click fraud detection

Применение Закона о размещении заказов
для государственных и муниципальных нужд:
вопросы и ответы


(из архива статей БиНО за май 2010 года )
Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина России
 
Размещение заказа
в форме проведения запроса котировок

 
Порядок оформления заявок

В извещении о проведении запроса котировок от 15 июля 2010 г., размещенном в установленном порядке, указано, что котировочная заявка подается по письменной форме, приведенной в приложении к извещению. Сама форма котировочной заявки также приведена в извещении. В ней, в частности, есть такая строчка: «Настоящей заявкой мы обязуемся исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок от 15.07.2010 г.».
Можно ли вместо указанной фразы в котировочной заявке написать: «Настоящей заявкой мы обязуемся подписать муниципальный контракт в установленный в запросе котировок срок»?
Форма котировочной заявки и срок подписания победителем в проведении запроса котировок государственного или муниципального контракта должны быть указаны в котировочной заявке. Это требование изложено в пунктах 3 и 11 статьи 46 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ).
Требования, предъявляемые к котировочной заявке, указаны в статье 44 Закона № 94-ФЗ. Так, котировочная заявка должна содержать согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок (пункт 4 статьи 44 Закона № 94-ФЗ).
Котировочная комиссия рассматривает котировочные заявки в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока их подачи. При рассмотрении котировочных заявок на соответствие их установленным требованиям котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается (пункт 3 статьи 47 Закона № 94-ФЗ).
Положение пункта 4 статьи 44 Закона № 94-ФЗ сформулировано императивно, то есть в котировочной заявке участник размещение заказа должен выразить согласие исполнить условия контракта.
В силу пункта 7.1 статьи 47 Закона № 94-ФЗ государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола.
Согласие подписать контракт в установленный срок не означает согласие исполнить условия контракта.
Правомерность подобных выводов подтверждает и судебная практика (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 августа 2008 г. № Ф04-5250/2008(10565-А45-23)).
При этом следует иметь в виду, что по смыслу главы 4 Закона № 94-ФЗ котировочная заявка должна быть подана по форме, установленной запросом котировок, а следовательно, согласие организации – участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, должно быть представлено так, как это указано в форме котировочной заявки, приведенной в запросе котировок.
Таким образом, согласие организации – участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, не может быть выражено в котировочной заявке указанным образом.

Порядок подачи заявок
 
В извещении о проведении запроса котировок указаны телефон заказчика и его факс. Способ подачи котировочных заявок в извещении о запросе котировок не определен.
Можно ли подать котировочную заявку по факсу на указанный в извещении о проведении запроса котировок номер?
Пунктом 2 статьи 46 Закона № 94-ФЗ установлено, что участник размещения заказа подает котировочную заявку заказчику (уполномоченному органу) в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
Как было сказано в предыдущем ответе, в пункте 3 статьи 47 Закона № 94-ФЗ установлены всего два основания для отклонения котировочных заявок: либо если котировочная заявка не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в котировочной заявке цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении.
Под средствами связи по смыслу пункта 28 статьи 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» понимают технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи.
Как указано в подпункте «а» пункта 41 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. № 328, к пользовательскому оборудованию, сигнал ответа которого приравнивают к ответу вызываемого лица и который служит началом отсчета продолжительности соединения, относят модем или факсимильный аппарат, работающие в режиме автоматического приема информации.
В силу действия норм пункта 7 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2005 г. № 310, к абонентской линии может быть подключено только такое пользовательское (оконечное) оборудование (телефонный аппарат, факсимильный аппарат, автоответчик или иное оборудование), на которое имеется документ о подтверждении соответствия этих средств связи установленным требованиям.
Предоставить оборудование, подлежащее подключению к телефонной линии, обязан абонент, если иное не установлено договором.
Из изложенных положений следует, что подача котировочной заявки посредством факсимильной связи не является подачей котировочной заявки в письменной форме.
Однако в некоторых случаях суды с учетом конкретных обстоятельств приходят к другому выводу.
Так, ФАС Уральского округа в постановлении от 3 сентября 2009 г. № Ф09-6031/09-С1 отметил, что способы подачи заявки в письменной форме Законом № 94-ФЗ не установлены. В рассматриваемой судом ситуации способ подачи котировочных заявок в извещении администрации муниципального образования о запросе котировок не определен. В нем содержатся лишь указания на то, что котировочные заявки принимают только в письменной форме. В извещении администрации муниципального образования о запросе котировок указан номер факса муниципального заказчика, по которому и была направлена заявка организации.
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что котировочная заявка организации, направленная администрации муниципального образования по факсу, соответствует требованиям, указанным в извещении о запросе котировок. У котировочной комиссии не имелось правовых оснований, предусмотренных пунктом 3 статьи 47 Закона № 94-ФЗ, для отклонения названной заявки организации.
Суд при принятии решения принял во внимание, что приказом министерства развития, торговли и предпринимательства субъекта РФ, на территории которого расположено муниципальное образование, установлено, что при проведении запроса котировок государственный заказчик вправе самостоятельно определить, каким образом и при помощи каких средств связи должны быть поданы котировочные заявки (пункт 2 статьи 434 Гражданского кодекса РФ). Способ подачи котировочных заявок по факсу возможен только при установлении такого способа в извещении о проведении запроса котировок (при этом в обязательном порядке должен быть указан номер факса). Если в извещении о проведении запроса котировок отсутствует ссылка на возможность подачи котировочной заявки по факсу, то заявки, поданные таким способом, котировочная комиссия не рассматривает: такие заявки должны отклонить как не соответствующие требованиям запроса котировок (пункт 3 статьи 47 Закона № 94-ФЗ). При этом заказчик должен указать любой из способов подачи котировочных заявок в письменной форме: доставка курьером, почтой или по факсу.
Таким образом, правомерность подачи котировочной заявки по факсу на указанный в извещении о проведении запроса котировок номер и отсутствие оснований для отклонения такой заявки, очевидно, предстоит доказывать в суде.

Организация подала котировочную заявку в письменном виде по форме, указанной в извещении. Заявка была запечатана в конверт, на котором указано название запроса котировок. В извещении о проведении запроса котировок не было указания подавать заявку в конверте.
Во время приема и регистрации заявок заказчик потребовал от представителя организации – участника проведении запроса котировок самостоятельно вскрыть конверт и передать заявку для регистрации без конверта. Более того, заказчик отказался принять заявку в запечатанном виде.
Имеет ли заказчик право отказать в принятии заявки в подобной ситуации?
Котировочная заявка, согласно пункту 3 статьи 43 и пункту 2 статьи 46 Закона № 94-ФЗ, должна быть:
– составлена по форме, указанной в извещении о проведении запроса котировок;
– соответствовать требованиям, указанным в статье 44 Закона № 94-ФЗ;
– подана заказчику (уполномоченному органу) в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
Согласно нормам пункта 3 статьи 46 Закона № 94-ФЗ заказчик регистрирует котировочную заявку, поданную в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок. Другими словами, других оснований для отказа в регистрации заявки, кроме соответствия срока подачи заявки периоду, заявленному в извещении о проведении запроса котировок, нет. В то же время в главе 4 Закона № 94-ФЗ нет положений, регламентирующих подачу котировочной заявки. То есть нет специальной нормы о том, в запечатанном конверте следует подавать заявку или вообще без конверта. Учитывая это, участник размещения заказа вправе запечатать котировочную заявку в конверт. Заказчик в этом случае не вправе отказать в принятии заявки на том основании, что она запечатана в конверт.
Исходя из положений пункта 1 статьи 47 Закона № 94-ФЗ, о которых мы говорили в предыдущих ответах, котировочная комиссия может вынести решение об отклонении заявки только при рассмотрении и оценке заявок, а не при их приеме и регистрации. А рассмотрение заявок проводят в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок.
Таким образом, требование заказчика о том, чтобы представитель организации самостоятельно вскрыл конверт и передал заявку для регистрации без конверта, неправомерно. Отказ заказчика принимать заявку в запечатанном виде также неправомерен.

Порядок регистрации заявок

В извещении о проведении запроса котировок заказчик – бюджетное учреждение указал, что заявка должна быть подана в письменной форме. Хотя в извещении о проведении запроса котировок не сказано, что заявка должна быть подана в запечатанном конверте, организация составила котировочную заявку по установленной в извещении форме, запечатала ее в конверт и указала на нем наименование запроса котировок, на участие в котором подана данная заявка. Также на конверте указали: «не вскрывать до 12:00 по московскому времени 11.03.2010 г.» (эти дата и время указаны в извещении о проведении запроса котировок как время окончания срока подачи котировочных заявок).
Заказчик принял заявку организации 11 марта 2010 г. в 9:30 по московскому времени в запечатанном конверте и зарегистрировал ее. Вправе ли заказчик до 12:00 по московскому времени 11 марта 2010 г. вскрыть конверт?
В соответствии с пунктом 9 статьи 43 Закона № 94-ФЗ запрос котировок должен содержать данные о месте подачи котировочных заявок, сроке их подачи, в том числе дате и времени окончания срока подачи котировочных заявок.
Как мы уже выяснили в ответе не предыдущий вопрос, в Законе № 94-ФЗ ничего не сказано про право участника размещения заказа на подачу котировочной заявки в запечатанном конверте, а также не регламентированы действия заказчика в случае подачи участником размещения заказа заявки в конверте.
Статьей 26 Закона № 94-ФЗ установлен порядок вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Для проведения запроса котировок аналогичных норм в главе 4 Закона № 94-ФЗ не предусмотрено.
Из этого можно сделать вывод, что Закон № 94-ФЗ не содержит положений, препятствующих заказчику вскрыть запечатанный конверт с котировочной заявкой до даты и времени окончания срока подачи котировочных заявок.
Отметим, что котировочные заявки, поданные не в запечатанном виде, позволяют заказчику ознакомиться с содержанием заявок фактически до даты и времени окончания срока подачи котировочных заявок. Хотя это должно быть сделано не ранее одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок.
Таким образом, в указанной ситуации заказчик вправе до даты и времени окончания срока подачи котировочных заявок вскрыть конверт с котировочной заявкой организации. Но рассматривать и оценивать такую заявку котировочная комиссия должна наряду с другими заявками, поданными другими участниками запроса котировок, – в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок.

В извещении о проведении запроса котировок указано, что котировочная заявка должна быть подана в письменном виде по форме, приведенной в приложении к извещению. Приведенная в извещении форма котировочной заявки соответствует требованиям статьи 44 Закона № 94-ФЗ. В частности, приведенная форма предусматривает указание места нахождения юридического лица, но не предусматривает указание почтового адреса и номера телефона юридического лица.
Участник проведения запроса котировок заполнил заявку по форме, приведенной в запросе котировок, ни одного поля не пропустил, заполнил поля о дополнительных сведениях, которые не предусмотрены статьей 44 Закона № 94-ФЗ.
Имеет ли право заказчик вводить в заявку указание о сообщении дополнительных сведений, не установленных Законом № 94-ФЗ? Не будет считаться нарушением указание таких сведений участником проведения запроса котировок?
При рассмотрении котировочных заявок котировочная комиссия оценивает их на соответствие требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок. В свою очередь, котировочная заявка должна быть составлена по форме, указанной в извещении о проведении запроса котировок, и соответствовать требованиям, указанным в статье 44 Закона № 94-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Из этого следует, что для целей выполнения требования пункта 1 статьи 44 Закона № 94-ФЗ организация в котировочной заявке должна указать свой юридический, а не почтовый адрес.
Закон № 94-ФЗ не содержит требований об указании в котировочной заявке почтового адреса и телефона участника размещения заказа.
Под несоответствием требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, следует понимать оформление заявки не по форме, приведенной в извещении о проведении запроса котировок. В частности, заполненная заявка должна удовлетворять требованиям, изложенным в статье 44 Закона № 94-ФЗ и извещении. Например, несоответствием признается неуказание в котировочной заявке юридического лица места нахождения.
Действия участника размещения заказа, указавшего в котировочной заявке дополнительные сведения и при этом не нарушившего установленные в извещении о проведении запроса котировок требования, не могут трактоваться как нарушение требований Закона № 94-ФЗ. И следовательно, котировочная комиссия не вправе отклонить котировочную заявку по причине несоответствия требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
Правомерность подобных выводов подтверждает и судебная практика. Так, ФАС Центрального округа в постановлении от 28 августа 2009 г. № А08-7986/2008-27 пришел к выводу, что указание в котировочной заявке организации помимо обязательных сведений (например, о месте нахождения юридического лица) дополнительных сведений Законом № 94-ФЗ не запрещено. А следовательно, указание в котировочной заявке дополнительных сведений, например о почтовом адресе юридического лица, не может служить законным основанием для ее отклонения.

Размещение заказа путем проведения торгов

Формирование лотов

Вправе ли учреждение при размещении заказа путем проведения торгов включать в один лот различные пищевые продукты, используемые для приготовления блюд, например мясные и молочные?
Согласно пункту 2.1 статьи 10 Закона № 94-ФЗ при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут быть выделены лоты, в отношении которых указывают предмет, начальную (максимальную) цену, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Все эти сведения должны быть перечислены в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота, на который впоследствии заключают отдельный государственный или муниципальный контракт.
Запреты на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при проведении торгов установлены пунктами 1 и 2 статьи 17 Закона № 135-ФЗ. А в соответствии с пунктом 3 этой статьи запрещено ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Однако такие критерии законодательно не определены. В связи с этим заказчику нужно самому определяться в данном вопросе.
Для решения данного вопроса обратимся к Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 301. Согласно классификатору молочные продукты (молоко, творог, сметана, масло и т.д.) относятся к подклассу 92 2000 «Продукция молочной и маслосыродельной промышленности», а мясные продукты (мясо, колбасные изделия и т.п.) – к подклассу 92 1000 «Продукция мясной и птицеперерабатывающей промышленности».
Кроме того, как правило, производители мясной и молочной продукции специализируются на производстве только мясной или только молочной продукции.
В связи с этим рекомендуем при формировании лотов на поставку мясных и молочных продуктов исходить из следующего:
– избегать укрупнения лотов в связи с тем, что любое объединение различных продуктов в один лот потенциально ведет к снижению количества участников торгов;
– не следует объединять в один лот продукты питания, входящие в различные группы промышленности.
Таким образом, по нашему мнению, объединение в один лот мясных и молочных продуктов ограничивает конкуренцию при размещении заказов, следовательно, учреждениям это делать не рекомендуется.
 
Допуск к проведению торгов

В документации об аукционе установлено, что цену контракта (цену лота) определяют произведением количества размещаемого на аукционе товара и его цены, включающей:
– стоимость товара;
– транспортные расходы по доставке товара до грузополучателей заказчика;
– предусмотренные действующим законодательством РФ налоги, сборы и платежи в российских рублях за единицу товара;
– стоимость тары (упаковки);
– расходы на затаривание товара;
– расходы на загрузку (погрузку) и крепление на ж.-д. платформах;
– стоимость запорно-пломбировочных устройств;
– другие дополнительные расходы, связанные с отгрузкой товара.
Организации отказано в допуске к участию в открытом аукционе, о чем имеется запись в протоколе рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе на поставку товаров для муниципальных нужд. Основание – в поданной организацией заявке не указаны расходы на сборы и платежи, стоимость тары (упаковки), расходы на затаривание товара, его загрузку (погрузку) и крепление на ж.-д. платформах, стоимость запорно-пломбировочных устройств, а также другие дополнительные расходы, связанные с отгрузкой товара.
Имеет ли право заказчик отказать организации в допуске к участию в аукционе, если иные требования, предусмотренные документацией об аукционе и Законом № 94-ФЗ, соблюдены?
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона № 94-ФЗ документацию об аукционе разрабатывает заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация. Утверждает документацию заказчик, уполномоченный орган.
Пунктом 2 статьи 35 Закона № 94-ФЗ установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должна содержать заявка на участие в аукционе. Руководствуясь пунктом 3 статьи 35 Закона № 94-ФЗ, требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения недопустимо.
Аукционная комиссия не допускает к участию в аукционе участника размещения заказа, если заявка на участие в аукционе не соответствует требованиям документации об аукционе. Такое решение комиссия принимает при рассмотрении заявок на участие в аукционе (подпункт 4 пункта 1 статьи 12 Закона № 94-ФЗ).
Таким образом, отказ организации в допуске к участию в аукционе в указанной ситуации правомерен.
Однако следует помнить, что отказ, мотивированный подобным основанием, является правомерным только в случае, если требования документации об аукционе не противоречат Закону № 94-ФЗ.

В конкурсной документации приведена форма заявки на участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на оказание услуг для государственных нужд. В этой форме не предусмотрены положения об обязательном декларировании участником размещения заказа своего соответствия требованиям подпунктов 2–4 пункта 1 статьи 11 Закона № 94-ФЗ.
Вправе ли конкурсная комиссия отказать в допуске к участию в размещении заказа участнику, в заявке которого не написано, что заявитель соответствует требованиям подпунктов 2–4 пункта 1 статьи 11 Закона № 94-ФЗ?
В соответствии с подпунктами 2–4 пункта 1 статьи 11 Закона № 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов устанавливают следующие обязательные требования к участникам размещения заказа:
– непроведение ликвидации участника размещения заказа – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа – юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
– неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе;
– отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника размещения заказа. Сведения о наличии и размере задолженности берут из данных бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участника размещения заказа считают соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона № 94-ФЗ конкурсная или аукционная комиссия, рассматривая заявки участников размещения заказа, не допускает к участию в конкурсе или аукционе в случае:
– непредставления документов, определенных пунктом 3 статьи 25 Закона № 94-ФЗ (за исключением документов, предусмотренных литерой «г» подпункта 1 пункта 3, пунктом 3.1 статьи 25 Закона № 94-ФЗ), пунктом 2 статьи 31.4 или пунктом 2 статьи 35 Закона № 94-ФЗ, или наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, работах, об услугах, о произведении литературы или искусства, об исполнении, о национальном фильме, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых либо финансирование проката или показа которого размещают заказ;
– несоответствия требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона № 94-ФЗ;
– непредставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации или документации об аукционе;
– несоответствия заявки на участие в конкурсе (заявки на участие в аукционе) требованиям конкурсной документации (документации об аукционе), в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы. В случае если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению (предоставление путевок и т.п.) для государственных или муниципальных нужд в конкурсной документации предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа, решение о несоответствии заявки на участие в конкурсе таким требованиям не может быть принято только на основании несоответствия количества товара, объема услуг, указанных в извещении о проведении конкурса, количеству товаров, объему услуг, указанным в заявке на участие в конкурсе.
На основании пункта 2 статьи 12 Закона № 94-ФЗ нельзя отказать в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пункте 1 этой статьи.
В связи с возникающими вопросами о применении некоторых положений Закона № 94-ФЗ Минэкономразвития России и ФАС России в письме от 19 августа 2009 г. № 13613-АП/Д05 разъяснили, что в целях соблюдения указанных выше требований Закона № 94-ФЗ заказчик (уполномоченный орган) обязан установить в документации о торгах требования к содержанию и форме заявки на участие в конкурсе (заявке на участие в аукционе). В том числе форма заявки на участие в конкурсе (аукционе) должна предусматривать обязательность декларирования участником размещения заказа своего соответствия требованиям, предусмотренным в подпунктах 2–4 пункта 1 статьи 11 Закона № 94-ФЗ.
Минэкономразвития России и ФАС России обращают внимание, что пунктом 1 статьи 25, пунктом 1 статьи 35 Закона № 94-ФЗ предусмотрено, что заявку на участие в конкурсе (аукционе) подают по форме, установленной в документации о конкурсе (аукционе). При этом в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 12 Закона № 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе (аукционе) конкурсная или аукционная комиссия может не допустить участника размещения заказа к участию в конкурсе (аукционе), если его заявка на участие в конкурсе (аукционе) не соответствует требованиям документации о конкурсе (аукционе).
Учитывая изложенное, Минэкономразвития России и ФАС России считают, что отсутствие в форме заявки, установленной документацией о конкурсе (аукционе), обязательного декларирования участником размещения заказа своего соответствия требованиям подпунктов 2–4 пункта 1 статьи 11 Закона № 94-ФЗ является нарушением подпункта 1 пункта 4 статьи 22, подпункта 1 пункта 3 статьи 34 Закона № 94-ФЗ. Но при этом отказ в допуске к участию в конкурсе (аукционе) участнику размещения заказа на том основании, что он не указал в заявке, что соответствует требованиям, является нарушением пункта 2 статьи 12 Закона № 94-ФЗ.
Таким образом, в рассматриваемом случае конкурсная комиссия не имела оснований для отказа организации в допуске к участию в размещении заказа.

Проведение торгов

Вправе ли аукционист при проведении аукциона на поставку товаров для государственных нужд снизить цену до нуля, если при этом постоянно следуют предложения участников?
В соответствии с пунктом 6 статьи 37 Закона № 94-ФЗ победителем аукциона признают лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта, за исключением случаев, установленных пунктами 6.1 и 6.2 данной статьи. Однако указанная норма Закона № 94-ФЗ не устанавливает нижний предел цены контракта.
Таким образом, аукционист при проведении аукциона на поставку товаров для государственных нужд вправе снизить цену до нуля. Со своей стороны отметим, что такие случаи чрезвычайно редки.

Порядок оценки заявок
 
В конкурсной документации установлен следующий критерий оценки «срок выполнения контракта»: участнику, предложившему наименьший срок исполнения контракта, присваивают 100 баллов, наибольший – 0 баллов.
Позволяет ли указанный порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе достоверно оценить предложения участников размещения заказов? Не предусматривает ли такой порядок возможность присуждения одинакового количества баллов при разных предложениях участников размещения заказа, что является нарушением пунктов 2 и 8 статьи 28 Закона № 94-ФЗ?
В соответствии с пунктом 2 Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключать государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722 (далее – Правила), одним из критериев оценки заявок являются «сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг».
Оценка заявок осуществляется по одному сроку (периоду) или по нескольким срокам (периодам) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг. При оценке заявок по данному критерию использование подкритериев не допускается.
В рамках указанного критерия оценивается срок (несколько сроков) поставки, в течение которого участник конкурса в случае заключения с ним государственного (муниципального) контракта должен поставить товары (выполнить работы, оказать услуги).
Для определения рейтинга заявки по критерию «сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг» в конкурсной документации устанавливается единица измерения срока (периода) поставки в годах, кварталах, месяцах, неделях, днях, часах.
В соответствии с пунктом 60 Правил при оценке заявок по одному сроку (периоду) поставки лучшим условием исполнения государственного (муниципального) контракта по критерию «сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг» следует признавать предложение в заявке с наименьшим сроком (периодом) поставки товара, работ, услуг. В случае применения нескольких сроков (периодов) поставки лучшим условием исполнения контракта по этому критерию признают предложение с наименьшим суммарным сроком (периодом) поставки по всем срокам (периодам) поставки.
В случае применения одного срока (периода) поставки предложениям в заявках со сроком (периодом) поставки, равным менее половины максимального срока (периода) поставки, установленного в конкурсной документации, присваивается рейтинг по данному критерию, равный 50. В случае применения нескольких сроков (периодов) поставки предложениям в заявках с суммарным сроком (периодом) поставки по всем срокам (периодам) поставки, равным менее половины суммарного срока (периода) поставки по всем срокам (периодам) поставки, установленным в конкурсной документации, присваивается рейтинг по данному критерию, равный 50.
При этом государственный (муниципальный) контракт заключают на условиях по данному критерию, указанных в заявке.
Таким образом, заказчик необоснованно установил критерий оценки «срок выполнения контракта» поставщику, предложившему наименьший срок исполнения контракта, в 100 баллов.

Исполнение государственного контракта

Учреждение и поставщик заключили государственный контракт на поставку материальных ценностей. В ходе исполнения государственного контракта произошло повышение цен на рынке товаров (услуг), что поставило поставщика в неблагоприятное экономическое положение. В связи с этим поставщик потребовал увеличить цену государственного контракта и внести соответствующие изменения в контракт.
Должен ли заказчик удовлетворить требование поставщика об увеличении цены государственного контракта?
Согласно статье 526 ГК РФ по контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик обязуется передать товары заказчику или иному лицу (по указанию заказчика), а заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. К отношениям по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд применяют нормы о договоре поставки (статьи 506–522 ГК РФ). По общим правилам цена не относится к существенным условиям этого договора: достаточно согласовать условие о товаре и сроках его поставки (статья 506 ГК РФ).
Однако Законом № 94-ФЗ предусмотрены жесткие требования по установлению цены и по ее изменению. Так, согласно пункту 4.1 статьи 9 Закона № 94-ФЗ цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения в бо’льшую сторону. Уменьшить цену контракта без уменьшения количества поставляемого товара (объема работ, услуг) стороны вправе без ограничений.
Вместе с тем есть исключение из указанных правил. Например, при заключении государственного (муниципального) контракта на основании подпункта 2.1 пункта 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ, а также случаев, установленных пунктами 4.2, 6, 6.2–6.4 статьи 9 Закона № 94-ФЗ.
Так, например, пунктом 6 статьи 9 Закона № 94-ФЗ предусмотрено, что заказчик по согласованию с поставщиком в ходе исполнения контракта вправе изменить количество всех предусмотренных контрактом товаров при изменении потребности в них. Причем такое изменение количества ограничено 10% от общего количества предусмотренных государственным (муниципальным) контрактом товаров. При этом возможность изменения должна быть предусмотрена документацией об аукционе, конкурсной документацией, документацией о размещении заказа у единственного поставщика. Если объем меняется в бо’льшую сторону, заказчик по согласованию с поставщиком вправе изменить первоначальную цену (не более чем на 10%), если в меньшую – обязан уменьшить цену контракта. Цена контракта меняется пропорционально количеству товаров. При этом цена единицы дополнительно поставляемого товара, а также товара при сокращении потребности определяется как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
Таким образом, в рассматриваемом случае внесение изменений в государственный контракт об увеличении цены контракта не может быть поддержано, так как оно противоречит Закону № 94-ФЗ.
 
Главная 
Наши журналы
Отзывы
Контакты