click fraud detection

Комментарии к изменениям
налогового законодательства


(из архива статей БиНО за май 2009 года)
 
С.В. Балдина,
генеральный директор
Центра финансовых экспертиз (г. Санкт-Петербург),
М.С. Мухин,
президент, главный эксперт-координатор
Центра финансовых экспертиз (г. Санкт-Петербург)
 
Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 224-ФЗ) в налоговое законодательство России внесены масштабные изменения. Некоторые из этих изменений уже вступили в силу, остальные поправки вступят в силу в ближайшее время. Сегодня мы поговорим о том, что изменилось в налоговом законодательстве, а также к чему стоит подготовиться налогоплательщикам в будущем.
 
Законодательство о налогах и сборах
и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах

 
В статью 5 Налогового кодекса РФ введена новая норма, допускающая вступление в силу некоторых актов законодательства о налогах и сборах со дня их официального опубликования. Это касается актов, каким-либо образом улучшающих положение налогоплательщиков и иных обязанных лиц (пункты 3 и 4 статьи 5 НК РФ). В отношении остальных актов сохранен прежний порядок вступления в силу – не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа месяца очередного налогового периода по соответствующему налогу. Нововведение вступило в силу с 1 октября 2008 г.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов

С 1 января 2010 г. в абзац 3 пункта 1 статьи 54 НК РФ, регулирующей общие вопросы исчисления налоговой базы, вводится новая норма, уточняющая порядок исправления ошибок в периоде их выявления (то есть при невозможности установить период совершения ошибки). Так, с 1 января 2010 г. налогоплательщик сможет провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за период, в котором выявлены ошибки, относящиеся к прошлым периодам и приведшие к излишней уплате налога. До вступления в силу новой нормы указанный способ применяется только в отношении ошибок, приведших к неполной уплате налога.
Изменения, внесенные в статью 59 НК РФ, связаны с последствиями финансового кризиса. Указанная статья дополнена пунктом 3, который устанавливает, что суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, списанные со счета налогоплательщика, но не перечисленные в бюджетную систему, могут быть признаны безнадежными к взысканию и быть списаны, если банк, через который проводился платеж, ликвидирован. Таким образом, состав безнадежных долгов по налогам и сборам дополнен суммами, уплаченными через так называемые «проблемные банки».
 
Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени

Глава 9 НК РФ дополнена статьей 64.1, регулирующей порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов по решению министра финансов РФ. Так, отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов, а также пеней и штрафов по ним может быть предоставлена, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10000000000 руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.
Организация, претендующая на получение отсрочки или рассрочки по уплате налогов, должна обратиться в Минфин России с заявлением и приложить к нему следующие документы:
–справку налогового органа о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;
–предполагаемый график погашения задолженности;
–документы и сведения, свидетельствующие об угрозе возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий в случае единовременного погашения задолженности;
–письменное согласие организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, связанных с рассмотрением заявления организации.
Копию заявления необходимо направить в налоговый орган по месту учета организации.
Решение по заявлению организации принимается в течение одного месяца со дня его получения. На сумму задолженности, в отношении которой принято решение об отсрочке или рассрочке, начисляются проценты по ставке, равной 1/2 ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.
Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов по решению министра финансов РФ может быть предоставлена на срок, не превышающий пяти лет (абзац 3 пункта 1 статьи 64 НК РФ).
Таким образом, право изменять сроки уплаты налогов и сборов предоставлено не только Правительству России, но и, в определенных случаях, министру финансов РФ.
Внесены изменения в пункт 1 статьи 67 НК РФ, регулирующей порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита. Указанный пункт дополнен подпунктом 4, в соответствии с которым инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организациям, выполняющим государственный оборонный заказ.
 
Способы обеспечения исполнения обязанностей
по уплате налогов и сборов

 
Статья 76 НК РФ регулирует вопросы приостановления операций по счетам налогоплательщика в банках. В указанную статью внесены следующие изменения:
1)расширен перечень оснований для приостановления операций по банковскому счету. Указанная мера будет применяться для обеспечения исполнения решений о взыскании не только налога или сбора, но также сумм пеней и штрафов;
2)с 1 января 2009 г. банк может списывать с заблокированного за неуплату налогов счета денежные средства для уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Раньше это было возможно только после отмены решения налоговиков о приостановлении операций. Однако с 1 января 2009 г. вступили в силу положения Закона № 224-ФЗ, благодаря которым приостановление операций по счету не распространяется на операции по списанию денежных средств в счет уплаты страховых взносов и по их перечислению в бюджетную систему РФ. Соответствующие поправки внесены в пункт 1 статьи 76 НК РФ. Об этом Минфин России сообщает сразу в двух письмах от 4 декабря 2008 г. – № 03-02-07/1-494 и № 03-02-07/1-495;
3)срок для отмены приостановления операций по банковскому счету устанавливается в качестве одного дня (а не операционного дня, как ранее). Согласно пункту 6 статьи 6.1 НК РФ под днем в данном случае следует понимать рабочий день;
4)способы отмены приостановления операций по банковскому счету становятся более гибкими. Помимо вручения соответствующего решения под расписку представителю банка и его направления в банк по электронной почте допустим любой способ, свидетельствующий о получении решения банком;
5)установлен срок для вручения налогоплательщику копии решения об отмене приостановления операций по банковскому счету – не позднее дня, следующего за днем принятия решения;
6)с 1 января 2010 г. в статью 76 НК РФ вводится новый пункт 9.2, согласно которому за нарушение налоговым органом срока отмены приостановления операций по банковскому счету на сумму остатка денежных средств в пользу налогоплательщика будут начисляться проценты, исчисленные по ставке рефинансирования Банка России.

Налоговый контроль

В статью 88 НК РФ внесены поправки, изменяющие порядок проведения камеральной налоговой проверки. В частности изменен порядок исчисления срока проведения камеральной налоговой проверки. Трехмесячный срок будет исчисляться со дня представления собственно налоговой декларации, а не декларации и прилагаемых к ней документов. Поскольку в ряде случаев конкретный перечень документов, прилагаемых к налоговой декларации, не оговорен, ранее действовавшая редакция пункта 2 статьи 88 НК РФ позволяла налоговым органам затягивать камеральную налоговую проверку на неопределенные сроки. Достаточно было в любое время направить налогоплательщику требование о представлении дополнительных документов к декларации и можно было считать, что камеральная проверка еще и не начиналась. С 1 января 2009 г. налоговым органам придется работать более четко, укладываясь с камеральной проверкой в трехмесячный срок с момента представления налоговой декларации, успевая в данный период истребовать у налогоплательщика и изучить все дополнительные документы.
Механизм истребования документов, в том числе жесткий 10-дневный срок для их представления налогоплательщиком, установлен статьей 93 НК РФ. Ответственность за непредставление документов в установленный срок содержится в статье 126 НК РФ. То есть у налогового органа есть все рычаги влияния на налогоплательщиков в плане своевременного получения необходимых документов при проведении камеральной проверки. Поэтому привязывать срок начала камеральной проверки ко дню представления документов, прилагаемых к декларации, а не самой декларации, в условиях нормальной работы налоговых органов нет необходимости.
Также статья 88 НК РФ дополнена пунктом 9.1, в котором нормативно закреплен принцип возобновления срока проведения камеральной налоговой проверки в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации во время проверки первоначальной декларации. При этом специально оговаривается возможность использования налоговым органом документов, полученных в ходе прекращенной налоговой проверки.
Изменения коснулись и статьи 100 НК РФ «Оформление результатов налоговой проверки». Установлен срок для вручения налогоплательщику копии акта налоговой проверки – в течение пяти дней с даты оформления указанного акта.
В пункт 4 статьи 101 НК РФ введены новые принципы оценки доказательств, полученных в рамках налоговой проверки:
–допускается использование доказательств, полученных вне рамок налоговой проверки: истребованных у налогоплательщика ранее, представленных в ходе иных налоговых проверок, иных документов, имеющихся у налогового органа;
–запрещается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ (при этом требование к допустимости доказательств, содержащееся в пункте 4 статьи 82 НК РФ, является более жестким);
–оговаривается возможность использования доказательств, представленных в налоговый орган с нарушением сроков, установленных Налоговым кодексом РФ.
Также в пункте 9 статьи 101 НК РФ установлен срок для вручения налогоплательщику решения по результатам налоговой проверки – в течение пяти дней после дня вынесения решения.
Принципы оценки доказательств, установленные для проведения налоговой проверки, применяются и при производстве по делу о налоговом правонарушении (пункт 7 статьи 101.4 НК РФ).
 
Виды нарушений банком обязанностей,
предусмотренных законодательством о налогах и сборах,
и ответственность за их совершение

Внесены изменения в статью 132 НК РФ, определяющую ответственность банка за нарушение порядка открытия счета налогоплательщику. А именно увеличены штрафы за нарушение банком порядка открытия счета (с 10 000 до 20 000 руб.) и за несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета (с 20 000 до 40 000 руб.). Помимо этого, введена ответственность за несообщение банком налоговому органу информации об изменении реквизитов счета.
В новой редакции изложена статья 133 НК РФ. Санкции за нарушение срока исполнения поручений о перечислении налога (сбора) теперь распространяются и на нарушения срока исполнения поручений о перечислении авансовых платежей по налогам (сборам), пеней и штрафов.
Внесены дополнения в статью 134 НК РФ – санкции за неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по банковскому счету будут применяться, если поручение налогоплательщика связано с исполнением обязанности по уплате не только налога (сбора), но и авансовых платежей по налогам (сборам), пеней и штрафов.
Санкции за неисполнение поручений о перечислении налога (сбора) распространены на нарушения срока исполнения поручений о перечислении авансовых платежей по налогам (сборам), пеней и штрафов (статья 135 НК РФ).
Изменения, введенные в статью 135.1 НК РФ, расширили сферу применения ответственности банка за непредставление в налоговый орган справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган. Соответствующие санкции будут применяться также в случае представления информации с нарушением срока и в случае представления недостоверной информации.

Налог на добавленную стоимость

Внесены дополнения в подпункт 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в которой поименованы операции, не подлежащие обложению (освобождаемые от обложения) налогом на добавленную стоимость. Теперь освобождена от НДС реализация лома и отходов не только цветных, но и черных металлов.
Согласно новой редакции подпункта 7 статьи 150 НК РФ освобожден от НДС ввоз на таможенную территорию РФ технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации. Данная льгота начнет применяться не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость, следующего за налоговым периодом, в котором вступило в силу постановление Правительства РФ, утверждающее соответствующий перечень.
С 1 апреля 2009 г. вступает в силу пункт 5.1 статьи 154 НК РФ, введенный Федеральным законом от 4 декабря 2008 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Указанным пунктом установлено, что налоговую базу по налогу на добавленную стоимость при реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками НДС, с 1 апреля 2009 г. необходимо определять как разницу между ценой продажи и ценой приобретения. При этом налог нужно исчислять по расчетной налоговой ставке. Согласно статье 164 НК РФ налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной налоговым законодательством (10 или 18%), к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

Налоговые агенты

В статье 161 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по НДС налоговыми агентами. Законом № 224-ФЗ в данную статью введены новые абзацы, а некоторые пункты изложены в новой редакции. Так, пункт 3 статьи 161 НК РФ дополнен абзацем, согласно которому вводится статус налоговых агентов для покупателей государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями (имущества казны). При этом указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Также статус налоговых агентов вводится для организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих имущество должников по решению суда (пункт 4 статьи 161 НК РФ).
В пункте 5 статьи 161 НК РФ уточнены условия, при которых иностранные юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории РФ, приобретают статус налоговых агентов:
–налоговыми агентами признаются только те организации и индивидуальные предприниматели, которые состоят на учете в налоговых органах;
–статус налоговых агентов возникает при реализации не только товаров, но также работ, услуг и имущественных прав.

НДС по ставке 0%

Нововведения коснулись также и порядка подтверждения права на получение возмещения при обложении НДС по ставке 0%. В статью 165 НК РФ внесены уточнения, определяющие порядок и условия представления в налоговый орган в отдельных случаях реестра таможенных деклараций вместо таможенных деклараций (их копий). Порядок представления реестра таможенных деклараций определяет Минфин России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Кроме того, статьей 3 Закона № 224-ФЗ Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (далее – Закон № 118-ФЗ) дополнен новой статьей 27.3. Согласно нововведенной статье срок представления документов, подтверждающих нулевую ставку, увеличивается на 90 дней, если товары помещены под соответствующие таможенные режимы в период с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г.

Предъявление сумм НДС покупателям
и оформление счета-фактуры


В статье 168 НК РФ, определяющей порядок предъявления сумм НДС покупателям, можно отметить следующие изменения:
1)на налогоплательщиков, получивших суммы предварительной оплаты, возложены обязанности предъявлять покупателям сумму НДС, исчисленную по расчетной ставке (пункт 1), а также выставлять счета-фактуры (пункт 3);
2)на налоговых агентов – арендаторов и покупателей государственного и муниципального имущества, а также контрагентов иностранных юридических лиц возложена обязанность самостоятельно составлять счета-фактуры;
3)отменен абзац 2 пункта 4, на котором налоговые органы основывали свои требования о перечислении НДС отдельными платежными поручениями (при осуществлении товарообменных операций, расчетов с использованием ценных бумаг и при зачетах взаимных требований). Аналогичная поправка внесена в статью 172 НК РФ.
Изменения, произошедшие в статье 169 НК РФ «Счет-фактура», обусловлены требованием налогового законодательства исчислять НДС и выставлять счета-фактуры при получении предварительной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). В соответствии с этим разграничиваются требования к заполнению счетов-фактур в зависимости от их назначения. Перечень обязательных реквизитов для счетов-фактур, составляемых при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяется пунктом 5 статьи 169 НК РФ. Перечень таких реквизитов для счетов-фактур, составляемых при получении предварительной оплаты, устанавливается пунктом 5.1 статьи 169 НК РФ, который введен Законом № 224-ФЗ. При этом вторая категория счетов-фактур содержит более узкий перечень обязательных реквизитов (отсутствуют: реквизиты грузоотправителя и грузополучателя; количество поставляемых товаров, работ, услуг; цена; сумма акциза; стоимость товаров, работ, услуг с учетом налога; страна происхождения товара; номер ГТД).
Статья 170 НК РФ регулирует порядок отнесения сумм НДС на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг). Пункт 3 статьи 170 НК РФ дополнен новым подпунктом 3, корреспондирующим с поправками в статьи 168 и 169 НК РФ. Данный подпункт возлагает на покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав) обязанность восстановить сумму НДС, предъявленную ему поставщиком. Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету в отношении оплаты или частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) и передачи имущественных прав. Фактически речь идет об одновременном (в рамках одного налогового периода) формировании налогового вычета и его восстановлении налогоплательщиком.

Налоговые вычеты

Статья 171 НК РФ «Налоговые вычеты» дополнена пунктом 12, предусматривающим включение в состав налоговых вычетов сумм налога, уплаченных в составе сумм предварительной оплаты.
Также внесены изменения в статью 172 НК РФ, определяющую порядок применения налоговых вычетов. В частности, отменена норма, обязывавшая налогоплательщиков перечислять НДС отдельным платежным поручением при использовании в расчетах собственного имущества.
В новой редакции изложен пункт 5 статьи 172 НК РФ, согласно которому налоговые вычеты, исчисленные при осуществлении строительно-монтажных работ для собственного потребления, производятся не по мере уплаты налога в бюджет, а в последний день налогового периода, в котором определена соответствующая налоговая база.
Весьма спорная норма введена вместе с пунктом 9 статьи 172 НК РФ. Согласно новой норме вычет сумм налога, уплаченных в составе сумм предварительной оплаты, производится не только на основании счетов-фактур и соответствующих платежных документов, но и при наличии договора, предусматривающего перечисление сумм предварительной оплаты.

Возмещение НДС

В новой редакции статьи 176 НК РФ уточнен характер решений, принимаемых по результатам камеральных налоговых проверок налоговых деклараций, предусматривающих возмещение НДС.
Теперь одновременно с решением о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган должен принять решение о полном возмещении или об отказе в полном возмещении суммы налога, заявленной налогоплательщиком к возмещению. В случае если налоговый орган принял решение о частичном возмещении суммы НДС, одновременно должно быть принято решение об отказе в возмещении части суммы налога, заявленной к возмещению.

Налог на доходы физических лиц

Изменения, внесенные в главу 23 НК РФ, коснулись статьи 220 «Имущественные налоговые вычеты» и статьи 228 «Особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов. Порядок уплаты налога».
Согласно изменениям, произошедшим в статье 220 НК РФ, увеличена предельная сумма имущественного налогового вычета при приобретении жилой недвижимости – с 1000000 до 2000000 руб. При этом необходимо обратить внимание на то, что данной норме придана обратная сила – она применяется с 1 января 2008 г. (пункт 6 статьи 9 Закона № 224-ФЗ).
В статье 228 НК РФ уточнен перечень физических лиц, обязанных представлять налоговые декларации. В частности к ним отнесены лица, получившие доход от продажи имущественных прав (в первую очередь имеются в виду граждане, получившие доходы от уступки прав в долевом строительстве).
Поправка, внесенная в подпункт 7 пункта 1 статьи 228 НК РФ, позволит налоговым органам требовать у налоговых агентов удержания НДФЛ при выдаче подарков (в 2008 г. физические лица, получающие подарки от юридических лиц, обязаны декларировать доход и уплачивать налог самостоятельно).
 
Налог на прибыль организаций

В главу 25 НК РФ снова внесено множество изменений. Изменения внесены как Законом № 224-ФЗ, так и Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 305-ФЗ).
В подпункт 32 пункта 1 статьи 251 НК РФ внесены дополнения: в состав доходов, не учитываемых при налогообложении, включена стоимость капитальных вложений в объекты основных средств, полученные по договору безвозмездного пользования.
Дополнен перечень расходов вновь созданных и реорганизованных организаций: в расходы теперь включается стоимость неимущественных прав, которые имеют денежную оценку (пункт 2.1 статьи 252 НК РФ).
В пункте 2 статьи 254 НК РФ теперь разъяснено, по какой стоимости отражать списание материалов и прочего имущества, полученных не только при демонтаже или разборке, но и при ремонте основных средств. Данные расходы должны оцениваться как сумма налога, исчисленная с дохода при оприходовании имущества.

Амортизируемое имущество

В новой редакции изложен пункт 1 статьи 257 НК РФ, устанавливающей порядок определения стоимости амортизируемого имущества. В частности установлен порядок определения первоначальной стоимости основных средств, которые выявлены в результате инвентаризации. Так, первоначальная стоимость основных средств, выявленных при инвентаризации, определяется исходя из рыночных цен. Амортизация по таким основным средствам начисляется и признается при налогообложении в общеустановленном порядке.
Изложенная полностью в новой редакции Законом № 224-ФЗ статья 258 НК РФ в большей части повторяет редакцию, созданную Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее – Закон № 158-ФЗ). Отметим внесенные новшества:
–во-первых, максимальный размер амортизационной премии увеличен с 10 до 30% по основным средствам со сроком полезного использования свыше 3 до 20 лет включительно, входящих в 3–7-ю амортизационные группы (пункт 9 статьи 258 НК РФ);
–во-вторых, введено правило о необходимости восстановления расходов (увеличения налоговой базы) на сумму ранее признанных расходов в виде амортизационной премии в случае реализации основных средств ранее, чем по истечении пяти лет с момента ввода их в эксплуатацию. Данной норме придана обратная сила, норма применяется для основных средств, введенных в эксплуатацию начиная с 1 января 2008 г. (абзац 4 пункта 9 статьи 258 НК РФ).
Статья 259 НК РФ, определяющая методы и порядок расчета сумм амортизации, также изложена полностью в новой редакции, которая в большей части повторяет редакцию, созданную Законом № 158-ФЗ. Новшеством является норма последнего абзаца пункта 1 статьи 259 НК РФ: новые правила начисления амортизации должны применяться ко всем основным средствам, независимо от даты их приобретения.
Текст статьи 259.3 НК РФ «Применение повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации» не изменен. Но статьей 3 Закона № 224-ФЗ внесена дополнительная статья 27.2 в Закон № 118-ФЗ. Согласно данной статье отмена понижающего коэффициента 0,5 к норме амортизации по дорогостоящим автомобилям и микроавтобусам (свыше 600000 и 800000 руб. соответственно) касается не только объектов, вводимых в эксплуатацию с 1 января 2009 г., но и ранее введенных в эксплуатацию объектов. При этом следует отметить, что раньше Минфин России категорически возражал против подобного применения таких правил амортизации.

Состав и учет расходов при расчете налога на прибыль

Внесены дополнения в пункт 1 статьи 261 НК РФ, согласно которым расширен перечень расходов на освоение природных ресурсов. Теперь в состав расходов у налогоплательщика, а не у землепользователя включаются компенсации, предусмотренные договорами (соглашениями) не только с органами местного самоуправления, но и с органами государственной власти субъектов РФ.
Также расширен перечень расходов на добровольное имущественное страхование. Новая редакция статьи 263 НК РФ позволяет учесть расходы на любые виды добровольного имущественного страхования, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности (подпункт 10 пункта 1 статьи 263 НК РФ). В составе расходов теперь также учитываются затраты на добровольное страхование ответственности по договору, обусловленное общепринятыми международными требованиями.
В соответствии с изменениями, внесенными в статью 265 НК РФ, учесть в составе внереализационных расходов недоначисленную по ликвидируемому имуществу амортизацию можно будет только при применении линейного метода начисления амортизации. При нелинейном методе, когда невозможно определить, какая сумма амортизации в составе суммарного баланса амортизационной группы относится к ликвидируемому объекту, никакие суммы во внереализационные расходы списывать нельзя. Объект исключается из состава амортизационной группы, но суммарный баланс по данной группе при этом не меняется.
Законом № 224-ФЗ приостановлено действие абзаца 4 пункта 1 статьи 269 НК РФ, определяющей особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам, до 31 декабря 2009 г. При этом установлено, что в период приостановления действия указанного абзаца при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом, составляет:
–при оформлении долгового обязательства в рублях – ставка рефинансирования Банка России, увеличенная в 1,5 раза;
–по долговым обязательствам в иностранной валюте – 22%.
Данная норма применяется также к процентам и суммовым разницам по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц.
Указанное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 г., но вступает в силу с 1 января 2009 г. Таким образом, воспользоваться данной нормой можно лишь в 2009 г. – при составлении годовой декларации за 2008 г. и подаче уточненной декларации за девять месяцев 2008 г., что может быть актуально для определения нового размера промежуточных авансовых платежей, подлежащих внесению в I квартале 2009 г.

Налоговые ставки и порядок исчисления налога

Законом № 224-ФЗ снижена ставка налога – с 24 до 20%. Снижение ставки произошло за счет федеральной части налога, ставка которого уменьшилась с 6,5 до 2,5%.
Согласно Закону № 305-ФЗ регионам дополнительно передали 0,5% налога на прибыль. Таким образом, с 1 января 2009 г. налог исчисляется по ставкам: 2% – в федеральный бюджет и 18% – в бюджет субъекта РФ (пункт 2 статьи 284 НК РФ).
Статья 288 НК РФ определяет особенности исчисления и уплаты налога на прибыль налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения. В пункт 2 статьи 288 НК РФ введен новый абзац, согласно которому организации, перешедшие на начисление амортизации нелинейным методом в целях распределения налога на прибыль между обособленными подразделениями, вправе определять остаточную стоимость имущества по данным бухгалтерского учета. Также отметим, что организации могут воспользоваться формулой определения остаточной стоимости, приведенной в пункте 1 статьи 257 НК РФ (в редакции Закона № 158-ФЗ). Выбранный показатель должен быть закреплен в учетной политике организации.

Налоговый учет

Пункт 3 статьи 325 НК РФ «Порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов» изложен в новой редакции. Теперь при признании расходов на освоение природных ресурсов (геологопоисковые или геологоразведочные работы) налогоплательщикам предоставлено право учитывать затраты по договору с подрядчиком в составе прочих расходов с 1-го числа месяца, в котором подписан соответствующий акт выполненных работ или этапов работ по договору. Напомним, что ранее указанные расходы можно было учитывать с 1-го числа месяца, в котором подписан последний акт выполненных работ по договору.
 
На главную >

О журналах

Электронные
журналы

Подписаться

Архив
статей

Размышления
у картины

Галерея

Программы
 
Поделиться: