click fraud detection

Новые изменения в Бюджетном кодексе
Российской Федерации


(из архива статей БиНО за май 2009 года)
Е.А. Малинина,
юрист, советник государственной
гражданской службы РФ II класса

 
В самом конце 2008 г., а именно 24 декабря, Госдума РФ приняла новые поправки в Бюджетный кодекс РФ, которые 29 декабря были одобрены Советом Федерации, 30 декабря 2008 г. подписаны Президентом РФ и с 1 января 2009 г. вступили в силу.
Речь идет о Федеральном законе № 310-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации”» (далее – Закон № 310-ФЗ).
Рассмотрим основные изменения, внесенные Законом № 310-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ.

Понятия и определения
 
Прежде всего рассмотрим поправки к статье 6 БК РФ, определяющей понятия и термины, применяемые в Бюджетном кодексе РФ в части определения государственных (муниципальных) услуг и государственного (муниципального) задания.
Внесено дополнение, согласно которому теперь речь идет не только о государственных (муниципальных) услугах, оказываемых в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами, но и о работах, выполняемых данными органами в соответствии с государственным (муниципальным) заданием.
Такое дополнение было необходимо в связи с основополагающей ролью БК РФ в системе бюджетного законодательства РФ, так как основные понятия и термины в иных актах бюджетного законодательства РФ должны использоваться в том значении, в каком они определены в статье 6 БК РФ.
В данном же случае имело место явное несоответствие определений, используемых в Бюджетном кодексе РФ, определениям, используемым в других нормативных актах. Например, в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» речь идет не только об оказании государственных (муниципальных) услуг, но и о выполнении работ. Кроме того, это не отвечало действительному положению вещей: и бюджетные учреждения, и иные юридические лица не только оказывают услуги, но и часто выполняют какие-либо работы. Например, научные учреждения, как правило, именно выполняют ту или иную работу, а не оказывают услуги. Теперь эти противоречия устранены.
Вместе с тем из определения государственных (муниципальных) услуг исчезла конкретизация того, кому могут оказываться услуги – физическим и юридическим лицам. Вероятно, это подразумевается само собой, иначе кому еще могут оказываться услуги или для кого выполняться работы, если не для физических или юридических лиц!
Также теперь не уточняется, что услуги оказываются безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления).
Соответственно, и в определение государственного (муниципального) задания внесены изменения. Теперь оно определяется как документ, устанавливающий требования не только к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг, но и к содержанию выполнения работ.
Согласно поправкам, внесенным в статью 6 БК РФ, определяющую понятия и термины, используемые в Бюджетном кодексе РФ, внесены соответствующие поправки и в другие статьи БК РФ, в которых используются данные определения.
Так, внесено дополнение в статью 69 БК РФ «Бюджетные ассигнования». Напомним, что эта статья определяет закрытый перечень форм бюджетных ассигнований – предельных объемов денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
С 1 января 2009 г. к числу бюджетных ассигнований среди прочих отнесены ассигнования как на оказание государственных (муниципальных) услуг, так и на выполнение работ, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд.
Аналогичная поправка внесена и в статью 69.1 БК РФ, которая с 1 января 2009 г. называется «Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)».
 
Государственное (муниципальное) задание
 
Статья 69.2 БК РФ о государственном (муниципальном) задании была введена в Бюджетный кодекс РФ Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 63-ФЗ) с 1 января 2008 г. Пункт 1 данной статьи, устанавливающий требования к содержанию государственного (муниципального) задания, с 1 января 2009 г. действует в новой редакции.
Согласно внесенным изменениям требования к содержанию государственного (муниципального) задания условно можно разделить на две части. Первая часть содержит общие требования к государственному (муниципальному) заданию на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам и к заданию на выполнение работ:
– выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного (муниципального) задания;
– показатели, характеризующие состав, качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
– порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
– требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.
Во второй же части изложены дополнительные требования – только к заданию на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам:
– определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
– порядок оказания соответствующих услуг;
– предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов).

Напомним, что 1 января 2009 г. вступили в силу остальные положения статьи 69.2 БК РФ. Так, теперь государственное (муниципальное) задание будет формироваться в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года – в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет – в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
Так, порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1065, действует с 1 января 2009 г.
Начиная с 2009 г. государственное (муниципальное) задание будет использоваться при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и иными некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

Подведомственность расходов бюджетов
 
Следующее изменение, которое хотелось бы отметить, внесено в статью 38.1 БК РФ, которая называется «Принцип подведомственности расходов бюджетов». Напомним, что эта статья также была введена Законом № 63-ФЗ.
Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Как было отмечено в пояснительной записке к проекту Закона № 63-ФЗ, введение этого принципа обусловлено необходимостью усиления ответственности за исполнение бюджетных обязательств, устранения дублирования отдельных полномочий, установления прозрачной и четкой подведомственной сети главного распорядителя бюджетных средств.
С 1 января 2008 г., когда вступила в силу норма статьи 38.1 БК РФ, каждый главный распорядитель бюджетных средств, согласно статье 158 БК РФ, формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств.
В абзаце 4 статьи 38.1 БК РФ установлены правовые основания, в соответствии с которыми определяется подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.
Так, подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.
Однако до 1 января 2009 г. подведомственность учреждения – получателя бюджетных средств могла возникнуть в силу его создания главным распорядителем бюджетных средств от имени соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования. С 1 января 2009 г. такое основание подведомственности исключено.

Налоговые доходы федерального бюджета
 
С 1 января 2009 г. все доходы от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей зачисляются только в бюджеты субъектов РФ.
Напомним, что в 2008 г. указанные доходы зачислялись в федеральный бюджет по нормативу 40% и по нормативу 60% – в бюджеты субъектов РФ.
Соответствующие изменения Закон № 310-ФЗ внес в статью 50 «Налоговые доходы федерального бюджета» и статью 56 «Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации» БК РФ.
 
Лимиты бюджетных обязательств
 
Закон № 310-ФЗ внес некоторые поправки, связанные с действием лимитов бюджетных обязательств.
Согласно статье 6 БК РФ лимит бюджетных обязательств – это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Соответственно:
– текущий финансовый год – это год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
– очередной финансовый год – год, следующий за текущим финансовым годом;
– плановый период – два финансовых года, следующих за очередным финансовым годом.
Поскольку в настоящее время законы о бюджетах могут приниматься не только на один год, но и на три года (на очередной финансовый год и на плановый период), то и бюджетные ассигнования, и лимиты бюджетных обязательств главные распорядители выделяют получателям бюджетных средств на соответствующий период. Следовательно, получатели бюджетных средств вправе принимать бюджетные обязательства в соответствии с выделенными им бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
31 декабря каждого финансового года прекращают свое действие бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования только текущего финансового года (статья 242 БК РФ).
В связи с этим внесены поправки в пункт 3 статьи 219 БК РФ «Исполнение бюджета по расходам». Установлено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, без прежнего уточнения о том, о каких лимитах бюджетных обязательств идет речь: о доведенных в текущем финансовом году или о доведенных в текущем финансовом году и плановом периоде.
Внесены также поправки в пункт 3 статьи 72 БК РФ, которая называется «Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд».
В данном пункте предусматривается порядок заключения государственного (муниципального) контракта в случае, если предметами государственного (муниципального) контракта являются поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом РФ, а также выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
В прежней редакции данной нормы речь шла о длительности производственного цикла, превышающей три года (один год – в случае утверждения закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ (решения о местном бюджете) на очередной финансовый год).
Напомним, что в таком случае государственные (муниципальные) контракты могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели долгосрочными целевыми программами (проектами) и государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом РФ, на срок реализации указанных программ (проектов), а также в соответствии с решениями Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации, принимаемыми в порядке, определяемом Правительством РФ.
Отметим также, что 1 января 2009 г. вступил в силу абзац 3 пункта 5 статьи 219 БК РФ, введенный Законом № 63-ФЗ. А именно, что оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.

Предоставление субсидий юридическим лицам
(за исключением субсидий государственным (муниципальным)
учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам –
производителям товаров, работ, услуг

 
Согласно статье 69 БК РФ к числу бюджетных ассигнований относятся в том числе ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг.
Порядок предоставления данного вида субсидий изложен в статье 78 БК РФ. Установлено, что субсидии предоставляются юридическим лицам (кроме государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (далее – субсидии производителям товаров, работ, услуг).
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 БК РФ субсидии производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
– из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ – в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ (пункт 1 абзаца 2 статьи 78 БК РФ);
– из бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, законами субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
– из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Статьей 3 Закона № 310-ФЗ установлен мораторий на предоставление субсидий производителям товаров, работ, услуг.
Так, до 1 января 2010 г. указанные субсидии не будут предоставляться из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Это касается субсидий, предоставляемых по решениям, принимаемым соответственно Правительством РФ и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ при реализации мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики России в случаях, установленных федеральными законами или законами субъектов РФ.
Что же касается предоставления субсидий из местного бюджета, то по ним ограничений не предусмотрено.

Предоставление субсидий некоммерческим организациям,
не являющимся бюджетными учреждениями

 
Бюджетный кодекс РФ отдельной нормой предусматривает возможность предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями. Это установлено в статье 78.1 БК РФ.
Пункт 1 данной статьи предусматривает возможность предоставления субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).
Пункт 2 данной статьи предусматривает возможность предоставления субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации. Однако до 1 января 2009 г. такие субсидии были возможны только из федерального бюджета, из иных бюджетов бюджетной системы РФ, нежели федеральный бюджет, возможность предоставления субсидий не была предусмотрена.
Закон № 310-ФЗ внес в данное положение изменение. Теперь субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, могут предусматриваться и в законе субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, и в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией, а также федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций.
 
Управление средствами Резервного фонда
и Фонда национального благосостояния

 
Как известно, в настоящее время в Российской Федерации за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета сформированы Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (статья 96.6 БК РФ).
Статья 96.11 БК РФ определяет порядок управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Установлено, что управление средствами данных фондов осуществляет Минфин России в порядке, установленном Правительством РФ.
Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Банком России, Фонда национального благосостояния – Банком России и специализированными финансовыми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми Минфином России в порядке, установленном Правительством РФ.
В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния порядок привлечения указанных организаций, а также требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством РФ.
Закон № 310-ФЗ дополнил статью 96.11 БК РФ пунктом 4.1.
Предусмотрено, что с 1 января 2009 г. средства Фонда национального благосостояния могут передаваться в доверительное управление специализированным финансовым организациям в соответствии с законодательством РФ. Учредителем доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния является Российская Федерация. В правоотношениях в связи с учреждением доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния от имени Российской Федерации выступает Минфин России.
Передача средств Фонда национального благосостояния в доверительное управление не влечет перехода права собственности на них к доверительному управляющему. Доходы от доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния не являются собственностью доверительного управляющего и относятся на прирост средств Фонда национального благосостояния, переданных в доверительное управление. Доверительный управляющий обязан обособить средства Фонда национального благосостояния, переданные ему в доверительное управление, от собственного имущества и имущества третьих лиц, переданного ему в доверительное управление. Это осуществляется путем отдельного учета средств Фонда национального благосостояния, находящихся в доверительном управлении, а также финансовых активов, полученных в процессе управления средствами Фонда национального благосостояния.
Объектами доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния могут выступать денежные средства и другие финансовые активы, указанные в пункте 4 настоящей статьи:
– долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;
– долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;
– депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях, а также в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк);
– депозиты и остатки на банковских счетах в Банке России;
– долговые обязательства и акции юридических лиц;
– паи (доли участия) инвестиционных фондов.
Эти финансовые активы должны отвечать требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. № 18. Перечень и структура объектов доверительного управления, а также требования к объектам доверительного управления указываются в инвестиционной декларации, которая является неотъемлемой частью договора доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния. Инвестиционная декларация утверждается Минфином России.
Доверительный управляющий обязан представлять в Минфин России отчет о деятельности по управлению средствами Фонда национального благосостояния в сроки, предусмотренные договором доверительного управления, но не реже одного раза в квартал. Состав информации, которую должен содержать указанный отчет, определяется Правительством РФ.
Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при управлении средствами Фонда национального благосостояния. Порядок определения и выплаты вознаграждения доверительному управляющему, перечень необходимых расходов, произведенных им при управлении средствами Фонда национального благосостояния и подлежащих возмещению, и порядок возмещения этих расходов устанавливаются Правительством РФ.
Доверительный управляющий несет перед учредителем доверительного управления ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Договор доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния прекращается в случае:
– отказа учредителя доверительного управления или доверительного управляющего от осуществления доверительного управления в связи с невозможностью для доверительного управляющего лично осуществлять доверительное управление имуществом, если обязанность лично осуществлять доверительное управление установлена договором;
– признания доверительного управляющего банкротом;
– отказа учредителя доверительного управления от договора по иным законным основаниям.
К договору доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния не применяются положения:
– статьи 1023 Гражданского кодекса РФ в части возмещения необходимых расходов, произведенных доверительным управляющим за счет доходов от использования имущества, переданного в доверительное управление;
– пункта 1 статьи 1024 ГК РФ об основаниях прекращения договора доверительного управления;
– пункта 3 статьи 1022 ГК РФ в части обращения взыскания на имущество учредителя доверительного управления, не переданное в доверительное управление.
Напомним, что Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.
Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Резервный фонд формируется за счет:
– нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
– доходов от управления средствами Резервного фонда.
Согласно статье 96.12 БК РФ средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральному казначейству в Банке России.
Закон № 310-ФЗ установил, что остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года, соответствующие объему поступлений нефтегазовых доходов в декабре отчетного финансового года, должны использоваться для финансового обеспечения нефтегазового трансферта текущего финансового года.
Таким образом, теперь Бюджетный кодекс РФ не определяет, в каком объеме зачисляются остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Напомним, что согласно пункту 3 статьи 96.12 БК РФ расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Минфином России в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2007 г. № 892.

Резервный фонд субъекта Российской Федерации
 
Закон № 310-ФЗ дополнил Бюджетный кодекс статьей 81.1 «Резервный фонд субъекта Российской Федерации». В данной статье предусмотрено, что законом субъекта РФ (за исключением закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ) может быть предусмотрено создание Резервного фонда субъекта РФ.
Резервный фонд субъекта РФ представляет собой часть средств бюджета субъекта РФ, предназначенную для исполнения расходных обязательств субъекта РФ в случае недостаточности доходов бюджета субъекта РФ для финансового обеспечения расходных обязательств.
Если Резервный фонд субъекта РФ будет создан, то порядок формирования и использования средств указанного фонда также должен быть установлен законом субъекта РФ (за исключением закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ).
В связи с тем что теперь предусмотрена возможность создания Резервного фонда субъекта РФ, внесены дополнения в статью 92.1 БК РФ «Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации, дефицит местного бюджета».

Предоставление бюджетных кредитов
бюджетам субъектов РФ, местным бюджетам

 
Согласно определению, данному в статье 6 БК РФ, бюджетный кредит – это денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.
Порядок предоставления бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ, местным бюджетам регулируется статьей 93.3 БК РФ.
Закон № 310-ФЗ внес в данную статью изменения, установив, что бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет, а не до одного года, как было предусмотрено ранее.
Также на срок до трех лет теперь могут предоставляться бюджетные кредиты местным бюджетам из бюджета субъекта РФ и бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов.
Основания, условия предоставления, использования и возврата указанных бюджетных кредитов устанавливаются соответствующим законом о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти (муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального района).
Напомним, что согласно статье 93.2 БК РФ бюджетный кредит может быть предоставлен субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу только в том случае, если они не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием). Юридические лица, кроме того, не должны также иметь просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему РФ, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).
По общему правилу, к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство РФ.
Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.
Бюджетный кредит предоставляется только при условии, если заемщик предоставит обеспечение исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением). Исключение составляют случаи, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект РФ.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 93.2 БК РФ способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором, могут быть только:
– банковские гарантии;
– поручительства;
– государственные или муниципальные гарантии;
– залог имущества.
При этом размер обеспечения должен составлять не менее 100% предоставляемого кредита.
Закон № 310-ФЗ приостановил действие данного абзаца до 1 января 2011 г. в части размера предоставляемого обеспечения при предоставлении государственных гарантий субъектов РФ. Иными словами, в случае, если субъект РФ предоставляет государственную гарантию в качестве обеспечения исполнения обязательств юридического лица или муниципального образования, то размер гарантии может быть менее 100% предоставляемого кредита.
Представляется, что данное нововведение не очень корректно, поскольку в таком случае утрачивается смысл обеспечения.
Напомним, что государственная или муниципальная гарантия (государственная гарантия РФ, государственная гарантия субъекта РФ, муниципальная гарантия) – это вид долгового обязательства, в силу которого гарант (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование) обязан при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.
Закон № 310-ФЗ установил также, что до 1 января 2011 г. при предоставлении государственных гарантий субъектов РФ предоставляется обеспечение регрессных требований гаранта к принципалу. Размер таких требований устанавливается законом субъекта РФ.
Цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов устанавливаются при утверждении соответствующего бюджета. Эта норма закреплена в статье 93.2 БК РФ.
Закон № 310-ФЗ установил особенности предоставления бюджетных кредитов до 1 января 2011 г. в отношении некоторых юридических лиц. А именно бюджетные кредиты могут предоставляться за счет средств бюджетов субъектов РФ, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, юридическим лицам для целей закупки и доставки топлива в соответствующие субъекты РФ.
Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) утвержден Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 402.

Межбюджетные трансферты
 
Согласно статье 6 БК РФ межбюджетные трансферты – это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Закон № 310-ФЗ внес в главу 16 «Межбюджетные трансферты» некоторые изменения. Они касаются межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ.
Напомним, что согласно статье 135 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:
– дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);
– субсидий местным бюджетам;
– субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов РФ;
– иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений

Дотациями являются межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
Согласно статье 137 БК РФ в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения в бюджете субъекта РФ предусматриваются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений.
Право на получение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений имеют все городские поселения (включая городские округа) и сельские поселения субъекта РФ, за исключением тех, в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законом субъекта РФ.
Размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений определяется для каждого поселения (включая городские округа) субъекта РФ исходя из численности жителей поселения в расчете на одного жителя.
Закон № 310-ФЗ дополнил данную норму.
Установлено, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в части, касающейся предоставления дотаций поселениям (за исключением городских округов), могут полностью или частично распределяться между указанными поселениями исходя из уровня их расчетной бюджетной обеспеченности. Право на получение таких дотаций имеют все городские и сельские поселения (за исключением городских округов) субъекта РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений (за исключением городских округов).
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселений определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом городского или сельского поселения (за исключением городских округов), исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала) и аналогичного показателя в среднем по городским и сельским поселениям (за исключением городских округов) данного субъекта РФ. При этом учитываются различия в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторах и условиях, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя.
Определение уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений производится по единой методике, которая должна обеспечивать сопоставимость налоговых доходов городских и сельских поселений (за исключением городских округов), перечня бюджетных услуг и показателей, характеризующих факторы и условия, влияющие на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя.
При определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений (за исключением городских округов) не допускается использование показателей фактических доходов и расходов за отчетный период и (или) показателей прогнозируемых доходов и расходов бюджетов отдельных поселений.
При составлении и (или) утверждении бюджета субъекта РФ дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений в бюджеты поселений от налога на доходы физических лиц. Внесено дополнение, согласно которому замена дотаций может быть осуществлена только по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
Установлено, что дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц устанавливаются на срок не менее трех лет. Изменение указанных нормативов отчислений в бюджеты поселений в течение текущего финансового года не допускается.
Средства, полученные поселением по дополнительному нормативу отчислений от налога на доходы физических лиц сверх объема расчетной дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (части расчетной дотации), изъятию в бюджет субъекта РФ и (или) учету при последующем распределении финансовой помощи местным бюджетам не подлежат.
Однако и потери бюджета поселения в связи с получением средств по дополнительному нормативу отчислений от налога на доходы физических лиц в объеме ниже расчетной дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (части расчетной дотации) компенсации из бюджета субъекта РФ и (или) учету при последующем распределении межбюджетных трансфертов местным бюджетам не подлежат.
 
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
муниципальных районов (городских округов)

 
Статья 138 БК РФ определяет порядок предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов). Они предусматриваются в бюджете субъекта РФ в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) образуют региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).
В статью 138 БК РФ внесены изменения, устанавливающие порядок предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), аналогичный порядку предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, предусмотренному статьей 137 БК РФ.

Иные межбюджетные трансферты из бюджетов
поселений бюджетам муниципальных районов


Глава 16 БК РФ «Межбюджетные трансферты» дополнена статьей 142.5 БК РФ «Иные межбюджетные трансферты из бюджетов поселений бюджетам муниципальных районов». Установлено, что в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа поселения, принимаемыми в соответствии с требованиями БК РФ, бюджетам муниципальных районов могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджетов поселений.

Порядок использования межбюджетных трансфертов
в очередном финансовом году


Расширен перечень межбюджетных трансфертов, не использованных в текущем финансовом году и использовать которые разрешено в очередном финансовом году.
Соответствующие изменения внесены в статью 242 БК РФ «Завершение текущего финансового года».
Согласно внесенному в пункт 5 данной статьи дополнению межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, не использованные в текущем финансовом году, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели.
Главный распорядитель средств бюджета, из которого были предоставлены межбюджетные трансферты, может установить, что потребность в данных средствах отсутствует. Тогда остаток указанных межбюджетных трансфертов подлежит возврату в доходы бюджета, из которого они были предоставлены.
В случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом с соблюдением общих требований, установленных Минфином России.
Напомним, что общие требования к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субвенций и субсидий, утверждены приказом Минфина России от 17 января 2008 г. № 6н.
 
Бюджетные полномочия главного распорядителя
бюджетных средств

 
Согласно статье 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
– обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
– формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;
– ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
– осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;
– составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
– вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;
– вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;
– определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений;
– обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных Бюджетным кодексом РФ, условий, установленных при их предоставлении;
– организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;
– формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;
– осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
1 января 2009 г. вступил в силу подпункт 9, согласно которому бюджетным полномочием главного распорядителя является также формирование государственных (муниципальных) заданий.
Закон № 310-ФЗ дополнил перечень бюджетных полномочий главного распорядителя еще одним. Главный распорядитель несет соответственно от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений).
К сожалению, субсидиарная ответственность главных распорядителей как одно из бюджетных полномочий не была закреплена, хотя и подразумевалась по смыслу пункта 3 статьи 158 БК РФ, который предписывает главному распорядителю представлять в суде интересы подведомственных бюджетных учреждений по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам данных учреждений.
Напомним, что в соответствии с пунктом 2 статьи 21 БК РФ перечни главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о соответствующем бюджете.

Размещение бюджетных средств
на банковских депозитах, передача бюджетных средств
в доверительное управление

 
Законом № 310-ФЗ переименована статья 236 БК РФ, которая называется теперь «Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, передача бюджетных средств в доверительное управление».
До 1 января 2009 г. данная статья несла в своем названии отрицание возможности всех этих действий, называясь «Недопустимость размещения бюджетных средств на банковских депозитах, передачи бюджетных средств в доверительное управление». В то же время пункт 2 данной статьи предусматривал такую возможность для Российской Федерации и субъектов РФ, не получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов РФ.
Согласно внесенным в текст статьи изменениям размещать бюджетные средства на банковских депозитах, получать дополнительный доход в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передавать полученный доход в доверительное управление по-прежнему сможет Российская Федерация. Кроме того, субъекты РФ, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, могут размещать бюджетные средства на банковских депозитах.
Напомним, что консолидированный бюджет – это свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Порядок размещения бюджетных средств на банковские депозиты определяется соответственно Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, внесено дополнение в пункт 2 статьи 236 БК РФ. Согласно данному дополнению требования к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства бюджетов субъектов РФ на банковские депозиты, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством РФ к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.
Напомним, что Требования к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты, установлены Правилами размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2008 г. № 227.
Согласно данным правилам кредитные организации, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты, должны соответствовать следующим требованиям:
– наличие у кредитной организации генеральной лицензии Банка России на осуществление банковских операций;
– наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 5 000 000 000 руб. по имеющейся в Банке России отчетности на день проверки соответствия кредитной организации данным требованиям;
– наличие у кредитной организации рейтинга долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «ВВ–» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor’s) либо не ниже уровня «Ва3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody’s Investors Service);
– отсутствие у кредитной организации просроченной задолженности по банковским депозитам, ранее размещенным в ней за счет средств федерального бюджета;
– участие кредитной организации в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
Следует иметь в виду, что введенная норма о необходимости соответствия кредитных организаций, на банковских депозитах которых будут размещаться средства бюджетов субъектов РФ, требованиям, установленным Правительством РФ к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета, распространяется только на отношения, возникшие после 1 января 2009 г. Такая норма закреплена в статье 3 Закона № 310-ФЗ.
Закон № 310-ФЗ установил также, что субъекты РФ могут размещать бюджетные средства на банковских депозитах не более чем на шесть месяцев. Эта норма также распространяется только на отношения, возникшие после 1 января 2009 г.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ несут ответственность за обеспечение возврата средств соответственно в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.
Таковы основные изменения, внесенные в Бюджетный кодекс РФ с 1 января 2009 г. Законом № 310-ФЗ.
 
На главную >

О журналах

Электронные
журналы

Подписаться

Архив
статей

Размышления
у картины

Галерея

Программы
 
Поделиться: