click fraud detection

Новые нормативные акты по исполнению бюджетов

(из архива статей БиНО за февраль 2010 года)
 
 
Е.А. Князева,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации III класса,
к.э.н.

 
В этом номере журнала мы представляем вниманию читателей комментарий к новым приказам Минфина России и Федерального казначейства:
к приказу Минфина России от 10 декабря 2009 г. № 128н – внесены изменения в Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в Федеральном казначействе или органе Федерального казначейства, утвержденный приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н (далее – Приказ № 87н);
к приказу Минфина России от 10 декабря 2009 г. № 129н – внесены изменения в Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденный приказом Минфина России от 19 сентября 2008 г. № 98н (далее – Приказ № 98н);
к приказу Федерального казначейства от 25 декабря 2009 г. № 15н – внесены изменения в Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденный приказом Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. № 8н (далее – Приказ № 8н).
 
Приказ № 87н
 
Проверка соответствия информации

В приказе сказано, что территориальные органы Федерального казначейства должны проверять, соответствует ли информация по денежному обязательству получателя средств федерального бюджета по государственному контракту или договору аренды реквизитам и показателям учтенного казначейством бюджетного обязательства, вытекающего из соответствующего государственного контракта или договора аренды, а также информации об указанном государственном контракте, отраженной в реестре государственных контрактов.
Срок вступления в действие этого положения Приказа № 87н перенесен с 2010 на 2011 г.
В новой редакции приказа (подпункт 7 пункта 10) введен дополнительный показатель, который проверяется в заявке на кассовый расход при санкционировании оплаты денежных обязательств по расходам.
А именно ОФК проверяет, соответствуют ли наименования государственного заказчика и объекта капитального строительства государственной собственности РФ, указанные в документе-основании, данным, предусмотренным в нормативном правовом акте РФ, регулирующем порядок доведения до органов Федерального казначейства таких данных.

Документы, подтверждающие возникновение денежного обязательства

Очень существенное изменение внесено в подпункт 15 пункта 5 Приказа № 87н, который говорит о реквизитах документа-основания, который представляется в орган Федерального казначейства вместе с заявкой на осуществление кассового расхода. Данный пункт приближен к Инструкции по бюджетному учету (приказ Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету»). Это важное нововведение, которое облегчит жизнь нашим бюджетополучателям и органам Федерального казначейства.
Итак, отныне документом, подтверждающим возникновение денежного обязательства, может являться:
при поставке товаров – накладная, акт приемки-передачи, счет-фактура;
при выполнении работ, оказании услуг – акт выполненных работ, счет, счет-фактура.

Работы или услуги?

В соответствии с подпунктом 4 пункта 10 Приказа № 87н органы Федерального казначейства проверяют, соответствует ли содержание операции, явствующее из документа-основания (его электронной копии), коду КОСГУ и назначению платежа, которые указаны в заявке на кассовый расход.
При этом если учреждение представляет в качестве основания счет, а из его содержания следует, что он выписан для оплаты работ, орган Федерального казначейства в соответствии с пунктом 14 Приказа № 87н вправе вернуть заявку на кассовый расход без исполнения. Это следует из разъяснений Минфина России от 21 апреля 2009 г. № 02-03-07/1633, доведенных до органов Федерального казначейства письмом от 7 мая 2009 г. № 42-7.4-05/9.2-250.
Однако при реализации этой нормы органы Федерального казначейства часто сталкиваются с тем, что трудно определить, о чем идет речь в договорах, представляемых клиентами для оплаты, – о «работе» или «услуге».
Определение, какая деятельность относится к работам, а какая к услугам, содержится в статье 38 Налогового кодекса РФ. А тип документа, представляемого в орган Федерального казначейства для санкционирования оплаты денежных обязательств, определяется исходя из предмета договора (государственного контракта).
Так, если из договора следует, что он заключен на оказание услуг, получатель средств представляет в казначейство вместе с заявкой на кассовый расход счет либо счет-фактуру. А если из договора следует, что он заключен на выполнение работ, в казначейство представляется акт выполненных работ.

Документы, содержащие государственную тайну

Следующее изменение касается абзаца 6 пункта 9 Приказа № 87н, который описывает, как поступать с документами-основаниями, содержащими сведения, составляющие государственную тайну.
В предыдущей редакции приказа было установлено, что такие документы, указанные в заявке, содержащей гриф «секретно», получателем средств федерального бюджета в Федеральное казначейство или его орган не представляются.
Новой редакцией предусмотрено, что данные документы представляются в Федеральное казначейство или его орган в установленном порядке с соблюдением требований законодательства РФ о государственной тайне на бумажном носителе. После проведения санкционирования документ-основание подлежит возврату получателю средств федерального бюджета.

Приказ № 98н

Учет в ОФК бюджетных обязательств по госконтрактам

Изменения коснулись только сроков вступления в силу отдельных положений приказа.
Так, вступление в силу порядка постановки на учет бюджетных обязательств получателя средств федерального бюджета, возникающих на основании государственных контрактов и иных договоров, отложено с 1 января 2010 г. до 1 января 2011 г.
До 1 января 2011 г. учет бюджетных обязательств (за исключением бюджетных обязательств, возникающих на основании исполнительных документов) осуществляется в соответствии с положениями пункта 2.2, абзацев 1–3 пункта 2.7, пунктов 2.8, 2.9, 2.11, 2.14, абзацев 1, 2 пункта 2.15, пункта 2.16, пункта 2.21, абзаца 1 пункта 2.22, пункта 2.23 Приказа № 98н.

Учет в ОФК обязательств по исполнительным документам

Таким образом, в 2010 г. бюджетное учреждение учитывает в ОФК только обязательства по исполнительным документам.
Напомним, что основанием для постановки на учет таких бюджетных обязательств является информация, представленная получателем средств федерального бюджета – должником в произвольной письменной форме на бумажном носителе. В данном письме должны быть указаны источник образования задолженности и коды бюджетной классификации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа.
Обратите внимание, что бюджетное обязательство по исполнительному документу, не исполненное на конец текущего финансового года в полном объеме, подлежит перерегистрации и учету в объеме неисполненной его части в очередном финансовом году в следующем порядке.
Если речь идет о единовременной выплате по исполнительному документу, для перерегистрации должник представляет в произвольной письменной форме информацию о неисполненной части бюджетного обязательства, где приводится и ссылка на ранее учтенное бюджетное обязательство.
Для исполнительных документов, выплаты по которым имеют периодический характер, представлять информацию не надо. Бюджетное обязательство будет перерегистрировано в очередном финансовом году на сумму выплаты очередного периода. Однако это произойдет только в том случае, если коды бюджетной классификации РФ, по которым данное бюджетное обязательство было поставлено на учет в ОФК, являются действующими.
Если же коды уже недействующие, то для перерегистрации должник также должен представить информацию о неисполненной части бюджетного обязательства со ссылкой на учетный номер ранее зарегистрированного бюджетного обязательства.
ОФК составляет заявку на перерегистрацию обязательства, указывая в ее разделе 3 реквизиты соответствующего исполнительного документа. На ее основании ОФК осуществляет перерегистрацию бюджетного обязательства, и оно учитывается на соответствующем лицевом счете должника.

Приказ № 8н

Сокращенная заявка на кассовый расход

Согласно новой редакции пункта 2.1.1 приказа бюджетные учреждения могут представлять в орган Федерального казначейства сокращенную заявку на кассовый расход. Ее форма приведена в приложении 29 к Приказу № 8н (код формы по КФД 0531851).
Сокращенная заявка представляется при одновременном соблюдении трех условий:
– оплата денежного обязательства осуществляется по бюджетному обязательству в валюте РФ;
– оплата денежного обязательства осуществляется по одному коду бюджетной классификации РФ;
– возникновение денежного обязательства подтверждается не более чем одним документом-основанием.
Сокращенные заявки могут подаваться при выплате заработной платы, перечислении налогов, сборов, при оплате договоров гражданско-правового характера и договоров аренды.
Сокращенная заявка может составляться также при кассовых выплатах, связанных с осуществлением оперативно-разыскных мероприятий. Соответствующие изменения внесены в пункты 2.7.2, 2.7.4 Приказа № 8н.
Требования по оформлению сокращенной заявки изложены в новом пункте 9.30 приказа. В следующих номерах журнала мы дадим подробный комментарий по ее составлению.

Если у должника нет ИНН

В новой редакции изложен абзац 2 пункта 2.1.7, касающийся порядка оформления расчетных документов территориальными органами Федеральной службы судебных приставов.
Указано, что в графе 8 раздела 1 «Реквизиты документа» заявки на кассовый расход (в том числе сокращенной) в скобках перед текстовым назначением платежа указываются ИНН, КПП плательщика налога (сбора), чья обязанность по уплате налога или сбора принудительно исполняется. При отсутствии у плательщика – физического лица ИНН и КПП указывается «(ИНН 0 КПП 0)». Ранее было написано, что в данной графе указывается «0».

Проведение ОФК кассовых выплат из местных бюджетов

Вносятся изменения в пункт 2.2, касающийся оснований для проведения операций по кассовым выплатам из бюджета субъекта РФ или местного бюджета.
В новом приложении 30 к Приказу № 8н приводится примерная форма Соглашения об осуществлении органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) при кассовом обслуживании им исполнения бюджета, заключенного между органом Федерального казначейства и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования)».
Пункт 2.2.1 Приказа № 8н дополнен новым подпунктом «в». Теперь органы Федерального казначейства имеют еще один вариант кассового облуживания счетов.
Указано, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, администрация муниципального образования вправе выбрать любой из приведенных порядков кассового обслуживания исполнения своего бюджета, а также принять решение о его изменении. При этом они могут открыть лицевой счет бюджета финансовому органу и передать органу Федерального казначейства отдельные функции по исполнению бюджета субъекта РФ (местного бюджета) в соответствии с соглашением.

Кассовые выплаты по внебанковским операциям

Уточнен порядок заполнения и обработки уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа.
Теперь установлено, что при этом получатель бюджетных средств (администратор источников финансирования дефицита бюджета) представляет в орган Федерального казначейства заявку на кассовый расход, в которой указывается:
– номер лицевого счета для перечисления средств;
– сумма платежа в разрезе бюджетной классификации;
– счет, открытый органу Федерального казначейства в банке.
Ранее предусматривалось также указание кодов классификации расходов бюджетов, хотя на практике уведомление составлялось и на доходные коды бюджетной классификации.
В новой редакции изложен абзац 1 пункта 2.3.2 Приказа № 8н. Операции по восстановлению суммы произведенной кассовой выплаты с одного кода бюджетной классификации на другой, а также поступление в бюджет накопленного купонного дохода в соответствии со статьей 113 Бюджетного кодекса РФ теперь также квалифицируются как внебанковские операции.
Исключена норма о том, что для зачисления в бюджет накопленного купонного дохода графа «Код по БК плательщика» раздела 5 «Расшифровка заявки на кассовый расход» не заполняется.
Пункт 2.5.3 приказа дополнен положением о том, что орган Федерального казначейства обрабатывает уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа и формирует в установленном порядке справку (код формы по ОКУД 0504833). Указанные уведомление и справка являются основанием для отражения органом Федерального казначейства операции по уточнению кода бюджетной классификации в бюджетном учете.

Порядок отражения невыясненных поступлений

В новой редакции изложен пункт 2.5.5 Приказа № 8н, касающийся оснований отнесения платежей к невыясненным поступлениям.
Суммы, зачисленные на счет № 40105, учитываются как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, если в полученном из банка расчетном документе присутствует одно из следующих обстоятельств (или несколько одновременно):
– не указано наименование получателя средств федерального бюджета (администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета) или указано искаженное или неправильное наименование;
– не указан или неверно указан номер лицевого счета получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита бюджета);
– указанный лицевой счет открыт в другом органе Федерального казначейства;
– не указан код или указан несуществующий (недействующий) код бюджетной классификации;
– в полях «ИНН» и «КПП» получателя нет данных или указаны ИНН и КПП, не принадлежащие получателю (администратору), указанному в поле «Получатель».
То же касается и сумм, зачисленных на счет № 40201 (40204). При подобных обстоятельствах они учитываются как невыясненные поступления, зачисляемые в бюджет субъекта РФ (местный бюджет).
Поступления, зачисленные на счет № 40105 и отнесенные к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет, отражаются на лицевом счете администратора доходов бюджета, открытом органу Федерального казначейства.
Орган Федерального казначейства направляет предполагаемому получателю бюджетных средств (администратору источников финансирования дефицита бюджета) запрос на выяснение принадлежности платежа согласно приложению 9 к Приказу № 8н (код формы по КФД 0531808).
При получении запроса получатель бюджетных средств может представить в орган Федерального казначейства уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа, на основании которого поступившие суммы отражаются на его лицевом счете.
Если же получатель средств отказывается от поступления, в данном уведомлении он в графе 9 раздела «Реквизиты платежного документа» указывает код бюджетной классификации из запроса, а в графе 6 раздела «Изменить на реквизиты:» указывает код бюджетной классификации невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет.
Поступления, зачисленные на счета № 40201, 40204 и отнесенные к невыясненным поступлениям, зачисляемым в соответствующий бюджет, отражаются на лицевом счете администратора доходов бюджета, открытом администратору данных невыясненных поступлений, а также в соответствующем разделе на лицевом счете бюджета (в случае его открытия финансовому органу).
Если невозможно определить, кто администратор данных невыясненных поступлений, они отражаются на лицевом счете администратора доходов бюджета, открытом финансовому органу, а также в соответствующем разделе на лицевом счете бюджета.
Чтобы уточнить такие невыясненные поступления, финансовый орган представляет в орган Федерального казначейства уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа. На его основании поступившие суммы отражаются на лицевом счете получателя бюджетных средств (лицевом счете администратора источников финансирования дефицита бюджета, лицевом счете бюджета, открытом финансовому органу).
Возврат средств, поступивших на счета № 40105, 40201, 40204 и отраженных как невыясненные поступления, зачисляемые в соответствующий бюджет, осуществляется на основании заявки на возврат, оформленной администратором доходов бюджета, на лицевом счете которого отражены данные невыясненные поступления.
Средства возвращаются со счета № 40101, без перечисления указанных поступлений со счетов № 40105, 40201, 40204 на счет № 40101.
Порядок возврата соответствует порядку учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ.
Обратите внимание, что поступления на счет № 40503, отнесенные к невыясненным поступлениям, учитываются в соответствии с порядком осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от деятельности, приносящей доход.
Это важное дополнение ставит точку в вопросе о том, по каким основаниям могут быть отнесены к невыясненным поступлениям платежи по внебюджетной деятельности. При решении вопроса об отнесении этих платежей к невыясненным поступлениям следует руководствоваться приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н.

Заполнение документов

Ряд изменений внесен в Указания по заполнению форм документов, представленных в приложениях к Приказу № 8н.
В пункте 9.1 установлены общие правила заполнения форм, а именно:
– заголовочная часть формы заполняется в обязательном порядке;
– при отсутствии показателей в соответствующих графах и строках указывается ноль («0»).
В этот пункт внесено такое дополнение: если документ имеет более одной страницы, на его второй и следующих страницах указываются в правом верхнем углу код формы документа, номер документа (если есть), дата составления документа. Ранее в приказе говорилось, что документ может составляться на двух и более страницах. Хотя на практике некоторые документы, например заявки на кассовый расход, уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, можно было выводить на печать на одном листе, изменив формат печати.
Внесены изменения в пункт 9.2, регламентирующий порядок формирования заявки на кассовый расход (код формы по КФД 0531801). Теперь в ней обязательно нужно заполнять строку «Приоритет исполнения». В кодовой зоне заявки приоритет исполнения указывается цифрой.
Изменен пункт 9.4, устанавливающий правила оформления заявки на возврат. Здесь говорится, что в поле «Назначение платежа» в скобках перед текстовым назначением платежа надо указать код бюджетной классификации, по которому платеж подлежит отражению на лицевом счете получателя платежа – в том случае, если заявка оформляется в адрес другого участника бюджетного процесса, лицевой счет которого открыт в Федеральном казначействе или его органе.
Изменен пункт 9.9, касающийся уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа (код формы по КФД 0531809). В новой редакции предусмотрено, что при изменении структуры кодов бюджетной классификации на основании нормативных правовых актов в уведомлении не нужно заполнять графы 2, 3, 4.
 
Новые нормы о лимите остатка кассы

В заключение отметим, что это еще не все изменения, которые вносятся в приказы Минфина России и Федерального казначейства. В настоящее время готовятся поправки к приказу Минфина России от 3 сентября 2008 г. № 89н «Об утверждении Правил обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее – Приказ № 89н).
Какие предполагаются изменения в Приказе № 89н?
Как известно, приказом Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н был утвержден Порядок открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности. В нем говорилось, что орган Федерального казначейства устанавливает лимит кассы для бюджетополучателей, которых он обслуживает.
С переходом на новую нормативную правовую базу эта норма исчезла, что вызвало много вопросов. Многие бюджетополучатели не поняли, что этой нормы больше нет, и продолжали представлять документы на лимит остатка кассы. Однако фактически в настоящее время у органов Федерального казначейства нет полномочий требовать такие документы.
Сейчас в Приказ № 89н вносится норма о том, что орган Федерального казначейства требует от бюджетополучателей сообщать ему лимит остатка кассы. При этом форма представляемого документа также будет установлена этим приказом.
 
На главную >

О журналах

Электронные
журналы

Подписаться

Архив
статей

Размышления
у картины

Галерея

Программы
 
Поделиться: