click fraud detection

Что вновь меняется в правилах размещения заказов
для государственных и муниципальных нужд


(из архива статей БиНО за февраль 2009 года)

 
С.Ю. Коротков,
Заместитель начальника
отдела специального финансирования
Центра финансово-экономических расчетов

 
В настоящей статье рассказано об основных изменениях, внесенных в систему госзакупок Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”» (далее – Закон № 308-ФЗ).
Данный Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2009 г., за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления их в силу. Срок ввода в действие таких положений указан в статье отдельно.
Рассмотрим последовательно все главы и статьи Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в которые были внесены изменения (далее – Закон № 94-ФЗ).
 
Комиссии по размещению заказов
 
1) Изменен пункт 3 статьи 7 Закона № 94-ФЗ. Теперь определено количество членов комиссии, которые должны пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов. Причем повышение квалификации должно проводиться по образовательной программе, утвержденной в соответствии с законодательством РФ в области образования. Поэтому, выбирая учреждение образования для профессиональной переподготовки в сфере размещения заказов, следует убедиться, что программа повышения квалификации утверждена Минобразования России.
С 1 января 2009 г. в состав комиссии по размещению заказов должно включаться не менее чем одно лицо, прошедшее переподготовку; с 1 января 2010 г. – не менее чем два таких лица; с 1 января 2011 г. – не менее чем три лица.
2) Кроме того, из обязанностей конкурсной, аукционной и котировочной комиссий исключено ведение ими протокола об отказе от заключения контракта.
Указанное изменение вступило в силу со дня официального опубликования Закона № 308-ФЗ – 31 декабря 2008 г.

Участники размещения заказов
 
Статья 8 Закона № 94-ФЗ дополнена пунктом 3. В нем установлено право участников размещения заказов выступать в отношениях, связанных с размещением заказов, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников размещения заказа подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством, или ее нотариально заверенной копией.
 
Государственный или муниципальный контракт
 
1) В статье 9 Закона № 94-ФЗ изменен подпункт 1 пункта 3. Здесь уточнен срок, установленный законом для совершения юридически значимых действий: календарный день заменен на рабочий.
2) Обязанность по составлению протокола об отказе от заключения контракта снята с конкурсной, аукционной и котировочной комиссий и передана заказчику.
3) Дополнен подпункт 4.1 статьи 9 Закона № 94-ФЗ, в котором установлена возможность снижения цены государственного или муниципального контракта. Ранее такой возможности предусмотрено не было. Однако и теперь снизить цену возможно только по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения государственного или муниципального контракта.

Требования к участникам при размещении заказа
 
путем проведения торгов
Изменен подпункт 3 пункта 1 статьи 11 рассматриваемого закона. Установлено, что на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе деятельность участника размещения заказа не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях. Ранее такое требование предъявлялось к участнику на день рассмотрения заявки.

Национальный режим в отношении иностранных товаров
 
Согласно новой редакции пункта 3 статьи 13 Закона № 94-ФЗ условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства, устанавливаются только по поручению Правительства РФ. Ранее полномочия установления условий допуска иностранных товаров и оказания услуг иностранными лицами были предоставлены федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
Кроме того, установлены всего два случая установления условий допуска для иностранных товаров:
– если иностранным государством и (или) группой иностранных государств не установлено равенство российских товаров, работ и услуг на своем внутреннем рынке;
– если товары российского происхождения, работы, услуги, выполняемые, оказываемые российскими лицами, имеют приоритет по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Изменение вступило в силу со дня официального опубликования закона – 31 декабря 2008 г.

Особенности участия субъектов
малого предпринимательства в размещении заказа

 
Изменен подпункт 1.1 пункта 1 статьи 15 Закона № 94-ФЗ, в котором сняты ограничения, касающиеся начальных (максимальных) цен контракта при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ у субъектов малого предпринимательства.
Теперь начальная (максимальная) цена контракта при размещении заказа у субъектов малого предпринимательства не должна превышать начальной (максимальной) цены контракта, установленной Правительством РФ.
Однако до установления Правительством РФ начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказов у субъектов малого предпринимательства она не должна превышать для товаров и работ 3 000 000 руб., а для услуг – 2 000 000 руб. Об этом сказано в пункте 21 статьи 65 «Переходные положения» Закона № 94-ФЗ.
Оба дополнения вступили в силу со дня официального опубликования закона – 31 декабря 2008 г.

Реестр недобросовестных поставщиков
 
Подпункт 2 пункта 3 статьи 19 Закона № 94-ФЗ, содержащий перечень сведений реестра недобросовестных поставщиков, дополнен. Теперь помимо ранее указанных сведений, которые отражаются в реестре недобросовестных поставщиков, дополнительно указывается дата признания несостоявшимися торгов, в которых участник, единственно участвующий в аукционе, уклонился от заключения контракта.
Соответственно в пункте 5 статьи 19 Закона № 94-ФЗ увеличен круг лиц, сведения о которых заказчик направляет в уполномоченный орган на осуществление контроля в сфере размещения заказа в случае их уклонения от заключения контракта. К ним теперь относится также единственный участник аукциона.

Размещение заказа путем проведения конкурса
 
Содержание конкурсной документации
 
1) Дополнен пункт 3 статьи 22 Закона № 94-ФЗ, теперь в нем указаны условия, когда конкурсная документация может содержать указания на товарные знаки, в том числе и в отношении товаров, происходящих из иностранного государства.
Это может происходить в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта.
Если в конкурсной документации содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в ней также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (если есть информация об эквивалентном товаре российского происхождения).
При указании в конкурсной документации на товарные знаки они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров и необходимости взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона № 94-ФЗ.
Изменение вступило в силу со дня официального опубликования закона – 31 декабря 2008 г.
2) В подпункте 1 пункта 4 статьи 22 Закона № 94-ФЗ установлено, что конкурсная документация помимо требований к содержанию, форме и составу заявки должна содержать еще и требования к оформлению заявки на участие в конкурсе. Напомним, что сами требования содержатся в статье 25 указанного закона, которая соответственно этому тоже претерпела изменения.
3) Пункт 4 статьи 22 Закона № 94-ФЗ дополнен подпунктом 8.3. Теперь в конкурсной документации должно дополнительно сообщаться о возможности заказчика заключить контракт с несколькими участниками при размещении заказа на выполнение двух и более научно-исследовательских работ, составляющих один лот (в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации). При этом должно быть указано количество таких контрактов.
В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. Начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой, а начальная (максимальная) цена лота равняется сумме начальных (максимальных) цен всех контрактов в отношении данного лота.
4) Новая редакция подпункта 15.2 пункта 4 статьи 22 Закона № 94-ФЗ устанавливает требование к размеру обеспечения исполнения контракта, заключенного согласно подпункту 6.5 статьи 9 Закона № 308-ФЗ.
В последнем сказано, что заказчик по согласованию с участником, с которым заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницу между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта, если такое право заказчика предусмотрено конкурсной документацией.
Согласно новой редакции подпункта 15.2 пункта 4 Закона № 94-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта, заключенного на указанных условиях, не может превышать 30% начальной (максимальной) цены одного контракта, указанной в извещении о проведении открытого конкурса.
Кроме того, в данном подпункте установлено, что при размещении заказа на две и более поисковые научно-исследовательские работы требование обеспечения исполнения контракта касается каждого контракта на выполнение таких работ. При этом размер обеспечения исполнения контракта устанавливается исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству контрактов.
5) В подпункте 16 пункта 4 статьи 22 Закона № 94-ФЗ уточнен отсчет срока, в течение которого победитель конкурса должен подписать проект контракта. Теперь его исчисление начинается со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
 
Порядок подачи заявок на участие в конкурсе
 
1) В новой редакции подпункта 1в пункта 3 статьи 25 Закона № 94-ФЗ уточнено, какие документы, подаваемые в составе заявки на участие в конкурсе, подтверждают полномочия лиц на осуществление действий от имени участника размещения заказа:
– для юридического лица – это копия решения о назначении или избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности (для руководителей);
– для иного лица, действующего от имени участника размещения заказа, – это доверенность на осуществление действий от имени участника размещения заказа, заверенная печатью участника размещения заказа и подписанная руководителем участника размещения заказа (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенная копия такой доверенности.
Если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника размещения заказа, заявка на участие в конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица.
2) В пункте 3 статьи 25 Закона № 94-ФЗ добавлены подпункты 1д и 1е. В них указано, что с заявкой на участие в конкурсе необходимо представлять дополнительные документы:
д) копии учредительных документов участника размещения заказа (для юридического лица);
е) решение (его копию) об одобрении или о совершении крупной сделки, если такое требование установлено законодательством РФ или учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа данная операция является крупной сделкой.
Ранее представлялись только сведения об организационно-правовой форме организации.
3) В подпункте 3а пункта 3 статьи 25 Закона № 94-ФЗ конкретизирован документ, подтверждающий внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. Это может быть платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, или копия такого поручения.
4) Пункт 3 статьи 25 Закона № 94-ФЗ дополнен подпунктами 3.2 и 3.3.
В подпункте 3.2 сказано, что в заявке на участие в конкурсе участник размещения заказа декларирует свое соответствие требованиям, установленным в подпунктах 2–4 пункта 1 статьи 11 Закона № 94-ФЗ, а именно:
– соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов;
– непроведение ликвидации участника размещения заказа, отсутствие решения арбитражного суда о признании участника банкротом;
– неприостановление деятельности участника в порядке, предусмотренном КоАП РФ;
– отсутствие у участника задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам за прошедший год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника.
Согласно подпункту 3.3 все листы заявки (тома заявки) на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка (том заявки) на участие в конкурсе должна содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплена печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписана участником размещения заказа или лицом, им уполномоченным.
Соблюдение участником указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки (тома заявки), поданы от его имени, а также то, что участник подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки (тома заявки) документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником требования о том, что все листы заявки должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Напомним, что раньше требований к оформлению заявки в законе не было. Все что сказано выше, указывалось в конкурсной документации как рекомендации.
5) Пункт 4 статьи 25 Закона № 94-ФЗ дополнен требованиями, указанными в подпунктах 1д и 1е пункта 3 этой же статьи 25 указанного закона. Напомним, что в соответствии с ними заказчик вправе требовать от участника в составе заявки на участие в конкурсе копии учредительных документов и решение об одобрении или о совершении крупной сделки (при условии, что такое требование установлено законодательством РФ или учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа данная операция является крупной сделкой).
Кроме того, заказчику запрещается требовать от участника размещения заказа оригиналы документов.
6) Пункт 6 статьи 25 Закона № 94-ФЗ дополнен пунктом 6.1, касающимся подачи заявок в отношении поисковых научно-исследовательских работ. Если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить государственные или муниципальные контракты на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ с несколькими участниками размещения заказа, участник размещения заказа вправе подать заявку на участие в конкурсе (лоте) только в отношении одной работы.
Отметим, что раньше термина «поисковая научно-исследовательская работа» в законе не было. При проведении конкурса на НИР действовали те же правила, что и по закупкам товара, выполнению работ, оказанию услуг
7) Пункт 11 статьи 25 Закона № 94-ФЗ дополнен подпунктом 11.1 о признании конкурса несостоявшимся.
Если по окончании срока подачи заявок число поданных заявок не превышает указанного в конкурсной документации количества поисковых научно-исследовательских работ, конкурс признается несостоявшимся. При этом контракты заключаются со всеми участниками, подавшими заявки, в порядке, установленном пунктом 12 статьи 25 Закона № 94-ФЗ, при условии, что их заявки соответствуют требованиям и условиям конкурса. Данное требование касается только поисковых НИР.

Порядок вскрытия конвертов с заявками на участие
в конкурсе и открытия доступа к электронным документам


1) В статью 26 Закона № 94-ФЗ дополнительно введен пункт 3.1, в котором заказчику запрещается рассматривать заявку, поданную участником одновременно в отношении двух и более поисковых научно-исследовательских работ.
А если конкурсной документацией, согласно пункту 6.1 статьи 25 Закона № 94-ФЗ, предусмотрено право заказчика заключить государственные или муниципальные контракты на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ с несколькими участниками размещения заказа, участник размещения заказа вправе подать заявку на участие в конкурсе (лоте) только в отношении одной работы.
2) В пункте 8 статьи 26 Закона № 94-ФЗ установлен срок, в течение которого на официальном сайте размещается протокол вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ. Он составляет три дня со дня подписания указанного протокола. Это применимо только при размещении заказа на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ.
Раньше и в настоящее время (кроме размещения заказа на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ) указанный протокол размещался на официальном сайте в течение дня, следующего за днем подписания такого протокола.

Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе

1) В пункте 1 статьи 28 Закона № 94-ФЗ установлен срок, в течение которого заказчик осуществляет оценку и сопоставление заявок. Этот срок не может превышать 30 дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок:
– для конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт, начальная (максимальная) цена которого превышает 50 000 000 руб.;
– конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ.
Ранее срок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе с любой ценой, а также на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ не мог превышать 10 дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок.
2) Статья 28 Закона № 94-ФЗ дополнена пунктом 4.1, в котором конкурсной комиссии предоставлены новые права при оценке заявок.
Так, она вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у него опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов, а также иные показатели, необходимые для выполнения контракта. В их числе квалификация работников участника конкурса, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
3) В пункте 6 статьи 28 Закона № 94-ФЗ дополнительно указаны работы и услуги, значимость критериев оценки заявок по которым не может составлять более 45%. Это:
– разработка документов, регламентирующих обучение, воспитание;
– контроль качества образования в соответствии с законодательством РФ в области образования;
– образовательные (обучение, воспитание) и юридические услуги;
– услуги по проведению экспертизы.
4) Статья 28 Закона № 94-ФЗ дополнена пунктом 8.1, где определен порядок присвоения первых номеров заявкам на участие в конкурсе в отношении поисковых научно-исследовательских работ.
Так, если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракты на выполнение поисковых научно-исследовательских работ с несколькими участниками, конкурсная комиссия присваивает первый номер нескольким заявкам на участие в конкурсе, содержащим лучшие условия исполнения контракта.
При этом число заявок, которым присвоен первый номер, должно равняться указанному в конкурсной документации количеству контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ.

Особенности проведения закрытого конкурса

Согласно новой редакции пункта 3 статьи 30 Закона № 94-ФЗ извещение о проведении закрытого конкурса не требуется.

Размещение заказа путем проведения аукциона
 
Аукцион на право заключить государственный
или муниципальный контракт


В пункте 5 статьи 32 Закона № 94-ФЗ изменен размер обеспечения заявки на участие в аукционе. Теперь он не может превышать 5% начальной (максимальной) цены контракта.
Ранее было более жесткое требование к размеру обеспечения заявки. Он должен был составлять 5% начальной (максимальной) цены контракта.

Извещение о проведении открытого аукциона

В пункте 1 статьи 33 Закона № 94-ФЗ установлен срок размещения извещения о проведении открытого аукциона на поставку лекарственных средств для федеральных нужд. Указанное извещение размещается на официальном сайте не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок. Причем согласно пункту 3.1 этой же статьи запрещено вносить в него изменения. Для других товаров срок размещения извещения о проведении открытого аукциона остался прежним – не менее чем за 20 дней до окончания срока подачи заявки.
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 33 Закона № 94-ФЗ заказчик не вправе отказаться от проведения открытого аукциона на поставку лекарственных средств для федеральных нужд.

Документация об аукционе

1) Уточнена формулировка пункта 3 статьи 34 Закона № 94-ФЗ, где рассмотрена ситуация, когда документация об аукционе содержит указания на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства.
Теперь в этом случае в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении эквивалентного товара российского происхождения (при наличии информации о нем). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, установленными в пункте 2 статьи 34 Закона № 94-ФЗ.
Изменение вступило в силу со дня официального опубликования закона – 31 декабря 2008 г.
2) Подпункт 4.1 пункта 4 статьи 34 Закона № 94-ФЗ изложен в новой редакции, согласно которой теперь документация об аукционе должна содержать сведения:
– о начальной (максимальной) цене контракта (цене лота);
– общей начальной (максимальной) цене запасных частей к технике и оборудованию (с указанием цены каждой запасной части) и начальной (максимальной) цене единицы услуги или работы по техническому обслуживанию или ремонту техники, оборудования, в том числе по замене указанных запасных частей. Эти сведения указываются в том случае, если при проведении аукциона на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания или на ремонт техники, оборудования заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимое количество запасных частей и необходимый объем услуг и работ;
– начальной (максимальной) цене единицы услуги – если при проведении аукциона на право заключить контракт на оказание услуг связи или юридических услуг заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимый объем таких услуг.
Соответственно этому в подпункте 5 пункта 4 статьи 34 Закона № 94-ФЗ исключено требование указывать в документации об аукционе общую начальную (максимальную) цену запасных частей, если в документации об аукционе приведен их перечень.
2) В подпункте 6 пункта 4 статьи 34 Закона № 94-ФЗ уточнен отсчет срока, в течение которого победитель аукциона должен подписать проект контракта. Его исчисление начинается со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона. Для открытого аукциона на поставку лекарственных средств для федеральных нужд это срок составляет не менее семи дней.
Ранее этот срок исчислялся со дня подписания протокола аукциона.
3) Нормы статей 33 и 34 Закона № 94-ФЗ приведены в соответствие друг другу. Согласно пункту 9 статьи 34 указанного закона заказчику также запрещено вносить изменения в документацию при проведении открытого аукциона на поставку лекарственных средств для федеральных нужд.

Порядок подачи заявок на участие в аукционе

Формулировка подпункта 1 пункта 2 статьи 35 Закона № 94-ФЗ приведена в соответствие с подпунктом 1в пункта 3 статьи 25 по составу документов, подтверждающих полномочия участников.
Пункт 2 статьи 35 Закона № 94-ФЗ дополнен подпунктами 1г и 1д, в которых указаны те же требования к документам, которые необходимо представлять вместе с заявками, что и в подпунктах 1д и 1е пункта 3 статьи 25 Закона № 94-ФЗ. Их мы описали выше.
То же касается и остальных изменений, внесенных в эту статью, – все они соответствуют изменениям в статье 25 Закона № 94-ФЗ, разобранным выше.

Порядок проведения аукциона

1) Содержание пункта 4.1 статьи 37 Закона № 94-ФЗ дополнено в части начальной (максимальной) цены единицы услуги. Ранее там было упоминание только о начальной цене единицы услуги.
2) Пункт 6.2 статьи 37 Закона № 94-ФЗ изложен в новой редакции в части определения цены запасных частей к технике и единицы услуги по техническому обслуживанию и ремонту.
В частности, теперь при заключении контракта на техническое обслуживание или ремонт цена каждой запасной части, предусмотренной в перечне, и цена единицы услуги или работы определяются путем снижения начальной (максимальной) цены каждой запасной части и начальной (максимальной) цены единицы услуги (работы) пропорционально снижению общей начальной (максимальной) цены запасных частей и начальной (максимальной) цены единицы услуги (работы).

Особенности проведения закрытого аукциона

Согласно пункту 3 статьи 39 Закона № 94-ФЗ извещение о проведении закрытого аукциона теперь не требуется. Очевидно, что необязательность извещения вводится законодателем в отношении только закрытых конкурсов и аукционов.

Последствия признания аукциона несостоявшимся

Статья 40 Закона № 94-ФЗ дополнена пунктом 3, касающимся аукциона на поставку лекарственных средств для федеральных нужд.
Здесь сказано, что если такой аукцион был признан несостоявшимся (из-за отсутствия заявок или в результате отказа в допуске к участию в аукционе всех участников), заказчик, уполномоченный орган могут принять решение о размещении заказа в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 40 Закона № 94-ФЗ либо объявить о проведении повторного аукциона.
Повторный аукцион проводится на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона и документации об аукционе, признанном несостоявшимся, за исключением пропорционального уменьшения объема лекарственных средств и пропорционального снижения начальной (максимальной) цены контракта.

Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме

Статья 41 Закона № 94-ФЗ претерпела сильные изменения, в нее внесено много новых определений и понятий – таких, как электронная площадка, оператор электронной площадки, аккредитация участника, обязанности оператора, шаг аукциона и т.д.
Для удобства и понимания глубины содержательных изменений изложим все пункты статьи 41 Закона № 94-ФЗ близко к тексту Закона № 308-ФЗ, сохраняя структуру статьи.
1. Под электронной площадкой понимается сайт в сети Интернет, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме.
Оператором электронной площадки является юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которых осуществлена в установленном порядке на территории РФ, которые владеют электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивают проведение открытых аукционов в электронной форме в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов.
2. Для обеспечения доступа к участию в открытом аукционе в электронной форме оператор осуществляет аккредитацию участников размещения заказа. Аккредитация осуществляется сроком на три года с момента подтверждения аккредитации. Для получения аккредитации участник размещения заказа представляет оператору:
1) заявление об аккредитации, подписанное уполномоченным лицом;
2) следующие документы:
– выписку из единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально заверенная копия (для юридических лиц);
– выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или ее нотариально заверенная копия (для индивидуальных предпринимателей);
– копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц);
– надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц).
Все эти документы должны быть получены не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения с заявлением об аккредитации;
3) нотариально заверенную копию учредительных документов участника (для юридических лиц), копию документа, удостоверяющего личность (для физических лиц);
4) копии документов, подтверждающих полномочия лица (эти документы мы перечислили выше – при описании изменений, внесенных в статью 25);
5) заявление об открытии оператором счета для осуществления операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, подписанное уполномоченным лицом;
6) доверенности, выданные физическому лицу или физическим лицам на осуществление действий от имени участника размещения заказа по участию в открытых аукционах в электронной форме. Замена физического лица допускается до истечения срока аккредитации путем повторной подачи такой доверенности.
3. Указанные документы или листы документов должны быть прошиты и пронумерованы, а также (кроме нотариально заверенных копий документов и оригиналов документов) скреплены печатью и подписаны.
4. Указанные документы могут быть представлены в электронном виде. Требовать иные документы не допускается.
5. В срок не более пяти рабочих дней со дня поступления документов оператор обязан аккредитовать участника без взимания платы или отказать ему в аккредитации по основаниям, предусмотренным пунктом 6. Оператор уведомляет участника об аккредитации и об открытии счета для осуществления операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме с указанием его реквизитов.
6. Оператор обязан отказать участнику в аккредитации, если он не представит указанные документы или оформит их с нарушением требований, а также если о нем есть сведения в реестре недобросовестных поставщиков.
В случае отказа в аккредитации оператор обязан направить участнику в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов уведомление об отказе в аккредитации и отказе в открытии счета с указанием причин отказа.
7. Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте в сети Интернет и на электронной площадке не менее чем за 10 дней до даты начала проведения открытого аукциона в электронной форме.
При проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить муниципальный контракт муниципальный заказчик в указанный срок размещает извещение также на официальном сайте субъекта РФ, в границах территории которого расположено соответствующее муниципальное образование. Иная связанная с проведением открытого аукциона в электронной форме информация размещается исключительно на электронной площадке в случаях, предусмотренных настоящей статьей.
8. В извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указываются следующие сведения:
1) форма торгов (открытый аукцион в электронной форме); адреса сайтов в сети Интернет, на которых размещается извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме;
2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
3) требования к качеству и безопасности товара, его техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика;
4) предмет контракта с указанием количества поставляемого товара;
5) место, условия и сроки поставки товара;
6) требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара (при необходимости);
7) возможность заказчика изменить количество поставляемого по контракту товара в соответствии с пунктом 6 статьи 9 Закона № 94-ФЗ;
8) начальная (максимальная) цена контракта;
9) форма, срок и порядок оплаты товара;
10) дата и время начала проведения открытого аукциона в электронной форме;
11) величина понижения начальной цены контракта («шаг аукциона»).
«Шаг аукциона» не может быть менее чем 0,5% и более чем 1% от начальной (максимальной) цены контракта;
12) источник финансирования заказа;
13) порядок формирования цены контракта (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
14) сведения о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками;
15) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного Банком России и используемого при оплате заключенного контракта (при необходимости);
16) размер обеспечения регистрации участника (если заказчиком установлено такое требование);
17) размер обеспечения исполнения контракта (если заказчиком установлено такое требование). Этот размер устанавливается в соответствии с подпунктом 9 пункта 4 статьи 34 Закона № 94-ФЗ;
18) возможность заказчика увеличить количество поставляемого по контракту товара при заключении контракта в соответствии с пунктом 6.5 статьи 9 Закона № 94-ФЗ;
19) требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа, если заказчиком установлено данное требование.
9. К извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью этого извещения.
10. Оператор обеспечивает надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона в электронной форме, и равный доступ участников к участию в аукционе.
11. Для участия в открытом аукционе в электронной форме аккредитованный участник должен зарегистрироваться на электронной площадке в качестве участника аукциона посредством использования средств идентификации. Аккредитованный участник вправе сделать это в любое время с момента размещения извещения о проведении аукциона до момента окончания аукциона.
Если заказчиком установлено обеспечение участия, регистрация осуществляется после перечисления денежных средств на счет оператора электронной площадки (в размере не более 5% от начальной (максимальной) цены контракта).
12. Регистрация участников, прошедших аккредитацию, и доступ к участию в аукционе осуществляются без взимания платы, за исключением случая, указанного в пункте 30 настоящей статьи.
13. Если в качестве участников открытого аукциона в электронной форме зарегистрировались менее двух лиц, аукцион признается несостоявшимся.
14. Если в качестве участника открытого аукциона в электронной форме в течение временного интервала, указанного в пункте 21 настоящей статьи, зарегистрировалось только одно лицо, заказчик в течение 15 дней со дня размещения на электронной площадке протокола о признании аукциона несостоявшимся обязан передать такому участнику проект контракта.
Заказчик и участник обязаны подписать контракт в порядке, установленном пунктами 24 и 25 настоящей статьи.
Протокол о признании открытого аукциона в электронной форме несостоявшимся формируется оператором электронной площадки в электронной форме в течение 30 минут с момента окончания этого аукциона.
В данном протоколе указываются электронная площадка, дата, время начала и окончания аукциона, наименование участника (без указания присвоенных ему средств идентификации), начальная (максимальная) цена контракта, предложение о цене контракта, сделанное участником при регистрации на этом аукционе.
Контракт заключается с учетом положений пункта 4 статьи 38 Закона № 94-ФЗ на условиях, предусмотренных извещением о проведении аукциона, с участником, сделавшим первое предложение о цене контракта при регистрации. Участник не вправе отказаться от заключения контракта. Денежные средства, внесенные в целях обеспечения регистрации, возвращаются ему в течение пяти рабочих дней со дня заключения с ним контракта.
Если такой участник в срок, указанный в пункте 25, не представляет подписанный контракт, он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае денежные средства, внесенные в качестве обеспечения его регистрации, не возвращаются. Указанные денежные средства оператор электронной площадки перечисляет на счет заказчика.
15. Если в течение временного интервала, указанного в пункте 21, в качестве участников аукциона не зарегистрировалось ни одно лицо или контракт не заключен ни с одним из участников в связи с их уклонением от подписания контракта, в течение 30 минут с момента окончания такого аукциона оператор размещает на электронной площадке протокол о признании аукциона несостоявшимся.
В протоколе указываются электронная площадка, дата, время начала и окончания аукциона, наименования участников, уклонившихся от подписания контракта (без указания присвоенных им средств идентификации), начальная (максимальная) цена контракта, все предложения о цене контракта, сделанные уклонившимися от подписания контракта участниками и ранжированные по мере убывания или возрастания.
В течение одного месяца с момента размещения на электронной площадке такого протокола заказчик вправе направить документы о проведении аукциона и признании его несостоявшимся в уполномоченные органы (федеральный или субъекта РФ).
По согласованию с этими органами заказчик размещает заказ у единственного поставщика в порядке, установленном пунктом 1 статьи 40 Закона № 94-ФЗ. Контракт должен быть заключен в письменной форме на условиях, предусмотренных извещением. В случае объявления о проведении повторного открытого аукциона в электронной форме заказчик вправе изменить условия такого аукциона.
16. Если ни один из зарегистрировавшихся участников в течение временного интервала, указанного в пункте 21, не подал на электронную площадку предложение о цене контракта в соответствии с пунктом 18, в течение 30 минут с момента окончания аукциона оператор размещает на электронной площадке протокол о признании такого аукциона несостоявшимся.
В этом протоколе указываются помимо обычных справочных данных все первые предложения о цене контракта, сделанные участниками аукциона при регистрации. Контракт заключается с учетом положений пункта 4 статьи 38 Закона № 94-ФЗ на условиях, предусмотренных извещением, с участником аукциона, сделавшим первое предложение о наиболее низкой цене контракта при регистрации.
Такой участник не вправе отказаться от заключения контракта. Денежные средства, внесенные им для обеспечения регистрации, возвращаются ему в течение пяти рабочих дней с даты заключения с ним контракта. При непредставлении участником в срок, указанный в пункте 25, подписанного контракта он признается уклонившимся от заключения контракта.
В этом случае денежные средства, внесенные для обеспечения регистрации, ему не возвращаются. Оператор перечисляет их на счет заказчика.
17. С момента начала проведения аукциона на электронной площадке должны быть указаны:
1) предмет контракта;
2) наименование заказчика;
3) начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);
4) все предложения о цене контракта и время их поступления в режиме реального времени, за исключением случаев, когда в последнем сделанном участником предложении указывается цена контракта, равная указанной в предпоследнем предложении или превышающая такую цену;
5) время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта.
18. При проведении открытого аукциона в электронной форме его участники подают в форме электронных документов предложения о цене контракта, предусматривающие снижение начальной (максимальной) цены контракта на «шаг аукциона», указанный в извещении.
19. Заказчик, уполномоченный орган, оператор обязаны обеспечивать при проведении открытого аукциона в электронной форме анонимность предложений о цене контракта.
20. При поступлении первого предложения о цене контракта, являющейся в момент проведения аукциона наиболее низкой, участник аукциона, подавший такое предложение, должен быть незамедлительно уведомлен об этом оператором.
21. При проведении открытого аукциона в электронной форме устанавливается временной интервал приема предложений о цене контракта. Он составляет 10 минут с момента начала аукциона, а также с момента поступления последнего предложения о цене контракта. Если в течение 10 минут не поступило предложение о более низкой цене контракта, такой аукцион автоматически завершается при помощи программных и технических средств, обеспечивающих его проведение.
22. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наиболее низкую цену контракта. Если два участника предложили такую цену, лучшим признается предложение, поступившее раньше.
23. Особенности проведения открытого аукциона в электронной форме могут устанавливаться Правительством РФ.
24. В течение 30 минут с момента окончания аукциона оператор размещает на электронной площадке его протокол.
В этом протоколе указываются среди прочего наименование победителя (без указания присвоенных ему средств идентификации), перечень иных участников, все предложения о цене контракта, сделанные участниками и ранжированные по мере убывания или возрастания.
В течение 15 дней со дня размещения протокола заказчик обязан направить победителю или участнику, который в соответствии с пунктом 29 сделал предпоследнее предложение о цене контракта, проект контракта в форме электронного документа. Этот проект должен быть подписан заказчиком; в него включается цена контракта, предложенная указанными победителем или участником.
25. В течение пяти дней с момента получения проекта контракта в соответствии с пунктом 24 упомянутые лица обязаны направить заказчику подписанный контракт в форме электронного документа. К нему прилагаются документы, подтверждающие соответствие указанных лиц установленным требованиям. Они обязаны также предоставить обеспечение исполнения контракта в случае, если заказчиком было установлено такое требование.
26. При несоблюдении указанными лицами требований пункта 25 они признаются уклонившимися от заключения контракта.
27. Контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней со дня размещения оператором на электронной площадке протокола открытого аукциона в электронной форме.
28. Если заказчик и победитель (участник, сделавший предпоследнее предложение) подавали документы, указанные в пунктах 24 и 25, также в письменной форме, приоритетное значение имеют документы, поданные в электронной форме.
29. Если победитель или участник признаны уклонившимися от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием принудить их заключить контракт о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта. Он может также заключить контракт с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта (предложил более высокую цену контракта).
В случае уклонения указанных победителя или участника от заключения контракта денежные средства, внесенные ими для обеспечения регистрации, не возвращаются. Оператор перечисляет их на счет заказчика.
30. Участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключен контракт, уплачивает оператору комиссионный сбор за участие в аукционе, определенный по результатам отбора операторов.
Новая редакция статьи вступает в силу с 1 июля 2009 г.
 
Размещение заказов путем запроса котировок
 
Требования, предъявляемые к запросу котировок

В статью 43 Закона № 94-ФЗ добавлены новые сведения, которые подлежат включению в запрос котировок.
Теперь в запросе котировок указывается, что сведения об участниках размещения заказа должны отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков (если заказчиком установлено такое требование). Данное требование предусмотрено подпунктом 2 пункта 2 статьи 11 Закона № 94-ФЗ.

Порядок проведения запроса котировок

Пункт 2 статьи 45 Закона № 94-ФЗ дополнен ситуацией, когда в извещении содержится указание на товарные знаки товаров, происходящих из иностранных государств. В этом случае в извещении также приводится товарный знак эквивалентного товара российского происхождения.
Данное изменение вступило в силу со дня официального опубликования Закона № 308-ФЗ – 31 декабря 2008 г.

Порядок подачи котировочных заявок

Пункт 6 статьи 46 Закона № 94-ФЗ дополнен нормой, запрещающей участнику, который подал единственную котировочную заявку, отказываться от заключения контракта. Если он не представит подписанный контракт в срок, предусмотренный извещением, заказчик признает его уклонившимся от заключения контракта. И, как следствие, заказчик обязан направить в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти соответствующие сведения. Что повлечет за собой занесение такого участника в реестр недобросовестных поставщиков.

Рассмотрение и оценка котировочных заявок

Пункт 7 статьи 47 Закона № 94-ФЗ дополнен следующей нормой: если победитель запроса котировок уклонился от заключения контракта, обязанность заключить контракт возлагается на участника, предложившего такую же, как и победитель, цену, а при его отсутствии – на участника, предложение которого содержит лучшие условия по цене, следующие после условий победителя.
Если и эти участники уклонятся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием принудить их заключить контракт, а также с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта. Он может также осуществить повторное размещение заказа путем запроса котировок либо заключить государственный или муниципальный контракт в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 46 Закона № 94-ФЗ.
Вместе с тем из пункта 7 статьи 47 Закона № 94-ФЗ исключена возможность заказчика осуществить повторное размещение заказа путем запроса котировок, а также исключен запрет на заключение контракта в том случае, если уклонившийся победитель и участник со следующим лучшим ценовым условием являются лицами, способными оказывать влияние на деятельность друг друга.
В пункте 7.1 статьи 47 Закона № 94-ФЗ установлен новый начальный срок, с которого может быть заключен контракт. В предыдущем законе это можно было сделать не ранее пяти дней, а теперь – не ранее семи дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее двадцати дней со дня подписания указанного протокола.

Размещение заказа путем запроса котировок
при оказании гуманитарной помощи
либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

 
В пункте 7 статьи 53 Закона № 94-ФЗ расширен круг лиц, которым запрещено вести переговоры с участником размещения заказа: к ним добавлены уполномоченный орган и котировочная комиссия.

Размещение заказа у единственного поставщика
 
1) Пункт 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ дополнен перечнем случаев, когда заказчик размещает заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Помимо указанных в старой редакции закона ситуаций теперь заказ можно размещать у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) также в следующих случаях:
– оказывается услуга по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам);
– театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, в том числе концертный коллектив (танцевальный или хоровой коллектив, оркестр, ансамбль), телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, Дом культуры, Дворец культуры, клуб размещают заказ на создание произведений литературы или искусства, указанных в подпунктах 1–5 пункта 2 статьи 31.1 Закона № 308-ФЗ, у конкретных физических лиц (автор сценария, артист-исполнитель, дизайнер, дирижер, художник и т.д.) или на их исполнение;
– размещается заказ на оказание услуг по авторскому контролю за разработкой проектной документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства;
– размещается заказ на проведение технического и авторского надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ авторами проекта;
– размещается заказ на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (проезд к месту служебной командировки и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания);
– размещается заказ на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов глав иностранных государств и их правительств, руководителей международных организаций, парламентских и правительственных делегаций, делегаций иностранных государств (гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания);
– размещается заказ на оказание услуг, связанных с обеспечением выездных мероприятий, проводимых палатами Федерального Собрания РФ, Правительством РФ (гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания);
– размещается заказ по управлению многоквартирным домом на основании выбора собственниками помещений в многоквартирном доме или органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством управляющей организации, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной собственности и государственной собственности или муниципальной собственности;
– размещается заказ на оказание услуг по техническому содержанию, охране и обслуживанию одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование государственному или муниципальному заказчику, в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные в безвозмездное пользование государственному или муниципальному заказчику;
– размещается заказ на поставку спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и параолимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Параолимпийских играх.
Указанное изменение вступило в силу со дня официального опубликования настоящего закона – 31 декабря 2008 г.
2) Глава 6 Закона № 94-ФЗ дополнена новой статьей – 55.2 «Особенности размещения заказа у единственного поставщика на поставку товаров для государственных нужд учреждениями, исполняющими наказания».
Законом определены случаи, когда учреждения, исполняющие наказания, вправе разместить заказ у единственного поставщика. Это возможно в случаях приобретения этими учреждениями сырья, материалов и комплектующих изделий для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для организации трудоустройства осужденных. Причем трудоустройство осужденных осуществляется на основании гражданско-правовых договоров, заключенных с юридическими лицами, а источником оплаты такого заказа являются средства, предусмотренные в указанных гражданско-правовых договорах.
Указанное дополнение вступило в силу со дня официального опубликования Закона № 308-ФЗ – 31 декабря 2008 г.

Особенности защиты прав и законных интересов
участников размещения заказов

 
В пункте 2 статьи 57 «Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии» установлен срок, не позднее которого допускается обжалование действий заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в отношении лекарственных средств и размещения заказа путем запроса котировок.
Обжалование действий (бездействия) заказчика допускается в любое время размещения заказа, но не позднее семи дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона, проведенного в отношении лекарственных средств, протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.
Поэтому из старой редакции пункта 2 статьи 57 Закона № 94-ФЗ исключена фраза «протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок», ранее относящаяся к сроку, равному 10 дней.

Переходные положения
 
1) Правительство РФ устанавливает случаи, когда с 1 января по 31 декабря 2009 г. цена государственного контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, заключенного до 1 января 2009 г., должна быть снижена, а также порядок и размер такого снижения. При этом убытки, причиненные подрядчику в связи со снижением цены государственного контракта, не возмещаются. Это установлено пунктом 9.1 статьи 65 Закона № 94-ФЗ, который добавлен в статью Законом № 308-ФЗ.
Указанное дополнение вступило в силу со дня официального опубликования закона – 31 декабря 2008 г.
2) В пунктах 11, 14 и 17 статьи 65 Закона № 94-ФЗ ранее указанный срок (до 1 января 2010 г.) заменен на другой – до 1 января 2011 г.
Речь идет о продлении до 1 января 2011 г. срока, в течение которого:
– уполномоченные на ведение официального сайта могут привлекать на основе контракта, заключаемого по итогам размещения заказа, организацию для оказания услуг по обслуживанию официального сайта (пункт 11);
– контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов уполномоченными на ведение официального сайта, а также организацией, оказывающей услугу по обслуживанию официального сайта, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 17 Закона № 94-ФЗ;
– информация по жалобам размещается в том же порядке, что и информация о размещении заказов.
3) Благодаря добавлению пункта 19 в статью 65 Закона № 94-ФЗ появилось определение одноименных товаров, работ, услуг.
До утверждения соответствующим федеральным органом номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд под одноименными товарами, работами и услугами понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства. При этом они являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми.
4) Пунктом 20, который Законом № 308-ФЗ также включен в статью 65 Закона № 94-ФЗ, установлены сроки, начиная с которых в состав комиссий по размещению заказов должны включаться лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд. Эти сроки мы указали при описании статьи 7 Закона № 94-ФЗ.
Данное дополнение вступило в силу со дня официального опубликования закона – 31 декабря 2008 г.
 
На главную >

О журналах

Электронные
журналы

Подписаться

Архив
статей

Размышления
у картины

Галерея

Программы
 
Поделиться: