click fraud detection

Плата за негативное воздействие
на окружающую среду


(из архива статей БиНО за июнь 2009 года)
 
С.В. Балдина,
генеральный директор Центра финансовых экспертиз
(г. Санкт-Петербург)
М.С. Мухин,
президент, главный эксперт-координатор
Центра финансовых экспертиз (г. Санкт-Петербург)

 
Плата за негативное воздействие на окружающую среду на протяжении последних лет остается одним из самых сложных публичных платежей. Менялись органы, осуществлявшие администрирование платы, менялось ее название, менялась даже правовая позиция органов судебной власти по вопросу статуса платы, но актуальность проблем, связанных с ее исчислением и уплатой, по-прежнему высока.
Прав ли Ростехнадзор и его территориальные органы, предъявляя требования об уплате всем подряд – даже учреждениям, чья деятельность напрямую не связана с промышленным производством? Ведь уже давно никого не удивляют претензии природоохранных органов к средствам массовой информации, образовательным учреждениям и даже к органам государственной власти. Рассмотрим, насколько обоснованны требования Ростехнадзора.

Учет в органах Ростехнадзора

Нетрудно догадаться, что Ростехнадзор дает на этот вопрос утвердительный ответ. Так, в письме Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. № 04-09/169 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» утверждается: «Плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду ставятся на учет в соответствии с приказами Ростехнадзора от 2 августа 2005 г. № 545 “Об утверждении порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору” и от 24 ноября 2005 г. № 867 “О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду” по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду: стационарному и (или) передвижному…
…На основании вышеизложенного организация, имеющая передвижной объект негативного воздействия, становится на учет в качестве плательщика в соответствующем управлении Ростехнадзора…»
Насколько это утверждение верно?
Первый из приведенных в письме Ростехнадзора приказов (от 2 августа 2005 г. № 545) не был официально опубликован и не прошел государственную регистрацию в Минюсте России. А согласно пункту 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие госрегистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На такие акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Второй приказ, на который ссылается Ростехнадзор (от 24 ноября 2005 г. № 867), устанавливает порядок учета объектов негативного воздействия, а не субъектов платы за негативное воздействие.
Таким образом, обязанность плательщиков вставать на учет в органах Ростехнадзора ни одним действующим нормативным правовым актом не установлена.
В начале текущего года появился еще один серьезный аргумент, позволяющий оспорить не только правомерность требований о постановке природопользователей на учет, но и правовой статус Ростехнадзора, как органа, осуществляющего государственный экологический контроль.
10 февраля 2009 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 53, которым были утверждены Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля). В соответствии с пунктами 5 и 8 указанных Правил государственный экологический контроль осуществляют должностные лица Росприроднадзора и его территориальных органов, а также должностные лица уполномоченных органов, перечни которых определяются в соответствии с законодательством субъектов РФ. Указанные должностные лица являются государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.
Должностные лица Ростехнадзора такими полномочиями не наделены, в связи с чем с момента вступления в силу названного Постановления указанные лица не вправе предъявлять природопользователям какие-либо требования, связанные с осуществлением контрольных функций. Включая, разумеется, и требования о постановке на учет. Должностные лица Ростехнадзора и его территориальных органов также не вправе составлять протоколы по делам об административных правонарушениях экологического законодательства и выносить постановления по ним.

Кто обязан вносить плату
за негативное воздействие на окружающую среду

Состав плательщиков сбора за негативное воздействие на окружающую среду, приведенный в большинстве нормативных правовых актов, не позволяет дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Обязанность по внесению платы определяется не статусом хозяйствующего субъекта, а фактом ведения им деятельности, влекущей негативное воздействие на окружающую среду. Обязанность по внесению платы, как правило, вытекает из следующих видов негативного воздействия:
– выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;
– сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
– электромагнитные и радиационные воздействия;
– выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;
– размещение отходов.
И если первые три вида воздействия на окружающую среду производят немногие бюджетные учреждения, то последние два – часть повседневной жизни любой организации. Поэтому рассмотрим деятельность среднестатистического учреждения с точки зрения возможного влияния на экологию этими видами негативного воздействия.

Плата за выброс в атмосферу
загрязняющих веществ от передвижных источников


Этот вид платы актуален только для тех учреждений, которые используют в своей деятельности транспортные средства. Причем не важно, принадлежат ли эти средства плательщику на праве собственности, арендуются им или находятся в оперативном управлении или безвозмездном пользовании. Строго говоря, понятия «передвижной источник негативного воздействия на окружающую среду» и «транспортное средство» не идентичны. Плательщики могут эксплуатировать самоходные механизмы, не относящиеся к транспортным средствам. Однако для удобства восприятия материала мы будем использовать более привычную формулировку «транспортное средство».
Решающим для взимания платы является факт расходования учреждением топлива при эксплуатации транспортного средства.
Сумма платы исчисляется исходя из показателей, приведенных в таблице 1 на с. 16.
 
Таблица 1
 
Показатель Значения показателя
1 Количество использованного топлива Количество реально использованного организацией топлива (т)
2 Норматив платы Показатель зависит от вида потребляемого топлива:
– 1,3 руб./т – бензин неэтилированный;
– 2,5 руб./т – дизельное топливо;
– 2,5 руб./т – керосин;
– 0,7 руб./1 000 м3 – сжатый природный газ;
– 0,9 руб./т – сжиженный газ
3 Коэффициент, учитывающий экологические факторы Показатель зависит от экономического района Российской Федерации:
– 1,4 – Северный;
– 1,5 – Северо-Западный;
– 1,9 – Центральный;
– 1,1 – Волго-Вятский;
– 1,5 – Центрально-Черноземный;
– 1,9 – Поволжский;
– 1,6 – Северо-Кавказский;
– 2 – Уральский;
– 1,2 – Западно-Сибирский;
– 1,4 – Восточно-Сибирский;
– 1 – Дальневосточный;
– 1,5 – Калининградская область
4 Дополнительный коэффициент для городов 1,2
5 Коэффициент, установленный законом о федеральном бюджете Показатель зависит от вида потребляемого топлива:
2007 г.:
– 1,4 – для бензина неэтилированного, дизельного топлива и керосина;
– 1,15 – для сжатого природного газа и сжиженного газа;
2008 г.:
– 1,48 – для бензина неэтилированного, дизельного топлива и керосина;
– 1,21 – для сжатого природного газа и сжиженного газа;
2009 г.:
– 1,62 – для бензина неэтилированного, дизельного топлива и керосина;
– 1,32 – для сжатого природного газа и сжиженного газа
 
 
Рассчитывается сумма платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников по формуле: показатель по строке 1 х показатель по строке 2 х показатель по строке 3 х показатель по строке 4 х показатель по строке 5.
Для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия применяется дополнительный коэффициент 2.
Расчет не представляет никакой сложности. Однако при его составлении не забывайте пересчитывать объемный показатель бензина в весовой (из литров в тонны). Для этого используются показатели плотности, приведенные в письме ФНС России от 24 марта 2005 г. № 03-3-09/0412/23@:
– для бензина марки А-76 (АИ-80) – 0,715 г/см3;
– для бензина марки АИ-92 – 0,735 г/см3;
– для бензина марки АИ-95 – 0,750 г/см3;
– для бензина марки АИ-98 – 0,735 г/см3.
Напомним, что 1 г/см3 равен 1 кг/л. Это вам пригодится при пересчете количества использованного топлива из литров в тонны.
Правомерность применения этих показателей плотности бензина подтверждена Ростехнадзором (пункт 26 Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 сентября 2007 г. № 626 (далее – Методические рекомендации)).
Для тех плательщиков, которые в своей деятельности используют другие виды топлива, для пересчета их объемных показателей в весовые необходимо использовать другие показатели плотности. К сожалению, в нормативных документах Ростехнадзора и ФНС России каких-либо рекомендаций на этот счет найти не удалось. Поэтому всем заинтересованным лицам рекомендуем обратиться к ГОСТу 3900-85 «Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности» (утвержден Госстандартом СССР 20 декабря 1985 г.).
Расчет платы составляется плательщиками самостоятельно, никакого согласования его с органами Ростехнадзора не требуется, что подтверждено пунктом 34 Методических рекомендаций.
Как отмечено выше, с 10 февраля 2009 г. Ростехнадзор утратил статус органа, осуществляющего государственный экологический контроль. Тем не менее, его Методические рекомендации вполне могут применяться природопользователями, поскольку данный документ вполне корректно воспроизводит положения действующего законодательства.

Плата за размещение отходов

Эта составляющая платы представляется, пожалуй, наиболее сложной. Причем сложность заключается не только в собственно методике расчета платы, но и в решении вопроса о правомерности возложения этого платежа на, допустим, библиотеки или налоговые инспекции.
Ростехнадзор и его территориальные органы исходят из безусловной обязанности всех юридических лиц вносить плату за размещение отходов, мотивируя это тем, что даже непроизводственная деятельность ведет к образованию отходов (в частности, бытового мусора).
До недавнего времени судебно-арбитражная практика разрешения споров, связанных с взиманием платы за размещение отходов, складывалась в пользу органов, осуществляющих государственный экологический контроль. Арбитражные суды, за весьма редкими исключениями, соглашались с точкой зрения, согласно которой практически любую деятельность, в результате которой образуются отходы, следует рассматривать как размещение отходов.
Перелом наметился, когда внимание к данной проблеме проявил Президиум ВАС РФ, указавший в постановлении от 17 марта 2009 г. № 14561/08 на недопустимость произвольного толкования терминов «размещение отходов» и «объект размещения отходов». Президиум ВАС РФ указал, что названные термины подлежат применению исключительно в том значении, которое определено статьями 1 и 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ):
«…В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов – как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Однако ни из материалов дела, ни из оспариваемого постановления управления Ростехнадзора не следует, что общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах».

Изложенная правовая позиция позволяет рассчитывать на то, что природопользователи, не занимающиеся размещением отходов в непосредственном значении этого понятия, будут избавлены от внесения в бюджет платы за размещение отходов. А самые принципиальные из них могут попытаться вернуть из бюджета ранее внесенную плату.
Кроме того, с 30 июня 2009 г. начнут действовать положения Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 309-ФЗ). В частности, внесены изменения в Закон № 89-ФЗ.
Действующая редакция Закона № 89-ФЗ не разделяет целенаправленное хранение отходов с временным нахождением отходов, вследствие чего природоохранные органы считают необходимой плату за размещение (выброс) бытового мусора.
Но с 30 июня 2009 г. в статью 1 Закона № 89-ФЗ вводится понятие «накопление отходов». Это временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Таким образом, законодатель отделил накопление отходов от их хранения, что позволяет утверждать, что пользователи, которые не хранят отходы, а лишь накапливают их, не должны будут вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Расчет платы за размещение отходов

Впрочем, судебно-арбитражная практика далеко не всегда является аргументом, позволяющим избавить себя от претензий государственных органов. Поэтому, несмотря на то, что мы не считаем большинство природопользователей обязанным исчислять и вносить плату за размещение отходов, ниже мы рассмотрим механизм ее исчисления. На тот случай, если организация предпочтет не подвергать себя риску, а вносить плату за размещение отходов, при ее расчете следует учесть показатели, приведенные в таблице 2 на с. 20.
 
Таблица 2
 
Показатель Значения показателя
1 Количество размещенных отходов производства и потребления Количество реально размещенных организацией отходов производства и потребления (т)
2 Норматив платы Показатель зависит от класса опасности отходов для окружающей среды:
– 1 739,2 руб./т – отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные);
– 745,4 руб./т – отходы II класса опасности (высокоопасные);
– 497 руб./т – отходы III класса опасности (умеренно опасные);
– 248,4 руб./т – отходы IV класса опасности (малоопасные);
– 8 руб./т – отходы V класса опасности (практически неопасные) (этот норматив применяют все отрасли, кроме добывающей и перерабатывающей отраслей промышленности)
3 Коэффициент, учитывающий экологические факторы Показатель зависит от экономического района Российской Федерации:
– 1,4 – Северный;
– 1,3 – Северо-Западный;
– 1,6 – Центральный;
– 1,5 – Волго-Вятский;
– 2 – Центрально-Черноземный;
– 1,9 – Поволжский;
– 1,9 – Северо-Кавказский;
– 1,7 – Уральский;
– 1,2 – Западно-Сибирский;
– 1,1 – Восточно-Сибирский;
– 1,1 – Дальневосточный;
– 1,3 – Калининградская область
4 Коэффициент, установленный законом о федеральном бюджете Показатель зависит от класса опасности отходов:
2007 г.:
– 1,4 – для отходов I–IV классов опасности;
– 1,15 – для отходов V класса опасности;
2008 г.:
– 1,48 – для отходов I–IV классов опасности;
– 1,21 – для отходов V класса опасности;
2009 г.:
– 1,62 – для отходов I–IV классов опасности;
– 1,32 – для отходов V класса опасности
 
 
Рассчитать сумму платы за размещение отходов можно по формуле: показатель по строке 1 х показатель по строке 2 х показатель по строке 3 х показатель по строке 4.
Если у плательщика нет оформленного в установленном порядке разрешения на размещение отходов, применяется дополнительный коэффициент 5.

Классы опасности

Известную сложность для плательщиков могут представлять категорирование отходов по классам опасности и их учет. Тем не менее, и эти проблемы не являются неразрешимыми.
Для определения класса опасности отходов следует руководствоваться, прежде всего, Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 2 декабря 2002 г. № 786 (далее – Каталог). В соответствии с Каталогом 13-я цифра кода отходов используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 – класс опасности не установлен, 1 – I класс опасности, 2 – II класс опасности, 3 – III класс опасности, 4 – IV класс опасности, 5 – V класс опасности).
Например, применительно к деятельности среднестатистической бюджетной организации в Каталоге можно выделить следующие позиции (код 9100000000000 «Твердые коммунальные отходы» и код 9210000000000 «Электрическое оборудование, приборы, устройства и их части»):
1) IV класс опасности:
– мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный);
2) V класс опасности:
– мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный;
– пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные;
– отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами;
– отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами;
– отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений;
– отходы (мусор) от уборки территории и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий;
– отходы упаковочной бумаги незагрязненные;
– отходы упаковочного картона незагрязненные;
– отходы упаковочного гофрокартона незагрязненные;
– электрические лампы накаливания отработанные и брак.
С 30 июня 2009 г. классы опасности отходов будут установлены непосредственно Законом № 89-ФЗ, а не подзаконными актами. Отходы, согласно статье 4.1 Закона № 89-ФЗ, подразделены на пять классов опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду:
– I класс – чрезвычайно опасные отходы;
– II класс – высокоопасные отходы;
– III класс – умеренно опасные отходы;
– IV класс – малоопасные отходы;
– V класс – практически неопасные отходы.
Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды утверждены приказом МПР России от 15 июня 2001 г. № 511.
Статья 14 Закона № 309-ФЗ устанавливает, что юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I–IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I–IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I–IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определит Правительство РФ.

Учет отходов

Обязанность плательщиков вести учет отходов установлена законодателем лишь в самом общем виде. Согласно пункту 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ, юридические лица, работающие в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, а порядок статистического учета в области обращения с отходами – федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Поскольку указанными федеральными органами исполнительной власти порядок учета отходов не установлен, плательщикам следует самим разработать его. Такая задача представляется несложной, поскольку в свете расчета платы за размещение отходов требуется учесть лишь массу отходов. Заметим также, что мотивированно оспорить заявленные плательщиком данные о массе отходов при проведении последующей проверки, на наш взгляд, нереально.

Пример. Организация, расположенная в Москве и имеющая на балансе автомобиль, в течение I квартала 2009 г. списала 1 000 л бензина А-95 и передала специализированной организации 100 кг твердых бытовых отходов (мусор от уборки помещений и использованные электрические лампы, относящиеся к V классу опасности). Разрешение на размещение отходов отсутствует.
Рассчитаем плату за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников:
– количество использованного топлива – 1 000 л, или 0,75 т (1 000 л х 0,750 кг/л);
– норматив платы – 1,3 руб./т;
– коэффициент, учитывающий экологические факторы, – 1,9;
– дополнительный коэффициент для городов – 1,2;
– коэффициент, установленный законом о федеральном бюджете, – 1,62.
Сумма платы будет равна 3,6 руб. (0,75 т х 1,3 руб. х 1,9 х 1,2 х х 1,62).
Плату за размещение отходов рассчитаем исходя из следующих данных:
– количество отходов – 100 кг (0,1 т);
– норматив платы – 8 руб./т;
– коэффициент, учитывающий экологические факторы, – 1,6;
– коэффициент, установленный законом о федеральном бюджете, – 1,32.
Плата за размещение отходов составит 8,45 руб. (0,1 т х 8 руб. х х 1,6 х 1,32 х 5).
Общая сумма экологических платежей, подлежащая уплате за I квартал 2009 г., – 12,05 руб. (3,6 руб. + 8,45 руб.)

Сроки внесения платы
и ответственность за их нарушение

Плата вносится не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (приказ Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557). За нарушение указанных сроков статьей 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность в виде штрафа от 50 000 до 100 000 руб. для юридических и от 3 000 до 6 000 руб. для должностных лиц.
Тем плательщикам, которые в течение какого-то времени не вносили плату, посоветуем обратить внимание на следующие обстоятельства.
В соответствии с абзацем 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения, предусмотренные статьей 8.41 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения. При этом, как разъяснил Пленум Верховного суда РФ в пункте 14 постановления от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Таким образом, до 20 апреля 2009 г. риск административной ответственности существовал для тех плательщиков, которые не внесли в бюджет плату за I квартал 2008 г. (по сроку 20 апреля 2008 г.). Лица, не внесшие плату за более ранние периоды, привлечению к административной ответственности не подлежат.

Представление плательщиками отчетности

Обязанность плательщиков представлять территориальным органам Ростехнадзора расчеты платы установлена пунктом 3 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (утвержден приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204). Согласно данному пункту расчет представляется плательщиками не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
Подчеркнем, что ответственность за непредставление (несвоевременное представление) расчетов законодательством не установлена.

Ответственность за отсутствие нормативов образования отходов
и лимитов на их размещение

Помимо обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду Ростехнадзор и его территориальные органы требуют от плательщиков разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Эти требования основаны на нормах пункта 3 статьи 18 Закона об отходах производства, согласно которому юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство РФ (пункт 4 статьи 18 Закона № 89-ФЗ).
Этот порядок содержится в Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461.
Следует иметь в виду, что с 30 июня 2009 г. порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) будет устанавливать федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами, а не Правительство РФ. Такое изменение внесено в пункт 4 статьи 18 Закона № 89-ФЗ.
Федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами с 10 июня 2008 г. является Росприроднадзор: такой статус службы закреплен в пункте 5.1.14 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400. Поэтому Постановление Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461 после 30 июня 2009 г. должно быть заменено другим нормативным правовым актом.
Отсутствие у плательщика нормативов образования отходов и лимитов на их размещение чревато не только взиманием платы за размещение отходов с применением пятикратного повышающего коэффициента, но и привлечением к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, – штрафом в размере от 10 000 до 100 000 руб., а с 11 января 2009 г. – в размере от 100 000 до 250 000 руб. Эта статья предусматривает также санкцию в виде административного приостановления деятельности, однако, учитывая исключительный характер данной меры (статья 3.12 КоАП РФ), вероятность ее применения невелика.
Итак, организации, деятельность которых не связана с промышленным производством и строительством, несут обязанности, вытекающие из законодательства об охране окружающей среды. Однако при правильном выполнении этих обязанностей связанные с ними финансовые потери минимальны.
 
На главную >

О журналах

Электронные
журналы

Подписаться

Архив
статей

Размышления
у картины

Галерея

Программы
 
Поделиться: