click fraud detection

Закон о размещении заказов:
новый год – новые порядки

(из архива статей БиНО за январь 2009 года)
Е.А. Пластинина,
директор УМЦ подготовки специалистов ЖКХ,
консультант УМЦ по госзакупкам
Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова

Уже более трех лет действует Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ). Все это время законодатель не переставал «радовать» специалистов финансовых служб бюджетных учреждений регулярными изменениями, совершенствующими процедуры размещения заказов.
Не была забыта эта традиция и в канун нового, 2009 г. 1 декабря 2008 г. был принят Федеральный закон № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 225-ФЗ). Кроме того, с 1 января 2009 г. вступают в силу отдельные положения Закона № 94-ФЗ, принятые ранее. Обо всех этих нововведениях и пойдет речь в настоящей статье.
 
Переселение из аварийного жилья

Законом № 225-ФЗ введен также пункт 10.3 статьи 65 Закона № 94-ФЗ.
Здесь сказано, что до 1 января 2010 г. субъекты РФ вправе разместить заказ на приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах для переселения граждан из аварийного жилищного фонда путем проведения запроса котировок независимо от цены государственного контракта.
Делается это в случае, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а также статьями 32 и 86 Жилищного кодекса РФ.
На проведение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья упомянутый фонд предоставляет целевые средства (финансовую помощь) бюджетам субъектов РФ или местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе.
Принятием указанной нормы законодатель пытался «поймать двух зайцев» одновременно: во-первых, создать более гибкий инструмент заключения контрактов на закупку жилья в условиях нестабильности цен в данном секторе, что, в свою очередь, должно привести к серьезной экономии бюджетных средств; во-вторых, создать спрос на жилые помещения и поддержать путем государственных вливаний рынок жилья, который в настоящее время испытывает серьезные трудности.
Заказчик (уполномоченный орган) обязан разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект государственного контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса. Это нужно сделать не менее чем за четыре рабочих дня до истечения срока подачи котировочных заявок.
Если после окончания этого срока подана только одна котировочная заявка, которая соответствует установленным требованиям и содержит предложение о цене государственного контракта, не превышающее максимальной цены, указанной в извещении, заказчик вправе заключить государственный контракт с таким застройщиком. Условия контракта соответствуют извещению, а его цена – котировочной заявке. Такой застройщик не вправе отказаться от заключения государственного контракта.
Таким образом, законодатель максимально сократил срок проведения указанной процедуры: теперь не нужно, как раньше, продлевать этот срок на четыре рабочих дня, если поступила только одна котировочная заявка (пункт 6 статьи 46 Закона № 94-ФЗ).
Кроме того, введен пункт 10.5 статьи 65 Закона № 94-ФЗ, который также позволяет сократить сроки заключения и исполнения государственного контракта в этом случае.
Здесь сказано, что государственная регистрация государственного контракта на приобретение жилых помещений, а также перехода права собственности на такие жилые помещения осуществляется территориальными органами Росрегистрации в течение не более пяти рабочих дней со дня подачи заявления и всех необходимых документов.
Напомним, что общий срок государственной регистрации, установленный Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» составляет один месяц с момента обращения.
 
Дорожное строительство
 
Еще одно изменение было внесено в пункт 4.1 статьи 10 Закона № 94-ФЗ (статья 5 Закона № 225-ФЗ).
Согласно новой норме еще на полгода (до 1 июля 2009 г.) продлена возможность размещать заказы на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту федеральных автомобильных дорог общего пользования путем проведения конкурса или аукциона.
С 1 июля 2009 г. на данные объекты распространится общее правило: размещать заказы на указанные виды работ можно будет только аукционом, никакой иной способ закупки применять будет нельзя. Напомним, что первоначально действие этой нормы устанавливалось с 1 января 2009 г.
 
Комиссии по размещению заказов
 
Еще одно важное изменение, внесенное в Закон № 94-ФЗ, вступило в силу 1 января 2009 г.
Речь идет о пункте 3 статьи 7 Закона. В соответствии с новым положением в состав комиссии по размещению заказов нужно включить не менее одного лица, прошедшего профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд.
Напомним, что в данную комиссию в каждой организации должно входить не менее пяти человек. При этом комиссии могут действовать постоянно или создаваться для проведения одной процедуры; в учреждении может быть единая комиссия (для проведения любых процедур размещения заказов) либо отдельные комиссии для проведения каждой из конкурентных процедур размещения заказов: конкурсная комиссия, котировочная и аукционная.
Требование о включении в состав комиссии обученного специалиста относится к любому из указанных вариантов.
Представляется, что этот вопрос станет актуальным для органов местного самоуправления, многие из которых наделили правами муниципальных заказчиков учреждения, финансируемые из средств муниципального бюджета, в том числе школы и детские сады. Ведь в них, как правило, отсутствуют специалисты, компетентные в вопросах размещения заказов.
 
Исполнение государственных и муниципальных контрактов
 
В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Закона № 94-ФЗ до 1 января 2009 г. объем товаров, купленных по результатам открытого конкурса или аукциона, а также работ или услуг, купленных по результатам открытого конкурса, при исполнении контракта можно было изменять, но не более чем на 10%.
С 1 января 2009 г. эта норма в отношении работ и услуг ужесточается: теперь изменение (не более чем на 10%) касается объема только ограниченного законом круга работ и услуг.
Это следующие работы и услуги:
– научно-исследовательские;
– опытно-конструкторские;
– технологические;
– аварийно-спасательные работы;
– реставрация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов;
– медицинские;
– аудиторские.
Заказчик (по согласованию с исполнителем, подрядчиком) вправе изменить объем таких работ и услуг, указанный в контракте, только в том случае, если у него изменилась потребность в них или появилась потребность в дополнительном объеме работ, услуг, не предусмотренных контрактом, но связанных с теми, что были предусмотрены контрактом. Возможность изменения контракта должна быть оговорена в конкурсной документации.
Что касается товаров, то их количество, указанное в контракте, заказчик вправе изменить не более чем на 10% при изменении потребности в них, если:
– это предусмотрено документацией об аукционе и конкурсной документацией;
– заказ размещается у единственного поставщика в соответствии с подпунктом 16 пункта 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ (закупка сложного технического вооружения).
Пропорционально количеству (объему) увеличиваемых или сокращаемых товаров, работ, услуг (но не более чем на 10%) заказчик изменяет (увеличивает или уменьшает) и первоначальную цену контракта. Цена единицы дополнительно поставляемого товара и цена единицы товара при сокращении потребности должны определяться так: первоначальная цена контракта делится на предусмотренное в контракте количество товара.
В каких случаях возможно изменение объема и цены контракта с 1 января 2009 г., наглядно представлено в таблице:
 
Предмет контракта Способ закупки Дополнительные условия
Товары, предусмотренные контрактом – конкурс;
– аукцион
– согласовано с поставщиком;
– предусмотрено в документации
Работы, предусмотренные контрактом, или дополнительные, связанные с предусмотренными контрактом – конкурс – согласовано с поставщиком;
– предусмотрено в документации;
– возможно только в отношении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, аварийно-спасательных, реставрационных работ
Услуги, предусмотренные контрактом, или дополнительные, связанные с предусмотренными контрактом – конкурс
– согласовано с поставщиком;
– предусмотрено в документации;
– возможно только в отношении медицинских и аудиторских услуг
 
 
До 1 января 2009 г., согласно пункту 10 статьи 65 Закона № 94-ФЗ, можно было также изменять на 10% объем работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, закупаемых путем аукциона. С 1 января 2009 г. эта норма прекратила свое действие.
Таким образом, с нового года государственным и муниципальным заказчикам необходимо еще более серьезно подходить к планированию объема закупаемых работ и услуг, поскольку на любые дополнительные закупки придется размещать новый заказ.
 
Предоставление лицензий при строительстве и ремонте

Еще летом 2008 г. законодатель преподнес нам новшество в виде Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 148-ФЗ).
Несмотря на то что этот Закон вступил в силу 25 июля 2008 г., основные события, связанные с ним, будут разворачиваться в 2009 г.
В соответствии с указанным Законом до 1 января 2010 г. предпринимательская деятельность по выполнению инженерных изысканий, по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства разрешается, если у исполнителя этих работ есть один из двух документов (по его выбору):
1) лицензия, выданная в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
2) свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Указанное свидетельство выдается саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ.
При этом предоставление лицензий на осуществление указанных видов деятельности прекращено с 1 января 2009 г., а с 1 января 2010 г. и вовсе прекращается лицензирование таких видов деятельности, как:
– проектирование зданий и сооружений;
– строительство зданий и сооружений;
– инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений.
До 1 января 2009 г. статус саморегулируемой организации могли приобрести только некоммерческие организации, членами которых являются лица, имеющие лицензии на указанные виды деятельности.
Национальное объединение саморегулируемых организаций в области проектной и строительной деятельности должно быть создано не позднее 1 июля 2010 г. Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в этой области, а также ведение реестра указанных организаций осуществляет Ростехнадзор.
Таким образом, уже с 1 января 2009 г. участники размещения заказа вправе представлять в составе своих заявок не только копии лицензий на строительные работы, но и копии свидетельств, выданных саморегулируемыми организациями. В связи с этим заказчики должны внести изменения в типовую конкурсную и аукционную документацию.
Необходимо учитывать также, что Минрегион России должен утвердить перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – проектные и строительные работы). Об этом говорится в Постановлении Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 864.
Сейчас действует перечень работ на лицензирование, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2002 г. № 174. В нем установлен более широкий круг работ по сравнению с предполагаемым перечнем Минрегиона России. После того как будет утвержден новый перечень, на некоторые виды проектных и строительных работ лицензия не будет требоваться (например, сейчас текущий ремонт лицензируется, а в проекте перечня Минрегиона России его нет). Цель этого нововведения – обеспечить равноправие участников строительного рынка.
Отметим, что до сих пор не установлена форма указанного свидетельства о допуске к видам работ, а также форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
Отсутствие этих форм будет создавать сложности для заказчиков при рассмотрении заявок участников размещения заказа.
В соответствии с Законом № 148-ФЗ до установления указанных форм контролирующим органом саморегулируемая организация разрабатывает их самостоятельно. После появления утвержденных форм документы, ранее выданные саморегулируемой организацией, заменять не понадобится.
В заключение отметим, что ожидаемых многими бюджетными учреждениями «послаблений» в отношении процедур размещения заказов для государственных и муниципальных нужд не происходит. Напротив, законодатель все более ужесточает эти процедуры и ответственность за их неисполнение.
Однако проверки ФАС России показывают, что количество нарушений, выявляемых в деятельности заказчиков, неуклонно снижается. Это свидетельствует о том, что финансовым службам бюджетных учреждений вполне по силам соблюдать нормы, построенные в соответствии с лучшими положениями европейского законодательства. Думается, что никого не напугает и очередное усовершенствование закупочного законодательства, о котором шла речь в настоящей статье.


 
На главную >

Программы

Галерея

Размышления
у картины

Подписаться

Архив
статей

Электронные
журналы

О журналах
 
Поделиться: