click fraud detection

Операции со средствами
от приносящей доход деятельности: что нового


(из архива статей БиНО за май 2010 года)
 
Е.А. Князева,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации III класса,
к.э.н.

 
Порядок осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержден приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н (далее – Порядок № 88н, Приказ № 88н). В конце 2009 – начале 2010 г. Минфин России и Федеральное Казначейство выпустили ряд документов, разъясняющих применение Порядка № 88н. Кроме того, в этот документ были внесены изменения.
 
Использование доходов, полученных
в соответствии с Законом о бюджете на 2009 год

 
Как известно, в Разрешении на осуществление приносящей доход деятельности (код формы по КФД 0531735) (далее – Разрешение) указывают нормативные правовые акты РФ и положения устава учреждения, устанавливающие источники формирования и направления использования средств от приносящей доход деятельности, получаемых учреждением.
В 2010 г. на лицевые счета бюджетных учреждений поступают средства от приносящей доход деятельности, основанием для получения которых является Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (далее – Закон о бюджете на 2009 год). В связи с этим часто возникают вопросы, каким образом должен быть отражен в Разрешении такой источник поступления средств и имеют ли право органы Федерального казначейства блокировать указанные поступления.
Если в платежном поручении о зачислении средств на лицевой счет получателя указан источник, которого нет в Разрешении, то орган Федерального казначейства зачисляет поступившую сумму на лицевой счет получателя бюджетных средств без права ее расходования. Такой порядок установлен в пункте 4.2 Порядка № 88н. Это еще раз подтвердил Минфин России: в письме от 12 апреля 2010 г. № 02-03-07/1322 он разъяснил, что средства от приносящей доход деятельности, поступающие в 2010 году, основанием для образования и, следовательно, указания в Разрешении которых является Закон о бюджете на 2009 год, зачисляют как средства без права их расходования.
При этом согласно пункту 4.5 Порядка № 88н средства, зачисленные на лицевой счет получателя бюджетных средств без права их расходования, на самом деле можно использовать. Только цели расходования таких средств ограничены: заявки на кассовый расход можно составить на исполнение требований исполнительных документов, должником по которым является получатель, а также на уплату не включаемых в состав расходов налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

Действие ранее оформленных Разрешений

В соответствии с Порядком № 88н бюджетное учреждение представляет в орган Федерального казначейства Разрешение.
Приказ № 88н вступил в силу с 1 января 2009 г. В соответствии с пунктом 2 Приказа № 88н до 1 января 2011 г. действуют ранее оформленные Разрешения, если, конечно, главный распорядитель средств федерального бюджета не оформил новое генеральное разрешение на осуществление приносящей доход деятельности, а подведомственным учреждениям – Разрешения на осуществление приносящей доход деятельности, оформленные в соответствии с Порядком № 88н.

Оформление Разрешений

Приказом Минфина России от 15 февраля 2010 г. № 15н (далее – Приказ № 15н) внесены изменения в порядок оформления Разрешений, установленный Порядком № 88н.

Случаи оформления Разрешения в соответствии с Порядком № 88н

До 1 января 2011 г. главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств, в ведении которого находится федеральное бюджетное учреждение, у которого нет нового генерального разрешения, оформленного в соответствии с Порядком № 88н, вправе оформить Разрешение на осуществление приносящей доход деятельности в следующих случаях:
– при создании нового федерального бюджетного учреждения;
– при изменении наименования федерального бюджетного учреждения;
– при изменении юридического адреса федерального бюджетного учреждения.
Указанное Разрешение оформляют по форме, установленной Порядком № 88н, на основании генерального разрешения, оформленного в соответствии с приказом Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н «О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности» (далее – Приказ № 46н).
До регистрации Приказа № 15н в Минюсте России Минфин России давал аналогичные разъяснения, например в письме от 17 февраля 2010 г. № 02-03-09/553.

Заполнение табличной части Разрешения

Указание порядкового номера

Обратите внимание на особенности указания порядкового номера Разрешения. В соответствии с пунктом 6.5 Порядка № 88н в графе 1 табличной части Разрешения получатель средств федерального бюджета указывает порядковый номер записи по строке Разрешения. В некоторых Разрешениях этот номер соответствует номеру записи, присвоенной в Генеральном разрешении. При этом не всегда номера записей, приведенные в Разрешении, оказываются по порядку (например, в Разрешении друг за другом могут быть указаны номера «1», «5», «7», «10» и т.п.).
В соответствии с пунктом 2.15 Порядка № 88н при проверке правильности оформления представленного получателем средств федерального бюджета Разрешения орган Федерального казначейства проверяет наличие в Разрешении реквизитов, предусмотренных к заполнению в соответствии с пунктом 6.5 Порядка № 88н. При выявлении ненадлежащего заполнения реквизитов сотрудник ОФК возвращает Разрешение получателю средств федерального бюджета на основании пункта 2.16 Порядка № 88н.
Письмом Федерального казначейства от 16 апреля 2010 г. № 42-7.4-05/1.6-233 разъяснено, что указание в графе 1 табличной части Разрешения порядкового номера Генерального разрешения главного распорядителя средств федерального бюджета на осуществление приносящей доход деятельности подведомственными ему учреждениями является основанием для возврата Разрешения органом Федерального казначейства в связи с его неверным оформлением.
Таким образом, в графе 1 табличной части Разрешения не надо указывать номера, присвоенные записям в Генеральном разрешении, на основании которого оформлено данное Разрешение. Здесь проставляют порядковые номера записей («1», «2», «3» и т.д.).

Указание источников формирования и направлений использования средств

Главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета и получатель средств федерального бюджета, являющийся юридическим лицом, могут осуществлять операции по расчетам, связанным с централизацией внебюджетных доходов, только при наличии соответствующего основания в Разрешении. Такие указания даны в письмах Минфина России от 19 августа 2008 г. № 02-13-10/2458 и Федерального казначейства от 2 сентября 2008 г. № 4-2-7.1-15/2.2-404.
Письмом Минфина России от 5 февраля 2009 г. № 02-03-09/336 разъяснен вопрос отражения в Разрешении такого источника формирования средств, как возврат дебиторской задолженности прошлых лет, возникшей при осуществлении приносящей доход деятельности получателями средств федерального бюджета. Разъяснено, что на основании положений пункта 4.9 Порядка № 88н суммы поступлений от возврата дебиторской задолженности получателю средств федерального бюджета, образовавшейся в процессе исполнения им смет доходов и расходов прошлых лет, отражают на лицевом счете получателя бюджетных средств как поступления доходов текущего года без включения в Разрешение.
Обращаем внимание, что Разрешения, ранее принятые органами Федерального казначейства от получателей средств федерального бюджета и не соответствующие разъяснениям данного письма, не подлежат возврату как неверно оформленные.

Оформление Дополнения к Разрешению

В письме от 11 декабря 2009 г. № 42-7.4-05/1.0-711 Федеральное казначейство разъясняет вопрос о необходимости представления реорганизуемым участником бюджетного процесса Дополнения к Разрешению. В этом случае в соответствии с пунктом 2.18 Порядка № 88н в строке «Специальные указания» следует указать «Отзыв Разрешения».
На лицевом счете получателя бюджетных средств могут открывать раздел по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствии с Разрешением, оформленным в порядке, установленном Приказом № 46н. И это может быть связано с реорганизацией (ликвидацией) другого участника бюджетного процесса. В этом случае представлять в орган Федерального казначейства Дополнения к Разрешению с указанием в строке «Специальные указания» фразы «Отзыв Разрешения» не нужно.

Особенности оформления Разрешения и Дополнения
к Разрешению для распорядителей средств

Главный распорядитель средств для своих нижестоящих, подведомственных учреждений оформляет отдельные Разрешения. При формировании Разрешения для нижестоящего распорядителя строку «Получатель бюджетных средств» не заполняют.
Порядок оформления Разрешений для бюджетных учреждений установлен пунктом 2.12 Порядка № 88н. На основании Разрешения или Дополнения к Разрешению распорядители в течение 10 рабочих дней со дня его получения от главного распорядителя (распорядителя) оформляют для находящихся в их ведении получателей Разрешение или Дополнение к Разрешению.
Номер Разрешению или Дополнению к Разрешению присваивает оформивший его главный распорядитель (распорядитель) в установленном им порядке. Главный распорядитель (распорядитель) регистрирует Разрешение или Дополнение к Разрешению в журнале регистрации выдачи Разрешений. Порядок ведения и форму журнала регистрации выдачи Разрешений устанавливает главный распорядитель.
Разрешение или Дополнение к Разрешению оформляют в двух экземплярах, первый из которых оставляют у главного распорядителя (распорядителя), а второй направляют распорядителю или получателю. Надлежаще оформленное главным распорядителем (распорядителем) Разрешение или Дополнение к Разрешению получатель бюджетных средств представляет в территориальный орган Федерального казначейства по месту обслуживания. Одновременно с этим Разрешение или Дополнение к Разрешению представляют на машинном носителе, а при наличии электронного документооборота между получателем и органом Федерального казначейства – в электронном виде.
Если главный распорядитель (распорядитель) и находящийся в его непосредственном ведении получатель бюджетных средств обслуживаются в одном органе Федерального казначейства, то Разрешение или Дополнение к Разрешению можно представить только в электронном виде.
Обращаем внимание, что пунктом 2.13 Порядка № 88н установлено, что Разрешение или Дополнение к Разрешению для главных распорядителей (распорядителей) как получателей бюджетных средств главные распорядители (распорядители) оформляют в общеустановленном порядке. То есть в порядке, определенном в пункте 2.12 Порядка № 88н.
Письмом Минфина России от 27 января 2010 г. № 02-03-09/248 разъяснено, что согласно пункту 6.5 Порядка № 88н если главный (вышестоящий) распорядитель средств федерального бюджета оформляет Разрешение для распорядителя средств федерального бюджета, то в указанном Разрешении строку «Получатель бюджетных средств» не заполняют. В этом случае в кодовой зоне заголовочной части Разрешения должен быть указан код распорядителя по Сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, ИНН и КПП распорядителя. А вот строка «Распорядитель бюджетных средств» должна быть заполнена.
Указанное Разрешение является основанием для оформления данным распорядителем Разрешений для находящихся в его ведении получателей средств федерального бюджета, в том числе, согласно пункту 2.13 Порядка № 88н, – для самого распорядителя как получателя бюджетных средств. При этом такое Разрешение не надо представлять в орган Федерального казначейства. Для себя распорядитель оформляет Разрешение, в котором заполняет строку «Получатель бюджетных средств». Это Разрешение и представляют в орган Федерального казначейства.
Письмом Минфина России и Федерального казначейства от 4 мая 2010 г. № 02-03-07/1635, 42-7.4-05/1.6-287 доведены образцы заполнения Разрешений на осуществление приносящей доход деятельности.
В конце статьи (на с. 68) приведен пример заполнения Разрешения, оформленного главным распорядителем для получателя, находящегося в его непосредственном ведении. Такое Разрешение представляют в орган Федерального казначейства для оформления на лицевом счете получателя раздела для учета операций по приносящей доход деятельности.
Второй пример – Разрешение, оформленное главным распорядителем для распорядителя, находящегося в его непосредственном ведении (см. с. 69). Такое Разрешение не представляют в ОФК, оно нужно для того, чтобы получивший его распорядитель смог оформить Разрешения на осуществление приносящей доход деятельности для находящихся в его ведении получателей.

Отражение доходов
от приносящей доход деятельности

Письмом Минфина России от 6 апреля 2010 г. № 02-03-10/1231 разъяснен вопрос отражения доходов от приносящей доход деятельности, поступающих от использования имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, рыночных продаж товаров и услуг, безвозмездных поступлений.
Указано, что субъект Российской Федерации (муниципальное образование) вправе на основании закона (решения) о бюджете включать в состав доходов бюджета субъекта РФ (муниципального образования) средства от приносящей доход деятельности. При этом указанные средства должны быть отражены по соответствующим кодам классификации доходов бюджетов групп 000 1 00 00000 00 0000 000 «Налоговые и неналоговые доходы» и 000 2 00 00000 00 0000 000 «Безвозмездные поступления». Это следует из норм статей 20 и 41 Бюджетного кодекса РФ, а также из Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 31 декабря 2009 г. № 150н.
Если в нарушение положений БК РФ указанные средства включены в состав доходов бюджета по соответствующим кодам доходов 000 3 01 00000 00 0000 000 «Доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности», 000 3 02 00000 00 0000 000 «Рыночные продажи товаров и услуг», 000 3 03 00000 00 0000 000 «Безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности», то при их зачислении на счет № 40101 данные средства подлежат отнесению к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет.
Также указано, что если закон (решение) о бюджете субъекта РФ (муниципального образования) принят в нарушение положений БК РФ, то закон (решение) о бюджете субъекта РФ (муниципального образования) необходимо привести в соответствие с требованиями БК РФ. В частности, имеется в виду включение в состав доходов бюджета субъекта РФ (муниципального образования) средств от приносящей доход деятельности, поступающих от использования собственности, рыночных продаж товаров и услуг, безвозмездных поступлений, отраженных по соответствующим кодам доходов 000 3 01 00000 00 0000 000, 000 3 02 00000 00 0000 000, 000 3 03 00000 00 0000 000.

Особенности использования доходов,
полученных от размещения средств на депозитных счетах

Статья 6 Федерального закона от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» устанавливает особенности использования средств, получаемых федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, а также регулирует ряд связанных с ними вопросов. Федеральные бюджетные учреждения не могут направлять средства, полученные от приносящей доход деятельности, на создание других организаций, покупку ценных бумаг, а также разместить их на депозиты в кредитных организациях.
Письмом Минфина России от 15 марта 2010 г. № 02-03-07/901 разъяснен вопрос о возможности зачисления на лицевой счет получателя бюджетных средств сумм ранее размещенных средств от приносящей доход деятельности на депозитных счетах, в векселях и прочих финансовых вложениях. Возврат сумм ранее размещенных средств от приносящей доход деятельности на депозитных счетах, в векселях и прочих финансовых вложениях подлежит учету на лицевом счете получателя бюджетных средств как средства без права расходования. Получатель средств федерального бюджета вправе перечислить указанные средства в доход федерального бюджета. При этом органы Федерального казначейства не должны проверять Разрешение на наличие данного направления использования внебюджетных средств.
Если получатель средств федерального бюджета произвел вышеназванные операции по размещению средств от приносящей доход деятельности на депозитных счетах, в векселях и прочих финансовых вложениях до 2004 г., то поступившие суммы от их возврата бюджетные учреждения могут использовать, если указанные операции предусмотрены сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности и в Разрешении. В этом случае поступления сумм от возврата ранее размещенных средств от приносящей доход деятельности на депозитных счетах, в векселях и прочих финансовых вложениях следует отражать по статье 510 «Поступление на счета бюджетов» классификации операций сектора государственного управления.
 
На главную >

О журналах

Электронные
журналы

Подписаться

Архив
статей

Размышления
у картины

Галерея

Программы
 
Поделиться: