click fraud detection

Как доводятся средства
федерального бюджета в 2008 году

(из архива статей БиНО за июнь 2008 года)
 
Е.А. Король,
 советник государственной
гражданской службы РФ III класса,
Управление Федерального казначейства
по Хабаровскому краю,
к.э.н.

 
Как известно, бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов доводятся до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета через органы Федерального казначейства.
Такой порядок был установлен приказом Минфина России от 10 июня 2003 г. № 50н «Об утверждении Порядка организации работы по доведению через территориальные органы Федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета» (далее – Приказ № 50н) и вводился поэтапно по мере готовности информационно-технических средств территориальных органов Федерального казначейства. Начиная с 1 января 2005 г. все бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) и объемы финансирования расходов (ОФР) доводятся до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета только через органы Федерального казначейства.
В связи с тем что с 1 января 2008 г. действует новая, значительно обновленная в части регулирования бюджетного процесса редакция Бюджетного кодекса РФ, многие нормативные правовые акты претерпели изменения с целью приведения их в соответствие с БК РФ. Коснулись изменения и Приказа № 50н.
Приказом Минфина России от 12 ноября 2007 г. № 102н «О внесении изменений в приказ Минфина России от 10.06.2003 г. № 50н “Об утверждении Порядка организации работы по доведению через территориальные органы Федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета”» (далее – Приказ № 102н) Порядок организации работы по доведению через органы Федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета, утвержденный Приказом № 50н, изложен в новой редакции. И называется он теперь «Порядок доведения через Федеральное казначейство и его территориальные органы объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования расходов федерального бюджета» (далее – Порядок).
Приказ № 102н, как и обновленный БК РФ, действует с 1 января 2008 г.
Однако нужно иметь в виду, что утвержденный Приказом № 102н Порядок по доведению бюджетных ассигнований, ЛБО и ОФР до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета будет действовать лишь с 1 января по 31 декабря 2008 г. Это установлено статьей 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 63-ФЗ).
С 1 января 2009 г. будет установлен новый порядок доведения бюджетных ассигнований, ЛБО и ОФР. Установит его не Минфин России, а Федеральное казначейство.
Но до нового года еще немало времени. А поэтому имеет смысл напомнить действующий Порядок, сделав акцент на внесенных Приказом № 102н изменениях.

Изменения в Преамбуле приказа

Прежде чем говорить об изменении Порядка доведения бюджетных ассигнований, ЛБО и ОФР, хотелось бы обратить внимание на изменение Преамбулы Приказа № 50н, объясняющей цель введения такого Порядка.
Уточнено, что Порядок утвержден не в соответствии с БК РФ, как было ранее, а в соответствии со статьей 5 Закона № 63-ФЗ.
Как уже было отмечено, согласно норме данной статьи с 1 января по 31 декабря 2008 г. бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств будут доводиться до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета в порядке, установленном Минфином России, то есть в соответствии с Приказом № 102н.

Отличительные особенности нового Порядка

Напомним, что Порядок, утвержденный Приказом № 50н, регламентировал вопросы организации работы по доведению через территориальные органы Федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, ЛБО и ОФР федерального бюджета в валюте Российской Федерации.
Порядок, утвержденный Приказом № 102н, регламентирует вопросы доведения через Федеральное казначейство и его территориальные органы объемов бюджетных ассигнований, ЛБО и предельных объемов финансирования федерального бюджета (далее – объемы финансирования расходов) не только в валюте РФ.
Теперь для осуществления отдельных расходов федерального бюджета объемы бюджетных ассигнований, ЛБО и предельные объемы финансирования федерального бюджета доводятся в иностранной валюте.
Расходы в иностранной валюте осуществляют главные администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета и главные распорядители средств федерального бюджета, имеющие право в соответствующем финансовом году получать от Федерального казначейства средства федерального бюджета в иностранной валюте.
Перечень таких администраторов и главных распорядителей представляет в Федеральное казначейство Минфин России.
Кроме того, теперь закреплена возможность выбора порядка представления документов.
Так, при доведении до главных распорядителей, распорядителей, получателей, иных получателей через органы Федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, ЛБО и объемов финансирования расходов документы теперь можно представлять на бумажных носителях с одновременным представлением информации на машинном носителе без электронной цифровой подписи (далее – на бумажных носителях).
При наличии электронного документооборота между главным распорядителем, распорядителем, получателем (иным получателем) и органом Федерального казначейства порядок представления документов с применением электронной цифровой подписи по системе электронного документооборота (далее – в электронном виде) определяется соответствующим договором (соглашением) об обмене электронными документами.
Отметим, что согласно действовавшему до 1 января 2008 г. Порядку нужно было обязательно представлять указанную информацию одновременно и на бумажном носителе, и в электронном виде.
Из нового Порядка исключен пункт, содержащий суть используемых в Порядке понятий. Термины и понятия, используемые в Порядке, приведены в соответствие с БК РФ.

Казначейские уведомления
 
Принцип доведения до главных распорядителей средств федерального бюджета объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов не изменился.
Как и ранее, Федеральное казначейство, исходя из сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств, направляет главным распорядителям казначейские уведомления об объемах бюджетных ассигнований, лимитах бюджетных обязательств и объемах финансирования расходов. Форма казначейского уведомления приведена в приложении 2 к Порядку.
Данная информация поступает в Федеральное казначейство из Минфина России на бумажном носителе или в электронном виде.
Федеральное казначейство оформляет казначейское уведомление в трех экземплярах (один – главному распорядителю, второй и третий – Федеральному казначейству) и доводит его до главного распорядителя также на бумажном носителе или в электронном виде.
Внесено дополнение о том, что в случае нахождения главного распорядителя за пределами города Москвы Федеральное казначейство направляет главному распорядителю казначейское уведомление в электронном виде. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации о государственной тайне, казначейское уведомление направляется на бумажном носителе.
Казначейское уведомление формируется в полном или в сокращенном формате. Но если ранее было установлено, что казначейское уведомление полного формата формируется не реже четырех раз в год (в начале каждого квартала финансового года), то теперь оно представляется главному распорядителю в начале каждого квартала финансового года по его запросу.
В течение текущего квартала финансового года составляется казначейское уведомление сокращенного формата.

Расходные расписания

Не изменился и принцип доведения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов распорядителям и получателям средств федерального бюджета.
 Главные распорядители уведомляют находящихся в их ведении распорядителей и получателей о распределении лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов как отдельными документами – расходными расписаниями, так и в виде реестров расходных расписаний. Расходные расписания формируются по форме согласно приложению 3 к Порядку, а реестры расходных расписаний – по форме согласно приложению 4 к Порядку.
Главный распорядитель средств оформляет расходные расписания по каждому из находящихся в его ведении распорядителей и получателей бюджетных средств.
Расходные расписания главный распорядитель представляет в Федеральное казначейство в двух экземплярах на бумажном носителе или в электронном виде для доведения до распорядителей и получателей и отражения на лицевом счете главного распорядителя.
Внесено дополнение о том, что главный распорядитель, находящийся за пределами города Москвы, должен представлять расходные расписания или реестры расходных расписаний в Федеральное казначейство в электронном виде.
Федеральное казначейство осуществляет контроль расходных расписаний и отражает их на открытом главному распорядителю лицевом счете распорядителя. Контроль расходных обязательств означает, что ЛБО на финансовый год и объемы финансирования расходов с начала финансового года, которые главный распорядитель распределил по находящимся в его ведении распорядителям и получателям, а также себе как получателю, не должны превышать ЛБО и объемы финансирования расходов, которые доведены ему казначейскими уведомлениями.
Затем Федеральное казначейство направляет расходные расписания в электронном виде по принадлежности в органы Федерального казначейства по месту открытия соответствующих лицевых счетов распорядителям или получателям. При этом Федеральное казначейство направляет как отдельные расходные расписания главного распорядителя, так и расходные расписания, сформированные Федеральным казначейством на основе представленных главными распорядителями реестров расходных расписаний.
Орган Федерального казначейства по месту нахождения соответствующего лицевого счета распорядителя или получателя, которому адресовано расходное расписание, также осуществляет контроль поступившего расходного расписания. При отсутствии замечаний показатели расходного расписания отражаются на соответствующем лицевом счете распорядителя или получателя бюджетных средств.
Орган Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после поступления расходного расписания заверяет копию расходного расписания и одновременно с выпиской из лицевого счета выдает ее распорядителю (получателю) для уведомления его о поступивших ЛБО и ОФР.
Как и прежде, главный распорядитель (распорядитель) может отозвать неиспользованные или нераспределенные лимиты бюджетных обязательств на финансовый год и объемы финансирования расходов с начала финансового года, числящиеся на лицевых счетах нижестоящих распорядителей и получателей. Для осуществления данной операции оформляется следующее по порядку отдельное расходное расписание с указанием уменьшенных лимитов бюджетных обязательств, а также объемов финансирования расходов. При этом включать в реестр расходных расписаний отрицательное расписание не допускается.
Однако в 2008 г. данная норма приобретает особое значение, поскольку согласно новой редакции БК РФ главные распорядители должны довести через органы Федерального казначейства показатели бюджетной росписи и ЛБО до соответствующих подведомственных распорядителей и получателей средств федерального бюджета заранее, до начала текущего финансового года (статьи 217, 219.1 БК РФ).
Кроме того, бюджетные ассигнования, ЛБО и предельные объемы финансирования на 2008 г. должны были быть доведены уже в конце 2007 г. Такое требование установлено приказом Минфина России от 22 ноября 2007 г. № 114н «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета)».
Таким образом, в 2008 г. существуют следующие особенности доведения бюджетных назначений:
– главным распорядителям средств доводятся бюджетные ассигнования, ЛБО и предельные объемы финансирования, равные лимитам бюджетных обязательств на 2008 г.;
– распорядителям и получателям средств доводятся лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования, равные лимитам бюджетных обязательств на 2008 г.;
– главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета и администраторам источников финансирования дефицита бюджета доводятся бюджетные ассигнования и предельные объемы финансирования, равные бюджетным ассигнованиям на 2008 г.
При направлении «отрицательного» расходного расписания следует избегать типичных ошибок, возникающих у распорядителя. Так, он считает, что при представлении в орган Федерального казначейства «отрицательного» расходного расписания ЛБО и ОФР сразу же восстанавливаются на его распорядительный счет. И одновременно с «отрицательным» расходным расписанием распорядитель представляет «положительное» расходное расписание на распределение этих сумм ЛБО и ОФР другому получателю средств. Однако «положительное» расходное расписание не может быть принято к учету, поскольку фактически на счете распорядителя нет свободного остатка ЛБО и ОФР.
В данном случае необходимо помнить, что показатели «отрицательного» расходного расписания отражаются на лицевом счете распорядителя средств только после подтверждения принятия на учет данного расходного расписания территориальным органом Федерального казначейства по месту нахождения соответствующего лицевого счета распорядителя или получателя, которому адресовано расходное расписание.

Некоторые особенности доведения ЛБО
и объемов финансирования расходов

Больше всего дополнений и изменений внесено в раздел 4 Порядка «Некоторые особенности доведения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов».
В разделе, как и прежде, прописана процедура доведения ЛБО и ОФР до иных получателей. Для этого главный распорядитель (распорядитель) должен оформить расходные расписания по форме согласно приложению 3 к Порядку.
В связи с появлением новых видов лицевых счетов, предназначенных для учета операций со средствами федерального бюджета, выделяемыми в иностранной валюте, внесено дополнение о порядке доведения данных назначений (пункт 4.2).
Так, главный распорядитель доводит ЛБО и ОФР на лицевой счет получателя средств для осуществления операций в иностранной валюте расходными расписаниями с указанием в строке «специальные указания» – «V. объемы финансирования в иностранной валюте».
ЛБО и ОФР на лицевой счет иного получателя средств для осуществления операций в иностранной валюте главный распорядитель доводит путем представления в орган Федерального казначейства:
– расходных расписаний с указанием в строке «специальные указания» – «объемы финансирования в иностранной валюте»;
– заявлений на перевод средств федерального бюджета в иностранной валюте на счет главного распорядителя, открытый на балансовом счете № 40106 «Средства федерального бюджета, выделенные государственным предприятиям, организациям и учреждениям».
Из данного раздела Порядка исключены положения, касающиеся распределения ЛБО и объемов финансирования расходов при исполнении требований, содержащихся в исполнительных листах судебных органов по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета.

Наибольшая же часть изменений в данном разделе касается положений, связанных с реорганизацией. Пункт 4.4, в частности, устанавливает порядок передачи лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования расходов за текущий финансовый год при проведении мероприятий, связанных:
– с межведомственной реорганизацией, то есть с изменением статуса главного распорядителя, и (или) распорядителя, и (или) получателя, в связи с их передачей в ведение другого главного распорядителя (подпункт 4.4.1 Порядка);
 – внутриведомственной реорганизацией, то есть с изменением статуса распорядителя и (или) получателя, но не связанных с передачей в ведение другого главного распорядителя, передачей получателя в подчинение от одного вышестоящего распорядителя к другому или переводом распорядителя (получателя) в орган Федерального казначейства на территории другого субъекта РФ (подпункт 4.4.2 Порядка);
– ликвидацией, то есть с передачей получателя из ведения Российской Федерации в ведение субъекта РФ или муниципального образования, государственного внебюджетного фонда, с присоединением получателя к другому получателю (подпункт 4.4.5 Порядка).
Определен также порядок:
– передачи кассовых расходов реорганизуемого получателя средств федерального бюджета (подпункт 4.4.3 Порядка);
– передачи ЛБО, предельных объемов финансирования за текущий финансовый год при переводе распорядителя (получателя, иного получателя) средств федерального бюджета в другой орган Федерального казначейства на территории одного субъекта РФ (подпункт 4.4.4 Порядка).
Следует отметить, что в данном разделе Порядка нашли отражение письма Минфина России и Федерального казначейства за период с 2004 по 2007 гг., касающиеся проведения реорганизационных мероприятий. Так, после завершения мероприятий, связанных с присоединением и слиянием ФБУ, возникали проблемы в связи с тем, что главные распорядители (распорядители) представляли расходные расписания на отзыв ЛБО и предельных объемов финансирования за текущий финансовый год не в полном объеме, а только в сумме неиспользованного остатка учтенных на лицевом счете получателя показателей.
При этом использованные ЛБО и предельные объемы финансирования, а также произведенные в течение финансового года кассовые расходы оставались на лицевом счете получателя средств федерального бюджета реорганизуемого бюджетного учреждения. При этом отдельные органы Федерального казначейства закрывали лицевые счета получателей средств федерального бюджета при наличии на них указанных показателей.
В соответствии с новой редакцией Порядка (пункт 4.4.5) отзыв главным распорядителем (распорядителем) сумм неиспользованных остатков ЛБО и предельных объемов финансирования (без отзыва других показателей, отраженных на лицевом счете получателя) возможен только при ликвидации бюджетного учреждения, не связанной со слиянием или присоединением, то есть при отсутствии у ликвидируемого бюджетного учреждения правопреемника.
Использованные ЛБО и предельные объемы финансирования, а также произведенные в течение финансового года кассовые расходы учитываются на лицевом счете бюджетного учреждения до конца текущего финансового года, то есть до прекращения действия ЛБО и предельных объемов финансирования на 31 декабря текущего финансового года.

Новые приложения к Порядку

В связи с произошедшими изменениями Порядок дополнен следующими приложениями:
– № 20. Запрос-указание о приостановлении внесения изменений в лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов федерального бюджета, доведенные получателю средств федерального бюджета, участвующему в реорганизации;
– № 21. Справка о лимитах бюджетных обязательств и объемах финансирования расходов федерального бюджета, доведенных получателю средств федерального бюджета, участвующему в реорганизации;
– № 22. Акт приемки-передачи лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования расходов федерального бюджета, отраженных на лицевом счете распорядителя средств федерального бюджета;
– № 23. Акт приемки-передачи лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования расходов федерального бюджета, принятых на учет денежных обязательств и кассовых расходов, отраженных на лицевом счете получателя (иного получателя) средств федерального бюджета;
– № 24. Акт внутриказначейских расчетов;
– № 25. Лицевой счет получателя средств федерального бюджета для осуществления операций в иностранной валюте;
– № 26. Лицевой счет иного получателя средств федерального бюджета для осуществления операций в иностранной валюте;
– № 27. Выписка из лицевого счета получателя средств федерального бюджета для осуществления операций в иностранной валюте;
– № 28. Выписка из лицевого счета иного получателя средств федерального бюджета для осуществления операций в иностранной валюте;
– № 29. Справка о перечислении средств федерального бюджета с лицевого счета иного получателя средств федерального бюджета;
– № 30. Справка о перечислении средств федерального бюджета с лицевого счета иного получателя средств для осуществления операций в иностранной валюте;
– № 31. Акт приемки-передачи кассовых и фактических расходов при реорганизации бюджетных учреждений.
В разделе 5 Порядка приведены указания по заполнению документов по измененным и новым формам.
 
На главную >

О журналах

Электронные
журналы

Подписаться

Архив
статей

Размышления
у картины

Галерея

Программы
 
Поделиться: