click fraud detection

Отмена ЕСН и переход
на уплату страховых взносов
 
(из архива статей БиНО за январь 2010 года)
 
Е.А. Сафохина,
доцент кафедры
налогового контроля и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
АЭБ МВД России, к.э.н.,

Л.Н. Карпова,
бухгалтер-эксперт

Как известно, вместо главы 24 Налогового кодекса РФ «Единый социальный налог» вступает в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ). Согласно ему с 1 января 2010 г. бюджетные учреждения являются плательщиками страховых взносов.
Понятия и термины, которые нарабатывались в практике применения законодательства о социальном страховании и впоследствии были узаконены главой 24 НК РФ, перекочевали в Закон № 212-ФЗ. Так что в этой части закон новеллы не содержит.
Чтобы понять, что же нового несет Закон № 212-ФЗ, давайте проведем сравнительный анализ элементов отменяемого налога и страховых взносов.
Новые правила не затрагивают обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которое осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
 
Объект обложения страховыми взносами

Объект обложения страховыми взносами для бюджетных организаций близок по содержанию к объекту, который был предусмотрен главой 24 НК РФ – это выплаты и иные вознаграждения, начисляемые по трудовым и гражданско-правовым договорам с физическими лицами.
Что же касается выплат по авторским договорам, которые были указаны в Налоговом кодексе РФ в качестве объекта обложения ЕСН, то в Законе № 212-ФЗ аналогичная норма изложена в соответствии со статьями 1285–1288 Гражданского кодекса РФ и содержит в качестве объекта обложения страховыми взносами вознаг­раждения:
– по договорам авторского заказа;
– договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;
– издательским лицензионным договорам;
– лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (далее – договоры авторского характера).
До 1 января 2010 г. статьей 236 НК РФ предусматривалось, что если выплаты и вознаграждения относились к расходам за счет прибыли, остающейся после налогообложения, то они не облагались ЕСН. С 2010 г. этой связи между начислениями страховых взносов и освобождением от них нет ни в Налоговом кодексе РФ, ни в Законе № 212-ФЗ.
 
Плательщикам ЕНВД

С 1 января 2010 г. применение организациями упрощенной системы налогообложения и ЕНВД больше не предусматривает их освобождение от обязанности по уплате ЕСН. Положение, согласно которому организации, применяющие УСНО и ЕНВД, уплачивали страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии со статьями 346.11 и 346.26 НК РФ, утрачивает силу. С 2010 г. учреждения, применяющие ЕНВД, являются плательщиками страховых взносов, которые уплачиваются на основании Закона № 212-ФЗ.
 
База для начисления страховых взносов: что нового

База для начисления страховых взносов для бюджетных организаций определяется аналогично налоговой базе по ЕСН в соответствии со статьей 237 НК РФ, то есть как сумма облагаемых выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией за расчетный период в пользу физических лиц. Исключение составляют необлагаемые выплаты, перечисленные в статье 9 Закона № 212-ФЗ.
База для начисления страховых взносов, как и раньше, определяется отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
 
Предельный размер облагаемой базы

Регрессивная шкала, действовавшая до 2010 г., в Законе № 212-ФЗ трансформирована через механизм нормирования предельного размера облагаемой базы в отношении каждого физического лица. Если сумма выплат и иных вознаграждений превысит с начала расчетного периода 415 000 руб., то страховые взносы с суммы превышения этой величины не начисляются.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов с 1 января 2011 г. будет ежегодно индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы в РФ. Размер индексации будет определять Правительство РФ. Данная норма содержится в статье 62 Закона № 212-ФЗ.
 
Выплаты в натуральной форме

Существенным изменением является то, что при выплате вознаграждений в натуральной форме (товары, работы, услуги) налоговая база будет определяться исходя из цен, указанных сторонами договора, а не по рыночным ценам, как это было определено пунктом 4 статьи 237 НК РФ.
 
База для авторских договоров

Пунктом 7 статьи 8 Закона № 212-ФЗ определено, что база для начисления страховых взносов по договорам авторского характера определяется как сумма доходов по этим договорам, уменьшенная на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов. Если же эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в нормируемых размерах, которые установлены данным пунктом. При этом не могут учитываться одновременно расходы, подтвержденные документально, и расходы в пределах установленного норматива.
В отмененной статье 237 НК РФ данные нормы не прописывались, а содержалась отсылка к статьям 210 и 221 НК РФ, определяющим профессиональные налоговые вычеты по НДФЛ. Теперь эти нормы перенесены в пункт 7 статьи 8 Закона № 212-ФЗ.
 
Выплаты, не облагаемые страховыми взносами

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определены в статье 9 Закона № 212-ФЗ. Перечень необлагаемых сумм схож с перечнем, который представлен в статье 238 Налогового кодекса РФ, но есть и различия. Рассмотрим их.

Государственные пособия

Формулировка, ранее содержащаяся в Налоговом кодексе РФ, давала расшифровку частных случаев государственных пособий. В статье 238 НК РФ прямо упоминались пособия по временной ­нетрудоспособности, уходу за больным ребенком, безработице, беременности и родам. Закон № 212-ФЗ в отличие от Налогового кодекса РФ не содержит прямых расшифровок в отношении этой группы пособий. Однако их можно отнести к иным видам обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, упоминание о которых появилось в Законе № 212-ФЗ.
Изменив формулировку, суть пункта, касающегося выплат государственных пособий, на которые не начисляются страховые взносы, законодатель оставил прежней. Поэтому пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за больным ребенком, беременности и родам, как и прежде, не облагаются страховыми взносами. Сравнительная таблица формулировок, действующих до и после 1 января 2010 г., представлена ниже.
 
До 1 января 2010 г. После 1 января 2010 г.
Положения главы 24 НК РФ Положения Закона № 212-ФЗ
Подпункт 1 пункта 1 статьи 238 «Суммы, не подлежащие налогообложению» Подпункт 1 пункта 1 статьи 9 «Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам»
Государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, Государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления,
в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;
 
Компенсации

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ). Кроме того, в этом подпункте устанавливается перечень выплат различного характера, которые при соблюдении вышеуказанного условия признаются компенсациями и не облагаются страховыми взносами. Такой же подход был реализован и в Налоговом кодексе РФ в отношении компенсаций, не облагаемых ЕСН.
Для решения вопроса об отнесении выплаты к компенсации с точки зрения обложения страховыми взносами необходимо установить:
– во-первых, выплачивается ли данная компенсация в соответствии с законодательством РФ. Если рассматриваемая выплата не установлена как компенсационная в законодательстве РФ, то проверить, установлена ли она как компенсационная законом субъекта РФ или решением органов местного самоуправления.
Основным законодательным актом РФ, где установлено понятие компенсации, является Трудовой кодекс РФ. В соответствии со статьей 164 ТК РФ компенсации – это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами;
– во-вторых, есть ли рассматриваемая компенсация в перечне подпункта 2 пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ.
Отметим, что Трудовой кодекс РФ сумму компенсаций не ограничивает. В связи с этим от обложения страховыми взносами освобождается любая сумма, выплачиваемая в качестве компенсации на основании ТК РФ и коллективного договора и не ограниченная нормами Закона № 212-ФЗ.
Если же коллективного договора в учреждении нет, то во избежание споров с проверяющими органами все виды компенсаций возможно индивидуально фиксировать в трудовом договоре или соглашении к нему со ссылкой на статью ТК РФ или другой законодательный акт.

Командировочные расходы

Состав перечня командировочных расходов, не облагаемых страховыми взносами, не изменился, однако при определении базы для начисления страховых взносов снимается ограничение выплат суточных нормами. Поэтому суточные с 2010 г. с целью обложения страховыми взносами не нормируются, если только эти нормы не установлены коллективным трудовым договором согласно статье 165 ТК РФ.
Законодательно установленные нормы с 2010 г. применяют только для исчисления НДФЛ и продолжают действовать в 2010 г. Сравнительная характеристика формулировок, действующих до и после 1 января 2010 г., представлена ниже.
 
До 1 января 2010 г. После 1 января 2010 г.
Положения главы 24 НК РФ Положения Закона № 212-ФЗ
Подпункт 2 пункта 1 статьи 238 «Суммы, не подлежащие налогообложению» Пункт 2 «г» статьи 9 «Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам»
При оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации... 2. При оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные...
 
Возмещение расходов на профессиональную подготовку,
переподготовку и повышение квалификации работника

Формулировка подпункта 2 «е» пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ детализирует понятие «повышение профессионального уровня работников», использованное ранее в положениях главы 24 НК РФ. С 2010 г. не облагается страховыми взносами возмещение рас­ходов:
– на профессиональную подготовку;
– переподготовку;
– повышение квалификации работников.

Компенсации, связанные с трудоустройством уволенных работников

Закон № 212-ФЗ к компенсациям, не облагаемым страховыми взносами, относит, так же как и Налоговый кодекс РФ в отношении ЕСН, выплаты в случаях увольнения в связи:
– с сокращением численности или штата;
– реорганизацией;
– ликвидацией организации.
В этой части формулировки НК РФ и Закона № 212-ФЗ совпадают, однако подпункт 2 пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ дополнен условием прекращения деятельности некоторых категорий физических лиц, ведущих индивидуальную деятельность, в частности нотариусов и адвокатов.

Компенсации участникам спортивных соревнований
и физкультурно-спортивным организациям


Перечень видов компенсационных выплат спортсменам и работникам физкультурно-спортивных организаций в процессе учебных тренировок и спортивных соревнований изменений не претерпел. В него включена стоимость:
– питания;
– спортивного снаряжения, оборудования;
– спортивной и парадной формы.
Однако в прежней формулировке статьи 238 НК РФ были учтены не все участники спортивных соревнований, в частности никак не упоминались судьи. С 2010 г. компенсации стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых судьями для участия в спортивных соревнованиях, страховыми взносами не облагаются.
Сравнительная таблица формулировок, действующих до и после 1 января 2010 г., представлена ниже.
 
До 1 января 2010 г. После 1 января 2010 г.
Положения главы 24 НК РФ Положения Закона № 212-ФЗ
Подпункт 2 пункта 1 статьи 238 «Суммы, не подлежащие налогообложению» Подпункт 2 «г» пункта 1 статьи 9 «Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам»
1. Не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона:
2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных:
1. Не подлежат налогообложению:
2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:
с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях; г) оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях;
 
Стоимость молока или других равноценных пищевых продуктов
при работе с тяжелыми и вредными условиями труда


При наличии в штате работников, чья работа связана с тяжелыми и вредными условиями труда, с 1 января 2010 г. следует рассчитывать суммы, эквивалентные стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, которые выплачиваются взамен их выдачи. Только эту сумму в общей сумме компенсации за тяжелые и вредные условия труда можно не облагать страховыми взносами. Стоимость непосредственно выданных молока или других равноценных продуктов в качестве компенсации за вредные условия труда также не облагается страховыми взносами.
Сравнительная таблица формулировок, действующих до и после 1 января 2010 г., представлена ниже.
 
До 1 января 2010 г. После 1 января 2010 г.
Положения главы 24 НК РФ Положения Закона № 212-ФЗ
Подпункт 2 пункта 1 статьи 238 «Суммы, не подлежащие налогообложению» Подпункт 2 «и» пункта 1 статьи 9 «Суммы,
не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам»
1. Не подлежат налогообложению: 1. Не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона:
2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с: 2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных:
выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность) и) с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность,
за исключением:
выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
 
Периодически выплачиваемая материальная помощь

Изменился размер необлагаемой взносами материальной помощи. Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ с 2010 г. не облагается страховыми взносами материальная помощь в сумме 4 000 руб., выплаченная суммарно одному работнику в течение года. Ранее размер аналогичной суммы для бюджетных учреждений составлял 3 000 руб.

Стоимость провоза багажа при направлении работников Крайнего Севера
на отдых за границу


Появились нормы оплаты стоимости провоза багажа в случае отдыха работников и членов их семей за пределами территории России. Согласно подпункту 7 пункта 1 Закона № 212-ФЗ не начисляются страховые взносы на стоимость провоза багажа при его провозе только от места отправления до пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации весом до 30 кг.

Выплаты иностранцам, временно пребывающим на территории России

Существенно изменился порядок обложения выплат иностранцам.
Напомним, что согласно статье 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» различают следующие статусы иностранных граждан в России:
– временно пребывающий – лицо, прибывшее на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
– временно проживающий – лицо, получившее разрешение на временное проживание;
– постоянно проживающий – лицо, получившее вид на жи­тельство.
Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации. Ранее с таких выплат иностранцам приходилось платить ЕСН в полном объеме.
Применительно к гражданам Республики Беларусь действует особый порядок: взносы в ПФР за них уплачиваются наравне с россиянами с начала работы в организации (пункт 2 статьи 12 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г. «О сотрудничестве в области социального обеспечения»).
Сравнительная таблица формулировок, действующих до и после 1 января 2010 г., представлена ниже.
 
До 1 января 2010 г. После 1 января 2010 г.
Положения главы 24 НК РФ Положения Закона № 212-ФЗ
Подпункт 15 пункта 1 статьи 9 «Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам»
1. Не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона:
15) суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации.
 

Суммы страховых платежей
Медицинское обслуживание работников по договорам сроком не менее года

Появилась новая норма: страховыми выплатами не облагаются суммы платежей (взносов) по договорам на оказание медицинских услуг, заключаемым с лицензированными медицинскими организациями, на срок больше или равный одному году. Об этом сказано в подпункте 5 пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ.

Договоры негосударственного пенсионного обеспечения

С 1 января 2010 г. суммы пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения не облагаются страховыми взносами. Ранее такой нормы не было.
Сравнительная таблица формулировок, действующих до и после 1 января 2010 г., представлена ниже.

До 1 января 2010 г. После 1 января 2010 г.
Положения главы 24 НК РФ Положения Закона № 212-ФЗ
Подпункт 7 пункта 1 статьи 238 «Суммы, не подлежащие налогообложению» Подпункт 5 пункта 1 статьи 9 «Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам»
1. Не подлежат налогообло­жению: 1. Не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона:
7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 5) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком страховых взносов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
..... .....
суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на оказание медицинских услуг, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации,
..... .....
а также суммы пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения;
 
Стоимость форменной одежды и обмундирования

В подпункте 9 пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ идет речь об освобождении от обложения взносами стоимости форменной одежды и обмундирования в отношении работников и госслужащих федеральных органов власти, которым полагается выдавать эти вещи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из категорий лиц, стоимость форменной одежды и обмундирования которых не облагается страховыми взносами, исключены обучающиеся и воспитанники. Однако это не означает, что на стоимость выданных им форменной одежды и обмундирования нужно начислять взносы. Напомним, что объектом обложения страховыми взносами являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам. Очевидно, что обучающиеся и воспитанники не состоят в трудовых отношениях с учреждением, где они обучаются или воспитываются, и не заключают с ними гражданско-правовых договоров.

Льготы по проезду

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не облагается страховыми взносами стоимость проезда отдельных категорий работников, которым он предоставляется по законодательству Российской Федерации.
Из списка лиц, чьи льготы по проезду не облагаются страховыми вносами, исключены обучающиеся и воспитанники. Основанием к этому, так же как и в случае выдачи форменной одежды и обмундирования, служит отсутствие у этой категории лиц трудовых и гражданско-правовых отношений с учреждением, где они воспитываются или обучаются. Таким образом, это не означает, что на льготы по проезду обучающихся и воспитанников нужно начислять взносы.

Плата за обучение

Закон № 212-ФЗ не предусматривает «привычного» деления на выплаты, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, и выплаты за счет прибыли в целях обложения страховыми взносами, как это было при начислении ЕСН. Страховые взносы с 2010 г. начисляются с выплат и иных вознаграждений независимо от того, уменьшают они базу по налогу на прибыль или нет. Формулировка пункта, касающегося платы за обучение, изменилась согласно именно этому принципу.
Сравнительная таблица формулировок, действующих до и после 1 января 2010 г., представлена ниже.
 
До 1 января 2010 г. После 1 января 2010 г.
Положения главы 24 НК РФ Положения Закона № 212-ФЗ
Подпункт 16 пункта 1 статьи 238 «Суммы, не подлежащие налогообложению» Подпункт 12 пункта 1 статьи 9 «Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам»
1. Не подлежат налогообложению: 1. Не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона:
16) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций; 12) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку работников;
 
Возмещение затрат по уплате процентов по займам
на приобретение и (или) строительство жилья

Формулировка пункта о возмещении работникам процентов по займам на приобретение и (или) строительство жилья изменилась в соответствии с принципом независимости начислений от того, относятся ли эти затраты в состав расходов для расчета налога на прибыль.
Напомним, что согласно статье 255 НК РФ названные суммы учитываются при исчислении налога на прибыль в размере, не превышающем 3 процентов суммы расходов на оплату труда.
Сравнительная таблица формулировок, действующих до и после 1 января 2010 г., представлена ниже.
 
До 1 января 2010 г. После 1 января 2010 г.
Положения главы 24 НК РФ Положения Закона № 212-ФЗ
Подпункт 17 пункта 1 статьи 238 «Суммы, не подлежащие налогообложению» Подпункт 13 пункта 1 статьи 9 «Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам»
1. Не подлежат налогообложению: 1. Не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона:
17) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. 13) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения;
 
Суммы денежного довольствия, обеспечения
и иных выплат военнослужащим
Льготы для отдельных групп плательщиков, как это было в Налоговом кодексе РФ, Закон № 212-ФЗ не предусматривает. Однако положения НК РФ, позволявшие силовым ведомствам не включать в базу суммы денежного довольствия, а также продовольственного и вещевого обеспечения, продублированы в подпункте 14 пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ.
Сравнительная таблица формулировок, действующих до и после 1 января 2010 г., представлена ниже.
 
До 1 января 2010 г. После 1 января 2010 г.
Положения главы 24 НК РФ Положения Закона № 212-ФЗ
Пункт 2 статьи 245 «Особенности исчисления и уплаты налога отдельными категориями налогоплательщиков» Подпункт 14 пункта 1 статьи 9 «Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам»
2. От уплаты налога освобождаются 1. Не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона:
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят военную службу военнослужащие, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области внутренних дел, миграции, исполнения наказаний, фельдъегерской связи, таможенного дела, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, военные суды, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации  
в части сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, 14) суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими,
лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации,
Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральной противопожарной службы, лицами начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи,
сотрудниками уголовно-исполнительной системы, таможенной системы Российской Федерации сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации
и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством Российской Федерации. и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной службы и службы в указанных органах в соответствии с законодательством Российской Федерации;
 
Вознаграждения, которые не облагаются взносами в ФСС РФ
Как и ранее, не облагаются взносами в ФСС РФ любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.
Формулировка пункта 3 статьи 9 Закона № 212-ФЗ лишь уточняет виды гражданско-правовых договоров, выплаты по которым не облагаются страховыми взносами в части, подлежащей уплате в ФСС РФ. Это следующие виды договоров гражданско-правового характера, связанные с авторским правом:
– договоры авторского заказа;
– договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;
– издательские лицензионные договоры;
– лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Такое уточнение приводит формулировку пункта в соответствие с положениями Гражданского кодекса РФ относительно авторских договоров.
На что не начисляются страховые взносы
в Пенсионный фонд РФ

Закон № 212-ФЗ дополнил пункт, касающийся сумм выплат прокурорам, следователям, судьям федеральных судов и мировым судьям. Кроме сумм денежного содержания у данных категорий работников с 1 января 2010 г. не облагаются и иные выплаты.
Сравнительная таблица формулировок, действующих до и после 1 января 2010 г., представлена ниже.
 
До 1 января 2010 г. После 1 января 2010 г.
Положения главы 24 НК РФ Положения Закона № 212-ФЗ
Пункт 3 статьи 245 «Особенности исчисления и уплаты налога отдельными категориями налогоплательщиков» Подпункт 1 пункта 3 статьи 9 «Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам»
3. Не включаются в налоговую базу для исчисления налога, подлежащего уплате в федеральный
бюджет,
3. В базу для начисления страховых взносов помимо выплат, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, также не включаются:
1) в части страховых взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации, –
суммы денежного содержания прокуроров и следователей, а также судей федеральных судов и мировых судей субъектов Российской Федерации. суммы денежного содержания и иные выплаты, получаемые прокурорами и следователями, а также судьями федеральных судов и мировыми судьями;
 
 
Выплаты, облагаемые страховыми взносами
с 1 января 2010 г., но не облагаемые ранее

Суммы оплаты труда лицам, направленным
на работу или службу за границу

Бюджетные учреждения суммы оплаты труда и другие суммы работникам и военнослужащим, направленным на работу или службу за границу, с 1 января 2010 г. облагают страховыми взносами. Аналогичной подпункту 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ нормы в Законе № 212-ФЗ нет.
Надбавка за работу с тяжелыми и вредными
условиями труда

Выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме суммы, эквивалентной стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, теперь облагаются страховыми взносами.
Напомним, что при исчислении ЕСН Минфин России высказывал мнение, что выплата за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда не является по своей сути компенсационной выплатой в понятии статьи 164 ТК РФ, поскольку такие выплаты направлены на повышение размера оплаты труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, как это предусмотрено статьей 147 ТК РФ.
Таким образом, в Закон № 212-ФЗ введена позиция Минфина России, а указанная надбавка к заработной плате, не являясь какой-либо компенсационной выплатой, не подпадает под действие нормы, предусмотренной подпунктом 2 «и» пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ, и должна облагаться страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.
Компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении
С 1 января 2010 г. компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении будет облагаться страховыми взносами. В связи с этим начиная с 2010 г. становится особо актуальной задача контроля путем выверки данных о неиспользованных днях отпуска по всем работникам. Если все же сотрудник, не использовавший к моменту увольнения положенный по Трудовому кодексу РФ отпуск, увольняется, то можно предложить ему сначала использовать отпуск, а потом уволиться. В противном случае придется заплатить страховые взносы.
Сравнительная таблица формулировок, действующих до и после 1 января 2010 г., представлена ниже.
 
До 1 января 2010 г. После 1 января 2010 г.
Положения главы 24 НК РФ Положения Закона № 212-ФЗ
Подпункт 2 пункта 1 статьи 238 «Суммы, не подлежащие налогообложению» Подпункт 2 пункта 1 статьи 9 «Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам»
1. Не подлежат налогообложению: 1. Не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона:
2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:
увольнением работников,
2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных:
с увольнением работников,
включая компенсации за неиспользованный отпуск; д) за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;
 
Отдых работников Крайнего Севера за границей
Стоимость оплаты перелета или проезда
В случае проведения работниками Крайнего Севера и членами их семей отпуска за границей стоимость оплаты проезда или перелета от места пропуска через границу Российской Федерации до места отдыха за границей с 2010 г. облагается страховыми взносами.
Провоз багажа
С 2010 г. стоимость провоза багажа в случае отдыха работников Крайнего Севера и членов их семей за границей нормируется с точки зрения обложения страховыми взносами. Стоимость провоза багажа весом свыше 30 кг облагается страховыми взносами независимо от того, по какой территории перемещается багаж – Российской Федерации или за ее пределами. Стоимость провоза багажа до 30 кг облагается только при провозе за пределами России.
Сравнительная таблица формулировок, действующих до и после 1 января 2010 г., представлена ниже.
 
До 1 января 2010 г. После 1 января 2010 г.
Положения главы 24 НК РФ Положения Закона № 212-ФЗ
Подпункт 9 пункта 1 статьи 238 «Суммы, не подлежащие налогообложению» Подпункт 7 пункта 1 статьи 9 «Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам»
9) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами; 7) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.
В случае проведения отпуска указанными лицами за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов;
 
Единовременная материальная помощь
Выплата единовременной материальной помощи при рождении ребенка
С 2010 г. при обложении страховыми взносами выплаты единовременной материальной помощи при рождении или усыновлении (удочерении) учитывается не только ее размер, но и период ее ­выплаты. Раньше привязки к периоду выплаты у работодателя не было. Он мог, не облагая ЕСН, выплатить помощь и после того, как исполнится год рожденному или усыновленному ребенку. Лишь бы эта сумма не превышала 50 000 руб. Теперь в этом случае придется уплатить страховые взносы с любой суммы материальной помощи, даже если она не превышает размер 50 000 руб.
В связи со смертью работника
До 2010 г. в НК РФ относительно начислений ЕСН было указано, что не облагается материальная помощь, оказываемая организацией членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена его семьи.
Напомним, что по страховым взносам объектом обложения являются выплаты только для тех лиц, с которыми заключен трудовой, гражданско-правовой договор или авторский. Так как с членами семьи могут быть и не заключены вышеуказанные договоры (у нас не работает семейная династия), то нет и объекта для взносов.
Если же член семьи работает вместе с умершим в одной организации, то материальная помощь в связи со смертью такого родственника не облагается взносами согласно подпункту 3 «б» пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ.
Поэтому прямое исключение в 2010 году членов семьи умершего работника из категории тех лиц, чьи выплаты материальной помощи в связи со смертью, не облагаются взносами, не означает, что на эти суммы нужно начислять страховые взносы.
Сравнительная таблица формулировок, действующих до и после 1 января 2010 г., представлена ниже.
 
До 1 января 2010 г. После 1 января 2010 г.
Положения главы 24 НК РФ Положения Закона № 212-ФЗ
Подпункт 3 пункта 1 статьи 238 «Суммы, не подлежащие налогообложению» Подпункт 3 пункта 1 статьи 9 «Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам»
1. Не подлежат налогообложению: 1. Не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона:
3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком: 3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов:
....... .......
членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена его семьи; б) работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, но не более 50 тысяч рублей на каждого ребенка; в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения), но не более 50 000 рублей на каждого ребенка;
 
Тарифы
Статьей 12 Закона № 212-ФЗ установлены единые тарифы страховых взносов для всех плательщиков:
– 26% – в ПФР (с распределением взносов между страховой и накопительной частями трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ);
– 2,9% – в ФСС РФ;
– 2,1% – в ФФОМС;
– 3% – в ТФОМС.
Данные тарифы начнут применяться с 1 января 2011 г.
В 2010 г. сохранятся ставки страховых взносов на уровне ЕСН, включая пониженные для УСН и ЕНВД.
Таким образом, совокупная ставка страховых взносов в соответствии со статьями 57, 58 Закона № 212-ФЗ будет выглядеть следующим образом:
Период действия Режим налогообложения ПФР ФСС РФ ФФОМС ТФОМС Итого
2010 г. Общий режим налогообложения 20% 2,9% 1,1% 2% 26%
2010 г. УСНО и ЕНВД 14% 0% 0% 0% 14%
С 2011 г. Общий режим, УСНО, ЕНВД 26% 2,9% 2,1% 3% 34%
 
 
Также предусмотрен постепенный переход от льготных тарифов к общему тарифу, например, для организаций, использующих труд инвалидов, учреждений социального характера, которые временно будут облагаться по пониженным ставкам в период 2010–2014 гг. Сводная таблица изменений льготных тарифов представлена ниже.
 
Категория плательщиков Период ПФР ФСС РФ ФФОМС ТФОМС Итого
– Производящие выплаты / вознаграждения физическим лицам,
являющимся инвалидами I, II или III группы;
– общественные организации инвалидов (доля инвалидов не менее 80%);
2010 г. 14% 0% 0% 0% 14%
– организации с уставным капиталом, состоящим из 100% вкладов общественных организаций инвалидов (среднесписочная численность инвалидов – не менее 50%, заработной платы инвалидов в ФОТ – не менее 25%);
– учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (единственными собственниками имущества являются общественные организации инвалидов, с учетом вида деятельности)
2011–
2012 гг.
16% 1,9% 1,1% 1,2% 20,2%
2013–
2014 гг.
21% 2,4% 1,6% 2,1% 27,1%
 
 
Тарифы на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии представлены в таблице ниже.
 
Период действия Общий
тариф
страхо­вого
взноса
На финансирование страховой части
трудовой пенсии
На финансирование
накопительной части
трудовой пенсии
Для лиц 1966 г.
рождения и старше
Для лиц 1967 г.
рождения и моложе
Для лиц 1967 года
рождения и моложе
2010 г. 20% 20% 14% 6%
2011 г. 26% 26% 20% 6%
 
Порядок уплаты страховых взносов
Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, как и прежде, отдельными платежными документами в каждый государственный внебюджетный фонд. Однако поступать все средства налогоплательщиков будут на счета казначейства.
Вместо авансовых платежей по ЕСН организации обязаны уплачивать ежемесячные обязательные платежи, которые начисляют по итогам каждого календарного месяца, а при итоговых расчетах вычитают из приходящихся по начислениям страховых взносов.
Кроме того, сумма, подлежащая уплате в ФСС РФ, уменьшается на сумму выплат обязательного страхового обеспечения по виду обязательного социального страхования (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).
Ежемесячные обязательные платежи нужно уплатить не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, за который они начисляются. Если срок уплаты попадает на выходной или нерабочий праздничный день, то срок уплаты переносится на ближайший рабочий день.
Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, уплачивают страховые взносы (ежемесячные обязательные платежи) по месту своего нахождения (за исключением подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации).
Отчетность

Расчетный и отчетный периоды

Расчетным периодом по страховым взносам, как и по ЕСН, признается календарный год. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Первым расчетным периодом для организаций, созданных после начала календарного года, будет период со дня создания до окончания данного календарного года.
Последним расчетным периодом при реорганизации или ликвидации организации до конца календарного года будет период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации или реорганизации.
Если же организация ликвидируется или реорганизуется в течение того календарного года, когда она создана, то расчетным периодом признается период со дня создания до дня завершения ликвидации или реорганизации.

Сроки сдачи расчетов

Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством сдается в ФСС РФ до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
По персонифицированному учету в 2010 г. страхователям придется отчитаться дважды: за полугодие и год. В 2011 г. такие сведения будут представляться ежеквартально.
Сроки сдачи отчетности 2010 г. сведены в таблицу.
 
Отчетный период ПФР ФСС РФ Персонифицированный учет
I квартал До 1 мая До 15 апреля
Полугодие До 1 августа До 15 июля До 1 августа
9 месяцев До 1 ноября До 15 октября  
2010 г. До 1 марта 2011 г. До 15 января 2011 г. До 1 февраля 2011 г.
 

Кто утверждает формы отчетности

Формы отчетности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. На основании пункта 1 статьи 1 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, социального страхования, является Минздравсоцразвития России.

Представление данных в электронной форме

В 2010 г. плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в чью пользу производятся выплаты, за предшествующий расчетный период превышает 100 человек, представляют расчеты в электронной форме с электронной цифровой подписью. Это установлено в статье 61 Закона № 212-ФЗ.
С 1 января 2011 г. такая же участь ждет плательщиков, у которых среднесписочная численность превышает 50 человек.

Куда представлять отчетность

Отчетность 2010 г. плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ, а не в налоговые органы. Однако проверка декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 г. проводится налоговыми органами.
Согласно пункту 9 статьи 15 Закона № 212-ФЗ в ПФР сдается расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам не только на обязательное пенсионное страхование, но и на обязательное медицинское страхование.
Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, представляют расчеты по месту своего нахождения (за исключением подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации).

Представление уточненных расчетов

Правила по представлению уточненных расчетов по страховым взносам идентичны правилам, закрепленным для этих случаев в статье 81 НК РФ. В Законе № 212-ФЗ обязанность представления уточненных расчетов закреплена в статье 17. Она наступает, если установлен факт отсутствия или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов.
В случае ошибок, не приводящих к занижению суммы взносов, плательщик может, но не обязан подавать уточненные расчеты (пункт 2 статьи 17 Закона № 212-ФЗ).

Отчетность при прекращении деятельности

В случае ликвидации организации до конца календарного года она обязана представить расчеты в органы контроля за уплатой страховых взносов до дня подачи в регистрирующий орган заявления о ликвидации лица. Отчеты заполняются за период с начала года по день представления включительно. Неуплаченную с начала года разницу необходимо будет уплатить в течение 15 календарных дней со дня подачи расчета.

Сроки хранения документов

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ организации обязаны обеспечивать сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов в течение шести лет. В Налоговом кодексе РФ установлена обязанность налогоплательщика хранить аналогичные документы в течение четырех лет.
Контроль за уплатой страховых взносов

Органы контроля

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют:
– ПФР и его территориальные органы – в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС и ТФОМС;
– ФСС РФ и его территориальные органы – в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС РФ.

Полномочия органов контроля

Правительство РФ в своем Постановлении от 14 сентября 2009 г. № 731 определило порядок предоставления разъяснений по законодательству РФ о страховых взносах. Согласно данному постановлению Минздравсоцразвития России наделено полномочиями:
– издавать соответствующие разъяснения;
– утверждать формы документов, которые будут использоваться органами контроля за уплатой страховых взносов, а также порядок их заполнения. За разъяснениями плательщик страховых взносов может обратиться также в органы контроля.
ПФР и ФСС РФ наделены в отношении плательщиков страховых взносов полномочиями, аналогичными тем, которые имеют налоговые органы при проведении налогового контроля. Правила осуществления контроля за уплатой страховых взносов изложены в главах 3–7 Закона № 212-ФЗ. Они во многом схожи с нормами налогового контроля, предусмотренными частью первой НК РФ.
Права органов контроля за уплатой страховых взносов перечислены в статье 29 Закона № 212-ФЗ. Как и налоговые органы, они имеют право:
1) требовать документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов;
2) проводить камеральные и выездные проверки;
3) вызывать на основании письменного уведомления в органы контроля за уплатой страховых взносов плательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими страховых взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты страховых взносов;
4) определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате расчетным путем на основании имеющейся у них информации о плательщике страховых взносов или данных об иных аналогичных плательщиках страховых взносов, в случаях:
– если он отказался допустить должностных лиц органа контроля на свою территорию (в помещение);
– отсутствия учета объектов обложения страховыми взносами или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить страховые взносы;
5) требовать от плательщиков страховых взносов, их уполномоченных представителей устранения выявленных нарушений и контролировать выполнение указанных требований;
6) взыскивать недоимку, а также пени и штрафы;
7) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов плательщика и с корреспондентских счетов банков сумм страховых взносов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в государственные внебюджетные фонды;
8)  предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за совершенные правонарушения;
9) обращаться в уполномоченный орган с заявлением о признании плательщика страховых взносов несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов;
10) предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом.
В отличие от налоговых органов органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для осуществления контроля за выполнением банками установленных данным законом обязанностей.
Так как Пенсионный фонд России контролирует и уплату взносов на обязательное медицинское страхование, то законодательством предусмотрен обмен необходимой информацией с ФФОМС и ТФОМС в электронной форме.
ФСС РФ и его территориальные органы сохраняют право контролировать правильность выплаты пособий и больничных на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Чего не могут делать органы контроля

У органов контроля за уплатой страховых взносов нет права:
– производить выемку документов у налогоплательщика при проведении проверок;
– приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика;
– осматривать любые, независимо от места их нахождения, производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
– привлекать для проведения контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
– вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
– заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
– требовать нотариального удостоверения копий документов, если это не предусмотрено законодательством, и изымать подлинники документов.

Проверки

В рамках своих полномочий органы контроля проводят камеральные и выездные проверки, порядок проведения которых аналогичен регламентированному в Налоговом кодексе РФ. Напомним основные положения этого порядка с учетом норм Закона № 212-ФЗ.
Камеральные проверки
Порядок проведения камеральной проверки регламентирован статьей 34 Закона № 212-ФЗ. Специального решения руководителя органа контроля на проведение камеральной проверки не требуется, и проводится она по месту нахождения органа контроля.
Если в ходе камеральной проверки выявлены нарушения, то орган контроля выставляет требование, в ответ на которое плательщик обязан представить необходимые пояснения или внести исправления в отчеты в течение пяти дней после получения требования. Также он вправе дополнительно представить выписки из регистров бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет.
Период проведения камеральной проверки ограничен тремя месяцами со дня представления расчета плательщиком страховых взносов по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Акт о результатах проверки должен быть составлен не позднее 10 дней после истечения срока ее проведения. Если в результате камеральной проверки не выявлены факты нарушения законодательства РФ о страховых взносах, акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается.
Выездные проверки
Выездные проверки территориальные органы ПФР и ФСС РФ будут проводить совместно на основании разрабатываемых ими ежегодных планов выездных проверок.

Порядок проведения выездных проверок, установленный в статье 35 Закона № 212-ФЗ, аналогичен порядку проведения налоговых проверок, определенному статьями 88, 89 НК РФ.
Решение о проведении выездной проверки выносит орган контроля по месту нахождения организации. Проводится выездная проверка на территории (в помещении) плательщика страховых взносов.
Исключение составляют проверки обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс и расчетный счет. Они проводятся на основании решения органа контроля по месту нахождения обособленного подразделения.
Выездная проверка при реорганизации или ликвидации организации проводится независимо от времени проведения предыдущей проверки.
В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о ее проведении.
Выездная проверка проводится не чаще одного раза в три года и не может продолжаться более двух месяцев со дня вынесения решения о ее назначении.
Срок проведения проверки обособленного подразделения организации не может превышать одного месяца.
Выездная проверка может быть приостановлена на общий срок не более шести месяцев. Приостановление и возобновление проведения выездной проверки также оформляются решением руководителя (заместителя руководителя) органа контроля.
На период приостановления проверки орган контроля возвращает все подлинники документов и не может требовать у организации никаких документов.
В соответствии со статьями 36, 37 Закона № 212-ФЗ плательщик страховых взносов обязан:
– обеспечить доступ должностных лиц органа контроля на территорию организации при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) органа контроля о проведении выездной проверки;
– представить в течение 10 дней со дня вручения требования все необходимые документы в виде заверенных руководителем (его заместителем) и печатью организации копий.
Если у организации отсутствует возможность представить необходимые документы в установленный срок, она в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомляет проверяющих о невозможности их представления с указанием причин.

Оформление результатов выездной проверки. В последний день проведения выездной проверки проверяющие обязаны составить справку о проведенной проверке и вручить ее плательщику страховых взносов (его уполномоченному представителю).
Акт о результатах проверки составляется в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке ­независимо от наличия нарушений.
В течение пяти дней с даты подписания акт вручается представителю организации под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом. При отказе получать акт проверки он направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения). В этом случае датой вручения акта считается шестой день с даты отправки заказного письма.
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих организация в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в орган контроля письменные возражения по акту в целом или его отдельным положениям. К письменным возражениям можно приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
Перед вынесением решения акт проверки и письменные возражения рассматриваются руководителем органа контроля за уплатой страховых взносов. Срок на рассмотрение – 10 дней со дня истечения 15-дневного срока, данного лицу на ознакомление с актом проверки. В исключительных случаях срок может быть продлен, но не более чем на месяц.
Рассмотрение результатов проверки может осуществляться при участии представителя организации, в отношении которой проводилась данная проверка. О времени и месте рассмотрения его обязан уведомить руководитель органа контроля. Если же представитель не явился, то материалы проверки могут быть рассмотрены в его отсутствие.
По результатам рассмотрения материалов руководитель органа контроля выносит решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения. Оно вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения. Копия решения в течение пяти дней после дня его вынесения вручается уполномоченному представителю организации под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения им соответствующего решения.
На основании вступившего в силу решения организации направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.

Нарушения и ответственность за их совершение

Виды нарушений и особенности привлечения к ответственности за их совершение определены главой 6 Закона № 212-ФЗ. Нарушителями могут являться как сами плательщики, так и банки-посредники. Они могут привлекаться как к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных Законом № 212-ФЗ, так и к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах. Причем в первом случае к ответственности привлекаются организации, во втором – ее должностные лица.
Срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения составляет три года. Течение срока давности приостанавливается, если плательщик активно противодействует проведению выездной проверки со дня составления органом контроля акта о приостановлении проверки. При возобновлении проверки возобновляется и срок давности.
Штрафы
Виды правонарушений и меры ответственности за них, предусмотренные Законом № 212-ФЗ и Кодексом РФ об административных правонарушениях, представим в таблице.
 
Вид
правонарушения
Статья
Закона
№ 212-ФЗ
Ответственность в соответствии с Законом № 212-ФЗ Статья
КоАП РФ
Ответственность в соответствии с КоАП РФ
Непредставление расчета по страховым взносам в срок, не превышающий 180 календарных дней Пункт 1 статьи 46 Штраф в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащих уплате на основании данного расчета за каждый просроченный месяц, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. Пункт 2 статьи 15.33 Штраф в размере от 300 до 500 руб.
Непредставление расчета по страховым взносам в течение более 180 календарных дней Пункт 2 статьи 46 Штраф в размере 30% суммы страховых взносов, подлежащих уплате на основании данного расчета, и 10% за каждый месяц, начиная со 181-го дня, но не менее 1 000 руб.    
Неуплата или неполная уплата страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков Пункт 1 статьи 47 Штраф в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов    
Умышленная неуплата или неполная уплата страховых взносов Пункт 2 статьи 47 Штраф в размере 40% неуплаченной суммы страховых взносов    
Отказ или непредставление в контролирующий орган документов, необходимых для контроля за уплатой страховых взносов Статья 48 Штраф в размере 50 руб. за каждый не представленный документ Пункт 3 статьи 15.33 Штраф в размере от 300 до 500 руб.
Создание ситуации отсутствия в банке денег на счете плательщика, при наличии поручения органа контроля на перечисление денежных средств плательщика во внебюджетные фонды Пункт 2 статьи 51 Штраф в размере 30% не поступившей в результате таких действий суммы    
 
Пени
За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов, начисляются пени. Пени определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Согласно статье 25 Закона № 212-ФЗ процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Банка России.
Однако если плательщик выполняет письменные разъяснения, данные ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля или Минздравсоцразвития России, то согласно пункту 9 статьи 25 и подпункту 3 пункта 1 статьи 43 Закона № 212-ФЗ пени на недоимку начисляться не будут.
Обжалование решения Пенсионного фонда РФ
Итоги рассмотрения материалов проверки организация вправе обжаловать в срок, который указан в решении. Порядок обжалования актов и действий контролирующих органов определен в главе 7 Закона № 212-ФЗ.
Заявитель может обратиться в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или в суд. А может обратиться одновременно в две инстанции.
Для судебного обжалования актов органа контроля и действий контролирующих органов организация подает заявление в арбитражный суд.
Жалоба в вышестоящий орган контроля подается в письменной форме в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.
Решение вышестоящего органа контроля в отношении жалобы принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен не более чем на 15 дней.
О принятом решении сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу, в течение трех дней со дня его принятия.
Зачет и возврат страховых взносов
Процедура зачета и возврата «перекидки» излишне уплаченных взносов из бюджета одного в бюджет другого фонда претерпела изменения. Кроме того, Закон № 212-ФЗ различает излишне уплаченные и излишне взысканные суммы страховых взносов. На этом основании применяются разные сроки к процедурам зачета и возврата.

Излишне уплаченные страховые взносы

Так, с 2010 г. не допускается зачет излишне уплаченных страховых взносов в бюджет одного государственного внебюджетного фонда в счет погашения предстоящих платежей, недоимки по взносам или задолженности по пеням и штрафам в бюджет другого фонда. Об этом сказано в пункте 21 статьи 26 Закона № 212-ФЗ. Таким образом, зачет излишне уплаченных взносов возможен только в рамках одного фонда.
При таком подходе необходимо уделять особое внимание правильности заполнения платежных поручений на уплату взносов, а также своевременно проходить сверку расчетов.
Зачет переплаты в счет предстоящих платежей производится в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика или со дня подписания акта совместной сверки. На зачет переплаты в счет погашения задолженности по пеням или штрафам писать заявление плательщику не надо, контролирующие органы могут осуществлять такой зачет самостоятельно.
Возвращается сумма излишне уплаченных страховых взносов в течение одного месяца. При наличии у него задолженности по пеням и штрафам возврат плательщику переплаты производится только после зачета переплаченной суммы в счет погашения такой задолженности.
Кроме того, если территориальный орган ПФР уже учел и разнес на индивидуальные лицевые счета физических лиц сумму излишне уплаченных страховых взносов, возврат этих сумм, согласно нормам Закона № 212-ФЗ, не производится.
Пункт 13 статьи 26 Закона № 212-ФЗ устанавливает срок давности для зачета или возврата суммы излишне уплаченных страховых взносов – заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной в заявлении суммы.
Отметим, что на сумму излишне уплаченных страховых взносов, которая подлежит возврату, но не возвращена плательщику в установленный срок, на основании пункта 17 статьи 26 Закона № 212-ФЗ должны начисляться проценты. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Излишне взысканные страховые взносы

Заявление о возврате излишне взысканных страховых взносов (пеней и штрафов по ним) может быть подано плательщиком в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда. Об этом сказано в пункте 5 статьи 27 Закона № 212-ФЗ.
Плательщик имеет право обратиться с исковым заявлением в суд в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания страховых взносов.
Согласно пункту 9 статьи 27 Закона № 212-ФЗ излишне взысканные страховые взносы подлежат возврату с обязательным начислением на них процентов.

 
На главную >

Программы

Галерея

Размышления
у картины

Подписаться

Архив
статей

Электронные
журналы

О журналах
 
Поделиться: