого имущества.
 
Главная 
Наши журналы
Отзывы
Контакты
 
Поделиться: