click fraud detection

Санкционирование оплаты
денежных обязательств органами
Федерального казначейства в 2008 году


(из арxива статей БиНО за август 2008 года)

 
Е.А. Король,
советник государственной
гражданской службы РФ III класса, к.э.н.

 
Статья 219 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что исполнение бюджета по расходам осуществляется по следующим этапам:
– принятие бюджетных обязательств;
– подтверждение денежных обязательств;
– санкционирование оплаты денежных обязательств;
– подтверждение исполнения денежных обязательств.
В чем смысл этих этапов?
Итак, в целях осуществления своей деятельности получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства. Причем принимать их он должен лишь в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств. Лимиты бюджетных обязательств (далее – ЛБО) доводятся до бюджетных учреждений расходными расписаниями, которые готовят их вышестоящие распорядители средств.
Принять бюджетные обязательства – значит заключить государственные (муниципальные) контракты, иные договоры с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в соответствии с законом или иным правовым актом, соглашением.
На втором этапе получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплаты денежных обязательств. Осуществляет он это путем представления в орган Федерального казначейства платежных и иных документов, необходимых для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, только в соответствии с платежными документами.
Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляют органы Федерального казначейства путем совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных установленным финансовым органом порядком санкционирования оплаты денежных обязательств.
Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Подтверждается исполнение денежных обязательств платежными документами о списании денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также иными документами о проведении неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.
Списание денежных средств с единого счета бюджета осуществляется органом Федерального казначейства на основании представленных получателем средств платежных документов.
Рассмотрим подробнее один из перечисленных этапов исполнения бюджетов – санкционирование оплаты денежных обязательств, или оплаты расходов.

Санкционирование расходов из средств федерального бюджета
 
Прежде чем перейти непосредственно к процедуре санкционирования расходов, отметим, что согласно статье 220.1 БК РФ учет операций по исполнению бюджета, которые осуществляют участники бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством. Такой порядок Федеральному казначейству еще предстоит установить.
Вместе с тем в период с 1 января по 31 декабря 2008 г. открытие и ведение лицевых счетов органами Федерального казначейства осуществляется в порядке, установленном Минфином России. Такая норма предусмотрена статьей 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».
Таким образом, до 1 января 2009 г. действует порядок открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденный приказом Минфина России от 31 декабря 2002 г. № 142н (далее – Инструкция № 142н).
Порядки открытия и ведения лицевых счетов по исполнению других расходов (от приносящей доход деятельности или за счет средств от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности) бюджетных учреждений также утверждены Минфином России.
С 1 января 2008 г. Инструкция № 142н действует в редакции, утвержденной приказом Минфина России от 12 ноября 2007 г. № 101н .
Инструкция № 142н определяет в том числе и процедуру санкционирования расходов. Как уже было отмечено, санкционирование состоит в проверке органами Федерального казначейства наличия у получателя средств, необходимых для оплаты документов.
Рассмотрим, изменилась ли процедура санкционирования с 1 января 2008 г., проанализировав для этого порядок действий органов Федерального казначейства при санкционировании расходов и уровень требований, предъявляемых к документам получателей средств федерального бюджета.

Документы, необходимые
для процедуры санкционирования расходов


Итак, пункт 54 Инструкции № 142н (в прежней редакции Инструкции это пункт 56) устанавливает перечень документов, которые получатель средств федерального бюджета при оплате денежных обязательств должен представить в орган Федерального казначейства для санкционирования расходов федерального бюджета. Это:
– договор (государственный контракт) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключенный в любой предусмотренной для совершения сделок форме, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма;
– документы, подтверждающие возникновение у получателя средств денежных обязательств по оплате поставленных товаров (накладная или акт приемки-передачи), выполненные работы, оказанные услуги (акт выполненных работ, счет);
– иные необходимые для осуществления текущего контроля документы, установленные федеральными законами, Правительством РФ и нормативными правовыми актами Минфина России, подтверждающие возникновение денежных обязательств у получателя средств.
Таким образом, теперь в перечень документов включены не только договоры, но и государственные контракты, а также документы, необходимые для текущего контроля, установленные федеральными законами.
Обратите внимание, что при каждом платеже необходимо представлять полный комплект подтверждающих документов, в том числе и в случае ежемесячных платежей (например, за коммунальные услуги, за услуги охраны и пр.). Ведь орган Федерального казначейства не оставляет у себя копий документов, служащих основанием платежа, а возвращает их получателю средств.

Проверка размера авансовых платежей
как элемент санкционирования


При санкционировании расходов органы Федерального казначейства контролируют также размеры авансирования. Инструкция № 142н устанавливает, что авансирование поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации производится получателем средств согласно условиям договора.
Допустимые размеры авансовых платежей на 2008 г. указаны в Постановлении Правительства РФ от 14 ноября 2007 г. № 778 «О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов”».
Следует обратить внимание, что Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2008 г. № 65 в Постановление № 778 внесены изменения в части размеров авансирования расходов.
Согласно указанным постановлениям при заключении договоров, включая договоры, подлежащие оплате за счет внебюджетных средств, получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать авансовые платежи в следующем размере:
– до 100% суммы договора (контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, – по договорам (контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, об обучении на курсах повышения квалификации, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение, по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
– до 30% суммы договора (контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, – по остальным договорам (контрактам), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Еще раз обратим внимание, что при заключении договора получатель средств федерального бюджета как равноправная сторона по договору должен учитывать данные ограничения и отстаивать свои права, с тем чтобы не превышать предоставленных полномочий.

Основания для отказа в санкционировании расходов

Пунктом 55 Инструкции № 142н установлены основания, по которым орган Федерального казначейства отказывает в приеме платежного документа. Так, орган Федерального казначейства обязан отказать, если:
– форма платежного документа, подписи или надписи на документе будут признаны не соответствующими образцам;
– коды бюджетной классификации Российской Федерации, указанные в платежном документе, не будут соответствовать проводимой операции;
– суммы, указанные в расчетно-денежном документе получателя средств на осуществление кассового расхода, превысят остаток отраженных на лицевом счете получателя средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования;
– получателем средств будут нарушены требования, установленные пунктом 54 Инструкции № 142н (не представлены необходимые документы);
– будут приостановлены в установленном порядке операции на лицевом счете получателя средств.
Следует отметить, что перечень оснований для отказа исчерпывающий!
Вместе с тем территориальные органы Федерального казначейства порой расширяют его по своей инициативе. Например, в платежном поручении в поле «Назначение платежа» указано: «оплата по счету 261 от 7 мая 2008 г., товарная накладная 748 от 7 мая 2008 г., счет/фактура 225 от 7 мая 2008 г. за хозтовары (эл. лампочки, стартеры)». Орган Федерального казначейства отказывает в приеме платежного поручения, мотивируя это тем, что в назначении платежа нужно указывать не «хозтовары», а «электротехнические материалы (эл. лампочки, стартеры)».
Говоря про санкционирование расходов, хотелось бы напомнить о письме Федерального казначейства от 22 ноября 2007 г. № 042-7.1-17/5.3-3981 «О разъяснении отдельных положений по вопросам санкционирования расходов федерального бюджета», которое остается актуальным, несмотря на то что Инструкция № 142н изложена в новой редакции.
В письме разъяснено, что при проверке договора (теперь и государственного контракта) органы Федерального казначейства осуществляют проверку только тех реквизитов договора, которые необходимы для отражения кассовых операций на лицевых счетах. Например, проверяется, соответствует ли наименование плательщика – получателя средств федерального бюджета, указанное в договоре, учредительным документам и данным Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей федерального бюджета.
В письме также отмечается, что Инструкция № 142н не предусматривает среди оснований для отказа в приеме платежных документов непредставление документов, подтверждающих право исполнителя работ (услуг) на осуществление определенного рода деятельности (лицензии).
Отметим, что в случае, если представленный получателем средств документ по какой-либо причине не может быть принят к исполнению, то не позднее следующего операционного дня орган Федерального казначейства должен вернуть документ клиенту с письменным обоснованием причин отказа в принятии его к исполнению. По разрешению руководителя органа Федерального казначейства срок для проверки в порядке исключения может быть продлен до трех дней (пункт 84 Инструкции № 142н).

Новые требования

Следует иметь в виду, что с 1 января 2009 г. порядок санкционирования расходов будет установлен в отдельном документе. В настоящее время подготовлен проект приказа Минфина России «О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета».
Проектом данного документа предусмотрен новый порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, основывающийся на том, что органы Федерального казначейства будут осуществлять учет всех бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Санкционирование расходов по внебюджетной деятельности

С 1 января 2008 г. по 1 января 2009 г. действует и новая редакция Инструкции о порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности. Напомним, что данная Инструкция утверждена приказом Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н (далее – Инструкция № 46н).
Изменения, внесенные в данную Инструкцию приказом Минфина России от 12 ноября 2007 г. № 106н, также связаны с изменениями в Бюджетном кодексе РФ.

Что проверяет орган Федерального казначейства

Порядок санкционирования расходов по внебюджетной деятельности определен в пункте 14 Инструкции № 46н. Так, уполномоченный работник органа Федерального казначейства проверяет:
– правильно ли оформлены представленные клиентом платежные документы;
– соответствуют ли указанные в платежных документах коды бюджетной классификации РФ содержанию операции и смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности.
Такую проверку органы Федерального казначейства не осуществляют лишь в случае проведения операций по расчетам между распорядителем средств и получателем, находящимся в его ведении (в том числе структурным (обособленным) подразделением), а также при перечислении средств при закрытии лицевого счета по учету внебюджетных средств в связи с реорганизацией клиента.
Платежные документы на осуществление кассовых выплат орган Федерального казначейства принимает от клиента в пределах остатка средств, отраженного на его лицевом счете по учету внебюджетных средств (за исключением средств, зачисленных без права расходования).

Когда оплата не проводится

Орган Федерального казначейства отказывает в приеме платежного документа и оформлении чека на получение наличных денег в случае, если:
– недостаточно средств, отраженных на лицевом счете по учету внебюджетных средств;
– подписи на платежном документе не соответствуют образцам подписей в карточке образцов подписей;
– клиент не представляет утвержденную смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год, а также не представляет информацию о смете;
– представленная смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности не соответствует разрешению на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, по источникам образования внебюджетных средств либо направлениям их использования.
При этом орган Федерального казначейства не несет ответственности за отказ в приеме платежного документа.
Орган Федерального казначейства отказывает в приеме платежных документов также в случае приостановления операций на лицевых счетах по учету внебюджетных средств по основаниям, установленным главой 24.1 «Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» БК РФ.

Размеры авансовых платежей

Говоря об осуществлении органами Федерального казначейства предварительного контроля за оплатой федеральными учреждениями авансовых платежей по договорам (контрактам) на поставку товаров (работ, услуг), подлежащим оплате за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, следует сказать о письме Федерального казначейства от 26 марта 2008 г. № 42-7.1-15/5.3-126.
В данном письме разъяснено, что органы Федерального казначейства не осуществляют контроль за соответствием условий заключенных федеральными учреждениями договоров (контрактов) на поставку товаров (работ, услуг), подлежащих оплате за счет внебюджетных средств, требованиям законодательства Российской Федерации в части авансирования, поскольку, как мы видели, отсутствуют основания для такого контроля. При этом органы Федерального казначейства не несут ответственности за нарушение бюджетополучателями вышеуказанных норм.
Таким образом, сами получатели средств должны следить за тем, чтобы авансовые платежи, в том числе и в случае оплаты за счет средств от приносящей доход деятельности, не превышали установленных предельных размеров.
 
Назначение платежа

Платежные документы составляет и представляет в орган Федерального казначейства клиент. Платежные документы выписываются с использованием технических средств в необходимом количестве экземпляров.
Клиенты должны оформлять расчетные и кассовые документы в порядке, установленном Положением об особенностях расчетно-кассового обслуживания органов Федерального казначейства (утверждено Банком России и Минфином России 13 декабря 2006 г. № 298-П/173н, далее – Положение) (зарегистрировано в Минюсте России 26 января 2007 г. (№ 8853)).
В поле «Назначение платежа» перед текстовым указанием назначения платежа необходимо проставлять в скобках код бюджетной классификации РФ, соответствующий проводимым кассовым расходам федерального бюджета, и номер лицевого счета получателя средств, открытый в органе Федерального казначейства. Если такая информация приводит к раскрытию сведений, составляющих государственную тайну, то получатель средств должен заполнить данное поле только в экземплярах платежного поручения, не предназначенных для передачи в банк. При осуществлении кассовых выплат с внебюджетных счетов в поле «Назначение платежа» также указываются коды бюджетной классификации.
Таким образом, если клиент представит в орган Федерального казначейства платежный документ, оформленный с нарушением указанного Положения, то такой документ также не будет принят органом Федерального казначейства до тех пор, пока он не будет приведен в соответствие с требованиями Положения.

Уточнение кодов бюджетной классификации

Орган Федерального казначейства и получатель средств федерального бюджета имеют право в пределах текущего финансового года уточнить коды бюджетной классификации РФ, по которым операции по кассовым расходам федерального бюджета были отражены на лицевом счете получателя средств (пункт 79 Инструкции № 142н).
Для уточнения операции получатель средств должен представить в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении кода бюджетной классификации по произведенным кассовым выплатам (далее – Уведомление). Форма Уведомления приведена в приложении 7 к Инструкции № 142н.
Внести изменения в учетные записи в части изменения кодов бюджетной классификации РФ по произведенным получателем средств кассовым расходам можно в случаях:
– если Бюджетным кодексом РФ, федеральным законом о федеральном бюджете, Минфином России изменяются принципы назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ в соответствии с установленными БК РФ полномочиями;
– получатель средств ошибочно указал в платежном документе код бюджетной классификации РФ, на основании которого был отражен кассовый расход на его лицевом счете.
Копия Уведомления, на основании которого орган Федерального казначейства учитывает операции по уточнению кода бюджетной классификации РФ на лицевом счете получателя средств, прилагается к выписке из лицевого счета получателя средств и является основанием для оформления исправительных записей в бюджетном учете получателем средств.
Изменения в учетные записи вносятся при наличии следующих условий:
– в поле «Отметка органа Федерального казначейства» Уведомления, представленного получателем средств в орган Федерального казначейства, должна быть подпись руководителя (иного уполномоченного им лица) органа Федерального казначейства;
– на лицевом счете получателя средств должен быть свободный остаток лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования по коду бюджетной классификации РФ, на который данные расходы должны быть отнесены.
При этом проводится процедура санкционирования расходов федерального бюджета.
По кассовым операциям, отраженным на лицевых счетах получателя средств по учету внебюджетных средств, органы Федерального казначейства также могут осуществлять уточнение кодов бюджетной классификации РФ. Такое право предоставлено им новым пунктом 22 Инструкции № 46н.
Следует иметь в виду, что изменения разрешены лишь в том случае, если соответствующее направление использования внебюджетных средств по коду бюджетной классификации РФ, на которое кассовые выплаты должны быть отнесены, будет отражено в представленных клиентом в орган Федерального казначейства:
– смете доходов и расходов по внебюджетным средствам;
– разрешении.

Виды лицевых счетов

В заключение приведем перечень видов лицевых счетов, открываемых в органах Федерального казначейства. При санкционировании оплаты денежных обязательств бюджетных учреждений органы Федерального казначейства руководствуются инструкциями по ведению того или иного вида лицевого счета.
 
Наименование счета Значение счета Код
(1 и 2-й разряды счета)
Лицевой счет распорядителя средств Предназначен для учета доведенных главному распорядителю (распорядителю) средств лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования и распределения их по распорядителям и получателям средств, находящимся
в его ведении
01
Лицевой счет получателя средств Предназначен для учета операций по отражению доведенных ЛБО, объемов финансирования, принятых бюджетных обязательств, кассовых расходов получателя средств в процессе исполнения расходов федерального бюджета в валюте РФ 03
Лицевой счет получателя средств для осуществления операций в иностранной валюте Предназначен для учета операций по отражению доведенных ЛБО, объемов финансирования, принятых бюджетных обязательств, кассовых расходов получателя средств в процессе исполнения расходов федерального бюджета в иностранной валюте 03
Лицевой счет иного получателя средств Предназначен для учета доведенных иному получателю средств ЛБО и объемов финансирования, а также средств федерального бюджета, перечисленных на счет в банке, для осуществления кассовых расходов иным получателем средств
в процессе исполнения федерального бюджета
09
Лицевой счет иного
получателя средств
для осуществления
операций в иностранной валюте
Предназначен для учета ЛБО и объемов финансирования, доведенных главному распорядителю средств для осуществления операций со средствами федерального бюджета в иностранной валюте 09
Лицевой счет по учету внебюджетных средств Предназначен для учета операций со средствами, полученными федеральными бюджетными учреждениями, федеральными органами государственной власти от приносящей доход деятельности 06
Лицевой счет по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей Предназначен для учета операций, связанных
с образованием и использованием дополнительного источника бюджетного финансирования
11
 
Главная 
Наши журналы
Отзывы
Контакты
 
Поделиться: