click fraud detection

Представительские расходы

(из архива статей БиНО за июнь 2009 года)

 
И.В. Алексеева,
главный эксперт ООО «Институт
финансово-экономического мониторинга» (ИФЭМ)

 
Чтобы развивать научно-производственный потенциал и взаимное сотрудничество регионов в различных сферах деятельности, существуют программы межрегионального сотрудничества.
Они утверждаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Такие программы предполагают участие практически всех отраслевых органов исполнительной власти и местного самоуправления, которые при исполнении бюджета обладают бюджетными полномочиями главного распорядителя бюджетных средств.
Нередко в рамках этих программ главные распорядители наделяют подведомственные бюджетные учреждения полномочиями по приему представителей других организаций, в том числе иностранных делегаций. В связи с указанными полномочиями бюджетным учреждениям, получателям бюджетных средств доводят лимиты бюджетных обязательств на осуществление связанных с такими приемами расходов.
Прием представителей других организаций может осуществляться бюджетными учреждениями и по собственной инициативе.
Рассмотрим, какими нормативными правовыми актами регламентируются представительские расходы бюджетных учреждений, какие требования предъявляются к их оформлению и как отражать произведенные расходы в бюджетном и налоговом учете.

Что такое представительские расходы

В Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н (далее – Инструкция № 148н), определение представительских расходов отсутствует.
В приказе Минфина России от 25 декабря 2008 г. № 145н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее – Приказ № 145н) указано, что представительские расходы – это расходы на прием и обслуживание делегаций, которые относятся на статью 290 «Прочие расходы» классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Однако и в данном документе не конкретизировано, какие именно расходы относятся к представительским.
Воспользуемся определением, которое приводится в пункте 2 статьи 264 Налогового кодекса РФ, поскольку специалисты Минфина России ссылались на это определение в письме от 29 декабря 2006 г. № 02-14-10/4056.
Согласно Налоговому кодексу РФ к представительским расходам относятся расходы на официальный прием и обслуживание следующих участников взаимоотношений:
– представителей других организаций, участвующих в переговорах с целью установления или поддержания взаимного сотрудничества;
– участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа.
К представительским относятся следующие расходы, произведенные в отношении перечисленных выше лиц:
– на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;
– на транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
– на буфетное обслуживание во время переговоров;
– на оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по переводу во время представительских мероприятий.
Представительские расходы могут производиться не только за счет бюджетных средств, но и за счет средств, полученных при осуществлении приносящей доход деятельности (если осуществление такой деятельности предусмотрено уставом бюджетного учреждения, генеральным разрешением и перечнем работ и услуг, которые вправе выполнять и оказывать учреждение, утвержденным в установленном главным распорядителем бюджетных средств порядке).

Как осуществляются представительские расходы

Порядок оплаты расходов за счет средств бюджета

Если программа взаимного сотрудничества реализуется на уровне публичного правового образования, то она утверждается правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или местной администрации.
В этом случае в бюджетах бюджетной системы РФ на очередной финансовый год предусматривают ассигнования уполномоченным на реализацию данных программ главным распорядителям бюджетных средств.
Если инициатива приема представителей других организаций исходит от самого бюджетного учреждения, предполагаемые расходы за счет бюджетных средств должны быть обоснованы и согласованы с главным распорядителем, который должен учесть их при подготовке обоснований бюджетных ассигнований.
Общий порядок расходования средств соответствующего бюджета на представительские расходы, а также нормы таких расходов устанавливаются правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или местной администрации.
Например, для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также финансируемых за счет бюджетных средств организаций и учреждений такой порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 222 (далее – Постановление № 222). В нем приведены и нормы таких расходов для приема иностранных делегаций.
Согласно Постановлению № 222 затраты на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц производятся в тех случаях, когда это предусмотрено решениями Президента РФ или Правительства РФ либо определено межгосударственными или межправительственными договорами РФ.
На прием российских делегаций нормы расходов на федеральном уровне не установлены, но очевидно, что они не могут быть выше норм на прием иностранных делегаций. В расходах на оплату услуг переводчика в этом случае не будет необходимости.
Нормы расходов на проведение официальных мероприятий, прием и обслуживание делегаций могут быть приняты также на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Например, в Москве действует распоряжение мэра от 19 июня 2000 г. № 667-РМ «О мерах по упорядочению расходования средств бюджета г. Москвы на проведение официальных мероприятий, прием и обслуживание делегаций, в том числе иностранных, и отдельных лиц».
Порядок расходования бюджетных средств на представительские расходы может быть установлен в конкретном ведомстве. Это делают органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на реализацию программ взаимного сотрудничества, на основании правовых актов Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или местной администрации.
Например, приказом Минэкономразвития России от 25 июня 2001 г. № 194 «О порядке расходования средств на прием и обслуживание иностранных делегаций» установлены порядок и нормы расходования средств на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц, прибывающих по приглашению министерства с деловым визитом, а также на проведение заседаний межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
Расходы организации на прием и обслуживание делегаций за счет средств бюджета соответствующего уровня производятся в соответствии с утвержденной сметой.
Программа приема делегаций, а также смета расходов на организацию приема утверждаются:
– руководителями федеральных органов исполнительной власти, которым выделены ассигнования на указанные цели, в пределах этих ассигнований;
– руководителями других федеральных органов исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание центрального аппарата этих органов власти;
– руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ, руководителями органов местного самоуправления, а также руководителями подведомственных им бюджетных учреждений в пределах имеющихся в их распоряжении средств.
Согласно Постановлению № 222 официальные приемы (завтраки, обеды и ужины) в честь иностранных делегаций и отдельных лиц должны проводиться в исключительных случаях с разрешения указанных выше руководителей органов исполнительной власти. Расходовать средства на организацию приемов для массовых делегаций, а также для делегаций, приезжающих на съезды, конференции, конгрессы, симпозиумы и другие массовые мероприятия, нецелесообразно.
Руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ обязаны обеспечить строгий контроль за использованием указанных средств в подведомственных организациях и учреждениях.
Согласно Приказу № 145н расходы на прием и обслуживание делегаций (представительские расходы) по установленным законодательством РФ нормативам относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ.
При этом за счет бюджетных средств могут быть оплачены расходы на проживание делегации в гостинице, питание, культурное и бытовое обслуживание членов делегации и приобретение для них сувениров. Однако затраты на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний не относятся к представительским расходам.
Важно, чтобы данные расходы были предусмотрены утвержденной сметой расходов на проведение мероприятия, а также чтобы учреждению были доведены лимиты бюджетных обязательств по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Нормы расходов при приеме иностранных делегаций

Постановлением № 222 предусмотрены следующие нормы расходов на прием и обслуживание иностранных делегаций за счет бюджетных средств:
1) оплата гостиницы осуществляется по фактическим расходам, но не выше стоимости следующих категорий номеров:
– для руководителей делегаций – министров и лиц аналогичного ранга, членов парламентов – стоимости двухкомнатного номера высшей категории;
– для руководителей делегаций, кроме перечисленных выше лиц, – стоимости двухкомнатного номера I категории;
– для членов делегаций, переводчиков и сопровождающих лиц – не более стоимости одноместного номера I категории.
Оплата номеров в гостиницах производится по расценкам, действующим в городе, в котором принимается иностранная делегация. Расходы на бронирование мест в гостиницах предусматриваются в размере 50% стоимости места за сутки;
2) оплата питания не может быть выше 470 руб. в сутки на человека;
3) оплата завтрака, обеда, ужина или другого аналогичного мероприятия, связанного с официальным приемом, устанавливается в зависимости от уровня представительства конкретной делегации:
– для делегаций, возглавляемых министрами и лицами аналогичных рангов, членами парламентов, данные расходы не должны превышать 630 руб. на человека;
– для других делегаций указанные расходы не должны быть выше 520 руб. на человека.
Обратите внимание, что во время завтрака, обеда, ужина или другого аналогичного мероприятия, связанного с официальным приемом иностранных делегаций, количество участников с российской стороны не должно превышать количества участников от иностранных делегаций.
Буфетное обслуживание во время переговоров и мероприятий культурной программы не должно превышать 25 руб. на одного человека в день, включая переводчика и сопровождающего.
Если иностранная делегация состоит более чем из пяти человек, количество сопровождающих лиц и переводчиков должно определяться исходя из расчета один переводчик или сопровождающий не менее чем на пятерых членов делегации.
На культурные мероприятия можно расходовать за счет бюджетных средств не более 125 руб. на одного человека в день, включая переводчика и сопровождающего.
Расходы за счет бюджетных средств на бытовое обслуживание и прочие расходы на одного члена делегации в день не могут быть выше 23 руб.
Оплата труда переводчика производится по счетам организаций не более 100 руб. в час, оплата услуг переводчика-синхрониста – по установленным тарифам. Также по установленным тарифам предусматриваются в смете в случае необходимости расходы на аренду помещений.
На приобретение сувениров (памятных подарков) с российской символикой могут быть направлены бюджетные средства:
– для руководителя делегации – не более 440 руб.;
– для членов делегации – не более 230 руб.
Проезд иностранных делегаций и отдельных лиц воздушным и железнодорожным транспортом оплачивается по тарифам, установленным на территории РФ. Расходы на оплату услуг залов официальных делегаций в аэропортах и на вокзалах предусматриваются в сметах по установленным тарифам.
То же касается расходов на проезд автомобильным транспортом. В сметах данные расходы предусматривают из расчета почасовой оплаты в зависимости от уровня представительства членов делегации.
Для руководителей делегаций (министров и лиц аналогичного ранга, членов парламентов) в смете предусматривают расходы на проезд автомобилем класса «Волга» не более чем за 15 часов работы в сутки. Для других руководителей делегаций – не более чем за 12 часов работы в сутки, для остальных членов делегации – не более 10 часов работы в сутки. При этом если численность делегации не превышает 10 человек, то такое обслуживание может быть организовано легковым автомобилем класса «Волга» из расчета на трех членов делегации. При численности делегации свыше 10 человек на транспортное обслуживание выделяют автобус исходя из его вместимости.
Согласно пункту 5 Постановления № 222 Минфину России разрешено вносить уточнения в данные нормы расходов с учетом изменения индекса цен, однако позднее 1 января 2002 г., когда вступили в силу изменения, внесенные приказом Минфина России от 6 июля 2001 г. № 50н, такие уточнения ни разу не были внесены.

Порядок оплаты расходов за счет средств
от приносящей доход деятельности


Принимая решение об оплате представительских расходов за счет средств от приносящей доход деятельности, необходимо обратить внимание на следующее.
Следует учитывать, что доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, и иной приносящей доход деятельности, а также средства безвозмездных поступлений после уплаты налогов и сборов при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета. Это установлено пунктом 5 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ.
Однако данное положение будет применяться со дня вступления в силу федерального закона, который определит особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений и средств от иной приносящей доход деятельности.
Это установлено пунктами 10 и 11 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ».
В настоящее время такой федеральный закон еще не принят. Поэтому бюджетное учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать данные средства на обеспечение своей деятельности.
Использование указанных средств осуществляется на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. В данном документе указываются источники образования и направления использования средств, устанавливающие их нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ (муниципальные правовые акты), а также положения устава бюджетного учреждения.
Бюджетное учреждение осуществляет операции с указанными средствами в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности. Порядок осуществления таких операций устанавливает финансовый орган. Смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности должна быть представлена в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета бюджетного учреждения. Этот орган регистрирует как показатели сметы, так и обязательства, принимаемые за счет средств от приносящей доход деятельности.
Порядок оформления генеральных разрешений устанавливается соответствующим нормативным актом. Например, для федеральных бюджетных учреждений такой порядок установлен приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н «О порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности».
Таким образом, для того чтобы бюджетное учреждение могло направить средства от приносящей доход деятельности на оплату представительских расходов, в генеральном разрешении должно быть указано данное направление их использования.
Если указанное условие выполнено и предполагается финансировать расходы на прием делегации за счет средств от приносящей доход деятельности, то надо руководствоваться положениями НК РФ, которые мы изложили выше (статья 264).
Обратите внимание, что представительские расходы, произведенные за счет данных средств, могут быть учтены в составе расходов в целях налогообложения только в случае их обоснованности (экономической оправданности). Это означает, что прием и обслуживание делегаций должны осуществляться именно в рамках приносящей доход деятельности. При этом в течение отчетного (налогового) периода они подлежат включению в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот период.
Если прием и обслуживание делегаций осуществляются в рамках бюджетной деятельности учреждения, представительские расходы могут быть оплачены за счет средств от приносящей доход деятельности, но только той их суммы, которая остается в распоряжении учреждения после уплаты налога на прибыль.

Порядок оплаты расходов за счет двух источников

Бюджетное учреждение может решить оплачивать представительские расходы за счет бюджетных средств и средств от приносящей доход деятельности.
В этом случае оно должно учесть нормы, установленные для расходов бюджетных средств на эти цели, а также требования, предъявляемые к расходам на прием и обслуживание делегаций за счет средств от приносящей доход деятельности.

Средства на представительские расходы
судей Конституционного суда РФ


Независимости судей Конституционного суда РФ, осуществляющих конституционный контроль в стране, законодатели придают особую значимость. Для полноценного осуществления конституционного контроля в стране судьям необходимы и материальные гарантии их независимости.
С этой целью Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 941 «О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного суда РФ» установлено, что судье Конституционного суда РФ ежемесячно выделяются средства на представительские расходы в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда, отчет о расходовании которых не представляется.
 
Первичные документы по представительским расходам

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 129-ФЗ) все проводимые учреждением хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами. Они служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
К учету принимаются только документы, имеющие установленную форму. Перечень унифицированных форм приведен в приложении 2 к Инструкции № 148н. Документы, форма которых не предусмотрена в этих перечнях, должны содержать обязательные реквизиты, установленные Законом № 129-ФЗ.
Таким образом, для признания в целях бюджетного учета затраты должны быть оформлены первичными учетными документами с обязательными реквизитами.
К первичным документам по представительским расходам относятся:
– договоры на оказание услуг, оформленные в соответствии с требованиями гражданского законодательства;
– счета на оплату услуг и счета-фактуры;
– акты, подтверждающие оказание услуг в полном объеме в соответствии с договором;
– счета, счета-фактуры, накладные на приобретенные сувениры с российской символикой;
– счета и чеки контрольно-кассовой техники из ресторанов и кафе;
– билеты на проезд;
– накладные, товарные чеки и чеки контрольно-кассовой техники при приобретении продуктов питания и напитков для буфетного обслуживания;
– копия лицензии на оказание транспортных услуг;
– копии путевых листов.
Акт комиссии на списание представительских расходов также можно будет рассматривать как первичный учетный документ – при условии, что он будет содержать все обязательные реквизиты, установленные Законом № 129-ФЗ. Данный документ будет служить основанием для отнесения затрат на расходы учреждения. Необходимость составления данного акта может быть установлена приказом руководителя учреждения или иными организационно-распорядительными документами, регулирующими порядок принятия к учету представительских расходов в бюджетном учреждении.
Надлежащее оформление представительских расходов имеет большое значение и в том случае, когда на их оплату расходуются средства от приносящей доход деятельности.
Как правило, налоговая инспекция скрупулезно проверяет представительские расходы, если они составляют существенную долю общего объема расходов бюджетного учреждения.
Чтобы упорядочить расходы на прием и обслуживание представителей других организаций, руководитель учреждения может принять распорядительный документ, утверждающий нормы таких расходов. Данный распорядительный документ может иметь такую форму.

Приказ
об утверждении норм представительских расходов

 
г. ___________________               «__» _________ 2009 г.
 
Для формирования полной и достоверной информации о деятельности учреждения, связанной с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, а также в целях налогообложения прибыли в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 264 НК РФ,
приказываю:
1. Установить на 2009 г. следующие нормы представительских расходов:
 
Вид представительских расходов Расходы на одного человека в день
Проведение официального приема (завтрак, обед или иное аналогичное мероприятие) до __________ руб.
Транспортное обеспечение доставки лиц к месту проведения представительского мероприятия и обратно до __________ руб.
Буфетное обслуживание во время переговоров до __________ руб.
Оплата услуг приглашенных переводчиков по обеспечению перевода во время проведения представительского мероприятия до __________ руб.
 
 
2. Отчет о произведенных представительских расходах представлять в бухгалтерию не позднее трех рабочих дней после проведения мероприятия.

Арбитражная практика по представительским расходам

Согласно пункту 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждый участник спора обязан доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений. Таким образом, налогоплательщик, подавая заявление в арбитражный суд, должен быть готов к тому, что именно ему придется доказывать обоснованность расходов, отнесенных им к представительским.
Чтобы обосновать свою позицию в суде, можно сослаться на наличие судебной практики по спорному вопросу. Как правило, суды принимают ее во внимание, так как согласно пункту 1 статьи 304 АПК РФ судебные акты не должны нарушать единообразия толкования и применения норм права.
Однако наличие судебных прецедентов не является гарантией того, что при рассмотрении конкретного дела суд примет решение, аналогичное сложившейся судебной практике. В каждом случае необходимо соизмерить затраты, являющиеся предметом спора, с расходами, которые может повлечь за собой спор с налоговыми органами.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся претензии налоговых органов и решения арбитражных судов по ним. Это поможет бюджетным учреждениям при необходимости выбрать оптимальное решение в конкретной ситуации.
1. Как известно, в главе 25 НК РФ нет перечня документов, которыми надлежит подтверждать представительские расходы для целей исчисления налога на прибыль.
По мнению Минфина России (письмо от 13 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/807) и УФНС России по г. Москве (письма от 12 апреля 2007 г. № 20-12/034115, от 22 декабря 2006 г. № 21-11/113019@, от 6 октября 2006 г. № 20-12/89121.2), представительские расходы должны быть оформлены следующими документами:
– приказом (распоряжением) руководителя организации о выделении средств на представительские расходы;
– сметой представительских расходов;
– первичными документами, подтверждающими приобретение товаров (услуг) на представительские цели;
– отчетом о представительском мероприятии с указанием его цели.
Излишни требования налоговых органов и Минфина России или все-таки законны?
В постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 14 января 2008 г. по делу № А56-338/2007 и от 14 августа 2007 г. по делу № А56-3739/2006, Уральского округа от 7 сентября 2005 г. № Ф09-3872/05-С7 указано, что смета на представительские расходы необязательна.
Однако согласно нормативным актам, регулирующим расходование средств на прием и обслуживание иностранных делегаций бюджетными учреждениями, смета на эти расходы составляется обязательно.
2. Требуются ли для подтверждения представительских расходов такие документы, как программы встреч, результаты переговоров и т.д.? Мнения судов в этом вопросе сходятся: не требуются.
Так, в постановлениях ФАС Поволжского округа от 22–29 марта 2005 г. № А12-18384/04-С36, Северо-Западного округа от 28 ноября 2005 г. № А42-7239/04-28 указано, что результаты переговоров, подписанные договоры и соглашения, программа переговоров, а также перечень решаемых вопросов не относятся к первичным учетным документам. Следовательно, их наличие не является обязательным условием для подтверждения налогоплательщиком фактически произведенных затрат.
А в постановлении ФАС Уральского округа от 7 сентября 2005 г. № Ф09-3872/05-С7 указано, что представительские расходы могут быть подтверждены приказами руководителя организации, накладными, актами на списание (содержащими наименование организации, с представителями которой проводились переговоры, сведения о представителях, дату и место проведения переговоров, величину расходов и пр.), хозяйственными договорами, заключенными с организациями – участниками переговоров. Однако налоговое законодательство не требует поименного списка участников переговоров, программы проведения деловой встречи и т.п.
Аналогичным образом в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 23 января 2006 г. по делу № Ф04-10014/2005(18858-А46-40) говорится, что для документального подтверждения представительских расходов достаточно накладных, кассовых и товарных чеков, авансовых отчетов, актов на списание представительских расходов. В последних должны содержаться сведения о предмете переговоров и приглашенных лицах, о дате и месте проведения переговоров, а также о величине произведенных расходов.
ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 27 января 2006 г. по делу № А42-8823/04-28 установил, что нормы главы 25 НК РФ не связывают право налогоплательщика на включение в представительские расходы затрат, связанных с проведением переговоров, с необходимостью представления документов, удостоверяющих полномочия участников переговоров.
Таким образом, налоговые органы не вправе предъявлять какие-то особые требования к документальному оформлению представительских расходов помимо общих требований к затратам, содержащихся в статье 252 НК РФ.
3. Арбитражные суды в первую очередь обращают внимание на наличие у налогоплательщика первичных документов и на их взаимосвязь между собой. Об этом свидетельствуют постановления ФАС Северо-Западного округа от 18 апреля 2007 г. по делу № А05-10601/2006-22, Московского округа от 18–19 июня 2007 г. № КА-А40/5440-07 по делу № А40-45013/06-14-235, Западно-Сибирского округа от 30 ноября 2005 г. № Ф04-8632/2005 (17413-А70-37).
Если суд обнаруживает, что первичные документы неправильно оформлены, не соответствуют друг другу или вообще отсутствуют, он принимает сторону налоговых органов. Об этом свидетельствуют, например, постановления ФАС Уральского округа от 24 марта 2005 г. № Ф09-971/05-АК, Восточно-Сибирского округа от 16 июля 2003 г. № А19-2549/03-15-Ф02-2096/03-С1, Северо-Кавказского округа от 12 марта 2007 г. № Ф08-722/2007-296А по делу № А32-2686/2005-53/200. В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 10 августа 2006 г. по делу № А29-4238/2005а сказано, что одних счетов предприятий общественного питания для обоснования представительских расходов недостаточно.

Бюджетный учет представительских расходов

Как было отмечено выше, согласно Приказу № 145н представительские расходы относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ.
Рассмотрим, какие записи должен сделать бухгалтер в бюджетном учете по отражению операций, связанных с приемом и обслуживанием делегаций.

Пример. Были произведены следующие расходы на прием и обслуживание делегации, подтвержденные документами:
– бронирование мест в гостинице и проживание в ней членов делегации;
– оплата питания, оплата ужина, связанного с официальным приемом, буфетное обслуживание во время переговоров;
– транспортное обеспечение приема делегации;
– приобретение сувениров с российской символикой.
1) Прием делегации осуществлялся в соответствии с утвержденной программой и сметой в рамках бюджетной деятельности.
В этом случае в бюджетном учете были сделаны следующие записи:

– получены в установленном порядке получателем бюджетных средств суммы лимитов бюджетных обязательств на прочие расходы
Дебет     1 501 15 290 «Полученные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года
по расходам на оплату прочих расходов»

Кредит   1 501 13 290 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств текущего финансового года по расходам на оплату прочих расходов»;

– приняты получателем средств бюджета бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств
Дебет     1 501 13 290 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств текущего финансового года по расходам на оплату прочих расходов»
Кредит   1 502 11 290 «Принятые бюджетные обязательства текущего финансового года
на оплату прочих расходов»;


– перечислена предварительная оплата в соответствии с заключенными договорами на приобретение сувениров, выполнение работ, услуг
Дебет     1 206 18 560 «Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам на прочие расходы»
Кредит   1 304 05 290 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по прочим расходам»;

– отражена задолженность организациям, оказавшим услуги по приему и обслуживанию делегации
Дебет     1 401 01 290 «Прочие расходы»
Кредит   1 302 18 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам»;

– получены материальные ценности и услуги в счет перечисленных ранее авансов
Дебет     1 302 18 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам»
Кредит   1 206 18 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам на прочие расходы»;

– списаны средства со счета бюджета в оплату приобретенных сувениров и оказанных услуг
Дебет     1 302 18 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам»
Кредит   1 304 05 290 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по прочим расходам».

Согласно Инструкции № 148н приобретенные сувениры в течение всего периода их нахождения в учреждении учитывались на забалансовом счете 07 «Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» по стоимости их приобретения.
Учет на забалансовых счетах ведется по простой системе. А именно: была сделана запись по дебету счета 07 «Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры». В Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) были учтены каждый предмет и его стоимость.
2) Представительские расходы осуществлялись в рамках приносящей доход деятельности.
В этом случае в бюджетном учете на основании представленных первичных документов были сделаны следующие записи:

– зарегистрированы сметные назначения по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств на оплату прочих расходов
Дебет     2 504 11 290 «Утвержденные сметные назначения на текущий финансовый год
по приносящей доход деятельности на оплату прочих расходов»

Кредит   2 504 12 290 «Сметные назначения на текущий финансовый год по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств
на оплату прочих расходов»;


– приняты получателем средств бюджета обязательства на текущий финансовый год в пределах зарегистрированных показателей сметы по приносящей доход деятельности
Дебет     2 504 12 290 «Сметные назначения на текущий финансовый год по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств
на оплату прочих расходов»

Кредит   2 502 12 290 «Принятые обязательства
по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год на оплату прочих расходов»;


– перечислена с лицевого счета учреждения по приносящей доход деятельности предварительная оплата в соответствии с заключенными договорами на приобретение сувениров, выполнение работ, услуг
Дебет     2 206 18 560 «Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам на прочие расходы»
Кредит   2 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов»,

одновременно:

– списаны денежные средства с лицевого счета
Дебет        18   «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»;
– отражена задолженность организациям, оказавшим услуги по приему и обслуживанию делегации
Дебет     2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)»
Кредит   2 302 18 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам».

Обращаем внимание, что по счету 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)» ведут аналитический учет в разрезе КОСГУ;
– получены материальные ценности и услуги в счет перечисленных ранее авансов
Дебет     2 302 18 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам»
Кредит   2 206 18 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам на прочие расходы»;

– перечислена с лицевого счета учреждения по приносящей доход деятельности оплата приобретенных сувениров и оказанных услуг
Дебет     2 302 18 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам»
Кредит   2 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов»,

одновременно:

– списаны денежные средства с лицевого счета
Дебет     18                «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».
 
На главную >

О журналах

Электронные
журналы

Подписаться

Архив
статей

Размышления
у картины

Галерея

Программы
Поделиться: