click fraud detection

Просроченная задолженность –
путь к потере должности


(из архива статей БиНО за январь 2011 года)

Правительство России все строже и строже контролирует использование бюджетных средств с целью снижения рисков финансовых потерь в бюджетной сфере.

Сегодня акцент сделан на грамотном руководстве федеральными бюджетными учреждениями (далее – ФБУ). Для нерадивых директоров с 1 января 2011 г. наступают трудные времена – отныне за просроченную кредиторскую задолженность руководитель может лишиться должности. Соответствующие приказы приняли Минфин России, Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России и Минкультуры России (№ 98н от 30 августа 2010 г., № 408 от 2 сентября 2010 г., № 787н от 6 сентября 2010 г. и № 585 от 10 сентября 2010 г. соответственно).

Три из четырех документов озаглавлены идентично: «О предельно допустимом значении просроченной кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения, подведомственного Министерству (соответствующему – прим. ред.) Российской Федерации, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации». Название четвертого приказа (Минздравсоцразвития России) отличается незначительно. Документ озаглавлен так: «Об утверждении Порядка определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения, подведомственного Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации».

Каждый из приказов – в приложениях к основному документу – содержит сведения о сроках погашения просроченной кредиторской задолженности и некоторые указания по определению ее предельной величины. Обратите внимание: новые документы распространяются только на федеральные учреждения.

Приказы делят просроченную задолженность ФБУ на группы:

– по оплате труда и выплатам персоналу;

– по оплате налогов, сборов, взносов и иных обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

– по начислениям в бюджет доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества;

– по расчетам с поставщиками и подрядчиками;

– а также рассматривают общую кредиторскую задолженность по всем имеющимся обязательствам.

По каждой из групп документы устанавливают отдельные значения предельно допустимой задолженности, которые в указанных приказах весьма схожи. Следовательно, можно говорить о едином подходе разработчиков документов к решению проблемы.

Два месяца со дня последней выплаты – такой предельный срок погашения задолженности по заработной плате прописан во всех ведомственных приказах. На месяц дольше, то есть не более трех месяцев на ФБУ может «висеть» кредиторская задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Далее в документах разночтения: Минэкономразвития России потерпит задолженность своих ФБУ перед поставщиками и подрядчиками три месяца, а Минкультуры России – шесть; в приказах остальных министерств эта норма и вовсе отсутствует. Зато составители приказов согласны в мнении по следующему пункту: учреждение признается проблемным, если величина его общей кредиторской задолженности превышает стоимость активов ФБУ, за исключением стоимости особо ценного движимого и недвижимого имущества. (Минфин России здесь добавляет «для своих» срок в три месяца.) Наконец, Минздравсоцразвития России считает предельно допустимым значением просроченной кредиторской задолженности более 2% объема финансового обеспечения учреждения, исчисляя средства по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Отдельно следует остановиться на временных регламентациях приказов. Все документы вступают в силу с 1 января 2011 г. и до 1 июля 2012 г. применяются к подведомственным ФБУ. Приказ Минздравсоцразвития России требует от задолжавших учреждений инвентаризацию кредиторской задолженности по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным. Минкультуры России и Минэкономразвития России остановились на ежеквартальном мониторинге задолженности. Причем во всех случаях обязанность отчитываться лежит на самих ФБУ – с предоставлением подробной информации как о возникновении задолженности, так и о конкретных шагах по ее ликвидации. Приложения к рассматриваемым приказам детально разъясняют порядок создания отчетов и содержат рекомендуемые к использованию таблицы.

Наконец, о тех неприятностях, которые новые документы обещают нерадивым руководителям ФБУ. В обновленных трудовых договорах с директорами должна быть прописана их ответственность за просроченную кредиторскую задолженность. Законодательной базой для потенциального освобождения от должности послужит пункт 3 статьи 278 Трудового кодекса РФ. Одним из указанных там «иных оснований (для увольнения – прим. ред.), предусмотренных трудовым договором», будет считаться наличие у ФБУ просроченной кредиторской задолженности.

Соответствующие департаменты упомянутых министерств России обязаны внести изменения в обновленные трудовые договоры с директорами ФБУ до 1 февраля 2011 г. Решение о расторжении трудового договора с руководителем, равно как и об урегулировании просроченной кредиторской задолженности, ложится на плечи соответствующих министров Российской Федерации.

То есть отныне, подписывая трудовой договор, руководитель ФБУ практически получает уведомление: возникшая в его учреждении просроченная кредиторская задолженность грозит увольнением.

Главная 
Наши журналы
Отзывы
Контакты
 
Поделиться: