click fraud detection

Составляем смету бюджетного учреждения

(из архива статей БиНО за март 2008 года)
Е.А. Князева,
советник государственной гражданской
службы РФ III класса

 
Смета по бюджетной деятельности

Общие положения

Вступила в силу новая редакция Бюджетного кодекса РФ (Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ). В связи с этим должен измениться подход бюджетного учреждения к работе со сметой. Согласно новой редакции статьи 6 БК РФ бюджетная смета – это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.
В соответствии со статьей 221 БК РФ порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы определяет главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, а общие требования устанавливает Минфин России.
Бюджетная смета бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается его руководителем.
Утвержденные показатели бюджетной сметы должны соответствовать доведенным до учреждения лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения.
Согласно статье 70 БК РФ к обеспечению выполнения функций бюджетных учреждений относится:
– оплата труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности РФ, субъектов РФ и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников;
– командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;
– оплата поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;
– уплата налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;
– возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.

Форма сметы и ее реквизиты

Приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н (далее – Приказ № 112н) утверждены Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений.
Учитывая эти требования, каждый главный распорядитель средств федерального бюджета устанавливает свой Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных бюджетных учреждений, находящихся в его ведении.
Показатели сметы распределяются по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ. При этом расходы детализируются до кодов статей (подстатей) КОСГУ.
Форма сметы разрабатывается и утверждается главным распорядителем средств бюджета. При этом он (а также само учреждение) вправе установить дополнительные реквизиты сметы помимо обязательных.
Приказом № 112н утверждены следующие обязательные реквизиты сметы:
– гриф утверждения, содержащий подпись (и ее расшифровку) соответствующего руководителя, уполномоченного утверждать смету учреждения (свода смет учреждений), и дату утверждения;
– наименование формы документа;
– финансовый год, на который представлены содержащиеся в документе сведения;
– наименование учреждения, составившего документ, и его код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО), а также наименование главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета, составившего документ (свод смет учреждений);
– код главного распорядителя средств федерального бюджета по Сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета (СРРПБС) (для федеральных учреждений);
– наименование единиц измерения показателей, включаемых в смету, и их код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ);
– содержательная и оформляющая части.

Содержательная часть сметы должна быть представлена в виде таблицы, содержащей коды строк, наименования направлений расходования средств бюджета и соответствующих им кодов классификации расходов бюджетов с детализацией до статей (подстатей) КОСГУ, а также суммы по каждому направлению. Детализация КОСГУ приведена в приказе Минфина России от 24 августа 2007 г. № 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» .
Оформляющая часть сметы должна содержать подписи (с расшифровкой) должностных лиц, ответственных за содержащиеся в смете данные, то есть руководителя учреждения, руководителя планово-финансовой службы учреждения или иного уполномоченного руководителем лица, исполнителя документа, а также дату подписания (подготовки) сметы (свода смет учреждений).

Утверждение сметы и внесение изменений в нее

Смета учреждения (получателя средств) может утверждаться:
– руководителем главного распорядителя средств бюджета;
– руководителем распорядителя средств бюджета;
– руководителем самого получателя средств бюджета.
Смета учреждения, являющегося главным распорядителем, как мы уже сказали выше, утверждается его руководителем.
Порядок утверждения и ведения сметы устанавливает главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета (статья 221 БК РФ).
Если руководитель главного распорядителя (распорядителя) доводит государственное (муниципальное) задание до подведомственного учреждения, он предоставляет руководителю учреждения право самому утверждать смету учреждения. Это право может быть ограничено, если будет выявлено, что при исполнении сметы было нарушено бюджетное законодательство РФ. При этом руководитель главного распорядителя вправе утверждать свод смет учреждений, представленный (сформированный) распорядителем бюджетных средств.
Под ведением бюджетной сметы понимается внесение изменений в смету в пределах доведенных учреждению объемов лимитов бюджетных обязательств. При этом утверждается увеличение или уменьшение объемов сметных назначений, которое происходит в следующих случаях:
– изменяется объем лимитов бюджетных обязательств, доведенный учреждению в установленном порядке;
– изменяется распределение сметных назначений по кодам классификации расходов (кроме кодов КОСГУ), что требует изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя и лимитов бюджетных обязательств;
– изменяется распределение сметных назначений по кодам КОСГУ, не требующее изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя и утвержденного объема ЛБО;
– изменяется распределение сметных назначений по кодам КОСГУ, требующее изменения утвержденного объема ЛБО;
– изменяется распределение сметных назначений по дополнительным кодам аналитических показателей, не требующее изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя и утвержденного объема ЛБО.
Сначала вносятся изменения в бюджетную роспись главного распорядителя и в лимиты бюджетных обязательств (если это необходимо), а затем утверждается изменение сметы.
Изменение сметы утверждает тот руководитель, который утверждал саму смету (руководитель главного распорядителя, руководитель распорядителя или руководитель самого учреждения).

Составление сметы

Учреждение составляет смету на основании расчетных показателей, характеризующих его деятельность, и доведенных ему объемов ЛБО. Расчетные показатели на очередной финансовый год разрабатывает и устанавливает (согласовывает) главный распорядитель (распорядитель). Так сказано в Приказе № 112н.
Рассмотрим, как составить проект сметы расходов по основным статьям КОСГУ. Отметим, что в примере указаны лишь общие расходы, характерные для всех бюджетных учреждений. Список документов, необходимых для расчета показателей, зависит от направления деятельности бюджетного учреждения и может быть увеличен.
Подстатья 211 «Заработная плата»
Здесь планируются расходы бюджетов бюджетной системы РФ по оплате труда на основе договоров (контрактов) в соответствии с законодательством РФ о государственной (муниципальной) службе и трудовым законодательством.
Рассчитывая необходимый объем денежных средств по этой статье, как правило, используют:
– штатное расписание, утвержденное вышестоящей организацией, в котором приведен полный перечень должностей, размеры окладов и количество ставок по каждой должности;
– данные о размере районных коэффициентов;
– нормативный акт (акты), регламентирующий размер окладов, надбавок, премий, материальной помощи.
Подстатья 212 «Прочие выплаты»
По этой подстатье планируются расходы учреждения на дополнительные выплаты и компенсации согласно законодательству РФ и условиям трудового договора, в том числе выплаты, обусловленные статусом военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также статусом прокуроров, судей, депутатов, иных должностных лиц в соответствии с законодательством РФ. При расчете используют:
– штатное расписание, необходимое для установления количества лиц, которым полагаются дополнительные выплаты и компенсации;
– нормативный акт (акты), регламентирующий размер и порядок выплаты компенсаций;
– сведения о количестве работников, которые берут в наем жилые помещения и которым, согласно действующему законодательству, положена компенсация расходов по найму;
– план повышения квалификации, данные о среднегодовом количестве командировок и их продолжительности (для расчета суточных при командировках);
– данные о лицах, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.
Подстатья 213 «Начисления на оплату труда»
В этой подстатье указываются расходы по уплате единого социального налога в соответствии с налоговым законодательством РФ, а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Обратите внимание: начисления на оплату труда по договорам гражданско-правового характера с физическими лицами отражаются по тем же статьям и подстатьям КОСГУ, по которым отражается оплата данного договора.
Подстатья 221 «Услуги связи»
Здесь планируются расходы на оплату услуг связи для собственных нужд учреждения. Размер расходов определяется исходя из заключенных договоров. При этом учитываются:
– размер абонентской платы за один телефон и пользование Интернетом, стоимость радиоточки, стоимость одного почтового отправления, стоимость конвертов и знаков почтовой оплаты;
– количество телефонных точек, радиоточек, среднегодовое количество почтовых отправлений;
– сведения о сложившихся расходах по услугам междугородней телефонной связи, почтовых услугах;
– количество аппаратов мобильной связи, оплачиваемых учреждением, размер платы за мобильные переговоры.
Подстатья 222 «Транспортные услуги»
Основным направлением данных расходов, как правило, является оплата проезда в служебные командировки и на курсы повышения квалификации. При определении расходов по этой подстатье используют:
– план повышения квалификации, данные о среднегодовом количестве командировок;
– стоимость проезда до пункта командирования и обратно;
– данные о среднегодовых расходах по найму транспорта;
– стоимость услуг по найму автотранспорта.
Здесь учитываются также расходы по оплате проезда военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также членов их семей к месту проведения отпуска и обратно в соответствии с законодательством РФ.
Подстатья 223 «Коммунальные услуги»
По этой подстатье показываются расходы по оплате договоров на приобретение коммунальных услуг, в том числе:
– отопления и технологических нужд, а также горячего водоснабжения;
– потребления газа (включая его транспортировку по газораспределительным сетям и плату за снабженческо-сбытовые услуги);
– потребления электроэнергии для хозяйственных, производственных, технических, лечебных, научных, учебных и других целей;
– водоснабжения, водоотведения, ассенизации.
Расчет потребности в бюджетных средствах по данной статье производится исходя из сведений о среднемесячной потребности в энергетических ресурсах (электро-, теплоэнергии, газе) и воде в натуральном выражении; данных о тарифах на коммунальные услуги.
Подстатья 224 «Арендная плата за пользование имуществом»
На данную подстатью относятся расходы по арендной плате в соответствии с заключенными договорами аренды (субаренды) имущества в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, в том числе:
– помещений, сооружений (в том числе общежитий, мест проведения занятий по физической подготовке, спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов);
– земли, транспортных средств и другого имущества (включая гаражи, линейно-кабельные сооружения).
При расчете объема средств по данной подстатье следует принять во внимание:
– количество арендуемых зданий и сооружений;
– площади арендуемых помещений;
– ставки арендной платы, утвержденные Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (если арендуется федеральная собственность) или местным органом власти (если арендуется муниципальная собственность).
Если учреждение планирует проводить совещания, торжественные мероприятия и тому подобное, необходимо учесть арендную плату и за помещения, используемые для этих целей.
Подстатья 225 «Услуги по содержанию имущества»
По этой подстатье планируется оплата договоров на оказание услуг, связанных с содержанием нефинансовых активов, как находящихся в оперативном управлении, так и арендуемых. Чтобы определить объем финансовых ресурсов по этой статье, используют:
– план капитального и текущего ремонта зданий и сооружений (составляется на основании актов технического состояния зданий и сооружений, дефектных ведомостей, сметных расчетов), в котором учтены нормативные сроки проведения разных видов ремонтов;
– план ремонта коммунальных систем;
– количество легковых автомобилей и их эксплуатационные характеристики;
– расчет стоимости технического обслуживания одного автомобиля в год;
– среднегодовую стоимость работ по текущему ремонту автомобиля;
– среднегодовой расход денежных средств на профилактику и заправку оргтехники;
– расчет стоимости услуг по техническому обслуживанию, наладке, эксплуатации охранной и пожарной сигнализации, локальных вычислительных сетей.
Подстатья 226 «Прочие услуги»
Чтобы определить объем расходов по этой подстатье ЭКР, нужно произвести следующие расчеты:
– расчет оплаты проживания командированных сотрудников (на основе плана повышения квалификации и данных о среднегодовом количестве командировок);
– расчет платежей по автогражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с действующим законодательством (для расчета берутся данные о количестве автомобилей и мощности их двигателей);
– расчет расходов по монтажу локальных вычислительных сетей, информационному обслуживанию учреждений;
– расчет среднегодовой стоимости услуг по вневедомственной охране.
Подстатья 290 «Прочие расходы»
Сюда нужно включить расходы на уплату налогов, пошлин, лицензий, разного рода платежей и сборов в бюджеты всех уровней, в том числе налога на имущество, земельного налога. В расчет принимается сумма налогов, уплаченная за предыдущий налоговый период. Кроме того, учитываются все изменения, произошедшие в налоговом законодательстве.
Статья 310 «Увеличение стоимости основных средств»
Здесь отражают расходы учреждения по оплате договоров на приобретение, а также договоров подряда на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам (независимо от стоимости и со сроком полезного использования более 12 месяцев).
Статья 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»
Планируются расходы учреждения по оплате договоров на приобретение или создание подрядным способом объектов, которые не имеют материально-вещественной структуры. На эти объекты оформляются документы, подтверждающие исключительное право учреждения на них. При определении необходимого объема денежных средств используются сведения о потребности в объектах нематериальных активов и ценах на них.
Статья 330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов»
В эту статью закладывается стоимость непроизведенных активов. Это активы, используемые в деятельности учреждения, не являющиеся продуктами производства (земля, ресурсы недр и пр.), права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены.
Статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»
В данной статье учитывается приобретение в целях оказания государственных (муниципальных) услуг сырья и материалов, предназначенных для однократного использования в деятельности учреждения в течение одного года, независимо от их стоимости.
Кроме того, здесь отражаются предметы, используемые более года, но не относящиеся к основным средствам. Это медикаменты, мягкий инвентарь, посуда, продукты питания (оплата продовольствия), в том числе продовольственные пайки военнослужащим и приравненным к ним лицам; горюче-смазочные материалы, строительные материалы, хозяйственные материалы, канцелярские принадлежности и пр.
Общая форма сметы приведена в приложении 1 на с. 23.

Смета по внебюджетной деятельности
 
Требования Минфина России к составлению сметы

В настоящее время необходимость составлять такую смету зафиксирована в пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» .
Кроме того, в пункте 11 статьи 5 Федерального закона № 63-ФЗ сказано, что бюджетное учреждение осуществляет операции со средствами от приносящей доход деятельности в установленном финансовым органом порядке в соответствии со сметой доходов и расходов, которая должна представляться в ОФК.
Принятие этих законов потребовало внести изменения в приказ Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н «О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов». Этим приказом была утверждена соответствующая Инструкция (далее – Инструкция № 46н).
Приказом Минфина России от 12 ноября 2007 г. № 106н (далее – Приказ № 106н) Инструкция № 46н изложена в новой редакции.
Согласно новой редакции пункта 2 Инструкции № 46н смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности составляется учреждением на текущий финансовый год. Порядок ее утверждения устанавливает главный распорядитель средств, он же определяет объем поступлений внебюджетных средств с указанием их источников и направлений использования по коду главного распорядителя средств федерального бюджета и коду КОСГУ.
В соответствии с пунктом 9 Инструкции № 46н учреждение представляет в ОФК смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год (в распечатанном виде). Одновременно представляется информация о смете. Это новый документ, форма которого дана в приложении № 10 к Приказу № 46н. Информация о смете представляется в электронном виде (например, на дискете или по системе электронного документооборота).
Утвержденная смета в течение финансового года может уточняться в порядке, установленном главным распорядителем средств. В этом случае учреждение снова представляет ее в ОФК в бумажном виде. Одновременно представляется в электронном виде информация об изменениях к смете доходов и расходов (ф. 0510018 в приложении 11 к Приказу № 46н).
Если получатель средств наделен правом самостоятельно утверждать смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности и вносить в нее изменения, то в орган Федерального казначейства представляется в электронном виде только информация о смете и информация об изменениях к смете. Сама смета в бумажном виде в этом случае не представляется.
Приказом Рособразования от 24 декабря 2007 г. № 2398 на 2008 г. утвержден Порядок составления, утверждения смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности и внесения в них изменений федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Рособразования.
Здесь сказано, что учреждения Рособразования самостоятельно утверждают сметы доходов и расходов. Форма сметы приведена в приложении 1 к приказу № 2398.
В доходную часть сметы включаются ожидаемые в 2008 г. поступления денежных средств от приносящей доход деятельности (по всем источникам) и остаток средств на начало 2008 г. Средства распределяются согласно структуре классификаций доходов бюджетов РФ и источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ. При этом приводятся только те коды классификаций, по которым учреждение планирует доходы и поступления.
Средства, полученные от операций с ранее приобретенными ценными бумагами (продажа, погашение акций, облигаций, векселей), отражаются по кодам классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ.
У учреждения могут быть поступления средств от деятельности, не предусмотренной в «Разрешении на открытие лицевого счета для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства».
Такие поступления учитываются в смете доходов и расходов согласно структуре указанных классификаций. Расходовать их можно после внесения в установленном порядке изменений в «Разрешение».
Расходы в смете распределяются согласно структуре КОСГУ, без отнесения к конкретным источникам образования средств. Расходы должны быть предусмотрены в «Разрешении».
В расходной части сметы приводятся только те статьи и подстатьи расходов КОСГУ, по которым учреждение планирует затраты.
Пример сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности образовательного учреждения приведен в Приложении 2 на с. 24.

Составление проекта сметы

Приказом ФНС России от 28 декабря 2007 г. № ММ-3-16/707@ утвержден Порядок составления, утверждения и ведения смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности территориальных органов ФНС России на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов.
Сначала составляется проект сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности (далее – проект сметы). Проект сметы составляется на текущий финансовый год в строгом соответствии с Генеральным разрешением на открытие внебюджетных лицевых казначейских счетов.
В доходной части проекта сметы указывается общая сумма ожидаемых в данном финансовом году поступлений внебюджетных средств с разбивкой по источникам и видам доходов в строгом соответствии с Генеральным разрешением. При этом по каждому виду деятельности выделяется остаток на начало финансового года, который должен соответствовать остатку на конец предшествовавшего финансового года (Инструкция № 46н).
Источники образования доходов распределяются по кодам, элементам, подстатьям, статьям, подгруппам и группам экономической классификации доходов 3 00 00000 00 0000 000 «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» главы (администратора) 182 классификации доходов бюджетов РФ.
В расходной части проекта сметы указываются направления использования ожидаемых в данном финансовом году поступлений внебюджетных средств по кодам экономической классификации расходов бюджетов РФ. При этом направления использования внебюджетных средств должны быть привязаны к конкретным источникам образования этих средств.
Приложение 1
 
Утверждаю
РЕКТОР
 Петренко Р.О.
(подпись)
20 января 2008 г.
 
Бюджетная смета на 2008 год
 
Федеральное агентство по образованию ППП 073
Академия экономики и права ППП 073
  СРРПБ 34775
Единица измерения: тыс. руб. ОКЕИ 384
 
Наименование расхода Код Сумма, руб.
раздел подраздел целевая статья расхода вид расхода КОСГУ
1 2 3 4 5 6 7
Расходы, всего 01 10 0619900 001 000 4 560
Оплата труда, начисления на оплату труда 01 10 0619900 001 210 1 550
Заработная плата 01 10 0619900 001 211 1 000
Прочие выплаты, в том числе: 01 10 0619900 001 212 250
суточные при командировках 01 10 0619900 001 21201 200
другие 01 10 0619900 001 21203 50
Начисления на оплату труда 01 10 0619900 001 213 300
Оплата работ, услуг 01 10 0619900 001 220 2 260
Услуги связи 01 10 0619900 001 221 150
Транспортные услуги, в том числе: 01 10 0619900 001 222 350
оплата проезда при командировках 01 10 0619900 001 22201 250
другие 01 10 0619900 001 22202 100
Коммунальные услуги, в том числе: 01 10 0619900 001 223 400
потребление тепла 01 10 0619900 001 22301 200
потребление электроэнергии 01 10 0619900 001 22302 150
водоснабжение 01 10 0619900 001 22303 50
Арендная плата за пользование имуществом 01 10 0619900 001 224 60
Работы, услуги по содержанию имущества 01 10 0619900 001 225 450
Прочие работы, услуги, в том числе: 01 10 0619900 001 226 760
оплата услуг вневедомственной охраны 01 10 0619900 001 22601 170
наем жилых помещений при командировках 01 10 0619900 001 22602 130
другие 01 10 0619900 001 22603 460
Прочие расходы 01 10 0619900 001 290 90
Увеличение стоимости основных средств 01 10 0619900 001 310 500
Увеличение стоимости материальных запасов 01 10 0619900 001 340 250
Главный бухгалтер __________________ Ковбасюк П. П.
Исполнитель  Зам. главного бухгалтера _______________ Сидоров Г. Е.
 
Приложение 2
 
УТВЕРЖДАЮ
Ректор Академии экономики и права
Р.О. Петренко
____________
подпись
15 января 2008 г.
 
Смета доходов и расходов
по приносящей доход деятельности
на 2008 год
АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
 
Федеральное агентство по образованию 073
 
Единица измерения: тыс. руб.
 
Наименование Коды Сумма средств на год
А Б 1
ДОХОДЫ    
Доходы от продажи услуг, оказываемых федеральными учреждениями 073 3 02 01010 01 0000 130 3 500
Прочие безвозмездные поступления федеральным учреждениям 000 3 03 02010 01 0000 180 500
ИТОГО ДОХОДОВ   4 000
РАСХОДЫ    
Расходы 200 2 850
Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда 210 2 200
Заработная плата 211 1 500
Прочие выплаты 212 200
Начисления на выплаты по оплате труда 213 500
Оплата работ, услуг 220 650
Транспортные услуги 222 300
Прочие работы, услуги 226 200
Прочие расходы 290 150
Поступление нефинансовых активов 300 1 150
Увеличение стоимости основных средств 310 600
Увеличение стоимости материальных запасов 340 550
ИТОГО РАСХОДОВ 800 4 000
 
Главный бухгалтер        _______________  Ковбасюк П.П.
                                                 подпись     
 
исполнитель: экономист Васильева А.Р.
 
На главную >

О журналах

Электронные
журналы

Подписаться

Архив
статей

Размышления
у картины

Галерея

Программы
 
Поделиться: