click fraud detection

Утвержден регламент бесплатного
информирования налогоплательщиков
налоговыми органами


(из архива статей БиНО за август 2008 года)
Л.П. Фомичева,
аудитор, член Палаты
налоговых консультантов РФ

Приказом Минфина России от 18 января 2008 г. № 9н утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения (далее – Регламент). Приказ зарегистрирован в Минюсте России 14 апреля 2008 г. (№ 11521), опубликован в «Российской газете» от 13 мая 2008 г. № 100 и вступил в силу через 10 дней после опубликования.
Документ разрабатывался с целью повышения качества работы сотрудников налоговых инспекций и создания комфортных условий для налогоплательщиков, формализации процедур их общения.
Проект приказа был размещен на сайте ФНС России, и все заинтересованные лица могли принять активное участие в его обсуждении.
Новый регламент значительно превосходит объем аналогичного документа, который был утвержден приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444@.
 
Информация, которую налогоплательщики получают бесплатно
 
Налогоплательщики имеют право на получение от налоговых органов бесплатной информации (в том числе в письменной форме) по месту своего учета:
– о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
– порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
– правах и обязанностях налогоплательщиков;
– полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.
Бесплатно налогоплательщики получают и формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения (подпункт 1 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ).
Соответственно, налоговые органы обязаны представлять соответствующую информацию (подпункт 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ). Эта обязанность закреплена также в пункте 5.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506.
Также налоговый орган обязан бесплатно выдать справку о состоянии расчетов конкретного налогоплательщика (плательщика сборов или налогового агента) по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании своих данных (статья 32 НК РФ). Запрошенная справка (по правилам) предоставляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Этот документ отражает фактическое состояние по расчетам с бюджетом, сложившееся на определенную дату, в соответствии с информацией, имеющейся в налоговом органе. Справка подтверждает отсутствие или наличие переплаты (задолженности) по налогам, сборам, пеням и штрафам у конкретного налогоплательщика.
 
Основные процедуры
 
Информация может предоставляться налогоплательщикам в устном виде, письменном или публичном.
Исполнение налоговыми органами государственной функции по информированию включает в себя пять административных процедур. Это:
– индивидуальное информирование налогоплательщиков на основании обращений в устной форме;
– индивидуальное информирование налогоплательщиков на основании обращений в письменной форме (в том числе переданных в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС));
– публичное информирование налогоплательщиков;
– индивидуальное информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;
– прием налоговых деклараций (расчетов) и индивидуальное информирование налогоплательщиков о результатах приема налоговых деклараций (расчетов) (представленных лично, почтовым отправлением, а также в электронном виде по ТКС).
В новом регламенте детально описано, как и в какие сроки, в каком порядке должностные лица налоговых органов должны исполнять каждую из названных процедур, перечень оснований для отказа в предоставлении информации, порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц в ходе исполнения государственных функций.
Приложения к Регламенту содержат:
– сведения о контактных телефонах;
– сведения об интернет-адресах территориальных органов ФНС России, исполняющих государственную функцию;
– блок-схемы административных процедур;
– формы документов, применяемых при исполнении государственной функции по информированию налогоплательщиков.
 
Ничто не дается так дешево и не ценится так дорого…
 
И в старом, и в новом регламентах есть требования к расположению отделов работы с населением (они обязательно должны находиться на первом этаже зданий), к их техническому и программному оснащению.
Из нововведений.
Новый Регламент рекомендует должностным лицам при исполнении ими государственной функции носить бейджи (как правило, бейджи представляют собой пластиковую карту с нанесенной на нее информацией) с указанием фамилии, имени, отчества и занимаемой должности, и (или) эта информация может быть представлена в виде таблички на рабочем месте (пункт 20 Регламента).
При устном общении, в том числе по телефону, представитель налогового органа и налогоплательщик обязаны представляться друг другу (пункты 28 и 29 Регламента).
Должностным лицам налоговых органов вменяется в обязанность (пункт 13 Регламента) корректное и внимательное отношение к налогоплательщикам (их представителям). Необходимо в вежливой форме, не унижая их честь и достоинство, информировать налогоплательщиков (их представителей) по существу обращений. Должностные лица не вправе обсуждать действия своих коллег, давать правовую оценку актов (решений) налоговых органов (пункт 14 Регламента).
Если заданный вопрос не входит в компетенцию сотрудника отдела работы с налогоплательщиками, он должен обратиться за помощью к коллеге из соответствующего структурного подразделения. А начальники структурных подразделений обязаны ежемесячно направлять в отдел работы с налогоплательщиками список дежурных должностных лиц и их контактные телефоны (пункт 32 Регламента).
Налоговики могут отказать в общении (пункты 12 и 97 Регламента), если:
– обращение поступило не по месту налогового учета;
– заданный вопрос находится вне пределов компетенции налоговиков;
– запрошены конфиденциальные сведения или запрос налогоплательщика содержит нецензурные или оскорбительные выражения.
Принимать налогоплательщиков налоговики должны ежедневно (кроме выходных и праздничных дней) в течение всего рабочего дня без обеденного перерыва.
 
Сдача деклараций
 
Процедура приема налоговых деклараций подробно описана в разделе 18 Регламента и в блок-схемах приложения.
Для удобства налогоплательщиков Регламент рекомендует выделить специальное окно в операционном зале для сдачи деклараций (пункт 131 Регламента).
Время общения сторон сейчас тоже регламентировано: максимальное время приема одной налоговой декларации (расчета) – 10 минут. А максимальное время ожидания налогоплательщика (его представителя) в очереди – 30 минут. Правда, в период сдачи отчетности (за пять дней до срока подачи деклараций) руководство инспекции может увеличить срок ожидания «с учетом имеющихся ресурсов», но все равно налогоплательщик не должен ждать больше двух часов. И в любом случае налоговики обязаны принять всех налогоплательщиков (их представителей), обратившихся в инспекцию ФНС России не позднее чем за 40 минут до окончания рабочего дня (пункт 130 Регламента). А значит, время работы инспекции может быть продлено.
Не забывайте документы, удостоверяющие личность и полномочия, – их обязан проверить налоговый инспектор, принимающий декларацию (пункт 132 Регламента).
Согласно пункту 133 Регламента декларацию не примут, если:
– документы, удостоверяющие личность и полномочия, не будут предъявлены;
– декларация не соответствует установленной форме и (или) не подписана.
Причины отказа в этом случае инспектор объясняет налогоплательщику устно или отправляет уведомление почтовым заказным письмом (пункт 134 Регламента).
Если налогоплательщик подает декларацию, сведения которой требуют уточнения или возможно неоднозначное прочтение показателей, то инспектор обязан разъяснить недочеты и предложить их исправить немедленно (пункт 137 Регламента). Но даже если внести поправки сразу невозможно или сдающий отказывается это сделать, декларация все равно принимается – с пометкой «Принята. Требует уточнения» на титульном листе (пункт 138 Регламента). Налогоплательщику направляется уведомление о необходимости уточнения декларации с перечислением недостатков и предложением внести уточнения в пятидневный срок (пункт 139 Регламента).
Регламентирован порядок приема деклараций, которые поступили по почте и в электронном виде по ТКС (раздел 20 и 21 Регламента). Налоговые органы обязали принимать документы с электронной цифровой подписью налогоплательщика.
 
Запросы
 
По закрепленным Регламентом правилам налогоплательщики могут обращаться в налоговые службы лично или по телефону, делать письменные запросы или отправлять их по электронной почте.

Устные запросы

С устным запросом можно обратиться в инспекцию по месту постановки на учет или по телефону справочной службы инспекции (вышестоящего органа). Если инспектор, которому задан вопрос, не может ответить, он должен обратиться к дежурному специалисту (пункт 32 Регламента).
Ответ ждать (согласно пункту 27 Регламента) придется максимум 15 минут.

Письменные запросы

Если поставленные в обращении вопросы не входят в компетенцию налогового органа и носят конфиденциальный характер, если для ответа требуется представление извлечений из нормативных правовых актов, разъяснений Минфина России и методических материалов, инспектор может предложить налогоплательщику (его представителю) составить письменный запрос (пункт 31 Регламента). К сожалению, как показывает практика, инспектор всегда может найти повод сделать именно так.
Чтобы получить письменный ответ на вопрос, налогоплательщику нужно составить специальный запрос, который должен содержать реквизиты (полное наименование организации, ИНН, почтовый адрес, фамилию, имя, отчество руководителя или уполномоченного представителя организации и др.). Образцы письменного запроса даны в приложениях к Регламенту.
Письменное обращение можно передать в инспекцию лично, направить по обычной или электронной почте.
Ответ (согласно Регламенту) придет в течение 30 календарных дней со дня регистрации обращения; рекомендации по переадресации вопроса в другие инстанции – в течение 5 дней.
Информация о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам также выдается в пятидневный срок.
Регламент четко указывает, в каких случаях может быть отказано в разъяснении (запрос сведений, которые составляют гостайну, обращение без указания реквизитов отправителя и др.). Кроме того, налоговики не проводят экспертизу договоров и не отвечают на повторные обращения, если по ним уже был дан ответ.
В случае, когда налоговый орган некомпетентен в заданном вопросе, налогоплательщика поставят об этом в известность, порекомендуют письменно обратиться в вышестоящую инстанцию и выдадут ее реквизиты. Налоговики также обязаны сообщить, если поставленный вопрос не урегулирован законодательством.
 
Публичное информирование
 
Публичное информирование предполагает размещение нужных налогоплательщику сведений на сайтах налоговых органов, в СМИ, на стендах в инспекциях и проведение семинаров.
Регламентом определен перечень информации, которая должна содержаться на официальном интернет-сайте управления ФНС России и информационных стендах (стойках) налоговых органов:
– номер телефона «горячей линии»;
– порядок заполнения налоговых деклараций (расчетов);
– образцы заполнения платежных поручений;
– образцы заявлений и обращений;
– календарь налогоплательщика;
– бесплатное программное обеспечение, разработанное ФНС России в помощь налогоплательщикам (на сайтах);
– типовые вопросы и ответы на них;
– график проведения семинаров, «круглых столов» и иных информационно-просветительских и обучающих мероприятий для налогоплательщиков;
– другие сведения.
Проводящим семинары налоговым органам рекомендуется обеспечить возможность задать им вопросы по теме семинара заранее (через официальный интернет-сайт управления ФНС России). Семинары проводят должностные лица структурных подразделений инспекций и управлений ФНС России. При проведении семинаров рекомендуется использовать наглядные пособия, методическую литературу, проводить разбор наиболее типичных ошибок налогоплательщиков на конкретных примерах.
 
Ответственность налоговиков
 
Ответственность за решения и действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов наступает в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законодательством. Налогоплательщик может обжаловать их в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд (пункт 171 Регламента).

 
На главную >

Программы

Галерея

Размышления
у картины

Подписаться

Архив
статей

Электронные
журналы

О журналах
 
Поделиться: