click fraud detection

Государственная пошлина

(из архива статей БиНО за июль 2009 года)
В.Д. Прокопчук,
заместитель председателя координационного центра –
главный бухгалтер ООО «НПК “Штурмовики Сухого”»

С необходимостью уплаты государственной пошлины в хозяйственной деятельности сталкиваются практически все коммерческие и некоммерческие организации. Это также относится и к воинским частям и учреждениям (далее – учреждения).
Порядок уплаты, возврата или зачета государственной пошлины, а также предоставления льгот по ее уплате регулируется главой 25.3 Налогового кодекса РФ. Следует отметить, что данная глава введена в действие с 1 января 2005 г. Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». До указанной даты порядок взимания государственной пошлины регламентировался Законом РСФСР от 9 декабря 1991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине».
 
Основания уплаты государственной пошлины
 
Пошлины в отличие от налогов уплачиваются не в результате каких-либо хозяйственных действий, а за услуги со стороны государства и его органов.
Что является государственной пошлиной? В соответствии с пунктом 1 статьи 333.16 НК РФ государственная пошлина – сбор, взимаемый с юридических и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ и нормативными актами органов местного самоуправления совершать в отношении этих лиц юридически значимые действия.
Таким образом, основанием уплаты государственной пошлины является потребность юридических или физических лиц в совершении юридически значимых действий в их пользу.
 
Льготы, применяемые учреждениями
при уплате государственной пошлины

Учреждения не имеют специальных льгот при уплате государственной пошлины по сравнению с другими организациями.
Кратко рассмотрим, какими основными льготами при уплате государственной пошлины могут воспользоваться учреждения. В соответствии с главой 25.3 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются следующие категории плательщиков в случаях:
– федеральные органы государственной власти, бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета, – за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений (пункт 1 статьи 333.35 НК РФ);
– государственная регистрация права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности (пункт 3 статьи 333.35 НК РФ);
– воинские части, организации Вооруженных Сил РФ, других войск – за совершение исполнительных надписей о взыскании задолженности в возмещение ущерба (статья 333.38 НК РФ);
– государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. Указанная редакция подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ введена с 1 февраля 2008 г. Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Следовательно, с указанного периода от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц; дела о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов; дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с неполучением организациями оплаты товаров (работ, услуг), предоставленных потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот; дела по искам, предъявленным к публично-правовым образованиям в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам созданных ими учреждений.
Следует отметить, что указанное положение не распространяется на бюджетные учреждения. В соответствии с пунктом 4 информационного письма от 13 марта 2007 г. № 117 глава 25.3 НК РФ не содержит нормы об освобождении государственных и муниципальных учреждений от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами. Однако данное положение не распространяется на учреждения, выполняющие одновременно и функции государственных органов (органов местного самоуправления). Следовательно, учреждения уплачивают государственную пошлину на общих основаниях.
Кроме того, учреждения в будущем могут воспользоваться новой льготой, предусматривающей освобождение от уплаты государственной пошлины органов государственной власти Российской Федерации при их обращении в другие органы государственной власти за совершением юридически значимых действий, определенных главой 25.3 НК РФ. В частности, эта льгота будет действовать при обращении в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти за совершением действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы. Такая информация содержится в письме Минфина России от 8 апреля 2009 г. № 03-05-04-03/10.
 
Порядок и место уплаты государственной пошлины
 
В соответствии с главой 25.3 НК РФ к органам, осуществляющим юридически значимые действия, относятся Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи, нотариаты, отделы регистрации актов гражданского состояния, а также иные федеральные органы, наделенные правом совершать юридически значимые действия, за выполнение которых уплачивается государственная пошлина.
Следует отметить, что сроки уплаты государственной пошлины различаются в зависимости от обращения юридических или физических лиц в конкретные государственные или муниципальные органы. Плательщики уплачивают государственную пошлину в следующие сроки:
– при обращении в Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной);
– лица, выступающие ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины – в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;
– при обращении за совершением нотариальных действий – до совершения нотариальных действий;
– при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) – до выдачи документов (их копий, дубликатов);
– при обращении за проставлением апостиля – до проставления апостиля;
– при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов – не позднее 31 марта, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение;
– при обращении за совершением иных юридически значимых действий, за исключением указанных выше, – до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо подачи соответствующих документов.
Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия (населенный пункт) в наличной или безналичной форме.
 
Документы, подтверждающие оплату
 
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.
Платежное поручение оформляется плательщиком государственной пошлины в соответствии с требованиями:
– Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного Указанием Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П;
– приказа Минфина России от 24 ноября 2004 г. № 106н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации».
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.
Следует отметить, что подтверждением факта уплаты государственной пошлины бюджетным учреждением, которому открыт лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства (финансовом органе субъекта РФ или финансовом органе муниципального образования), является платежное поручение с отметкой соответствующего территориального органа Федерального казначейства (финансового органа субъекта РФ или финансового органа муниципального образования). Эта норма действует с 1 января 2009 г. и следует из нормы пункта 6 статьи 5 Федерального закона от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».
 
Основания и порядок возврата
или зачета государственной пошлины

 
Возврат
Уплаченная государственная пошлина может быть возвращена полностью или частично в случае:
– если она уплачена в большем размере, чем это предусмотрено Налоговым кодексом РФ;
– прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом;
– отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;
– в иных случаях, предусмотренных главой 25.3 НК РФ.
Для возврата государственной пошлины плательщику необходимо подать заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы в орган (должностному лицу), уполномоченный (уполномоченному) совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, – копии указанных платежных документов.
Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий (осуществляющее) действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Конституционным судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, мировыми судьями, прилагают решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины. Кроме этого прилагают подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, – копии указанных платежных документов.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.
Зачет
В соответствии с пунктом 6 статьи 333.40 НК РФ плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.
Зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Такое заявление может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.
Зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 НК РФ «Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм».
 
Бюджетный учет государственной пошлины
 
Особенностью Минобороны России является то, что оно в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации может одновременно совершать юридически значимые действия и быть плательщиком государственной пошлины. Это, в частности, относится к государственной регистрации транспортных средств.
Например, регистрацию транспортных средств воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций осуществляют военные автомобильные инспекции (автомобильные службы) федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иных организаций, имеющих воинские формирования. Это положение зафиксировано в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
В связи с этим может быть два варианта отражения в бюджетном учете хозяйственных операций, связанных с уплатой государственной пошлины.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. № 145н (далее – Указания о порядке применения БКР), расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в бюджеты всех уровней, относятся на статью 290 «Прочие расходы».

Пример 1. Минобороны России обратилось в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти за совершением действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин. За рассмотрение заявки на официальную регистрацию программы для ЭВМ Минобороны России уплатило государственную пошлину в сумме 720 руб., а также государственную пошлину за внесение в Реестр программ для ЭВМ в сумме 270 руб.
В бюджетном учете следует произвести следующие бухгалтерские записи:
– приняты бюджетные обязательства – 990 руб.
Дебет     1 501 03 290    «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по расходам на оплату прочих расходов»
Кредит   1 502 01 290    «Принятые бюджетные обязательства текущего года на оплату прочих расходов»;
– отнесена на прочие расходы сумма государственной пошлины, подлежащая уплате в бюджет, – 990 руб.
Дебет     1 401 01 290    «Прочие расходы»
Кредит   1 303 05 730    «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»;
– уплачена в бюджет государственная пошлина – 990 руб.
Дебет     1 303 05 830    «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит   1 304 05 290    «Расчеты по платежам
из бюджета с финансовыми органами
по прочим расходам».

В некоторых случаях Минобороны России является плательщиком государственной пошлины и ее администратором.
Как правильно отразить в бюджетном учете такую операцию?
В соответствии с Указаниями о порядке применения БКР государственная пошлина учитывается в доходах бюджетов Российской Федерации по статье 110 «Налоговые доходы».

Пример 2. Войсковая часть 42140 регистрирует автомобиль. В соответствии со статьей 333.33 НК РФ указанная войсковая часть должна уплатить государственную пошлину: в сумме 400 руб. – за выдачу государственного регистрационного знака и 100 руб. – за выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства. Регистрационные действия осуществляет военная автоинспекция, состоящая на финансовом обеспечении в войсковой части 21239, которая и является администратором доходов в части государственной пошлины.
В бюджетном учете следует произвести следующие бухгалтерские записи:
а) в воинской части 42140 (плательщика государственной пошлины):
– приняты бюджетные обязательства – 500 руб.
Дебет     1 501 03 290    «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по расходам на оплату прочих расходов»
Кредит   1 502 01 290    «Принятые бюджетные обязательства текущего года на оплату
прочих расходов»;

– отнесена на прочие расходы сумма государственной пошлины, подлежащая уплате в бюджет, – 500 руб.
Дебет     1 401 01 290    «Прочие расходы»
Кредит   1 303 05 730    «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»;
– уплачена в бюджет государственная пошлина – 500 руб.
Дебет     1 303 05 830    «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит   1 304 05 290    «Расчеты по платежам
из бюджета с финансовыми органами
по прочим расходам»;

б) в воинской части 21239 (администратора доходов бюджетов Российской Федерации в части государственной пошлины):
– отражена в доходах бюджета сумма начисленной к уплате государственной пошлины – 500 руб.
Дебет     1 205 01 560    «Увеличение дебиторской задолженности по налоговым доходам»
Кредит   1 401 01 110    «Налоговые доходы»;
– зачислена в доход бюджета государственная пошлина – 500 руб.
Дебет     1 210 02 110    «Расчеты с финансовыми органами по поступающим в бюджет налоговым доходам»
Кредит         1 205 01 660   «Уменьшение дебиторской задолженности по налоговым доходам».
На главную >

Программы

Галерея

Размышления
у картины

Подписаться

Архив
статей

Электронные
журналы

О журналах
 
Поделиться: