Размер платы за негативное воздействие
на окружающую среду


(из архива статей БиНО за март 2008 года)
 
Л.А. Скобелева,
кандидат юридических наук,
и.о. начальника правового отдела
Управления по технологическому
и экологическому надзору Ростехнадзора
по Республике Татарстан

 
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду природопользователи осуществляют самостоятельно.
При этом они должны руководствоваться Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 (далее – Постановление № 632, Порядок № 632).
Согласно Порядку № 632 для того, чтобы определить размер платы за негативное воздействие на окружающую среду, нужно:
– умножить установленные нормативы платы на соответствующие объемы загрязняющих веществ (величину загрязнения, массу размещаемых отходов);
– затем сложить полученные произведения по видам загрязняющих веществ;
– умножить эти суммы на соответствующие коэффициенты.
Что касается нормативов платы, то они установлены Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (далее – Постановление № 344). В частности, это нормативы платы:
– за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками;
– сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
– размещение отходов производства и потребления.
А вот с коэффициентами разобраться сложнее.
Поэтому в данной статье мы попытаемся определить, какие коэффициенты необходимо использовать при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду в каждом конкретном случае, какими нормативными правовыми актами эти коэффициенты установлены, а также в каких случаях они применяются.
Кроме того, для рассмотрения вопроса о плате за негативное воздействие на окружающую среду есть еще один повод!
10 августа 2007 г. вступил в силу приказ Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204, который утвердил:
– форму Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду;
– Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 27 июня 2007 г. (далее – Приказ о форме расчета № 204, Форма расчета № 204).
В связи с этим аналогичный приказ Ростехнадзора от 23 мая 2006 г. № 459 с 10 августа 2007 г. утратил силу.
Напомним, что согласно Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401, Ростехнадзор наделен полномочиями по нормативному правовому регулированию по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Общие положения

Прежде чем говорить о коэффициентах, применяемых при расчете размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, определим, за какие именно вредные воздействия на окружающую среду взимается плата.
Итак, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается:
– за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
– сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
– размещение отходов;
– другие виды вредного воздействия – шум, вибрацию, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.
При определении платы за негативное воздействие на окружающую среду используются два вида базовых нормативов платы:
– за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
– выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Разница между нормативами и лимитами (временно согласованными лимитами) очевидна. Ведь если посмотреть на лимиты, то они в разы (в среднем в пять раз) превышают предельно допустимые нормативы.
Предельно допустимые нормативы установлены нормативным правовым актом (Постановление № 344) и обязательны для всех природопользователей.
Вместе с тем экологическое законодательство вынуждено учитывать сложности производственной деятельности предприятий, их экономическое положение, необходимость финансовых и иных затрат. Поэтому для перехода на нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) отдельным предприятиям могут устанавливаться лимиты (временно согласованные нормативы) выбросов, сбросов вредных веществ. Как правило, одновременно с установлением лимитов должен утверждаться план снижения объемов вредных воздействий на окружающую среду до предусмотренных предельных величин.
Может быть предусмотрено перепрофилирование деятельности экологически вредных объектов, замена вредных технологий на «экологически переносимые» технологии.
Таким образом, лимиты (временно согласованные нормативы) устанавливаются в индивидуальном порядке.

Коэффициенты к нормативу платы

Действующие нормативные акты вводят следующие коэффициенты к нормативам платы за негативное воздействие на окружающую среду:
– коэффициент индексации (коэффициент, учитывающий инфляцию);
– коэффициент, учитывающий экологический фактор (коэффициент экологической значимости). В частности, это коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы) по территориям районов Российской Федерации, коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние водных объектов), по бассейнам морей и рек;
– дополнительный коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия;
– пятикратный повышающий коэффициент;
– коэффициент, учитывающий место размещения отходов (коэффициент места расположения объекта размещения отходов). В частности, это коэффициент 0 (установленный приложением 1 к Постановлению № 344), коэффициент 0,3 (установленный приложением 1 к Постановлению № 344), коэффициент 1 (установленный Приказом о форме расчета № 204).
Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденные Минприроды России 26 января 1993 г. (далее – Указания 1993 г.), предусматривают дополнительные (повышающие) коэффициенты, которые учитывают место размещения отходов: коэффициент 5 и коэффициент 3.
Однако правомерность применения коэффициентов, установленных Указаниями 1993 г., в настоящее время сомнительна. И вот почему. С одной стороны, Указания 1993 г. зарегистрированы в Минюсте России (24 марта 1993 г. (№ 190)). Они не отменены ни Приказом о форме расчета № 459, ни Приказом о форме расчета № 204.
Однако они не должны противоречить действующим нормативным правовым актам.
Если же имеются противоречия двух и более нормативных правовых актов, то соответствующие правоотношения регулируются нормативным правовым актом, датированным более поздним сроком.
О последовательности действия нормативных актов напомнил и Ростехнадзор в своем письме от 28 апреля 2007 г. № 04-09/472 «О расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду».
По нашему мнению, при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду следует руководствоваться приказом Ростехнадзора о форме расчета № 204, в котором применение указанных коэффициентов не предусмотрено.
Напомним, что форма расчета № 204 применяется с 10 августа 2007 г.
Познакомимся поближе с каждым из перечисленных коэффициентов.

Коэффициент индексации

Коэффициент индексации – это коэффициент, учитывающий инфляцию.
Первоначально применение данного коэффициента было предусмотрено Указаниями 1993 г.
Так, в соответствии с абзацем 5 пункта 2.1 Указаний 1993 г. коэффициенты индексации платы к нормативам платы за загрязнение окружающей природной среды применяются в связи с изменением уровня цен на природоохранное строительство и по другим направлениям природоохранной деятельности.
В Приказе о форме расчета № 204 данный коэффициент именуется коэффициентом, учитывающим инфляцию, и применяется в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год.
Коэффициент, учитывающий инфляцию, при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду применяется во всех случаях.

Коэффициент экологической значимости

Коэффициент экологической значимости учитывает экологические факторы, то есть состояние атмосферного воздуха и почвы по территориям районов Российской Федерации, состояние водных объектов по бассейнам морей и рек. Он подразумевает также и возможность самовосстановления природного ресурса или возобновление его человеком с целью предупреждения истощения природных ресурсов и нарушения экологического равновесия.
Применение коэффициента экологической значимости предусмотрено и Указаниями 1993 г. (пункт 3.1), и Порядком № 632 (пункт 2).
Так, в пункте 2 Порядка № 632 сказано, что для отдельных регионов и бассейнов рек к базовым нормативам платы устанавливаются коэффициенты, учитывающие экологические факторы, природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.
Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы. Величины этих коэффициентов указаны в приложении 2 к Постановлению № 344.
Например, по Поволжскому экономическому району РФ коэффициент, учитывающий экологический фактор – состояние атмосферного воздуха, составляет 1,9. При этом он применяется с дополнительным коэффициентом 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов.
При определении платы за размещение отходов производства и потребления в Поволжском экономическом районе РФ значение коэффициента, учитывающего другой экологический фактор – состояние почвы, составляет 1,9.
В приложении 2 к Постановлению № 344 установлены и коэффициенты, учитывающие состояние водных объектов по бассейнам морей и рек. Например, норматив платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты по Республике Татарстан (бассейн Каспийского моря) должен умножаться на соответствующий коэффициент экологической значимости – 1,35.
 
Дополнительный коэффициент 2

Пункт 2 Постановления № 344 предусматривает случаи, когда при расчете платы за загрязнение окружающей среды нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления применяются с использованием дополнительного коэффициента 2.
Коэффициент 2 применяется:
– для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
– районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
– Байкальской природной территории;
– зон экологического бедствия.
Природопользователи, находящиеся на остальных территориях, используют коэффициент 1.
Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденный Приказом о форме расчета № 204, подробным образом это разъясняет.
 
Пятикратный повышающий коэффициент

Пятикратный повышающий коэффициент установлен Порядком № 632 и применяется:
– при сверхлимитном загрязнении окружающей природной среды (пункт 5 Порядка № 632);
– отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов. При этом вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная (пункт 6 Порядка № 632).
Пятикратный повышающий коэффициент должен быть, в частности, применен в случае, когда у природопользователя, осуществляющего размещение отходов, отсутствует лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.
Размер платы в таком случае определяется согласно пункту 5 Порядка № 632, а именно:
– соответствующие ставки платы за загрязнение в пределах установленных лимитов умножаются на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов над установленными лимитами;
– затем полученные произведения по видам загрязнения суммируются;
– полученные суммы умножаются на пятикратный повышающий коэффициент.
Добавим, что полученная сумма умножается на иные коэффициенты, в частности, на коэффициент индексации и коэффициент, учитывающий экологический фактор, поскольку эти коэффициенты учитываются во всех случаях расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 5.9 Указаний 1993 г. к сверхлимитным объемам размещения отходов относятся:
– неиспользуемые отходы, образующиеся сверх нормативов отходов, установленных нормами расхода сырья и материалов на производство продукции;
– объемы образования некондиционной продукции, не предусмотренные технологическими регламентами и нормативами;
– объемы размещения отходов без оформленного в установленном порядке разрешения.
Указаниями 1993 г. пятикратный повышающий коэффициент установлен также:
– за размещение отходов на не отведенной для этой цели территории (несанкционированная свалка). Это установлено пунктом 4.7 приложения 1 к Указаниям 1993 г.;
– нарушение правил хранения удобрений, ядохимикатов, перенасыщение ими полей (пункт 4.7 приложения 1 к Указаниям 1993 г.);
– нарушение правил захоронения твердых бытовых отходов (абзац 2 пункта 4.8 приложения 1 к Указаниям 1993 г.).
Постараемся раскрыть возможные ситуации применения пятикратного повышающего коэффициента за выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов без оформленного в установленном порядке разрешения.

Разрешительные документы

Если природопользователь загрязняет окружающую природную среду сверх установленных лимитов, при определении платы за загрязнение среды применяется пятикратный повышающий коэффициент. Здесь все понятно.
Кроме того, как мы уже установили, пятикратный повышающий коэффициент применяется при отсутствии разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов.
Наличие разрешения предоставляет право природопользователю осуществлять выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления в установленных пределах.
С этой целью рассмотрим, какие виды разрешений могут быть выданы природопользователю.

Разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного:
– территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды (Ростехнадзор);
– органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Такая норма установлена статьей 14 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон об охране воздуха).
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него утверждено Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 183. Существуют следующие виды нормативов:
– технические нормативы выбросов. Они устанавливаются техническими регламентами. Перечни объектов (кадастры), в отношении которых должны определяться технические нормативы выбросов, разрабатывает и утверждает Ростехнадзор с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти;
– предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов. Они устанавливаются территориальными органами Ростехнадзора. При этом обязательно наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам;
– временно согласованные выбросы. Они устанавливаются территориальными органами Ростехнадзора в том случае, когда юридическое лицо, имеющее источники выбросов, не может соблюдать предельно допустимые выбросы. При этом необходимо обязательное согласование с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В 2007 г. Ростехнадзор утвердил форму разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В приложениях к разрешению, являющихся его неотъемлемой частью, указываются перечень и количество вредных веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух (приказ от 7 февраля 2007 г. № 56), а также порядок выдачи разрешения (приказ от 19 февраля 2007 г. № 84).
Если у природопользователя отсутствует разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, то выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Разрешение на выброс вредных веществ при эксплуатации транспорта

Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Это установлено статьей 14 Закона об охране воздуха.
Согласно статье 17 Закона об охране воздуха транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов. Порядок проведения проверок определяет Правительство РФ.
Во исполнение данной нормы Правительство РФ 6 февраля 2002 г. приняло Постановление № 83 «О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух».
Данным постановлением установлено, что проверки автотранспортных средств осуществляет МВД России во время их государственного технического осмотра. Проверки тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации при осуществлении надзора за техническим состоянием и во время государственного технического осмотра этих видов техники.
Определены также органы, осуществляющие проверки иных передвижных средств.

Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты

Сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) осуществляется на основании разрешения, выдаваемого территориальными органами Ростехнадзора по месту расположения выпусков сточных и (или) дренажных вод в соответствующие водные объекты.
Такая норма установлена пунктом 2 Инструкции об организации выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты), которая утверждена приказом Ростехнадзора от 10 июля 2006 г. № 675. Инструкция зарегистрирована в Минюсте России 10 ноября 2006 г. (№ 8461).
Разрешение выдается обязательно с приложениями, являющимися его неотъемлемой частью. В приложениях устанавливаются количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты, отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод:
– в пределах утвержденных нормативов допустимых сбросов (нормативы ПДС);
– в пределах установленных лимитов на сбросы.
Форма разрешения приведена в приложении к данной Инструкции.

Разрешение на размещение отходов

Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) лимиты на размещение отходов устанавливают уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. При этом учитываются нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду.
Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461.
Согласно данным правилам лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на пять лет при условии ежегодного подтверждения юридическим лицом неизменности производственного процесса и используемого сырья.
При этом юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, самостоятельно разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов на основании методических указаний Министерства природных ресурсов РФ, а затем представляют их на утверждение в территориальные органы министерства.
Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разработаны приказом МПР России от 11 марта 2002 г. № 115. Они зарегистрированы в Минюсте России 9 июля 2002 г. (№ 3553).
При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность юридического лица в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Если отходы являются опасными, то деятельность по обращению с такими отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2006 г. № 524 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Опасными являются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудители инфекционных болезней. Они также могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона об отходах у лица, которое владеет, пользуется или распоряжается опасными отходами, в обязательном порядке должна быть лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами. Это касается как непосредственно собственника отходов, так и лица, которому собственник отчуждает опасные отходы в собственность, передает ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами.
Напомним, что лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Оно выдается лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Такое определение дано в статье 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Таким образом, поскольку, как мы выяснили, лицензия – один из видов разрешительных документов, то в случае отсутствия у природопользователя лицензии на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами, при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду также может быть применен пятикратный повышающий коэффициент.

Пятикратный коэффициент по Указаниям 1993 г.

Применение пятикратного повышающего коэффициента предусматривают и Указания 1993 г.
Так, согласно пункту 4.7 Указаний 1993 г. данный коэффициент применяется при определении размера платы за размещение отходов на несанкционированных свалках.
Другими словами, у природопользователя отсутствует разрешение на размещение отходов в данном конкретном месте. Поэтому этот случай применения пятикратного повышающего коэффициента, предусмотренный Указаниями 1993 г., согласуется с пунктом 6 Порядка № 632 (отсутствие разрешения), конкретизируя его. Таким образом, применение указанного коэффициента в данном случае обоснованно.
Определение несанкционированной свалки раскрывается в Межгосударственном стандарте ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенном в действие постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. № 607-ст.
Так, согласно пункту 4.13. ГОСТ 30772-2001 несанкционированные свалки отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Что можно сказать о двух других случаях, предусмотренных пунктами 4.7 и 4.8 Указаний 1993 г.?
Напомним, что в указанных пунктах речь идет о применении пятикратного коэффициента за нарушения правил хранения удобрений, ядохимикатов, перенасыщение ими полей, а также за нарушение правил захоронения твердых бытовых отходов.
Поскольку Порядок № 632 не выделяет эти случаи применения пятикратного повышающего коэффициента, то применять данный коэффициент можно лишь в том случае, если, нарушая указанные правила, природопользователь к тому же не имеет разрешения на размещение отходов.

Коэффициент, учитывающий место размещения отходов

Предусмотрены следующие коэффициенты, учитывающие место размещения отходов:
– коэффициент 0;
– коэффициент 0,3;
– коэффициент 1;
– коэффициент 5;
– коэффициент 3.
При этом нужно иметь в виду, что платежи за размещение отходов установлены и в случае их временного накопления.
Рассмотрим каждый коэффициент подробнее.
Порядок применения коэффициентов 0 и 0,3 изложен в приложении 1 к Постановлению № 344.
Если отходы подлежат временному накоплению и фактически используются (утилизируются) в течение трех лет с момента размещения в собственном производстве или в течение этого срока передаются для использования какой-либо другой организации, то нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием коэффициента 0.
Таким образом, для того чтобы использовать коэффициент 0, природопользователь должен:
– иметь установленные лимиты на размещение отходов;
– размещать отходы, подлежащие временному накоплению, в соответствии с установленными требованиями;
– использовать (утилизировать) отходы, находящиеся на временном хранении, в собственном производстве в течение трех лет с момента размещения в соответствии с технологическим регламентом или в течение этого срока передать для использования другому природопользователю. При этом и использование отходов, и их передача должны подтверждаться первичными документами.
Если отходы размещаются на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия, то нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием коэффициента 0,3.
Эти нормы изложены и в пункте 30 Порядка заполнения раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления» приложения 2 к Приказу о форме расчета № 204.
Таким образом, для того чтобы использовать коэффициент 0,3, природопользователь должен:
– иметь установленные лимиты на размещение отходов;
– размещать отходы на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями;
– размещать отходы на объекте (специализированном полигоне или промышленной площадке) в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.
Коэффициенты 0 и 0,3 являются понижающими коэффициентами, и, конечно, их применение предпочтительнее для природопользователей.
Однако надо иметь в виду, что если одно из условий применения понижающего коэффициента отсутствует, то применение соответственно коэффициента 0 или 0,3 при определении размера платы за размещение отходов будет неправомерным.
Поэтому если объект расположен за пределами промышленной зоны источника негативного воздействия или не является специализированным полигоном (промышленной площадкой), оборудованным в соответствии с установленными требованиями, то нужно применять коэффициент 1. Это положение установлено пунктом 30 Порядка заполнения раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления» приложения 2 к Приказу о форме расчета № 204.
В разделе 4 «Размещение отходов производства и потребления» Формы расчета № 204 предусмотрена строка «характеристика объекта размещения отходов». При ее заполнении необходимо определить:
– место нахождения объекта размещения отходов: в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия или за пределами данной зоны;
– является или не является объект размещения отходов специализированным полигоном (промышленной площадкой), оборудованным в соответствии с установленными требованиями.
В указанном разделе имеется отдельный столбец – «временное хранение отходов с последующим использованием в течение трех лет в соответствии с технологическим регламентом или передача для использования другой организации».
При заполнении раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления» необходимо иметь в виду, что под размещением отходов понимается:
– хранение – содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
– захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется за весь объем фактически хранящихся в отчетном периоде отходов. К ним относятся и отходы, находящиеся на временном хранении, но по которым не представлены документы, подтверждающие использование в течение трех лет, и отходы, захороненные на объекте размещения отходов в отчетном периоде.
Плата за размещение отходов рассчитывается ежеквартально за весь объем хранящихся на конец отчетного периода отходов.
Статьей 19 Закона об отходах установлено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Теперь скажем все же несколько слов о коэффициентах 5 и 3. Напомним, что их использование установлено только Указаниями 1993 г., но они не предусмотрены ни Постановлением № 632, ни Постановлением № 344, ни Приказом о форме расчета № 204.
Тем не менее, рассмотрим эти коэффициенты. Возможно, это поможет читателям в разрешении каких-либо ситуаций.
Итак, пункт 4.7 приложения 1 к Указаниям 1993 г. устанавливает размер платы за размещение отходов на не отведенной для этой цели территории (несанкционированной свалке). Он определяется путем умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину размещаемых отходов и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент и коэффициент, учитывающий место размещения отходов. Необходимо также учитывать и применение иных коэффициентов, таких, как коэффициент инфляции и коэффициент экологической значимости.
В таком же порядке определяется и размер платы:
– за нарушение правил хранения удобрений, ядохимикатов, перенасыщение ими полей;
– нарушение правил захоронения твердых бытовых отходов.
При этом коэффициент 5, учитывающий место размещения отходов, применяется при размещении отходов в границах городов, населенных пунктов, водоемов, рекреационных зон и водоохранных территорий.
Коэффициент 3, учитывающий место размещения отходов, применяется при размещении отходов менее чем в 3 км от границ городов, населенных пунктов, водоемов, рекреационных зон и водоохранных территорий.
От несанкционированных свалок необходимо отличать санкционированные свалки. О том, что является несанкционированными свалками, мы уже говорили.
Понятие санкционированных свалок дано в Указаниях 1993 г.
Это разрешенные органами исполнительной власти на местах территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии со СНиП 2.01.28-85 и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора. Санкционированные свалки являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.
Использование несанкционированных и санкционированных свалок влечет различные правовые последствия их эксплуатации.
Как мы выяснили, за размещение отходов на несанкционированных свалках применяется пятикратный повышающий коэффициент и коэффициент, учитывающий место размещения отходов, – коэффициент 3 или коэффициент 5. Нужно иметь в виду, что пятикратный повышающий коэффициент и коэффициент, учитывающий место размещения отходов (5 или 3), – это разные коэффициенты.
В отношении же санкционированных свалок и объектов размещения отходов, отвечающих природоохранным и санитарно-эпидемиологическим требованиям, но эксплуатируемым организациями, не имеющими лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, применение коэффициента удаленности мест размещения отходов (3 или 5) не установлено. Следовательно, в данном случае применим только пятикратный повышающий коэффициент, установленный Постановлением № 632.

Итоги

Мы рассмотрели виды коэффициентов, которые учитываются при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду. Причем одни из них применяются во всех случаях расчета размера платы, другие – только в определенных случаях. Подведем итоги.
Итак, размер платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе применение коэффициентов, во многом зависит от того, какое воздействие на окружающую среду оказывает природопользователь.
1. Если природопользователь оказывает негативное воздействие на окружающую среду в пределах предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, то размер платы рассчитывается следующим образом.
Установленные Постановлением № 344 нормативы платы умножаются на соответствующие объемы загрязняющих веществ (величину загрязнения), затем полученные произведения суммируются по видам загрязняющих веществ и полученные результаты умножаются на соответствующий коэффициент индексации и коэффициент, учитывающий экологический фактор.
2. Если природопользователь оказывает негативное воздействие на окружающую среду в пределах установленных лимитов (временно установленных нормативов) выбросов, сбросов, размещения отходов, то размер платы нужно рассчитывать несколько иначе.
Помимо расчета, аналогичного расчету в пределах допустимых нормативов, в данном случае нужно также применять коэффициент, учитывающий место размещения отходов (0 или 0,3).
Таким образом, установленные Постановлением № 344 нормативы платы умножаются на соответствующие объемы загрязняющих веществ (массу выбросов, сбросов, массу размещаемых отходов), полученные произведения суммируются по видам загрязняющих веществ (размещаемых отходов) и полученные результаты умножаются на соответствующий коэффициент индексации, коэффициент, учитывающий экологический фактор, и коэффициент, учитывающий место размещения отходов.
Следует иметь в виду, что повышающие коэффициенты, а именно пятикратный повышающий коэффициент и коэффициенты, учитывающие место размещения отходов, установленные Указаниями 1993 г. (коэффициенты 5 и 3), использоваться в этом случае не могут.
3. Если же природопользователь загрязняет окружающую среду сверх установленных лимитов, то для определения размера платы за превышение фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов производства и потребления над установленными лимитами нужно:
– умножить установленные Постановлением № 344 нормативы платы на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов над установленными лимитами;
– суммировать полученные произведения по видам загрязняющих веществ (размещаемых отходов);
– умножить полученный результат на соответствующий коэффициент индексации; коэффициент, учитывающий экологический фактор; и пятикратный повышающий коэффициент.
В таком же порядке определяется размер платы за выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов без оформленного в установленном порядке разрешения.
При этом необходимо помнить, что нормативы платы за размещение отходов в случаях, установленных Постановлением № 344, применяются с использованием коэффициентов 0,3 или 0 только в пределах установленных лимитов. Соответственно, за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды они применяться не могут.
Конечно, в настоящее время существует еще множество неурегулированных и спорных вопросов. Но будем надеяться, что их будет становиться все меньше и меньше.
 

О журналах

Электронные
журналы

Подписаться

Архив
статей

Размышления
у картины

Галерея

Программы
На главную >
Поделиться: