click fraud detection

Практические вопросы
организации кассового обслуживания
исполнения бюджетов в 2009 году
 
(из архива статей БиНО за июль 2009 года)
Е.А. Князева,
советник государственной
гражданской службы РФ III класса,
к.э.н.
С 1 января 2009 г. вступили в действие нормативные правовые акты, изменившие организацию кассового обслуживания исполнения бюджетов. В частности приняты следующие документы:
– Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядок осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденный приказом Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. № 8н (далее – Порядок № 8н);
– Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденный приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н (далее – Порядок № 87н).
Автор отвечает на вопросы, связанные с практической реализацией положений новых документов.
 
Оформление Заявки на кассовый расход
 
Когда оформляется Заявка на кассовый расход по перечислению оплаты договоров оказания услуг фельдъегерской связи, арендной платы, взысканий по исполнительным документам, возникает необходимость одновременного указания в ее разделе 2 реквизитов документа-основания, а в разделе 4 – реквизитов налоговых платежей. Порядком № 8н не предусмотрено одновременное заполнение этих разделов. Как поступать в таких случаях?
В настоящее время разрешается заполнять сразу оба раздела Заявки на кассовый расход. Это прописано в письме Минфина России от 5 мая 2009 г. № 42-7.4-05/5.1-243.
Можно ли указывать номер лицевого счета и коды бюджетной классификации в графе 8 «Назначение платежа» раздела 1 «Реквизиты документа» Заявки на кассовый расход? Может ли вернуть Федеральное казначейство получателю бюджетных средств заполненную таким образом заявку?
Согласно пунктам 2.1.2 и 2.2.5 Порядка № 8н орган Федерального казначейства (далее – ОФК) проверяет правильность заполнения Заявки на кассовый расход на предмет наличия в ней положенных реквизитов и показателей, а также их соответствия друг другу.
Пунктом 9.2 Порядка № 8н предусмотрено, что номер лицевого счета получателя бюджетных средств указывается в кодовой зоне заголовочной части заявки.
А в графе 8 «Назначение платежа» раздела 1 «Реквизиты документа» заявки – назначение платежа, общее для всего документа. В том числе там может указываться номер лицевого счета бюджетополучателя, представившего заявку. Об этом говорится в пункте 1.1.6 Положения Банка России и Минфина России от 13 декабря 2006 г. № 298П, 173н «Об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства».
На основе представленной получателем бюджетных средств заявки ОФК формирует платежное поручение. Поле «Назначение платежа» этого документа оно заполнит соответственно графе 8 «Назначение платежа» раздела 1 «Реквизиты документа» заявки.
При этом ОФК не контролируют заполнение номера лицевого счета клиента и КБК в графе 8 «Назначение платежа» раздела 1 «Реквизиты документа» заявки. Поэтому возвращать ее не будет.
 
Заполнение Уведомления об уточнении
вида и принадлежности платежа

 
При оформлении Заявки на кассовый расход бюджетное учреждение неверно указало целевую статью в коде бюджетной классификации. Можно ли это исправить? Если можно, то как?
Исправить это можно. Положениями пункта 2.5.3 Порядка № 8н установлено, что бюджетное учреждение вправе в пределах текущего финансового года уточнять операции по кассовым выплатам и (или) коды бюджетной классификации, по которым данные операции были отражены на лицевом счете клиента.
Для этого бюджетное учреждение должно представить в ОФК документ – Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа, оформленный в соответствии с приложением 8 к Порядку № 8н (код формы по КФД 0531809), и во второй части его таблицы (графа 6) указать правильный код бюджетной классификации (с правильной целевой статьей).
Какие сведения об уточняемом расчетном документе вносятся в первую часть таблицы Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа?
В первой части таблицы Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа указываются все реквизиты уточняемого платежного документа (платежного поручения, Заявки на кассовый расход и т.д.) без каких-либо изменений. При этом заполняются все графы табличной части.
Изменения, которые бюджетное учреждение хочет внести, отражаются во второй части таблицы уведомления.
В платежном документе, поступившем в бюджетную организацию, неверно указано ее название и отсутствует код бюджетной классификации. Что в таких случаях делать?
Вам следует оформить Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа. Точнее, вторую часть таблицы, в которой указываются непосредственные изменения в расчетном документе.
Согласно пункту 9.9 Порядка № 8н в этой части таблицы уведомления заполняются не все графы, а только те, которые нужно изменить в исходных расчетных документах. То есть в вашем случае следует указать правильное наименование организации (графа 2) и код бюджетной классификации, по которому данная операция была отражены на лицевом счете клиента (графа 6).
Как поступать получателям бюджетных средств или финансовым органам субъектов РФ (муниципальных образований), если после осуществления ими кассовых выплат был изменен принцип назначения, структура кодов бюджетной классификации согласно нормативно-правовым актам Минфина России или финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований)?
В соответствии с полномочиями, которые предоставляет Бюджетный кодекс РФ Минфину России или финансовым органам субъектов РФ (муниципальным образованиям), им можно менять принципы назначения, структуру КБК, закрепленные своими нормативно-правовыми актами.
В таких случаях разрешается менять учетные записи в части КБК по уже произведенным клиентами кассовым выплатам также согласно пункту 2.5.3 Порядка № 8н. Напомним, в нем говорится о возможности клиента уточнять операции по кассовым выплатам и (или) коды бюджетной классификации (КБК), соответственно которым данные операции отражались на лицевом счете клиента в пределах текущего финансового года.
При этом в табличной части Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа наименование, номер и дата уточняемого документа не указываются. А в графах «сумма» этого уведомления проставляется общая сумма по соответствующему коду бюджетной классификации.
Такие разъяснения даны в письме Федерального казначейства от 5 июня 2009 г. № 42-7.4-05/5.3-313.
 
Невыясненные поступления в федеральный бюджет
 
В каких случаях платежи, перечисленные на балансовый счет № 40105 «Средства федерального бюджета», открытый органу Федерального казначейства, могут учитываться как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет?
В соответствии с Порядком № 8н перечисленные на этот счет суммы могут быть отнесены к невыясненным поступлениям, если в расчетном документе, полученном из учреждения Банка России, неверно указано наименование получателя средств федерального бюджета (администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета) или не указано вовсе.
А также если:
– не указан или неверно указан номер лицевого счета получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита бюджета);
– указанный лицевой счет открыт в другом территориальном органе Федерального казначейства;
– не указан код или указан несуществующий (недействующий) код бюджетной классификации расходов;
– в полях «ИНН» и «КПП» получателя не указаны или указаны ИНН и (или) КПП получателя средств федерального бюджета (администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета), не принадлежащие получателю (администратору), указанному в поле «Получатель».
Аналогичные разъяснения даны Федеральным казначейством в письме от 14 апреля 2009 г. № 42-7.4-05/5.3-211.
Орган Федерального казначейства выдал бюджетному учреждению Запрос на выяснение принадлежности платежа. Что это за документ и что с ним делать получателю бюджетных средств?
Согласно пункту 2.5.5 Порядка № 8н кассовые поступления, зачисленные на счета органа Федерального казначейства как невыясненные поступления, отражаются на лицевом счете администратора доходов бюджета, открытом администратору данных невыясненных поступлений.
Если в расчетных документах, поступления по которым квалифицированы как невыясненные, неверно указаны ИНН и КПП получателя средств федерального бюджета (администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета), ОФК направляет этому получателю (администратору источников финансирования дефицита федерального бюджета) Запрос на выяснение принадлежности платежа.
Получатель (администратор источников финансирования дефицита федерального бюджета) запроса в течение 10 рабочих дней со дня его получения может представить в ОФК Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа, на основании которого поступившие суммы отразят на его лицевом счете.
Отказываясь от данного поступления, получатель бюджетных средств (администратор источников финансирования дефицита бюджета) также должен представить Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа в ОФК. При этом в графе 9 «Код по БК» раздела «Реквизиты платежного документа» он должен указать КБК из Запроса на выяснение принадлежности платежа, в графе 6 «Код по БК» раздела «Изменить на реквизиты» – КБК невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет (например, 100 11701010010000 180).
 
Порядок санкционирования кассового расхода
 
В каком порядке органы Федерального казначейства санкционируют кассовый расход получателя бюджетных средств на долевое участие в строительстве жилья в соответствии с государственным контрактом?
В соответствии с разъяснениями Минфина России от 22 апреля 2009 г. № 02-03-07/1662 получатель бюджетных средств для осуществления расходов на долевое участие в строительстве жилья должен представить в ОФК государственный контракт на участие в долевом строительстве и акт приемки-передачи квартиры.
 
Оформление документов
в органы Федерального казначейства

 
Какие документы нужно подать в органы Федерального казначейства в качестве основания для оплаты услуг адвоката?
Пунктом 7 Порядка № 87н установлено, что получатель бюджетных средств представляет в ОФК вместе с Заявкой на кассовый расход указанные в ней документы – основания, подтверждающие возникновение денежного обязательства.
При оплате труда адвоката таким документом может выступать постановление (определение) органа дознания, органа предварительного следствия. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 30 марта 2009 г. № 02-03-07/1405.
Можно представлять в орган Федерального казначейства в качестве документа-основания для оплаты полученных услуг счет-фактуру?
Да, пока это возможно. Согласно пункту 7 и подпункту 15 пункта 5 Порядка № 87н в качестве одного из документов-оснований может выступать счет.
Однако единая форма счета еще не установлена. Поэтому пока счет-фактура может представляться в ОФК в качестве документа-основания для оплаты полученных услуг. Об этом говорится в письме Минфина России от 9 апреля 2009 г. № 02-03-07/1970.
Обязательно ли представлять в орган Федерального казначейства счет в качестве документа-основания при оплате услуг за счет арендных платежей?
Нет, не обязательно. 1 апреля 2009 г. в Минюсте России был зарегистрирован приказ Минфина России от 12 марта 2009 г. № 25н, который внес изменения в Порядок № 87н. Согласно внесенным изменениям не применяются требования по представлению получателем средств федерального бюджета в ОФК счета для санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых является дополнительное бюджетное финансирование за счет арендных платежей.
 
Отражение (учет) средств от приносящей доход деятельности
 
В каком порядке отражаются на лицевом счете получателя бюджетных средств суммы от приносящей доход деятельности прошлого года? Нужно ли их включать в Разрешение на осуществление приносящей доход деятельности?
Поступающие получателю бюджетных средств суммы дебиторской задолженности, образовавшейся в процессе исполнения им Смет доходов и расходов прошлых лет, отражаются на его лицевом счете как доходы текущего года. При этом включать их в Разрешение на осуществление приносящей доход деятельности не нужно.
Такие требования содержатся в пункте 4.9 приказа Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н «О Порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности» (далее – Порядок № 88н).
Аналогичные разъяснения даны Минфином России в письме от 5 февраля 2009 г. № 02-03-09/366.
Как учитываются средства от приносящей доход деятельности, полученные бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)?
Разъяснения по данному вопросу даны Федеральным казначейством в письме от 5 июня 2009 г. № 42-7.4-05/5.3-316.
Порядок учета указанных средств может осуществляться одним из двух следующих способов в зависимости от положений закона (решения) о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
В первом случае средства включаются в состав доходов получателей бюджетных средств от приносящей доход деятельности и учитываются по соответствующему коду доходов бюджетной классификации Российской Федерации группы 000 3 00 00000 00 0000 000 «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности». Средства зачисляются на балансовые счета № 40603 «Счета организаций, находящиеся в государственной (кроме федеральной) собственности. Некоммерческие организации» и № 40703 «Счета негосударственных организаций. Некоммерческие организации», открытые ОФК или финансовым органам. Эти операции отражаются на лицевых счетах, открытых бюджетным учреждениям в ОФК или финансовых органах.
Во втором случае средства включаются в состав доходов бюджета субъекта РФ (муниципального образования) как неналоговые доходы бюджета субъекта РФ по соответствующим КБК группы 000 1 00 00000 00 0000 000 «Налоговые и неналоговые доходы» и зачисляются на счет органа Федерального казначейства, открытый на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые между уровнями бюджетной системы Российской Федерации». Операции отражаются на лицевых счетах, открытых соответствующим администраторам доходов бюджета.
Разъяснения по данному вопросу даны Федеральным казначейством в письме от 5 июня 2009 г. № 42-7.4-05/5.3-316.
 
Генеральное разрешение на открытие лицевых счетов
по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности

 
Можно ли сейчас оформить дополнение к генеральному разрешению на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, согласно приказу Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н?
Нет, нельзя. При необходимости внесения дополнений в генеральные разрешения, открытые в соответствии с приказом Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н, главные распорядители (распорядители) средств федерального бюджета с 1 января 2009 г. обязаны оформлять новые генеральные разрешения. Это установлено пунктом 4 Порядка № 88н.
Такая же позиция изложена в письме Минфина России от 25 июня 2009 г. № 02-03-09/2558

 
На главную >

Программы

Галерея

Размышления
у картины

Подписаться

Архив
статей

Электронные
журналы

О журналах
 
Поделиться: